Богданов вячеслав алексеевич биография. Сельский паренёк с Тамбовщины Вячеслав Богданов. Картина – в духе народной поэтической традиции

Вячеслав Богданов в своих стихах предстаёт перед нами человеком собранным, цельным и духовно содержательным, а как поэт — с безусловной одарённостью и редкой нравственностью, что и решает, в общем-то, судьбу художника: талант и воля к честности, к справедливости, к совестливости, к труду, положенному на порог отчей избы, земли русской.

Богданов был очень русским человеком и беспощадным поэтом русским был. Его не сомневаясь надо ставить в тот золотой круг русских авторов, рано и трагически распрощавшихся с жизнью, в круг Дмитрия Блынского и Николая Анциферова, Анатолия Передреева и Николая Рубцова.

Сельский паренёк с Тамбовщины, он явился в 1953 году на Челябинский металлургический завод, где сформировались его взгляды на призвание. Вячеслав стал знаменитым поэтом на Урале, а погиб в Москве в 1975 году.

Рыжий берег травою окутан,

Здесь ничьи не остались следы.

Я не знаю, он взялся откуда,

Этот камень у чёрной воды.

Мы не можем и не сможем никогда указать пальцем, через какой чёрный камень «запнулась» и не перешагнула краткая стезя поэта, камней чёрных на пути не только русского поэта, но и русского народа — много, потому поблагодарим Вячеслава Богданова за сотворённое: оно прекрасно, искренне, оно — живое существо, то цветком расцветёт в душе у нас, то слезою матери русской очи нам освежит…

Вячеслав Богданов, друг мой первый, если бы он чуток пожил бы, пожил бы ещё чуток — ведь лишь приготовился, лишь в полный рост поэта распрямился!..

Но он возвращается к нам светлый, русский, добрый и неповторимый, как его отчий край, как его Россия, родина наша, зовущая и лебединая.

Вячеслав Богданов — настоящий поэт. А настоящий поэт — гневный, но добрый, внезапный, но мудрый, трудный, но прекрасный!

Господи, ну обереги его слово на путях грозных! Сбереги и дай простора ему.

Валентин СОРОКИН

В синем цехе

Только утро разбрезжится синью,

Торопливо уйду со двора.

Я работаю в цехе Россия,

В синем цехе красы и добра.

Пусть дороги круты, словно годы.

Глубине поучусь у сохи.

Мне, рабочему парню завода,

Так нужны, до зарезу, стихи.

Петь так петь! Чтобы слабый с постели

Встал и небо подпёр головой,

Чтобы люди от песни добрели,

Заполнялись глаза синевой.

Но пока только вёрсты да вёрсты,

Да горит мой дорожный костёр,

Да летят полуночные звёзды

В голубые ладони озёр.

И дрожит молодая осина,

Что погреться пришла у костра...

Я работаю в цехе Россия,

В синем цехе красы и добра.

Родимый дом

Н.Тряпкину

К дверям забитым я зимой приеду,

Замочный ключ до боли сжав в горсти.

И улыбнусь хорошему соседу,

И попрошу мне клещи принести.

Я в дом родной вернусь не блудным гостем!

И, как любовь,

Я ключ к нему сберёг.

И под рукой

Застонут длинно гвозди

И упадут, как слёзы, на порог…

И тишина мне бросится на плечи,

А голуби забьются под стреху.

Трубу открою в стылой русской печке

И, словно память, пламя разожгу!

Где Бог сидел — снежок набила вьюга.

И, осмотрев на карточках родство, —

Я вместо Бога

Сяду в правый угол,

Огонь в печи приняв за божество!

Дыши высоким пламенем, солома!

Пускай деревня видит наяву,

Как мой поклон —

Дымок над отчим домом —

Всему, чем я страдаю и живу!

Раздумье

Н.Рубцову

Эту жизнь я люблю,

Как вначале.

Ты веди меня, сердце,

Веди.

Тридцать лет у меня за плечами,

Сколько будет ещё впереди?

По дорогам ни дальним,

Ни близким

Не терял я впустую

Ни дня.

Видно, как беспокойною искрой

Наградила Россия меня.

Только трудно одно перенесть мне,

Хоть в родные края не вернусь,

Я запел бы о городе песню,

Да деревню обидеть боюсь.

Ты, деревня, прости,

Дорогая,

Город стал мне хорошим отцом.

Я меж вами стою

И не знаю —

Ну к кому повернуться лицом?!

Чтобы жить мне, не ведая горя,

Чтобы сердце не рвать пополам,

Я хотел бы уральский мой город

Передвинуть к тамбовским полям.

По крови хлеборобов наследник,

По труду своему — металлург…

Только знаю, что в час свой последний

Мне в деревню захочется, друг.

Памяти поэта

И пускай я на рыхлую выбель

Упаду и зароюсь в снегу…

Всё же песнь отмщенья за гибель

Пропоют мне на том берегу.

С.А. ЕСЕНИН

Улеглась в гостинице гульба,

Жёлтый мрак качался в коридоре.

Как смогла ты,

Подлая труба,

Удержать такое наше горе?!

Не вино сдавило вдруг виски,

Не метель,

Что выла, словно сука, —

Это пальцы подлостей людских

Прямо к горлу подступили туго.

Спал подлец,

Напившись в кабаке,

Над поэтом зло набалагурясь…

Смертный миг…

Лёд треснул на Оке…

Только мать на всей Руси проснулась…

Что же ей почудилось тогда?

Может быть,

Взаправду увидала,

Как с небес

Горючая звезда

На крыльцо морозное упала.

И зажгла зарю в селе звезда.

Мать у русской печки суетилась.

По снегам глубоким,

Как беда,

Весть на санках к дому подкатилась.

Рухнул месяц с голубых высот.

