Положительный имидж мусульманки в обществе. Маркетологи изучают тренды молодого поколения мусульманок. Для начала рассмотрим особенности коммуникативных технологий в общем и PR в частности

Призван скрыть красоту, а не подчеркнуть.

Однако многие девушки, которые решились носить закрытую исламскую одежду, почему-то не решились отказаться от макияжа, платков со стразами, объемных сережек вечернего типа, а ведь это все украшения, которые мы должны оставить при выходе из дома. Очень противоречиво смотрится портрет девушки в хиджабе и при этом просто зверски накрашенной: губы с татуажем и силиконом, вытянутые бантиком и накрашенные кричащим цветом помады и блеском для губ; брови с татуажем или сильно подкрашенные карандашом, наклеенные ресницы, нарисованные стрелки, два слоя тонального крема, румяна на щеках. При взгляде на такие образы не приходят на ум мысли об Исламе, напрашивается одно лишь слово – «бомба». Глядя на этот портрет, вряд ли кому-то в голову придет изучать религию, полюбить Ислам. Наоборот, это лишь отталкивает иноверцев. Накрашенных монахинь, как мы знаем, нет. Самое интересное, что мужчины начали выставлять карикатуры с обезьянами на подобный образ в социальных сетях, писать критику в своих блогах, но девушек это не останавливает, они продолжают быть «бомбитами».

Девушки массово выставляют свои фото в чужие группы под названием с общим смыслом «Самые красивые ухти и ухтишки», где устраивают конкурсы, чья фотография наберет больше лайков. Зачем? Чтобы похвастаться, какая вы красивая? Или чтобы вас там кто-то выбрал в жены по признаку красоты? Или чтобы там обитающие некоторые "мужчины" из разных городов и стран написали пошлые комментарии под вашей фотографией? Мне кажется, это так унизительно – выставляться в подобных далеких от Ислама бессмысленных группах, будто девушка – это товар в красивом фантике, выставленный на продажу на какой-то бирже.

Для какой цели девушки красятся? Понятное дело – чтобы понравиться мужчинам. Не подружкам, не самим себе. Мужчинам. Но вот только какой мужчина сказал, что любит накрашенных девушек? Никакой! Многим это даже противно. Большинство мужчин предпочитают естественную красоту. Так что удалите свой бомбовый макияж, будьте естественной и натуральной. Бог создал женщину изначально красивой, и не надо комплексовать, проявлять недовольство и исправлять, доделывать и дорисовывать. Это может вызвать гнев Всевышнего. Ислам не мода. Ислам – религия.

Такие «бомбиты» тем самым показывают свою неуверенность в себе. Лишь уверенная в себе девушка может смело выйти в свет в длинной закрытой одежде и без макияжа и увеличенных в салоне губ.

Найти в Интернете для своих заметок в блоге фото девушки в хиджабе и без макияжа – большая проблема. Даже на исламских порталах и в группах выставлены снимки девушек с агрессивным макияжем. Все накрашены и – чрезмерно, будто главный козырь девушек – это их внешность. Вина мужчин здесь очевидна: многие парни, живущие страстями, со слабым иманом, сегодня ищут именно красивых, ставят многочисленные лайки за этих бомбит, поэтому-то, видимо, многие девушки уделяют внимание своей внешности больше, чем чему-либо. Каков спрос, такое получилось и предложение. Мужчинам надо задуматься над этим, ставя классы за обнаженных и разукрашенных искусственных кукол, и понять, что они тем самым поощряют греховное, а также жениться как можно раньше.

Всевышний Аллах сказал в Коране (смысл): «Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас» (сура «ан-Нур», аят 31). Выходить на улицу с макияжем – харам (запретно). Украшаться нужно только для своего любимого мужа, а не для всех остальных мужчин в городе.

