Массовое музыкальное искусство. Музыкальное искусство. Тематический план дисциплины ОДО

452.82kb.

  • , 197.92kb.
  • , 746.2kb.
  • , 1253.4kb.
  • , 972kb.
  • , 126.17kb.
  • , 347.74kb.
  • , 193.08kb.
  • Селиванова Людмила Васильевна Организация Туроператорской и турагентской деятельности: , 928.03kb.
  • РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

    МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

    Федеральное государственное образовательное учреждение

    Высшего профессионального образования

    ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

    История эстрадно-джазового искусства

    Учебно-методический комплекс

    Для студентов института музыки, театра и хореографии

    По направлению 070100.62 «Музыкальное искусство»

    Рецензия

    На учебно-методический комплекс по дисциплине

    «История эстрадно-джазового искусства»

    Для студентов кафедры вокального искусства,

    Направления «Музыкальное искусство»,

    Составитель: Ирина Борисовна Бархатова, доцент кафедры вокального искусства института музыки, театра и хореографии ФГОУ ВПО ТГАКИиСТ

    Учебно-методический комплекс по дисциплине «История эстрадно-джазового искусства» предназначен для абитуриентов и студентов кафедры вокального искусства, обучающихся по профилю «Эстрадно-джазовое пение». УМК составлен в соответствии с учебным планом и требованиями Государственного стандарта высшего профессионального образования, с учетом современных методических разработок, необходимых для освоения программы бакалавриата по данному профилю.

    Основная идея учебно-методического комплекса – воспитание специалиста, обладающих, помимо профессиональных навыков, стремлением к самоопределению и развитию самостоятельной деятельности.

    В разделе «Тематический план» кратко изложено содержание дисциплины по принципу возрастания степени сложности учебного материала с учетом совершенствования знаний и умений студентов.

    Система подачи учебного материала построена на конкретных методических требованиях, опирается на изложение биографий выдающихся личностей каждой эпохи, слушание аудиопримеров и т. д.

    Учебно-методический комплекс, составленный И.Б.Бархатовой, обладает всеми необходимыми структурными частями и компонентами внутри них, где цели и задачи согласованы со способами их достижения.

    Учитывая все вышеизложенное, считаю что данный учебно-методический комплекс можно рекомендовать для применения в учебном процессе.

    Преподаватель кафедры вокального искусстваИнститута музыки, театра и хореографии

    ФГОУ ВПО ТГАКИиСТ Н.А.Соломатова

    1. Пояснительная записка стр.5

    2. Тематический план дисциплины стр.6

    4. Темы семинарских занятий стр. 11

    5. Требования к уровню подготовки выпускников стр. 12

    6.Библиографический список стр. 13

    7. Словарь специальных терминов стр.14

    Пояснительная записка

    Учебно-методический комплекс по курсу «История эстрадно-джазовой музыки» предназначен для студентов музыкальных вузов и музыкальных факультетов высших учебных заведений культуры и искусств, изучающих вокальное искусство и мировую историю и культуру вокала.

    Цель курса – изучение исторических процессов, оказавших влияние на формирование эстрадно-джазового искусства в его современном виде.

    Задачи курса

    Знать основные этапы становления и развития джаза в контексте социально-экономических, национально-этнических, художественно-эстетических явлений.

    Знать основные стилистические разновидности джаза, возникавшие в процессе его развития как в США, так и в странах Европы.

    Знать особенности развития и стилистики отечественного джаза, взаимодействие с другими видами эстрадного искусства.

    Знать исторические процессы, оказавшие влияние на музыку разных направлений.

    В основе данного курса лежит симбиоз теоретических знаний в области истории искусства, истории зарубежной и отечественной музыки, истории джаза. Изложение учебного материала по курсу ориентировано на потенциал в области неполного среднего образования и дисциплин предметной подготовки по курсу дополнительного профессионального образования.

    Учебный материал по курсу «История эстрадно-джазовой музыки» является основой для изучения таких важнейших дисциплин для будущих эстрадных исполнителей, как «Сольное пение», «Джазовое пение», «Основы вокальной методики». Содержание курса позволяет студентам осмысленно и подготовлено подходить к занятиям исполнительской, концертной и педагогической практикой.

    При изучении курса используются различные формы текущего контроля за освоением учебного материала. Среди них преобладают в основном семинарские занятия, тестирования, рефераты. К индивидуальным занятиям относятся ознакомительная работа с дополнительными источниками в Интернете, методической и периодической литературой. Промежуточной формой аттестации служит полусеместровая аттестация по предмету.

    Обучение проходит с использованием инновационных технологий, а именно по системе кредитно-модульной оценки знаний по предмету.

    Итоговой формой контроля служит экзамен по предмету в форме защиты реферата. Материалы, на основании которых составлена программа:

    Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 070100.62 «Музыкальное искусство» - М.2000.

    Тематический план дисциплины ОДО

    Наименование тем курса


    Количество часов

    Лекции

    Семинарские занятия

    Самостоятел работа

    Всего

    часов


    Эстрадно-джазовое искусство в контексте исторических преобразований эпохи.

    2

    2

    4

    Американская эстрада. Эстрада американских негров.

    2

    2

    4

    Американская эстрада. Эстрада белых американцев.

    2

    2

    4

    Европейская музыкальная эстрада.

    2

    2

    6

    Советская музыкальная эстрада.

    2

    2

    2

    6

    Массовое музыкальное искусство первой половины ХХ века.

    4

    2

    6

    Зарубежное массовое музыкальное искусство первой воловины ХХ века.

    2

    2

    4

    Возникновение рок-музыки 1950-60гг.

    2

    2

    4

    Бардовское творчество и обновление песенной эстрады 1950-80гг.

    2

    2

    4

    Развитие искусства джаза и инструментальной музыки 1950-80гг.

    2

    2

    4

    Основные направления рок-музыки 1970-80гг.

    2

    2

    4

    Зарубежное массовое музыкальное искусство второй половины ХХ века .

    4

    2

    6

    Отечественное массовое музыкальное искусство второй половины ХХ века.

    2

    2

    4

    Восстановление музыкальной эстрады 1950-60гг.

    2

    2

    4

    Бардовское творчество и эстрада 1950-80гг.

    2

    2

    4

    Развитие отечественного джаза 1950-80гг.

    2

    2

    4

    Обновление песенной эстрады и зарождение рок-музыки 1970-90гг.

    2

    2

    4

    Рок-музыка: основные направления 1980-90гг.

    2

    2

    2

    6

    Звезды эстрады 1970-90гг.

    2

    2

    4

    8

    Отечественное массовое музыкальное искусство второй половины ХХ века.

    4

    4

    8

    Всего

    36

    18

    46

    100

    Тематический план дисциплины ОЗО

    Наименование тем курса


    Количество часов

    Лекции

    Семинарские занятия

    Самостоятел работа

    Всего

    часов


    Эстрадно-джазовое искусство в контексте исторических преобразований эпохи. Американская эстрада. Эстрада американских негров. Эстрада белых американцев. Европейская музыкальная эстрада. Советская музыкальная эстрада.

    1,25

    23,75

    2,5

    Зарубежное массовое музыкальное искусство первой воловины ХХ века. Возникновение рок-музыки 1950-60гг. Бардовское творчество. Развитие искусства джаза и инструментальной музыки 1950-80гг. Основные направления рок-музыки 1970-80гг.

    21,25

    23,75

    2,5

    Отечественное массовое музыкальное искусство второй половины ХХ века. Восстановление музыкальной эстрады 1950-60гг. Бардовское творчество и эстрада 1950-80гг. Развитие отечественного джаза 1950-80гг. Обновление песенной эстрады и зарождение рок-музыки 1970-90гг. Рок-музыка: основные направления 1980-90гг. Звезды эстрады 1970-90гг.

    1,5

    23,5

    2,5

    Массовое музыкальное искусство первой половины ХХ века. Зарубежное массовое музыкальное искусство второй половины ХХ века. Отечественное массовое музыкальное искусство второй половины ХХ века.

    2

    23

    25

    Всего

    4

    2

    94

    100

    1. Массовое музыкальное искусство первой половины ХХ века.