И берёзы

В дымной круговерти,

Словно петлю,

Рвали горизонт

Во Владимире

С.Никитину

Здесь Русь моя на все четыре стороны

В зелёной вьюге

Вешнего огня.

Зубчатыми лобастыми соборами

Устало смотрит древность на меня.

Пусть опустели башни колокольные,

И ржавь легла от вековых ветров.

Но слышу я: идут на битву воины

Под перезвон седых колоколов.

Лежат равнины,

Росами омытые,

И Русь моя огнём озарена.

Дрожит земля под конскими копытами,

И на крестах распята тишина.

Я слышу гром

И стон за перелесками,

А у Кремля

Рыдающий народ.

О, дайте мне

Доспехи князя Невского

И верный ключ

От Золотых ворот…

Стог

— А кой тебе годик?

— Шестой миновал.

Н.А. НЕКРАСОВ

Тяжёлый год. Нетопленная печь.

Глухая ночь,

А в доме — ни полена.

Над стогом месяц высится,

Как меч.

Крадусь в степи,

Как будто бы из плена.

Огонь в избе объездчика потух…

И не страшны мне ни погост,

Ни волки…

Лишь скрип салазок напрягает слух,

Торчит стерня,

Острее, чем иголки…

Я стогу в бок вогнал железный крюк,

Обучен рано ремеслу такому…

Но только стог упрям,

Как жадный друг,

Мне по клочочку выдавал солому.

И дёргал я солому сколько мог,

Искал места, где легче подступиться.

Вгонял я крюк.

И, оседая, стог

Стонал в ночи,

Как раненая птица.

И я, мальчишка десяти годов,

По-взрослому,

Совсем не без опаски,

Между чужих запутанных следов

Тянул домой с соломою салазки.

Такая даль искрилась впереди!

Такие звёзды крупные сияли!

Хотелось всю деревню разбудить,

Но брёл тайком,

Чтоб люди не видали…

Я отдохнуть присел на бугорке, —

Спасителем от всех морозных бедствий

Колхозный стог виднелся вдалеке,

Раздёрганный кругом,

Как наше детство.

Я это всё запомнил и сберёг.

И сердце оттого не каменеет…

И душу мне,

Как тот колхозный стог,

Никто вовек раздёргать не сумеет!..

Я живу

Я живу на озёрном Урале,

Ты живёшь на великой реке.

От моей полуночной печали

Почернело кольцо на руке.

Упаду, как ослепшая птица,

Путеводной не видя звезды.

Из какого резного копытца —

Выпить мудрость волшебной воды?

Доживу без любви и без ласки

И тебя никогда не дождусь.

Всё равно, как царевич из сказки,

Я однажды тебе пригожусь.

Ты очнёшься, но будет уж поздно,

Слишком жизнь у людей коротка.

Укачает упавшие звёзды

Голубая речная тоска.

Вера

Сын земли российской по закону,

Приучённый с юности к труду,

Я, военным детством закалённый,

По деревне с песнею иду.

Тем, кому по сердцу мое пенье,

Тот со мною рядом становись!

Пусть слова бросают,

Как каменья,

Нытики, не верящие в жизнь.

Я вовеки песню ту не брошу.

И пойду, уверенный, в дела,

Как идёт разгневанная лошадь,

Закусив стальные удила.

Скорость

Мчит земля, словно конь, ошалело,

Натянули поводья века.

И от скорости — пеною белой —

Отлетают с боков облака.

Как угнаться за скоростью света

По незримым доныне следам?

Мы устали от вешнего цвета

И тоскуем по зрелым плодам…

Зреют звёзды, как яблоки, споро.

Протянули к ним руки века…

Ты, Вселенная, — сад за забором,

Мы — соседские дети пока!..

Брат. Поэт. Друг…

Как-то в душевной беседе я спросил Славу (так мы, родственники, звали поэта Вячеслава Богданова):

«Кого из нас ты больше всех любишь?». А нас было много…

Если честно, ожидал, что он скажет, — меня. Но нет, назвал двоюродного брата Алексея. Вначале мне стало как-то грустновато, ведь я же знал, что таких доверительных отношений, такого взаимопонимания с другими братьями и сестрами у него не было. Он знал, что больше, чем я, никто из родственников так не любил поэзию, не дорожил ею! Он чувствовал, как я тянусь к его слову. Знал, что мне будет больно от такого ответа. Но сказал правду. Я, конечно, спросил, почему. Он ответил, что они с Лешкой одногодки и детство прошли босиком, прожили самые тяжёлые годы. Потом вместе жили и работали на Урале. После такого честного ответа мне стало легче: Слава не покривил душой передо мной…

У нас разница в возрасте была девять лет, в те годы она была заметной. Но, несмотря на это, мы со Славой тянулись друг к другу. Постоянно переписывались, часто встречались. Я хорошо помню, как учился в Звенигородском техникуме, мне было 15 лет, а Слава жил в Челябинске, вот с тех пор я начал с ним переписку, следил за каждым его стихом, увлёкся поэзией. Он мне привил чувство любви к поэзии, а если точнее, расширил и углубил, так как чувство поэзии даётся матерью.

Всё, что им написано, подарено мне с прекрасными надписями. Вот последний прижизненный сборник, вышедший за месяц до гибели, «Избранное». Пишет, как прощается, как завет оставляет: «Живи, Виктор, открыто, честно, как и живёшь, на прекрасной русской земле».

Со Славой общаться было очень интересно, он был прост, не был заносчивым, не кичился, что поэт. Всегда при встречах читал много стихов, чаще своих. Его и просить не надо было, сам как должное это делал и получал удовольствие. А сколько у него было юмора, каламбуры сыпались один за другим. По каждому поводу — шутка! Он был не вредный, добрый, не ехидный, не злопамятный. Да, по-моему, он и обижаться по-настоящему не мог. Всегда у него присутствовала улыбка, шутка. Добрая у него была душа. А иначе и стихи такими душещемящими не стали бы.

