Сюжет статуи богиня мут сохмет. Египетская богиня войны, испепеляющая врагов фараона. Мифы о Сехмет

Эрмитажная коллекция древнеегипетских памятников, насчитывающая около 7500 предметов, невелика по сравнению с собраниями Лувра, Британского музея или музея Метрополитен однако она охватывает все основные периоды истории Египта и включает ряд интересных и важных вещей от додинастики (4-е тысячелетие до н. э.) до времени римского господства. История ее своеобразна, поскольку изначально в Эрмитаже не проявлялся интерес к древневосточным, в частности египетским, Академия наук в 1825 году приобрела коллекцию Франческо Кастильоне (около 1200 памятников), на основе которой был создан Египетский музеум в составе Кунсткамеры. В Эрмитаже в это время находилось лишь несколько случайных египетских предметов и около 250 скарабеев, купленных у того же Кастильоне. После открытия в 1852 году здания Нового Эрмитажа как универсального публичного музея, в него была передана большая часть памятников из Египетского музеума, собрание которого к этому времени заметно пополнилось за счет даров и приобретения вещей из частных коллекций; в 1881 году были переданы остальные памятники из Кунсткамеры.



Огромная храмовая статуя богини Мут-Сохмет, высеченная из черного гранита, входит в галерею шедевров эрмитажного собрания. Сохмет величаво сидит на кубообразном троне с высокой спинкой. Первоначально голову богини венчал солнечный диск со священной коброй. Грива львицы плавно переходит в пряди трехчастного парика. Тонкий стан Сохмет, затянутый в узкое, облегающее тело платье, торжественно выпрямлен. Руки богини спокойно лежат на коленях, в левой - знак жизни "анх" в виде большой петли, завязанной бантом. Спереди на троне вырезаны два столбца иероглифической надписи, содержащие титулатуру царя Аменхотепа III. Сохмет (буквально "Могучая") занимала почетное место среди богов. Грозная львица почиталась как богиня палящего солнца и ярости войны и считалась дочерью бога Ра. В ее власти было напустить на людей болезни и излечить от них. Она была покровительницей врачей


Статуя богини Мут-Сохмет Древний Египет Середина XIV в. до н.э. Новое царство, XVIII династия гранит Храм Мут-Сохмет в Фивах

В связи с перенесением во II тысячелетии до н.э. столицы Древнего Египта из Мемфиса на юг в Фивы, богиня Сохмет была отождествлена с местной Мут (древнеегипетск. "мут" - мать), изображавшейся как коршуница. Фиванская Триада божеств включала бога Амона-Ра, его супругу Мут-Сохмет и их сына - бога луны Хонсу. Местом пребывания этой Триады считался комплекс в Фивах, который в наши дни называют Карнакским храмом. Статуя происходит из храма Мут-Сохмет, первоначально украшенного 574 двухметровыми изображениями богини. Известный русский путешественник, писатель А.С. Норов (1795-1869) нашел эту статую Мут-Сохмет в руинах святилища и купил ее. Высота изваяния достигает двух метров. Сотрудники музея уверяют, что на коленях статуи может появляться кровь, как предзнаменование тяжелых событий в жизни страны. Последний раз работники Эрмитажа наблюдали это в 1991 году, в преддверии распада СССР.


Градоначальник Аменемхеб с женой и матерью Древний Египет Конец XIV - начало XIII вв. до н.э. Новое царство, XVIII - XIX династия гранит Гробница Аменемхеба в Дра Абу эль-Нага Фиванского некрополя Поступил в 1852 г. Дар М. Лейхтенбергского

Изображение градоначальника Фив с женой и матерью - единственная в Эрмитаже монументальная семейная группа Нового царства. Она представляет постамарнское искусство времени правления преемников царя-реформатора Эхнатона или более позднее. Из одного блока серого гранита высечены три сидящие на скамье фигуры с большими головами в париках. В центре представлен, судя по иероглифической надписи на одежде, "верховный писец царя, любимый им... начальник житниц Амона, покойный князь Города (т.е. Фив), Аменемхеб, рожденный Кало". На нем характерное для этого времени парадное одеяние - рубашка с широкими в складках рукавами и длинный передник.


