Этапы эмиссии денег. Специфика современной денежной системы рф. Эмиссия банковских карт в России

Для более глубокого понимания сущности Центрального банка необходимо дать определение этому субъекту финансовой системы. В Большом экономическом словаре, в частности, указано, что это государственное кредитное учреждение, наделённое правом выпуска банкнот, регулирования денежного обращения, кредита и валютного курса, хранения официального золотовалютного резерва. Является “банком банков”, агентом правительства при обслуживании госбюджета.

В банковской системе России ЦБ РФ определён как главный банк страны и кредитор последней инстанции. Функции Центрального банка как кредитора последний инстанции заключаются в том, что он обязан кредитовать коммерческие банки с целью поддержания их кредитного и расчетного потенциала. Поскольку, исходя из природы коммерческого банка, он получает денежные средства для выполнения своих операций от физических и юридических лиц, которые, по существу, и являются кредиторами коммерческого банка, то в случае невозможности привлечения таких ресурсов именно Центральный банк должен поддержать возможности коммерческих банков. Таким образом, данный канал получения ресурсов от Центрального банка остается как бы «про запас» - иначе говоря, из последней инстанции.

Центральный банк находится в государственной собственности, и на него возложены функции общего регулирования деятельности коммерческих банков в рамках единой денежно-кредитной системы страны. Статус, задачи, функции, полномочия, принципы организации и деятельности Банка России как публично-правовой организации законодательно определяются Конституцией РФ, федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими Федеральными законами.

Рассматривая структуру управления Банком России, можно сказать, что она образует единую централизованную вертикальную систему.

В систему управления входят:

Центральный аппарат (ЦА), который систематизирует и анализирует сведения, полученные из регионов, прогнозирует развитие экономики регионов и страны, осуществляет кассовое исполнение федерального бюджета и государственные международные финансовые операции;

Территориальные учреждения - центральные банки регионов, входящих в состав РФ, которые осуществляют сбор информации о банках на подведомственной территории, проводит ее первичную обработку и отсылают в ЦА;

Расчетно-кассовые центры (РКЦ), которые входят в состав территориальных учреждений и выполняют следующие функции: осуществление расчетов между кредитными организациями и контроль по этим расчетам, хранение ценностей и кассовое обслуживание коммерческих банков (КБ), кассовое исполнение регионального бюджета, проводят операции с ценными бумагами в иностранной валюте и контролируют текущую ликвидность КБ.

В схеме организационной структуры Центрального Банка России выделяют:

а) Совет директоров – высший орган управления Банка России, который определяет основные направления деятельности Банка России и осуществляет руководство и управление системой Банка России.

Функции совета директоров включают:

Утверждение годового отчета о результатах деятельности ЦБ РФ и представление его в Государственной Думе;

Взаимодействие с правительством в разработке и обеспечении основных направлений в области единой кредитно-денежной политики;

Утверждение и рассмотрение сметы расходов по ЦБ РФ;

Принятие решений: о величине резервных требований, об установлении нормативов для кредитных учреждений, об изменении учетной процентной ставки ЦБ РФ, об определении лимитов на открытом рынке, о выпуске и изъятии банкнот и монет из обращения, о контроле над объемом денежной массы, о формировании резервов внутри кредитных учреждений, об участии в деятельности международных организаций.

Председатель совета директоров представляется президентом и утверждается Государственной Думой сроком на 4 года. Реализацию возложенных на Банк России функций осуществляют департаменты и подразделения. В число департаментов входят: сводный экономический департамент, департамент платежных систем и расчетов, департамент бухгалтерского учета и отчетности, департамент организации и исполнения госбюджета и внебюджетных фондов, департамент платежного баланса, департамент полевых учреждений, юридический департамент, департамент по работе с территориальными учреждениями Центрального банка Российской Федерации и прочие.

Ключевым элементом статуса ЦБ РФ, является принцип независимости, который проявляется в том, что:

  • ЦБ РФ не входит структуру федеральных органов государственной власти;
  • ЦБ РФ обладает исключительным правом денежной эмиссии, организует денежное обращение;
  • ЦБ РФ обладает полномочиями по владению и распоряжению своим имуществом;
  • не допускается изъятие имущества ЦБ РФ без его согласия;
  • ЦБ РФ финансирует свои расходы собственными доходами;
  • получение прибыли не является целью Центрального банка;
  • ЦБ РФ не регистрируется в налоговых органах;
  • органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность ЦБ РФ.

Между ЦБ РФ и органами государственного управления существует тесная связь: правительство заинтересовано в надежности ЦБ, так как ЦБ имеет решающее значение в кредитной системе страны и в проведении экономической политики правительства. Президент РФ и Государственная Дума контролируют деятельность ЦБ РФ и принимают участие с правом совещательного голоса в совете директоров.

Центральный банк является государственным органом, имеющим самостоятельность и независимость в принятии решений: ЦБ не отвечает по обязательствам государства, а государство не отвечает по обязательствам ЦБ

* по этой причине Банку России запрещено кредитовать дефицит государственного бюджета, так как государство не может кредитовать самого себя.

Банк России выполняет следующие функции:

1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;

3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;

4) устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;

5) устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

6) осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций; выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;

7) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;

8) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

9) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций, необходимых для выполнения основных задач Банка России;

10) осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;

11) организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской Федерации;

12) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

13) в целях осуществления указанных функций проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные; Для реализации возложенных на него функций ЦБР участвует в разработке экономической политики Правительства Российской Федерации.

Кратко функции Центрального банка можно перечислить следующим образом:

  • осуществление монопольной эмиссии банкнот;
  • проведение денежно-кредитного регулирования, валютной политики;
  • рефинансирование кредитно-банковских институтов;
  • регулирование деятельности кредитных институтов, т.е. осуществление банковского надзора;
  • функция финансового агента правительства.

Центральный банк не является кредитором юридических и физических лиц, осуществляя кредитные операции только для коммерческих банков

Функция эмиссии наличных денег

За Банком России, как представителем государства, законодательно закреплено осуществление эмиссии наличных денег, организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации.

Эмиссия наличных денег – это выпуск центральным банком денежных знаков в оборот для удовлетворения дополнительной потребности экономических агентов в наличности, возникшей в результате превышения выдач наличных денег над их поступлением в банки в целом по стране. Эмиссия денег имеет три функции:

Обеспечение экономики средствами обращения, платежа, накопления;

Покрытие в критической ситуации дефицита госбюджета;

Регулирующая: путем увеличения или уменьшения в различных пределах эмиссии денег государство может способствовать либо оживлению экономики, либо торможению перегрева конъюнктуры, ограничению роста цен.

Совет директоров Центрального банка принимает решение о выпуске в обращение новых банкнот и монет и об изъятии старых, утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков.

Поскольку номинальная стоимость современных денег гораздо выше себестоимости их производства, эмиссия позволяет получать так называемый сеньораж, или эмиссионный доход. Он представляет собой разницу между номинальной стоимостью купюры (монеты) и реальными затратами на ее производство и выпуск в обращение. Под номиналом купюры понимают ее покупательную способность, то есть, иными словами, это стоимость, указанная на самой банкноте: 10, 50, 100, 500 и т.д. рублей. Очевидно, что эмиссионный доход от выпуска банкнот тем больше, чем крупнее их номиналы.

Вот, например, такие данные по производство монет и купюр можно найти на сайте Банка России.

Таблица 1. Данные по производству монет в России и за рубежом

Сеньораж полностью перечисляется в доход государства.