Корни у нас поэтические, родственники некоторые слагали стихи, частушки, кто-то печатался, но у большинства пела душа. Да, богата тамбовская земля талантами, благодатная почва для этого здесь. Вот и на последних днях литературы в Шульгинской средней школе сколько мы услышали стихов интересных, написанных школьниками, какие умные глаза, как они тянутся к поэзии, к искусству. Это же мы увидели и услышали в Мордовском районном доме культуры. А как школьники читают стихи Богданова, какие песни поют на его стихи! Радостно становится, что прорастает его творчество, воспринимается новым поколением. Значит, доброе звено заложено в нём, коль всходы хороши.

Творчество Вячеслава Богданова многогранно, в нём постоянно находишь что-то для себя, открываешь новые светящиеся грани таланта. Вот я вроде бы хорошо знаю его стихи, но недавно, получив подборку в журнале «Подъём», открыл для себя новое отражение: о судьбе человека, о счастье и несчастье, о памяти, о свете жизни и любви. Вроде бы небольшая подборка, но она, умело составленная, освещает названные стороны творчества. А в сентябрьском выпуске журнала «Наш современник» со вступительным словом о друге Валентина Сорокина, творчество Богданова отсвечивается другими гранями: любовь к родине, любовь к женщине.

Всего Слава написал более двухсот стихотворений и четыре поэмы, пятую только начал, о сталеварах. Конечно, немного. Но так распорядилась судьба, Валентин Сорокин рассказывал мне, что поэт состоится тогда, когда в его творчестве есть любовь к Родине, любовь к человеку, к другу, к работе, к памяти, любовь к природе, к матери, к таинствам Вселенной. Важно, чтобы у поэта была своя стержневая тема. Конечно, прав Валентин Васильевич. Мне думается, в творчестве Богданова все эти составляющие есть и, что характерно, они как-то перекликаются, одна с другой. Поэт старается соединить их воедино: человека и природу, город и деревню, сегодняшний день с прошлым и будущим, нашу Землю со Вселенной…

Я как-то проанализировал, о чём же больше писал Вячеслав, хотя и понимаю, что к оценке творчества так арифметически подходить нельзя, потому что в одном стихотворении присутствует и природа, и человек, и судьба его, и город, и деревня. Но всё же я разделил явные темы, и что получилось?

Наибольшее количество стихов написано о человеке, о его судьбе, о друзьях, о поэтах. Такие стихи, как «Юность», «Человек», «Одногодкам», «Молодожёнам», «Студентка», «Здравствуй, жизнь», «Молодой поэт», «Звёздность», «Василию Фёдорову», «Борису Ручьёву», стихи, посвящённые другу Валентину Сорокину, стихи-посвящения Сергею Есенину и много других сильных произведений говорят о глубоком переосмыслении времени, об ответственности перед дружбой, о поиске главного в жизни, в понимании земного и небесного.

Большой раздел в творчестве поэта занимает тема малой родины, Тамбовского края, — стихи о родимом доме, о детстве, о матери: «Дом», «Родимый дом», «Отчий дом», «О матери», «Степь», «Родная степь», «Я пришёл в эту степь», «Моя деревня», «Васильевка», «Васильевские вечера», «Тамбовские земли» и много других.

Не каждому поэту дано воспевать одновременно и деревню, и город. У Славы это получалось. Большое место в творчестве Богданова занимает природа, её тайны и красота, особенно в стихотворениях «Земля», «Полдень», «Соловей», «Конь», «Лес», «Яблоня», «На реке», «У моря», «Резвятся дали», «В июле».

Всё творчество поэта пронизано любовью к Родине, к России, к русскому человеку. Все, кто знал Богданова, помнят, как он гордился своей Отчизной, как воспевал её в стихах: «Русь», «Стихи о Родине», «Во Владимире», «На Бородинском поле», «Я родился в России», «Голубой костёр»… Я помню, у него на груди всегда был значок «Русь», так и похоронили мы его с ним, а на могиле поставили тонкий большой стакан с водкой, на котором был изображён храм и написано слово «Русь». Русь — для него было слово святое и самое дорогое:

«Я родился в России, Россиянин я сам».

«Здесь Русь моя на все четыре стороны...».

«Я запахи твои, Россия, от всех на свете отличу».

«Ну, скажите, люди, разве можно надвое Россию поделить?».

«Здравствуй, край красоты и железа, молчаливая гордость Руси!».

«Я работаю в цехе Россия».

«Она всегда неповторима, Русь».

Эти слова были сказаны с болью в сердце и с большим чувством ответственности и сыновнего долга.

Тема любви к женщине занимает немного места в творчестве Вячеслава Богданова. Видимо, так сложилось. Первая краткая трагическая, но красивая любовь, а затем поздняя, тоже непродолжительная. Но какие чистые стихи:

Я живу на озёрном Урале,

Ты живёшь на великой реке,

От моей полуночной печали

Почернело кольцо на руке.

Или:

Звезда, звезда,

Что смотришь так печально?

Оставь нам тайны добрые свои!

Ко мне любовь дорогой изначальной

Опять пришла сквозь сумраки мои.

Тема любви у поэта дополнена яркой любовью к друзьям, к труду. Тема работы, в большом понимании этого слова, тема рабочего человека, в неразрывной связи с заводом, с Уралом, занимает очень важное место в творчестве Богданова. Он был очень совестливым и честным, чтобы не воспеть завод, рабочего, друзей по бригаде, родной Урал, который дал ему хлеб, кров, друзей, а самое главное — поэтические крылья. Неблагодарным поэт никогда не был. Он понимал, кто его родил, кто научил ходить и кто воспитал, кто дал путёвку в большую жизнь. Главная черта его характера — совестливость.

Коль доведётся умирать,

То у меня, учтите,

Завод — отец,

Деревня — мать,

И чёрный труд — учитель!

