Имам Хусейн – обладатель отборных качеств. Восстание Имама Хусейна (а) Шииты хусейн

Ислам, несмотря на свою молодость относительно других религий, имеет историю, наполненную глубоким драматизмом. Очень часто сторонников пророка Мухаммада подвергали гонениям и убийствам. За стойкость, приверженность своим религиозным убеждениям и смирение перед волей Аллаха многие из них сейчас возведены в статус мучеников. Именно к таким людям относится имам Хусейн ибн Али, который почитается всеми правоверными без исключения. А день его смерти до сих пор считается траурным. Из нашей статьи вы не только узнаете, кто такой имам Хусейн, но и проникнитесь жизнеописанием этого святого человека, наполненного светом веры и смирением. Надеемся, что данная информация будет вам полезна.

Несколько слов о достойнейшем из достойных

Богословы считают, что рассказывать о том, кто такой Имам ибн Хусейн, можно бесконечно. О его достоинствах, по мнению правоверных, можно писать целые книги, и абсолютно невозможно дать точную и подробную характеристику этому человеку в одной небольшой статье.

Но чтобы вы в полной мере ощутили его святость и трагизм гибели, мы попробуем описать, каким человеком был Хусейн ибн Али, ставший родоначальником одного из течений ислама - шиизма.

Третий имам появился на свет восьмого января шестьсот двадцать шестого года в арабском племени курейшитов. Хашимитская ветвь была основана предком Хусейна ибн Али - Хашимом ибн Абд Манафом. Интересно, что именно к данной ветви принадлежал сам пророк Мухаммад, который приходился одновременно дедом и дядей будущему имаму.

В семье имама Хусейна ибн Али ибн Абу Талиба (именно так звучит полное имя этого святого человека) было двое детей. Старший сын Хасан также являлся прямым потомком пророка Мухамада, так как был рожден его дочерью Фатимой.

Продолжив самый достойный род, имам Хусейн с самого своего рождения пользовался уважением окружающих и достойно нес свое имя по жизни. О его доброте и милосердии еще при жизни слагали многочисленные легенды. Известно, что добросердечность и щедрость, с которой имам Хусейн ибн Али относился ко всем людям, приводила к тому, что ислам принимали даже иудеи.

Детство и юность

О детстве и юности третьего шиитского имама известно очень мало. После рождения он проживал в Мекке вместе со всей семьей и большую часть времени находился в тени отца и старшего брата. Оба были деятельными людьми, занимавшими важные посты в жизни исламского общества.

Многие рассказывали о том, что имам Хусейн всегда был очень вежлив, предупредителен и крайне уважительно относился к старшим. Он никогда не заговаривал первым в их присутствии и не стремился идти впереди, даже подаяния нищим он давал чуть меньше, чем старший брат. Это доказывало его уважительное отношение к Хасану.

Интересно, что еще с детства все родственники заметили особую святость Хусейна и приходили к нему за советом в особо трудных ситуациях. Юноша всегда старался помочь всем, кто нуждался в его мудрости и словах. Также он был известен своим отношением к нищим и больным. Практически все свои деньги имам раздавал беднякам. Он часто ходил к ним в гости и звал неимущих людей к себе. Известны случаи, когда с приходом нищего во двор дома имама Хусейна тот прерывал намаз и отдавал страннику все деньги и драгоценности, которые были у него на тот момент при себе. Естественно, подобное поведение не могло не вызывать уважения и восхищения у всех, кто слышал или своими глазами видел благочестивого внука пророка Мухаммада.

Внешний вид Хусейна

Современники считали, что именно Хусейн больше всего походил на своего отца и деда. Он имел светлую кожу, а волосы и бороду окрашивал хной и басмой. Обычно имам появлялся на людях в чалме, практически всегда она имела черный цвет. Чаще всего Хусейн надевал головные уборы из меха и простой тонкой материи.

Кроме внешности, имам был очень похож на пророка Мухаммада и характером. Он был столь же терпелив и благочестив, как и его родственник. Интересно, что всегда Хусейн носил два перстня с выгравированными изречениями об Аллахе.

Шиитское течение в исламе: предпосылки к возникновению

История имама Хусейна тесно связана с возникновением шиизма, ведь именно он и считается его основателем. Данную тему мы не смогли обойти стороной, поэтому подготовили краткую справку о предпосылках к появлению этого течения.

Пророк при жизни являлся бесспорным главой мусульманского общества, но после его смерти эта должность стала выборной. На большом собрании старейшин кандидатура претендента тщательно рассматривалась, и только после согласия всех собравшихся глава мог считаться избранным. Его называли халифом, и вместе с религиозной он получал всю полноту светской власти.

Интересно, что первым халифом стал не зять Пророка, а его ближайший соратник. В дальнейшем шииты жестко осуждали данный факт, считая, что власть была узурпирована. Несмотря на это, после трех халифов это почетное звание получил Али ибн Абу Талиб (отец будущего третьего имама).

Почему-то назначение нового халифа вызвало большие волнения в Сирии. Ее правитель из рода Омейядов воспротивился власти халифа Али и начал против него боевые действия. Продолжалось сопротивление недолго, так как Али ибн Абу Талиб буквально сразу после получения звания халифа был умерщвлен. Власть по праву перешла его старшему сыну Хасану. Юноша был не готов вести боевые действия и согласился признать халифом Муавию из рода Омейядов. Единственное условие гласило, что после смерти правителя Сирии власть вернется к наследникам пророка Мухаммада.

Сразу после этого знаменательного решения Хасан вместе со своим младшим братом переехал в Медину, где и был отравлен в 669 году. Шииты открыто обвиняли в его смерти Муавию, который мечтал, чтобы титул халифа остался в его семье.

Именно данный факт стал началом появления шиитов, или "последователей", как они себя называли. Эти люди были недовольны политикой, которую вел правитель Сирии, поэтому собирались вокруг настоящего наследника халифа - Хусейна ибн Али. Изначально течение было сугубо политическим, но по прошествии нескольких лет в нем наметились тенденции к приобретению религиозной окраски.

Противостояние в Халифате

До 680 года, по договоренности с Хасаном, халифом являлся Муавия, но перед своей смертью преемником он назначил своего сына Язида. Это вызвало большое возмущение среди народа, которое, в свою очередь, привело к тому, что на политическую арену выдвинулась фигура имама Хусейна.

Он предъявил свои права на власть, но халиф Язид не желал отдавать титул внуку пророка Мухаммада, что еще больше обострило обстановку в стране. Общество постепенно делилось на несколько группировок, которые соперничали между собой.