В современных условиях выпуск банкнот является фидуциарным (то есть не обеспеченным золотом), их обращение основано на доверии населения страны к их эмитенту. Различные причины эмиссии денег являются одновременно их обеспечением. Так, например, когда эмиссия осуществляется в результате кредитования коммерческих банков, ее обеспечением являются обязательства коммерческих банков; когда эмиссия происходит в результате кредитования правительства, ее обеспечением являются обязательства правительства (государственные ценные бумаги); когда эмиссия осуществляется при проведении валютных операций, ее обеспечением является иностранная валюта, которую можно рассматривать как обязательства иностранных центральных банков (государств).

Золотое обеспечение в настоящее время у современных денег отсутствует

Эмиссия наличных денег осуществляется центральным банком в целях удовлетворения потребностей хозяйствующих субъектов и населения в дополнительных средствах обращения и платежа. Когда на депозитных счетах коммерческих банков увеличивается объем безналичных денежных средств вследствие экономического роста, развития инфляции или мультипликации депозитов, соответственно возрастает и потребность их клиентов в наличных деньгах.

Коммерческие банки выдают наличность клиентам из своих операционных касс, в которых находится определенный объем банкнот, равный в каждый момент времени разнице между поступлениями наличности в операционную кассу и выдачей наличных денег из нее.

Наличность, находящаяся в операционной кассе, является для коммерческого банка активом, не приносящим дохода, поэтому банки не заинтересованы в хранении больших резервов купюр и сдают их излишки в оборотную кассу центрального банка. Если при увеличении потребности клиентов в наличных деньгах в операционной кассе коммерческого банка нет необходимого их количества, он обращается за дополнительной суммой наличных денег в центральный банк.

Центральный банк выдает купюры коммерческому банку из своей оборотной кассы в пределах той суммы, которая зачислена на корреспондентский счет этого банка в центральном банке. Одновременно с выдачей наличных денег сумма выдачи списывается с корреспондентского счета коммерческого банка.

Помимо выдачи наличных денег из своей оборотной кассы, центральный банк осуществляет операции и по приему наличности. Если средств, поступивших в оборотную кассу, не хватает для удовлетворения спроса на наличность коммерческих банков, центральный банк переводит необходимую сумму из своего хранилища (резервного фонда) в оборотную кассу. Происходит увеличение объема наличных денег в обращении, то есть осуществляется налично-денежная эмиссия центрального банка.

Функция денежно – кредитного регулирования

Денежно-кредитная политика – это совокупность мер, проводимых правительством в области денежного обращения и кредитных отношений для придания макроэкономическим процессам нужного государству направления развития. Высшая цель этой политики - обеспечение равновесного и устойчивого развития народного хозяйства.

Денежно-кредитное регулирование использует четыре основных метода :

Регулирование процентной ставки,

Операции на открытом рынке,

Изменение нормы обязательных резервов

Регулирование валютного курса.

Выбор метода зависит от целей, которые решает ЦБ на том или ином этапе развития страны. В развитых странах главным образом используют операции на открытом рынке; в странах, начинающих развивать рыночные отношения, в основном ориентируются на изменение нормы обязательных резервов.

Изменение процентных ставок (ставок, взимаемых ЦБ по ссудам, предоставляемым коммерческим банкам) в зависимости от целей денежно-кредитного регулирования может осуществляться в форме кредитной экспансии или кредитной рестрикции.

Кредитная экспансия – это расширение кредита при уменьшении процентной ставки по следующей схеме: если процентная ставка снижается, то спрос на ссуды ЦБ со стороны коммерческих банков возрастает и, соответственно, увеличивается кредитная способность коммерческого банка, в результате чего увеличивается и денежная масса в обращении.

Кредитная рестрикция – это метод ограничения кредита при увеличении процентной ставки: если процентная ставка растет, то уменьшается спрос на ссуды ЦБ со стороны КБ, снижается кредитная способность КБ и уменьшается денежная масса в обращении.

Важную роль в денежно-кредитном регулировании играет Центральный банк с помощью изменения нормы обязательных резервов.

Данный инструмент основан на том, что коммерческие банки обязаны отчислять определенную долю привлеченных ими средств в Фонд обязательного резервирования, тем самым сокращая свои кредитные возможности. Если, к примеру, коммерческими банками привлечена 1 тыс. руб. в виде вкладов и депозитов, то в соответствии с требованиями ЦБ они обязаны отчислить 3,5% в Фонд обязательного резервирования (ФОР), что составляет 35 руб. Ставку отчисления в ФОР устанавливает ЦБ, руководствуясь экономической ситуацией.

Если норма обязательных резервов увеличивается, то доля отчислений коммерческих банков в ФОР растет, а это приводит к уменьшению объема кредитных денег и денежной массы, так как часть средств КБ «замораживается» на счетах ЦБ и не может быть использована КБ для выдачи кредитов. Если норма обязательных резервов уменьшается, то кредитные возможности коммерческого банка растут, что обеспечивает рост объема кредитных денег. Процедура расчета отчислений коммерческими банками денежных средств в ФОР регламентирована Банком России в Положении №342-П, основные аспекты которого изложены .

Анализируя объемы Фонда обязательного резервирования, можно сделать вывод об объемах денежной массы в стране. Ниже представлена динамика объемов ФОР, где наблюдается его резкий спад в период сентябрь 2008 г.- июнь 2009 г. Данный факт свидетельствует о том, что Банк России стимулировал увеличение кредитных возможностей банков путем снижения обязательных отчислений в Фонд.

Рисунок 1. Динамика объемов Фонда обязательного резервирования (млрд. руб.)

Операции на открытом рынке заключаются в купле-продаже центральным банком ценных бумаг (преимущественно обязательств казначейства и государственных корпораций, а также облигаций промышленных компаний и банков, коммерческих векселей).

В период избыточной денежно- кредитной массы ЦБ предлагает коммерческим банкам купить ценные бумаги по выгодным для них ставкам, чтобы сократить их кредитные возможности. В период кризиса, наоборот, центральный банк создает возможности рефинансирования для коммерческих банков и ставит их в такие условия, когда им выгодно продавать ЦБ свои ценные бумаги.

Следовательно, продажа ценных бумаг ЦБ ведет к сужению кредитных возможностей банка, покупка ценных бумаг Центральным банком – к расширению возможностей.

Таким образом, варьируя объем купли-продажи ценных бумаг и уровень цен, по которым они продаются или покупаются, центральный банк может осуществлять гибкое и быстрое воздействие на кредитную активность коммерческих банков.

Операции на открытом рынке различаются в зависимости от:

Условий сделки (купля-продажа за наличные или купля на срок с обязательной обратной продажей - так называемые обратные операции, или операции РЕПО);

Объектов сделок (операции с государственными или частными бумагами);

Срочности сделки - краткосрочные (до 3 мес), долгосрочные (до 1 года и более) операции с ценными бумагами;

Сферы проведения операций (только на банковском секторе рынка ценных бумаг или/и на небанковском секторе рынка);

Способа установления ставок (определяются ли они центральным банком или рынком).

Таким образом, различные инструменты денежно-кредитного регулирования, описанные выше, имеют одну цель: снижение или увеличение массы кредитных денег в экономике через регулирование кредитными возможностями коммерческих банков. Их различие состоит в том, что свое влияние они оказывают в различные сроки. Более быстрого эффекта по снижению/увеличению денежно-кредитной массы можно достичь при использовании операций на открытом рынке; ставка ФОР имеет более длительный временной лаг.