В своей главной поэме «Звено» Богданов глубоко и поэтично раскрывает стержневую тему города и деревни, рабочего и крестьянина, завершая произведение такими словами:

Сельчан беру я за руки,

Беру,

И мы спешим товарищам навстречу,

Над головою голубеет высь,

И кажутся все дали голубыми…

А мы спешим, А мы уже сошлись.

И я —

Звено единства между ними!

Хотя от Славы часто можно было услышать, что «я великий русский поэт», но он прекрасно понимал, кто есть кто и на какой поэтической вершине находится. Главное — он не останавливался, всегда смотрел вперёд, знал свой потенциал, свои возможности. Он знал, что основное им ещё не сказано.

Как-то в беседе в Москве в конце 1960-х годов я сказал ему, перед этим прочитав только что вышедшую книгу Николая Рубцова «Сосен шум»: «Слав, а Рубцов сильнее тебя!». Сразу же вопрос: «Почему?». Поскольку я не профессионал, то ответил, что не могу грамотно объяснить, но чувствую. Слава нахмурился и сказал: «Виктор, ты никогда больше мне об этом не говори. Если я с тобой соглашусь, то мне надо бросить ручку и прекратить писать». Больше на эту тему мы никогда не говорили.

Сейчас, когда прожита большая часть жизни, когда я научился кое-чему и познал кое-что, могу сказать, что Николай Рубцов, действительно, большой поэт, но и Вячеслав Богданов далеко не отстал от него, а по отдельным темам и стихам надо ещё подумать, кому отдать пальму первенства. Слава это чувствовал и настойчиво шёл к своей вершине. Его стихи нежные, добрые, патриотические, доступные, земные, высоконравственные.

И я думаю, неслучайно его творчество проросло к нам в XXI век. Его родниковый голос востребован нами. Как сказал выдающийся писатель Пётр Проскурин: «Он пытался понять, что такое Россия, что такое русский человек. И самое главное — что делать дальше. Он был из сердца народа. Он болел его болью».

Виктор СОШИН

Крохалева, Т. Н. Богданов Вячеслав Алексеевич / Т. Н. Крохалева // Литература России. Южный Урал: хрестоматия. 5-9 класс / сост.: Н. А. Капитонова, Т. Н. Крохалева; Т. В. Соловьева. — Челябинск: Взгляд, 2002. — С.211-216.

Видел я и военное небо,
И прогнившую рожь от дождей.
Будет день ли страшнее бесхлебья,
Безотцовского детства страшней?!


П исал Вячеслав Богданов в стихотворении "Черный день".

Родился поэт в деревне Васильевка Мордовского района Тамбовской области перед войной, 24 сентября 1937 года. Но войну запомнил навсегда, потому что отец его погиб в 1942-м и мать осталась одна с тремя детьми. Вячеслав был младшим. В стихотворении "Стог" он говорит:

Тяжелый год. Нетопленая печь.
Глухая ночь,
А в доме — ни полена.

Он рассказывает о мальчишке, которому приходилось, чтобы выжить, воровать колхозное сено. Когда его однажды спросили, о себе ли он это поведал, Вячеслав Богданов ответил: "И о себе тоже. А точнее — о голодном детстве моего поколения в первые послевоенные годы, о судьбе моих сверстников". Но какой глубокий философский смысл заложен в последней строчке стихотворения:

Колхозный стог виднелся вдалеке,
Раздерганный кругом,
Как наше детство.
Я это все запомнил и сберег,
И сердце оттого не каменеет,
И душу мне,
Как тот колхозный стог,
Никто во век раздергать не сумеет!..

В 1945 году Вячеслав Богданов поступил в Васильевскую начальную школу, закончил ее, но дальнейшая учеба оборвалась: семилетняя школа находилась далеко, на расстоянии 15 километров, а не было ни одежды, ни обуви.

Летом он работал в колхозе: сгребал сено, возил воду.

О дальнейшем своем пути поэт рассказывает в стихотворении "Начало биографии":

Поклонясь деревенской избе,
Где нужды пережито немало,
Я ушел из тамбовских степей
Под железное пламя Урала.
Был мне страшен огромный завод,
Где клокочет искристая лава...
Ну а мастер
Из ФЗО
Говорил:
— Зря пугаешься,
Слава.
Не уралец и я —
Сибиряк,
Сын потомственного хлебороба,
А с заводом сдружился, Да так,
Что уже не расстанусь До гроба.

На Урал, в Челябинск, в 1955 году юным пареньком приехал Вячеслав Богданов и поступил в школу ФЗО; после ее окончания работал слесарем в огнеупорном цехе на Челябинском металлургическом заводе и одновременно учился в школе рабочей молодежи.

К Уралу прикипел навсегда, вернулся сюда и после службы в армии.

О том, как начиналось его творчество, поэт рассказывает в автобиографии:

"Я не помню своего первого увлечения стихами. Помню одно: у нашего дома по вечерам на лугу собиралась молодежь с балалайками и гармошками. Звонкоголосые девчата танцевали и плясали "матаню". Переливались всевозможные песни и частушки. Одну я запомнил на всю жизнь:

Эх, война, война, война,
Ты меня обидела.
Ты заставила любить,
Кого я ненавидела.

Я старался сочинить свои частушки, и это мне удавалось.

Позже я написал много стихов. Некоторые вошли в сборник "Звон колосьев".

С 1955 года я занимаюсь в литературном объединении при Дворце культуры металлургического завода, где мне помогли разобраться в ошибках и удачах".

Начав печататься в 1956 году в областной газете "Комсомолец", В. Богданов довольно быстро стал известным. В 1964 году вышел его первый сборник стихов "Звон колосьев". Любителей поэзии он заинтересовал, хотя очень сильно чувствовалось влияние Сергея Есенина, Василия Федорова, Бориса Ручьева. В дальнейшем это наивное следование учителям Вячеслав Богданов преодолевает и начинает самостоятельные творческие поиски. В Челябинске выходят его сборники "Голубой костер" (1968), "Перезвон" (1972).