Градоначальник Аменемхеб с женой и матерью деталь Древний Египет Конец XIV - начало XIII вв. до н.э. Новое царство, XVIII - XIX династия гранит Гробница Аменемхеба в Дра Абу эль-Нага Фиванского некрополя Поступил в 1852 г. Дар М. Лейхтенбергского

По правую руку Аменемхеба сидит его мать - "певица Амона, госпожа дома, покойная Кало...". По левую руку градоначальника Фив - его жена, верховная жрица храма богини Хатхор, "певица Амона", "покойная Таисеннеферт". Женщины обнимают Аменемхеба за плечи - жест, передающий родственную привязанность. Согласно традиции, все три широких, круглых, чуть уплощенных лица совершенно одинаковы. Чтобы передать складки тонких прозрачных плиссированных тканей нарядных одежд, резчики используют глубокую гравировку, разрушая цельность поверхности камня. Гробница градоначальника Аменемхеба находится в Дра Абу эль-Нага на западном берегу Нила в Фивах. На скульптурной группе сохранились тексты, восходящие к "Книге мертвых".


Стела Ипи Древний Египет Вторая половина XIV в. до н.э. Новое царство, XVIII династия известняк

Стела "царского писца", "опахалоносца по правую руку" царя Тутанхамона, "великого управителя царского хозяйства" Ипи - одно из самых ярких произведений древнеегипетской пластики в собрании Эрмитажа. Почти всю поверхность известняковой плиты занимает сцена поклонения сановника Ипи статуе бога бальзамирования и покровителя умерших Анубиса. Слева на троне восседает шакалоголовый Анубис. Одеяние бога перехвачено поясом, шея украшена двойным ожерельем. Правой рукой Анубис держит за петлю знак жизни "анх", левую - с жезлом "уас" - протягивает навстречу идущему к нему Ипи. Ипи изображен в сложном парадном одеянии - рубахе с широкими рукавами и длинном переднике. Жест поднятых в молитве рук типичен для изображений адорантов (фигурка человека, изготовляемая из мягких пород камня , устанавливавшаяся в храме для того, чтобы молиться за поставившего её человека). Различная трактовка образов Анубиса и человека подчеркивает, что Ипи стоит перед божеством. Фигура Ипи гораздо более тонко моделирована, а фигура Анубиса традиционно плоскостна, рисунок ее контуров графичен и сух. Перед статуей бога мертвых - жертвенник с сосудом для ритуальных возлияний и два связанных бутона лотоса. На стеле прекрасно сохранилась первоначальная раскраска продержавшиеся на камне более двух тысячелетий и выполненная, согласно канону, минеральными красками. В цветовом решении фигуры Анубиса преобладают характерные для божеств цвета - синий и зеленый, краски для которых получали из ляпис-лазури и малахита. Надписи стелы содержат жертвенную формулу, имя и титулы Ипи.


Кратериск Египет I-V вв. стекло выдувание поступил из собрания Голицына.


Статуя царицы Клеопатры Древний Египет I в. до н.э. Династия Птолемеев базальт Поступила в 1929 г. из дворца в Петергофе.

Клеопатра Седьмая — одна из знаменитейших личностей античного мира. Ей выпала роль царствовать более двадцати лет и стать последней царицей Египта. Она вошла в историю благодаря своему женскому обаянию и любовной связи с Юлием Цезарем и Марком Антонием. От них обоих у нее были дети. Трагическая гибель царицы добавила ее образу романтичный ореол, который остается с ней на протяжении тысячелетий. Статуя царицы украшает зал Эрмитажа. Статуя царицы Клеопатры - уникальнейший шедевр, который является жемчужиной коллекции.


Статуя царицы Клеопатры Древний Египет I в. до н.э. Династия Птолемеев базальт Поступила в 1929 г. из дворца в Петергофе

Постоянная экспозиция отображает главные вехи развития культуры Древнего Египта. Старое царство представлено фрагментами настенных рельефов из гробниц знати 5-6 династий, а также культовые вещи — стелы, деревянные фигурки слуг, частные статуэтки. Новое царство характеризуют скульптуры, стелы, предметы художественного ремесла.

Оскуднение гробниц по части рельефных изображений последовавшее в конце Древнего царства привело к распространинию стел - каменных плит с гробничными изображениями, главным образом сцен трапезы. Канонические надписи содержащиеся на стелах включают так называемую "жертвенную формулу" иногда "формулу обращения к живым", имена и титулы владельцев стел и их близких, нередко изображаемых вместе с ними на памятниках.

Стелы были не только принадлежностью гробницы. Их помещали в храмы посвящённые различным богам. Так огромное количество стел Среднего царства происходит из Абидоса - места культа бога мертвых Осириса. В этом городе каждый египтянин хотел иметь свой памятник заупокойного назначения - будь то стела, статуя, статуэтка или небольшое подобие жертвенной капеллы.



Боги Древнего Египта. Осирис и Исида Осирис - владыка загробного мира. Исида с Хором.