Кроме того, надев внешний хиджаб, мусульманке нужно подумать и о своем внутреннем хиджабе: стараться минимизировать общение с посторонними мужчинами-немахрамами, будь то в реальной жизни или же в социальных сетях, где о скромности мало кто вспоминает. Нужно стараться придерживаться принципа: никогда никому не писать первой, не звонить первой, не начинать разговор первой. Только по делу и только в том случае, если никто другой из близких женщин или мужчин-махрамов не может заменить это общение. К примеру, у вас есть вопросы по Исламу, но в книгах и проповедях ответов не нашли, знающих Ислам женщин среди родственников и знакомых нет и разъяснить некому. Хотя имамы даже в такой ситуации не рекомендуют общение с противоположным полом. И это понятно. Даже обычное «ассаламу алейкум», «здрасти» или «привет» может вызвать у мужчины интерес к вам как к противоположному полу, и могут развиться определенные надежды и чувства, вырвать из сердца которые потом очень сложно, а у живущих страстями мужчин – может появиться запретное желание. Поэтому-то мусульманкам даже молиться велено дома, а не в мечети, дабы даже своим присутствием не туманить разум чужим мужчинам.

Счастлива та девушка, которой жениха подбирают родители, а не сама она вынуждена искать, счастлива та женщина, которая замужем, вдвойне счастлива та, которой нет необходимости появляться в обществе: не нужно работать, не нужно ездить на рынок за продуктами, водить детей в сад или школу и т.д.: все это делает богобоязненный муж, дабы его супруга не стала причиной чьего-либо греха даже в мыслях

В настоящее время в западных средствах массовой информации не существует единого представления об исламе и мусульманах. Несмотря на это, начиная с момента падения Советского Союза, основной задачей Запада стало изображение ислама в качестве главного врага Запада и мусульманского мира – в качестве рассадника терроризма, угрожающего западной цивилизации и её демократическим ценностям. Таким образом, при современном господствующем мировом порядке – когда все нормы цивилизованного поведения в области внешней политики отброшены Вашингтоном и его союзниками в Лондоне и Тель-Авиве – мусульмане ассоциируются с терроризмом.

За прошедшие несколько лет произошёл ряд катастроф, причиной которых стала экспансионистская политика бывшего президента США Джорджа Буша-младшего. Эти бедствия включают жестокое обращение с пленённым населением Ирака и Афганистана, издевательства американских и британских войск над заключёнными из мусульманских стран, полное пренебрежение к правам военнопленных. Мы также оказались свидетелями жестокого обращения с теми, кто подозревается в сопротивлении или противодействии американской оккупации их стран, а также лживой пропаганды, целью которой являлось сокрытие реальных целей и преступлений против человечества, задуманных и совершённых неоконсерваторами из Вашингтона и Лондона.

Нужно ли говорить, что так называемый «Исламский вызов» базируется на утверждениях, которые в реальности ничем не подкреплены. Они скорее представляют в ложном свете, искажают и вводят в заблуждение, чем просвещают и информируют. За последние 15 лет из печати вышли ряд публикаций с такими сенсационными названиями, как «Меч ислама», «Исламская угроза», «Корни мусульманского гнева», «Новый боевой клич ислама». Эти названия являются отражением того предвзятого образа ислама, о котором авторы публикаций рассказывают своим читателям. Согласно подобной проекции, ислам является угрозой для западных ценностей, а также экономических и политических интересов Запада. Но, если принять во внимание то реальное влияние, которое имеет Запад в целом и Америка в частности на Ближнем Востоке и за его пределами, то так называемая «Угроза Ислама» является совершенно беспочвенной.

Но политические манипуляторы от правых и христианские фундаменталисты способны без труда спровоцировать серьёзный кризис между мусульманским миром и Западом. Стоит только вспомнить случай с карикатурами на пророка Мухаммеда. Истинная цель публикации этих карикатур некоторыми датскими и норвежскими правыми газетами заключалась в попытке спровоцировать враждебную реакцию мусульман и тем самым вызвать чувство негодования и обиды у мусульман и христиан друг к другу. Они попытались прикрыть свою анти-исламскую кампанию дымовой завесой аргументов, согласно которым публикация карикатур является демонстрацией западной свободы самовыражения. Они проявили себя ксенофобами и расистами и выказали неуважение к культуре иммигрантов в Европе и, в особенности, к культуре ислама. Как оскорбление чувств более чем миллиарда мусульман может послужить интересам свободной прессы, свободы самовыражения или гражданских свобод? Будучи антиисламским фундаменталистом и христианином, норвежский редактор издания «Magazine» по фамилии Сельбекк перепечатал карикатуры, опубликованные первоначально в Дании. Когда его спросили, опубликовал ли бы он карикатуры, оскорбляющие Иисуса, Сельбекк ответил «Нет». Таким образом, «свобода самовыражения» – хвалёный идеал этого джентльмена – была ограничена оскорблениями пророка Мухаммеда и, очевидно, не включала в себя оскорбления богов и пророков других основных религий.