Он становится членом Союза писателей и руководителем крупнейшего на Урале литературного объединения "Металлург" в годы его расцвета. Творчество Вячеслава Богданова признали многие мастера поэзии — Василий Федоров и Людмила Татьяничева, Виктор Боков и Сергей Наровчатов, Александр Межиров и Егор Исаев. Сборники стихов издавались в Москве: "Светунец", "Возраст: стихи и поэма".

Людмила Татьяничева отмечала, что его талант самобытен: особенностью его поэзии является "органическое, идущее из глубины души стремление связать воедино город и деревню, человека и природу, не противопоставляя их друг другу".

Будучи известным, он оставался внешне очень простым. Близкие ему люди говорят, что он более походил на сельского тракториста, чем на поэта: невысокий, плотный, с крупным лицом, с простецки-размашистыми жестами. Просто, внятно, без эстетского подвывания он читал свои стихи, в которых тоже все было ясно, все шло из глубины души:

Я работаю в цехе — Россия,
В синем цехе огня и добра.
Пусть дороги круты,
Словно годы,
Глубине поучусь у сохи.
Мне,
Рабочему парню с завода,
Так нужны до зарезу стихи.

Поэт был певцом рабочего народа, и в этом видится его значительная заслуга перед уральской поэзией. Очень метко сказал он о сути своего творчества:

Коль доведется умирать,
То у меня — учтите! —
Завод — отец,
Деревня — мать,
И черный труд — учитель!

Стихи Богданова не устарели со временем. Наоборот, сегодня они кажутся еще более современными, потому что приходят на помощь в трудные минуты жизни, потому что в них сочетаются высокая гражданственность и тонкий, мудрый лиризм. А еще всегда будет привлекать в его поэзии доброта.

Для него было очень важно то, что он хотел сказать людям:

Перед правдой — дело не уроним!
Добывая слово,
Словно честь...
Чтоб его,
Как яблоко в ладони,
В час усталый людям преподнесть...

В предисловии к сборнику Богданова "Самое дорогое" известный поэт Валентин Сорокин написал: "Если бы дала судьба Вячеславу Богданову пожить еще десять — пятнадцать лет, он стал бы, несомненно, очень крупным поэтом!".

Но, к сожалению, судьба отвела ему только 37 лет жизни. В 1975 году Вячеслава Богданова не стало. Похоронен поэт в Челябинске.

www.niknas.hop.ru
www.niknas.narod.ru

Стихи рецензировать невозможно, да и не нужно. Не стоит алгеброй проверять гар-монию. Поэтому я просто расскажу о необычной книге, недавно вышедшей в Москве, и приведу несколько характерных поэтических строк-примеров из неё.
Книга называется «Возвращение», автор - Вячеслав Богданов, вышла она в изда-тельстве «Современный писатель», и на титуле указано, что это - собрание сочинений в одном томе. Необычность книги видна, как говорится, невооружённым глазом. Дело в том, что в наши дни ТАК поэтов, ТАК поэзию не издают: фолиант почти в четыреста страниц, бумага белейшая офсетная, твёрдый переплёт, суперобложка, тираж пять тысяч экземпляров… Сейчас даже классиков так не издают!
Для непосвящённых уточню, что этот роскошный однотомник обошёлся в несколько десятков миллионов рублей, а появился-вышел в свет благодаря хлопотам и стараниям брата Вячеслава Богданова - руководителя одной из московских строительных фирм Виктора Сошина, большое участие в издании принял и известный русский поэт Валентин Сорокин - один из ближайших друзей-товарищей В. Богданова.
Книга выпущена к 60-летию со дня рождения поэта, юбилей которого, как помнят читатели «Тамбовки» и вообще любители поэзии, широко отмечался в октябре минувшего года и на Тамбовщине. К слову, в числе четырёх десятков фотоиллюстраций, украсивших сборник, есть и целый фоторепортаж известных тамбовских фотомастеров братьев Бориса и Алексея Ладыгиных о Богдановских днях на тамбовской земле.
Стоит добавить-уточнить, что был выпущен в сентябре предварительный, как бы пробно-эскизный тираж сборника Вячеслава Богданова «Возвращение» - в мягкой обложке, без иллюстраций, скромный, - часть которого гости из Москвы привезли в Тамбов на юбилей и раздарили землякам поэта, так что некоторые читатели представление об этом однотомнике уже имеют. В окончательном, суперобложечном, варианте книга поделена на разделы - «Циклы стихотворений», «Поэмы», «Статьи» и последний четвёртый раздел составили предисловия к книгам В. Богданова, воспоминания о нём, посвящения в стихах. А предваряет сборник краткое обращение к читателям Валентина Сорокина и автобиография поэта.
Буквально пунктирно напомню, что родился Вячеслав Богданов в деревне Ва-сильевке Мордовского района Тамбовской области в 1937 году. Неполных шестнадцати лет по набору уехал на Урал, стал рабочим Челябинского металлургического завода. Там и начал всерьёз увлекаться стихосложением, выпустил первые книжки, учился затем на Высших литературных курсах в Москве. По возвращении в Челябинск он устроился литсотрудником в газету, до самой смерти руководил литобъединением. А умер Вячеслав Богданов внезапно в трагическом для поэтов 37-летнем возрасте в Москве, похоронен же в Челябинске. Случилось это в 1975-м.
При жизни поэта вышло в издательствах Москвы и Челябинска шесть скромных сборничков, но они обратили на себя внимание не только, как говорится, рядовых читателей, но и маститых тогда мэтров литературы - Василия Фёдорова, Виктора Бокова, Михаила Львова и других. Они писали доброжелательные предисловия к очередным его книжкам, отзывы на них, предрекали ему хорошую поэтическую будущность. И вот это «собрание сочинений в одном томе», вышедшее спустя почти 23 года после смерти Вячеслава Богданова, действительно показывает-доказывает, что творческий потенциал у поэта был не мал. Конечно, он и наполовину, а может быть, и на десятую долю не успел себя реализовать, и в числе советских классиков поэзии ему, вероятно, значиться не суждено, но для нас, тамбовчан, и для уральцев этим сборником возвращение значительного самобытного поэта в литературу состоялось.
Вячеслав Богданов частенько бывал-гостил на Тамбовщине, он и умер буквально накануне очередного приезда - в кармане уже лежал билет на поезд «Москва-Тамбов». Он не уставал подчёркивать в стихах, что корни его именно здесь, что душа его поэтическая формировалась в тамбовской деревне, здесь начиналась жизнь. Например, целиком посвя-щена этой теме поэма «Тропою детства», многие стихотворения из циклов «Моя родослов-ная», «Возвращение»…
Вновь и вновь память возвращала поэта с Урала или из Москвы в родное Черноземье и появлялись лирические стихи с «адресными» названиями - «Тамбовские земли», «Моя деревня», «Васильевка», «Васильевские вечера»…

