Обои на самом деле христос. Ученые показали, как на самом деле выглядел иисус христос. Длинные или короткие волосы

Для людей неверующих желание поточнее передать лик Иисуса — это наилучший способ понять Христа. За последние десятилетия неоднократно поднимался вопрос о том, как выглядел исторический Иисус.


Тайна веков: исследователи вскрыли гробницу Христа

Очень многое было сделано в 2001 году для цифровой реконструкции облика Спасителя во время съемок документального фильма BBC "Сын Божий" (Son of God). Благодаря новейшим технологиям из древнего черепа извлекли изображение коренастого малого со слегка обеспокоенным выражением лица. См. Оригинал BBC .

Если с оливковым цветом кожи, коротко стриженной черной шевелюрой и бородой еще можно согласиться, то нос, губы, шея, глаза, веки, брови, толщина жирового слоя и выражение лица — это такие детали, которые полностью лежат на совести антропологов-реконструкторов. Восстановление мягких и хрящевых тканей на черепах до сих пор еще не является точной научной дисциплиной.

"Изображение Иисуса, унаследованное от векового христианского искусства, не является точным, но это мощный бренд, — рассказывает на страницах веб-издания The Conversation Джоан Тейлор (Joan Taylor), автор книги "Как выглядел Иисус?" (What Did Jesus Look Like?). — Человек, с расчесанными посредине лба светло-каштановыми волосами и длинной бородой, часто светлокожий и голубоглазый, стал широко распространенным портретом. Мы представляем Иисуса в длинных одеждах с мешковатыми рукавами, поскольку так его чаще всего изображают в произведениях искусства на протяжении веков. В современных фильмах, начиная с "Иисуса из Назарета" (Jesus of Nazareth, 1977 год) Франко Дзеффирелли и в дальнейшем, преобладает такой стиль, даже когда одежда Иисуса считается неудачно сработанной".

Джоан Тейлор полагает, что было довольно много причин, по которым Иисус изображался в таком виде, который сделался всемирным стандартом, и ни один из образов не связан с сохранением исторической достоверности. В своей новой книге исследовательница старается опираться на подсказки, разбросанные в древних текстах, а также на археологические находки.

Для историка внешность Иисуса имеет много общего с тем, какую одежду и обувь носил мессия. Ключевой вопрос: как его воспринимали современники?

Ни в евангелиях, ни в древнехристианских апокрифах — нигде нам не найти словесного портрета Иисуса. Однако встречаются тут и там разбросанные подробности. В Евангелии, например, Марка (6:56) можно прочитать, что он носил большой прямоугольный шерстяной платок (по-гречески, гиматий) с кисточками по краям. Речь, скорее всего, идет о еврейском талите, или талесе.

В Евангелии от Марка (12:16) читаем: "Иисус учил народ и говорил: "Остерегайтесь учителей Закона, им нравится расхаживать в длинных одеждах, они любят, чтобы их почтительно приветствовали на площадях, любят сидеть в синагогах в первом ряду". Под "длинными одеждами" современные комментаторы подразумевают именно талес. Такую накидку делали обычно из шерсти или льна. Она могла быть толстой или тонкой, цветной или неокрашенной, именно ей отдавали предпочтение мужчины-иудеи.

Иисус Христос предстал перед своими учениками Петром, Иаковом и Иоанном не в обычной земной одежде, а во всей славе своей: "И преобразился пред ними; и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как снег".

К слову сказать, средневековые красильщики поспешили увидеть в этом изменении цветов обоснование их профессиональной деятельности, а потому часто называли своим покровителем и защитником Христа. В своей книге "Чёрный. История цвета" (Noir. Histoire d"une couleur) современный французский медиевист Мишель Пастуро (Michel Pastoureau) сообщает: "Не дожидаясь, когда Церковь официально объявит Преображение общим праздником (это случится только в 1457 году), они уже с середины XIII века заказывают художникам алтарные картины, на которых изображается преображенный Христос, в белых одеждах и с лицом, написанным желтой краской".