Особо выделились три течения:

  • сунниты;
  • шииты;
  • сторонники Язида.

Именно эти группировки сыграли ключевую роль в последующих событиях, развернувшихся в Халифате.

Восстание в Куфе: начало

Неизвестно, сколько бы еще продолжалось скрытое противостояние шиитов и сторонников халифа, если бы не разразившееся восстание в городе Куфе. Жители города взбунтовались против Омейядов и послали Хусейну письмо с приглашением возглавить их движение и взять власть в свои руки. Имам согласился и вместе со всей своей семьей сразу же выдвинулся из Медины в Куфу. Так как продвижение вместе с женщинами и детьми было крайне медленным, то Хусейн отправил вперед своего доверенного посланника. Он оказался доволен положением дел в Куфе: жители города выступали против Язида, а более восемнадцати тысяч человек присягнули на верность спешащему в город внуку пророка Мухаммада.

Подавление восстания

Но и халиф, видя какой масштаб принимает восстание, послал в город своего наместника, славившегося суровым нравом и жестокостью. За несколько дней ему удалось сломить мятежников, многие из которых были казнены. Оставшиеся выдали властям посланника Хусейна, успевшего перед смертью отправить предупредительное письмо имаму.

Несмотря на то что ситуация в корне изменилась, Хусейн ибн Али продолжил свой поход и остановился около Кербелы - небольшого городка в ста километрах от Багдада. Именно здесь и развернулись одни из самых кровавых событий в истории халифата.

Битва при Кербеле

Подойдя к городу, Хусейн встретился с войсками халифа. В Куфе они были доукомплектованы местными жителями, которые еще недавно сами выступали против Омейядов и звали к себе имама. Он понимал, что в случае вступления в бой его судьба была предрешена - горстка сторонников не могла победить хорошо обученных воинов. Поэтому Хусейн вступил в переговоры, надеясь решить ситуацию мирным путем.

Он просил отпустить его и всех своих сторонников обратно в Медину, но командиры халифа считали, что этого нельзя допускать. Посовещавшись, они выдвинули имаму позорные условия перемирия, которые тот не смог принять. Единственным выходом сохранить свою честь было сражение.

Битва при Кербеле десятого октября шестьсот восьмидесятого года была короткой и кровавой. В ней погибло семьдесят два человека, среди них было двадцать три родственника имама. Его самого долго мучили, а потом отрубленную голову некоторое время возили по разным городам. В итоге она была торжественно привезена ко двору халифа Язида. Власть окончательно закрепилась за потомками Омейядов.

Последствия убийства имама для халифата

Несмотря на то что халиф сумел удержать власть в своих руках и избавился от любых посягательств со стороны потомков Пророка, для самого государства убийство Хусейна стало долгой дорогой к окончательному развалу.

Народ был возмущен мученической смертью имама, что привело к отделению шиитов от суннитов, поддерживающих халифа. Через четыре года после событий при Кербеле в Мекке, где у Хусейна ибн Али было больше всего сторонников, вспыхнуло восстание, целью которого была месть халифу. Возглавил это движение Абдуллах ибн аз-Зубайр, оказавшийся талантливым военачальником и организатором. Он восемь лет не давал войскам халифа войти в город, но, в конце концов, сопротивление народа удалось сломить.

Этот было самое долгое, но далеко не последнее восстание в истории халифата. Многие ученые считают, что вместе с имамом народ похоронил надежду на возрождение старых традиций. Теперь выборы халифов были окончательно отменены, и формой правления в государстве стала монархия. Но многих это не устраивало, поэтому периодически халифат сотрясали многочисленные восстания. Большинство из них возникали из-за желания отомстить Омейядам за пролитую кровь имама.

Место упокоения Хусейна

Могила имама Хусейна расположена в Кербеле. Для шиитов это святое место, куда спустя три года после смерти внука Пророка стали приезжать паломники. У гробницы с каждым годом появлялось все больше людей, что не всегда устраивало правящую династию.

Поэтому в восемьсот пятидесятом году по приказу одного из халифов гробницу снесли, а паломничество в эти места попало под жесточайший запрет. Но после того как халиф скончался, на могилу имама вновь стали приезжать люди. С этого времени каждый из правителей стремился хотя бы один раз в жизни посетить гробницу потомка Мухаммада.

Мавзолей и гробница: описание

Любой паломник, приехавший в Кербель, знает, где находится мавзолей имама. Для этого нужно добраться до мечети и войти во двор через главные ворота. Практически в центре каменного мощеного двора стоит мавзолей с золотыми куполами. Под его сводами находится гробница, выполненная из серебра.

Размер гробницы превосходит ожидания многих паломников: четыре метра в ширину и два в высоту. Вокруг этого необыкновенно красивого сооружения, украшенного узорами, расположены светильники. Их свет - единственный в мавзолее, все окна завешаны парчовыми занавесками.

Мечеть имама Хусейна

Со временем гробница, в которой покоится тело имама, стала превращаться в полноценную мечеть, куда могли приехать все паломники и прикоснуться к шиитской святыне.

В тысяча пятьсот восьмом году Исмаил-шах захватил Багдад и в качестве дани уважения к имаму приказал покрыть стены гробницы золотом. Следующие правители внесли свой вклад в то, чтобы превратить Кербель в цветущий и богатый город. Они постепенно пристраивали к мавзолею новые сооружения, украшали их искусной резьбой и драгоценными камнями. В середине девятнадцатого века Наирджин-шах расширил мечеть и украсил мозаикой стены. Сегодня ограда, выполненная по приказу шаха, является главным украшением мечети. Она похожа на воздушные кружева насыщенного голубого цвета, а на стены нанесены тексты из Корана.

Мечеть поражает своей роскошью и богатством всех паломников. Обычно они попадают во двор этого монументального религиозного сооружения через главные ворота, которые украшены голубой фаянсовой башней с красивыми часами работы известного мастера.

Все купола мечети покрыты золотом, поэтому паломники видят их издалека. На фоне яркого синего неба они нестерпимо сияют, что поражает даже людей, далеких от религии. Многие приезжают в это священное для шиитов место на экскурсию, чтобы увидеть великолепие гробницы и мечети третьего имама.

Месяц Мухаррам: годовщина гибели внука Мухаммада

Каждый год шииты устраивают особое действо в честь имама Хусейна - Ашуру. К этому дню, который является годовщиной смерти Хусейна, мусульмане готовятся особо тщательно. Ашура проходит в десятый день Мухаррамы - священного месяца правоверных.