Политика валютного курса также является одним из инструментов денежно-кредитного регулирования. Механизм регулирования валютного курса использует валютную интервенцию, которая представляет собой прямое вмешательство ЦБ в функционирование валютного рынка посредством купли-продажи валюты. При этом продажа иностранной валюты Центральным банком на рынке приводит к увеличению ее рыночного предложения, а, следовательно, к снижению курса иностранной валюты и, таким образом, обеспечивает снижение цен на импортные (за счет удешевления закупок за границей), но удорожает отечественные товары.

Для более простого понимания воздействия данного инструмента можно привести следующий пример. Если ЦБ в данный период экономического развития страны заинтересован в расширении объемов импортных закупок, например, для удовлетворения спроса на товары, не производимые в данной стране, то снижая курс иностранной валюты эту цель можно достичь. Снижая курс доллара с 30 руб. до 20 руб./долл., импортер, имея, к примеру, 10 000 рублей, получает возможность купить большую сумму иностранной валюты, требуемой для сделки. Таким образом, покупательная способность импортера растет. Дальнейшее снижение курса инвалюты еще более увеличивает возможности импортера.

Обратный процесс – покупка иностранной валюты – влияет на курс иностранной валюты в сторону повышения, удорожает импорт и повышает внутренние цены, поскольку денежная масса увеличивается (инфляция спроса). То есть Центральный банк проводит интервенции, скупая на рынке иностранную валюту, спрос на которую в результате будет расти, что приводит к повышению его цены (курс, например, доллара, будет расти, следовательно, курс национальной валюты падать). Таким образом, импортеры окажутся в ситуации, когда покупать инвалюту для сделок будет невыгодно. Однако в данном случае экспортеры будут получать дополнительный доход при обмене полученной от продажи товаров (услуг) экспортной выручки на национальную валюту.

Например, при цене продажи за рубеж единицы продукции по цене 10 долларов экспортер получит прибыль (10USD*30) - 100 руб = 200 руб., где 30 – это курс доллара к рублю, 100 руб. – это себестоимость продукции.

Если же курс доллара увеличится до 35 руб./долл., то дополнительно экспортер может получить 50 руб.: (10USD*35) -100 руб. = 250 руб.

Таким образом, снижение курса национальной валюты практически всегда приводит к стимулированию деятельности производителей-экспортеров.

Рассматривая валютный курс как инструмент денежно- кредитного регулирования, можно сказать, что рост курса иностранной валюты приводит к расширению денежной массы, так как Центральный банк скупает иностранную валюту для повышения спроса на нее, а в обмен вынужден эмитировать национальную валюту. И наоборот: снижение курса национальной валюты приводит к сужению денежной массы, поскольку Центральный банк, проводя валютные интервенции, продает иностранную валюту и изымает часть рублевой массы в обмен.

Коротко действие каждого из инструментов представлено в табл.2.

Таблица 2. Влияние инструментов ЦБ на денежно- кредитный рынок

Инструмент Изменение Влияние на рынок Механизм влияния
Операции на открытом рынке Продажа ценных бумаг коммерческим банкам ЦБ продает ценные бумаги, тем самым изымает у банков часть их денежных ресурсов, не давая возможности разместить их в виде кредитов
Покупка ценных бумаг у коммерческих банков ЦБ выкупает ценные бумаги у банков, пополняя тем самым их резервы, используемые для кредитования
Процентные ставки Рост ставок Сужение денежно-кредитной массы Удорожание кредитных денег снижает спрос на них со стороны участников рынка, что приводит к уменьшению объемов кредитования
Снижение ставок Расширение денежно- кредитной массы Удешевление кредитных денег увеличивает спрос на них со стороны участников рынка, что расширяет объемы кредитования банками
Ставка ФОР (норма обязательного регулирования) Повышение ставки Сужение денежно- кредитной массы Повышение нормы отчисление в ФОР изымает у банков часть привлеченных ресурсов, что не позволяет направить их в кредитные операции, таким образом, кредитные возможности банков снижаются
Снижение ставки Расширение денежно- кредитной массы Снижение нормы отчислений в ФОР позволяет банкам оставить большую часть привлеченных ресурсов, которые в будут использованы в кредитных операциях
Курс иностранной валюты Снижение курса иностранной валюты Сужение денежной массы Снижение курса иностранной валюты происходит в результате продажи Центральным банком иностранной валюты на рынке, в результате чего рублевая денежная массы изымается взамен проданной иностранной валюты
Повышение курса иностранной валюты Расширение денежной массы Повышение курса иностранной валюты есть результат действий Центрального банка, направленных на покупку иностранной валюты у участников рынка, в результате чего рублевая денежная масса увеличивается взамен купленной иностранной валюты

Таким образом, денежно-кредитная политика государства осуществляется через Центральный Банк РФ, как правило, по двум направлениям.

Проведение экспансионистской, или расширительной политики, направленной на стимулирование масштабов кредитования и увеличение количества денег . В зависимости от экономической ситуации Центральный Банк осуществляет удорожание или удешевление кредитов для коммерческих банков, а соответственно, и для заемщиков. Если в экономике наблюдается спад производства, растет безработица, то он проводит политику дешевых денег, которая делает кредиты дешевыми и доступными. Параллельно происходит увеличение предложения денег, что ведет к снижению процентной ставки и, соответственно, должно стимулировать рост инвестиций и деловой активности, а также реального Валового Национального Продукта (ВНП). Если на финансовом рынке обостряется конкуренция и предложение денег опережает спрос на них, банки вынуждены снижать процентную ставку (цену денег) с целью привлечения заемщиков. Это особенно четко проявляется в условиях депрессивного состояния экономики. Дешевый кредит подталкивает предприятия вкладывать деньги в средства производства, а домашние хозяйства - покупать потребительские товары. Происходит увеличение спроса на товарном рынке, и создаются предпосылки для экономического роста. Эта политика проводится в период застоя.

Проведение рестриктивной, или ограничительной (жесткой) политики, направленной на увеличение процентной ставки . При росте инфляции Центральный Банк проводит политику дорогих денег, что ведет к подорожанию кредита и делает его труднодоступным. В этом случае происходит увеличение продажи государственных ценных бумаг на открытом рынке, рост резервной нормы и увеличение учетной ставки. Высокие процентные ставки, с одной стороны, стимулируют владельцев денег побольше сберегать их, а с другой стороны, ограничивают число желающих брать их в ссуду. В этом случае субъекты рынка стремятся приобретать ценные бумаги. Данное направление регулирования используется при наличии инфляции и высоких темпов экономического роста. Банки стремятся заработать на проценте по кредитам, присваивая разницу между доходами от активных операций и расходами, осуществленными для привлечения средств. Как известно, процентная ставка зависит от темпов инфляции и даже от инфляционных ожиданий. Если цены возросли, а процентная ставка оказалась неизменной, то и банки, и вкладчики получат обратно обесценившиеся деньги. При подъеме экономики, когда деньги нужны всем, процентные ставки будут расти.

Внешнеэкономическая функция Центрального банка реализуется посредством наделения ЦБ правами валютного контроля и ответственностью за проведение государственной валютной политики, которая представляет собой комплекс мероприятий, направленных на укрепление внешнеэкономических позиций страны.

В рамках этой функции ЦБ:

Определяет курс национальной валюты;

Регулирует международные расчеты;

Контролирует движение валютных ценностей внутри страны и за границей;

Сотрудничает с ЦБ других стран;

Представляет страну в международных валютно-кредитных соглашениях;

Проводит операции по управлению золотовалютными резервами, которые представляют собой официальные запасы иностранной валюты, находящиеся на счетах ЦБ, а также в банках за рубежом, или вложенные в иностранные ценные бумаги и служат обеспечением стабильности национальной валюты; наибольший удельный вес составляет та валюта, которая на данный момент времени наиболее устойчива.

