Доработка (апгрейд) акустической системы Радиотехника S30. Восстановление колонок Радиотехника S30 Размеры колонок s30

Внешний вид S-30

Главное достоинство S-30 – очень правильный тональный баланс (ИМХО). Переделывались 4-х омные варианты S-30. Вернее колонки собирались заново – было 6 корпусов и 4 фильтра, динамики подбирались из старых, но мало работавших 6АС-2, 1979-1983 г.г.
Звучание улучшилось - выразилось это в ощутимо более солидном басе и, вкупе с противомагнитом на 10ГД34 и "приподнятыми" ВЧ - в некоей, я бы сказал, фундаментальности полученного звучания.

Главное достоинство S-30 – очень правильный тональный баланс (ИМХО)

Переделывались 4-х омные варианты S-30. Вернее колонки собирались заново – было 6 корпусов и 4 фильтра, динамики подбирались из старых, но мало работавших 6АС-2, 1979-1983 г.г. Все три пары ВЧ-головок - тканевые, с очень низкой для 3ГД-2 резонансной частотой - пара с Fs=3100-3200 Гц, пара с Fs=3350-3400 Гц и в последней паре Fs=3800-3950 Гц. 10ГД34 с Fрез= пара с 56 Гц и 2 пары с 70 Гц.

Оригинальная схема S-30

В одной паре колонок вместо блока заводских индуктивностей сделал аналогичный свой - использовав НЧ- катушку с более толстым проводом: ф1,3, с соблюдением примерно такой-же конструкции строённой катушки, расположения на "корытце". Я наклеил ВЧ-катушку через 10-мм прокладку на НЧ-катушку, чтобы было, как в родном фильтре, НЧ-катушку подогнал по родному фильтру (Lнч= 0,394..0,398 mH до отвода и Lнч= 0,48mH c отводом (от отвода примерно 12…14 витков), Lвч=0,28…0,297 mH, ф0,72мм - именно такие замеры дали мне четыре "родных" фильтра 1983года). Правда, диаметр намотки и длина у меня были больше - 35мм и 40мм на ВЧ и НЧ.

Платку делал сам, конечно же без индикации, на сьёмной крышке расположил, как в родной плате. Но из-за увеличенных размеров катушек они расположились поближе к НЧ-динамику. Были сомнения, что это сильно собъёт настройку. Ёмкости были: в режекторе на НЧ: 1,98-1,99 мкф; R-С цепочка на НЧ: 7,3 ома + 8,0 мкф; на ВЧ применил спаренные МБМ: входной- 1,98 мкф и 2,09 мкф - это к динамику). При наличии хорошего измерителя индуктивности и обмоточного провода это не трудно. Индуктивности и ёмкости в парах аналогичны с точностью 1-2%.

Схема S-30 после переделки

Основные направления доработки S-30

У S-30 нет баса

Это правда, однако можно улучшить звучание, подобрав 10ГД34 - с fs<70 Гц, и оклеив стенки войлоком, подобрать длину ФИ - при рассыпающися ФИ из пенорезины "умощнить" ФИ внутренней пластмассовой вставкой внутренним диаметром 30мм - хорошо подходят баночки из контейнеров для любой фотоплёнки- обрезаешь донышко - и готовый каркас/удлиннитель для ФИ.) Войлок 10-15мм, наклеиваемый на все внутренние стенки, кроме передней, значительно улучшает звук -после этого мидбас не хрипит даже при 30вт мощности, но можно сжечь динамики.

Высокие - "сыпят"

Можно улучшить, установив более старые ВЧ 3ГД-2 с шёлковыми куполами(1979-1983г.г.) и подобрав режектор параллельно ВЧ 3ГД2 - с fреж=fрез ВЧ, например: C-L-R: L=0,4 mH, C=6,5 mk, R=6,8 Om для fрез ВЧ = 3121 Гц, а также применив другие типы конденсаторов на ВЧ –а именно – МБМ, 2х1,0 мкф х 160 в. Увеличивать емкость в режекторе более 6,5 мкф не желательно – лучше играть индуктивностью для настройки контура. Возможно, придётся регулировать коэффициент деления в резистивном делителе на ВЧ (в "родном" ВЧ-фильтре движки подстроечников стоят на середине: 33 ома / на 2 = 16 ом, т.е. сигнал ВЧ делился примерно пополам).