Первые девять дней месяца объявлены траурными, во всех домах люди одеваются в черное. Они выходят на улицы и проводят шествия в память о третьем имаме. В таких мероприятиях участвуют абсолютно все люди: дети, взрослые, богатые и бедные. Многие люди обмазывают лицо грязью и бьют себя плетьми для того, чтобы показать свою причастность к мученической смерти потомка Мухаммада.

Десятый день является кульминацией траура, именно он и называется Ашурой. Обычно в это время проводятся театрализованные представления, в которых красочно рассказывается история жизни имама и его родственников. Вечером часто проходят факельные шествия с танцами. В них принимают участие мужчины, количество танцоров превышает сто человек. Все они ритмично двигаются и размахивают саблями, сверкающими в свете огня. Подобного шествия вы не увидите больше нигде в мире.

История жизни и смерти внука Пророка оказала большое влияние на весь исламский мир. До сих пор сунниты и шииты являются двумя противоборствующими сторонами мусульманского общества. А их противостояние стало причиной массовых столкновений, политических переворотов и даже войн на территории Ближнего Востока.

Смерть: 10 октября (0680-10-10 ) (54 года)
Кербела , Арабский халифат Похоронен: Мавзолей имама Хусейна, Кербела, Ирак Отец: Али Мать: Фатима Супруга: 1) Шахр Бану
2) Лайла бинт Абу Муррах
3) Умм Исхак бинт Талха Дети: сыновья: Али , Али аль-Аскар, Али аль-Акбар и Джафар
дочери: Сакина, Кабир Фатима, Рукыйя

После смерти его брата Хасана он перенял руководство восстанием в Эль-Куфе , однако потерпел поражение против Омейядов . 10 октября (10 Мухаррама 61 года Хиджры) он погиб во время битвы под Кербелой.

Пророку Мухаммеду сообщили о том, что Ум-Аймен плачет день и ночь. Её привели к посланнику Бога. «Почему ты плачешь?» - спросил её божий посланник. «Мне приснился плохой сон» - ответила Ум-Аймен. «Какой?» «О посланник, мне приснился сон, будто оторванные части вашего тела лежат в моем доме».

Посланник, приятно улыбнувшись, изрек: «Успокойся, моя дочь Фатима родит сына, которого будешь растить ты и вот так часть моего тела окажется в твоем доме».

Третий день месяца шаабана 4-го года по лунному летоисчислению назван днем рождения имама Хусейна ибн Али. После рождения младенца его положили на руки пророка. Первыми словами, произнесенными Мухаммадом на ухо Хусейна, были слова суры «Таухид», свидетельствующей о единобожии и пророческой миссии. Мухаммад назвал младенца Хусейном, поцеловал его и поручил няне.

На седьмой день рождения Хусейна Ум-Аймен принесла его к пророку. Он сказал: «Хвала тебе, хвала тебе Ум-Аймен, это и есть толкование твоего сна». В тот день посланник божий накормил бедных едой, расходовал на людей то, что имел и озарил душу Хусейна светом монотеизма, единобожия, знаний и веры.

Домашняя среда Хусейна была самой чистой и его воспитатели отличались высокими гуманными и моральными качествами. Хусейна воспитывали те, на кого была возложена ответственность направления и руководства народов мира.

Среди арабов того времени существовала традиция не признавать рождающихся девочек. И божий посланник решил изменить эту отсталую традицию. Он называл Хусейна частью своего тела и не скрывал своей любви к детям Фатимы, Хасану и Хусейну. Однажды посланник вышел из дома, посадив Хусейна на одно плечо и Хасана на другое и целуя то одного, то другого. Его спросили: «О посланник божий, ты любишь этих детей?» Он ответил:

«Тот, кто полюбит их, любит меня и кто, посчитает их врагом, считает врагом и меня».

Абу-харире говорит: "Я своими глазами видел как маленький Хусейн встал на ноги посланника, который взяв его за руки, помог ему взобраться на него. Тогда посланник поцеловал его и помолился Богу: «О Боже, я люблю Хусейна и ты полюби его». Хусейн отличался непоколебимой верой в Бога. Имам Садык называет его ярким проявлением спокойного, безмятежного состояния духа, о чём свидетельствует сура «Заря» священного Корана. В том смысле, что Господь доволен им и он доволен Господом.

С момента кончины Мухаммада и до прихода к власти Али прошло 25 лет.

В это время молодой Хусейн славился своими знаниям и смелостью. Он принимал действенное участие в событиях исламского общества, с крайней бдительностью подходил к вопросам общества, смело ступал на арену битвы, активно участвовал в принятии ответственных решений и осуществлении больших дел.

Как-то один из пустынных арабов, прибывший в Медину спросил, кто в этом городе великодушнее всех. Ему ответили: «Хусейн». Араб отправился к Хусейну, которого застал за намазом. После намаза араб рассказал ему о своей просьбе. Хусейн поднялся со своего места и принес ему 4 тысячи динаров, завернутых в платок. Увидев такую щедрость со стороны имама Хусейна, араб сказал: «Великодушие не зарывается в землю и не остается скрытым, оно всегда имеет место в небесах и сияет словно солнце».

Имам Хусейн превосходил других по своим качествам и выделялся в тех местах, где распространился ислам. Все оказывали ему уважение, предводители общества с почтением относились к нему и его брату и ценили их. И если в то время кто-то сказал бы, что он будет убит этим народом, никто бы в это не поверил.

После мученической гибели Али в жизни имама Хусейна начался новый этап. В это время облик Хусейна был в представлении народа воплощением ислама и Корана. После мученической гибели отца он, наряду со своим братом Хасаном, служил инстанцией для оказания народу помощи и поддержки.

Спустя 50 лет после пророка, когда распространились пороки, а ценности и учения посланника божьего были преданы забвению в обществе, Хусейн произнес:

«О люди, свобода, величие, честь, справедливость и стремление к совершенству являются особенностями непорочной жизни и увековечивают человека. Старайтесь жить именно так».

Шиитская точка зрения

Шиитская традиция считает Хусейна праведником и мучеником. Многие мнения сходятся к тому, что он знал о безнадёжности своей борьбы, но принял мученичество ради спасения ислама, чтобы община не была уничтожена Язидом. Шииты считают, что это была добровольная жертва ради необходимости. Хусейн - образец того, как герой может бороться против тирании и быть хорошим мусульманином. День Ашура месяц махаррам отмечается по поводу этого события и жертвоприношения.

Есть шиитская пословица «Вся земля - Кербела, каждый день - Ашура». Означает готовность бороться за себя и за других при любых обстоятельствах так, как это делал имам Хусейн.