Статуя бога Осириса

Оси́рис— бог возрождения, царь загробного мира в древнеегипетской мифологии. Иногда Осирис изображался с головою быка. Царствуя над Египтом, Осирис научил людей земледелию, садоводству и виноделию, но был убит своим братом, богом Сетом, желавшим править вместо него. Жена Осириса, его сестра Изида, нашла его труп и стала оплакивать его вместе со своей сестрой Нефтидой. Ра, сжалившись, посылает шакалоголового бога Анубиса, который собрал рассыпавшиеся (а по другому варианту — разрубленные Сетом) части Осириса, набальзамировал тело и запеленал его. Исида же в виде соколицы опустилась на труп Осириса и, чудесным образом зачав от него, родила сына Гора. Гор и зачат и рожден для того, чтобы выступить естественным мстителем за смерть отца. В то же время он считает себя и единственным законным наследником последнего. После длительной тяжбы Гор признается правомочным наследником Осириса и получает царство. Он воскрешает Осириса, дав ему проглотить свое око. Однако Осирис не возвращается на землю и остается царем мертвых, предоставляя Гору править царством живых.

Этот большой выставочный зал был создан по проекту главного архитектора Государственного Эрмитажа А.В. Сивкова на месте помещения Главного буфета Зимнего дворца в 1940 г.
Сейчас в зале расположена выставка, посвященная культуре и искусству Древнего Египта. Cобрание памятников Древнего Египта - монументальная скульптура и мелкая пластика, рельефы, саркофаги, предметы быта, произведения художественного ремесла - позволяет представить облик великой древней цивилизации практически на протяжении всей ее истории с IV тыс. до н.э. до начала н.э.
Статуя Аменемхета III (19 в. до н.э.) - единственная полностью сохранившаяся каменная царская скульптура в собрании Эрмитажа - является ярким образцом древнеегипетского портретного искусства.
К числу шедевров музея относятся огромная гранитная статуя богини Мут-Сохмет из храма в Фивах (конец XV в. до н.э.) и деревянная статуэтка жреца (конец XV - начало XIV вв. до н.э.)

Зал Древнего Египта


Зал Древнего Египта


тела начальника гончаров Пепи
Описание:
Оскуднение гробниц по части рельефных изображений последовавшее в конце Древнего царства привело к распространинию стел - каменных плит с гробничными изображениями, главным образом сцен трапезы.
Канонические надписи содержащиеся на стелах включают так называемую "жертвенную формулу" иногда "формулу обращения к живым", имена и титулы владельцев стел и их близких, нередко изображаемых вместе с ними на памятниках.
Стелы были не только принадлежностью гробницы. Их помещали в храмы посвящённые различным богам. Так огромное количество стел Среднего царства происходит из Абидоса - места культа бога мертвых Осириса. В этом городе каждый египтянин хотел иметь свой памятник заупокойного назначения - будь то стела, статуя, статуэтка или небольшое подобие жертвенной капеллы. Стела Пепи происходит из Абидоса.


Боги Древнего Египта. Амон, Хонсу и Мут
Описание:
Асон - бог Фив, впоследствии Амон-Ра, верховное божество Египта.
Хонсу - бог луны.
Мут - супруга Амона, мать Хонсу.


Заупокойные статуэтки
Описание:
Слева - заупокойная статуэтка госпожи дома Мутри (дерево, XV в. до н.э.)
В центре и справа - заупокойные статуэтки Кен-амона, управителя царским хозяйством фараона Амменхотепа II (алебастр, базальт, XV в. до н.э.)


Боги Древнего Египта. Осирис и Исида
Описание:
Осирис - владыка загробного мира.
Исида с Хором.


Статуэтки из зала Древнего Египта


Статуя фараона Аменемхета III
Описание:
Статуя фараона Аменемхета III является лучшим образцом египетского культурного периода его расцвета. На основании идентичности черт лица этого портрета с лицами сфинксов, найденных на севере Египта в Таниссе, В.С. Голенищев установил, что танисские сфинксы изображают Аменемхета III, а не Рамсеса II, как считали ранее согласно иероглифическим надписям, высеченным на пьедесталах сфинксов. Фараон Рамсес II, узурпируя сфинксов, заменил имя Аменемхета III на собственное.


Статуя бога Осириса
Описание:
Оси́рис (греч. Ὄσῑρις — грецизированная форма египетского имени Усир) — бог возрождения, царь загробного мира в древнеегипетской мифологии. Иногда Осирис изображался с головою быка.

Согласно упоминаниям в древнеегипетских текстах и рассказу Плутарха, Усир был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем Изиды, братом Нефтиды, Сета, отцом Гора, Анубиса. Он был четвёртым из богов, царствовавших на земле в изначальные времена, унаследовав власть прадеда Ра-Атума, деда Шу и отца Геба. Усыпальница Осириса находилась в Абидосе.