    Понятие массового искусства. Формы и жанры эстрадных представлений. Появление сольного концерта. Доминанта личности артиста. Тенденции театрализации эстрадного концерта. Виды представлений (ревю, шоу, кабаре, кафе-шантан). Деление эстрады на прикладную, среднюю и высокую.

    2. Американская эстрада. Эстрада американских негров.

    Окончание гражданской войны в США. Отмена рабства. Основные жанры и формы эстрады рубежа 19-20вв. Трудовая песня, спиричуэл, баллада, госпел, джубили. Возникновение блюза. Ритм-энд-блюз. Театр менестрелей. Инструментальная музыка: регтайм и буги-вуги. Становление и эволюция негритянского джаза. Распространение джаза в период Великой депрессии. Появление грамзаписи. Джазовые направления бибоп, кул-джаз. Персоналии: Э.Фитцджеральд, Л.Армстронг, Д.Эллингтон, Ч.Паркер, Д.Гиллеспи.

    3. Американская эстрада. Эстрада белых американцев.

    «Тин Пин Элли». Песня на эстраде. И.Берлин, Д.Гершвин. Мюзиклы и музыка к первым кинофильмам. Искусство бардов. Рабочая песня. Инструментальная музыка и джаз. Появление диксиленда. Свит-музыка. Б.Гудмен, Г.Миллер.

    4. Европейская музыкальная эстрада.

    Общее и различное в развитии американской и европейской эстрады. Песня и романс на эстраде. Итальянские песни. Влияние русского романса на общеевропейское музыкальное искусство. Цыганский романс, городская песня, русская народная песня. Персоналии: А.Вяльцева, Н.Павлицкая, М.Вавич. Бардовское творчество французской эстрады. Кафе-шантан и кабаре. Понятие «шансонье», «паролье», «аврьете». М.Шевалье, Ш.Трене, Э.Пиаф, Ш.Азанавур. Русское бардовское искусство. А.Вертинский. Танцевальная песня на эстраде и инструментальная музыка. Танго, фоктсрот. Песня-танго. О.Строк, П.Лещенко. Инструментальная музыка и джаз. Оркестр М.Вебера.

    5. Советская музыкальная эстрада.

    Народная песня и романс. О.Ковалева, Л.Русланова, В.Козин. Танцевальная песня М.Блантер, И.Дунаевский, А.Варламов, А.Цфасман. Творчество К.Шульженко. Инструментальная музыка и джаз. АМА-джаз Цфасмана. Оркестр Ланцберга, теа-джаз Л.Утесова. Запрет джаза в СССР.

    6. Зарубежное массовое музыкальное искусство второй половины ХХ века.

    Влияние развития технологий на массовое искусство. Понятие сингла, появление студийных музыкантов. Фонограмма. Социальные проблемы как предпосылки появления рок-музыки.

    7. Возникновение рок-музыки.

    Разочарование в политике и идеологии молодежи США. Слом расовых предрассудков, интерес к негритянской музыке. Б.Хейли, Э.Пресли, Ч.Берри. Бум рок-н-ролла, развитие ритм-энд-блюза. Битлз – начало пути (1956-61), путь на Олимп (1962-64), поиск нового (1965-66), последний этап творчества (1967-70).

    8. Бардовское творчество и обновление песенной эстрады 1950-70гг.

    Развитие французской эстрады Ж.Брассенс, Ж.Брель. Итальянская эстрада и конкурс в Сан-Ремо. А.Челентано. Американская эстрада Р.Чарльз, Д.Браун, Б.Дилан. Калифорния как центр музыкальной культуры. Д.Джоплин, Т.Тернер. Эстрада восточной Европы А.Герман, К.Готт.

    9. Развитие искусства джаза и инструментальной музыки 1950-80гг.

    Проникновение джаза в сферу высокого профессионального искусства. Открытие профессиональных учебных заведений. Развитие кул-джаза, появление фри-джаза. Синтез рока и джаза – фьюжн. Течение новой волны. Оркестр П.Мориа.

    10. Основные направления рок-музыки 1970-80 гг.

    Рок-музыка как основное течение музыкальной эстрады. Интеллектуальный и хард-рок. «Пинк Флойд» как явление арт-рок-культуры. «Рейнбоу», «Роллинг Стоунз», «Дип Перпл», «Блек Саббат». Отличительные свойства рок-музыки.

    11. Утверждение синтеза художественной деятельности на эстраде.

    Соул и фолк-рок. С.Уандер, Э.Джон. Глэм-рок. Европейская эстрада, «Евровидение». Гр. «АББА», Т.Кутуньо. М.Джексон как явление поп-культуры. Мадонна как представитель синкретичной эстрады.

    12. Отечественное массовое музыкальное искусство второй половины ХХ века.

    Перелом идеологического давления, возрождение бардовского и песенного искусства. Открытие профессиональных учебных заведений. Проникновение эстрадного искусства в средства массовой информации.

    13. Возникновение музыкальной эстрады 1950-60гг.

    Массово-бытовые и патриотические песни. Творчество Мурадели, Пахмутовой, Эшпая. Популярность песен к кинофильмам. Проблема репертуара. Э.Пьеха, М.Магомаев, М.Кристаллинская, Н.Сличенко и цыганское романсовое творчество. Л.Зыкина и народная песня на советской эстраде.

    14. Бардовское творчество и эстрада 1950-70гг.

    Студенческие, дворовые, лагерные песни. Сатирические куплеты. Московское творчество Б.Окуджавы. Туристическая романтика Ю.Визбора и А.Горрдницкого. Мягкая поэзия Ю.Кукина. Творчество Ю.Кима, А.Галича, А.Дольского. Феномен В.Высоцкого.

    15. Развитие отечественного джаза 1950-80гг.

    Возрождение джазовых оркестров. Оркестр О.Лунстрема, И.Вайнштейна. Оркестр «Современник» А.Кролла. Фильм «Мы из джаза» как популяризация джазового искусства в СССР. Ретро-музыка в творчестве оркестра Г.Гараняна. Расцвет джазовых биг-бэндов. «Ленинградский диксиленд» Д.Голощекина. Полистилистическая манера современного джаза. А.Коздов и анс. «Арсенал». Джазовые исполнители В.Пономарева, Э.Трафова, Т.Огнесян, Л.Долина.

    16. Обновление песенной эстрады и зарождение рок-музыки 1970-80гг.

    Эстрадная песня новые формы исполнительства. Творчество Д.Тухманова и М.Таривердиева. Р.Паулс, Ю.Саульский, А.Зацепин. Появление ВИА. «Песняры», «Ариэль». Становление рок-музыки. «Цветы», «Автограф», «Машина времени», «Аквариум».

    17. Рок-музыка: основные направления. 1980-90гг.

    Бард-рок, хард-рок, эстрадный рок. Элитарность интеллектуального рока. Творческий рост группы «Машина времени». Гр.»Алиса». Феномен В.Цоя и гр.»Кино». Ю.Шевчук и гр. «ДДТ». Эстрадная ориентация рока. Гр.»Секрет», «Браво». Смеховая культура как протест общественной морали. Гр. «Звуки Му», «Бригада С». «Наутилиус Попмилиус» как синтез философии и внещних проявлений творчества. Хард-рок и металлический рок. Г. «Черное кофе», «Ария», «Мастер».

    18. Звезды эстрады. 1970-90гг.

    Авторы-исполнители на эстраде. Ю.Антонов, Е.Мартынов. Творчество артистов братских республик. С.Ротару, В.Леонтьев, А.Пугачева как явление советской эстрады. Общий анализ творчества артистов советской эстрады.

    Темы семинарских занятий:

    1. Массовое музыкальное искусство первой половины ХХ века.

    Темы рефератов:

    • Русский романс начала ХХ века
    (А.Вяльцева, Н.Плевицкая, А.Баянова, А.Вертинский)
    • Французская эстрада начала ХХ века (Э.Пиаф, Ш.Азанавур, М.Шевалье)
    • Жанры и формы эстрады на рубеже веков (спиричуэл, госпел, блюз, баллада)
    • Становление джаза, свинг, импровизация (Л.Армстронг, Д.Эллингтон, К.Бейси)
    • Американская эстрада начала ХХ века (Д.Гершвин, Г.Берлин, Б.Гудман)
    • Американская эстрада (Г.Миллер, Х.Уоррен, Э.Фитцджеральд)

    2. Зарубежное массовое музыкальное искусство второй половины ХХ века.