Конденсаторы МБМ дают очень яркий звук, хотя надо помнить об их ограниченных возможностях по переменке (160в х 5% = ~8в). Режектор почти убирает сипенье и цыкание на резонансной частоте ВЧ, но ограничение резистором 6,8 ома необходимо - чтобы осталость нужное послезвучание струнных и тарелок. Конденсатор в режекторе - К73-17, индуктивность L=0,31..0,45 mH намотана проводом ПЭЛ-1 ф 0,72мм. Резистор 6,8 ома - точный, +/- 1%, 2 ватта, тип С2-13.

Результат измерения индуктивностей фильтров

Середина - мутноватая

Да, трудно избавиться!

Отдача и разрешение низки

Да, это так. Но, можно осторожно поэкспериментировать: доклеить противомагнит нужного размера к 10ГД34 и уменьшить подстроечником коэффициент резистивного делителя на ВЧ, предварительно отметив исходное положение подстроечника, чтоб можно было вернуться к исходному состоянию фильтров. Всё это увеличит отдачу на СЧ-ВЧ и общий динамический диапазон. Противомагниты в одной паре приклеены немного разные - подбирал, выравнивая отдачу обоих динамиков на СЧ.

Высок уровень искажений

Да, есть такое дело, и вылечить врядли удастся. Пробовал залепить переднюю панель изнутри пластилином – звук пропал – пришлось вернуть всё назад!

Резюме

Звучание улучшилось - выразилось это в ощутимо более солидном басе и, вкупе с противомагнитом на 10ГД34 и "приподнятыми" ВЧ - в некоей, я бы сказал, фундаментальности полученного звучания. Это не только мое личное мнение, но и всех, кто слушал оба варианта фильтра (на одних и тех же колонках с динамиками), включая жену - самого непредвзятого слушателя (ох уж эти наши жёны - как они не любят наше хобби, отрывающее, по их словам, нас от них!). Заводской фильтр звучал собранно, правильно, но как-то "возле" колонок. Звук самопального вырывался из колонок и был над колонками, ВЕЗДЕ.

Ньюансы

Применение МБМ на ВЧ дает гораздо более интересный звук, чем МБГО, только надо брать до 1991 года выпуска и, лучше, московские МБМ 1,0мкф х 160в – азербайджанские - плохие.

В самодельном фильтре отсутствует резистивный делитель после Lвч - отвод на емкость 2,09мкф режектора НЧ и динамик; далее - 132 ом на землю, параллельно Lвч. Подбирал из МЛТ-2.

Провода внутрь пошли на ВЧ - от SVENа и на НЧ - акустические - 1,0 мм2, с синей надписью от YOTA. Как оказалось, очень неплохие по звуку провода.

Как ни странно, этот вариант фильтра дал звук, лучший, чем родной фильтр S-30. Ниже приведу результат измерения индуктивностей фильтров. Замеры проводились цифровым L-метром с поправкой на эталонные индуктивности, хранящиеся у меня уже лет 20.

По моим замерам реальная индуктивность меньше указанной на схеме, это обьясняется тем, что в реальной колонке она достигает схемной из-за взаимосвязи между катушками и близости к магниту НЧ-динамика.

Читательское голосование

Статью одобрили 39 читателей.

Для участия в голосовании зарегистрируйтесь и войдите на сайт с вашими логином и паролем. Двухполосные акустические системы закрытого типа соответствуют 3 кл. по ГОСТ 23262-78 (10АС-314 и 10АС-315 Сг3.843.047-82Е), с появлением нового ГОСТ 23262-83 они уже относились ко 2 гр. сложности (10АС-221 и 10АС-222) Акустические системы предназначены для высококачественного воспроизведения звука в составе бытовой радиоэлектронной аппаратуры. В S-30 применены динамические головки громкоговорителей прямого излучения 10ГД-34-80, 3ГД-2 и акустический фазоинвертор.

Позднее были разработаны АС Radiotehnika S-30B Сг3.843.055ТУ-86 и Radiotehnika S-30A ИЩ3.843.060ТУ-87 (ОГК завода). В них применены динамические головки громкоговорителей 25ГДН-1-8-80 (25ГДН-1-4-80 в S-30A) и 6ГДВ-1-16 (динамики те же, обозначение по ОСТ4.383.001-85).

Для работы АС необходимо подключить к усилителю, имеющему на выходе каждого канала максимальную мощность 20...50 Вт. В АС S-30 и S-30B имеется индикация перегрузки головок громкоговорителей, срабатывающая при подаче на них сигнала с уровнем, превышающим паспортную мощность АС. Если при работе АС начинает длительно светиться индикатор ПЕРЕГРУЗКА, следует уменьшить уровень подаваемого на нее сигнала.