Царствуя над Египтом, Осирис научил людей земледелию, садоводству и виноделию, но был убит своим братом, богом Сетом, желавшим править вместо него. Жена Осириса, его сестра Изида, нашла его труп и стала оплакивать его вместе со своей сестрой Нефтидой. Ра, сжалившись, посылает шакалоголового бога Анубиса, который собрал рассыпавшиеся (а по другому варианту — разрубленные Сетом) части Осириса, набальзамировал тело и запеленал его.
Исида же в виде соколицы опустилась на труп Осириса и, чудесным образом зачав от него, родила сына Гора. Гор и зачат и рожден для того, чтобы выступить естественным мстителем за смерть отца. В то же время он считает себя и единственным законным наследником последнего.

После длительной тяжбы Гор признается правомочным наследником Осириса и получает царство. Он воскрешает Осириса, дав ему проглотить свое око. Однако Осирис не возвращается на землю и остается царем мертвых, предоставляя Гору править царством живых.


Саркофаг Нана,жреца бога Птаха,розовый гранит,XIII в. до н.э.Мемфис

Соединив в себе в различные времена, в силу различных причин, культы царя, умирающего и воскресающего бога производящих сил природы, Нила, быка, луны, загробного судьи на страшном судилище, миф об Осирисе впитал в себя отражение религиозных представлений ряда последовательных этапов развития египетского общества.

Корнями же своими миф Осириса глубоко уходит в эпоху родового общества, из представлений и обрядов которого развиваются впоследствии, в связи с изменением общественных отношений Египта, и характернейшие черты культа Осириса: культ царя и культ бога производительных сил природы. Черты культа бога производительных сил природы проступают в мифе Осириса очень ясно.
Настенная роспись с Осирисом

Корона, которую носит Осирис, сделана из стеблей папируса, его священная ладья также сделана из этого растения, и его символ джед состоит из вставленных одна в другую нескольких связок тростника. Далее, Осирис всегда изображается с тем или иным растением: из пруда перед его престолом растет или лотос или ряд деревьев и виноградная лоза; иногда увит гроздьями винограда и весь балдахин, под которым сидит Осирис; иногда его самого обвивают виноградные лозы.

Точно так же и гробница Осириса не изображается без зелени: то рядом с ней растет дерево, на котором сидит душа Осириса в виде феникса; то дерево проросло через гробницу, обвив ее своими ветвями и корнями; то из самой гробницы растут четыре дерева.


Царица Клеопатра VII
Описание:
Статуя Царицы Клеопатры VII.
Базальт. Вторая половина I в. до н.э.

Клеопатра VII (др.-греч. Κλεοπάτρα, 69 — 30 гг. до н. э.) — последняя царица эллинистического Египта из македонской династии Птолемеев (Лагидов).
Клеопатра VII правила Египтом 22 года последовательно в соправительстве со своими братьями (они же по традиции формальные мужья) Птолемеем XIII и Птолемеем XIV, затем в фактическом браке с римским полководцем Марком Антонием. Являлась последним независимым правителем Египта до римского завоевания и нередко, хотя не совсем правильно, считается последним фараоном Древнего Египта. Широкую известность приобрела благодаря любовной связи с Юлием Цезарем и Марком Антонием. От Цезаря имела сына, от Антония двух сыновей и дочь.

Клеопатра уже при жизни стала героиней легенд; её трагическая смерть ещё более усилила тенденцию к романтизации образа — так что романтический ореол, созданный древнеримскими авторами, и энтузиазм современных кинематографистов мешает объективному взгляду на царицу — несомненно, самую знаменитую из всех женщин античности.

Источники по Клеопатре — Плутарх, Светоний, Аппиан, Дион Кассий, Иосиф Флавий. В большинстве своем древняя историография ей неблагоприятна; существует мнение, что она инспирирована победителем Клеопатры, императором Октавианом Августом и его окружением, стремившимися очернить царицу, представив её опасным врагом Рима и злым гением Марка Антония.
Клеопатра стала одним из наиболее популярных античных персонажей в кинофильмах и литературных произведениях.

Саркофаги Древнего Египта
Описание:
Саркофаги древнеегипетского жреца Па-ди-ист.
Внутренний саркофаг, внешний саркофаг (крышка и днище).
Дерево. X век до н.э.

Писец Маа-ни-амон
Описание:
Статуя писца счета зерна Маа-ни-амона (известняк).
Середина XV в. до н.э.


Богиня Мут-Сохмет

Богиня Мут-Сохмет
Описание:
Статуя богини Мут-Сохмет (базальт). XV в. до н.э.

Сехмет (Сохмет) — богиня-покровительница Мемфиса, супруга Птаха.