Ашура - кульминация вселенской мистерии, мгновение гибели вселенной и её возрождение в новом, качественно новом измерении.

Первичное значение Ашуры - сопричастность верующих к мученической гибели Имама Хусейна - внука пророка ислама Мухаммада; гибель эта произошла именно в десятый день месяца мухаррам.

Нужно помнить, что шиизм признает лишь двенадцать непорочных, прямых потомков Мухаммада (Имамы). Это личности, по праву рождения и воспитания в семействе пророка получившие духовную, социальную и политическую власть над уммой, мусульманской общиной.

Хусейн был третьим Имамом (после своего отца и старшего брата) и четвёртым повелителем мусульман. Когда пророку принесли радостную новость о рождении внука, он пришёл к младенцу и прочел ему на ухо азан (призыв к молитве) и другие молитвы. По велению Аллаха мальчика назвали Хусейном. После смерти Имама Али власть в мусульманском мире захватил узурпатор Муавия, а затем его сын Язид. Хусейн отказался признать их предводителями мусульман и принести им присягу верности, сказав, что будет следовать лишь Священному Корану и преданиям пророка.

Хусейн находился в паломничестве в Мекке, когда Язид отдал приказ убить его. Предвидя свою мученическую гибель и желая предотвратить осквернение Каабы, Имам за день до совершения паломничества вынужден был покинуть священный город и отправиться в сторону Куфы. Перед этим Хусейн вел переговоры с вождями куфийских племен, и те обещали ему поддержку в борьбе против Язида.

С Хусейном отправились восемнадцать мужчин из рода пророка и пятьдесят четыре последователя. Опасаясь оставлять в Мекке свои семьи, они вынуждены были взять с собой женщин и детей, в том числе полугодовалого сына Имама. Они разбили лагерь в пустыне Кербела, потому что их движение преградило войско Язида. На 7 день мухаррама в лагере Имама закончилась вода, и люди начали страдать от жажды. В это время Язид вступил в переговоры с жителями Куфы, и те, заключив с ним союз, отказались прийти на помощь Хусейну. Войска Язида окружили равнину и предложили Имаму сдаться, признав власть халифа и принеся ему присягу. Хусейн отказался. В ночь на 10 мухаррама он собрал своих сторонников и сказал, что освобождает их от всех клятв верности и отпускает их. Однако никто из последователей не покинул лагерь, хотя все ясно понимали неминуемость гибели. Тогда Хусейн воскликнул: «По велению Аллаха мы ведем Священную войну, и Бог вознаградит нас за мученичество!» Согласно достоверным хадисам Имам Хусейн, видя, что его шестимесячный сын Али Асгар умирает от жажды, вышел, встал перед вражеским войском и сказал: «Вы враждуете со мной, в чем же вина этого младенца. Напоите хотя бы его водой». В это время один из метких стрелков в стане врага по приказу своего командира выпустил трехконечную стрелу, которая вонзилась Али Асгару в горло и отсекла разорвав нежное горло младенца.

Видя упорство Хусейна, халиф приказал начать бой. Свидетель этих событий Хумайд бен Муслим рассказывает: «Клянусь Аллахом, я никогда не видел такой стойкости. Были убиты сыновья Хусейна и вся его семья, и его последователи, все же он - такой же храбрый как всегда, он не позволил себе пасть духом и сдаться». Тело Имама практически скрылось под огромным количеством вонзившихся в него стрел. В конце концов, враги, набросившись со всех сторон, предали его мученической смерти. Тело Имама было втоптано в грязь копытами их лошадей, на нём насчитывалось 29 колотых и 27 резаных ран. Согласно преданиям даже отрубленная голова Хусейна продолжала славить Бога, и ничто не могло заставить её замолчать.

В этом кровавом сражении были убиты и все его сторонники, за исключением двух человек; женщины и дети, в том числе и сестра Хусейна Зейнаб, были захвачены в плен. Хумайд Бен Муслим свидетельствует: «Клянусь Аллахом, я не видел ни одной из его жен и дочерей или женщин его семьи, с которой не была бы сорвана верхняя одежда». Смерть Хусейна и его верных сподвижников стала символом мученичества за веру, борьбы с несправедливостью, притеснением и тиранией.

В ранней исламской истории шиитами (в буквальном переводе, «последователями») называли сторонников Имама Али, зятя пророка Мухаммада и четвёртого халифа (духовного предводителя) мусульман. После убийства Али и избрания Муавии четвёртым халифом, противостояние между суннитами и шиитами усилилось, став окончательным после событий Ашуры.

Для шиитов Хусейн - не только один из борцов и мучеников за веру. В первую очередь, это - Имам, то есть потомок пророка, человек, отмеченный божественной благодатью. В шиизме Имамы - истинные предводители мусульман, образцы веры, подлинные хранители и толкователи коранического знания. Первым из таких Имамов был Али, выдающийся герой, разивший врагов ислама своим удивительным обоюдоострым мечом Зульфикаром. От Али божественная благодать перешла к двум его сыновьям от дочери Пророка Фатимы - Хасану и Хусейну, с самого рождения предназначенным стать предводителями мусульман. Смерть Имамов (все Имамы, кроме последнего, Махди, умерли насильственной смертью), обогатило шиизм понятием мученичества за веру, мотив страданий стал неотъемлемой частью траурных ритуалов.

Дни Ашуры начали отмечаться иранскими шиитами как день траура при шахе Исмаиле Сефевиде, который распространил в Иране шиизм. При дворе шаха первые десять дней мохаррама объявлялись траурными, при дворе проводились особые церемонии, на которые собиралось множество людей. Сам Аббас Сефевид, самый могущественный и сильный шах, правивший Ираном в течение 50 лет, в день Ашуры одевал черные одежды и мазал лицо грязью, принимая участие в религиозных шествиях.

Нужно сказать, что месяц мухаррам - начало лунного года - в первые десять дней которого разворачивалась история мученичества Хусейна, считался в Передней Азии священным задолго до этого события. И с Ашурой (буквальный перевод с арабского - «десятый») - десятым днем мухаррама связано множество легенд и преданий. Так, по некоторым из них, в этот день были сотворены небо, земля, ангелы и первый человек, Адам. В этот день Нух (Ной) впервые увидел землю после потопа, родился пророк Ибрагим (Авраам), после долгой разлуки встретились Якуб (Иаков) и Юсуф (Иосиф), по велению Аллаха расступились перед Мусой (Моисеем) воды Красного моря, спасая его от преследования Фараона, вознесся на небо пророк Иса (Иисус). Конец света тоже произойдет в день Ашуры.

Но вернемся в наше время… В современном Иране Ашура является кульминационным религиозным событием года, получив после Исламской революции 1979 года особый смысл и значение. Первые десять дней месяца шииты посвящают оплакиванию мученической смерти Хусейна, в течение всего месяца проводятся различные религиозные обряды, которые во многих городах, особенно Куме и Мешхеде, превращаются в целые религиозные мистерии, с сюжетом, разворачивающимся в течение нескольких дней.

Звучит траурная музыка, возгласы «О, Хусейн!».

По улицам идут шествия, в них принимают участие мужчины, которые под ритмичные удары барабанов бьют себя по плечам цепями. Сотни цепей единым взмахом взлетают вверх, а затем с силой опускаются на плечи. Самобичевательные процессии олицетворяют раскаяние и скорбь жителей Куфы отвернувшихся от Имама, предавших его. Женщины стоят вдоль дороги, некоторые плачут, укрывшись исламским покрывалом, некоторые бьют себя в грудь. Все одеты в чёрное, самые религиозные люди будут носить траур в течение 40 дней.

Последовательно разворачиваются события Ашуры: это история сестры Хусейна Зайнаб бинт Али , доставленной к Язиду в Дамаск , но продолжавшей проповедовать истинную веру, это трагическое повествование о браке, заключенном перед самым сражением между Касымом, сыном второго Имама, и его двоюродной сестрой. Рассказывается об Аббасе, сводном брате Хусейна, пытавшемся пронести в лагерь воду: лишившись обеих рук, он нес бурдюк с водой в зубах…

Ну улицах иранских городов в дни Ашуры можно увидеть воинственный танец, когда несколько сот мужчин, взявшись за руки, посреди улицы взмахивают в едином ритме саблями, острия которых испещрены арабскими надписями; ночью разворачиваются факельные шествия. Прекрасно и жутко! Подобные мистерии устраивались сотни лет назад на улицах городов Европы, но только Восток может быть вечно-молодым и, развиваясь, не терять древнего величия.

Так как исламский календарь - лунный , а используемый в большинстве стран мира григорианский - солнечный , дата ашуры, будучи неизменной по исламскому календарю, по григорианскому изменяется из года в год. Кроме того, в разных мусульманских странах дата ашуры различается, так некоторые страны используют календари, отличные от исламского - так, например, Иран использует собственный календарь , начало летосчисления которого совпадает с исламским, но являющегося солнечным календарём. Так, в 2011 году (1433 хиджры) 10 день месяца мухаррама соответствует 5 декабря в части Азии и Среднего Востока и 6 декабря в Ливане и Ираке.

Согласно традиции, Хусейн был похоронен в Кербеле около места своей гибели. Большинство источников говорит, что голова его была найдена позже и присоединена к его телу. Имеются также рассказы, что голова имама попала в Сирию, а также многочисленные другие легенды . На его могиле был построен Храм имама Хусейна, который превратился в место паломничества шиитов.

Память

  • О трагедии, произошедшей в Кербеле и последующих после этого событиях снят фильм «Караван пленников».
  • В Иране был снят телесериал-сага Мохтарнаме (англ.) русск. («Месть Мухтара аль-Сакафи»), в котором рассматриваются события, приведшие к гибели Хусейна, за смерть которого было поднято восстание во главе с Мухтаром (англ.) русск. с целью отомстить убийцам.

Именем имама Хусейна были названы:

Примечания

Ссылки

  • Al-imam.net (Arabisch/Englisch - Bahrainische Website, gehostet in den USA )

Третьего шаабана четвертого года лунной хиджры в городе Медине в семье Фатимы и Али родился ребенок.
Это был их второй ребенок. Великий Пророк ислама (да благословит Аллах его и род его) обожал этих детей и молился за них. В священном Коране приведены аяты, в которых Всевышний называет членов непорочной семьи Пророка святыми и безгрешными. 33 аят суры "Соумышленники"гласит:
…Ведь Он лишь хочет снять с вас скверну,
(Очистить) дом его семьи,
И всех вас полным очищением очистить.

Мать младенца – Фатима (мир ей) была дочерью Пророка. Она считается самой идеальной и совершенной женщиной в истории человечества. Бог в суре "Коусар" описывает ее превосходные качества и добродетели. Отец ребенка – Али (да будет мир с ним) был первым, кто принял исламскую религию. Он славился своей храбростью и красноречивостью, и был отважным защитником исламской религии.
В тот же день новорожденного принесли к Пророку, и Али со всем уважением попросил его светлость Мухаммеда выбрать для него имя. Пророк ислама назвал его Хусейном.
Мы поздравляем всех вас с годовщиной дня рождения Хусейна ибн Али, внука великого Пророка (да благословит Аллах его и род его).

Все знали об огромном внимании, которое божий Посланник уделял Хусейну. Известная египетская ученая Бент аш-Шати по поводу безграничной любви Пророка к имаму Хусейну и его брату имаму Хасану пишет: "Имена Хасан и Хусейн были столь благозвучны для Пророка, что безустанно повторял их имена. Он называл их своими сыновьями. Всевышний одарил Фатиму поистине божественной милостью, продолжив пророческий род в ее семье".
Привязанность Пророка к этим двум мальчикам была вызвана не только родственной связью, ибо, как говорится в Коране, поведение и высказывания Посланника божьего не отражает его личные интересы. Любовь Пророка к ним основана на их особом положении в исламской умме. Сердце его светлости Мухаммеда переполняла любовь к Хасану и Хусейну. Он говорил: "Те, кто любит Хасана и Хусейна, любят меня. Те, кто будет враждовать с ними, будет моим врагом".
Его светлость Мухаммед считал Хасана, Хусейна, Али и Фатиму самыми близкими к себе людьми.
Но счастливые детские годы Хусейна пролетели очень быстро. Ему было всего лишь 6 лет, когда скончался великий Пророк. Перед тем, как покинуть этот бренный мир, его светлость завещал людям всех поколений любить и почитать членов его непорочного семейства.