В записанных на заре Средневековья апокрифах маленький Иисус окрашивает ткани, погружая их в чан с синей краской. В тогдашней Европе, как и в Древнем Риме, синий был нелюбимым цветом, который редко использовали для окрашивания тканей и одежды. Только в феодальную эпоху он стал модным и даже любимым цветом королей.

Юный ученик красильщика Иисус красил ткани в черный цвет — цвет Дьявола. Далее предоставим слово Мишелю Пастуро: "Однако начиная с XIV века это станет невозможным: в свою очередь, черный цвет входит в моду и не может вызвать негативных ассоциаций. Теперь уже проступок, связанный с черным цветом, будет выглядеть неубедительно, по крайней мере в том, что касается одежды или тканей. Стало быть, маленький Иисус должен выбрать для своих проделок иную цветовую гамму. В версиях, относящихся к позднему Средневековью, на смену черному приходит желтый, цвет лжи и предательства, цвет Иуды и Синагоги. Отныне мальчик погружает ткани в чан с желтой краской перед тем, как совершить чудо и наделить каждую ткань положенным ей цветом. С этих пор чан с желтой краской в символическом плане становится более неприятным или зловещим, чем чан с черной. Это нечто новое".

Иисус ходил в сандалиях, неоднократно упоминаемых в евангелиях (от Матфея 3:11, от Марка 1:7, 6:9, от Иоанна 1:27) и сохранившихся до наших дней в сухом климате многочисленных пещер Мертвого моря.

Туника, или хитон, Иисуса была сшита из одного куска ткани. "Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон. Хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху" (Евангелие от Иоанна 19:23-24). Историка это удивляет, поскольку в основном туники делали из двух частей, сшитых на плечах и по бокам.

"Иисус, — утверждал римский философ-платоник, один из самых известных античных критиков христианства Цельс, — воспитывался тайно, потом пришел в Египет и здесь, занимаясь подённой работой, постиг некоторые искусства творить чудеса, отсюда снова возвратился (в свое отечество) и при помощи тех искусств объявил себя богом".

Христианский теолог, философ и ученый Ориген, написавший в 249 году в опровержение сочинения Цельса "Истинное слово", отбросил многие из его утверждений, однако не посмел оспаривать, по всей видимости, очевидный факт, что Иисус вел образ жизни, некоторым образом свойственный античным киникам или средневековым юродивым.

"Каким же образом (Иисус), который вырос среди простой и бедной обстановки, не пользовался никакими удобствами воспитания, не получил никакого образования ни в ораторском искусстве, ни в науках, могущих даровать ему способность убедительно беседовать с народом, быть его руководителем и привлекать к себе большие толпы слушателей, мог выступить в качестве провозвестника новых учений, как он мог возвестить человеческому роду веру, которая ниспровергла обряды иудеев (хотя и относится с почтением к пророкам иудейским), которая осудила законы греческие, в особенности же те, которые касаются богопочитания?" — задавался вопросом Ориген.

По мнению историка, Иисус носил рубище и вообще имел неухоженный вид. Она сомневается, что у него были длинные волосы, как об этом принято думать, или он не ухаживал за ними так, как это было принято среди состоятельных мужчин его эпохи.

В то время как остальные носили тунику в качестве поддевки, Иисус вовсе не заботился о сохранении материальных вещей:

"И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них" (Евангелие от Матфея 6:28-29).

"И сказал ученикам Своим: посему говорю вам, — не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться: душа больше пищи, и тело — одежды. Посмотрите на воронов: они не сеют, не жнут; нет у них ни хранилищ, ни житниц, и Бог питает их; сколько же вы лучше птиц? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе роста хотя на один локоть? Итак, если и малейшего сделать не можете, что заботитесь о прочем? Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них. Если же траву на поле, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то кольми паче вас, маловеры" (Евангелие от Луки 12:22-28).

Сюда следует прибавить знаменитый пассаж о "нищих духом" из Евангелия от Луки (6:20-23).