Сехмет ("могучая")- богиня войны и палящего солнца, грозное око бога Солнца Ра, целительница, обладавшая магической силой напускать болезни и излечивать их, покровительствовала врачам, считавшимся ее жрецами. Охраняла фараона.
Обладала характером не поддающимся контролю. Изображалась с головой льва, что вызывало её отождествление с Пахт, Тефнут и Баст. Была олицетворением солнечного зноя и разрушительной энергии Солнца, почему на голове ее изображался диск. Как богиня жара, Сехмет представлялась весьма суровой (в частности, об Исиде говорили, что она любезна как Баст, но страшна как Сехмет).
В позднем мифе об истреблении богом Ра непокорного человечества Сехмет (в других вариантах мифа — Хатхор) в качестве ока Ра наслаждалась избиением людей, и только приготовленное богами пиво, на которое Сехмет набросилась и от которого опьянела, заставило ее прекратить резню. Сехмет считалась истребительницей врагов богов.
В период Среднего царства фараоны в качестве защитников Египта от врагов часто сравнивались с Сехмет; поэтому богиня иногда изображалась с мечом в руках.
Некоторые версии мифа о сотворении человечества называют ее создательницей ливийцев и азиатов. Носила эпитет «могучая» или «могущественная».
Носила имена Великая и Владычица пустыни. Была хранительницей мира и защитницей людей. К ней обращались в минуты опасности. Считалось, что ее гнев приносил мор и эпидемии и, когда в Египте разразилась эпидемия чумы, фараон Аменхотеп III приказал изготовить семьсот статуй богини, чтобы умилостивить разгневанных богов. Богине поклонялись в храме Гелиополиса, где жрецы держали священных львов.
Также храмы воздвигались на краю пустыни, где бродили дикие львы.


Стела с изображением управителя царским хозяйством,царского опахалоносца Ипи перед богом Анубисом. Время правления фараона Тутанхамона
Время правления фараона Тутанхамона - I-я пол. XIV в. до н.э.
Оскуднение гробниц по части рельефных изображений последовавшее в конце Древнего царства привело к распространинию стел - каменных плит с гробничными изображениями главным образом сцен трапезы. Канонические надписи содержащиеся на стелах включают так называемую "жертвенную формулу" иногда "формулу обращения к живым" имена и титулы владельцев стел и их близких нередко изображаемых вместе с ними на памятниках.
Стелы были не только принадлежностью гробницы. Их помещали в храмы посвящённые различным богам. Так огромное количество стел Среднего царства происходит из Абидоса - места культа бога мертвых Осириса. В этом городе каждый египтянин хотел иметь свой памятник заупокойного назначения - будь то стела статуя статуэтка или небольшое подобие жертвенной капеллы.


Саркофаги Па-куш,жреца бога Амона дерево, X - XI в.в. до н.э.


Бог Птах и Богиня Сохмет


Скульптурная группа: Писец Шери с женой и сыном.


Зеркало


Стела с изображением военачальника Хар - ем - хеба (впоследствии фараона) перед богами: Амутом,Осирисом,Птахом - Сакаром.

Персонаж древнеегипетской мифологии, покровительница города Мемфис, богиня палящего солнца и войны.

Мифология

Имя Сехмет переводится как «Могучая». Богиню называли также «Владычицей пустыни», «Великой» и «Могущественной». Священным животным богини считалась львица, и сама Сехмет изображалась как женщина с львиной головой. Другие кошачьи тоже считались посвященными Сехмет. Из-за львиной головы богиню отождествляли с Бастет - богиней красивых женщин, веселья и плодородия, которая изображалась в виде женщины с кошачьей головой или кошки. Бастет изображалась также и с головой львицы, но в этой форме начинала выражать агрессивное начало.

Центром культа богини был город Мемфис. В середине зимы, когда солнечный день начинал увеличиваться, богине Сехмет посвящался праздничный день.


«Служебные обязанности» Сехмет распространяются на войну и разрушительный солнечный зной. Диск на голове Сехмет - свидетельство связи богини с энергией Солнца и жаром. Богиня отвечает также за целительство и обладает способностью излечивать и напускать болезни при помощи магии, а врачи в Древнем Египте считались жрецами Сехмет.

Богиню называют грозным оком Ра, бога солнца. По легенде, первоначально Сехмет была богиней Хатхор - покровительницей женственности, любви, танцев и веселья. Однако потом Амон Ра разгневался на людей за то, что те перестали ему подчиняться, и решил наказать непокорных. Для этого Ра превратил Хатхор в Сехмет - злобную львицу.