Вместе с тем, очень важно понимать стратегические цели, которые преследуют такие редакторы и издатели. Им удалось добиться своего – максимально спровоцировать мусульман во всём мире и вызвать презрение и ненависть к ним со стороны последователей других религий. Как и следовало ожидать, мусульмане были оскорблены в своих чувствах, следствием чего стал ряд ужасных происшествий в различных частях земного шара. Однако бурно отреагировавшая общественность не поняла, что попала в ловушку, расставленную антимумульманскими нечестивцами, которые при помощи провокации достигли своей цели – была подготовлена почва для повторения старых обвинений: мусульмане – фанатичные, взрывные и иррациональные, они – «террористы»! Пропасть между «ими» и «нами» в качестве культурных противоположностей стала шире и глубже.

Антимусульманские СМИ продолжают штамповать стереотипы, которые изображают мусульман более склонными к конфликтам и насилию, чем представители Запада. Для укрепления этого имиджа известия о конфликтах в мусульманских странах преподносятся как самоочевидная истина. Существует общая тенденция к чрезмерному упрощению или полному игнорированию различных тенденций и социально-экономических факторов, которые ведут к нестабильности и конфликтам в различных мусульманских странах. Предлагаемые разъяснения и выводы иногда основываются на скрытых, но чаще всего на явных допущениях о превосходстве Запада и «иудео-христианской» культуры. При этом исламский мир считается эпицентром жестокости и дисгармонии.

На Западе широко распространён стереотип о том, что исламские страны по своей природе склонны к насилию, фанатизму, средневековому образу мышления и предубеждениям. Это означает, что ислам, как религия и культурный фактор, несёт ответственность за всё региональное зло. Запад же является вестником полного благополучия (а иногда и страданий), мира и цивилизованности (а время от времени и захватнических войн и варварства), рациональности и непредвзятости (а иногда иррациональности, расизма и предрассудков). Кроме того, он постоянно думает только о своих интересах. Те, кто взял на себя труд взглянуть на историю западного колониализма последних нескольких столетий, начавшегося с так называемых «открытий» – Америки Колумбом в 1492 году, морского пути в Индию Васко да Гамой в 1498 году и Африки европейцами – в аспекте возможности торговли живым товаром, указывают на «благородные» руки западных стран, протянутые к людям Америк, Азии, Африки и Австралии и оставившие свой след на каждом континенте.

У нас нет возможности в этой статье углубиться в историю. Но глобальная экспансия западного колониализма – это история грабежей и разрушений. Несомненно, именно таким способом были посеяны семена западной цивилизации. В рамках самих западных обществ внутренние противоречия, насилие и войны представляют нам кровавую историю. Если принимать во внимание исключительно геополитические и международные отношения, эта высшая культура за последние 100 лет оставила после себя лишь наследие двух Мировых и других войн (Корея, Вьетнам, Афганистан, Ирак), вторжения и перевороты (Гватемала, Гренада, Иран, Пакистан, Индонезия, Чили, Аргентина, Южная Африка), концентрационные лагеря и расистские погромы, совершаемые в небывалом масштабе знаменосцами западной цивилизации.

Несомненно, культурные различия между странами и людьми – это исторический факт. И поэтому обобщение культурных различий неизбежно. Но эти различия никоим образом не могут быть приравнены к обоюдной исключительности или неизбежной враждебности между разными культурами. Там, где первоначальный инстинкт не вникает в сравнительные антропологические и исторические исследования культур, а скорее из тайных побуждений провоцирует на соперничество и ненависть друг к другу народов и религий, последствия могут оказаться катастрофическими.

Давайте вспомним события, последовавшие за взрывом в Оклахома-Сити, США, 19 апреля 1995 года. СМИ поспешили распространить слухи том, что ответственность за это массовое убийство несёт «человек с Ближнего Востока» (то есть араб-мусульманин). В результате мусульмане на территории США подверглись физическому насилию, грубому обращению и общественному бойкоту. Их мечети осквернялись, мусульманские женщины подвергались приставаниям, а машины, принадлежащие «людям с Ближнего Востока» повреждались.