Учитывая громадную пропасть между богатыми и бедными, существовавшую в Римской империи, Иисуса скорее можно отнести к беднейшим слоям населения. К такому выводу пришла исследовательница на основании проанализированных фактов.

С точки зрения историка, учение Христа следует рассматривать как учение всех "униженных и оскорбленных". В этом нет абсолютно ничего нового. Достаточно пролистать трактат Фридриха Ницше "Антихрист", который можно было бы перевести как "Антихристианин".

Правообладатель иллюстрации Thinkstock

Все имеют представление, как выглядел Иисус Христос. В изобразительном искусстве Запада его образ использовался чаще всех других. По традиции, это мужчина с длинными волосами и бородой, длинной туникой с длинными рукавами (как правило белой) и накидкой (чаще синей).

Образ Христа стал настолько привычным, что даже его силуэт легко узнаваем.

Но так ли он выглядел на самом деле?

Скорее всего, нет.

На самом деле ставший знакомым образ берет начало в византийскую эпоху, начиная с IV века. В Византии главный упор делался на символизме образа Христа, а не на исторической точности.

Прообразом стало изображение императора на троне, пример которого можно увидеть на мозаике алтаря в церкви Санта-Пуденциана в Риме.

Правообладатель иллюстрации Alamy Image caption Изначально нимб был отличительной чертой бога света Аполлона, но затем начал появляться на изображениях Христа для подчеркивания его божественной натуры

Христос одет в золотую тунику. Это образ небесного правителя мира, напоминающий известную статую сидящего на троне длинноволосого бородатого Зевса. Памятник был настолько известен в античном мире, что римский император Август приказал сделать создать памятник себе, выполненный в таком же стиле (только без длинных волос и бороды).

Правообладатель иллюстрации Alamy

Византийские художники, перед которыми стояла задача показать Христа царем всего сущего, придумали новый образ, по сути являвшийся отражением помолодевшего Зевса. Со временем такое изображение богочеловека стало нормой. В наши дни к этому образу также добавилось что-то от хиппи.

Правообладатель иллюстрации Alamy

Так как же на самом деле выглядел Христос?

Рассмотрим от головы до пят.

1. Волосы и голова

Если первые христиане не пытались изобразить Христа небесным правителем, то он представал обычным человеком: без бороды и с короткими волосами.

Правообладатель иллюстрации Yale Collections Image caption Отражение примерной внешности Христа можно найти на стенах синагоги III века в городе Дура-Европос

Возможно, у Иисуса была борода, как это бывает свойственно странствующим мудрецам, но только лишь по той причине, что он не посещал цирюльника.

В целом небритость и борода были присущи философам и отличали их от всех остальных. Древнегреческий философ Эпиктет называл это "обоснованным, исходящим от природы".

В целом же в греко-римском мире I века считалось обязательным, чтобы мужчина был гладко выбрит и коротко стрижен. Длинные роскошные волосы и борода были уделом богов. Стриглись даже некоторые философы.

В древние времена борода не считалась отличительной чертой евреев. Мало того, когда евреев преследовали, гонителям было сложно отличить их от всех остальных (это описывается в Маккавейской книге). При этом на монетах, выпущенных Римом после взятия Иерусалима в 70 году, можно увидеть плененных евреев с бородами.

Правообладатель иллюстрации CNG Coins

Поэтому возможно у Иисуса в соответствии с традицией философов была короткая борода, как у мужчин с римских монет, но, скорее всего, у него были короткие волосы.

Будь у него волосы чуть длиннее, чем было общепринято, можно было бы ожидать какую-то реакцию. Считалось, что евреи с неостриженными бородами и длинными волосами были назареями, то есть теми, кто принял обет. То есть на какое-то время они посвящали себя Богу, обязуясь не пить вино и стричь волосы. В конце своего обета на специальной церемонии они брили голову в иерусалимском храме (об этом можно прочитать в новозаветной книге Деяний глава 21, стих 24).