Моя Васильевка родная,
Тебя забыл я до поры.
Но снова память вырастает,
Как воз идёт из-за горы.
И воз горит зелёным светом.
Свободен путь,
Свободен путь!
И думы,
Словно росы с веток,
Мне освежили разом грудь.
В твоих, Васильевка, широтах.
Я жизнь познал под шум листвы -
От воробьиного полёта
До горя матери-вдовы…

А в поэме «Звено» Вячеслав Богданов даже кается, как бы просит прощения у своей малой родины:

Я в отчий край вернуться
Не могу.
И ты прости,
Известный мой ровесник,
Я слишком, брат,
У города в долгу:
За тёплый кров,
За выучку,
За песню…

Как особую складку души Вячеслава Богданова, поэта и человека, хочу отметить его удивительную способность дружить, быть другом, присущую ему при жизни. А это в лите-ратурной, поэтической среде талант редкий - поэты не умеют искренне дружить. В творче-ской судьбе Вячеслава был такой почти анекдотический случай: он принёс в издательство рукопись очередного сборника, и редактор, ознакомившись с ней, недовольно заметил: не многовато ли, мол, посвящений? Поэт сконфуженно развёл руками: ничего, дескать, поде-лать не могу - у меня много хороших друзей.
И действительно, в итоговой книге Вячеслава Богданова «Возвращение» мы встретим много посвящений друзьям-собратьям по поэтическому цеху, а иным посвящено даже и не по одному стихотворению - Борису Ручьёву, Василию Фёдорову, Валентину Сорокину… Вот и хочется мне в конце данных заметок привести строки из предисловия к книге «Возвращение», вылившиеся из самого сердца В. Сорокина: «Голубоглазый, русоголовый, крепкий, поэт любил, творил, надеясь на русское молитвенное слово истины и верности, и нёс его открыто, широко, одаривая земляков, близких, всех, кто дружелюбно улыбнулся ему на стезе трудного призвания. Поблагодарим поэта за откровение.
…Вихрастый друг мой, поэт наш русский, Вячеслав Богданов, возвращайся к народу своему, возвращайся к седому ровеснику и к юному новому поколению: ты - не забыт, ты - нужен, ты - голос времени, окликающий нас, живущих и действующих!..»
Надо добавить, что часть тиража однотомника Вячеслава Богданова «Возвращение» издатели безвозмездно передадут в библиотеки Тамбовщины, так что у любителей поэзии будет возможность познакомиться с творчеством поэта-земляка.
Происходит в полном смысле слова его возвращение.

Рецензии

У меня есть две книги Вячеслава Богданова. Стихи мне нравятся. И я помню строки помещённого в статье стихотворения:

"Но снова память вырастает,
Как воз идёт из-за горы.
И воз горит зелёным светом.
Свободен путь,
Свободен путь!"

Замечательные строки!
И Николай Николаевич с такой теплотой пишет об авторе этих строк! И гордость появляется- земляк! И жители Челябинска скажут - земляк! Ну и что! Поэт не пренадлежит тому месту, где родился, где жил. Если стихи читают, берегут память, значит это - Поэт! И он - ничей, он - для всех!

Поэт В. А. Богданов родился 24 сентября 1937 года в деревне Васильевка Мордовского района Тамбовской области (ныне Добринского района Липецкой области) в крестьянской семье. Отец его погиб в 1942 году, мать осталась одна с тремя детьми, поэтому взросление Вячеслава началось рано. В автобиографии он писал: «В 1951 году, закончив 4 класса, учёбу временно прекратил, из-за материальной необеспеченности. Ближайшая семилетняя школа находилась в 10-ти км от нашей деревни. В 1953 году по набору в школу ФЗО уехал учиться в г. Челябинск. Получив специальность слесаря по ремонту оборудования, пятнадцать лет проработал на Челябинском металлургическом заводе, в огнеупорном и коксохимическом цехах…».

Стихи В. А. Богданов начал писать еще в школе, они публиковались в газете «Пионерская правда», затем году в газетах «Комсомолец» и «Челябинский рабочий». В Челябинске с 1965 он руководил литературным объединением «Металлург».

В 1964 году в Челябинске вышел его первый поэтический сборник - «Звон колосьев», в 1968 году второй - «Голубой костер».С 1969 года он - член Союза писателей СССР. В 1970-1972 годах Вячеслав Алексеевич учился на Высших литературных курсах в Москве.В это время одна за другой стали выходить его книги, стихи появлялись в столичных газетах и журналах. Он - автор книг «Перезвон», «Звено», «Светунец» и других.