Британская газета «Today» опубликовала на первой странице ужасающую фотографию пожарного, несущего обгоревшее тело мёртвого ребёнка, под заголовком «Во имя ислама». Установить личность преступника, совершившего это предосудительное действие, было бы недостаточно; необходимо было вовлечь ислам, чтобы разжечь общественный гнев против представителей другой веры. Тем не менее, вскоре выяснилось, что террористом является светловолосый американский солдат, ветеран войны в Персидском заливе 1991 года. Религией этого придерживающегося правых взглядов террориста был не ислам, а христианство. Но ни одно средство массовой информации Америки и Великобритании не назвало его «христианским террористом» и не извинилось перед мусульманами за причинённый им вред. Вновь свобода говорить правду и сообщать о происходящих событиях была отодвинута на второй план.

Второй случай – это атака 11 сентября 2001 года на Всемирный торговый центр и Пентагон, произведённая несколькими людьми, большинство которых были родом из Саудовской Аравии, близкого союзника Америки. Они рассматривали политику, проводимую США на Ближнем Востоке, и поддержку анахронического правления Дома Саудов как препятствие на пути установления справедливого общественного строя в их стране и на территории всего Ближнего Востока. Неважно, в чём заключалась причина их недовольства, я считаю эту атаку громадной ошибкой. Она дала повод вашингтонским неоконсерваторам и правым фанатикам развязать на Ближнем Востоке и в расположенных рядом нефтяных регионах террор и войну, принести смерть и разрушения. В то же время возникает вопрос: какое отношение имеют эти террористы к миллионам простых граждан-мусульман Европы и Америки? Ответ: никакого. Мы оказались свидетелями нелепого и достойного презрения поведения белых людей Запада, подвергавших гонениям мусульман.

За время моей более чем сорокалетней жизни в Европе я очень ясно осознал, что необходимо провести серьёзный исторический анализ отрицательного имиджа ислама и исламской цивилизации, который позволит нам подняться выше распространённых и избитых штампов СМИ и таким образом выявить факты проблематичных взаимоотношений двух мировых религий и их цивилизаций. Эти вопросы и проблемы рассматриваются в моей книге «Восприятие ислама в христианском мире» (2006). Несомненно, и ислам, и Запад страдают из-за проблемы восприятия враждебных взаимоотношений, уходящих своими корнями в глубь истории. На их взаимное восприятие негативно повлияли религиозные догмы, политика и предрассудки.

Если взглянуть на историю колониальной экспансии европейцев в Америке, Австралии и на Востоке (Китай, Индия, Ближний Восток, Северная Африка), то станет очевидным, что баланс сил между Востоком и Западом изменился. Колониальная власть над другими народами укрепила коллективное сознание индустриального Запада, или его мнение, что он сильнее и поэтому лучше остального мира. Угнетаемые жители колоний также стали считать, что Запад превосходит их в материальном, культурном и моральном плане. Запад действительно был лучшим в создании машин, оружия и боеспособных армий, предназначенных для захвата и порабощения других стран мира. Это сделало западные страны более сильными, но не означало, что они были лучше в моральном или интеллектуальном плане. Однако угнетаемые народы были неспособны выдвинуть эту бросающую вызов точку зрения. В условиях такого неравного соотношения сил при колониализме, настоящее общение было невозможным. То же самое можно сказать и о нынешней неоколониальной войне администрации Буша в Ираке, имеющей целью получить полный контроль над нефтяными ресурсами и упрочить политическую гегемонию США на всём Ближнем Востоке.

Вопреки всем историческим фактам и современной политической действительности, на Западе ислам считают монолитной религиозной и политической силой. Но он не является монолитным. Различия внутри исламского мира глубже, чем полагает большинство жителей Запада. Через три десятилетия после смерти пророка Мухаммеда мусульманское общество в результате гражданской войны раскололось на суннитов и шиитов. Это разделение оказалось устойчивым, и последующие 14 веков исламская вера характеризовались дальнейшим делением уже внутри этих двух главных направлений. В разных странах и регионах мира распространение ислама происходило различными путями. В настоящее время более одного миллиарда представителей всех рас, языков, национальностей и культур являются мусульманами. Их социокультурные условия, а также доктринальная принадлежность различны. Это означает, что подобно христианству ислам, как универсальная религия, не монолитен, несмотря на общность некоторых фундаментальных мусульманских догм, таких, как вера в одного бога и его откровения через пророков.