В этой форме богиня принялась массово истреблять людей и утопила землю в крови. От этого зрелища Ра пришел в ужас и передумал убивать всех людей. На следующий день бог напоил Сехмет допьяна тысячей кувшинов кроваво-красного пива, которое богиня-львица приняла за кровь, и тем спас род человеческий от окончательного уничтожения.


Характер богини Сехмет был непредсказуемым, и контролировать её было невозможно. При этом яростная Сехмет считалась охранницей фараона. Самих фараонов сравнивали с Сехмет. Эта богиня занималась истреблением врагов богов, а фараон точно так же считался защитником Египта от внешних противников. В качестве атрибута Сехмет-истребительницы изображались горящие стрелы.

Несмотря на то, что Сехмет жестоко расправилась с людьми по приказу Ра, богиню считают защитницей человеческого рода и хранительницей мира. В минуты опасности древние египтяне обращались к Сехмет. Эпидемии и мор объяснялись гневом Сехмет. Когда во времена Аменхотепа Третьего Египет охватила эпидемия чумы, фараон повелел изготовить семь сотен статуй Сехмет, чтобы богиня сменила гнев на милость.


Египетские мифы о сотворении людей утверждают, что Сехмет создала азиатов и ливийцев. Храмы богини строились на краю пустынь, населенных дикими львами - животными Сехмет. В Гелиополисе тоже был храм богини, и священные львы жили прямо внутри этого храма.

Детали биографии богини раскрываются во множестве древнеегипетских текстов, среди которых «Книга земли», «Книга врат», «Книга пещер», «Тексты пирамид» и прочие.

Семья

Супруг Сехмет - Птах, бог-творец. Птах изображался в виде плотно укутанного в одежды мужчины с посохом в руках. Считалось, что Птах находится за пределами сотворенного мира. Птах считался творцом душ, повелителем остальных богов, правителем земли и неба. Центр культа Птаха, как и культа Сехмет, находился в Мемфисе. Храм Птаха в Мемфисе располагался вне городских стен, тем самым подчеркивая загадочный характер самого бога.


От Птаха богиня Сехмет родила Нефертума - бога растительности. Этот бог изображался в виде юноши, у которого из головы растет цветок лотоса, либо в образ младенца, который восседает на цветке лотоса. Бога изображали также в образе льва или юноши с головой льва.

  • Сехмет - персонаж мультсериала «Египтус». Там богиня изображена в виде женщины с головой львицы. На руках у героини когтистые металлические перчатки, а ноги защищены наколенниками. Одета она в фиолетовую юбку со шлейфом и топ. В мультсериале изображены и другие боги Древнего Египта, например, и , которого Сехмет по сюжету недолюбливает.

  • Храм богини Сехмет присутствует в компьютерной игре «Ассасин Крид» в локации Имау. Там можно взять квест «Несущая смерть», при выполнении которого герой получает костюм Сехмет. Также в этой игре можно пройти испытание, во время которого придется сразиться с самой богиней Сехмет.
  • Благодаря распространенности образа Сехмет в популярной культуре, у богини много поклонников. Фаны создают арты, изображая богиню во всевозможных вариантах, и даже пишут фанфики с участием Сехмет.

Статуя Сехмет в "Эрмитаже"
  • В Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге хранится громадная храмовая статуя богини Сехмет, высеченная из черного гранита. Статуя датируется серединой XIV века до н.э.


Эрмитаж - один из крупнейших художественных музеев мира, экспозиция которого расположена в более чем 350 залах. В нем собрано около трех миллионов памятников, представляющих культуру и искусство различных эпох и народов. Особое место занимает коллекция Древнего Египта. В Эрмитаже находится ряд значительных скульптурных произведений бытовых и культовых, в частности монументальная статуя богини Мут - Сохмет. Она была первой древнеегипетской скульптурой, приобретенной Эрмитажем, привезенная в 1837 г. русским путешественником А. С. Норовым из храма богини Мут в Фивах и сначала находившаяся в Академии Художеств. Египет всегда привлекал русских людей. Паломников влекли святые места Палестины, Иерусалима и Синая. Среди паломников и путешественников было много увлеченных и искренне верующих людей, Таким был и академик А.С. Норов.


Авраам Сергеевич Норов - поэт и писатель, храбрый воин, взобрался даже на вершину Большой пирамиды, что нелегко сделать и здоровому человеку который возник в русском обществе с начала XIX в. Путешествие А. С. Норова, и покупка им монументальной статуи древнеегипетской богини, несомненно, стояли в тесной связи с тем широким интересом к памятникам древнего Египта, А.С.Норову мы обязаны появлением в Эрмитаже бесценной статуи Мут-Сохмет (XV век до нашей эры), обнаруженной в Карнаке среди развалин небольшого храма.