    Темы рефератов:

    • Ранне творчество группы «Битлз»
    • Группа «Битлз» как явление мировой эстрады
    • Бардовское творчество (Ж.Брель, А.Челентано, Р.Чарльз, Б.Дилан, Д.Джоплин)
    • Инструментальная музыка и джаз 50-80 гг. (М.Дейвис, О.Коулмен, Д.Колтрейн, Х.Тизол)
    • Рок-музыка 70-80гг. (интеллектальный рок, «Пинк Флойд», хард-рок, М.Джагер)
    • Синтез художественной деятельности на эстраде 70-90гг. (С.Уандер, Э.Джон, «АББА», «Т.Кутуньо, М.Джексон)

    3. Отечественное массовое музыкальное искусство второй половины ХХ века.

    Темы рефератов:

    • Восстановление музыкальной отечественной эстрады (Э.Пьеха, М.Магомаев, М.Кристаллинская, Н.Сличенко, Л.зыкина)
    • Бардовское творчество и эстрада 50-70гг. (Б.Окуджава, Ю.Визбор, А.Городницкий, Ю.Кукин, Ю.Ким, А.Дольский, В Высрцкий)
    • Отечественный джаз (оркестр О.Лундтсрема, И.Вайнштейна, А.Кролла, Г.Гараняна, «Ленинградский диксиленд», «Арсенал», Э.Трафова, Л.Долина)
    • Песенная эстрада и зарождение рок-музыки (Р.Паулс, А.Зацепин, В Добрынин, гр.»Цветы», «Машина времени», «Аквариум»)
    • Основные направления оечественной рок-музыки (бард-рок, «Алиса», «Кино», «ДДТ», поп-рок, «Секрет», «Бригада С», «Наутилиус Помпилиус», хард-рок, «Круиз», «Мастер»)
    • Звезды отечественной эстрады (Ю.Антонов, С Ротару, В Ленонтьев, О.Газманов, А.Пугачева)

    Требования к уровню подготовки выпускников:

    Выпускник по направлению подготовки «Вокальное искусство» с квалификациями по профилю «эстрадно-джазовое пение», успешно освоивший курс по предмету «История эстрадно-джазовой музыки», должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

    • знание стилей и жанров джазовой и эстрадной музыки;
    • теоретические основы эстрадно-джазового исполнительства;
    • истории эстрадно-джазового искусства в целом;
    • знать профессиональную терминологию;
    • знать основные этапы развития эстрадно-джазовой музыки в России.

    Учебно-методическое обеспечение программы:

    Дидактическое и материальное обеспечение программы:

    1. Лекционная аудитория
    2. Доска для демонстрационного материала
    3. Телевизор с функцией ДВД для демонстрации видеофильмов
    4. Аудиопроигрыватель для слушания аудиопримеров.

    Библиографический список

    1. Авторская песня: художественная лит-ра / сост., авт. предисл., ст. и ввод. заметок В. И. Новиков. - Москва: АСТ; 1997.
    2. Бондаренко, В. Энциклопедия популярной музыки/В.В.Бондаренко, Ю.В.Дроздов. – Минск: Эконом-пресс, 2006.
    3. Воробьева, Т. История ансамбля «Битлз»/ Т. Воробьева – Ленинград: «Музгиз», 1990.
    4. Григорьев А. Т. Исполнитель и эстрада /А. Т. Григорьев. - Минск, 1992.
    5. Дэвис, Х. «Битлз» (авторизированная биография) / Х. Дейвис. – Москва: Радуга, 1990.
    6. Есак, М. История джаза и блюза / М. Есак, - Москва: Радуга, 2001.
    7. Ераносов, А. Р. Фьюжн (от джаз-рока до этно): краткая аудиоэнциклопедия: учебное пособие /А. Р. Ераносов - Санкт-Петербург: Планета музыки,2010.
    8. Кадцын, Л. Массовое музыкальное искусство ХХ столетия / Л. Кадцын – Екатеринбург, 2006.
    9. Келдыш Ю. В. История музыки народов СССР / Ю.В. Келдыш. – Москва: «Музыка», 1966.
    10. Королев О. Краткий энциклопедический словарь. Джаз, Рок, Поп / О. Королев.- Москва: Музыка, 2002.
    11. Кинус, Ю. Г. Из истории джазового исполнительства: учебное пособие / Ю. Г. Кинус. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
    12. Мошков, К. В. Блюз. Введение в историю / К. В. Мошков.- Санкт-Петербург: Планета музыки,2010.
    13. Мошков, К. В. Великие люди джаза / К. В. Мошков- Санкт-Петербург: Планета музыки,2010.
    14. Мошков, К. В. Индустрия джаза в Америке / К. В. Мошков. - Санкт-Петербург: Планета музыки,2010.
    15. Сарджет У. Джаз, Генезис. Музыкальный язык. Эстетика / У. Сарджет. – Москва: Музыка, 1997.
    16. Симоненко, В. П. Мелодии джаза (антология) / В. П. Симоненко. – Киев: «Музична Украина», 1984.
    17. Тимохин, В. Мастера вокального искусства ХХ века: очерки о выдающихся певцах современности/ В. Тимохин. - Москва: Музыка, 1974. . Выпуск 1
    18. Троицкий, А. Рок-музыка в СССР. Опыт популярной энциклопедии / А.Троицкий.- Москва: «Книга», 1990.

    Словарь специальных терминов

    Баллада (ballad) – эпическая песня с драматическим сюжетом; распространена во многих народных культурах. В США английские, в частности шотландские, баллады , подвергшиеся незначительному влиянию негритянского фольклора , получили широкое распространение у негров в идее сольной песни . Они сыграли значительную роль в зарождении и формировании джаза . Среди наиболее известных интерпретаторов баллад в джазе пианист Билл Эванс, трубач Майкс Девис, саксофонисты Колман Хоукинс и Джон Клтрейн .

    Бибоп (bebop) – джазовый стиль , развившийся в начале 40-х гг. и открывающий период современного джаза. Пионеры бибоп саксофонист Чарли Паркер , трубач Диззи Гиллеспи , пианист Телониус Монк , контрабасисты Джимми Блентон , Оскар Петтифорд , гитарист Чарли Кристиан , ударники Кении Кларк и Макс Роуч . Характерная черта – унисонное произведение темы в начале и конце пьесы. Гармонии основываются на альтерированных аккордах и политональных структурах. В бибоп повысилась роль инструментов ритмической группы, наряду с духовыми они стали полноправными солистами ансамбля.

    Буги вуги (boogie woogie) – первоначально примитивная негритянская манера интерпритации блюза на фортепиано . Название «буги вуги» впервые встречается в пьесе «Pinetoṕ́́́’s Boogie Woogie”, записанной на грампластинку пианистом Кларенсом Пайнтопом Смитом в 1928г. В отличие от регтайма буги вуги – импровизационная .

    Госпел сонгс (gospel songs) – одноголосные духовные гимны североамериканских негров, получившие распространение в 30-хгг. ХХ в. В крупных промышленных центрах США. В отличие от спиричуэле , где используются библейские сюжеты, тематика госпел сонгс заимствована из евангелия. Среди наиболее популярных исполнителей госпел сонгс Махелия Джесон, Роззета Тарп и другие. Существуют также хоровые госпел сонгс.

    Джаз-рок (jazz-rock) – стиль современного джаза , развившийся во второй половине 60-х гг., представляющий собой синтез элементов джаза и рок музыки . Для джаз-рок характерны коллективная импровизация, использование латиноамериканской ритмики в широкое применение электроинструментов , расширивших звуковую палитру за счет электроакустических эффектов.

