Хоз деятельность японии. Экономика японии. Кратко о Сельском хозяйстве Японии. Интенсивное сельское хозяйство японии

Экономика Японии одной из самых, она входит в пятерку стран по темпу роста ВВП, промышленность и автомобилестроение – ведущие отрасли в ее структуре.

Структура экономики

Автомобилестроение стало одной из главных отраслей экономики, которое позволило увеличить темпы экономического развития Японии в конце 20 века. В настоящее время страна активно экспортирует автомобили. Крупнейшими поставщиками автомобильной продукции, которые заслужили мировое признание, стали Тойота, Нисан, Судзуки, Хонда, Мазда и Мицубиси.

Быстро развивается робототехника. Япония является лидером по экспорту промышленных роботов. Промышленность Японии долгое время зависела от научных технических достижений других стран. На государственном уровне было принято решение о подготовке собственных кадров и разработке научной стратегии развития страны. Были созданы новейшие исследовательские центры, осуществлены кардинальные перемены в подготовке и обучении кадров. Это привело к появлению уникальных разработок в области физики, атомной энергетики и робототехники.

В сельском хозяйстве Японии основным направлением считается рисоводство. Практически половина всех пахотных земель страны отведена для выращивания риса.

Рыболовство — традиционная отрасль для страны восходящего солнца. До 1995 года Япония была несомненным лидером по экспорту рыбы и морепродуктов. В связи с разделением на экономические зоны и территориальным ограничением, японцы не смогли добывать рыбу вдалеке от страны. Как следствие, рост импорта рыболовной продукции.

Импорт и экспорт

В Японии практически отсутствуют запасы природных ископаемых, поэтому большая часть сырья ввозится из других стран. Основным поставщиком нефти является Саудовская Аравия. Уголь для промышленности поставляется из Австралии, Индонезии и Китая.

Япония — крупнейший мировой потребитель сжиженного природного газа. Он используется на тепловых электростанциях и в автомобилях. Это позволяет оберегать экологию страны от выброса вредных веществ. Импорт газа осуществляется, в основном, из Малайзии.

Автомобили и комплектующие — основа экспорта Японии. Качество автомобильной продукции получило общемировое признание. Большой объем высокотехнологичного оборудования, бытовой техники, оргтехники поставляется Японией в другие страны.

Японская экономика зависима от импортного сырья, поэтому производство продуктов имеет большую себестоимость. Это отражается и на цене конечных продуктов, поставляемых в другие страны.

Особенности японской экономики

В экономической модели Японии есть положительные и отрицательные аспекты.

Из положительных можно выделить

  • быстрый уровень развития научных технологий, что позволяет создавать современное и конкурентоспособное оборудование для экспорта в области автомобилестроения и промышленности;
  • высокий уровень жизни;
  • развитость инфраструктуры;
  • регулирование государством долга страны. Особенностью экономики страны является распределение займа между гражданами. Это позволяет правительству управлять им в зависимости от экономической ситуации;
  • низкий показатель безработицы.

Отрицательные аспекты

  • высокая стоимость на экспортируемую продукцию приводит к снижению ценовой конкурентоспособности на мировом рынке;
  • зависимость от сырья, которое поставляется из регионов с нестабильной военной ситуацией;
  • высокая продолжительность жизни. И это, действительно, является проблемой в стране восходящего солнца. Количество пожилых людей превышает трудоспособных граждан, что сказывается на развитии страны;
  • внутренний долг превышает ВВП страны в несколько раз;
  • высокая оплата труда и поддержка крупных предприятий государством способствует уменьшению конкуренции. Это постепенно приводит государство к финансовой стагнации.

Экономика Японии активно развивалась до 2000 года. Экономический кризис и разрушительное цунами способствовали снижению уровня ВВП. Несмотря на негативные факторы, экономика Японии в настоящее время является одной из развитых среди мировых держав.

Страница 5

Сельское хозяйство

По специализации сельского хозяйства Япония заметно отличается от других развитых стран: доля растениеводства превышает долю животноводства в два раза. Но несмотря на это, своего зерна стране не хватает, Япония вынуждена импортировать зерновые культуры от ближайших соседей: Китая, Кореи.

О японской организации сельского хозяйства во всем мире знают как о довольно таки отсталой, это вызвано рядом причин: преобладание карликовых крестьянских хозяйств мелкотоварного типа, ограниченными капиталовложениями направляемыми на улучшение земель, слабостью агротехнической базы, кабальной задолженностью крестьян. За последнее время продуктивность земли несколько снизилась.

Пастбищные земли составляют, всего лишь 1.6% всей площади, хотя причиной столь малых размеров пастбищ не является плохой климат страны. Имеющиеся небольшие пастбищные участки постепенно выходят из оборота по мере увеличения импорта дешевой мясной и молочной продукции. В городах заброшенные пашни зарастают лесом. Эти дикие леса все более разрастаются, т.к. лесная индустрия проигрывает в конкуренции с импортом дешевой древесины.

