Создание мультфильмов с детьми дошкольного возраста. Творческий проект «Создание мультфильмов вместе с детьми» проект (старшая группа) на тему. Оборудование и материалы

С появлением современных технологий увлекательный мир анимации стал доступен для всех, в том числе и для дошкольников. Современные мульти-студии позволяют детям освоить азы мультипликации и почувствовать себя в роли начинающих режиссеров. При грамотном педагогическом подходе интерес к мультфильмам можно использовать как средство формирования творческой, познавательной и речевой активности.

Внедрение игровых детских комплексов, мульти-студий позволяет создать благоприятные условия, способствующие успешному и всестороннему развитию каждого ребенка. Создание увлекательных мультфильмов в детском саду позволяет повысить познавательную активность, развить творческие способности. Дошкольники из пассивных потребителей мультипродукции становятся его активными участниками. Они самостоятельно придумывают сценарии, озвучивают своих героев, знакомятся с принципом работы техники и выполняют многие другие задачи.

Польза технологии создания мультфильмов в ДОУ

  • Формирование речевых навыков. В процессе озвучивания происходит обогащение словарного запаса, дети знакомятся с книжной культурой, развивается связная грамматическая речь, интонация, в том числе фонематический слух.
  • Развитие художественно-эстетического восприятия. Дети дошкольных образовательных учреждений в процессе изготовления персонажей учатся сопереживать персонажам своих произведений, вовлекаться в роль героя. Это содействует развитию творческого потенциала и приобретению полезных качеств.
  • Формирование познавательных навыков. Создание собственных мультипликационных произведений способствует формированию произвольного внимания, зрительной памяти, воображения.
  • Развитие социальных коммуникативных способностей. В процессе создания всеобщего продукта дети учатся общаться между собой и с педагогом, приобретают коммуникативные навыки, что очень необходимо во взрослой жизни.
Мультипликация в детском саду с использованием мульти-студии i-Theatre от «АНРО технолоджи» сделает любое занятие по-настоящему увлекательным, полезным и творческим. Дошкольники смогут в ненавязчивой игровой форме учиться и приобретать необходимые навыки и способности. Благодаря таким устройствам появляется маленькая команда молодых авторов, самостоятельно создающая гениальные шедевры.





Как функционируют современные мульти-студии?

1 этап. Вначале подбирается сюжет любого произведения. Дошкольники вместе с педагогом могут сочинить собственную историю.

2 этап. Дошкольники рисуют героев с использованием фломастеров, карандашей и красок, после чего сканируют и переводят их в электронную форму.

3 этап. После этого происходит настройка, перемещение, изменение фона, масштабирование. Как только все герои расставлены, персонажи озвучиваются.

На заключительном этапе происходит предварительный просмотр и при необходимости вносятся небольшие корректировки.

По словам педагогов, интерактивные устройства позволяют создать лучшие условия для обмена знаниями и эмоционально-социального развития. Многие специалисты отмечают, что создание собственных мультипликационных продуктов содействует проявлению эмоциональной отзывчивости, развитию воображения, мышления и самое главное выражению собственных чувств через искусство. У детей появляется замечательная возможность проявить себя и раскрыть свои таланты и способности.

Создание собственных мультфильмов с использованием мульти-студии позволит установить доверительные отношения между детьми и педагогами и создать наилучшую атмосферу для развития речевых и социально-коммуникативных навыков.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 1 «Алёнушка»

Туринского городского округа.

Составитель: Тимофеева И. А.,

Воспитатель.

Туринск, 2017

Цель: знакомство с процессом создания мультфильмов

Задачи:

1) познакомить участников мастер-класса с этапами создания мультфильма;

2) освоить технику создания мультфильмов своими руками при помощи доступных технических средств (цифровой фотоаппарат, ноутбук);

3) показать последовательность работы над монтажом фильма в компьютерной программе для видеомонтажа Windows Live

В процессе мастер-класса участники:

Окунутся в творческий процесс создания анимационной продукции;

Узнают, как делаются и двигаются персонажи мультфильмов;

На практике попробуют разнообразные способы создания мультфильма

(пластилин, предметная, плоскостная анимация);

- «оживят» и озвучат свою работу, сделав маленький мультфильм;

Оборудование и материалы: мультимедийное оборудование, ноутбук

Для всех: лист А 4 для создания раскадровки, «Этапы создания мультфильма», памятка «Как работать в программе Windows Live » (приложение №1). «Озвучивание мультфильма» (Приложение № 2)

1 стол: цифровой фотоаппарат, ноутбук, фон полянки, солнышко из цветной бумаги, бабочки из пластилина готовые, облака из синтепона готовые

2 стол: цифровой фотоаппарат, ноутбук, фон полянки, солнышко из цветной бумаги, облака и туча из синтепона готовые, бисер для дождя.

3 стол: цифровой фотоаппарат, ноутбук, фон полянки, солнышко из цветной бумаги, ростки из пластилина готовые от самого маленького до большого, подснежник из пластилина, облака из синтепона готовые,

Ход: Здравствуйте уважаемые коллеги!

Сегодня я расскажу и покажу, как создавать мультфильмы. Всем известно, что дети (да и не только дети) любят мультфильмы. Что же такое мультипликация? Это быстрая смена кадров с изменяющимися движениями. Причём чем менее заметными эти движения будут, тем плавнее получится мультфильм. Техник создания мультфильмов очень много сегодня мы поработаем с такими техниками как пластилиновая, и анимация в технике перекладки.

Вы думаете, что создать мультфильм сложно? Уверяю Вас, что нет! Я предлагаю, действовать поэтапно, освоить анимационную деятельность, чтобы применять ее в своей педагогической практике. И сейчас я приглашаю вас в студию «Мульти – Пульти».

Алгоритм действия при создании мультфильма:

  • Выбираем любую сказку, рассказ или стихотворение (или вспоминаем историю из опыта, или придумываем историю сами), идея – сценарий (сценарий готовый)

1. Весенним тёплым деньком бабочки резвились на полянке, порхали и радовались тёплому солнышку! Белые пушистые облака плыли по голубому небу. (Музыка «бабочка»)

2. Подул ветер, и солнышко спрятала туча. Пошёл весенний теплый дождь. (Музыка дождя). Дождик неожиданно закончился, и выглянуло ласковое солнышко.

3. Вдруг из Земли появился первый росток. Он подрастал и тянулся к тёплому солнышку!

Это вырос первый подснежник! Чудо! (Музыка «Подснежник»).

  • Подготовка к съемке мультфильма, изготовление персонажей

(персонажи изготовлены)

  • Подготовка декораций и фона (фон готов)
  • Установка декораций на площадке для съемки (фон закреплён на столе)
  • Рисуем раскадровку (схематично), что будет происходить в кадре.

Я вам предлагаю создать мультфильм « Весеннее чудо».

Съёмка мультфильма . Предлагаю вам, разделится на 3 съёмочные группы,

распределить мульт ­ профессии: 1 оператор съемки - занимает место у фотоаппарата и делает покадровую съемку. Аниматоры (2-3 человека) – осуществляют действия в кадре, переставляя героев и декорации в соответствии с сюжетом.

Совет съёмочным группам: У каждой съёмочной группы свой сценарий

- Чем больше детализация движения персонажа, тем движения будут естественными, плавными.

Во время съемки следите, чтобы статичные предметы (фон) не двигались.

Не забывайте, что в декорациях могут происходить изменения (подул ветер,набежала туча). - В кадр не должны попадать посторонние предметы, руки аниматоров, тени.

Чтобы движения персонажей получились четкими, снимать нужно с одной точки, зафиксировав фотоаппарат (желательно в штативе), не удаляя и не приближая изображение.

Делаем по кадровую съемку каждой сцены, в одной киношной секунде фильма 25кадров, но для нашего любительского мультфильма будет достаточно и меньшего числа кадров.

- Каждой съёмочной группе надо сделать не менее 20 фотографий, чтобы получился совместный мультфильм длительностью в 1минуту.

Первым делом сделайте 2-3 кадра пустого фона. Потом у нас должны появиться персонажи. Персонаж появляется от самой границы кадра, двигается приблизительно на 1см.

Делается это так. Берем героя и ставим его на позицию для имитации. (Полёт бабочки, движение облаков, тучи, дождя, прорастания подснежника) и делаем снимок (показ движение облака, полёт бабочки на магнитной доске).

Кадр 1 Кадры съёмочных групп (1,2,3)

Затем стараясь не сдвинуть с места, аккуратно меняем его позицию с учетом перехода вперед примерно на 1 см и делаем следующий снимок.

Кадр 2. П отом ещё движение вперёд на 1 см. и снимок.

Кадр3.