Спустя годы с момента кончины его светлости Мухаммеда, Али стал повелителем исламского общества. В период его правления Хусейн во всех политических и военных сражениях был верным помощником и сподвижником своего отца Али. В эти годы он вместе со своим братом доказал свою отвагу и мужество в боях против угнетателей и врагов ислама.
После мученической смерти отца (имама Али) в период, когда Хасан был духовным лидером общества, Хусейн проповедовал истинные ценности божьей религии. Когда его брат Хасан пал мученической смертью, он взял в свои руки знамя предводителя мусульман всего мира. Его славная жизнь завершилась легендарным эпосом в пустыне Кербела. Жизнь и деятельность имама Хусейна стали бессмертным эталоном для будущих поколений.
Безусловно, Пророк и его непорочная семья навечно будут лучшим примером для всего человечества. Познание Пророка и его непорочной семьи создает образец совершенной формы жизни для всех людей.
Поведение имама Хусейна было пропитано добротой и милосердием. Под сенью безграничной любви к Богу он призывал людей к богослужению. Об образе жизни имама Хусейна можно указать на следующий рассказ, запечатленный на страницах истории:

Как-то в Медину приехал один из жителей Сирии по имени Эсам. В городе он увидел человека, отличающегося своей внешностью и поведением от других. Он спросил, - Кто это? Ему ответили, что это Хусейн ибн Али. Под влиянием ядовитой пропаганды Омеядов, Эсам был настроен против имама Хусейна. Он подошел к его светлости и начал сквернословить и осыпать его бранными словами. Очень спокойно, без капельки гнева, имам посмотрел на Эсама добрым взглядом и произнес несколько коранических аятов. Затем имам молвил: "Чем могу я тебе помочь? Ты, наверное, сириец?". Эсам ответил: "Да". Тогда имам сказал: "Я знаю причину твоей неприязни. Как бы то ни было, ты сейчас на чужбине и ты – гость нашего города. Если ты нуждаешься в чем-либо или тебе негде приютиться, мой дом в твоем распоряжении".

Доброжелательность и искренность имама Хусейна (ДБМ) оказали неизгладимое впечатление на сирийца. Эсам впоследствии рассказывал об этом: "В тот миг я хотел провалиться сквозь землю от стыда. До тех пор, пока я не познакомился лично с Хусейном ибн Али, я испытывал глубокую неприязнь к Хусейну и его отцу. Но он своим добрым нравом показал мне всю глубину моих заблуждений. Ныне для меня нет никого милее на свете, чем Хусейн и его отец Али".

Имам Хусейн на протяжении своей насыщенной событиями жизни приложил много усилий к пробуждению остывших сердец и направлению их на путь истины. На пути защиты исламских учений и распространения религиозных предписаний среди народных масс имам Хусейн (ДБМ) пожертвовал своей жизнью. Не будь восстания Хусейна ибн Али, то в скором времени от истинного ислама осталось бы лишь одно воспоминание. Ибо порочный омеядовский правитель Язид ибн Муавия стремился искоренить религиозные ценности. В те времена сторонники религии и человеческих ценностей подвергались всяческим притеснениям и унижениям со стороны Омеядов. Они внедряли в общество безнравственность и распущенность, и боролись с божественным учением. В подобной среде целью борьбы имама Хусейна (ДМБ) было определение для общества четких границ между добром и злом.

Своим легендарным восстанием, стоившим ему жизни, его светлость Хусейн разорвал цепи, связывающие священную религию ислама. Своим героическим поступком он укрепил основы небесной религии. Поэтому легендарный эпос имама Хусейна, словно магнит притягивает сердца свободолюбивых людей всего мира. Душа Хусейна ибн Али была переполнена такими качествами, как преданность, великодушие, мужество, стойкость и безграничная любовь к Всевышнему.

Мы вновь поздравляем вас с наступлением годовщины дня рождения Хусейна ибн Али, и предлагаем вашему вниманию несколько ценных изречений его светлости:
Тому, кто запутался в суете сует и не знает выхода из тупика, следует выбрать путь доброты и милосердия, чтобы выпутаться из лабиринта.
Пять божьих даров, которые делают жизнь человека полноценной, – это разум, вера, воспитание, скромность и достойное поведение.
О люди, не забывайте моральные ценности, стремитесь накопить капитал для вечной жизни, помогайте даже отчаявшимся людям.

Имам Хусейн (а) сказал: «Мое восстание – только для призыва к одобряемому и запрещения порицаемого».

Шахадат Хусейна ибн Али стал вечным красным знаменем, вознесенным над миром. Восстание внука Пророка - символ того, как добро, красота и справедливость побеждают зло, уродство и низость.

Его пример говорит, что самопожертвование сильнее всякого оружия. Когда угнетение и тирания окутывают народы, покрывало мрака разрывается, и из-под него сияет ослепительный лик Хусейна (а).

Трагедия Хусейна и его сподвижников – это не христианская драма того, как слабый становится жертвой более сильного и хищного. Суть его трагедии и трагедии всех других шиитских Имамов (а) – в том, что самые сильные, самые красивые, самые щедрые – «соль земли», квинтэссенция творения - гибнут от рук жалких, презренных и отвратительных, но зато многочисленных, сгустившихся в инфернальную орду. И это же – одновременно трагедия их шиитов, «малого отряда», духовной аристократии, мистико-военного ордена, элитарного и эгалитарного одновременно, сражающегося за Бога и справедливость посреди окружающей тьмы. Ни один из шиитских Имамов не умер своей смертью. Подавляющее большинство шиитских предводителей в период Сокрытия – отсутствия последнего Имама – также пали мучениками. Когда их тела находят в земле – через сто, триста, тысячу лет, – они лежат там нетленными.

Мученическая гибель Хусейна ибн Али проникает до глубины сердец народов. Иранское ноухе (траурное песнопение), исполняемое в дни Мухаррама – месяца мученической гибели Имама (а), говорит:

Моя мать родила меня, чтобы я пожертвовал собой для Хусейна,

Со своим молоком она дала мне любовь к Хусейну,

Но его имени научил меня отец…

Почему эти люди готовы без малейших колебаний отдать свои жизни? Что заставляет их искать мученичества как предела любви к Богу и людям?

Каждый год 15 миллионов человек со всего мира, преодолевая трудности и не взирая на опасность, съезжается на эти дни в Ирак, на место трагедии. Они идут туда пешком, едут на поездах, летят на самолетах, скачат на лошадях. Это движение ничто не может остановить, оно неотвратимо, оно захватит весь мир. Люди идут к своему Имаму. В своей готовности и своем Ожидании они чувствуют аромат Кербелы.

Хусейн ибн Али не просто жертвует собой. Его история – это потрясающий, единственный во всей мировой истории максимум самопожертвования, венец шахадата. Это жертва полным бытием, трансформированным в символ сакрального присутствия Трансцендентного. Тотальная жертва становится всеобъемлющим Изобилием, моментом нисхождения небес на землю.