Структура сельского хозяйства за последние десятилетия изменилась и хотя предпочтение отдается выращиванию риса - “японского хлеба” которому отдано около 50% обрабатываемых земель, наравне с этим получили развитие скотоводство, огородничество, и садоводство.

К японскому сельскому хозяйству относятся также рыболовство морской и лесной промыслы.

В Японии развито рыболовство, это традиционное занятие японцев по вылову рыбы Япония занимает первое место в мире (12 млн. Тонн). Основную часть его обеспечивают морское и океанское рыболовство, но весьма значительную роль играют аквакультуры - свыше 1 млн. Т. До второй мировой войны японцы практически не употребляли в пищу мясо, так что единственным источником животных белков служила рыба, а углеводов - рис.

Прибрежным рыболовством занимаются жители приморских селений; дальним - крупные монополии, обладающие технически совершенным рыболовным флотом. Северо-западная часть Тихого океана - главный район мирового рыболовства, добычу рыбы и морепродуктов здесь ведут Япония, Китай, Россия, республика Корея, некоторые другие страны.

Рыболовный флот Японии насчитывает десятки тысяч судов, а счет рыболовным портам ведется на сотни и даже на тысячи. Из экзотических промыслов хотелось бы отметить добычу жемчуга на южном побережье Хонсю, ежегодно здесь добывают более 500 млн. Жемчужных раковин. Раньше извлекаемые со дна раковины использовались для поиска естественных, жемчужин, которые, конечно были большой редкостью. Теперь их используют для искусственного выращивания жемчужин на специальных плантациях. С течением времени наметились тенденции к оскудению национальных рыбных ресурсов по этому широкое распространение получило искусственное разведение морских животных (в 1980г здесь выращивали 32 вида рыб 15 видов ракообразных, 21 вид моллюсков и т.д. и т.п.) Японии принадлежит первое место в мире по технологии аквакультуры которая зародилась в VIII веке. Здесь развиты самые разнообразные виды аквакультуры, созданы искусственные нерестилища и рыбные пастбища.

Транспорт

В послевоенный период на первое место по объему грузо- и пассажироперевозок в Японии быстро выдвинулся автомобильный транспорт (соответственно 52 и 60%). Протяженность автомобильных дорог составляет около 1,2 млн. км из них 5 тыс. км - скоростных. Остальное большей частью приходится на морские каботажные перевозки, доля которых постепенно снижается. Еще быстрее уменьшается значение железнодорожного транспорта, особенно после его приватизации в середине 80-х годов. Протяженность ж/д около 30 тыс. км. Растут объемы авиаперевозок, но их удельный вес пока невелик. Япония занимает второе место в мире по тоннажу торгового флота (почти 87 млн. бр. рег. т в 1996 г.), но 73% этого тоннажа уходит под «удобными флагами». Размеры автомобильного парка - 43 млн. легковых машин и 22 млн. грузовых и автобусов (1995 г., второе место в мире).

С середины 70-х годов основным направлением развития технической базы транспорта стало качественное совершенствование транспортной инфраструктуры. В Японии создана густая сеть автомобильных дорог, основным элементом которой стали скоростные автомагистрали, соединившие все города с населением более 500 тыс. человек. Построена система железнодорожных линий со средней скоростью движения поездов более 200 км/ч. В стране насчитываются несколько десятков крупных морских портов (крупнейший - Тиба), целый ряд аэропортов, способных принимать крупные лайнеры. В 80-е годы непрерывными транспортными путями (через систему туннелей и мостов) были соединены все четыре главных японских острова.

Многократно возросшие объемы и напряженность транспортных Перевозок в Японии, особенно в зоне главной транспортной оси страны, проходящей через Тихоокеанский промышленный пояс, потребовали повышения надежности и безопасности системы коммуникаций. Ее совершенствование достигается путем широкого внедрения электронно-вычислительной и информационной техники как в системы управления транспортными перевозками, так и в сами транспортные средства.

Прогресс на транспорте отражает уровень «цивилизационной зрелости» общества, по нему можно судить об эффективности экономики и ее организации. Применительно к Японии, транспорт представляет собой бурно развивающуюся отрасль экономики, призванную обеспечить удовлетворение возрастающих требований промышленности и населения к скорости и комфорту перевозок. С этим связано значительное повышение в последние годы объема авиационных перевозок и расширение сети высокоскоростного ж/д транспорта.

В 1998 г. транспортная отрасль страны находилась в состоянии спада, общий объем перевозок, по сравнению с 1997 г., снизился на 3,9%. В самой значительной степени кризис затронул сферу внутренних грузоперевозок, где объем падения составил 5,4%. На 2,4% снизился пассажиропоток внутри страны, В целом объем внутренних перевозок упал за год на 4,1%.