Создаём отдельную папку на рабочем столе. В ней необходимо сохранить все материалы, которые понадобятся для монтажа мультфильма. Это важно в том случае, если вёрстка растянется на несколько дней. При закрытии проекта программа не потеряет ни один файл. Импортируем отснятые кадры мультфильма на рабочий стол компьютера (весь отснятый материал, перенесённый на компьютер, просматривается, лишние кадры удаляются).

Монтаж мультфильма. (Показ работы в программе Windows Live осуществляется на мультимедиа, съёмочные группы работают на своих компьютерах)

Шаг 1 .Открываем программу Windows Live. Лента представляет нашему вниманию множество команд для работы с видео - и аудиофайлами. Эти команды вложены во вкладки «Главная», «Анимация», «Визуальные эффекты» и т.д. При импортировании видео и аудиофайлов, текста на ленте появляются вкладки «Средства работы с видео», «Средства работы с музыкой» и «Средства работы с текстом».

Секрет успеха: Чем больше кадров в секунду, тем движения персонажей более плавные; чем меньше - тем более прерывистые. Расчет времени: обычно мы делаем 4 кадра в секунду, иногда 1 (все зависит от программы). Соответственно, при скорости 1 кадр в секунду для минуты фильма нужно сделать 60 фотографий.

Шаг 2 . Добавление фотографий - щелкните по значку команды « Добавить видео и фотографии». Программа откроет созданную Вами папку. С помощью мыши выделите все отснятые кадры будущего мультфильма, а затем нажмите кнопку открыть. На рабочем столе появится видеодорожка.

Шаг 3 . Корректируем продолжительность показа кадров. Дело в том, что время показа каждого слайда задано программой автоматически и равно 7 сек. Известно, что в мультипликационном фильме для создания иллюзии движения, кадры должны прокручиваться быстро: около 12 кадров в секунду. Соответственно продолжительность показа одного слайда будет составлять, примерно 0,1 сек. Для такого мультфильма должно быть заготовлено много отснятого материала.

Если у Вас мало кадров, рекомендуем поэкспериментировать с длительностью показа фотографий. Для этого во вкладке Главная в группе Правка щелкните по значку команды. Выделить всё. Затем во вкладке Правка (Средства работы с видео) выбирайте команду Длительность и задайте время отображения кадров вручную. Просмотрите полученный результат и при необходимости повторите операцию, задав другую скорость воспроизведения кадров.

Шаг 4. Добавляем название и титры. Для этого ставим индикатор воспроизведения фильма в начало видеодорожки, на вкладке Главная выбираем команду: Д обавить название/заголовок и титры , затем форматируем эффект появления и исчезновение текста, длительность его показа, цвет фона и букв.

Шаг 5. Создаём переходы между кадрами, названием, титрами и Мультфильмом.Чтобы настроить переход между элементами, щёлкните с помощью мыши на необходимый кадр. Далее в разделе Анимация в группе Переходы выберите желаемый эффект перехода. Выбранный эффект отобразится на кадре в виде полупрозрачного треугольника.

Сворачиваем проект.

Шаг 6. Затем каждая съёмочная группа поочередно записывают голосовое сопровождение, произнося свои реплики (на диктофон) Секрет успеха: При необходимости записывайте текст небольшими кусочками. Во время записи должна быть абсолютная тишина «в студии» (никаких посторонних шумов). Можно использовать звуковые эффекты (гром, шум дождя...)

Шаг 7 . Добавляем озвучивание и шумовые аффекты. На вкладке Главная в группе Добавление щелкните - Вставить закадровый текст Открыть ). После выполнения этих действий общий вид области раскадровки изменится – под кадрами появится коричневая полоса, которая даёт возможность наложить озвучку мультфильма на музыкальную дорожку,

Шаг 8. Добавляем музыку. На вкладке Главная в группе Добавление щелкните - Добавить музыку . В появившемся окошке выберите нужный музыкальный файл, а затем нажмите кнопку (Открыть ). После выполнения этих действий общий вид области раскадровки изменится – над кадрами появится зеленая полоса, обозначающая музыкальное сопровождение Вашего фильма. Для вставки музыки в определенной месте выберите команду: Добавить музыку в текущей точке. Чтобы добавить красивые эффекты появления и исчезновения музыки, щелкните композицию (зеленую полосу над кадром), в разделе Средства для работы с музыкой на вкладке Параметры в группе Звук выберите скорость нарастания и угасания музыки. Затем необходимо сохранить фильм (не проект! а именно фильм). Для этого на вкладке Главная щелкните команду: Сохранить фильм , выберите параметр для сохранения фильма.

После завершения работы предлагается просмотр всех созданных мультфильмов и соединение в один проект обсуждение возникших трудностей.

Познавательный проект

«Мультфильм своими руками»

I . Введение.

1. Аннотация проекта

2.. Актуальность проекта

3. Гипотеза

4. Цели. Задачи проекта

5. Участники проекта

6. Методы исследования

7. Необходимые материалы

II . Основная часть.

1. Механизм и план реализации проекта

III . Заключение.

1. Предполагаемые результаты проекта

2. Список литературы

3. Приложение

Краткая аннотация проекта.

С появлением современных технологий увлекательный мир анимации, казавшийся ранее недоступным и загадочным, широко распахнул двери для всех желающих. В данном проекте возможность познать азы мультипликации и почувствовать себя в роли начинающего режиссёра, предоставляется воспитанникам детского сада. Работа над созданием мультфильма позволят ребенку не только попробовать себя в роли режиссера и сценариста мультфильмов , но и развивает его творческие способности и умение работать в команде.

Актуальность проекта.

В силу высокой восприимчивости к зрительным образам, вследствие отсутствия жизненного опыта, благодаря целенаправленному воздействию создателей мультфильмов дети легко и прочно усваивают предлагаемую с экрана модель поведения. С сожалением приходится признать тот факт, что эти модели нередко оказывают разрушительное действие на ребенка. Несомненно существует ответственность взрослых, от которых зависит «мультрацион» детей. Но если в раннем детстве можно контролировать качество фильмов, которые смотрит ребенок, то в дальнейшем нам не удастся полностью оградить ребенка от воздействия СМИ. Поэтому возникает необходимость противопоставить обрушившемуся на детей потоку информации, сформировать у них «внутренний фильтр»: эстетический вкус, зрительную культуру, чувство прекрасного. Прежде чем требовать от ребенка сделать осознанный выбор в пользу настоящих произведений искусства, необходимо научить его понимать сюжет мультфильма, различать изобразительные средства, которыми он передается, воспринимать юмор и красоту созданных образов. Основная цель работы над проектом: формирование у дошкольников взгляда на анимацию с позиции творческого человека, имеющего собственный опыт создания мультфильмов.

Гипотеза.

Формирование основ нравственных представлений у дошкольников будет проходить эффективно, если сочинять сказки и создавать мультфильмы с нравственным содержанием.

Цель проекта:

Расширить представления дошкольников об окружающем мире, развить познавательный интерес к чтению, созданию мультфильмов. Сформировать чувства удивления и восхищения полученным результатом.

Задачи:

Образовательные:

Сформировать у детей элементарное представление о тайнах мультипликации. Обогатить словарный запас детей. Способствовать становлению у ребенка осознанного отношения к выбору и оценке качества потребляемой им мультпродукции.

Развивающие:

Развить познавательную активность детей при реализации данного проекта. Развивать связанную речь, мышление, общую и мелкую моторику.

Воспитательные:

Воспитать интерес, внимание и последовательность в процессе создания мультфильма.

Участники проекта:

Воспитатели группы, дети, родители.

Объект исследования: мультипликация.

Предмет исследования: процесс создания мультфильмов.

Методы исследования:

Сбор информации из разных источников

Сравнение

Анализ

Наблюдение

Съемка мультфильма

Необходимые материалы:

1. Фотоаппарат

2. Диктофон

3. Компьютер с программой Киностудия Windows Live .

4. Штатив

5. Искусственные

6. Ватман, использующийся в качестве фона

7. Прозрачное стекло или стеклянный стол

8. Материал для изготовления анимационных персонажей(пластилин, цветная бумага, картон)

Длительность проекта: три месяца (июнь, июль, август)

Средства контроля и обеспечение достоверности реализации проекта:

Создание мультфильмов.

Фото-видеосъемки.

Презентация мультфильмов для родителей и детей.

Анкетирование родителей.

Детско-родительские гостиные.

Механизм реализации проекта:

Подготовительный (июнь)

Мотивирование детей к участию в проекте. Открытие мультипликационной студии «Сам себе режиссёр». Постановка проблемной задачи. Определение круга участников проекта. Подготовка материала вместе с родителями и детьми (сценарии мультфильмов) Просмотр дома и в детском саду культовых советских мультфильмов. Изучение интернет ресурсов.

Основной (июль)

1. Погружение в сказку. За основу сценария мы берем уже существующее произведения, в ходе реализации проекта его участники не раз будут переосмысливать поступки героев, придумывать различные варианты развития и окончания сюжета.