Тем не менее, исторические и религиозные традиции и мифы продолжают существовать. Став частью культуры, они формируют и перестраивают коллективное сознание огромного числа людей. Анти-исламская традиция христианского мира имеет долгую историю и продолжает определять международные отношения и оказывать на них негативное влияние. История, как наука, позволяет нам посмотреть на факты с точки зрения исторического эволюционного процесса и тем самым облегчить культурный багаж, который так часто отравляет отношения между двумя религиозными обществами. Честное и сбалансирование изучение прошлого и современной геополитической реальности господствующего мирового порядка даст нам возможность перестать пассивно принимать искажённое наследие и закрывать наши глаза на то, что происходит в Ираке, Палестине, Афганистане и в Пакистане, находящихся в руках США, их союзников и марионеточных мусульманских правящих верхушек.

Вопрос «исламского терроризма», отрицание прав женщин в исламе и предполагаемая несовместимость исламских и западных ценностей постоянно муссируются в западных СМИ. Подобные упрёки говорят о глубоко укоренившихся невежестве и заблуждениях. Они никак не взаимосвязаны с реальностью. Нам следует помнить, что последователь какой-либо религии не обязательно является истинным представителем этой религии. Ни один акт терроризма, государственного терроризма или терроризма супердержавы не может быть вменён в вину какой-либо религии, будь то христианство, иудаизм, ислам или индуизм. Если индивидуум или группа людей из мусульманского общества по какой-либо причине прибегают к экстремизму в политической или религиозной сферах или совершают преступление, то обычно виновным оказывается ислам. Что происходит, когда кто-то, принадлежащий к западной культуре, или христианский правый экстремист прибегает к насилию или совершит преступление? Он несёт личную ответственность, и никто не обвиняет в произошедшем западную культуру или христианство. Разве на западе нет влиятельных лидеров, являющихся правыми христианами и ответственными за смерть сотен тысяч мусульманских мужчин, женщин и детей? Обвиняет ли кто-нибудь христианство за это? Мы задаём эти вопросы и надеемся, что наши читатели попытаются найти на них ответ.

Что касается женщин, то Коран дал им право на наследование и развод в седьмом веке, в то время как западные женщины получили эти права только в 19-20 веках. В исламе ничего не говорится по поводу обязательного ношения паранджи или затворничества. В действительности, такая практика появилась в исламе через 3 поколения после смерти пророка Мухаммеда и была позаимствована у византийских христиан-греков. По сути, в начале истории ислама между христианами и мусульманами существовала высокая степень взаимопроникновения культур.

Фундаментальные ценности, такие как общность взглядов, уважение, справедливость и мир, являются общими во всех крупных цивилизациях и у пяти основных религий. Неправильно называть демократию «западной ценностью». В Европе преобладала монархическая система, при которой короли обладали абсолютной властью в силу права помазанника Божьего. Эволюция демократической и конституционной формы правления произошла намного позже. Вопреки утверждениям СМИ и политиков-популистов, в исламе нет ничего, что бы противоречило демократии и демократическим ценностям.

Недавно было проведено исследование по проблеме демографического роста мусульман и увеличения доли мусульманок на мировом потребительском рынке, которое, в частности, показало, что покупательская способность мусульманок в одних только Соединенных Штатах оценивается в 170 миллиардов долларов. Исследование также выявило тенденцию усиления роли молодых мусульманок. Автором исследования стала Наянтара Дутта.

По словам Дутты, «маркетологи упростили свое понимание жизни мусульман, которая судя по историям об их иммиграции и их пониманию Ислама, представляется совсем другой». Вдохновившись книгой «Поколение М»Шелины Джанмохамед, она провела исследование о трендах, имеющихся в мусульманском обществе. Ее цель заключалась в том, чтобы показать обширную сеть мусульманских диаспор и сложный характер этой мировой культуры.

Сама Джанмохамед в прошлом году рассказала, как понимает понятие «поколение М»: «Поколение M является особенным сегментом в глобальном мусульманском сообществе. Одна из ключевых характеристик этой группы заключается в том, что ее представители верят, что вера и модернизация должны идти рука об руку».

«Поколение M является особенным сегментом в глобальном мусульманском сообществе. Одна из ключевых характеристик этой группы заключается в том, что ее представители верят, что вера и модернизация должны идти рука об руку».