Но Христос не принимал обет назарея, потому что в Библии говорится, что он пил вино. Его даже обвиняли, что он пьет его чересчур много. Будь у него длинные волосы и отличительные черты назарея, без комментариев о несоответствии его вида и стиля поведения точно бы не обошлось. Вино назарею не полагалось вообще.

2. Одежда

Во времена Христа богатые люди надевали длинные одежды по особым случаям, чтобы показать людям свой высокий статус. В одной из своих речей Христос сказал: "И говорил им в учении Своем: остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и принимать приветствия в народных собраниях" (Евангелие от Марка глава 12, стих 38).

Считается, что слова Христа являются наиболее исторически точными частями Евангелия, поэтому мы можем предположить, что сам он длинные одежды не носил.

В те времена средний мужчина носил тунику до колен - хитон, а туника женщины была длиной до щиколоток. Если что-то в этом распорядке менялось, возникал скандал. В апокрифических Деяниях Павла и Феклы, относящихся ко II веку, рассказывается, какой шок вызвала ситуация, когда женщина надела мужскую тунику. Чаще всего туники были сшиты из одного куска ткани.

Также мы знаем, что поверх туники также носили накидку, и известно также, что именно к этой части одежды прикоснулась женщина, желавшая получить исцеление (Евангелие от Марка глава 5, стих 27).

Накидку носили по-разному. Иногда она полностью закрывала тунику. (Некоторые философы предпочитали носить лишь накидку без туники, оставляя открытой правую верхнюю часть туловища).

Правообладатель иллюстрации Wiki commons

Определить положение и богатство человека можно было по размеру, качеству и цвету накидки. Фиолетовый и некоторые оттенки синего говорили о роскоши и почете владельца. Это были королевские цвета, потому что использовавшаяся краска была невероятно дорога.

Но цвета могли свидетельствовать и об ином. Историк Иосиф Флавий описал течение зелотов, желавшее освободить Иудею от римлян, - группу убийц-трансвеститов, носивших окрашенные накидки, намекая тем самым, что это предмет женской одежды. Из этого можно сделать вывод, что мужчины, не наделенные высоким статусом, должны были носить одежду из неокрашенной ткани.

Но Христос не носил белую одежду, для создания которой требовалось отбеливание или добавление мела. В Иудее такую одежду ассоциировали с ессеями, которые строго следовали еврейским законам. Разница между одеждой Христа и яркими белыми одеяниями описывается в девятой главе Евангелия от Марка, когда три апостола поднялись на гору с Иисусом, одежда которого начала излучать яркий свет. Перед преображением одежда Христа предстает самой обычной, сделанной из некрашеной шерсти.

Об одежде Христа также можно узнать во время описания его казни, когда римские солдаты начали делить его одежды, разорвав их на четыре части. Одним из элементов его одеяния, скорее всего, был талит - прямоугольное покрывало для молитвы.

3. Ступни

Христос несомненно носил сандалии. Их носили все. В пещерах, находящихся неподалеку от Мертвого моря и Масады, были обнаружены сандалии периода жизни Христа, поэтому мы можем составить о них представление. Они были простыми, подошвы которых были сделаны из толстых кусков кожи. Верх сандалий делали из кожаных полос.

Правообладатель иллюстрации Gabi Laron

4. Черты лица

Какими были черты лица Христа? Они были еврейскими. Совершенно очевидно, что Христос был евреем (или иудеем). Об этом можно прочитать в частности в посланиях апостола Павла. Как же выглядел еврей того времени?

В Евангелии от Луки говорится, что во время начала своего служения ему было 30 лет.

В 2001 году судебный антрополог Ричард Нив воссоздал модель жителя Галилеи для документального фильма Би-би-си "Сын Божий", взяв за основу череп неизвестного человека, найденный в том регионе. Он не утверждал, что это лицо настоящего мессии. Это был лишь способ увидеть Христа обычным человеком своего времени, потому что в его описании не говорится ничего о его исключительной внешности.

Правообладатель иллюстрации Thinkstock Image caption Многие христиане убеждены, что погребальная плащаница, хранящаяся в итальянском Турине, запечатлела подлинный лик Иисуса

Это можно сделать, взяв за основу найденные скелеты людей той эпохи.

На мой взгляд, лучше всего отражение примерной внешности Христа можно найти в образе Моисея, нанесенном на стены синагоги III века в городе Дура-Европос, из которого можно понять, как выглядел иудейский философ в греко-римском мире.

Правообладатель иллюстрации Alamy Image caption Вряд ли у Христа были голубые глаза, как то изображали некоторые художники

Там говорится, что Моисей носил некрашеную одежду, а его накидкой был талит. Это изображение очевидно дает более точное представление о историческом Христе, чем то, что придумали византийцы, воплотившееся затем в общепринятый стандарт.

Как выглядил Иисус на самом деле — Истиный внешний вид Христа:

2 Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему.
(Ис.53:2)

То есть на «голливудского красавчика» Он был мало похож. И судя по Писанию Его внешний вид не вызывал особого восхищения.

Длинные или короткие волосы?

Обычно Иисуса представляют в длинными волосами. Но мое предположение, что Иисус не имел длинных волос. И вот подтверждение: Он был из Назарета, но обета назорейства не давал. Следовательно, выглядеть он должен был так, как выглядели большинство евреев в то время.

(Обед назорейства полагал наличие длинных волос).

45 Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.
46 Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.
(Иоан.1:45,46)

Библия говорит о городе, области рождения. Как сегодня, например, я родился в Москве - значит Московская область.

Чтобы мы не путали «обед назорейства» от места рождения - «из Назорета».

5 Во все дни обета назорейства его бритва не должна касаться головы его; до исполнения дней, на которые он посвятил себя в назореи Господу, свят он: должен растить волосы на голове своей.
(Чис.6:5)

Упоминание о назорействе - это четкие инструкции по соблюдению обряда.

27 Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей.
(Лев.19:27)

Обычный еврей следовал этим стихам, как и Иисус, который не принимал назорейства.

32 Верблюды их [отданы] будут в добычу, и множество стад их - на расхищение; и рассею их по всем ветрам, этих стригущих волосы на висках, и со всех сторон их наведу на них гибель, говорит Господь.
(Иер.49:32)

Тут упоминание о каре Бога в сравнение с другими народами, кто срежет виски. По этой причине избранный народ не состригал только виски. Как и Иисус.

Последний мой аргумент против длинных волос у Христа:

6 Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается.
7 Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа.
(1Кор.11:6,7)

Мои выводы

Ответ на вопрос: как выглядел Иисус на самом деле? Можно сказать, что он был похож на обычного еврея, среднестатистического. И не было в нем красоты, как привыкли люди сегодня считать.

Сын Бога не носил длинных волос и не стриг виски, как этого требовал Закон.

А главная мысль в том, что из всех книг Нового Завета мы нигде не встретим описания - как выглядел Иисус, но зато узнаем, что делал Бог на земле и что говорил.

Как Он умер на кресте и как воскрес!

Недавно наткнулся в Popular Mechanics на одну любопытную статью. Статья довольно-таки старая, но меня заинтересовала. Задумался я. Интересно получается, парадокс, можно сказать. Иисус Христос — самый известный человек за последние два тысячелетия, а как он выглядел — до сих пор загадка. В самом деле, о внешности Иисуса мы можем судить только по фантазиям художников, да по Туринской плащанице. Ни то, ни другое нельзя считать истинным, я думаю. Первое слишком субъективно, второе является скорее вопросом веры.

Традиционно в искусстве Иисуса Христа изображают облаченным в одеяния светлокожим мужчиной с опрятной бородой и ровными, светло-коричневыми волосами. Однако неугомонным ученым как всегда не сидится на месте. Один из них, британец, в сотрудничестве с израильскими археологами провели научный анализ, используя методы криминалистики, дабы решить, наконец, вопрос как же выглядел Иисус на самом деле. На мой взгляд, результат получился весьма неожиданным.

Белый человек из Оксфорда

Представления о внешности Иисуса изменялись в зависимости от времени, местности, культурных условий, однако постепенно приобрели более-менее единый вид, распространенный в наше время. Согласно этому стереотипу, Иисус имел светлую кожу, узкое вытянутое лицо, светло-коричневые (или даже светлые) волосы, а также добрые и печальные глаза. Длинные, распущенные волосы, аккуратная бородка и характерное одеяние делают его образ узнаваемым для всех.

Как шутя говорит один комик — Эдди Иззард, современный образ Иисуса это образ «белого человека из Оксфорда», вот и решили ученые провести реконструкцию, как же Иисус, как реально исторически существовавший человек, мог выглядеть. Сделать это было решено на основании временного периода и места действия жизненной истории Христа из древних текстов, используя методы криминалистической антропологии.
И вот тут, как сообщает Popular Mechanics, они столкнулись с проблемой.

«Нигде в Новом Завете образ Иисуса не описан, равно как и не было когда-либо обнаружено ни одного его изображения»

Криминалистические исследования

Ричард Нив, бывший сотрудник университета Манчестера в Англии уже имел опыт реконструкции внешности исторических лиц, в том числе Филиппа II Македонского, отца Александра Великого, и царя Мидаса из Фригии.

Используя методы, которыми обычно пользуется полиция для раскрытия преступлений, Нив с помощью современных криминалистических методик исследовал древние черепа из Иерусалима — региона, где Иисус жил и проповедовал.

Образ — результат исследований Нива (Изображение: PopularMechanics)

Рентгеновские «срезы» с трех черепов еврейских мужчин первого века нашей эры были созданы с помощью компьютерной томографии. Затем полученные данные были обработаны специальной компьютерной программой. В результате ученые определили где, какие и сколько мягких тканей располагались на черепах, конкретизировали мышцы и вид кожи лица. В итоге получился образ с гораздо более широкой формой лица, чем у европейских изображений.

«Весь процесс был осуществлен с использованием программного обеспечения, результаты сверены с антропологическими данными. Основываясь на этих данных, исследователи построили цифровую 3D-реконструкцию лица. Затем они создали макет черепа. Слои глины, соответствующие толщине ткани лица, указанной в компьютерной программе, были тщательно наложены на макет, затем сделали имитацию кожи. Смоделировали нос, губы и веки, повторяя контуры мышц», — сообщает Popular Mechanics

Новое лицо для древнего человека

При помощи этих манипуляций команда смогла выявить общие лицевые структуры, типичные для ближневосточного человека, жившего в Галилее на севере Израиля во времена Иисуса. Однако оставался открытым вопрос с цветом кожи и типом волос и прически.

Чтобы решить этот вопрос, Нив решил обратиться к античному искусству из археологических памятников региона. Если верить этим источникам, то Иисус должен был иметь смуглую кожу, носить густую темную бороду и короткие волосы, в соответствии с тамошними традициями того времени.

Как сообщает Popular Mechanics, в одной из глав послания Павла к коринфянам, говорится, что он, якобы, видел Иисуса, и затем высказывает мнение, что длинные волосы у мужчины это безобразие.

«Если муж растит волосы, то это бесчестье для него»

Благодаря этому высказыванию, у команды исследователей возникла уверенность в том, что у Христа просто не могли быть длинные волосы. Ни с точки зрения традиций, ни, уж тем более, с точки зрения того, что с внешностью, традиционно приписываемой Иисусу европейцами, он очень сильно выделялся бы на фоне соотечественников. А ведь Иуде пришлось даже указать на него, чтобы предать. Логичнее и проще было бы просто рассказать преследователям о его необычной внешности.

Археологические данные и останки скелетов говорят о том, что средний рост семитского мужчины два тысячелетия тому назад составлял примерно полтора метра, а вес около полусотен килограммов. Помимо того, если верно то, что Иисус был плотником, то он должен был проводить много времени на свежем воздухе, выполняя тяжелую работу, а, следовательно, был физически развитым, загорелым, с обветренной кожей, что значительно добавляло возраста его внешности. Во всяком случае, он должен был казаться старше своих лет.

Сын Божий

И напоследок хотелось бы рассказать о еще одной интересной интерпретации решения вопроса о внешности Христа. Итальянские исследователи, опять-таки в сотрудничестве с полицией, провели собственные эксперименты и создали свою версию реконструкции лица молодого Иисуса. В этом им помогла всем известная Туринская плащаница.

«С помощью Туринской плащаницы, ткани-савана с предполагаемого захоронения Иисуса, специалисты из полиции создали изображение внешности молодого Иисуса Христа. Они уменьшили размеры челюсти, подняли подбородок и выпрямили нос, «обратив вспять» процесс старения»

Полученный образ разительно отличается от созданного Нивом и гораздо больше напоминает традиционный идеал христианского Сына Божьего.

Предваряя возмущенные возгласы верующих, хочу сказать, что Иисус, похожий больше на неандертальца, мне, как европейцу и просто верующему человеку, тоже не очень по душе. Однако, нужно отдать дань объективности, которая намекает нам, что такой облик тоже мог иметь место, к тому же он имеет под собой хотя бы какие-то основания. Да и не знаем мы вообще, как же выглядел Иисус Христос в реальности.


Используя современные технологии и черепа древних семитов, судебно-медицинские эксперты установили, что внешность Иисуса Христа была не такой, какой ее обычно изображают на иконах.

Красивый мужчина кавказской внешности, с плавными локонами темно-коричневых волос, густая раздвоенная борода цвета пшеницы, голубые или карие глаза, - таким Иисуса Христа видело большинство из нас благодаря религиозным картинам.
Но команде ученых-криминалистов удалось получить более точное изображение христианского Мессии.
Медицинский художник из Университета Манчестера Ричард Нив воссоздал лицо сына Бога, изучая семитские черепа и используя современные методы судебной экспертизы.

Как сообщается в статье, опубликованной научным журналом Popular Mechanics, «медицинский портрет Иисуса» показывает человека с широким темным лицом, крупным носом, темными глазами, густой бородой и короткими вьющимся волосами.
Такая внешность, скорее всего, была более характерна для ближневосточных евреев в Галилее на севере Израиля.
Ученый подчеркнул, что получил точный портрет взрослого человека, живущего в то же время и в том же месте. Эксперты говорят, что описание Иисуса в некоторых текстах могло быть более точным, чем картины древних художников, рисовавших лики, пользуясь скульптурами или словесными описаниями.
Команда ученых использовала описание Христа, данное евангелистом Матфеем. При этом описание внешности им удалось совместить с новым научным направлением - судебной антропологией, используемой в борьбе с преступностью.
Совместно с израильскими археологами ученому удалось создать компьютерную модель внешности сына Бога, доказывающую, что Христос имел характерные черты галилейских семитов того времени.
В ходе работы специалисты изучили три хорошо сохранившихся черепа из Иерусалима, где жил и проповедовал Иисус.
Затем они воссоздали мускулы и кожу на черепе тем же способом, каким судебно-медицинские детективы создают фоторобот живого человека, имея лишь его скелет. В том числе - форму глаз, губ, носа и основных мышц черепа.

Три важных фактора внешности Иисуса - его волосы, кожа и цвет глаз - сначала смоделировать не удалось, но исследовательская группа в конечном счете пришла к выводу, что у Иисуса были темные глаза, волосы и кожа. Такие критерии внешности присутствовали у «коллег» Христа. Коме того, мессия, предположительно, был по еврейской традиции бородат.

Специалисты также пришли к выводу, проанализировав религиозные тексты, что Иисус не мог носить длинные волосы, как на его изображениях. Вместо этого у него были короткие жесткие кудри, как у всех еврейских мужчин.
Они также предположили, что Христос был более загорелым и мускулистым, нежели его принято традиционно изображать в западном искусстве, так как до 30 лет работал плотником и постоянно находился на солнце.
Исходя из внешности «соплеменников Иисуса», ученые также определили, что рост мессии составлял 1,5 метра, а вес - 50 килограммов.