Отсюда, из храма в Карнаке Авраам Норов привез колоссальную гранитную статую богини Сехмет. В своем труде Норов упомянул место находки статуи, знаменитый комплекс богини Мут на берегу подковообразного озера Ишеру, хотя и ошибся, идентифицируя статую божества: «Обводной канал, шириною сажени три, доселе наполнен водою; во многих местах сбереглись каменные крыльца, сходившие в канал. Все четыре рамы полуострова были уставлены статуями из черного порфира, изображавшими в настоящий рост сидящую богиню Нейт, с львиною головою… Из всех этих статуй, поверженных и разбитых, я нашел только одну уцелевшую, и решился приобрести ее и перевезти на родной север». Во время перевозки статуи, еще в Египте, неподалеку от Кены, с Норовым произошел интересный случай. «Возвратясь в мою дагабию, я узнал от моих людей любопытное происшествие. Одна молодая арабская дама в сопровождении нескольких саисов проезжала на роскошно убранном лошаке возле берега, где была причалена моя дагабия; она была поражена видом приобретенной мною в Фивах статуи богини Нейт, которая занимала почти всю палубу; остановясь она послала просить позволения взойти на дагабию, и мои люди поспешили пригласить ее. Подойдя к статуе, она долго смотрела на нее в большой задумчивости; потом стала на колени, набожно поцеловала ее в грудь и удалилась со слезами на глазах… Одна старая женщина из свиты этой дамы сказала, что она молилась о прекращении ее неплодия».


Эта двухметровая статуя высечена из базальтового монолита в XV в.до н.э.в г. Фивы. 574 статуи Сохмет украшали храм богини Мут-Сохмет при Аменхотепе. В первой трети 19 в. русский путешественник Авраам Норов увидел одну уцелевшую статую среди разбитых и купил ее. По морю доставили статую до Одессы, а потом на санях в Петербург. Порфировое изваяние лежало полузасыпанное песком, и Норов купил его у местных властей, чтобы увезти "на родной север, не во гнев Исиде и Осирису, но из сожаления к драгоценным останкам великих Фив". Гранитная статуя богини Мут-Сохмет является хорошим образцом монументальной храмовой скульптуры. Она происходит из храма Мут в Карнаке, построенного Аменхотепом III, чьи титулы и имена написаны на передней поверхности трона. В храме находились многие сотни статуй богини, ныне разбросанные по музеям мира. Мут-Сохмет - львиноголовая богиня, дочь бога Ра, божество войны. Считалась защитницей Ра и Осириса, а также покровительницей медицины и врачей.


Статуя хранилась под лестницей в Академии и после 15-летнего пребывания Мут-Сохмет перевезли в Эрмитаж, где она и обрела свою вторую жизнь в окружении близких ей произведений искусства далекой для нас страны фараонов. Сохмет, Сехмет - "могучая", "обладающая силой и властью" - страшная богиня войны, богиня палящего солнечного жара, гнев её приносил эпидемии и мор. Священное животное - львица. Изображалась в виде львицы или в виде женщины с львиной головой. Обычно её одеяния были красного цвета.


Сехмет переводится как «могучая» и считается богиней палящего солнца и войны. Также она представляется грозным оком бога Солнца – Ра, целительницей, которая обладает магической силой наводить болезни, а также излечивать их. Сехмет покровительствовала врачам,считавшимся в то время ее жрецами. Ее характер не поддавался контролю. Богиня с головой льва, являлась олицетворением разрушительной энергии солнца и солнечного зноя, по этой причине у нее на голове был изображен диск. Богиня считалась довольно суровой. В одном позднем мифе, в котором повествовалось про истребление богом Ра непокорного человечества, богиня Сехмет получала наслаждение от вида избиения людей. В этом образе отражено стремление подчеркнуть могущество человека, сопоставив его с силой зверя. Согласно мифу, разгневанная на людей, переставших подчиняться её одряхлевшему отцу и творивших зло, богиня решила испепелить их жаром засухи. И лишь заступничество сжалившихся богов спасло людей от полного истребления. По их совету разлили ночью подкрашенное в красный цвет пиво, которое, приняв за кровь, выпила богиня. Миф порожден был реальностью: от засухи избавляют египтян красные, в период разлива, воды Нила. Грозная богиня держит в руках "анх" - знак символизирующий жизнь.


В некоторых мифах о создании людей богиню называют создательницей азиатов и ливийцев. Она была защитницей людей и хранительницей мира. Египтяне считали, что гнев Сохмет способен принести эпидемии и мор. Поклонения Сехмет происходили в храме Гелиополиса, в котором жрецы содержали священных львов.