Творчество Вячеслава Богданова признали многие мастера поэзии - Василий Федоров и Людмила Татьяничева, Виктор Боков и Сергей Наровчатов, Александр Межиров и Егор Исаев. Л. Татьяничева отмечала, что его талант самобытен: особенностью его поэзии является «органическое, идущее из глубины души стремление связать воедино город и деревню, человека и природу, не противопоставляя их друг другу».

Став уже известным поэтом, Вячеслав Богданов часто приезжал на свою малую родину, принимал активное участие в литературных праздниках.

В конце XX века произошло второе открытие творчества поэта: в 1997 году вышли его книги «Встреча» и однотомное собрание сочинений «Возвращение», в 2004 году - «Она всегда неповторима - Русь!», в 2009 г. - «Здесь Русь моя!».Ежегодно с 1997 года, в Тамбове и поселке Мордово проводятся теперь уже традиционные Богдановские чтения, собирающие писателей с разных краев России.

Произведения автора

  • Возвращение: собр. соч. в одном томе. - М. : Соврем. писатель, 1997. - 382 с. : ил., портр.
  • Избранная лирика. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1975. - 112 с.: ил.
  • Звон колосьев: стихи. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1964. - 67 с.
  • Голубой костёр: стихи / предисл. В. Фёдорова. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1968. - 98 с.
  • Гость полей: стихи / [ил. В. Надеждин, Н. Медведев]. - М. : Мол. гвардия, 1970. - 47 с. : ил.
  • Перезвон: стихи, поэмы. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1972. - 160 с.: 1 л. порт.
  • Звено: стихи и поэма. - М. : Современник, 1973. - 94 с.: портр.
  • Светунец: стихи и поэма. - М. : Сов. писатель, 1974. - 63 с.: ил.
  • Возраст: стихи и поэма. - М. : Современник, 1977. - 142 с.: ил.
  • Сердцем прикасаюсь: стихи. - М. : Сов. писатель, 1977. - 79 с. : ил.
  • Самое дорогое: стихи / [вступ. ст. В. Сорокина]. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1982. - 94 с.: цв. ил.
  • Чистые снега: стихи. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1986. - 47 с. : портр.
  • Челябинская тетрадь: стихи. - Челябинск: Атоксо, 1993. - 118 с.
  • Встреча: [стихи, поэма] / сост.-ред.: В. В. Сорокин, В. М. Сошин. - Тамбов: Пролетар. светоч, 1997. - 107 с.: портр. - (Б-чка «Книжной лавки писателя»).
  • Она всегда неповторима - Русь! : стихи, воспоминания и посвящения. - Тамбов: Полиграфиздат, 2004. - 180 с. : ил., портр. : ноты.

Литература о жизни и творчестве

  • Москвитин А. Звено единства: [о кн. «Голубой костер»] // Молодая гвардия. - 1969. - № 10. - С. 283-286.
  • Полякова Л. В. Гость полей // Октябрь. - 1971. - № 12. - С. 218-219.
  • Друзин В. Языком лирики о современности: [о творчестве поэтов, в т. ч. В. Богданова] // Критический ежегодник «Современника» / сост. С. Лисицкий. - М. : Современник, 1973. - С. 204-215.
  • Асламов М. Координаты любви: [о кн. «Мир моей любви»] // Дальний Восток. - 1974. - № 5. - С. 141-142.
  • Кузин Н. Неотъемлемая часть // Урал. - 1977. - №4. - С. 158-160.
  • Кузин Н. Г. В синем цехе огня и добра // В синем цехе огня и добра: поэзия рабочего Урала / Н. Г. Кузин. - М. : Современник, 1978. - С. 195-202. - (Лит. карта РСФСР).
  • Дорофеева Л. Формула горения: [о кн. «Пора колошения»] // Дальний Восток. - 1982. - № 8. - С. 155-157.
  • Сошин В. В наследство - любовь к Родине // Заря коммунизма [Добринский район]. - 1987. - 15 окт.
  • Верность: о жизни и творчестве извест. рус.поэта В. Богданова: [сборник] / cост. и ред. А. К. Белозерцев; послесл. В. Сошина. - Челябинск: Околица, 1997. - 191 с., л. ил.: ил.
  • Требунских Т. А. «Светлый, русский, добрый и неповторимый» // Добринские вести [Добринский район]. - 1997. - 18 окт.
  • Сорокин В. Слово о друге: к 65-летию поэта // Наш современник. - 2002. - № 9. - С. 154-155.
  • «Сын земли российской по закону»: материалы науч.-практ. конф., посвящ. 65-летию со дня рождения поэта Вячеслава Богданова / сост. Е. В. Комягина, Л. И. Пучнина. - Тамбов: ТОИПКРО, 2002. - 66 с.
  • Петров В. Крестьянский сын с рабочей душой: [к 65-летию со дня рождения В. Богданова и Днях литературы в Тамбов. обл. в честь юбилея] // Липецкая газета. - 2002. - 3 окт. - С. 6.
  • Меньшикова Э. Поля, поля - ни края, ни границ... : [об участии липчан в Днях памяти поэта на тамбовщине] // Липецкая газета. - 2003. - 6 авг.
  • Петров В. «Я в мир пришел творить, а не рыдать...» // Липецкая газета. - 2004. - 29 сент.
  • Евстафьева Н. Яркий певец земли русской // Добринские вести [Добринский район]. - 2007. - 22 сент.
  • Сошин В. Слово о брате: [к 70-летию со дня рождения] // Молодая гвардия. - 2007. - № 9. - С. 66.
  • Петров В. Поэт в России больше, чем поэт // Липецкая газета: итоги недели. - 2010. - № 2 (18-24 янв.). - С. 46.
  • Петров В. Два крыла таланта: [Богдановские чтения, посвящены юбилею поэта] // Липецкая газета. - 2012. - 22 сент. - С. 7.: фото.
  • Подгорная О. Мостик между прошлым и настоящим: / О. Подгорная; фот. С. Горбачев // Добринские вести [Добрин. р-н]. - 2012. - 11 окт.