Накануне последней битвы при Кербеле в лагере погасили факелы, и все, кто хотел уйти, были освобождены от присяги, получив возможность покинуть своего вождя. С Имамом остались 72 человека, идущих на верную смерть против 30-тысячного войска тирана Язида. Когда они пришли к нему, он провел рукой по горизонту, и им предстал рай – то, что их ожидает в ближайшее время.

Когда битва закончилась, головы павших героев были отрублены, воздеты на копья (по преданию, голова Хусейна, даже отрубленная, продолжала славить Бога) – и в таком виде скорбный караван, в котором вели их пленных женщин и детей, начал свой путь в Сирию, столицу Тагута. Окровавленными головами преступники хотели запугать народ, но добились противоположного – повсюду люди спрашивали: «Кто же те, кто решился пожертвовать всем?»

И когда голову Имама (а) доставили Язиду, пусть будет над ним вечное проклятье, он стал играть с ней тростью, ударяя по зубам и губам. Рядом присутствовал византийский посол, который спросил, чья это голова. «Это голова… это голова внука Пророка», - был ответ. – «Как? Вы убили внука своего Пророка? А мы чтим как святыню даже подкову того осла, на котором ехал Иисус».

История монотеизма начинается с заклания Исмаила, сына Авраама, замененного ягненком. «Мы искупили его великой жертвой» - говорит Коран: «Ва фадайнаху би зибхи азым» (37: 107). И заканчивается эта история «великой жертвой» Хусейна (а), о которой последующие Имамы сказали: «Жертва Хусейна заменила жертву Исмаила».

Здесь красный цвет революционного Ислама переходит в зеленый – цвет эзотерики, батин, таинственного мистического опыта.

وَجَعَلْنَا مِنْهُمْ أَئِمَّةً يَهْدُونَ بِأَمْرِنَا

«И Мы сделали из них Имамов, которые ведут по Нашему повелению», - говорит священный аят Корана (32: 24).

Имам Садык (а) сказал: «Наше дело есть тайна тайн».

Тайна Имамов из Дома Пророка (Ахль уль-Бейт) - это загадка встречи с Творцом, который непостижимо превознесен и невообразимо велик. Бог настолько возвышен, что неизбежна фигура отсутствия, сокрытости, гайб. Как можно подойти к Господу, познать Его, сблизиться с Ним? Но ведь Он Сам призывает к этому.

Имамы из Дома Пророка и есть этот перешейк, эта связь между Творцом и творением, соединяющая небеса и землю в единое целое. На сердца своих последователей Имам проливает свет оттуда, откуда он один видит их. В этом смысл хадиса Пророка о сокрытии последнего Имама: «Как солнце, скрытое за облаками». Люди не видят его, но его свет озаряет все. Но эти лучи света Имама – где их источник? Их источник – Свет Самого Бога.

Как говорится в Дуа Нудба:

Где Хасан, где Хусейн?

Где сыновья Хусейна –

Праведные из праведных

И правдивые из правдивых?

Где путь выше пути?

Где лучшие из лучших?

Где восходящее солнце?..

Где врата, через которые Бог входит в мир?

Где лик Аллаха, к которому обращаются святые?

Где те, кто соединяет небеса и землю?

Где повелитель победного дня

И где знамя прямого руководства?

Абстрактный монотеизм оказывается преодолен через идею, а лучше сказать – через пережитый опыт теофании. Божественная сущность непознаваема; но божественные творения суть теофанизмы, через которые проявляются божественные атрибуты. Двойное назначение каждой манифестированной сущности состоит в том, что она одновременно скрывает и проявляет невидимое. Во всем творении – в деревьях, земле, небесах, горах – есть аяты Аллаха. Но величайший аят – это Ахль уль-Бейт, Дом Пророка. Они – врата Богопознания.

Направляясь к Богу, мы встаем на путь к Имамам. Путь в Кербелу.

«Мы пожелали оказать милость тем, кто был унижен на земле, и сделать их предводителями, и сделать их наследниками» (28: 5).

По всей планете происходит объединение людей, составляющих избранный народ Бога, и они подобны потокам живой воды посреди бесплодной пустыни, которая суть современный мир. От той духовной мощи, что исходит от них, разобьются идолы современности, как разбиваются пустые горшки. У них нет атомных бомб, нет танков, их руки пусты. Но их жертвенность сокрушит твердыню современного коллективного Язида, ибо то, что ведет их вперед – это:Каждый день – Ашура, каждая земля – Кербела.

Одним из двух основных течений современного ислама является шиизм. Имам Хусейн входил в число тех людей, с которыми связано зарождение этого религиозного направления. Его жизнеописание может быть довольно интересно как простому обывателю, так и людям, которые связаны с научной деятельностью. Давайте выясним, что же такого принес в наш мир Хусейн ибн Али.

Родословная

Полное имя будущего имама - Хусейн ибн Али ибн Абу Талиб. Он происходил из Хашимитской ветви арабского племени курейшитов, основанной его прапрадедом Хашимом ибн Абд Манафом. К этой же ветви принадлежал основатель Магомет, который приходился Хусейну одновременно дедом (по матери) и дядей (по отцу). Главным городом племени курейшитов была Мекка.

Родителями третьего шиитского имама были Али ибн Абу Талиб, являвшийся двоюродным братом пророка Мухаммеда, и дочь последнего Фатима. Их потомков принято называть Алидами и Фатимидами. Кроме Хусейна, у них был ещё старший сын - Хасан.

Таким образом, Хусейн ибн Али принадлежал к самому знатному, по мусульманским понятиям, роду, являясь прямым потомком пророка Мухаммеда.

Рождение и юность

Хусейн родился на четвертом году Хиджры (632 г.) во время пребывание семьи Мухаммеда и его сторонников в Медине после бегства из Мекки. По легенде, сам Пророк дал ему имя, предрек великое будущее и смерть от рук представителей рода Омейядов. О ранних годах младшего сына Али ибн Абу Талиба практически ничего неизвестно, так как в это время он был в тени своего отца и старшего брата.

На историческую арену будущий имам Хусейн выходит только после смерти брата Хасана и халифа Муавии.

Возникновение шиизма

Теперь давайте подробнее разберем, как возникло шиитское течение ислама, ведь данный вопрос теснейшим образом связан с жизнью и деятельностью Хусейна ибн Али.

После глава мусульман стал избираться на собрании старейшин. Он носил титул халифа и был наделен всей полнотой религиозной и светской власти. Первым халифом стал один из близких помощников Мухаммеда Абу Бакр. Позже шииты заявляли, что он узурпировал власть, обойдя законного претендента - Али ибн Абу Талиба.