2. Разработка и создание персонажей и декораций. При работе над мультфильмом ребята могут лишь в общих чертах охарактеризовать персонажа и место действия. Но в дальнейшем описания становятся более детальными. С приобретением опыта ребята могут самостоятельно определять героя, но и какие декорации потребуются, из чего изготовить.

3. Оживление персонажей. В силу особенностей возраста ребятам трудно дожидаться, когда все необходимое будет готово. Они с удовольствием играют, придумывают новые варианты развития сюжета, совершенствуют свои поделки. Это дает новый импульс игровой деятельности. Дети активно принимают участие в постановке спектаклей.

4. Самостоятельное творчество. На каждом этапе реализации проекта, благодаря заданиям и общей атмосферы творчества, ребята не редко продолжают работу дома.

Завершающий (август)

Съемка мультфильма осуществляется на камеру или фотоаппарат. Для этого нужным образом выставляются декорации и персонажи.

Обсуждение результатов проекта.

Основная часть.

Этот проект рассчитан на совместную деятельность детей, воспитателей и родителей. Работа педагога с группой детей - это решение возникающих проблемных ситуаций. Педагог создает ситуацию, воздействующую на эмоциональную сферу ребенка. Встреча с добрым и любимым героем мультфильма, которая является неожиданностью, вызывает удивление, желание вспомнить и рассказать об этом герое и его мультипликационном мире. Момент общения с героем, удивление его появлению - является моментом стимуляции познавательной активности.

Первый шаг - это мотивация и целеполагание: как появился этот герой.

У ребенка мало информации, значить он должен найти источник, который поможет ему увеличить объем этой информации. Главными источниками информации для ребенка являются его родители, но и они не знают всего. На этом этапе можно вместе с родителями обратиться к литературе, интернет - ресурсам.

Постановка проблемной задачи направлена на стимулирование любознательности, познавательного интереса. Формируется и развивается способность ребёнка самостоятельно решать подобные проблемы.

Тематика проекта проходит через все виды деятельности, посредством модульного обучения:

Рисованный мультфильм

Кукольный мультфильм

Компьютерный мультфильм

Непосредственно познавательного цикла:

Беседы с элементами дискуссии совместный просмотр и обсуждение мультфильмов. Чтение произведений, положенных в основы мультфильмов. Сочинение сюжетов мультфильмов

- «Расскажи любимый мультфильм»

Составление диалогов для мультфильма. Озвучивание мультфильма.

Мультфильмы, используемые в лексических темах

Лексическая тема

Мультфильмы

«Овощи»

«Веселый огород»

«Фрукты»

«Мешок яблок»

«Осень»

« Мышонок и красное солнышко»

«Ягоды»

«Дудочка и кувшинчик»

«Грибы»

« Под грибом»

«Одежда»

«Золушка»

«Обувь»

«Храбрый портняжка»

«Мебель»

«Три медведя

«Посуда»

«Федорино горе»

Продуктивная деятельность:

Художественная деятельность:

Рисование: «Любимый мультипликационный герой»

Лепка: «Герои мультфильмов»

Игровая деятельность:

Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие в сказку» , «Мы мультипликаторы», «Маленькие художники-мультипликаторы»

Дидактические игры: «Лепим мультфильм», «Времена года», «Подскажи словечко», «Разрезные картинки»

Игровые этюды: «Мой любимый герой мультфильма», «Угадай героя».

2. Совместная деятельность родителей и детей.

Изучение литературы. Совместный просмотр мультфильмов. Сочинение сюжета мультфильмов на тему: «Три медведя», «Три поросёнка»

Решая различные познавательно - практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность удивляться, сомневаться, критически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость успеха, гордость от одобрения взрослых – порождают у ребёнка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний.

Заключение.

Ожидаемый результат.

Раскрепощение мышления

Список литературы и источников

1. Анофриков П. Принципы организации детской мультстудии // Искусство в школе. - 2009, т.в. 6.

2. Борев Ю.Б. Эстетика. - Ростов на Дону: Феникс, 2004.

3. Дьяконова М. Мультфильмы: вред или польза? - [email protected].

4. Иткин В. Что делает мультипликационный фильм интересным // Искусство в школе 2006. - № 1

5. Лосский Н.О. Мир как осуществление красоты. – М.: Прогресс-Традиция, 1998.

6. Лыкова И.И. Куда уходят детские рисунки // Обруч. - 2002. - № 1

7. Мелик-Пашаев А.А. Художественная одаренность // Одаренный ребенок. - 2003. -№ 5

8. Корнева О. Пришло время систематизировать знания. // Искусство в школе. - 2007, т.в. 4.

9. Кудрявцева-Енгалычева В. Создать атмосферу сказки.// Искусство в школе. - 2006, т.в. 3.

10. Кузин В. Психология. – М.: Просвещение, 1997.

11. Куприянов Н. Занятия анимацией – «витамин игры».// Искусство в школе, 2007, т.в. 4.

12. Некрасова О.Н. Рисовать – значит познавать. // Обруч. - 1997. - № 5

13. Норштейн Ю. Изображение должно смотреть. // Искусство в школе. - 2007, т.в. 4.

14. Юному художнику / под ред. Е.И.Боданова. – М.: Искусство, 1998.

15. Художественное творчество и ребенок/под ред. Н.А. Ветлугиной. – М.: Педагогика, 1972.

16. Полуянов Ю.А. Дети рисуют. М.: Педагогика, 1998.

17. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Просвещение, 1982.

18. Сайт Чесменского детского сада" Солнышко". - solnyshko.rkc74.ru/p5aa1.html

19. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль: Гринго, 1996.

20. Смирнова Р., Миклушевская И. Уроки рисования. – С.: Астрель, 2000.

Итоги реализации проекта

«Мультфильм своими руками».

На завершающем этапе осуществлялась съемка мультфильма. Мультфильм снимается на фотоаппарат. Герои мультфильма –пластилиновые фигурки, сделанные руками детей, аппликация. В процессе проживания темы проекта дети проявили активный познавательный интерес.

В процессе развивались все ключевые компетентности:

  Социальная – дети взаимодействовали друг с другом.

  Коммуникативная – задавали познавательные вопросы, аргументировали, придумывали сюжеты мультфильмов.

  Информационная – получали информацию из разных источников и делились ею.

  Деятельностная – подбирали материалы, инструменты для создания продукта.

  Здоровьесберегающая – играли в подвижные игры по данной теме: «Любимый герой», «Угадай, кто это»

Заключение.

Дети видят идею, передаваемую мультфильмом

Раскрепощение мышления

Развитие творческого потенциала

Формирование умения наблюдать, фантазировать, сравнивать, переживать увиденное, отражать свои впечатления в творческих работах

Совершенствование навыков общения.

Вывод:

Проект «Мультфильм своими руками » - предоставил каждому ребенку возможность не только получать знания, но и развивать творческие способности, формировать коммуникативные навыки, формировать начальные предпосылки .

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 135»

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«Мультфильм

своими руками»

Курск - 2016

Дошкольный возраст - самое благоприятное время, когда через эмоциональную сферу удается сформировать у ребенка познавательный интерес к предметам, явлениям, событиям окружающей действительности. Проблема современности в том, что на фоне кажущегося благополучия информационного пространства, предоставляющего огромный объем познавательных, развивающих программ, передач, компьютерных игр, дети воспринимают предметы и явления окружающего мира как данность - «Он такой, потому что такой, и другим быть не может».

В некоторой степени инертность, пассивность мышления, снижение познавательной активности, отсутствие пытливости ума не толкает ребенка на более глубокое изучение свойств предмета или явления. Я работаю в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (Общее недоразвитие речи) и эта проблема стоит особенно остро.

В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Быстрым темпом входят в нашу повседневную профессиональную жизнь различные компьютерные технологии.Это дает огромные возможности для создания различных инновационных проектов, которые широко используются в работе с детьми.

Главное в проектной деятельности то, что проект не «привязан» к программе, но помогает реализовать принцип интеграции образовательных областей и может быть направлен на организацию игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной детской деятельности. Дети свободны в своем творчестве.

Проект - продукт сотрудничества и сотворчества педагогов, детей, родителей. Результаты выполненных проектов должны быть осязаемыми, предметными, готовыми к применению. Одна из главных задач педагога при организации проектной деятельности дошкольников заключается в том, чтобы поддерживать детскую инициативу. В нашем ДОУ действует долгосрочный познавательно-творческий практико-ориентированный групповой совместный проект для детей 5-7 лет «Там, где живет Мультяша».

Цель проекта : создание благоприятных условий, способствующих успешному развитию каждого ребенка, реализации творческих способностей, развитию познавательного интереса и связной речи в процессе создания мультипликационного фильма методом покадровой съемки с применением цифровых технологий в пластилиновой объемной и плоскостной технике.