    Диксиленд (dixieland) – название джазовых ансамблей новоорлеанского стиля, состоящих из белых музыкантов. Диксиленд раньше негритянских коллективов получили известность за пределами Юга США и способствовали распространению джаза. Диксиленд получил развитие в 20-е гг. в Чикаго, ожнако со временем был предан забвению в связи с появлением свинга . В конце 30-х гг. наблюдается возрождение диксиленд , а в послевоенные годы он получил широкое распространение не только в США, но и в Европе.

    Импровизация (от лат. Improvisus – непредвиденный, нечаянный) – творчество в процессе исполнения, без предварительной подготовки, по вдохновению; а также характеристика определенного рода музыкальных произведений или их отдельных эпизод, отличающихся прихотливой свободой изложения.

    Кул (cool) – буквально холодный; стиль современного джаза, развившийся в конце 40-х гг. и получивший распространение преимущественно среди белых музыкантов. Характерной особенностью кул джаза является спокойная манера игры и «холодный» способ звукоизвлечения на духовных инструментах, внедренный в практику саксофонистом Лестером Янгом еще в конце 80-х гг. (он же и назвал этот стиль «кулом»). При игре на духовных инструментах исключается вибрато . В кул джазе значительно шире, чем в традиционном джазе и свинге, используется полифония .

    Рок энд ролл (rock and roll) – буквально раскачиваться и вертеться; модный танец , возникший в США в начале 50-х гг. на основе ритм энд блюза и хилбилли . Широкую популярность в США, а позже и в других странах, рок энд ролл приобрел благодаря шлягеру «Rock around the clock» в исполнении американского певца Билла Хейли и ансамбля «The Comets» . Однако, самым популярным интерпретатором рок энд ролла признан певец и гитарист Элвис Пресли , дебютировавший в 1955 г. По американскому телевидению. Рок энд ролл характеризуется простой мелодией , построенной на навязчивых и примитивных риффах и сопровождающейся тяжелым, монотонным, постоянно повторяющимся однообразным ритмом с акцентами на 2-й и 4-й долях такта.

    Рэгтайм (ragtime) – от ragged – рваный и time – время; первоначально способ игры на фортепиано , имитировавший звучание банджо . В 90-х гг. ХIХ в. Развился как инструментальная форма. Рэгтайм – фортепианный жанр , однако фортепиано трактуется здесь как инструмент не молодический или гармонический, а ударный. Характерной особенностью рэгтайма являются две несовпадающие лини; исполняется рэгтайм в умеренном или быстром темпе. Рэгтайм является одним из жанровых предшественников джаза и оказал большое влияние на его зарождение и развитие.

    Спиричуэлс (spirituals) – духовные песни американских негров, возникшие в первой четверти ХIХ века на Юге США вследствие обращения негров в христианство. Источником негритянских спиричуэлс являются духовные гимны , завезенные в Новую Англию белыми переселенцами. Спиричуэлс имеют вопросо-ответную структуру, выражающуюся в диалоге поповедника с прихожанами. Спиричуэлс значительно повлияли на зарождение, формирование и развитие джаза . Многие из них используются джазовыми музыкантами в качестве тем для импровизаций .

    Тин Пэн Элли (Tin Pan Alley) – буквально аллея оловянной посуды – так назвал американский журналист улицу в Нью-Йорке, на которой было сосредоточено множество частных фирм, специализировавшихся на выпуске нот произведений развлекательной музыки . В 20-е гг. эти издательства были переведены на Бродвей. Название Тин Пэн Элли является синонимом развлекательной индустрии США.

    Фри джаз (free jazz) – буквально свободный джаз ; стиль современного джаза , развившийся на рубеже 50-60 гг. Основные тенденции фри джаз – отход от тональности и традиционной мелодики , гармонии , ритмики и формы. Иногда в значении фри джаз употребляются термины «абстрактный джаз», «авангардный джаз», «новое яаление», или «новый джаз».

    Изучая и анализируя различные точки зрения исследователей на эстрадное искусство ХХ в., мы попытаемся уточнить: что же происходило на отечественной эстрадной площадке в этот период? Чем эстрада начала ХХ в. отличалась от эстрады конца ХХ в.? Как менялось художественно-эстетическое исполнение, как в вокальном исполнении художественно отразилась целая неоднозначная эпоха? Для ответов на заданные и другие вопросы, несомненно, необходимо понимание специфики эстрады, вокального мастерства исполнителей, видовое и жанровое разнообразие. Исследователи и искусствоведы прошлого века систематизировали основные категории эстрады: от самого понятия «эстрада» до понимания эстрады уже как феномена массовой культуры. Безусловно, характерными свойствами эстрады были и остаются открытость и доступность восприятия, развлекательность и зрелищность исполнения, праздничность и разнообразие эстрадных номеров. Юмористические, а порой, и сатирические аспекты эстрады всегда были ее непременными элементами. Напомним самые известные имена разговорного жанра отечественной эстрады: Аркадий Райкин, Юрий Тимошенко и Ефим Березин (Тарапунька и Штепсель), Роман Карцев и Виктор Ильченко, Геннадий Хазанов, Михаил Жванецкий, Мария Миронова, Александр Менакер, Ефим Шифрин, Ян Арлазоров, Владимир Винокур, Михаил Евдокимов, Клара Новикова и др. Для отечественной эстрады ХХ в. было важным то, что элементы разных искусств - цирка, театра, раннего кинематографа, музыки, танца - собранные в эстрадном представлении создавали специфическое действо и делали эстраду уникальной формой художественного творчества. Нет сомнения, что эстрада синтезировала разные формы исполнительства, формировала у артистов и исполнителей синтетические актерские способности. Стремление человека к эстрадным зрелищам объясняется феноменом эстрады, суть которого заключена в модели поведения, своеобразии художественного образа, эстетических ценностей, подаваемых зрителю и слушателю с эстрадных подмостков. Согласно философско-эстетической традиции, мир всегда и трагичен и комичен одновременно. А легкость, ритмичность и жизнерадостность эстрады способствует разрешению драматизма нашей жизни. Тем не менее, люди не могут прибывать в «постоянном празднике», многое становится на этом «празднике» скучным, не интересным, порой глупым. Но и повседневность жизни человека тоже частенько не радует. Поэтому он время от времени нуждается в ощущении этого праздника, в восстановлении физических и духовных функций организма. Эстрада как никакое другое искусство предоставляет эту возможность. Эстрада, как собирательный вид искусства, весьма незначительно, но исследовалась в эстетике, искусствознании, философии. В контексте проблематики нашей статьи мы остановимся на эстрадном вокальном искусстве, хотя, конечно, весь ХХ в. в ограниченных рамках рассмотреть весьма трудно. Песня на эстраде получила широкое распространение в концертной практике ушедшего столетия. На эстраде всегда ценились песня и исполнитель, который нередко в эпоху советской действительности был личностью, талантом. Нередко на эстраде присутствовал «театр песни», созданный певцом, композитором, оркестром с помощью музыки, пластики, костюма, света, мизансцен (Клавдия Шульженко, Леонид Утесов, Булат Окуджава, Владимир Высоцкий, Алла Пугачева и др.). Жанры и формы эстрадной песни ХХ в. очень разнообразны: романс, баллада, народная песня, частушка, шансон, авторская песня, бардовская песня, поп - музыка, джаз, блюз и др. Как отмечают исследователи, в начале ХХ в. эстрадная песня была преимущественно композиторской, в конце ХХ в. - исполнительская. Почему? Мы считаем, что современное эстрадное искусство за счет вокального мастерства расширило свои границы и вышло за рамки просто искусства, сделав его массовым явлением культуры повседневности, став востребованной частью российской образовательной системы, моды, средств массовой информации, Интернет - культуры и даже политики. Сложнейшие процессы культурной жизни России ХХ в. сформировали массовую культуру, в которой молодежное сознание в первую очередь тяготило к массовой музыкальной культуре, активно проявляющейся в вокальном эстрадном исполнительстве. Зрелищность и развлекательность стали популярными качествами, востребованными самым широким контингентом российских любителей музыкальной эстрады. Специфика официального эстрадного искусства состояла еще и в том, что она не имела коммерческого характера и большей частью служила проводником социалистической/коммунистической идеологии. Проблемная ситуация эстрадного вокального искусства конца прошлого века состояла в том, что в условиях информационного социума тиражирование вокального искусства стало нормой, частью массового искусства, что стало показателем формирования и становления отечественного музыкального шоу-бизнеса. Исследований, в которых рассматривалась эстетическая ценность и культурные функции эстрадного шоу-бизнеса, к сожалению, не так много. «Развлекательный» жанр не интересен истории, искусствоведению, в целом, обобщающим теоретическим исследованиям. Тем не менее, необходимо сказать о том, что сегодня сформировался новый тип эстрадного искусствоведа, который объединяет в себе практика и, теоретика шоу-бизнеса. Разнообразие шоу-программ, транслирующихся на отечественном телеэкране - «Фактор А», «Точь в точь», «Один в один», «Главная сцена», «Голос», «Голос. Дети» и другие - наполняет российское научное пространство множеством публицистических материалов, которые являются непосредственными откликами на отдельные эстрадные вокальные выступления. По нашему мнению, «эстрада» - это такая категория, которая уже сегодня расшифровывает не только вид искусства, но и социокультурный феномен массовой культуры. Как замечает исследователь М. М. Муратов, эстрада предстает как неустойчивое единство двойственного - «психологической защиты» и, одновременно, «маскировки пустоты». Их «пересечение» в многообразных феноменах эстрады выражает самую сущность человеческого бытия и, тем самым, объясняется глубинная потребность в эстраде на разных исторических этапах . Следует также заметить, что вокальная эстрада сегодня свободно выходит за академические рамки как искусства, в ней постоянно просматриваются процессы современной массовой культуры. Мы видим, что в России именно массовая культура вывела эстраду на новый художественный и популярный уровень, вместе с тем в художественно-эстетическом содержании эстрады произошли качественные изменения, возможно, невосполнимые. Средства массовой коммуникации все больше влияют на формы отечественной эстрады, тем самым вовлекают ее в сферу современной массовой культуры, а учитывая широкий спектр телевизионных реалити-шоу - приобретает характер эстрадного народного вокального творчества. Мы уже упоминали, что с началом рыночной экономики в нашей стране эстрада как вид искусства, трансформировалась в одну из составных частей шоу-бизнеса. Но это не значит, что понятие эстрада утратила смысл как вида искусства. Суть состоит в том, что современный музыкальный шоу-бизнес, в том числе и эстрадный, преследует цель - получить максимальное количество дивидендов и успеха. И если мы говорим о том, что истоки эстрады возникли задолго до зарождения массовой культуры в России (в выступлениях народных исполнителей), то должны признать и то, что именно массовая культура стала благодатной почвой для оформления эстрады в музыкальный шоу-бизнес. Одновременно, массовая культура способствовала превращению эстрады в товар музыкальной культуры. Безусловно, за внешним блеском отдельной «эстрады» может скрываться пустота, бессодержательность, и непрофессионализм. В массовой культуре информационного социума коммерческая суть проявляется в умении выгодно себя преподнести, точнее сказать - продать. Демонстрация эстрадой открытости, доступности, некоей легкости, эффектности и популярности - все эти и другие качества становятся гарантом эстрадной успешности, поскольку, по мнению исследователей отечественной эстрады, есть признаки нового культурного кода современного эстрадного искусства . Таким образом, эстрадное вокальное искусство ХХ в. представляет собой универсальный феномен отечественной культуры, получивший свое начало еще в дореволюционной России, а затем в СССР. В отечественной эстрадной музыкальной культуре ХХ в. мы выделяем следующие важнейшие аспекты: культура и искусство официальное; самодеятельное массовое искусство; стихийная самодеятельность: народная эстрада, авторская песня, рок-музыка. Мы также полагаем, что затронутые в настоящей статье, в частности, проблемы эстрадного вокального искусства как феномена массовой культуры и взаимодействие художественной и коммерческой сторон эстрадного искусства, актуальны для современной отечественной эстрадной теории и практики.