И в наше время легенды о богине Сохмет вызывают интерес у посетителей Эрмитажа.. Жуткая легенда музея советует присмотреться к статуе львиноголовой богини войны и палящего зноя Мут-Сохмет. Согласно мифу, однажды эта кровожадная богиня решила истребить весь человеческий род. Спасло людей вмешательство остальных богов, которые решили обмануть Мут-Сохмет. Ночью они разлили перед ней подкрашенное красным пиво. Наутро богиня, приняв пиво за человеческую кровь, выпила его и успокоилась. Прошли тысячелетия. Однако, как рассказывает современная эрмитажная легенда, угроза человечеству до сих пор не исчезла. Правда, не исчезли и силы, его охраняющие. По легенде, раз в году, в полнолуние, на базальтовых коленях львиноподобной богини появляется красноватая лужица, очень напоминающая человеческую кровь или подкрашенное вино. Но незадолго до появления первых музейных посетителей лужица бесследно исчезает. Несомненно, статуя Мут-Сохмет является одной из ярчайших экспонатов и является предметом гордости для Эрмитажа.

Дочь Ра, жена Птаха, мать бога растительности Нефертума. Священное животное Сехмет — львица. Богиню изображали в виде женщины с головой львицы и почитали во всем Египте.
Центр культа: столица древнего Египта Мемфис.
7 января — день, посвящённый богине и связанный с увеличением солнечного дня.
Также Сехмет связана с Верхним Египтом, в противоположность Баст, связанной с Нижним Египтом.

Сехмет («могучая») — богиня войны и палящего солнца, грозное око бога Солнца Ра, целительница, обладавшая магической силой напускать болезни и излечивать их, покровительствовала врачам, считавшимся её жрецами. Охраняла фараона. Обладала характером, не поддающимся контролю. Изображалась с головой льва, что вызывало её отождествление с Пахт, Тефнут и Баст. Была олицетворением солнечного зноя и разрушительной энергии Солнца, почему на голове её изображался диск. Как богиня жара, Сехмет представлялась весьма суровой. В позднем мифе об истреблении богом Ра непокорного человечества Сехмет (в других вариантах мифа — Хатхор, Тефнут, Баст) в качестве ока Ра наслаждалась избиением людей, и только пролитое на землю богами красное вино, на которое Сехмет набросилась, приняв за кровь, и от которого опьянела, заставило её прекратить резню. Сехмет считалась истребительницей врагов богов.


В период Среднего царства фараоны в качестве защитников Египта от врагов часто сравнивались с Сехмет; поэтому богиня иногда изображалась с горящими стрелами. Некоторые версии мифа о сотворении человечества называют её создательницей ливийцев и азиатов. Носила эпитет «могучая» или «могущественная». Носила имена «Великая» и «Владычица пустыни». Была хранительницей мира и защитницей людей. К ней обращались в минуты опасности. Считалось, что её гнев приносил мор и эпидемии и, когда в Египте разразилась эпидемия чумы, фараон Аменхотеп III приказал изготовить семьсот статуй богини, чтобы умилостивить разгневанных богов. Богине поклонялись в храме Гелиополиса, где жрецы держали священных львов. Также храмы воздвигались на краю пустыни, где бродили дикие львы.


Вместе с богиней-коброй Уто и богиней царской власти Нехбет Сехмет охраняла фараона, а во время битвы повергала врагов к его ногам. Ее вид наводил ужас на противника, а огненное дыхание уничтожало все. Обладая магической силой, Сехмет могла убить человека или напустить на него болезнь; гнев богини приносил мор и эпидемии. Вместе с тем Сехмет — богиня-целительница, которая покровительствовала врачам, считавшимися ее жрецами. Египтяне отождествляли Сехмет со многими богинями — Баст, Уто, Мут и др.

В северной части Карнакского комплекса в память о своих победах в Азии Тутмос III возвел особый храм, посвященный так называемой мемфисской триаде — львиноголовой богине войны Сехмет, ее супругу Птаху и их сыну Нефертуму. В темном святилище храма и до сих пор стоит культовая статуя Сехмет чуть выше человеческого роста, увенчанная массивным солнечным диском. В руках богини — скипетр-папирус уадж, символ вечной молодости, и анх, символ вечной жизни. Солнечный луч, попадая в святилище через специальное отверстие в потолке, касается кажущегося невероятно живым, и в то же время гранитного львиного лика богини. Богиня-львица Сехмет очень часто отождествлялась с фиванской Мут, также иногда изображавшейся львиноголовой.

Также, согласно некоторым источникам, Сехмет является темной стороной богини кошек Баст.

Богиня Сехмет в древнем искусстве

Современный арт, хоть и не полностью соответствует древнему представлению, но не менее интересен


Sekhmet, a lion headed Egyptian Goddess