Основные технические характеристики :

Номинальная электрическая мощность - 10 Вт.
Паспортная электрическая мощность не менее 30 Вт.
Номинальное электрическое сопротивление S-30 - 4 Ома, S-30A- 4 Ома, S-30B - 8 Ом.
Диапазон воспроизводимых частот не уже 50...18000 Гц.
Номинальное среднее звуковое давление в диапазоне 100...4000 Гц для S-30 - 1.2 Па.
Характеристическая чувствительность в диапазоне 100...8000 Гц, при мощности 1 Вт, для S-30B не менее 84 дБ.

Габаритные размеры АС: 364 - 214 - 195 мм, масса не более 6 кг.


Схема электрическая принципиальная акустических систем Radiotehnika S-30 (10АС-221 - 10АС - 222)


Я большой поклонник советской акустики, усилителей и вообще всего, что связано со звуком. Предыстория этой статьи такая: однажды у знакомого в гараже увидел колонку Raiotehnika S-30. Правда — одну. Вторая была где-то в машине у него на работе. Первую колонку я забрал сразу. Вторую мне принесли через пару недель. Первая колонка была в более-менее нормальном состоянии. Та, что каталась в машине — была намного хуже: поцарапанный и побитый корпус, погнутые защитные сетки, поцарапанная передняя панель. Сразу после того, как колонки были у меня дома — я решил их дорабатывать.

Основные технические характеристики:

Паспортная электрическая мощность не менее 30 Вт
Номинальная электрическая мощность 10 Вт
Номинальное электрическое сопротивление 4 Ома
Номинальное среднее звуковое давление в диапазоне частот от 100 до 4000 Гц 1.2 Па
Диапазон воспроизводимых частот не уже 50-18000 Гц
Габаритные размеры АС 364x214x195 мм
Масса АС не более 6 кг.

Позднее были определены следующие этапы работы с акустикой:
Полная разборка колонок.
Улучшение внешнего вида.
Улучшение звучания.
Окончательная сборка колонок.
Первым делам я полностью разобрал колонки: снял переднюю панель с решетками, снял динамики, фазоинвертор, фильтр, вытянул звукопоглотитель. Остались только пустые корпуса.

Далее удаляем весь герметик, который наверное уже высох от времени. После этого корпуса в середине по швам проклеиваем столярным клеем ПВА или силиконовым герметиком. На крайний случай можно использовать обычный канцелярский клей ПВА.

Это самая долгая процедура, так как для высыхания одного шва требуется около суток. После того, как проклеим все швы внутри, корпуса снаружи тщательно зашкуриваем для дальнейшей шпаклевки.

После зашкуривания протираем корпуса колонок от пыли и шпаклюем все дефекты. Я применял акриловую шпатлевку для дерева.

Шпаклевать колонки лучше несколько раз для улучшения внешнего вида. Но это зависит от состояния самих корпусов. После шпаклевки не забываем корпуса опять зашкуривать мелкозернистой шкуркой.
Внутри корпуса обклеиваем синтепоном или войлоком. Если ни того, ни другого нет — применяем обычный поролон. Звукопоглотитель улучшает качество звучания акустики.
После этого обклеиваем корпуса колонок пленкой — самоклейкой. Цвет подбираем по своему вкусу. Я выбирал пленку как можно темнее, но принеся ее домой, увидел, что она оказалась намного светлее, чем я хотел. Но это не страшно. Я взял пленку шириной 45 см. Разрезав ее на две части вдоль можно обклеить сразу два корпуса. Ширины пленки хватает для заворотов на лицевую и на заднюю часть колонки.

На этом с сами корпуса можно считать полностью сделанными. Приступаем к передним панелям. Передние панели и решетки я красил черной матовой краской.
Защитные решетки тщательно зашкуриваем, иначе краска будет плохо держаться и со временем облезет. Передние панели не шкурим, чтобы не испортить их фактуру. Шильдики с АЧХ я заклеил малярным скотчем, чтобы их не закрашивать. Красить лучше в 2-3 слоя.

Теперь переходим к динамикам и фильтрам. в фильтрах заменяем провода на акустические. Я взял акустический кабель сечением 1.5 мм2. Но для таких колонок вполне хватит и кабеля сечение 1 мм2. Если нет акустического кабеля, можно использовать обычный медный кабель в ПВХ изоляции. Клеммы на плате фильтров для для подключения динамиков выкидываем! Все провода припаиваем в плате! Некоторые умельцы при работе с фильтрами убирают индикатор перегрузки, так как он ухудшает качество звучания. Но это чисто субъективное мнение. Лично я разницы не заметил, просто сделал чувствительность максимальной, и поставил зеленые 5 мм светодиоды. Получилось а-ля «цветомузыка». Светодиоды моргают в такт низким частотам. Электролиты индикации перегрузки прошли испытания на емкость, поэтому я их не заменял. Стандартные клеммы я заменил на акустические.

Низкочастотные динамики красим канцелярской тушью.

Фазонверторы (ФИ) у меня полностью высохли и рассыпались. Поэтому я купил канализационную трубу диаметром 32 мм. Она идеально подходит по размеру ФИ. Отрезаем два куска трубы и приклеиваем в передней панели супер-клеем. Чтобы закрыть большое отверстие в корпусе колонки, я использовал кусок старого ФИ.

После все проделанных операций приступаем к сборке колонок. В местах вокруг динамиков проходимся герметиком. Я использол первый, что попался под руку — черный силиконовый герметик.

Ставим на место динамики, припаиваем к ним провода.

По желанию ставим решетки на динамики. Их можно и не ставить, но у меня есть любопытные особи, любящие помацать руками вибрирующий динамик:)

Ставим на место передние панели, прикручиваем их новыми шурупами. Чтобы они не сильно выделялись, шляпки шурупов я покрасил той же краской, что и передние панели.
В результате у меня получилось вот что.

Играют они от усилителя Radiotehnika U-7111 вместе с акустикой Radiotehnika S-50B. Колонки я подключал тем же акустическим кабелем, что и в фильтрах. Нравится то, что усилитель позволяет подключить две пары акустики.

Изготовитель : ПО ""Радиотехника"", 1983 г.

Назначение : для высококачественного воспроизведения музыкальных или речевых программ, в составе бытового усилительного радиокомплекса.

Характеристика

Диапазон воспроизводимых частот: 50 (-8 дБ) - 18000 Гц

Чувствительность: 8 4 дБ

Характеристическая чувствительность: 0,317 Па/√Вт

Неравномерность АЧХ звукового давления в диапазоне частот 100 - 8000 Гц относительно уровня среднего звукового давления: ± 6 дБ

Направленность под углами к акустической оси:

в вертикальной плоскости ± 7°: ± 6 дБ

в горизонтальной плоскости ±25°: ± 6 дБ

Гармонические искажения АС, определяемые суммарным характеристическим коэффициентом гармоник в диапазоне частот:

250 - 1000 Гц : 2%

1000 - 2000 Гц : 2 %

2000 - 63 00 Гц : 1%

Сопротивление: 4 Ом

Минимальное значения импеданса: 3,2 Ом

Паспортная мощность: 3 0 Вт

Кратковременная мощность: 300 Вт

Используемые динамики:

НЧ/СЧ:

ВЧ:

Частота раздела фильтров: 5000 ±500 Гц

Вес: 6 кг

Размеры (ВхШхГ): 364х214х195 мм

Описание

Корпус выполнен в виде прямоугольного неразборного ящика из древесностружечной плиты, фанерованной шпоном ценных пород дерева. Лицевая панель отделана пленкой или шпоном и закрыта пластмассовыми декоративными панелями черного цвета. На стыках стенок корпуса с внутренней его стороны установлены элементы, увеличивающие прочность и жесткость корпуса.

Динамики расположены на лицевой панели симметрично относительно вертикальной оси симметрии АС. В нижней части лицевой панели крепится шильдик с изображением на нем кривой АЧХ. Так же на нем расположен индикатор перегрузки.

В нижней части лицевой панели имеется отверстие фазоинвертора диаметром 30 мм, который настроен на частоту 50 Гц. На задней стенке расположены клеммы подключения, а в верхней её части - скоба для крепления к стене.

В конструкции фильтров и блока индикации перегрузки применены резисторы типа ВС, МЛТ, СП3-38б, СП5-28б и конденсаторы типа МБГО-2, К50-6, К 73-11 и катушки индуктивности на пластмассовых литых каркасах.

Данная небольшая переделка колонок, посвящена найденным мною на помойке легендарным советским колонкам Radiotehnika S-30. Касаемо внешнего вида, то с ним было всё более-менее пристойно. А вот динамики... Звук шёл только из одной колонки и это был НЧ-диапазон, соответственно работал только басовый динамик. Разобрав колонки, моему глазу предстало далеко не самое печальное зрелище - под влиянием солидного возраста этих АС(а может их просто в хлам ушатали за "30 новогодних лет") и у них внутри оборвалась проводка, а также токоподводящие на практически все динамики. Корпуса были и есть в приличном состоянии и всё остальное было цело, даже НЧ динамики не хрипели и не тёрлись о керн. Нда... Во истину неубиваемые колонки!

Эта доработка колонок в помощь радиолюбителям, кто только начал свои первые робкие шаги на таком нелёгком поприще как, колхоз (доработка) старых советских колонок. Итак погнали! Ничего радикального я с ними не делал, ибо замысел был прост как 2X2. Чем меньше вложений - тем лучше! В идеале вообще избежать каких-либо трат. И мне это почти удалосьКрутой! Для этого мне понадобилось только самое необходимое, ну и то что я случайно находил(в гараже) по мере того, как в этом появлялась нужда... Я использовал: паяльник, канифоль, припой, клей, черные саморезы(пришлось купить Плачу), провода(рекомендую распотрошить какой-нибудь советский шнур питания), 2 дня или меньше/больше(индивидуально) свободного времени, велосипедная камера, пластмассовая труба из сантехнического магаза, чёрный маркер, много пива, но я лично использовал 2 бутылочки русского коньяка для лучшей концентрации внимания и чтоб паяльник в руках держался уверенно...

Небольшое лирическое отступление. Я не очень понимаю людей, которые пытаются сделать рязанский тюнинг фабричному изделию, пусть и 25-ти годовалому и даже более: упорно заменяют динамики на импорт(иногда даже на дорогой), заменяют ёмкости на современные, но почему-то китайские(при этом делают это исключительно на свой извращённый слух и глаз, без измерительных приборов). В итоге получается приблизительно следующая картина - ВЧ становятся лучше, НЧ становятся лучше(но далеко не всегда), а всё остальное, как правило страдает(середина, сцена, общее звучание становится несбалансированным, мягко говоря). Считаю, что в подобных колонках проводить основательный тюнинг c заменой динамиков и фильтров на импорт - верх кретинизма и самозабвенной веры в то, что Вы очередной Александер Грэм Белл или Вернер фон Сименс и Никола Тесла в одном флаконе, но русского разлива. Какой смысл пихать дорогие динамики, ценою в 2000-3000 р(к примеру), это только за 2 пары ВЧ, в корпуса колонок за 500р, или, как в моём случае бесплатных? Я уже не стану упоминать про фильтры и НЧ динамики. За эту сумму(чуток накиньте до 4000р) без проблем покупаются неплохие импортные БУ полочники, которые чаще всего играют лучше чем S-30 и без всяких переделок! Это моё субъективное ИМХО... КОНЕЦ.

ИТОГИ: Цена за все чёрные саморезы = 30р! И ВОЗМОЖНО, ЭТО НЕ САМЫЕ ДЕШЁВЫЕ САМОРЕЗЫ В МОЕЙ ЖИЗНИ!

Звучание? У каждого из нас свой индивидуальный и неповторимый слух, так что звуки мира мы слышим по-разному...

Лично моё сугубо индивидуальное мнение - ТЕПЕРЬ ОНИ РАБОТАЮТ VS ТОГО ЧТО ИЗНАЧАЛЬНО ЗВУК ШЁЛ ТОЛЬКО ИЗ 1 ДИНАМИКА! Вообще, по звуку, мне больше нравятся S-30B, у них всё-таки с басами дела обстоят получше. Но в целом, и эти S-30 звучат довольно сбалансировано. Высокие неплохие(моя ревизия колонок с шёлковыми ВЧ), слышал что бывают из пластика, середина здесь есть и басы тоже присутствуют, но хотелось бы их побольше. Во всяком случае ничего не гудит и не бубнит - бас чёткий, хоть и не глубокий. В общем, если одним словом - колонки звучат очень неплохо для советских АС! Но будучи подключёнными к одному и тому же усилителю - РАДИОТЕХНИКИ сильно сливают во всём частотном диапазоне моим Wharfedale diamond 9.2, купленными мною ещё лет 6 назад за 4р с копейками...И ещё хочется добавить, что если у Wharfedale diamond 9.2 звучание не привязано к колонкам, оно идёт ото всюду(воздушное), в какую бы сторону ты не повернул свою голову, то у Радиотехника S 30 оно чётко привязано к колонкам. А ведь "Варфы 9.2" это вообще бюджетный класс для полочников... Что же будет, когда S-30 подключишь в пару с более дорогими колонками? Вопрос риторический...

Фотографии всего процесса выкладываю ниже.