    Массовая культура – 3 пласта:

    1. Фольклор

    2. Академическое творчество

    3. Массовая культура – существовала всегда (трубадуры)

    До новейшего времени между массовой и академической музыкой не существовало границ. В России до 90-х гг. массовая музыка была регламентирована. Идеология СМИ – массовый пласт аудитории.

    Массовая муз. искусство: джаз, вокал, эстрада, авторская, муз. театр (оперетта), электронная муз. – диско. Музыка 3-его направления - содержит и классич., и массовость – Рок – опера:

    1. Привлечь внимание массовой аудитории к искусству

    2. Облагородить массовую музыку

    Массовая музыка малоизученна. Учёных не интересует. Негативизм связан с тотальной коммерцией – индустрия. Бесцеремонное обращение с академическим материалом, поверхностное обращение к темам, много популярных людей. Сегодня кризис музыкальной культуры.

    Причина: отсутствие должного академического аппарата, обращается к элементам лексическим формулам социокультурного контекста.

    1. Массовая музыка живёт по своим законам.

    2. Импровизационность

    3. Влияет на технические возможности

    ММК – феномен социокультурной идеологии

    Форма бытовой ММК отличается от академической нестабильностью.

    1. Массовый концерт

    2. Массовые – бытовые, обрядовые (диско)

    3. Масс- декаративной (фоновая музыка)

    Говоря об искусстве в целом, приблизительно аналогичную тенденцию отмечал Питирим Сорокин в середине XX века: «Как коммерческий товар для развлечений, искусство все чаще контролируется торговыми дельцами, коммерческими интересами и веяниями моды… Подобная ситуация творит из коммерческих дельцов высших ценителей красоты, принуждает художников подчиняться их требованиям, навязываемым вдобавок через рекламу и другие средства массовой информации». В начале XXI века современные исследователи констатируют те же культурные явления: «Современные тенденции имеют кумулятивный характер и уже привели к созданию критической массы изменений, затронувших самые основы содержания и деятельности культурных институтов. К наиболее значимым из них, на наш взгляд, относятся: коммерциализация культуры, демократизация, размывание границ - как в области знания, так и в области техники, - а также преимущественное внимание к процессу, а не к содержанию». Отношение науки к массовой культуре меняется. Если Карл Ясперс назвал массовое искусство «упадком сущности искусства», а Жан Бодрияр говорил, что все сферы современного искусства «входят в трансэстетическую сферу симуляции», то эти концепции были пересмотрены в 1960-1970 гг. в рамках постмодернизма, уничтожившего для многих исследователей противопоставление массовой и элитарной культур качественного оценочного смысла. Говоря об искусстве (подразумевая элитарное искусство) начала XX века, Ортега-и-Гассет говорит о его дегуманизации. В таких условиях увеличение роли «сверх-гуманизированного» массового искусства - процесс закономерный.

    Массовая (общедоступная) культура представляет собой продукты духовного производства в области искусства, создаваемые большими тиражами в расчете на широкую публику. Главное для нее - развлечение самых широких масс населения. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования. Основной ее чертой является простота идей и образов: текстов, движений, звуков и т. п. Образцы этой культуры нацелены на эмоциональную сферу человека. При этом массовая культура часто использует упрощенные образцы элитарной и народной культуры («ремиксы»). Массовая культура усредняет духовное развитие людей.

    Обилие «механических», электронных звучаний, окружающих детей с младенческого возраста замедляет развитие голосовых связок, формирование музыкального слуха, музыкального восприятия.

    Усложняет ситуацию в культуре перегруженность и «загрязненность» бытового музыкального фона, связанного с развитием воспроизводящей аппаратуры; засильем в СМИ и шоу-бизнесе низкопробных музыкальных произведений.

    Музыка, которая в течение тысячелетий человеческой истории была праздником, сопровождала человека в особо значительные моменты жизни, стала обыденностью, повседневностью, к тому же в худших своих образцах.

    Музыковеды, ученые, педагоги бьют тревогу. Выросло поколение людей «зависимых» от массовой культуры – не выносящих тишины, испытывающих дискомфорт при звуках классической музыки.