Мы с детьми сняли и озвучили шесть мультиков, продолжительностью от 2 до 10 мин, еще один на подходе. Увлекательный метод, привлекающий внимание детей сам по себе, позволяющий решать образовательные задачи, поставленные педагогом, эффективен вдвойне.

Процесс создания мультфильма - интересное, но кропотливое занятие, поэтому задача педагога заранее продумать нагрузку на детей, целесообразно работать с микрогруппами во второй половине дня.

Процесс создания мультфильма можно разделить на 5-6 этапов

1. Создание сценария.

Работа планируется в двух направлениях:

  • можно использовать готовые художественные произведения (рассказы, сказки, стихи с познавательной идеей);
  • можно придумать свой собственный сюжет (предлагает педагог, родитель, собственный рассказ ребенка или совместное творчество);

В это время проводится частичная работа в рамках НОД (знакомство либо уточнение-расширение-обобщение знаний, составление рассказа (сюжета мультика) по существующим традиционным методикам), в вечернее время воспитатель совместно с детьми изготавливает героев будущего мультфильма в соответствие со сценарием, обговаривают характерные их черты, как это можно передать через пластику, создают сцены-подложки, на которых будет происходить действие).

2. Раскадровка.

Этим этапом пренебрегать не следует, т.к. это своеобразный план вашего мультфильма, где вы, в карандаше, без акцента на эстетику, делаете для себя зарисовку будущих сцен и их последовательность (как бы мысленно проигрываете ваш фильм в голове, чтобы не упустить какую-либо часть). Бывает обидно, когда вы доходите до этапа монтажа, а у вас недостает какой-либо сцены. В результате, либо «провал» в видеодорожке, либо приходиться возвращаться к фотографированию.

3. Подготовка рабочего места и оборудования для фотосъемки.

Вам потребуются:

  • цифровой фотоаппарат.
  • Штатив (без штатива мультфильм не получается). Высота предпочтительна такая, чтобы ребенок в экране фотоаппарата видел ту картинку, которую снимает.
  • Освещение (я предпочитаю искусственное, оно постоянное, когда же используется фотовспышка или естественный свет - на кадрах заметны колебания).
  • Стол, где будет располагаться сцена мультфильма. Желательно детский, чтобы детям было удобно управлять процессом передвигания и перекладывания героев и элементов сцен.
  • Микрофон (он потребуется позже, когда вы подойдете к этапу озвучивания роли (у меня микрофон стоит на рабочем столе рядом с компьютером, чтобы ребенок видел уже готовый мультик, ему так легче войти в образ, работая над интонацией, силой и высотой голоса, логическим ударением - у нас пока еще не все получается, но дети стремятся к улучшению своих результатов, в данной деятельности они слышат себя со стороны и критичнее относятся к своей речи).

4 . Непосредственно съемочный процесс.

Здесь важно показать детям, что плавности движений героев мультфильма можно добиться лишь тогда, когда на сцене герой совершает очень малые передвижения. Фотографий приходится делать много (для короткого мультика в 1 мин - около 100 фото, для более продолжительного - 350-450 фото.

5. Монтаж отснятого материала (целиком работа взрослого).

Для этой цели используем один из наиболее простых видеоредакторов «Moviemaker», «VegasPro». Я освоила их быстро с помошью обучающего видео в ютьюбе. Лучше посмотреть там, и делать параллельно.

6. Озвучивание ролей.

Когда вся видеодорожка смонтирована, я с музыкальным руководителей приступаем к подбору мелодий для фона, следующая звуковая дорожка - это реплики героев. Я записываю детей отдельно (многократное повторение реплик, чтобы выбрать потом наиболее удачную - но без фанатизма, главное - не лишить ребенка радости от процесса), создаю для каждого героя свой файл. После этого начинается монтаж звука.

Уважаемы коллеги! Хотелось бы Вас заверить, что это не настолько сложно, справится любой, кто умеет работать на компьютере на уровне создания документа, папки, файла, презентации. Монтаж фото и звука одного мультика я делаю за один вечер.

Хотелось бы еще добавить, с самого начала обсуждая наш проект, с коллегами мы решили не делать больших усилий на техническое качественное оформление наших мультиков. Мы не профессиональные мультипликаторы, и цель проекта у нас совсем иная. Да, в начале его реализации, доля участия детей невелика, но, по мере овладения умениями и навыками, самостоятельность их будет расти, и мы их отпустим в свободное плавание. Пока наши мультфильмы - результат совместного творчества с достаточной помощью педагога.

Теперь, когда есть ощутимые, значимые для детей результаты их труда, они наперебой интересуются, каким будет новый мультик, где я предлагаю уже не свою инициативу, а право выбора оставляю за детьми. Ребята с потребностью увидеть в окружающем мире что-то очень интересное, предлагают все новые и новые проблемные ситуации, в которые попадают их герои, а главное - варианты путей решения этих проблем. И все это на высоком эмоциональном подъеме и в доброжелательной обстановке. Готовые продукты мы передаем в младшие группы, где воспитатели проводят свою работу по познавательному, речевому развитию и нравственному воспитанию детей.

Вот, что у нас с детьми получилось:

Список используемой литературы:

Тимофеева Л. Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

Белолуцкая Ф. К. Организация детской проектной деятельности в детском саду // Мозаика Синтез. - М., 2009.

Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, интенсифицирует поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к процессу организации дошкольного воспитания и обучения.

Выявленные противоречия между необходимостью формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста и недостаточным использованием средств формирования этого интереса у дошкольников посредством создания мультфильмов в ДОУ, позволило обозначить проблему, которая заключается в поиске средств формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством создания мультфильмов в ДОУ.

Цель: Теоретически обосновать и реализовать средства формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством создания мультфильмов в ДОУ.

Объект: Процесс формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет: Средства формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством создания мультфильмов в ДОУ.

Гипотеза: формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством создания мультфильмов в ДОУ будет эффективным если в качестве основного средства будут выступать мультфильмы.

Задачи:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования, конкретизировать понятия познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.
  2. Рассмотреть особенности формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством создания мультфильмов в ДОУ.
  3. Теоретически обосновать и на практике проверить средства формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования: анализ представленных в литературе психолого-педагогических данных о структуре познавательного интереса и о закономерностях его формирования у детей старшего дошкольного возраста; педагогический эксперимент, в ходе которого осуществлялось определение уровня сформированности познавательного интереса; обработка данных, полученных в наблюдениях и экспериментах.

Одним из важных средств формирования познавательного интереса является использование в образовательном процессе творческих заданий, что может преобразить традиционные занятия, рационализировав детский интерес, оптимизировав процессы понимания и запоминания материала по основным направлениям дошкольного образования, а главное, подняв на более высокий уровень интерес детей к самостоятельной учебной деятельности.

Познавательный интерес, прежде всего, вызывает и подкрепляет тот учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, заставляет удивляться, поражает их воображение. Удивление является сильным стимулом познания, его первичным элементом. Но познавательный интерес к учебному материалу не может всё время поддерживаться только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображение. Ещё К. Д. Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком . Новое и неожиданное в учебном материале всегда выступает на фоне уже известного и знакомого. Вот поэтому для поддержания и развития познавательного интереса старших дошкольников важно учить их умению в знакомом видеть новое.

Создание мультфильма с детьми дошкольного возраста – современный вид проектной технологии, очень привлекательный для детей.

Мультипликация, анимация – вид киноискусства, произведения которого создаются методом покадровой съёмки последовательных фаз движения рисованных (графическая или рисованная мультипликация) или объёмных (объёмная или кукольная мультипликация) объектов. Искусством мультипликации занимаются мультипликаторы (аниматоры) . Мультипликатор придумывает персонажей мультфильмов, выполняет эскизы основных сцен, прорабатывает мимику и жестикуляцию героев, ищет интересные приемы, которые позволяют выделить фильм из массы других. Занимается раскадровкой и расцветкой будущего фильма, анимацией персонажей (прорабатывает их движения, рисуя промежуточные фазы) . Обычно над мультфильмом трудятся несколько специалистов, и каждый из них выполняет свою часть работы.

Мультфильмы (конечный продукт мультипликации) создаются путём либо покадровой съёмки пошагово вручную передвигаемых неподвижных объектов, либо прорисовкой (на целлулоиде, бумаге или в компьютере) фаз движений объектов, с дальнейшим их совмещением в единый видеоряд.

Главная педагогическая ценность мультипликации как вида современного искусства заключается, прежде всего, в возможности комплексного развивающего обучения детей. Кроме того, именно мультипликация помогает максимально сближать интересы взрослого и ребенка, отличаясь доступностью и неповторимостью жанра. С ее помощью можно сделать процесс обучения удовольствием для дошкольников. Положительное воздействие анимации может стать прекрасным развивающим пособием для раскрепощения мышления, развития творческого потенциала ребёнка.