Дутта сосредоточила свое внимание именно на этой группе мусульманок, борющихся с категорическими стереотипами об исламе и исламофобией, которые по-прежнему вызывают напряженность между ними и другими группами. В результате, маркетологи взяли паузу, сказала Бениш Шах, экс-директор по маркетингу продукции в компании Refinery29.

Она сказала Дутте: «СМИ знают, что должны как-то разговаривать с мусульманскими женщинами, они просто не знают, как это делать. Мы переживаем ситуацию обеления мусульманского общества (роста числа белокожих мусульман – Исламосфера). Позвольте мусульманам рассказывать свою собственную историю, высказывать свою собственную точку зрения вместо того, чтобы просить их представлять ваши концепции».

Более того, по словам Алии Хан, основательницы и председателя Совета по исламской моде и дизайну, халяль – это образ жизни, который связывает членов мусульманского общества; он не должен рассматриваться просто как характеристика или требование, налагаемое к продукту, а должен восприниматься как неотъемлемая часть жизни миллионов членов исламского сообщества.

«Мусульмане ищут не то, что может предложить современный рынок», – сказала она. «Мы придаем больше внимания качеству, морали и надежности, которые являются важной частью халяльного образа жизни и способствуют хорошему старту своего дела, формируя положительный имидж продавца. Эти же качества должны лечь в основу производства любого продукта.

Мусульманки испытывают тягость от того, что им приходится заниматься передачей разнообразного мусульманского опыта остальному населению. Лейла Шайкли, соучредитель международного сообщества «Мусульмане-хипстеры» Mipsterz, сообщила Дутте, что уже устала рассказывать свою историю от лица мусульманки: эта история перестала быть моим личным рассказом о себе, а превратилась в свое рода исправление увековеченных в сознании народа мифов, согласно которым женщина в исламском обществе подвергается насилию и угнетению. Мусульмане, с которыми я общаюсь, влиятельны, образованны, инициативны, активны и являются живым опровержением того искаженного образа, который приписывается им средствами массовой информации».

«Мусульмане, с которыми я общаюсь, влиятельны, образованны, инициативны, активны и являются живым опровержением того искаженного образа, который приписывается им средствами массовой информации».

Тем не менее, мусульманский рынок, отмечает Дутта, является одним из немногих институтов, которые стоят на страже ценностей, а не строятся лишь на общем халяльном образе жизни. По словам Дутты, мусульманки, в частности, «готовы делать дополнительную работу, только бы бренды уважали выбранный ими образ жизни и принимаемые ими повседневные решения». Она привела в пример Nike Pro Hijab, который разделил общественность – некоторые мусульманки были счастливы стать лицом этого спортивного бренда, другие же отнеслись к нему скептически, так как их насторожили сообщения, что он производится в потогонных мастерских, где используется труд рабов.

Эти и другие причины, в числе которых обширная сеть контактов, позволило мусульманскому населению «утвердиться в качестве глобального рынка», – сказал Шахед Аманулла, основатель мусульманского техноинкубатора Affinis Labs. «Вы можете продавать мусульманам товары сообща; это означает, что размер рынка увеличился в сто раз, но верно и то, что они захотят, чтобы товары и услуги, которые вы им продаете, согласовывались с их идентичностью».

Изучив, что происходит в больших общественных группах, Дутта в своем исследовании выявила несколько способов выхода брендов на рынок наиболее оптимальным образом. Мусульманки публично заявили о своем присутствии на мировой сцене, подобно модели Халиме Аден, которая в 2016 году представила на Нью-Йоркской неделе моды линию модной одежды рэпера Канье Уэста, подобно фехтовальщице Ибтихадж Мухаммад, которая приняла участие в последних летних Олимпийских играх (кроме того в честь нее была создана Барби в хиджабе).

«Маркетологи начинают предоставлять мусульманкам площадку», – сказал Дутта, – «но им недостаточно того, чтобы мусульманки на этой площадке просто рассказывали истории о себе – их больше интересует тот, кто в действительности извлечет из их самопрезентации выгоду».

Это, по ее словам, привело к тому, что у мусульман возникло двоякое чувство: что бренды с одной стороны действительно поддерживают их идентичность, а с другой, что они заточены исключительно на то, чтобы получить прибыль от присущего этой группе разнообразия. «Бренды могут лишиться доверия мусульман, – добавила Дутта, – если они будут распространять средства массовой информации, которые включают о них какую-то информацию, но не созданы ими».