    Эту ситуацию предвидел Д.Б. Кабалевский еще в 60-х годах ХХ века. В своих выступлениях, в том числе и на международных музыкальных форумах, он, как почетный президент ISME, с тревогой и горечью отмечал возникновение «музыкально-развлекательной индустрии», коммерциализации искусства. Именно тогда, по его мнению, между создателем, исполнителем с одной стороны и слушателем с другой появился посредник-бизнесмен, владелец средств массового распространения музыки, который в своей деятельности руководствуется целями извлечения прибыли, выгоды в тех или иных формах. Разумеется, такое посредничество существовало в искусстве и раньше, но никогда в истории его влияние не было столь велико. Этому посреднику выгодно забыть о воспитывающем значении искусства и эксплуатировать низменные, даже физиологические эмоции и чувства слушателей. Причем посредник этот влияет в нужном ему направлении не только на слушателей, но, через финансовые рычаги, на создателей и исполнителей музыки.

    Сегодня смело можно утверждать, что массовая музыкальная культура в современном обществе по особенностям музыкального языка (эстетически примитивным и физиологически вредным), своим целям и задачам (изначально коммерческим), по формам существования в обществе (бесконтрольным) враждебна целям и задачам истинного искусства. Противостоять ей может всемерное развитие системы массового музыкального воспитания, возрождение тех форм его, которые существовали в недавнем прошлом и создание новых, учитывающих реалии современности, а так же объединение усилий всех неравнодушных, духовных, ответственных деятелей культуры и педагогики.

    1. Масса - как недифференцированное множество (т.е. противоположность понятию класс).

    2. Масса - как синоним невеже­ственности (как об этом также писал X. Ортега-и-Гассет).

    3. Массы - как механизированное общество (т. е. человек воспринимается как придаток техники).

    4. Масса - как бюрократизированное общест­во (т. е. в массовом обществе личность теряет свою индивидуаль­ность в пользу стадности).

    5. Масса - как толпа. Здесь заложен психологический смысл. Толпа не рассуждает, а повинуется стра­стям. Сам по себе человек может быть культурным, но в толпе - это варвар.

    И Д. Белл делает вывод: массы - есть воплощение стадности, унифицированности, шаблонности.

    В рамках массовой культуры можно выделить следующие сферы и проявления:

    Индустрия "субкультуры детства", направленная на формирование стандартизированных норм и образцов личностной культуры, закладывающая основы базовых ценностных установок, поощряемых в данном обществе;

    Массовая общеобразовательная школа, приобщающая учащихся к основам научных знаний, отбор которых происходит в соответствии с типовыми программами, воспитывающая стандартные поведенческие навыки, необходимые для социализации детей;

    Средства массовой информации, ставящие целью под предлогом информирования населения, объективной интерпретации текущих событий формирование необходимого "заказчику" общественного мнения;

    Система национальной или государственной идеологии и пропаганды, манипулирующая сознанием граждан в интересах правящих элит и формирующая массовые политические движения;

    Массовая социальная мифология, переводящая сложные, требующие специального изучения и соответствующей научной подготовки явления в пласт обыденного сознания, позволяющая "человеку массы" ощущать себя причастным к науке, политике, государственной жизни и т.п.;

    Индустрия рекламы, моды, формирующая стандарты престижных интересов и потребностей, образа и стиля жизни, управляющая спросом рядового потребителя, превращающая процесс безостановочного потребления различных социальных благ в самоцель существования;

    Индустрия физического имиджа: массовое физкультурное движение, аэробика, культуризм, косметология и т.п.;

    Индустрия досуга: массовая художественная культура (приключенческая, детективная и бульварная литература, аналогичные жанры кино, оперетта, поп-музыка, шоу-индустрия, цирк, туризм и т.п.), с помощью которой достигается эффект психологической релаксации человека. Массовая культура мифологизирует человеческое созна­ние, мистифицирует реальные процессы, происходящие в природе и в человеческом обществе. Происходит отказ от рационального на­чала в сознании. Целью массовой культуры является не столько заполнение досуга и снятия напряжения и стресса у человека ин­дустриального и постиндустриального общества, сколько стиму­лирование потребительского сознания у реципиента (т. е. у зрите­ля, слушателя, читателя), что в свою очередь формирует особый тип - пассивного, некритического восприятия этой культуры у че­ловека. Все это и создает личность, которая достаточно легко под­дается манипулированию. Другими словами, происходит манипу­лирование человеческой психикой и эксплуатация эмоций и ин­стинктов подсознательной сферы чувств человека, и, прежде всего, чувств одиночества, вины, враждебности, страха, самосохранения. Формируемое массовой культурой массовое сознание много­образно в своем проявлении. Однако оно отличается консерватив­ностью, инертностью, ограниченностью. Оно не может охватить все процессы в развитии, во всей сложности их взаимодействия. В прак­тике массовой культуры массовое сознание имеет специфические средства выражения. Массовая культура в большей степени ори­ентируется не на реалистические образы, а на искусственно созда­ваемые образы (имидж) и стереотипы. В массовой культуре фор­мула (а в этом и есть сущность искусственно создаваемого образа - имиджа или стереотипа) - это главное. Подобная ситуация сти­мулирует идолопоклонство. Сегодня новомодные «звезды искус­ственного Олимпа» насчитывают не меньше фанатичных поклон­ников, чем старые боги и богини.

    Массовая культура в художественном творчестве выполня­ет специфические социальные функции. Среди них главной явля­ется иллюзорно-компенсаторская: приобщение человека к миру крытой или скрытой пропагандой господствующего образа жизни, которое имеет своей конечной целью отвлечение масс от социаль­ной активности, приспособление людей к существующим услови­ям, конформизм.

    Такая разновидность массовой культуры, как рок-музыка, сначала в нашей стране была запрещена на официальном уровне, а потом так же неумеренно превознесена и идеализирована. Зачем же выступать против той рок-музыки, которая связана с народными традициями, традициями политической и авторской песни? Есть и такие направления, как панк-рок, тяжелый металл и др., которые, несомненно, несут контркультурный, вандалистский характер. Многие музыкальные направления отличаются синдромами пессимизма, мотивами смерти, самоубийства, страха и отчужденности. Потеря гуманистического содержания происходит в рок-музыке за счет искажения естественного человеческого голоса всевозможными хрипами и визгами, нарочито изломанными глумливыми интонациями, подмены мужских голосов женоподобными и наоборот.

    По поводу современной массовой культуры высказывались многие корифеи современной культуры от Лихачева до Солженицына, но интересно мнение такого авторитетного социолога, как Питирим Сорокин: "Современное искусство - преимущественно Музей социальной и культурной патологии. Покамест оно - искусство поношения и унижения человека, оно подготавливает почву для своей же собственной гибели как культурной самоценности".

    Безусловно, массовая культура имеет свои положительные моменты. Развлекая, доставляя чувственное удовольствие, она дает человеку возможность забыть о своих проблемах, отдохнуть. Однако, произведения массовой культуры или кича сиюминутны и лишь имитируют приемы подлинного искусства, рассчитаны на внешний эффект.

    Массовая культура - многофункциональное, объективное явление современного этапа культуры, в которую неизбежно вовлечены все слои населения, и проблема заключена в управлении динамикой массовой культуры, то есть, выработке эффективных механизмов отбора необходимых и перспективных ее направлений и выбраковке тех, которые приводят к необратимой деградации культурных ценностей и образцов.

    Появ-е академич. исследований о мас. муз. жанрах и мас. культуре (В. Конен, А. Цукер, В. Сыров и др.).

    Научное наследие В.Д. Конен (совет. музыковед, доктор искуст-я): более 130 работ, охват. историю мир. муз. культуры от средневековья до современности, в том числе книги о Шуберте (1953, 1959), Ральфе Воан-Уильямсе (1958), Монтеверди (1971), «Пути американской музыки» (1961, 1965, 1977), «Театр и симфония» (1968, 1975), «Этюды о зарубежной музыке» (1968, 1975), «Пёрселл и опера» (1978), «Третий пласт» (1994), «Очерки по истории зарубежной музыки» (1998, сост. В. П. Варунц) и др. Помимо академ. музыки научные интересы Конен распростр. и на джазовую, которой она посвятила книги «Блюзы и ХХ век» (1981) и «Рождение джаза» (1984). Единств. музыковед, кот. оказал джазу поддержку в труд. годы для этого жанра (50-80е), кто сделал его предметом своего исслед-я и областью своей поддержки и заинтерес-ти.