Процесс создания мультфильма – это интересная и увлекательная деятельность для любого ребенка, так как он становится не только главным художником и скульптором этого произведения, но и сам озвучивает его, навсегда сохраняя для себя полученный результат в форме законченного видеопродукта. Создать мультфильм можно как с детьми младшего дошкольного возраста, так и со старшими дошкольниками. Всё зависит от включенности детей в процесс создания мультфильма. Так, дети 3-4 лет могут с помощью взрослого создать декорации, нарисовать или слепить персонажей мультфильма; во время съемки – передвигать фигурки, могут озвучить его. Дети же старшего дошкольного возраста уже могут выступать в роли оператора, сценариста, режиссера-мультипликатор (аниматора) , художника, актера и композитора .

Создание мультфильма – это многогранный процесс, интегрирующий в себе разнообразные виды детской деятельности: речевую, игровую, познавательную, изобразительную, музыкальную и др. В результате чего у воспитанников развиваются такие значимые личностные качества, как любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, способность управлять своим поведением, владение коммуникативными умениями и навыками и т.д. .

Съемочный процесс включает:

  • придумывание и обсуждение сюжета;
  • создание персонажей и декораций;
  • съемка мультфильма – в среднем 200-300 кадров (фотографий) ;
  • монтаж.

Алгоритм действия при создании мультфильма следующий:

  1. Выбираем известную сказку, рассказ или стихотворение (или вспоминаем историю из опыта, или придумываем историю сами) , идея - сценарий
  2. Подготовка к съемке мультфильма, изготовление персонажей.
  3. Подготовка декораций и фона
  4. Установка декораций на площадке для съемки.
  5. Съёмка мультфильма – анимация (один из детей, выполняет роль оператора занимает место у видеокамеры или фотоаппарата (закрепленного на штативе) , а остальные осуществляют действия в кадре, переставляя героев и декорации в соответствии с задуманным сюжетом):
  6. чем больше детализация движения персонажа, тем движения будут естественными, плавными;
  7. во время съемки необходимо следить, чтобы статичные предметы (фон) не двигались;
  8. не забывать, что в декорациях могут происходить изменения (подул ветер – дерево закачалось) ;
  9. в кадр не должны попадать посторонние предметы, руки аниматоров, тени;
  10. чтобы движения персонажей получились четкими, снимать нужно с одной точки, зафиксировав фотоаппарат (желательно в штативе) , не удаляя и не приближая изображение.
  11. Монтаж мультфильма (весь отснятый материал переносится на компьютер, просматривается, лишние кадры удаляются) :
  12. чем больше кадров в секунду, тем движения персонажей более плавные; чем меньше – тем более прерывистые. Расчет времени: обычно мы делаем 4 кадра в секунду, иногда 1 (все зависит от программы) . Соответственно, при скорости 1 кадр в секунду для минуты фильма нужно сделать 60 фотографий.
  13. совсем не обязательно делать каждое движение героя, можно их позже скомбинировать на компьютере. Например, кивок головой – можно снять 2-3 кадра, а потом их повторить.
  14. Затем дети поочередно записывают голосовое сопровождение, произнося свои реплики на подходящем кадре:
  15. при необходимости записывайте текст небольшими кусочками;
  16. во время записи должна быть абсолютная тишина «в студии» (никаких посторонних шумов) ;
  17. можно использовать звуковые эффекты (скрип двери, шум прибоя...) .
  18. Музыкальное сопровождение, титры.

Мультфильм может быть выполнен в различных техниках:

  • перекладка (рисование персонажей на бумаге и вырезание, для каждого кадры вырезанные картинки двигаются) – хорошо подходит для тех, кто любит рисовать;
  • пластилиновая анимация (лепка из пластилина) – хорошо подходит для тех, кто любит лепить. Может быть плоской (как перекладка) и объемной (как кукольная анимация) ;
  • предметная анимация (используются готовые игрушки: «Лего» , кубики, человечки, машинки) – позволяет оживить любимые игрушки, подходит для тех, кто любит строить и конструировать, и для тех, кто не очень любит рисовать;
  • сыпучая анимация (рисование сыпучими материалами – крупы, манка, кофе) – от 10 лет, не более 4 участников;
  • пиксиляция (анимация с присутствием в кадре самих участников, дает возможность делать различные трюки – оживление предметов, превращения, прохождение сквозь стену, полеты и т.п.) Необходимо хорошее освещение в помещении, где происходит съемка, или возможность снимать на улице.

Техники могут быть смешанными.

При создании мультфильма дети закрепляют умение брать на себя разные роли в соответствии с сюжетом, совершенствуют умения самостоятельно выбирать сказку, стихотворение или песню. Они могут создать историю своей семьи, рассказать о нашей стране или отправиться в путешествие на далекую планету. Можно создать мультфильм о своем детском садике, и героями будут дети группы, рассказать о том, как они сегодня провели свой день, или может о том, как они плавали в бассейне или помогали малышам одеваться на прогулку. Тема мультфильма может быть любой, всё зависит от фантазии ребенка и педагога.

Создание мультфильма с детьми дошкольного возраста – одно их эффективных средств формирования познавательного интереса. Мультипликация помогает максимально сближать интересы взрослого и ребенка, отличаясь доступностью и неповторимостью жанра. С ее помощью можно сделать процесс обучения удовольствием для дошкольников.

Таким образом, создание мультфильма – это технология, позволяющая педагогу решить множество целей и задач.

Организация работы предлагает осуществление следующих этапов:

Первый этап. Проведение первичного контрастирующего эксперимента. В процессе работы над проблемой на поисковом этапе была проведена диагностика уровня развития познавательного интереса. Проведение подобной диагностики необходимо как для выявления начального уровня развития изучаемых характеристик, так и для целенаправленного подбора заданий, способствующих формированию и развитию исследовательских умений и навыков.

Второй этап. Разработка и апробация программы развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством создания мультфильмов в ДОУ для формирования более высокого уровня.

Третий этап. Проведение повторного контрольного эксперимента.

Целью третьего этапа является:

  • проведение повторного эксперимента по диагностике уровня познавательного интереса;
  • анализ полученных в процессе первичного и повторного эксперимента результатов.

Диагностика уровня развития познавательного интереса включала различные методики. (Приложение 1)

Исходя из этих показателей, мною оценивался уровень развития познавательного интереса у дошкольников старшей - подготовительной группы.

Для определения первоначального уровня использовался метод наблюдения, беседы с воспитателями, работающими с данными дошкольниками, изучение детей в процессе совместной подготовки и проведения коллективного творческого дела. Оценивались результаты по следующим критериям: когнитивному, эмоционально-волевому, мотивационному, действенно-практическому. Полученные результаты суммировались.

Для выявления уровня развития познавательного интереса по критериям использовался лист наблюдения. Результаты по первым двум методикам представлены в табл. 1. (Приложение 2)

Оценка результатов осуществлялась по пяти балльной системе, с выведением общего балла. Анализ полученных результатов можно увидеть на рисунке 1. (Приложение 3)

Как видно из диаграммы, общий балл не превышает отметки 2,3 балла, что соответствует второму уровню умения структурировать теоретический материал. Критерий «когнитивный» составил 2,3 балла. Полученный результат низкий, это говорит о том, что у дошкольников практически отсутствует интерес у обучению, как к информатике, так и к другим предметам. По критериям «мотивационный» и «эмоционально–волевой» получены результаты, соответственно 2,1 и 2,2 балла, что тоже достаточно низкий результат. Особенно низкий результат по такому критерию как «действенно–практический» . В целом полученные результаты очень низкие, что говорит о том, что у дошкольников познавательный интерес не сформирован и не имеет тенденции к развитию.

В результате осуществленного исследования по методике Д.Б. Годовиковой нами были получены следующие результаты.

– Высокий уровень развития познавательной активности проявили 25% детей старшего дошкольного возраста, принявших участие в эксперименте. Данные дети демонстрировали устойчивый интерес и внимание к заинтересовавшему их предмету, в течение длительного времени взаимодействовали с ним, рассказывали, как можно играть с этими предметом (например, «У меня дома тоже есть конструктор. Из него я строю башни и гаражи для машин» ) . Во время взаимодействия с выбранными предметами данные дети демонстрировали радость, удивление, озабоченность и другие эмоции как на вербальном («Ура! У меня получилось!» или, наоборот, «Что-то у меня не получается» ) , так и на невербальном уровне (улыбались, хмурили брови, почесывали затылок и т. д.) .

О высоком уровне развития познавательной активности свидетельствует также стремление данных детей привлекать в своей деятельности и взрослого (экспе-риментатора) . Во время экспериментального исследования дети часто обращались к экспериментатору с разнообразными вопросами, большинство которых было направлено на получение дополнительной информации об объектах и предметах, заинтересовавших ребенка (например, «Как работают часы?» , «Почему вода в море соленая?» и пр.) .