В рамках функции банка банков ЦБ:

Хранит обязательные резервы коммерческих банков;

Устанавливает норму обязательных резервов;

Оказывает кредитную поддержку коммерческим банкам;

Организует межбанковские расчеты и служит расчетным центром банковской системы, то есть регулирует платежную систему страны;

Осуществляет надзор и контроль над коммерческими банками (выдает лицензии, проверяет отчетность, осуществляет ревизии, осуществляет контроль за соблюдением норм банковских операций).

Выполняя функцию банка правительства, ЦБ выступает как кассир, кредитор и консультант:

Как кассир – осуществляет прием, хранение и выдачу государственных бюджетных средств, ведение учета и отчетности по исполнению бюджета. В основу исполнения бюджета заложен принцип единства кассы: все государственные доходы направляются на единый счет министерства финансов в ЦБ, затем используются для осуществления государственных расходов;

Как кредитор – кредитует правительство, используя два вида государственного займа: внутренний, который размещается внутри страны, и внешний, который использует ресурсы иностранных денежных рынков, а также участвует в погашении государственных займов;

- консультирует министерство финансов по вопросам размещения и погашения государственных займов, выбора даты эмиссии и определения целесообразного уровня доходности государственных ценных бумаг.

Продолжение следует.

Эмиссия представляет собой выпуск денег в обращение и изъятие денег из обращения в основном государственными банками и является монополией государства. В подавляющем большинстве государств банк, осуществляющий эмиссию денег, один. Это центральный (национальный или государственный) банк. Из наиболее крупных государств только в США существует 12 эмиссионных банков, входящих в федеральную резервную систему и представляющих фактически единый банк.

В Российской Федерации эмиссионно-кассовое регулирование денежной массы в обращении осуществляет Центральный банк РФ. Федеральный закон о Центральном банке РФ указывает на то, что монопольное право выпуска (эмиссии) на территории России банковских билетов и металлической монеты принадлежит Центральному банку РФ (ст. 29). Он является единственным эмиссионным органом страны: никакой другой орган не имеет права выпускать денежные знаки. При этом следует отметить, что в осуществлении эмиссии принимает участие не только Банк России, но и его региональные подразделения, содержащие резервные фонды и оборотные кассы.

Эмиссия наличных денег - основа контроля расширения всей денежной массы, включая средства на счетах коммерческих банков. Монопольное положение Банка России как эмиссионного центра дает ему возможность держать денежное обращение под контролем не только на стадии наличной эмиссии, но и на последующих ступенях развития денежных средств в форме текущих счетов или средств безналичного расчета.

Эмитируемые Банком России наличные деньги сохраняют свою ключевую роль только при условии, если их количество ограничено.

Выпуск денег в обращение представляет собой процесс, складывающийся из нескольких этапов: 1) составления прогноза потребности в наличной денежной массе для бесперебойного проведения расчетов; 2) изготовления денежных знаков и их защиты от фальсификации; 3) организации резервных фондов денежной наличности; 4) транспортировки денежной наличности в регионы Российской Федерации; 5) собственно выпуска денег в обращение.

В соответствии с компетенцией, предоставленной Банку России, а также с учетом положений Федерального закона "О банках и банковской деятельности", ГК РФ Часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (в ред. от 27.07.2006 г.) // СЗ РФ. - 1996. - № 5 - Ст. 410; Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 27.07.2006 г.) // СЗ РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301., других федеральных законов и правовых актов, действующих на территории РФ, Банком России принято Положение от 05.01.1998 N 14-П "О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации" Положение от 05.01.98 N 14-П "О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации" (в ред. от 31.10.2002 г.) (утв. Советом директоров Банка России 19.12.1997, протокол N 47) // Вестник Банка России. - 14.01.1998. - № 1.. Необходимость изъятия наличных денег из обращения обусловлена тем, что банкноты как средство платежа имеют свой срок обращения. Степень износа банкнот определяется уровнем культуры их использования в качестве платежного средства, сферой обращения, местом хранения. Процесс изъятия банкнот из обращения начинается в коммерческих банках. Поступающую в коммерческие банки денежную наличность сортируют на годную и ветхую, чтобы на выдачу клиентам направлялись только годные денежные знаки. Ветхие банкноты формируются в пачки и сдаются в РКЦ (разрешается сдавать не полностью сформированные пачки). Изъятие денег из обращения проводится в РКЦ путем перечисления денег из оборотной кассы в резервные фонды Банка России. Эта операция проводится обычно в конце рабочего дня. Изъятию из обращения подлежат в первую очередь ветхие деньги, а затем годные, но пользующиеся ограниченным спросом, например деньги мелких номиналов.

Полученные от коммерческих банков и вложенные в резервные фонды денежные знаки подлежат вторичной обработке в РКЦ. Здесь снова происходит сортировка денежных знаков, но уже более тщательная, так как именно Банк России отвечает за чистоту денежного обращения и за качество находящихся в обращении денег. Кроме того, здесь проводится экспертиза сомнительных денежных знаков.

Отсортированные и зачисленные в резервные фонды ветхие денежные билеты, непригодные для дальнейшего обращения, вывозятся из РКЦ в головные РКЦ, которые накапливают их и крупными партиями отправляют в Центральное хранилище Банка России и его филиалы. В Центральном хранилище ветхие билеты подлежат контрольному пересчету. По проставленным на каждой пачке и на каждом корешке реквизитам можно определить, где и кем они сформированы, т.е. имеется возможность предъявить претензии в случае выявления недостачи при контрольном пересчете.

После контрольного пересчета ветхие деньги погашаются путем нанесения отверстий в специально оговоренных местах. После погашения денежные билеты уже не являются платежным средством и перестают быть деньгами.

Последний этап работы с наличными деньгами - их уничтожение. Для этого приказом Центрального банка РФ создается комиссия, члены которой обязаны присутствовать при физическом уничтожении денежных билетов, о чем составляется соответствующий акт.

Итак, эмиссия представляет собой выпуск денег в обращение и изъятие денег из обращения в основном государственными банками и является монополией государства. В любом государстве независимо от общественно-политического строя эмиссия денег в обращение носит плановый характер в соответствии с потребностями экономики, которые просчитываются и прогнозируются. На основе эмиссионного планирования Правительство РФ может принимать эмиссионную директиву на определенный период времени, а руководство Центрального банка РФ - соответствующие эмиссионные разрешения.

Финансовая система любой страны включает в себя денежную систему, главным элементом которой является эмиссия денег. Без этого элемента невозможно существование экономики государства, а также осуществление его внутренних и внешних платежных операций, ведь деньги являются главным и универсальным средством платежа.

В зависимости от вида выпускаемых денег, эмитента, а также некоторых других признаков эмиссия может подразделяться на различные виды. Далее будет подробно рассмотрено, как происходит этот процесс и к чему он приводит.

Эмиссия денег и ее виды

Совокупность всех денежных средств, которые находятся в обороте страны, называется денежной массой. Эта величина непостоянная и под воздействием множества факторов может изменяться — как в большую, так и в меньшую сторону. К увеличению денежной массы приводит эмиссия — выпуск дополнительных денег в обращение.


В зависимости от вида выпускаемых денежных средств эмиссия бывает:
  1. Наличная — выпуск дополнительных бумажных денег и монет в обращение. благодаря чему происходит увеличение общей денежной массы. Поступающие деньги либо чеканятся (если они представляют собой монеты), либо печатаются (если они имеют бумажную форму).
  2. Безналичная — приоритетный вид эмиссии, который в среднем составляет около 80% от общего выпуска денег. Связано это с тем, что в большинстве развитых стран именно безналичные деньги являются преобладающим платежным средством. Эмиссия безналичных денег происходит путем выдачи кредитов или при помощи отображения денег на банковских счетах.

Еще одна классификация делит эмиссию на два вида:

1. Первичная — денежные средства выпускаются в оборот Центральным банком государства. При этом форма денег может быть как наличной, так и безналичной. К первичной эмиссии относятся такие операции ЦБ, как:

  • печатание банкнот (чеканка монет);
  • выдача кредитов коммерческим банкам;
  • приобретение иностранной валюты;
  • кредитование государства.

2. Вторичная — эмиссия осуществляется коммерческими банками, которые кредитуют всех остальных участников рынка. В пределах имеющихся у банка средств он может выдавать кредиты другим субъектам, используя для этого средства, полученные, например, от Центрального банка.

В зависимости от эмитента (то есть субъекта, который осуществляет выпуск денег), эмиссия делится на два типа:

  1. Бюджетная эмиссия денег — осуществляется государством, у которого чаще всего имеется монопольное право на выпуск наличных денежных средств.
  2. Кредитная эмиссия денег — осуществляется банками и состоит только из безналичной или вторичной эмиссии.

Основным фактором, который определяет необходимость эмиссии денежных средств (как в наличной, так и в безналичной форме), а также влияет на ее размеры, является потребность в оборотных средствах у организаций и предприятий. Целью эмиссии является удовлетворение именно этой потребности и своевременное обеспечение хозяйственных субъектов необходимыми денежными средствами. К другим эмиссионным факторам можно отнести:

  • рост производства, увеличение товарной массы и субъектов рыночной сферы;
  • снижение скорости денежного обращения;
  • рост цен, не зависящий от качества продаваемого продукта (товаров или услуг).

Точный порядок выпуска денежных средств в обращение зависит от конкретной страны и в разных государствах может заметно отличаться. Образцом можно считать системы наиболее развитых стран с рыночной экономикой: США, стран ЕС, Японии и т. д.

Помимо эмиссии денег, существует также , о которой мы рассказывали в предыдущей статье.

Кто осуществляет эмиссию денег в РФ

Главный документ государства — Конституция РФ — содержит в себе несколько положений относительно эмиссии в стране:

  • монопольное право на выпуск денег принадлежит Центральному банку РФ;
  • главное и единственно допустимое платежное средство на территории государства — российский рубль;
  • выпуск в обращение денег другой валюты или другим эмитентом запрещен;
  • на ЦБ РФ возложены обязанности не только по выпуску денежных знаков, но также и по их изъятию;
  • в форме эмиссии Центральный банк не ограничен — это могут быть как наличные, так и безналичные деньги.

В соответствии с законодательством, решение о выпуске денег в оборот, а также об их изъятии принимает Совет директоров Центрального банка. При выпуске рубля (единственного законного платежного средства) не устанавливается его соотношение с золотом или какими-то другими драгметаллами.

Для производства собственных наличных денег (в виде чеканки монет) в России существуют специальные монетные дворы:

  1. Московский монетный двор.
  2. Санкт-петербургский монетный двор.

Помимо чеканки государственных монет, они занимаются изготовлением орденов, медалей и других изделий из драгоценных металлов. Также в небольших количествах на этих дворах происходит чеканка монет для иностранных государств.

Печать денег (бумажных) в России происходит в специальных типографиях, которые могут обеспечить повышенный уровень защиты. Процесс изготовления денег (как печати банкнот, так и чеканки монет) является жестко регламентированным и находится под контролем Центробанка.

Что касается безналичных денег, то они выпускаются в виде кредитов, предоставляемых ЦБ РФ множеству коммерческих банков. В форме вторичной эмиссии эти банки также могут предоставлять кредиты другим субъектам хозяйственных отношений, увеличивая тем самым величину безналичного оборота страны.

Эмиссионная система Украины во многом схожа с российской. Первичным эмитентом денежных средств является Национальный банк Украины, который обладает монопольными правами на выпуск государственной денежной единицы — гривны. Кроме этого, НБУ также имеет исключительное право на изъятие денег из оборота.

Первичная эмиссия денежных средств осуществляется Нацбанком в безналичной форме — печать денег осуществляется только для покрытия этих ранее выпущенных безналичных средств. Для печати банкнот используется Банкнотно-монетный двор НБУ. Безналичная эмиссия может также осуществляться коммерческими банками (в виде кредитования других субъектов).

Можно выделить несколько факторов, которые на данном этапе развития экономики Украины негативно влияют на ее эмиссионную систему:


Все эти факторы приводят к необходимости осуществлять дополнительную эмиссию денежных средств, увеличивая, таким образом, общую денежную массу страны. Это приводит к обесцениванию национальной денежной единицы и появлению негативных тенденций в развитии экономики Украины.

В качестве итога можно отметить, что:

  1. Основной способ увеличения денежной массы в обороте государства — эмиссия денежных средств.
  2. Деньги в обращение могут выпускаться как в наличной, так и в безналичной форме.
  3. Приоритетной формой денежных расчетов во всех развитых странах является безналичная.
  4. Монопольное право на эмиссию наличных денег в России (банкнот, монет) принадлежит Центральному банку.
  5. Эмиссия денег на Украине не имеет существенных различий с аналогичным процессом в России — разница состоит только в установленной государством законной денежной единице.

Денежная эмиссия. Банковская система должна обеспечивать национальное хозяйство денежными средствами в объеме, который нужен для его нормального функционирования. Увеличение потребности экономики в деньгах в связи с ростом национального продукта, повышением уровня цен или в силу других причин приводит к необходимости в соответствующем увеличении денежного предложения со стороны банков, то есть в осуществлении ими денежной эмиссии.

Эмиссия денег - это дополнительный выпуск денег в оборот, приводящий к росту обращающейся денежной массы.

Выпуск денег в оборот осуществляется ежедневно в процессе проведения банковских операций. Выпуск наличных денег в оборот происходит при проведении кассовых операций, когда банки выдают наличность из своих касс клиентам (выплата заработной платы, ссуды населению в наличной форме и т.д.), а также при замене центральным банком ветхих купюр новыми. Выпуск безналичных денег в оборот осуществляется при проведении ссудных операций, когда банки предоставляют кредиты своим клиентам в безналичной форме.

Однако не каждый выпуск денег в оборот приводит к увеличению денежного предложения, то есть является эмиссией. При проведении кассовых и ссудных банковских операций происходит не только выпуск денег, но одновременно и возврат их в банки. Так, наряду с выдачей наличности банки в то же время осуществляют прием наличных денег (инкассацию выручки торговых предприятий, прием наличных денег во вклады и т.п.), а наряду с выдачей кредитов происходит возврат ранее выданных ссуд. Эмиссия произойдет только в случае, когда выпуск денег в оборот превысит их возврат в банки.

Таким образом, в отличие от эмиссии, выпуск денег в оборот далеко не всегда приводит к росту денежной массы.

В зависимости от вида денежных средств, дополнительно поступающих в оборот, различают наличную и безналичную денежную эмиссию.

Наличная денежная эмиссия осуществляется путем дополнительного выпуска в обращение денежных знаков - банкнот и монет.

Безналичная денежная эмиссия представляет собой увеличение объемов средств на банковских счетах в процессе проведения банками активных операций.

Безналичная эмиссия денег первична по отношению к наличной эмиссии. Банк выдает наличные деньги клиентам, если у них есть денежные средства на банковских счетах, и в пределах этих средств. Одновременно на сумму выдачи происходит списание безналичных средств со счета клиента. Для увеличения объемов выдачи наличных денег из касс банков необходимо, чтобы сначала возросли остатки средств на счетах банков, то есть, чтобы произошла безналичная эмиссия.

Наличные и безналичные деньги имеют единую природу и тесно взаимосвязаны. В процессе своего функционирования они могут переходить из одной формы в другую. Наличные деньги превращаются в безналичные, когда они поступают в кассы банков и зачисляются на счета экономических субъектов. Безналичные деньги переходят в наличные, когда клиенты банков снимают часть денежных средств со своих счетов и получают их в виде наличности.

Единая природа наличных и безналичных денег обусловливает единство и взаимосвязь их эмиссионных процессов. В частности, в современных условиях и наличная, и безналичная эмиссия носит кредитный характер, то есть дополнительные платежные средства, независимо от их формы, поступают в оборот на основе кредитных операций.

Это происходит следующим образом. Главной функцией банков является аккумулирование свободных денежных средств и их последующее размещение на возвратной основе. Средства, аккумулированные во вкладах, банки предоставляют в ссуду хозяйствующим субъектам, государству и населению, становясь их кредиторами. В результате этого происходит мультипликация (умножение) депозитов, и общий объем средств на счетах экономических агентов увеличивается (подробнее этот процесс рассмотрен ниже). Последние используют полученные в кредит дополнительные средства для осуществления своих платежей. Таким образом, долговые требования банков к заемщикам превращаются в средства платежа - происходит так называемая "монетизация кредита", то есть его превращение в дополнительные денежные средства в обращении.

Эмиссия безналичных денег. Как уже отмечалось, безналичная эмиссия осуществляется в процессе проведения банками своих активных операций. При этом увеличение безналичной денежной массы в обращении может происходить при осуществлении активных операций, как центрального банка, так и коммерческих банков.

Однако следует отметить, что в настоящее время среди экономистов нет единой точки зрения по поводу роли центрального банка в безналичной эмиссии банковской системы. Основные позиции можно свести к следующим: - безналичную эмиссию осуществляет в основном центральный банк; коммерческие банки по большей части могут только перераспределять созданные центральным банком безналичные деньги. Способность коммерческих банков создавать новые депозиты, то есть безналичные деньги, жестко ограничена объемом имеющихся у них средств на корреспондентском счете в центральном банке; - безналичную эмиссию осуществляет не только центральный банк - коммерческие банки создают безналичную денежную массу в процессе своих активных операций практически так же, как и центральный банк. Центральный банк обладал бы монополией на безналичную эмиссию только в том случае, если бы норма обязательного резервирования равнялась 100 %. При существующем частичном резервном обеспечении депозитов коммерческие банки могут создавать безналичные деньги, объем которых превышает первоначальный прирост их кредитных ресурсов; - вся безналичная эмиссия осуществляется системой коммерческих банков. Безналичные денежные средства, составляющие денежную базу центрального банка, носят вторичный характер, так как являются его обязательствами перед банковской системой. В процессе кредитования центральный банк не создает денежную массу, а перераспределяет резервы одних банков во временное пользование других банков или правительства.

Соответственно существуют различные точки зрения на то, в какой мере центральный банк может контролировать и регулировать объем безналичной эмиссии (то есть предложение безналичных денег) и, в частности, насколько центральный банк может контролировать прирост тех или иных составляющих денежной базы.

Наиболее распространенным является мнение, что в процессе безналичной эмиссии принимают участие и. центральный банк, и коммерческие банки: если центральный банк не будет предоставлять коммерческим банкам дополнительные денежные средства для поддержания оборота наличных денег и увеличения резервов, безналичная эмиссия коммерческих банков будет сильно ограничена или прекратится совсем.

Таким образом, основой безналичной эмиссии банковской системы является увеличение денежной базы центрального банка страны.

Увеличить объем денежной базы центральный банк может путем предоставления кредитов коммерческим банкам и правительству, а также приобретая иностранную валюту (см. табл. 4.1). Проводя операции, перечисленные в данном упрощенном балансе, центральный банк увеличивает свои активы. Соответственно возрастают его пассивы - наличные деньги в обращении и резервы коммерческих банков.

Итак, величина денежной базы, а значит и величина денежных ресурсов центрального банка, зависит от объема его активных операций. Когда в процессе проведения этих операций происходит увеличение пассивов центрального банка, соответственно увеличиваются его ресурсы, которые он может использовать для проведения активных операций. Таким образом, активные и пассивные операции центрального банка тесно взаимосвязаны. В определенном смысле можно сказать, что центральный банк сам создает кредитные ресурсы для своих операций. Центральный банк осуществляет контроль денежной базы посредством регулирования своих активных и пассивных операций, но этот контроль не может быть полным. Например, центральный банк не в состоянии точно прогнозировать и регулировать величину своих кредитов коммерческим банкам, так как она зависит не только от решений центрального банка о целесообразности выдачи ссуд, но и от решений самих коммерческих банков, их финансового положения. Контроль над уровнем золотовалютных резервов зависит от режима валютного курса в стране. При фиксированном валютном курсе для его поддержания центральный банк часто вынужден осуществлять операции купли-продажи иностранной валюты, которые могут привести к нежелательному изменению уровня валютных резервов.

Банковский мультипликатор. Как уже отмечалось, в процессе безналичной эмиссии наряду с центральным банком участвуют коммерческие банки, которые создают безналичные деньги при проведения ими активных операций.

Объем созданных коммерческими банками безналичных денежных средств зависит от величины избыточных резервов, которые они используют для активных операций. Для коммерческих банков резервы на счетах в центральном банке являются ликвидными активами, а для центрального банка - пассивами, которые он должен вернуть по их первому требованию. Чем значительнее избыточные резервы коммерческих банков, тем больше дополнительной безналичной денежной массы они могут эмитировать в обращение при прочих равных условиях.

Следует отметить, что максимальный объем ссуд, который может выдать один коммерческий банк, ограничен величиной его избыточных резервов. Это обусловлено тем, что выданные в кредит средства используются клиентами для платежей и перечисляются на счета в других банках, что приводит к соответствующему уменьшению избыточных резервов данного банка. Если же рассматривать банковскую систему в целом, то избыточные резервы одного банка, попадая в процессе кредитования и платежей на счета другого банка, увеличивают объем депозитов, а значит и избыточные резервы последнего. За счет этого второй банк, в свою очередь, может увеличить объемы кредитования, что в конечном итоге приведет к увеличению избыточных резервов третьего банка. В результате происходит многократное расширение депозитов, получившее название депозитной (или кредитной) мультипликации.

Итак, увеличение депозитов в банковской системе происходит в результате возрастания величины совокупных избыточных резервов коммерческих банков. Находясь на счетах в центральном банке, эти резервы увеличиваются вследствие активных операций центрального банка, приводящих к росту денежной базы, а также за счет роста объемов вкладов12 экономических агентов на счета коммерческих банков.

Рассмотрим, каким образом увеличение резервов коммерческих банков приводит к мультипликации депозитов, то есть безналичной эмиссии коммерческих банков.

Для наглядности и упрощения модели мультипликации введем ряд допущений: - коммерческие банки не хранят избыточные резервы, а используют их для выдачи ссуд своим клиентам; - все коммерческие банки выдают ссуды на всю величину своих избыточных резервов; - средства, находящиеся на депозитных счетах в коммерческих банках, не обращаются в наличность и не остаются на руках клиентов; - выданные в кредит средства зачисляются на текущие (расчетные) счета заемщиков; - все средства, выданные в ссуду одним банком, в процессе их расходования заемщиками перечисляются на депозитные счета в другом банке и хранятся там, увеличивая его избыточные резервы.

Действие механизма простейшей модели мультипликатора депозитов видно на следующем примере.

Допустим, центральный банк увеличил избыточные резервы банковской системы, предоставив кредит Банку-1 в сумме 100 млн. р.

Вследствие этого избыточные резервы Банка-1 возросли на 100 млн. р.

Банк-1 выдает кредит на эту сумму своему клиенту, увеличив тем самым объем депозитов в банковской системе на 100 млн. р. Клиент Банка-1 перечисляет полученные в кредит средства своему поставщику в другой банк (Банк-2) в оплату поставленных товаров. Вследствие этого у Банка-1 не остается избыточных резервов, а депозит в сумме 100 млн. р. перемещается в Банк-2.

После того как средства из Банка-1 были перечислены поставщику, сумма на его текущем счете в Банке-2 увеличилась на 100 млн. р. Соответственно депозиты Банка-2 возросли на эту же сумму. Банк рассматривает эти средства как избыточные резервы, которые могут быть выданы в ссуду, так как поставщик не намерен использовать их для расчетов. Таким образом, общий объем депозитов банковской системы увеличился на 100 млн. р.

Как отмечалось ранее, центральный банк использует для регулирования объема денежной массы в экономике механизм обязательного резервирования. Допустим, норма обязательных резервов установлена в размере 10 %.

В этом случае из 100 млн. р. дополнительных депозитов, полученных Банком-2, он перечисляет в фонд обязательных резервов центрального банка 10 млн. р. Оставшуюся сумму в 90 млн. р., которая будет являться его избыточными резервами, он выдает в ссуду своему клиенту. Последний использует полученные средства для осуществления платежей за приобретенные товары, при этом сумма кредита перечисляется в Банк-3.

В результате этого перечисления сумма привлеченных средств Банка-3 возрастет на 90 млн. р., а общий прирост депозитов в банковской системе (учитывая депозит, созданный в Банке-2) составит 190 млн. р.

Банк-3 из полученных 90 млн. р. дополнительно привлеченных средств 9 млн. р. отчисляет в фонд обязательных резервов, а оставшиеся избыточные резервы в сумме 81 млн. р. использует для дальнейшего кредитования.

В результате рассматриваемого процесса увеличение общей суммы депозитов в банковской системе будет продолжаться до тех пор, пока все избыточные резервы не будут перечислены в фонд обязательных резервов. Этот процесс отражен в табл. 4.2.

Из данных таблицы видно, что однократное увеличение избыточных резервов банковской системы на 100 млн. р. в процессе депозитной мультипликации привело к совокупному приросту депозитов банковской системы на 1 млрд. р. При этом объем мультиплицированных депозитов зависит от величины нормы обязательного резервирования.

Аналогичный процесс расширения депозитов банковской системы будет происходить и в случае, если центральный банк увеличит свободные резервы коммерческого банка не посредством предоставления ему кредита, а в результате покупки у него ценных бумаг или иностранной валюты.

Рассмотренный процесс многократного расширения депозитов банковской системы свидетельствует о существовании математической зависимости между приростом избыточных банковских резервов и увеличением совокупного объема депозитов банковской системы. Эта зависимость выражается понятием банковского (депозитного) мультипликатора.

Банковский (депозитный) мультипликатор - коэффициент, показывающий, во сколько раз возрастет общий объем депозитов в банковской системе при увеличении избыточных резервов коммерческих банков.

Для того чтобы определить максимальный объем прироста депозитов (AD), нужно сумму избыточных резервов, дополнительно полученных банковской системой, умножить на величину банковского мультипликатора: AD = 100 млн. р. 10 = 1000 млн. р. (1 млрд. р.).

Однако в действительности величина банковского мультипликатора обычно меньше той, которую можно рассчитать по приведенной формуле. На практике каждый банк сохраняет некоторый объем избыточных резервов, а его клиенты снимают наличные деньги со счетов. Это означает, что коэффициент мультипликации зависит не только от нормы обязательных резервов, устанавливаемой центральным банком, но и от других факторов, которые центральный банк не может прямо контролировать.

Следует отметить, что при уменьшении избыточных резервов банковской системы происходит многократное сокращение банковских депозитов. Избыточные резервы банковской системы могут уменьшаться, во-первых, вследствие действий центрального банка, направленных на ограничение прироста денежной массы: повышения нормы обязательных резервов, уменьшения объемов кредитования коммерческих банков, увеличения процентной ставки по кредитам коммерческим банкам, продажи коммерческим банкам ценных бумаг и иностранной валюты. Во-вторых, избыточные резервы коммерческих банков могут уменьшаться вследствие того, что их клиенты предпочтут по каким-либо причинам изъять часть своих вкладов и превратить их в наличность.

Эмиссия денег – это важный и сложный экономический процесс. Процедура проводится на государственном уровне при участии коммерческих банков. В каждой стране образован свой порядок эмиссии, регламентированный внутренним законодательством. Рассмотрим, как производится эмиссия денег в России.

Определение понятия

Эмиссия денег – это изготовление и введение наличных или безналичных денежных средств в обращение, при котором общая финансовая масса увеличивается. Единственным уполномоченным органом, ответственным за организацию и регулирование выпуска и изъятия денег, является Центральный Банк РФ . При этом выпуск банкнот (казначейских билетов), ценных бумаг и монет контролирует Казначейство, а «безналичная» эмиссия осуществляется коммерческими банковскими учреждениями, но под надзором ЦБ.

Не стоит путать термин с обменом старых или изношенных банкнот на новые. В этом случае общее количество средств остается на прежнем уровне и понятие «эмиссия» не применимо.

Сегодня эмиссия денежных средств проводится по нескольким принципам:

  1. Отсутствие обязательства полностью или частично обеспечивать эмитируемые денежные средства золотым запасом.
  2. Банкноты и монеты, выпускаемые на территории России, обеспечиваются активами ЦБ РФ и являются его обязательством.
  3. Исключительным монополистом в РФ является Центральный Банк. Только он ответственен за организацию выпуска, изъятия и обмена денег.
  4. Российский рубль – единственное разрешенное платежное средство в России. Использование иных валют либо альтернативных ценностей вне закона. При этом использование некоторых ценных бумаг в качестве платежного средства допустимо, но в рамках законодательных актов. Например, допустимо проводить оплату векселями, но они могут быть только в рублях.
  5. Неограниченная обмениваемость. Отсутствуют ограничения по суммам или субъектам, если в обращение вводятся деньги нового образца, то обмен устаревших монет или бумажных банкнот варьируется в строгих временных рамках: от 1 до 5 лет.
  6. Единственный уполномоченный орган, принимающий решение о выпуске, – Совет директоров ЦБ РФ.

Ввод в обращение безналичных денег

В отличие от наличных банкнот, безналичные деньги могут эмитироваться коммерческими банками в частном порядке. Как правило, это происходит при выдаче кредита, но передача безналичных денег между банковскими учреждениями всегда осуществляется под надзором ЦБ. Объемы межбанковских переводов ограниченны денежными запасами, размещенными на корреспондентских счетах. В тех случаях, когда средств недостаточно, финансовые учреждения пользуются краткосрочными ссудами от ЦБ РФ либо прибегают к рефинансированию.

Так как под эмиссией понимают именно выпуск наряду с увеличением денежной массы, сам факт выдачи кредита таковой не является. Рассмотрим простую схему:

  • Компания А, имея свободные средства в размере 1 млн рублей переводит их на депозитный счет.
  • Банк использует эти деньги и выдает их в кредит компании Б, которая в свою очередь производит оплату поставщику (компания В) за товары.
  • Компания В, имея 1 млн свободных средств вносит их на депозит в своем обслуживающем банке.