    Цукер А.М. – доктор искусствоведения, профессор, академик. Область науч. интересов: история отеч. музыки XIX-XX вв. (тв-во Даргомыжского, Мусоргского, Рахманинова, Шостаковича, Прокофьева и др.), проблемы мас. муз. жанров, вопросы муз. эстетики. Автор более 80 научных статей и 5 монографий. Осн.работы: Микаэл Таривердиев; Григорий Фрид. Путь художника; И рок, и симфония. Статья «Интеллигенция поет блатные песни (Блат. песня в совет. и постсовет. культуре)» (о деградации худож. вкуса).

    СЫРОВ В.Н. - доктор искусствоведения, Заслуж. деятель искусств РФ.

    Около 40 науч. работ, увидевших свет в центр. и регионал. науч. сборниках, журналах "Советская музыка", "Музыкальная академия", "Музыкальная жизнь", а также в современ. электрон. изданиях. Среди них - статьи о Б.Тищенко и Д.Шостаковиче, о композиторском стиле и творчестве "Веаtles", истории гармонии и негритянском блюзе. Актив. и заинтересов. участник международ. и рос. научно-теор. конференций по вопросам муз. ис-ва.

    Важ. область проф. интересов – современ. явления "3 пласта", взаимодействие мас. жанров с музыкой академ. традиции. Он работает в этой области и как исследователь-ученый (один из немногих в нашей стране), опубликовавший ряд трудов о джазе, арт-роке, негритянском блюзе, и как педагог, который создал и внедрил в учебный процесс спецкурс "Мас. муз. жанры", и как практик, кот. много лет курирует джаз. и рок. деят-ть в Новгороде, возглавляет жюри джаз- и рок-фестивалей, консультирует самодеят. коллективы, выступает с публичными лекциями перед молодеж. аудиторией.

    репортажа

    Чаще всего предметами музыкальных репортажей становятся концерты популярных молодежных групп, бардовских и рок-фестивалей, конкурсы популярных песен и т.п. Такие мероприятия относятся к массовой музыкальной культуре.

    Массовую музыкальную культуру принято рассматривать как оппозицию академическому искусству. Основная платформа для подобного противостояния «базируется на том, что академическая музыка направлена на посвященных, музыкально образованных, а массовая - предназначается для всех» Т.А.Курышева, «Музыкальная журналистика и музыкальная критика», «Владос-Пресс», М., 2007, стр. 280.. Это высказывание спорно, так как в музыкальной истории известно много случаев «миграции» произведений массовой культуры - в академическую, и наоборот. Что же такое массовая музыкальная культура?

    А. Троицкий дает такое объяснение: «это музыка, которая имеет возможность быть массовой» А.Троицкий, «Я введу вас в мир Поп...», спецсеминар для студентов ФЖ МГУ, стр. 15.. До 1877 года, считает Троицкий, массовой культуры не могло быть, так как «Томас Эдисон изобрел инструмент под названием фонограф, то есть инструмент, который мог записывать звуки. До этого не было того, что делает популярную музыку популярной. А именно - средств тиражирования. Помимо пластинок была еще одна вещь, которая способствовала тому, что музыка могла сохраняться и тиражироваться массово: это радио. Радио появилось примерно в то же время, что и пластинки, чуть позже» А.Троицкий, «Я введу вас в мир Поп...», спецсеминар для студентов ФЖ МГУ, стр. 16.. В начале XIX века начинают выходить первые нотные сборники. Их выпуск был единственным видом деятельности музыкальных издателей в то время. Первая же музыкальная пресса начинает появляться после Второй мировой войны. В 1952 году увидело свет издание о поп-музыке «New Musical Express»: рецензии на диски, репортажи с концертов и т.д. С освещения в СМИ музыкального процесса, по мнению Троицкого, начинается музыкальная массовая культура.

    К числу объективных причин принадлежности художественного явления к массовой культуре относятся: «коммуникативная функция, ее экстравертированная направленность» Г.В. Шостак. «Музыка массовых жанров как фактор формирования музыкальной культуры», НПУ им. Драгоманова, Киев, 1996, стр. 40., а также «критерий доступности: публика хочет узнавать, а не познавать, поэтому музыкальный журналист-критик может вырабатывать свои подходы в поисках специфических черт явления современной массовой музыкальной культуры» Т.А.Курышева, «Музыкальная журналистика и музыкальная критика», «Владос-Пресс», М., 2007, стр. 283..

    Музыкальный репортаж как рецензия на массовое зрелищное музыкальное событие принадлежит больше развлекательному жанру. Здесь цель - не столько информировать читателя о музыкальном процессе, сколько создать иллюзию присутствия на концерте. Именно поэтому практически все музыкальные репортажи «подкрепляются» фотографиями.

    Можно выделить несколько приемов музыкального репортажа с концерта:

    Максимальное количество изобразительных средств языка, характеризующих именно зрелищную сторону события (свет, масштабность мероприятия)

    Освещение порядка песен, композиции концерта

    Освщение танцевально-ритмической основы (если на сцене, кроме солистов, есть группа балетной поддержки).

    Музыка (от греч. musikе, буквально - искусство музыки), вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых последований, состоящих в основном из тонов (звуков определённой высоты). Музыка. - специфическая разновидность звуковой деятельности людей. С другими. разновидностями её объединяет способность выражать мысли, эмоции и волевые процессы человека в слышимой форме и служить средством общения людей и управления их поведением. В наибольшей степени музыка сближается с речью, точнее, с речевой интонацией, выявляющей внутреннее состояние человека и его эмоциональное отношение к миру путём изменений высоты и. характеристик звучания голоса. Это родство позволяет говорить об интонационной природе музыки. Вместе с тем музыка существенно отличается от всех остальных разновидностей звуковой деятельности людей. Сохраняя некоторое подобие звуков реальной жизни, музыкального звучания принципиально отличаются от них строгой высотной и временной (ритмической) организованностью. Эти звучания входят в исторически сложившиеся системы, основу которых составляют тоны, отобранные музыкальной практикой данного общества. В музыке. используются и звуки неопределённой высоты (шумы) или такие, высота которых не принимается во внимание, однако они играют побочную роль. В каждом музыкальном произведении тоны образуют свою систему вертикальных соединений и горизонтальных последований - его форму. В содержании музыки. главенствующую роль играют эмоциональные состояния и процессы (а также волевые устремления). Их ведущее место в музыкальном содержании предопределяется звуковой интонационной и временной музыкальной природой, позволяющей ей, с одной стороны, опираться на многовековой опыт внешнего выявления людьми своих эмоций и передачи их др. членам общества прежде всего и главным образом посредством именно звуков, и с другой - адекватно выражать эмоциональное переживание как движение, процесс со всеми его изменениями и оттенками, динамическими нарастаниями и спадами, взаимопереходами эмоций и их столкновениями.

    Из различных видов эмоций музыка. воплощает главным образом настроения. Широко представлены в музыкальном содержании также эмоциональные стороны интеллектуальных и волевых качеств личности (и соответствующих процессов). Это позволяет музыке. раскрывать не только психологические состояния людей, но и их характеры.

    Музыка, может выразить не все виды мыслей. Ей не свойственны предельно конкретные мысли-сообщения, содержащие информацию о каких-либо фактах, и предельно абстрактные, не вызывающие эмоциональных и наглядно-образных ассоциаций. Однако музыке. вполне доступны такие мысли-обобщения, которые выражаются в понятиях, относящихся к динамической стороне социальных и психических явлений, к нравственным качествам, чертам характера и эмоциональным состояниям человека.

    Стремясь к более широкому охвату мира философских и социальных идей, композиторы часто выходят за пределы так называемой чистой (инструментальной непрограммной) музыки, обращаясь к слову как носителю конкретного понятийного содержания (вокальная и программная инструментальная музыка., а также к сценическому действию. Благодаря синтезу со словом и действием, формируются новые типы музыкальных образов, которые устойчиво связываются в общественном сознании с понятиями и идеями, выраженными другими. компонентами синтеза, а за тем переходят в "чистую" музыку как носители тех же понятий и идей. Для выражения мыслей композиторы используют и звуковые символы (возникшие в общественной практике, бытующие в определённой социальной среде напевы или наигрыши, ставшие "музыкальными эмблемами" каких-либо понятий) или же создают собственные, новые "музыкальные знаки".