Справочные материалы

  • Липецкая энциклопедия. - Липецк, 1999. - Т. 1. - С. 129-130.
  • Тамбовская энциклопедия. - Тамбов, 2004. - С. 66: портр.
  • Дорожкина В. Литературная жизнь Тамбовского края XVII-XXI веков: справочник / В. Дорожкина, Л. Полякова. - Тамбов, 2006. - С. 59.

Вячеслав Богданов

Вячеслав Богданов - один из талантливых уральских поэтов, погибший на взлете своего творчества. Малая Родина - Тамбовщина - напоила его красотой и душевностью, а вторая малая Родина - Урал - дала поэтические крылья. При жизни поэта было издано семь поэтических сборников.

“Вячеслав Богданов принадлежал к тому поколению крестьянских детей, которые с неимоверными усилиями, преодолевая нужду, лишения, безотцовщину, - пишет о нем Станислав Куняев, - не имея опоры на знатных родителей, на семейные традиции, вышли из простонародья и стали в 60-е годы настоящими творцами великой культуры: Н. Рубцов, А. Вампилов, В. Шукшин, В. Белов, В. Распутин, В. Сорокин, А. Передреев, композитор В. Гаврилин - это далеко не полный ряд славных имен, в числе которых имя Вячеслава Богданова занимает достойное место”

В последние годы поэт вновь возвратился своему читателю, его чудесная песнь услышана и принята русским человеком, к его стихам потянулась душа, в последние годы вышли новые издания его стихов. “Двадцать лет молчали, - замечает Петр Проскурин, - и вдруг пророс. Почему? А потому, что он был из сердца народа. Он болел его болью, прочитайте его стихи. Это ведь все боль за Россию, ее будущее”.

Проходят ежегодные Богдановские чтения на Тамбовщине, где открыт музей поэта, названа его именем районная библиотека, ежегодно вручается литературная премия “Светунец”, утверждены две стипендии одаренным школьникам, установлен памятник поэту работы народного художника Н.А. Селиванова. В Челябинске возобновил работу областной поэтический клуб “Светунец” имени Вяч. Богданова, его стихи включены в школьную хрестоматию, в Уральскую антологию и энциклопедию.

Светунец

Ходят ветры вечерние кротко.

Гнутся травы от росных колец..

Новый месяц обрамился четко,

Наполняйся огнем, светунец!

Восходя из росистой низины,

Из простора лугов и полей,

Зачерпни свет серебряно-синий

И обратно на землю пролей!

И замечутся тени в тревоге,

Ослепленные острым огнем,

И никто не собьется с дороги

В неподкупном свеченье твоем.

Каждый день идут дожди сурово.

Заслезились думы и глаза.

Залегло несказанное слово,

Где с землей сомкнулись небеса.

Слово - дальняя жар-птица!..

На каком искать его пути?

И с небес к нему не опуститься,

По земле к нему не подойти...

Погляжу во все концы без страха

И спрошу,

Как самый давний друг:

Подскажи,

Ты слышишь, славный пахарь,

Подскажи, известный металлург?!

Перед правдой - дело не уроним!

Добывая слово,

Словно честь...

Чтоб его,

Как яблоко в ладони,

В час усталый людям преподнесть.

В. Сорокину

За какими делами захватит

Час последний в дороге меня?

Я б хотел умереть на закате

На руках догоревшего дня.

Я с рожденья не верю в беспечность.

И за это под шум деревень

Впереди будет - тихая вечность,

Позади - голубеющий день...

Вам на память оставлю заботы,

Я не шел от забот стороной.

И покой на земле заработал -

День последний остался за мной!

И за мной - отшумевшие травы

А во мне эту вечную славу

Приютили душа и глаза.

Приютили, взрастили, согрели

Всем, чем мы и горды и сильны...

И вплели в полуночные трели

Соловьиной сквозной тишины.

По дорогам нетореным,

Из-под рук моих песня и труд

Далеко уходили,

Как сказки,

И, как сказки, со мною уйдут!..

Родимый дом

Н. Тряпкину

К дверям забитым я зимой приеду,

Замочный ключ до боли сжав в горсти.

И улыбнусь хорошему соседу,

И попрошу мне клещи принести.

Я в дом родной вернусь не блудным гостем!

И, как любовь,

Я ключ к нему сберег.

И под рукой

Застонут длинно гвозди

И упадут, как слезы, на порог...

И тишина мне бросится на плечи,

А голуби забьются под стреху.

Трубу открою в стылой русской печке

И, словно память, пламя разожгу!

Где Бог сидел - снежок набила вьюга.

И, осмотрев на карточках родство, -

Я вместо Бога

Сяду в правый угол,

Огонь в печи приняв за божество!

Дыши высоким пламенем, солома!

Пускай деревня видит наяву,

Как мой поклон -

Дымок над отчим домом -

Всему, чем я страдаю и живу!

Я пришел в эту степь...

Распоясала степь заревую дорогу,

Молодая трава наклонилась немного.

Наклонилась трава,

Словно все еще дремлет,

И корнями взялась за надежную землю.

Широко степь уходит куда-то,

Где бредут облака,

Точно овцы, кудлаты.

Я пришел в эту степь - широте поучиться,

Я пришел в эту степь - росной далью лечиться.

Я лечиться пришел от промашки вчерашней,

Почернела душа,

Как весенняя пашня...

А промашка моя - я врага не осилил,

Неудача моя - неудача России!..

А победа моя - ее кровное дело.

Кровь раба еще в дедовском сердце сгорела...

О, родимая степь, травяное наследство,

И удачи моей неизменное средство!

После встречи с тобой - за победой победа.

Враг мой век не имел степь такую, как эта!