В меньшей степени кризисные тенденции затронули сферу международных перевозок. Общее падение в данной области составило 1,1%, хотя объем международных грузоперевозок снизился на 4,5%.

На долю автотранспорта приходится более 58,2% объема пассажирских и более 50,1% объема грузовых перевозок. Основой развития данной отрасли является постоянное внимание государственных и местных властей к проблемам расширения и улучшения качества дорожной сети, а также наращивание и более оптимальное использование существующего автомобильного и автобусного парка. Япония занимает первое место в мире по плотности дорожной сети с твердым покрытием (более 3 км./кв.км.).

Железнодорожный транспорт. В апреле 1987 года госкомпания Japan National Railways была приватизирована и разбита на семь региональных компаний JR (Japanese Railways), что привело к повышению эффективности управления и росту качества предлагаемого сервиса.

Япония - во многом уникальная страна, и практически во всех отраслях человеческой деятельности японский путь развития отличается от любого другого. Не является исключением и Японии. Несмотря на то, что в Японии не способствуют развитию этого вида деятельности, земледелие и скотоводство всегда были здесь достаточно развиты. На сегодняшний момент доля сельского хозяйства в составляет 2%, что на общем фоне промышленно развитой державы выглядит более чем неплохо, особенно с учетом того, что соседствующие азиатские страны вполне способны обеспечить Японию дешевой сельхозпродукцией. Тем не менее, этого количества явно недостаточно, и Япония является одним из крупнейших импортеров продуктов питания в мире.

То, каким образом развивается сельское хозяйство Японии, зависит в первую очередь от географических условий и исторических особенностей. на островах вулканического происхождения, и доля пахотных и пастбищных земель здесь очень мала. Площадь земель, используемых под сельскохозяйственные нужды, составляет не более 15 процентов от общей площади государства. Основной тип хозяйств - мелкие фермы, где все находится в частной собственности. Традиционными составляющими японской кухни являются рис и морепродукты, поэтому основная часть производителей сельхозпродукции занимается именно выращиванием риса - на его долю отводится свыше 80% производства. Животноводство развито слабо в связи с тем, что большую часть белковой пищи японцы получают с морепродуктами, поэтому пастбищные земли занимают незначительную часть от общей площади. Несмотря на то, что в последнее время рост потребления продуктов животноводства растет, количество хозяйств, занимающихся этим видом деятельности, сокращается, поскольку гораздо выгоднее покупать эту продукцию у соседей, например, в том же Китае. К тому же, корма для животноводства приходится импортировать из-за границы, и это тоже сказывается на его рентабельности.

Итак, сельское хозяйство Японии - это в основном Здесь оно имеет свои особенности: так, часто фермерам рис обходится значительно дороже, чем потом продается - это связано с тем, что они активно и часто необоснованно используют сверхсовременную технику и информационные технологии в сельском хозяйстве (Япония занимает первое место по использованию высоких технологий в этой отрасли), что неминуемо сказывается на себестоимости конечного продукта. Тем не менее, подобные фермерские хозяйства не разоряются и получают возможность развиваться дальше с учетом полученного опыта, поскольку начиная с послевоенного времени сельское хозяйство Японии, особенно выращивание риса, получает всестороннюю поддержку со стороны государства, и благодаря этому спрос на этот продукт полностью покрывается внутренним производством.

Также стоит отметить, что сельское хозяйство Японии - это не только традиционные выращивание зерновых и овощных культур и животноводство: довольно значимым направлением является изготовление шелка, для чего немалая часть сельхозугодий отводится под выращивание тутовника. Это направление является весьма прибыльным, поскольку японский шелк очень высоко ценится во всем мире.

Еще одно необычное направление в сельском хозяйстве этой страны - выращивание жемчуга. Традиционно у берегов Японии добывалось немало жемчужин, выросших естественным путем, а в последнее время все чаще открываются фермы, специализирующиеся на их выращивании. Этот приносит немалую прибыль, а потому становится все популярнее.

Таким образом, основными отличительными чертами, которыми обладает сельское хозяйство Японии, являются небольшие размеры угодий, высокая степень внедрения высоких технологий, благодаря чему практически все профессии в сельском хозяйстве предполагают высокую степень подготовки, всесторонняя поддержка фермерства со стороны государства, традиционные направления деятельности и часто небольшая эффективность мелких хозяйств.

Следует отнести к типу многоотраслевых. Основой его является земледелие, главным образом возделывание риса и других зерновых культур, технических культур и чая. Значимую роль играют садоводство, огородничество, шелководство и животноводство. В к относят также лесной промысел, рыболовство и морской промысел.

Обрабатываемая площадь страны составляет 5,4 млн. га, а посевная превышает ее в силу того, что в ряде районов снимают по 2-3 урожая в год.

Под зерновыми занято свыше половины посевной площади, около 25% под овощами, остальная занята кормовыми травами, техническими культурами и тутовым деревом.

Господствующее положение в занимает рис. В то же время наблюдается снижение сборов пшеницы и ячменя (низкая доходность и конкуренция импортного).

Овощеводство в основном развивается в пригородах. Как правило круглогодично в тепличном грунте.
На Хоккайдо культивируют сахарную свеклу, на юге сахарный тростник. Выращивается также чай, цитрусовые, яблоки, груши, сливы, персики, хурму (эндемик Японии), виноград, каштаны, арбузы, дыни, в теплицах ананасы. На юго-западе Хонсю большие площади отведены под клубнику.

Животноводство стало активно развиваться только после 2 мировой войны.

Стадо крупного рогатого скота достигает 5 млн. голов (половина – молочные коровы). В южных районах развивается свиноводство (около 7 млн. голов). Центром является север страны – остров Хоккайдо, где создаются специальные фермы и кооперативы.

Рыболовство характеризуется засильем крупных компаний монопольного типа. К основным объектам лова относятся сельдь, треска, лососевые, камбала, тунец, палтус, акула, сайра, сардина и т. д.

Добывают также морскую капусту и моллюсков. Рыболовный флот Японии насчитывает несколько сот тысяч судов (в основном мелких). Около 1/3 улова дают воды в районе Хоккайдо. Важным районом промысла является северо-восточное побережье Хонсю.

Широкое распространение получила аквакультура: искусственное разведение рыб в лагунах, горных и на рисовых полях и разведение жемчужниц.

По специализации сельского хозяйства Япония заметно отличается от других развитых стран: доля растениеводства превышает долю животноводства в два раза. Но несмотря на это, своего зерна стране не хватает, Япония вынуждена импортировать зерновые культуры от ближайших соседей: Китая, Кореи.


О японской организации сельского хозяйства во всем мире знают как о довольно таки отсталой, это вызвано рядом причин: преобладание карликовых крестьянских хозяйств мелкотоварного типа, ограниченными капиталовложениями направляемыми на улучшение земель, слабостью агротехнической базы, кабальной задолженностью крестьян. За последнее время продуктивность земли несколько снизилась.


Пастбищные земли составляют, всего лишь 1.6% всей площади, хотя причиной столь малых размеров пастбищ не является плохой климат страны. Имеющиеся небольшие пастбищные участки постепенно выходят из оборота по мере увеличения импорта дешевой мясной и молочной продукции. В городах заброшенные пашни зарастают лесом. Эти дикие леса все более разрастаются, т.к. лесная индустрия проигрывает в конкуренции с импортом дешевой древесины.


Структура сельского хозяйства за последние десятилетия изменилась и хотя предпочтение отдается выращиванию риса - японского хлеба которому отдано около 50% обрабатываемых земель, наравне с этим получили развитие скотоводство, огородничество, и садоводство.


К японскому сельскому хозяйству относятся также рыболовство морской и лесной промыслы. В Японии развито рыболовство, это традиционное занятие японцев по вылову рыбы Япония занимает первое место в мире (12 млн. Тонн). Основную часть его обеспечивают морское и океанское рыболовство, но весьма значительную роль играют аквакультуры - свыше 1 млн. Т. До второй мировой войны японцы практически не употребляли в пищу мясо, так что единственным источником животных белков служила рыба, а углеводов - рис.


Прибрежным рыболовством занимаются жители приморских селений; дальним - крупные монополии, обладающие технически совершенным рыболовным флотом. Северо- западная часть Тихого океана - главный район мирового рыболовства, добычу рыбы и морепродуктов здесь ведут Япония, Китай, Россия, республика Корея, некоторые другие страны.


Рыболовный флот Японии насчитывает десятки тысяч судов, а счет рыболовным портам ведется на сотни и даже на тысячи. Из экзотических промыслов хотелось бы отметить добычу жемчуга на южном побережье Хонсю, ежегодно здесь добывают более 500 млн. Жемчужных раковин. Раньше извлекаемые со дна раковины использовались для поиска естественных, жемчужин, которые, конечно были большой редкостью. Теперь их используют для искусственного выращивания жемчужин на специальных плантациях


С течением времени наметились тенденции к оскудению национальных рыбных ресурсов по этому широкое распространение получило искусственное разведение морских животных (в 1980г здесь выращивали 32 вида рыб 15 видов ракообразных, 21 вид моллюсков и т.д. и т.п.) Японии принадлежит первое место в мире по технологии аквакультуры которая зародилась в VIII веке. Здесь развиты самые разнообразные виды аквакультуры, созданы искусственные нерестилища и рыбные пастбища.