В результате сумма в 1 млн фигурирует у двух банков – на счету компаний А и В, хотя изначально, в наличной форме, миллион был одни. И есть компания Б, которая будет возвращать 1 млн первому банковскому учреждению вместе с процентами, так как был оформлен кредит. Далее цепочка может повторяться.

Это простой пример. В конечном счете А и В в какой-то момент решать забрать деньги из банков, обналичив их или использовав для проведения транзакций, таким образом наблюдается прирост денежной массы – сначала в безналичной, потом в наличной форме.

В Российской Федерации данный процесс регулируется Центральным Банком. Если финучреждения не будут ограничены в «производстве безналичных денег», масса будет непрерывно увеличиваться, что негативно скажется на экономике и приведет к инфляции. Поэтому Центробанк обязывает банки создавать «резерв» — это ограничение и обеспечение при эмиссии одновременно. Если вновь вернуться к вышеописанному примеру:

  • Резерв по указу ЦБ = 20%.
  • Банк, получив депозит в 1 млн рублей от компании А обязан зарезервировать 20% от суммы, при выдаче нового кредита. Максимальная сумма займа, выдаваемого компании Б не может превышать 800 тыс. рублей.
  • Если эти деньги идут в счет оплаты товаров компании В, которая в свою очередь сделает депозит на 800 тыс., банк может выдать новый кредит в размере не более 640 тыс. (20% от 800 тыс. переводится в резерв).

Таким образом, объем эмиссии сдерживается, контролируется, и постепенно «сходит на нет». При том, что наращивание денежной массы обеспечивают активные операции банков, ЦБ монопольно проводит контроль и регулирование всего процесса, вводя ограничения.

Безналичные денежные средства при эмиссии выдаются банковским учреждениям от ЦБ в качестве кредитов по ставке рефинансирование. Чаще всего процедура проводится в виде сделки РЕПО. Выпущенные деньги поступают на корреспондентский счет получателя в ЦБ РФ.

Существуют иные способы эмиссии безналичных средств. Так, денежная масса увеличивается вследствие покупки иностранной валюты, а также при использовании векселей в качестве платежных средств.

Выпуск наличных денег

Печать бумажных банкнот и чеканка монет в физическом исполнении может быть произведена только в специальных типографиях и на монетных дворах. Это отдельные предприятия, деятельность которых контролируется и четко регламентирована Центробанком.

Чеканку монет осуществляется «Гознак» на монетных дворах Санкт-Петербурга и Москвы, также эти компании ответственны за изготовление медалей и значков. Печать денежных купюр производят специализированные типографии, обладающие технологическими возможностями защищать продукцию от подделок. В спектр их деятельности входит печать ценных бумаг, гражданских паспортов и иных важных документов и бумаг.

Не все государства обладают мощностями для изготовления бумажных денег и монет собственными силами. В этом случае они оформляют заказы в других странах, имеющих необходимые технологии и оборудование. Россия изготавливает и выпускает деньги без участия посредников.

Эмиссия проводится в тех случаях, когда наличности недостаточно для покрытия потребностей экономических агентов. Говоря простым языком – когда объем выдачи банкнот и монет превышает их поступление. Например, обычным делом является приобретение Центробанком иностранной валюты за счет эмиссии. Новые деньги в результате будут обеспечены валютой. В иных ситуациях, когда ЦБ выдает кредиты правительству или коммерческим банкам, деньги обеспечиваются ценными бумагами государства либо кредитными обязательствами банковских учреждений.

Если рассмотреть на простом примере:

  1. Компания А внесла на счет банка депозит на сумму 1 млн рублей, банк выдал эти деньги в кредит компании Б, за вычетом резерва, которая перевела их на счет компании В в качестве оплаты товаров.
  2. Компания А и В имеют на счете 1 млн и 800 тыс. рублей соответственно, но изначально был внесен только 1 млн рублей. Если оба предприятия решат обналичить средства, произойдет увеличение денежной массы. Изначально это наблюдается в безналичной форме.
  3. Когда у банков возникнет потребность выдать деньги из кассы наличными, они обратятся в ЦБ РФ, который восполнит недостаток банкнот и монет из оборотной кассы.

Данный пример максимально прост, но отражает основные тезисы эмиссии:

  • Безналичная эмиссия первична, наличная – вторична.
  • Обе формы эмиссии тесно связаны между собой.
  • Общий прирост денег контролируется ЦБ, несмотря на то что банки также наделены правами.

Механизм введения денег в обращение

Механизм данного процесса в России включает трех участников:

  1. Центральный Банк РФ. В его функции входит производство наличных банкнот и монет путем размещения заказов уполномоченным компаниям (монетный двор, специализированная типография), учет и переучет эмиссии ценных бумаг, производимый коммерческими финучреждениями, приобретение казначейских билетов и иностранной валюты.
  2. Казначейство – организует выпуск казначейских билетов, разменных монет.
  3. Коммерческие банковские учреждения – имеют право самостоятельно проводить эмиссию денег в безналичной форме, выдавая кредиты.

Изначально Центробанк проводит мониторинг и анализ, выявляя потребность банков. В каждом регионе располагаются специальные рассчетно-кассовые центры или РКЦ, где располагается наличность – в процессе хранения деньги не считаются введенными в оборот и формально не имеют ценности. Такой финансовый запас называется «резервом», он не передвигается по счетам, а находится исключительно в резервном фонде.

Также при РКЦ находятся оборотные кассы ЦБ РФ, куда банки сдают наличность, избавляясь от нерентабельного актива, либо откуда получают наличные банкноты и монеты. Средства в них являются средствами «в обращении», они регулярно поступают и выдаются, то есть наблюдается постоянное движение.

Монопольное право на получение дохода от эмиссии денежных средств принадлежит Центральному Банку РФ.

Кратко об избыточной эмиссии

Если говорить простыми словами – избыточная эмиссия порождает развитие . Большой объем денежной массы не стимулирует развитие производственных областей, покупательская способность растет неравномерно, цены на товары и услуги стабильно увеличиваются. Здесь наблюдается и расслоение общества – например, бюджетники получают фиксированный оклад, продавцы «ходовых» товаров быстрыми темпами наращивают капитал, и дефицит бюджета – расходы производятся по новым ценам, а налоговые отчисления формируются за прошлые периоды.

Также сокращается объем экспорта, что означает снижение производственных объемов, доводя предприятия до банкротства, растет безработица. Инфляционные настроения, расслоение общества порождает массу негативных факторов. Итоговым результатом становится полный крах экономики.

Но все это касается лишь неоправданно избыточной эмиссии , вызванной инфляцией либо решением правительства страны. Когда процесс находится под контролем, соблюдается оптимальный баланс, эмиссия напротив оказывает положительное влияние на экономику.

Эмиссия денежных знаков в обращение наряду с приростом денежной массы – это сложный, многоступенчатый и строго регулируемый процесс. Ключевым органом в принятии решений и организации эмиссии выступает , он же извлекает прибыль. Себестоимость денежных средств на порядок ниже номинала, что образует доход эмитента. Также неотъемлемыми участниками механизма стали банковские учреждения, они обеспечивают эмиссию безналичных средств, через них производится перевод денег в наличную или безналичную форму.

Читайте также

Налог с торговли акциями: как считается, кем удерживается. Заполнение и подача декларации по форме 3-НДФЛ. Льготы и налоговые вычеты