    Сравнительно ограниченное место в содержании музыки, занимают наглядные образы конкретных явлений действительности, воплощаемые в музыкальных изображениях, т. е. в звучаниях, которые воспроизводят чувственные признаки этих явлений. Малая роль изобразительности в музыке объективно обусловлена гораздо меньшей способностью слуха по сравнению со зрением информировать человека о конкретных материальных признаках предметов. Всё же в музыке, нередко встречаются и зарисовки природы, и "портреты" различных людей, и картины или "сцены" из жизни различных слоёв общества той или иной страны и эпохи. В них представлено как более или менее прямое (хотя и неизбежно подчинённое музыкальной логике) изображение (воспроизведение) звучаний природы (шум ветра и воды, пение птиц и т. п.), человека (интонации речи и.) и общества (различные звучания, являющиеся частью практической жизни), так и воссоздание конкретно-чувственных признаков предметов с помощью ассоциаций (пение птиц - картина леса), аналогий (широкий ход в мелодии - представление о просторе) и синэстезий - связей между ощущениями слуховыми и зрительными, осязательными, ощущениями.

    В музыке доступно содержание разных родов: эпическое, драматическое, лирическое. При этом, однако, в силу её неизобразительной природы наиболее близка ей лирика. В музыкальном содержании в целом господствуют положительные образы. Однако уже давно, и особенно широко с эпохи романтизма, в музыкальное содержание. вошли также отрицательные образы (а с ними ирония, карикатура, гротеск). Всё же и после этого основное место в музыкальном содержании продолжает занимать утверждение, "воспевание", а не отрицание, обличение. Подобная органическая склонность в музык к раскрытию и подчёркиванию лучшего в человеке усиливает её значение как выразителя гуманистического начала и носителя нравственно-воспитательной функции.

    Материальным воплощением содержания музыки., способом его существования служит музыкальная форма - та система музыкальных звучаний, в которой реализуются эмоции, мысли и образные представления композитора. Даже взятые в отдельности, музыкальные звучания обладают уже первичными выразительными возможностями. Каждое из них способно вызвать физиологическое ощущение удовольствия или неудовольствия, возбуждения или успокоения, напряжения или разрядки, а также синэстезические ощущения (тяжести или лёгкости, тепла или холода, темноты или света.) и простейшие пространственные ассоциации. Эти возможности используются в любом музыкальном произведении, однако обычно лишь как побочные по отношению к тем ресурсам психологического и эстетического воздействия, которые заключены в более глубоких слоях музыкальной формы, где звучания выступают уже как элементы целостных организованных структур.

    Музыка каждой нации в каждую эпоху характеризуется определённым "набором" устойчивых типов звукосочетаний (интонаций) вместе с правилами (нормами) их употребления. Такой "набор" можно назвать музыкальным "языком" этой нации и эпохи. Используя конкретные элементы и общие правила существующих музыкальных "языков", видоизменяя их, создавая новые, композитор тем самым формирует свой индивидуальный, в чём-то неповторимый музыкальный "язык", необходимый ему для воплощения собственного оригинального содержания.

    Музыкальные "языки" различных эпох, наций, композиторов необычайно разнообразны, но всем им присущи и некоторые общие принципы организации тонов - высотной и временной. В большинстве "языков" высотные отношения тонов организованы на основе лада, а временные - на основе метра. Связное и содержательное развёртывание (в одноголосии) высотных и временных отношений музыкальных звуков на основе лада и метра образует мелодию, которая является важнейшим из выразительных средств музыки, её "душой".

    В каждом музыкальном произведении из отдельных элементов его формы в процессе их объединения и соподчинения складывается общая структура, состоящая из нескольких частных структур. К последним относятся структуры: мелодическая, ритмическая, ладогармоническая, фактурная, тембровая, динамическая, темповая и др. Особое значение имеет тематическая структура, элементами которой служат музыкальные темы (вместе с различными видами и стадиями их изменения и развития). В большинстве музыкальных стилей именно темы являются материальными носителями музыкальных образов.

    Все частные структуры связываются воедино и координируются синтаксической структурой (объединяющей мотивы, фразы, предложения, периоды) и композиционной (объединяющей партии, разделы, части и т. д.). Последние две структуры образуют музыкальную форму в узком смысле слова (иначе - композицию музыкального произведения). В силу относительной самостоятельности формы в музыке сложились устойчивые, долговечные виды композиционных структур - типовые музыкальные формы (в узком смысле слова), способные воплощать обширный круг образов. Таковы существующие в европейской музыке уже в течение нескольких столетий двухчастная и трёхчастная формы, вариации, рондо, сонатное аллегро фуга и др; есть свои типовые формы и в музыкальных культурах Востока. Каждая из них обобщённо отражает характерные, наиболее распространённые виды движения в природе, обществе и человеческом сознании (становление явлений, их повторение, развитие, столкновение и т. п.).

    Музыкальная деятельность человека имеет три основных разновидности: творчество, исполнительство и восприятие. Им соответствуют три этапа существования музыкального произведения: создание, воспроизведение, слушание.

    На всех этапах музыкальная деятельность носит творческий характер, хотя и в разной степени: автор создаёт музыку, исполнитель активно воссоздаёт и пересоздаёт её, слушатель же более или менее активно воспринимает.

    Музыка возникла на низших ступенях общественного развития, выполняя преимущественно утилитарную роль - ритуальную, ритмическую в трудовой деятельности, способствуя при этом объединению людей в едином процессе.

    В дальнейшем музыка стала неразрывно связана с литературой. Поэтические произведения - сказы, баллады и пр. интонировались мелодией, напевались. Музыка находилась и в синтезе с танцем. Музыка - вид искусства, рассчитанный на слуховое восприятие и отличающийся прямым и особо активным действием на чувства людей, Л.Н. Толстой говорил, например, что музыкальное искусство "по своему свойству имеет непосредственно физиологическое воздействие на нервы"". Главным выразительным средством здесь является звук и другие стороны и компоненты музыкальной формы: мелодия, полифония, гармония, ритм, композиция и т.п. Музыка создает звуки особого свойства, которых нет в природе и которые не существуют вне музыки. Музыкальный звук имеет интонационную природу. Первым музыкальным инструментом был голос. Основа музыки - ритм и гармония, в своем соединении дающая мелодию. В отличие от всех видов изобразительного и словесного искусств, музыка не воспроизводит видимых картин мира и лишена смысловой конкретности. Видимо, поэтому ее можно считать подлинно общечеловеческим, универсальным "языком", не требующим перевода.

    Многие выдающиеся деятели культуры - и не только композиторы - из всех видов искусства отдавали предпочтение именно музыке. Вот как писал о ней великий немецкий писатель и мыслитель Иоганн Вольфганг Гете: "Величие искусства, пожалуй, ярче всего проявляется в музыке, ибо она не имеет содержания, с которым нужно считаться.

    Она - все формы и наполнения. Она делает возвышенным и благородным все, что берется выразить".

    По сравнению с произведениями всех видов пространственных искусств, музыкальные творения практически не уничтожаемы, ибо, если не считать их далеко не обязательной нотной записи, они существуют не в материальной, предметной, а в идеальной форме. Их нельзя пощупать, подделать, как это случается с картинами и скульптурами, хотя и можно украсть, дав свое авторство чужому произведению.

    В отличие от изобразительного искусства в музыке играют огромную роль другие искусствоведческие категории - интерпретация и исполнительство. По существу, у виртуозно исполненного музыкального произведения не один, как в живописи, а несколько "авторов", если считать композитора, исполнителя (или исполнителей), а также возможности используемых инструментов.

    В музыкальном творчестве, если иметь в виду и его исполнительскую сторону, больше, чем в других видах первоначальных искусств, присутствует коллективность. Вот почему понятие фольклора ассоциируется, прежде всего, с музыкой, песней и стихами, также связанными с музыкальным началом.