После короткого правления Абу Бакра было ещё два халифа, которых традиционно принято называть праведными, пока в 661 году владыкой всего исламского мира, наконец, не был избран Али ибн Абу Талиб, двоюродный брат и зять самого пророка Мухаммеда, отец будущего имама Хусейна.

Но власть нового халифа отказался признавать правитель Сирии Муавия из рода Омейядов, который приходился дальним родственником Али. Они начали вести между собой боевые действия, которые, впрочем, не выявили победителя. Но в начале 661 года халиф Али был убит заговорщиками. Новым правителем был избран его старший сын Хасан. Понимая, что ему не справиться с опытным Муавией, он передал тому власть, с условием, что после смерти бывшего сирийского наместника она снова вернется к Хасану или к его потомкам.

Впрочем, уже в 669 году Хасан умер в Медине, куда после убийства отца переехал с братом Хусейном. Предполагается, что смерть наступила от отравления. Шииты видят виновникам отравления Муавию, который не хотел, чтобы власть ускользнула от его рода.

Тем временем все больше людей выказывали недовольство политикой Муавии, группируясь вокруг второго сына Али - Хусейна, которого они считали настоящим наместником Аллаха на Земле. Эти люди стали называть себя шиитами, что с арабского переводится как «последователи». То есть поначалу шиизм был скорее политическим течением в Халифате, но с годами он все более принимал религиозный окрас.

Религиозная пропасть между суннитами, сторонниками халифа, и шиитами все больше разрасталась.

Предпосылки противостояния

Как уже говорилось выше, до смерти халифа Муавии, которая случилась в 680 году, Хусейн играл не слишком активную роль в политической жизни Халифата. Но после этого события он справедливо заявил свои претензии на верховную власть, как было ранее договорено между Муавией и Хасаном. Такой поворот событий, естественно, не устраивал сына Муавии Язида, который уже успел принять титул халифа.

Сторонники Хусейна, шииты, объявили его имамом. Они утверждали, что их предводитель - третий шиитский имам, первыми двумя считая Али ибн Абу Талиба и Хасана.

Таким образом, накал страстей между двумя этими партиями нарастал, грозя вылиться в вооруженное противостояние.

Начало восстания

И восстание разразилось. Мятеж начался в городе Куфа, который был расположен близ Багдада. Бунтовщики считали, что возглавить их достоин только имам Хусейн. Они предложили ему стать руководителем восстания. Хусейн согласился взять на себя роль лидера.

Для того чтобы разведать обстановку, имам Хусейн направил в Куфу своего приближенного, которого звали Муслим ибн Акиль, а сам выступил со сторонниками из Медины за ним. По прибытии на место восстания представитель принял присягу от имени Хусейна от 18 000 жителей города, о чем сообщил своему повелителю.

Но администрация Халифата тоже не сидела сложа руки. Для подавления восстания в Куфе Язид назначил нового наместника. Тот сразу же начал применять наиболее жесткие меры, вследствие чего практически все сторонники Хусейна бежали из города. Перед тем как Муслима пленили и казнили, он успел отправить письмо имаму, рассказывающее об изменившихся в худшую сторону обстоятельствах.

Битва при Кербеле

Несмотря на это, Хусейн решил продолжать поход. Он вместе со своими сторонниками подошел к расположенному на подступах к Багдаду городку под названием Кербела. Имам Хусейн вместе с отрядом встретил там многочисленные войска халифа Язида под командованием Умара ибн Сада.

Конечно, имам со сравнительно небольшой группой своих сторонников не мог противостоять целому воинству. Поэтому он пошел на переговоры, предлагая командованию армии противника отпустить его вместе с отрядом. Умар ибн Сад готов был выслушать представителей Хусейна, но другие командиры - Шир и ибн Зияд - убедили его выставить такие условия, на которые имам просто не мог согласиться.

Внук Пророка решил принять неравный бой. Над небольшим отрядом повстанцев развевался красный флаг имама Хусейна. Битва оказалась недолгой, так как силы были неравны, но яростной. Войска халифа Язида торжествовали полную победу над мятежниками.

Смерть имама

Практически все сторонники Хусейна, в количестве семидесяти двух человек, были убиты в этой битве или пленены, а после подвергнуты мучительной казни. Некоторых подвергли заточению. Среди убитых был и сам имам.

Его отрубленную голову отправили сразу к наместнику в Куфу, а затем в Халифата, чтобы Язид в полной мере мог насладиться тожеством победы над родом Али.

Последствия

Тем не менее, именно смерть имама Хусейна повлияла на процесс будущего распада Халифата, причем даже больше, чем если бы он остался жив. Вероломное убийство внука Пророка и кощунственное издевательство над его останками вызвало целую волну недовольства по всему исламскому миру. Шииты окончательно отделили себя от сторонников халифа - суннитов.

В 684 году восстание под знаменем мести за мученическую смерть Хусейна ибн Али разразилось в священном городе мусульман - Мекке. Его возглавил Абдуллах ибн аз-Зубайр. Целых восемь лет ему удавалось удерживать власть в родном городе Пророка. В конце концов, халиф смог вернуть себе контроль над Меккой. Но это было только первое восстание из чреды мятежей, сотрясавших Халифат и проходивших под лозунгом мести за убийство Хусейна.

Убийство третьего имама стало одним из самых знаковых событий в шиитском учении, которое ещё больше сплотило шиитов в борьбе с Халифатом. Конечно, власть халифов продержалась ещё не одно столетие. Но, убив наследника пророка Мухаммеда, Халифат нанес сам себе смертельную рану, которая в будущем привела к его распаду. Впоследствии на территории когда-то единой мощной державы образовывались шиитские государства Идрисидов, Фатимидов, Буидов, Алидов и другие.

Память о Хусейне

События, связанные с убийством Хусейна приобрели для шиитов культовую значимость. Именно им посвящено одно из крупнейших шиитских религиозных мероприятий - Шахсей-вахсей. Это дни поста, в которые шииты носят траур по убитому имаму Хусейну. Наиболее фанатичные из них сами наносят себе довольно тяжелые раны, как бы символизирующие страдания третьего имама.

Кроме того, шииты совершали паломничество в Кербелу - место смерти и захоронения Хусейна ибн Али.

Как мы увидели, личность, жизнь и смерть имама Хусейна лежат в основе такого крупнейшего мусульманского религиозного течения, как шиизм, имеющего в современном мире множество последователей.