Особый интерес и познавательную активность данные дети проявляли по от-ношению к коробке с «секретом» . Они крутили ее, трясли, ощупывали, разглядывали, задавали вопросы («Почему коробка закрыта?» , «Интересно, а что спрятано в коробке?» ) , предлагали различные способы как ее открыть (например, говорили: «Можно открыть ключом» , «Или сломать ее» и т. д.) . Проявляя упорство и настойчивость в достижении желаемого результата, дети открывали коробку с «секретом» , что приносило им радость, удовлетворение и гордость («Ура! Она открылась!» , «Я сам смог ее открыть» и т.д.) .

– Средний уровень развития познавательной активности продемонстрировали 44% детей старшего дошкольного возраста. Для них характерен определенный уровень развития познавательной активности. Однако особо пристальное внимание данные дети обращали на хорошо знакомые игрушки (машинки, конструктор, куклы) . В процессе взаимодействия с предметами дети проявляли как положительные, так и отрицательные эмоциональные реакции на вербальном («Ой! Ничего не получается» , «А я люблю играть в куклы» , «Очень красивая книга» и пр.) , так и невербальном (улыбались, смеялись, хмурили брови, злились и т. п.) уровнях. Об определенном уровне развития познавательной активности данных детей свидетельствует и их стремление задавать вопросы взрослому на интересующие его темы (например, «Из чего сделана эта машина?» , «А какая марка этой машины?» и пр.) . Однако в отличие от детей с высоким уровнем развития познавательной активности, дети, обладающие средним уровнем развития познавательной активности в основном задавали вопросы констатирующего характера и направленности («Вот это что?» , «Кто нарисован на этой картинке? и пр.) . Вопросы познавательного характера для них не типичны.

Интересовались данные дети и предметом с «секретом» («А что это такое?» , «Какая красивая коробочка!» и т. п.) . Они предпринимали попытки открыть коробку с «секретом» (например, «Надо ее открыть!» , «А где ключ, чтобы открыть коробку?» ) . Однако, не сумев открыть коробку с первого-второго раза, они не проявляли упорства и настойчивости во взаимодействии с данным предметом, не стремились ее открыть, а утрачивали к ней интерес («Никак не открывается! Ну и ладно» , «Лучше буду в машинки играть!» и т. д.) .

– Низкий уровень развития познавательной активности зафиксирован нами у 31% детей. Во время исследования из всего перечня предлагаемого материала данные дети отдавали предпочтение играм лишь хорошо знакомого содержания. Однако, интерес и к этим предметам был недостаточно устойчив. Детей привлекали лишь яркость и красочность выбранных предметов (например, мальчик взял яркий и большой конструктор, повертел его в руках, отложил, стал перебирать книги и т. д.) . Эмоциональных проявлений во время взаимодействия с выбранным объектом у данных детей не наблюдалось. Дети и не задавали вопросов и никак не комментировали свои действия. Предмет с секретом их вообще не интересовал.

Для получения более точных результатов было проведено анкетирование родителей.

Данные анализа анкет представлены в таблице 2. (Приложение 4)

Как видно из таблицы 2, по мнению родителей, группа дошкольников находится на среднем (2) уровне развития. 10% из экспериментальной группы на 1 уровне развития познавательного интереса, 90% – на 2 уровне развития.

Таким образом, по итогам начального исследования мы делаем вывод о необходимости внедрения программы развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством создания мультфильмов в ДОУ.

Результаты экспериментального исследования легли в основу разработки системы мероприятий по оптимизации процесса развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством создания мультфильмов в ДОУ.

Данная система включает в себя два направления:

  • работа с детьми старшего дошкольного возраста;
  • работа с педагогическим коллективом.

Целью первого направления мы определяем разработку системы коррекционно-развивающих занятий с детьми, направленной на оптимизацию процесса развития их познавательной активности. Базовым принципом построения системы данных занятий мы определили:

  • принцип интегративного подхода к развитию познавательных психических процессов (восприятия, памяти, внимания, воображения) , интеллектуальной сферы детей (мыслительных процессов и операций, словесно-логического, творческого и критического мышления) , эмоциональной волевой и личностной сфер каждого ребенка (формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе) , а также коммуникативных умений и навыков;
  • принцип индивидуализации, предполагающий учет особенностей и воз-можностей каждого ребенка в плане проявления им своих познавательных воз-можностей.

Особое значение для получения оптимальных результатов. На мой взгляд, является необходимость по итогам обращать внимание на уровень утомляемости детей. При появлении первых признаков усталости (о чем могут свидетельствовать, в первую очередь, частые отвлечения детей, рассеянность их внимания, не способность сосредоточиться на процессе решения предложенной проблемы и пр.) , педагог вправе отойти от запланированной структуры занятия, провести упражнения на дыхание, снятие мышечного напряжения и т. д.

В рамках проекта создания студии «Мульти-Пульти» , для воспитанников старшей - подготовительной группы АДОУ «Юргинский детский сад Юргинского муниципального района» , была поставлена следующая цель: обновление педагогического процесса, направленного на всестороннее развитие личности ребёнка и раскрытие его познавательно-речевых, художественных и творческих возможностей через создание мультфильма.

Реализация поставленной цели предполагает решение ряда задач: сформировать у детей элементарное представление о тайнах мультипликации, обогатить словарный запас детей, развивать познавательный, художественно-эстетический интерес к созданию мультфильмов, развивать инициативное творческое начало, способность ребёнка к нестандартному решению любых вопросов, воспитать интерес, внимание и последовательность в процессе создания мультфильма, формировать навыки доброжелательности, самостоятельности, сотрудничества при взаимодействии ребёнка со сверстниками и взрослыми.

Процесс создания мультипликационного фильма явился совместным творчеством всех участников образовательного процесса: воспитателей, детей, родителей, который включил в себя несколько этапов:

Подготовительный этап. Возникновение идеи. На данном этапе мы поговорили с детьми об их любимых мультфильмах. Затем мы побеседовали о тайнах мультипликации, выяснили, что мультипликационные герои - не живые существа и оживляют их люди. Узнали название профессий этих людей: продюсер, сценарист, режиссер-мультипликатор (аниматор) , художник, оператор, актер, композитор.

Мастер-класс по созданию рисованного и кукольного мультфильма, проведенный нами для детей, вызвал огромное желание у них создать мультфильм своими руками. Первый мультфильм, мы создали самым простым способом – перекладкой. Назывался он «Путь к Луне» . Дети нарисовали звезды, луну, раскрасили, предложенные мной, картинки. Затем начался сам процесс создания. Мы сделали несколько снимков, перекладывая наши картинки, монтированием занималась я сама, а дети присутствовали при этом. Получив первый в жизни мультфильм, сделанный своими руками, дети пришли в восторг.

Потом я решила попробовать более сложный вариант создания мультфильмов. Учитывая возраст детей, для сюжета были предложены хорошо известные русские народные сказки. В результате погружения в сказки путем их драматизации детьми была выбрана сказка «Кот, Лиса и Петух» .

Разработка сюжета и зарисовка мультфильма. На данном, достаточно длительном этапе, дети с моей помощью и помощью родителей продумали сюжет сказки, мы обговорили место, где происходят все события, кто является главными героями и что нам нужно для того, чтобы обыграть сказку.

Детей мы объединяли в рабочие группы. По необходимости оказывали ребятам практическую помощь, а также направляли и контролировали осуществление проекта.

Работая над проектом, мы соблюдали ряд условий:

  • детям нельзя навязывать своё мнение, все решения принимаются коллективно, на основе диалога;
  • все предложения, пожелания детей необходимо записывать, чтобы ничего не упустить;
  • ребенок в любой момент может выйти из проекта и осуществить свой собственный проект. В этом ему нужно помочь;
  • дети в ходе работы над проектом вступают во временные и постоянные микрогруппы. Необходимо создавать условия для совместной партнерской деятельности в каждой группе.

Вклад каждого ребенка в проект был своим, уникальным, в чём и заключается ценность метода проекта.

Дети сами создавали лес, слепили животных. Дети изъявили желание лепить, а не рисовать. Для детей дошкольного возраста игра с пластилиновыми персонажами-куклами оказалась более интересной, чем зарисовка. Лес был изготовлен из подручных материалов, небо с солнышком и трава были нарисованы подгруппами детей. Ну, а домик, поручили сделать отцу одного из воспитанников, который сам «выдал» своего папу, сказав, что он хорошо пилит. При этом очень важно деликатное руководство творческим процессом ребенка, поскольку неумеренное вмешательство взрослых может уничтожить главное – наивный взгляд ребенка на мир.

Съёмка и озвучивание мультфильма. На данном этапе в индивидуальной работе отрабатывали выразительность речи, темп и тембр голоса. Когда мы совместно с детьми сделали вывод о том, что дети готовы к тому, чтобы представить мультфильм, мы сделали съёмку.