Исследование Дутты, касается открытости мусульманок из разных регионов к тому, чтобы пользоваться брендами при условии, что те будут уважать их культуру и не будут требовать от них при совершении покупок компромисса со своими религиозными ценностями.

В заключение Дутта сказала: «Я надеюсь, что мой доклад поможет читателям лучше понять рассказы мусульманок о себе и покажет маркетологам, какую поддержку они могут оказать им. Мусульманки «поколения М» собираются нарушить установленный порядок, и они лишь начинают свой путь».

Беннетт Беннетт / thedrum.com

Наша одежда может многое о нас рассказать. По ней можно узнать о вкусах, предпочтениях, внутреннем мире, мировоззрении... Известная пословица гласит, что встречают по одёжке, а провожают по уму. Но часто оказывается, что по одежде можно как встретить, так и проводить. Ведь не всегда первое впечатление оказывается обманчивым, и внешний вид может быть полным отражением внутреннего состояния. Недаром люди на подсознательном уровне научились распознавать человека по одежде и относиться к нему соответственно.

Более того, одежда влияет на поведение её носителя. Как ни крути, а имидж диктует поведение. Джентльмен в изысканном фраке и цилиндре ведёт себя соответствующе. Он не матерится, не бранится, не оскорбляет, учтив и вежлив. Можно уверенно сказать, что такой джентльмен является эталоном западной цивилизации и в одежде и в поведении. А «дикарь» в засаленной и помятой куртке источает грязь и омерзение. Мы понимаем, что тот, кто не заботится о внешнем, махнул рукой и на внутреннее. От таких все держатся подальше, дабы, не ровен час, не испачкаться и не быть оскорблённым.

Выбирая одежду, мы руководствуемся не только своим статусом, мы обращаем внимание и на то, как одеваются люди близкого нам круга, близких нам убеждений, взглядов. Например, мусульманские женщины одеваются согласно велению Создателя. Точно так же определённый внешний вид, если хотите, имидж, имеют и мусульмане-мужчины. Благонравный мусульманин носит головной убор, не признаёт коротких рукавов, естественно, не носит прозрачного и облегающего. Сейчас лето и жарко, но «скидки» на погоду не делается. Желающие подчеркнуть свою принадлежность Исламу не ограничиваются «просто головным убором», а подбирают красивый фес (не нравится мне слово «тюбетейка»). Как и женщин в хиджабах, так и мужчин, одетых согласно Исламу, можно часто встречать на улицах городов. Они аккуратны, опрятны, чисты. Но не только это. Надевший на голову фес понимает, что является как бы лицом Ислама. Молодой человек не позволит себе двусмысленных шуточек в адрес незнакомок, к старшим будет почтителен, а младших не обидит. Да, мусульманин обязан быть примером для других. Ведь верующий представляет религию Аллаха. И когда кто-либо, одетый по канонам Шариата, ведёт себя не столь вежливо, не адекватно внешнему виду – это бросается в глаза. Ведь так сложилось, что женщин в хиджабах или мужчин в фесах окружающие воспринимают как людей, представляющих ценности Ислама. Категорически недопустимо, если такие люди будут грызть семечки на улице, гоготать, громко выражать эмоции.

Однажды я находился в Центральной больнице Махачкалы, и ожидал результатов операции родственника. К нам подошла незнакомая женщина и попросила перенести дочь из реанимационного отделения в стационар. Удивлённые такой просьбой (куда подевался медперсонал?), зашли в реанимацию, чтобы вынести носилки с больной. Находившаяся там медсестра в хиджабе своим поведением оставила очень неприятный осадок. В последнее время поведение медперсонала крайне возмущает своей грубостью и бестактностью, а тут к тому же женщина в хиджабе! Имидж Ислама от грубости этой медсестры в тот день точно не выиграл. Конечно, мы сделали ей замечание, но человек, видимо, уже настолько очерствел, что даже осознавая неправоту, тупо сделал вид, что ничего особо страшного не произошло.

Мусульмане не должны забывать о том, как они выглядят. Тем более они должны контролировать своё поведение. Не совершая больших грехов, мы должны совершенствоваться и в мелочах.