В этот период шла работа с малыми подгруппами детей, при этом использовалась достаточно простая и доступная техника перекладки. При всей простоте этой техники детям необходимо было постоянно контролировать свои действия: переставлять фигурки животных на минимальное расстояние, убирать руки из кадра. Несмотря на хорошо известный сюжет сказки, дети столкнулись с новыми для них технологиями раскадровки (составления развернутого плана сказки и озвучивания) . Использование этих технологий приучает ребенка к внимательной работе с текстом, закладывает основы аналитической работы и средствами художественной выразительности. Во время озвучивания мы придумывали и воплощали перед микрофоном всевозможные шумы и реплики, подбирали музыку.

Монтаж. Все части мультфильма монтировала я сама с использованием специальной программы. Данный этап был проведен без участия детей в силу их возраста.

Результат наших работ был представлен на мероприятии «Семейный киносеанс» . Это был прекрасный праздник для детей и родителей, которые были поражены тому, что их дети сумели создать такое произведение искусства.

При этом просмотром мультфильма этот вид проектной технологии не закончился, поскольку дети наперебой стали предлагать уже свои собственные сюжеты для съемки нового мультфильма. Идеи просто стали «бить ключом» .

Работа над проектом нам позволила решить следующие задачи:

  • Повысить уровень познавательной и творческой деятельности детей: усилить их самостоятельность, инициативность, активность, уверенность в своих силах, дети стали лучше планировать свои действия.
  • Усилить интерес родителей воспитанников к жизни детей в группе детского сада, их желание участвовать в них.
  • Расширить образовательное пространство детского сада благодаря: организации работы студии мульти-пульти, организации работы с детьми по созданию мультфильмов, организации по проведению мастер-классов детьми для своих сверстников, появлению у детей и педагогов опыта организации показа и презентации мультфильма.

Таким образом, в процессе работы над мультфильмом происходит формирование познавательного интереса. Очень активно в работу вовлекаются родители воспитанников, что позволяет решать педагогические задачи по воспитанию и развитию детей дошкольников совместными усилиями. Так осуществляется преемственность в работе дошкольного учреждения и семьи. И более быстрыми темпами происходит развитие универсальных способностей детей.

В качестве проверки эффективности предложенной системы занятий по развитию познавательного интереса дошкольников старшей группы был проведен контрольный эксперимент. Для выявления уровня сформированности познавательных интересов использовались методики констатирующего этапа. Результаты оценивались по критериям уровня сформированности познавательного интереса дошкольников старшей группы.

Результаты первых двух методик также фиксировались в листе наблюдения (таблица 4) . (Приложение 5)

Анализ результатов по методике 1. представлен в таблице 5. (Приложение 6)

Как видно из таблицы 5, экспериментальная группа находится на среднем уровне развития. 1 человек за время проведения эксперимента достиг 3 уровня сформированности познавательного интереса. 1 человек остался на прежнем уровне (1 уровень) . Таким образом, 90% дошкольников достигли 2 уровня сформированности познавательного интереса.

Как видно из таблицы 7, экспериментальная группа осталась на среднем (2) уровне развития. 10% из экспериментальной группы остались на прежнем 1 уровне развития познавательного интереса, 90% –на 2 уровне развития. Т.е., родители не заметили изменения в познавательной активности детей.

Результаты проведенного анализа представлены на рисунке 3. (Приложение 9)

Обобщенный результат показал, что 95% дошкольников после проведения эксперимента имеют 2 уровень сформированности познавательного интереса. 5% или 1 человек достиг 3 уровня.

Для выявления влияния проведенного эксперимента сравним результаты начального эксперимента и контрольного эксперимента (рисунок 4, таблица 8) . (Приложение 10)

Статистический анализ полученных результатов показал положительную динамику. Положительная динамика в изменении уровней, характеризующих сформированность познавательного интереса, показывает, что реализация разработанной методики способствует развитию познавательного интереса дошкольников старшей группы.

За время реализации проекта по созданию мультфильма мы добились определенных результатов. Вовлечение дошкольников в активную совместную с воспитателем деятельность, будет способствовать развитию познавательного интереса в дальнейшей учебной деятельности дошкольников теперь уже подготовительной группы.

Мною и воспитателем старшей, подготовительной группы была проведена экспериментальная работа, направленная на оценку уровня сформированности познавательного интереса дошкольников старшего возраста. Всего в исследовании приняло участие 20 человек. По итогам начального исследования нами был сделан вывод о необходимости внедрения корректирующей программы для развития более высокого уровня сформированности познавательного интереса.

В процессе создания мультфильмов дети старшего дошкольного возраста получают определенные знания, умения и навыки:

  • Проявление эмоциональной отзывчивости, развитие мышления, воображения, умение выражать свои чувства средствами искусства.
  • Развитие личностных качеств: самостоятельности, инициативы, взаимовыручки, сопричастность общему делу, ответственность, уважение друг к другу, самооценка.
  • Развитие коммуникативных навыков, проявления творческой самостоятельности, активности в создании образа, развитие мелкой моторики рук, возможность проявить свои таланты. Это дало новый импульс игровой деятельности.

Обобщенный результат показал, что 95% дошкольников после проведения эксперимента имеют 2 уровень познавательного интереса. 5% или 1 человек достиг 3 уровня.

Таким образом, данное исследование позволило сделать вывод, что создание мультфильмов в ДОУ способствует развитию подлинных познавательных интересов.

Познавательный интерес детей старшего дошкольного возраста характеризуется следующими признаками: широта, глубина, действенность и устойчивость. Под широтой познавательного интереса, следует понимать «предметную направленность детской любознательности, наличие представлений о предметах, явлениях окружающей действительности их предметное направление, выбор учебных предметов, отдельных видов деятельности. Глубина проявляется характером познавательного отношения к окружающему миру.

Действенность и устойчивость характеризует активность учащихся в проявлении любознательности, предпочтение познавательной деятельности от других видов.

Наличие интереса у детей старшего дошкольного возраста к процессу познания позволяет им быть субъектом обучения, легко ориентироваться в современном мире. Непременной характеристикой готовности ребенка к обучению в школе является наличие интереса к знаниям, а также способность к произвольным действиям. Эти способности и умения формируются из прочных познавательных интересов, поэтому достаточно важно вовремя определить эти интересы у младших школьников для будущего успешного обучения.

Методологические основы познавательного развития детей дошкольного возраста базируются на современных психологических положениях.

Выявлены возможности его развития у дошкольников старшей группы, в процессе воспитания и обучения через предметное содержание деятельности и складывающиеся отношения между участниками воспитательного процесса. Этому способствует создание мультфильмов в ДОУ.

В настоящее время мультфильмам не отводится важное воспитывающее и развивающее значение. Организация кружков и совместное создание мультипликационных фильмов может оказать положительное влияние на детей и внести неоценимый вклад в воспитательную систему подрастающего поколения. Это действенный метод, так как такая деятельность запомнится детям надолго, будет способствовать развитию мелкой моторики, предметной деятельности, творческих, эстетических и нравственных сторон личности.

Список использованной литературы

  1. Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интересы // Учебные записки ЛГУ. – Вып. 16. – 1959.
  2. Ананьин С.А. Интерес по изучению современной психологии и педагогики. – Киев, 1915. – С. 477.
  3. Божович Л.И. Познавательные интересы и пути их изучения // Известия АПН РСФСР. – Вып. 73. – М., 1955.
  4. Веракса, Н.Е., Веракса, А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.
  5. Виноградова, Н.А., Панкова, Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 208 с.
  6. Гоноболин Ф.Н. Психология. – М, 1973. – С. 123.
  7. Гордон Л.А. Потребности и интересы // Советская педагогика. – 1939. – № 8-9. – С. 140.
  8. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2004. – С. 368.
  9. Додоное Б.И. Эмоция как ценность. – М., 1978. – С. 139.
  10. Зверев И.Д., Гвоздева Е.М. Развитие интереса учащихся к изучению организма человека. – М., 1971. – С. 10.
  11. Зубкова С.А., Степанова С.В. Создание мультфильмов в дошкольном учреждении с детьми старшего дошкольного возраста // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2013. №5. – С.54–59.
  12. Иванов В.Г. Развитие и воспитание познавательных интересов старших школьников. – Л., 1959. – С. 83.
  13. Иванов В.Т. Основные положения теории интереса в свете проблемы отношений человека // Учебные записки ЛГУ. – Вып. 9. – 1956. - № 214. - С. 68.
  14. История педагогики в России: Хрестоматия: Для студ. гуманитарных фак. высш. учеб. заведений / Сост. С.Ф. Егоров. 2-е изд., стереотип. – М, 2002. – С. 385-387.
  15. Ковалев А.П. Психология личности. – М., 1965. – С. 101.
  16. Колбановский В.Н. Роль потребности в формировании личности // В кн.: Формирование духовных потребностей школьников. – Новосибирск, 1966.
  17. Кон И.С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности: Уч. пос. для студентов пед. ин-тов. – М., 1979. – С. 75.
  18. Лебедева А.В. Роль исследовательского обучения в формировании познавательного интереса обучающихся // Среднее профессиональное образование. - 2010. - № 3. - С. 30-32.
  19. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. - М., 1960.
  20. Лежнёв В.Т. Учение о потребности в современной психологии. Ученые записки. – М, 1939. – С. 168.
  21. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. – М, 1977. – С. 292.
  22. Литвиненко С.В. Психолого–педагогические пути развития познавательной активности дошкольников. // Журнал научно–педагогической информации. – 2010. – № 9. – С. 12 – 16.
  23. Лобашев В.Д. Формирование познавательного интереса в процессах обучения // Школьные технологии. - 2010. - № 2. - С. 118-129.
  24. Марецкая, Н.И. Предметно-пространственная среда в ДОУ как стимул интеллектуального. Художественного и творческого развития дошкольника / Н.И. Марецкая// Детство-Пресс. – 2010. – С. 13-40.
  25. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. – М., 1984. – С. 49.
  26. Меньшикова Е.А. Психолого-педагогическая сущность познавательного интереса // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2008. - № 3. - С. 16-20.
  27. Мерлин B.C. Лекции по психологии мотивов человека: уч. пос. для спец курса. – Пермь, 1971. – С. 13.
  28. Морозова Н.Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье. – М. 1961. – С. 15.
  29. Морозова Н.Г. Структура деятельности, вызывающий интерес и формирующей эмоционально-познавательную направленность личности // Проблема деятельности в советской психологии: Тез. докл. к V Всесоюз. съезду Общества психологов / Сост.: Н.А. Менчинская, Э.А. Ферапонтова. – М, 1977. – С. 125-129.
  30. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. – М., 1979. – С. 5.
  31. Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. – М, 1969. – С. 19-20.
  32. Мясищев В.Н. Некоторые вопросы психологии отношений человека // Ученые записки ЛГУ. Вып. 9. – 1956. – № 214.
  33. Мясищев В.Н. Способности и потребности // Ученые записки ЛГУ. Вып. 19. – 1956. – №287.
  34. Нищева, Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /Н. В. Нищева// Детство-Пресс. – 2010. – С. 128.
  35. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М, 1970. – С. 101.
  36. Общая психология: Учебник для студентов пед. ин-в / Под ред. Петровского А.В. 2-е изд., доп., перераб. – М., 1976.
  37. Павлов И.П. Собрание сочинений. 2-е изд., доп. Т.4. – М-Л., 1951. – С. 28.
  38. Панкратов Т.К. Общие педагогические условия развития интересов студенчества. – Казань, 1971. – С. 15.
  39. Педагогические технологии: учеб. пособие / под ред. B.C. Кукушина. - М.: ИКЦ «МарТ» , 2004. - 336 с.
  40. Петровская, В.А. Построение развивающей среды в ДОУ / В.А. Петровская. – М., 2010.
  41. Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. – М., 1973. – С. 126.
  42. Поддъяков Н.Н. Очерки психического развития дошкольников. - М., 2002.
  43. Полякова, М.Н. Организация развивающей среды в возрастных группах детского сада / М.Н. Полякова // Детство-Пресс. – 2010. – С. 41-62.
  44. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ / авт. -сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. - 3-е изд. испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2005. - 96 с.
  45. Психологический словарь / Айрапетянц А.Т., Альтман Я.А., Анохин П.К. и др.; Ред. кол.: Давыдов В.В. и др. – М, 1983. – С. 138.
  46. Рождественская Т.М. Формирование научно-познавательных интересов учащихся ВУЗОВ. Дис.... канд. пед. наук. – М, 1977. – С. 25.
  47. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1946. – С. 631.
  48. Рыбалко Е.Ф. К вопросу об особенностях интереса и потребностей у детей в дошкольном возрасте // Ученые записки ЛГУ. Вып. 16. – 1959. – № 265.
  49. Теплое В.М. Психология. – М, 1954. – С. 219-220.
  50. Тимофеева, Л.Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками» . - СПб: Детство-Пресс, 2011. - 80 с.
  51. Хабарова, Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. - СПб.: Детство-Пресс, 2011. - 80 с.
  52. Шаров Ю.В. Воспитание духовных потребностей - основа всестороннего гармонического развития личности // В кн.: Формирование духовных потребностей школьников. – Новосибирск, 1966.
  53. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М., 1971.
  54. Щукина Г.И. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе обучения. – М, 1962. – С. 10.

Приложение 1

Методика 1. «Отгадай предмет» . Цель методики в выявлении умения детей задавать вопросы познавательного характера, стремлении детей рассказать о предмете, выделяя его функциональное назначение, свойства, материал, сферу применения предмета, проявлении активности, стремлении довести дело до конца. Материал: картинки пылесоса, видеокамеры, стиральной машины, телефона, грузового автомобиля, автобуса.

Ход. Ребенку предлагается отгадать предмет, загаданный экспериментатором. Для этого ребенок должен рассмотреть предметы и задавать вопросы о них.

Если ребенку не удавалось отгадать предмет, ему предлагали самому загадать загадку о предмете: описать предмет, не называя его.

Методика 2. Проблемная ситуация: «Предмет из прошлого» . Цель методики в выявлении у дошкольников умения задавать познавательные вопросы, проявления направленности на познание предметного мира, инициативы и активности.

Материал: прялка.

Ход. Экспериментатор ставил перед ребенком прялку и говорил, что они с ней будут знакомиться, но только после того, как взрослый освободится. Экспериментатор вел наблюдение за действиями детей: проявляет ли он активность в познании предмета (рассматривает, обследует, пытается действовать с ним. После 3-4 минут взрослый предлагал ребенку спросить, что бы он хотел узнать об этом предмете.

Методика 3. Методика Д.Б. Годовиковой.

В целях изучения уровня развития познавательной активности детей - мною была использована методика Д.Б. Годовиковой , целью которой является выявление уровня развития субъективной познава-тельной активности детей.

Экспериментальное исследование проводилось с каждым ребенком индивидуально. В специально отведенном помещении на детском столике раскладывались игрушки, позволяющие развернуть игры разного содержания (конструктор «Лего» , настольные игры и лото «Животные» , «Овощи и фрукты» , «Магазин» , «Парикмахерская» , а также машины и куклы, детские книги и энциклопедии и пр.) . Среди них находились также специальные предметы, заключающие в себе «секрет» , «загадку» . Детям предлагалось поиграть в игрушки. Взрослый при этом выступал сторонним наблюдателем, фиксируя все вербальные и невербальные проявления детей. Особое внимание уделялось тому, проявляет ли ребенок интерес к предметам с «секретом» , стремится ли исследовать эти предметы и как при этом действует.

Методика 4. Анкетирование родителей.

Анкетирование направлено на выявление позиции родителей в решении проблемы формирования познавательного интереса к предметному миру у дошкольников.

Родителям предлагалось ответить на ряд вопросов анкеты:

  1. Что интересует вашего ребенка?
  2. Интересы Вашего ребенка постоянные или они изменчивы, неустойчивы?
  3. В чём проявляются интересы Вашего ребенка к предметам рукотворного мира?
  4. Что делается в семье для развития интересов ребенка?
  5. Почему необходимо развивать познавательный интерес у детей с детства?

Диагностика процесса формирования и развития познавательного интереса детей 5-6 лет предполагает выделение критериально–оценочной базы. С этой целью познавательный интерес представлялся нами через следующие критерии:

  • когнитивный – задает познавательные вопросы, ребенок эмоционально вовлечен в деятельность (1 – 5 баллов) ;
  • мотивационный – отмечается целенаправленность деятельности, ее завершенность (1 – 5 баллов) ;
  • эмоционально–волевой – проявляет положительные эмоции в процессе деятельности; длительность и устойчивость интереса к решению познавательных задач (1 – 5 баллов) ;
  • действенно–практический – проявляет инициативность в познании; настойчивость (1 – 5 баллов) .

Процесс развития познавательного интереса характеризуется разными уровнями проявления.

Для первого (низкого) уровня (1 – 2 балла) свойственно не проявлять инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрата к ним интереса при затруднениях и проявление отрицательных эмоций (огорчение, раздражение) , дошкольники не задают познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого.

Для второго (среднего) уровня (3 – 4 балла) сформированности познавательного интереса характерна большая степень самостоятельности в принятии задачи и поиске способа ее выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, старшие дошкольники не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к воспитателю, задают вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно со взрослым.

Умение третьего уровня (высокого 4,5 – 5 баллов) характеризуется проявлением инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднений учащиеся не отвлекаются, проявляли упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения.