Как помочь ребенку привыкнуть детскому. Советы родителям, как помочь ребенку привыкнуть к детскому саду. Как избежать долгой и тяжелой адаптации к детскому саду

Для любой мамы, как и для малыша, выход мамы на работу и появление в семье нового человека - это стресс. И стресс этот в случае приглашения няни в семью неизбежен. Но его масштаб зависит от многих моментов, в первую очередь, от возраста ребенка, в котором это событие происходит, а также от того, насколько хорошо удалось подготовить малыша к грядущим в его жизни изменениям. Об этом мы и поговорим.

Хорошо, если у мамы была возможность не расставаться надолго с ребенком в первый год его жизни, плавно завершить кормление грудью, проводить с ним достаточно времени, откликаясь на его потребности и эмоциональные состояния. Такой сценарий позволит сформировать у ребенка базовое доверие к жизни и к миру: мама рядом, а если она иногда уходит, то потом обязательно возвращается. В таком благоприятном случае у ребенка формируется так называемая надежная привязанность.

Но, к сожалению, не всегда в жизни все происходит так гладко и благополучно. И в некоторых случаях вместо надежной привязанности возникает избегающий тип привязанности (такие дети могут почти не реагировать на уход мамы и не проявлять особой радости при ее появлении, бывают замкнуты, дистанцируются) или тревожно-амбивалентный тип привязанности (такие дети могут вести себя противоречиво, непоследовательно, например они просятся к маме на руки, однако, оказавшись у нее на руках, начинают сопротивляться и вырываться, добиваясь, чтобы их спустили с рук, бывают тревожны, назойливы). Более подробно о типах привязанности мы поговорим в следующей статье.

Если мы имеем дело с надежным типом привязанности, можно ожидать, что адаптация пройдет быстрее и легче. В случае избегающего и тревожно-амбивалентного типа привязанности у малыша придется быть деликатнее, бережнее и проявить больше терпения. Кроме того, такая ситуация может быть показанием к дополнительной работе с психологом.

Тем не менее, есть базовые принципы, которые касаются всех детей, и общие рекомендации, которые можно взять на вооружение мамам, выходящим на работу и собирающимся оставить ребенка с няней.

1) Ребенку важна предсказуемость и повторяемость. От этого зависит его ощущение надежности бытия, стабильности. Если что-то происходит не так, как он привык, это его беспокоит, вселяет тревогу. В поведении это будет выражаться в виде капризов, трудностей с засыпанием, нарушения аппетита, истерик.

2) Чтобы с появлением няни (или с подключением помощи бабушки) все прошло максимально гладко, маме необходимо некоторое время, минимум неделю, провести вместе с няней и ребенком. Сначала няня просто находится рядом, наблюдает и запоминает. Потом няня постепенно включается во все процессы, а мама остается рядом, на подхвате.

3) Необходимо очень подробно проговорить с няней все моменты распорядка дня, описать все привычки малыша. Здесь нет мелочей, здесь важно все. С какой игрушкой ребенок привык спать, какой ложкой есть, в каком порядке надевать одежду, как нужно для него резать огурец - вдоль или кружочками… Чем больше привычек останутся нетронутыми на время адаптации, тем лучше.

4) Обязательно поговорите с ребенком о предстоящих переменах. О том, зачем маме надо выходить на работу, что она там будет делать. Что в это время будет делать малыш. Кто с ним будет. Расскажите о своих чувствах, например: «Мне бы очень хотелось быть рядом с тобой, но мне пора возвращаться на работу, потому что…»; «Я, конечно, переживаю, как ты тут будешь без меня, но надеюсь, что все будет хорошо, что у нас все получится». Говорить необходимо с ребенком любого возраста, даже если вам кажется, что он еще не понимает, о чем вы ему говорите. Он поймет главное - ваши интонации, эмоции, которые вы транслируете.

5) Расскажите малышу на понятном ему языке, как будет проходить его день без мамы. Во сколько мама вернется: «После того как ты поспишь днем, съешь творожок на полдник, погуляешь с няней на детской площадке и придешь домой, - я как раз вернусь с работы». И расскажите, что приятного ждет вас вместе вечером: «Мы будем с тобой лепить из пластилина, читать про Глупого Мышонка и играть в лото».

6) Хорошо, если мама сначала будет уходить на несколько часов, потом уже на полдня и в любом случае не будет задерживаться в первое время допоздна на работе, пока ребенок не привыкнет к ее отсутствию.

7) Такие важные ритуалы как купание, чтение перед сном и укладывание не стоит делегировать няне. Это должно быть ваше время с малышом, наполненное общением, близостью и теплом.

8) Очень важна последовательность в поведении по отношению к ребенку всех взрослых, которые участвуют в его воспитании. Важно, чтобы мама и папа пришли к согласию по всем основным вопросам. Что касается няни, в большинстве случаев маме удается донести до нее свое видение ситуации и ожидать (и даже требовать) от нее выполнение принятых родителями принципов воспитания, кормления и ухода за ребенком. А вот у бабушек часто по многим вопросам бывает свое мнение. И договориться с бабушками - целое искусство. Но бабушки и их участие в воспитании любимых внуков - тема отдельной статьи. А мы вернемся к няням.

9) Новая няня может захотеть с первых дней зарекомендовать себя как специалист по раннему развитию, поразить чудесами срочного приучения к горшку, поторопиться проявить свои незаурядные таланты в приготовлении полезной пищи для вашего малыша. Или еще чем-нибудь поразить. Но сейчас совсем не подходящее для этого время. Это нужно объяснить, попросить ее не торопиться с проявлением своих талантов. Сейчас главная задача - минимум изменений, никаких нововведений, сохранение привычного укладка жизни ребенка.

10) Важно проследить, чтобы в период адаптации ребенка к няне не было никаких дополнительных стрессов, таких как переезды, прививки, введение новой пищи, изменения режима дня.

11) Если будет получаться проводить вместе хоть немного времени утром до вашего ухода, это прекрасно. Поваляться вместе в кровати, пообниматься. Вместе позавтракать. И еще немного побыть с ребенком, когда уже пришла няня. Начать во что-то играть втроем. Затем няня с малышом провожают маму и продолжают играть вдвоем или идут на прогулку.

12) Уходить лучше не тайком, не стараться отвлечь и незаметно сбежать. Это может подорвать доверие, ребенок почувствует себя обманутым, будет беспокоиться, в следующий раз постарается быть еще больше начеку, не дать себя отвлечь, будет цепляться и плакать. Лучше спокойно объяснить ребенку, куда и зачем идет мама.

13) Придумайте свой ритуал прощания. Например, накрасив перед зеркалом в прихожей губы помадой, чмокните малыша в ладошку, и он будет еще долго любоваться вашим «поцелуем». Придумайте что-то свое - позитивное, веселое.

14) Пусть у няни будет какая-то своя игра или занятие, которое очень любит малыш, но которым с ним будет заниматься только няня. Это будет исключительно ее прерогатива. Например, рисовать пальчиковыми красками. Если ребенок просит вас порисовать с ним, можно ответить так: «Нет, дорогой, это с няней. Она скоро придет, будете с ней рисовать». Тогда он будет охотнее ее ждать и радостнее встречать. И в моменты, когда малышу особенно не хочется вас отпускать, перспектива такого любимого занятия с няней может очень помочь.

15) Если ребенок не сразу с радостью встречает няню, не хочет с ней оставаться - это совершенно нормально. Но няня - живой человек, возможно ранимый, она может воспринять это на свой счет, может начать тревожиться, что «вдруг родители подумают, что она не справляется». Ее тревога и нервозность неизбежно передастся малышу, и мы получим эффект снежного кома.

Имеет смысл успокоить няню, объяснить ей, что вы понимаете, что дело не в ней. Обязательно нужно давать положительную обратную связь в тех вопросах, где, на ваш взгляд, она хорошо справляется, не забывать говорить, если вы чем-то действительно довольны. Это снизит ее тревожность, положительно скажется и на ее настроении, и на настроении малыша.

16) Эмоциональной настрой няни не стоит недооценивать. Но еще важнее чувства мамы, с которыми она уходит на работу и проводит день вдали от малыша. Если мама нервничает, тревожится, испытывает чувство вины, она будет невольно транслировать это ребенку, и такой эмоциональный фон очень неблагоприятно отразится на его поведении и настроении. Умение успокоиться, позволить себе заняться в жизни тем, что считаешь нужным и важным лично для себя и получать от этого удовольствие, пойдет на пользу не только самой маме, но и всей семье.

17) Ребенку нужна не только любящая и заботливая, но и счастливая, реализующая свои таланты, довольная собой и своей жизнью мама. Приходя домой соскучившейся, она порой может дать малышу больше, чем уставшая от рутины мама-домохозяйка. Качество времени, проведенного вместе с ребенком, важнее количества. Только будьте именно вместе, с ним и для него, не совмещая это время с просмотром телевизора, проверкой или чтением ленты в фейсбуке, а глядя в глаза своему малышу, разговаривая с ним, слушая его, обнимайте, целуйте, читайте, рисуйте, играйте, смейтесь, получайте удовольствие от общения.

Очень важен настрой мамы, не надо быть наседкой от этого и вам и ребенку только хуже. Дочь привыкала к саду недели 2: оставляли по несколько часов сначала, потом продлевали, потом весь день. Мы с ней сразу договорились, что ты немного проиграешь, а потом мама за тобой придет. Уходила, когда она отвлекалась, она практически сразу замечала и начинала плакать, тут ее отвлекала воспитатель - и всё, не плакала и минуты)я сначала в коридоре стояла- слушала)) очень много зависит от воспитателя, конечно, наши могут и на руки взять, и обнять Да, очень важно и самим родителям, в частности мамам, настроиться на сад. Мы только начинаем ходить (2 года), когда отожу на 2 часа, сижу в машине))) даже отъехать боюсь куда-нибудь) Возможно, вам будет интересна новая статья на нашем сайте:

«Прелести» первых недель в дошкольном учреждении родителям приходится испытывать неоднократно: и когда ребенок впервые идет в детский сад, и когда возвращается туда после летней вольницы, и даже за время болезни малыш успевает отвыкнуть от своей группы и воспитателей.

Предупрежден - значит вооружен, поэтому давайте заранее узнаем, как облегчить привыкание к детскому саду!

Добавлено спустя 7 минут 27 секунд:

Старший сын пошёл в садик в 2,3 года, в частный. Остался с первого дня на весь день без слез и истерик. Так и ходил до окончания сада, ни разу не сказал, что в сад не хочет или что-то типа того. В том числе и в муниципальный с 3,5 лет.
Сейчас средний пошёл. Характер у ребёнка другой. Первый день без слез все отлично было, т.к. Не понял ещё что это такое. Утром второго дня немного поныл утром, но виноград пошёл. Третий день истерика взахлёб, но переодевался без сопротивления, в группу с воспитателем зашёл водички попить и тут же увлёкся игрушками. Четвёртый день истерик не было, нытья не было. Пятый день уже и поцеловал меня на прощанье, и ручкой помахал, и довольный в группу убежал. Ждём понедельника, посмотрим, что будет😊

Добавлено спустя 4 минуты 2 секунды:

Кстати, я сейчас не работаю. Но мне надо старшего в школу везти и с младшим сидеть некому. Настрой ребёнка очень сильно зависит от настроя родителей. Если мама-наседка волнующаяся, то и ребёнок беспокойство и страх чувствует. А, если мама уверена и довольна, ребёнку настроение передаётся и адаптация очень быстро проходит.

Полностью согласна, я тоже против такого посещения группы родителями. Незнакомая
Вы немного путаете понятия... У меня достаточно самостоятельный ребенок для своего возраста, над ним никто не охает и не ахает, на коньках он катается с 3-х лет. При чем тут детский сад?
А я разве писала, что практикую вседозволенность в воспитании? границы должны быть всегда, я просто слушаю и слышу своего ребенка, у нас с ним диалог. Я не понимаю ваших принципов воспитания, мама сказала "НАДО" и все, твое мнение никого не интересует. Dark Angel
я вам сейчас расскажу, как мы ребенка на коньках кататься учили.
Ребенку было 5 лет.
Взяли коньки на прокат, я жутко боялась, что ребенок упадет, и, конечно же, разобьется на льду. муж меня не допустил на каток. Так и сказал:"Я-сам!"
Первые минут 10 он учил его ставить ноги правильно и возил за собой, держа за руки..а потом- отпустил...Я ахала и охала, но..на расстоянии.
В итоге в этот же день ребенок САМ стоял на коньках. Через пару раз уже самостоятельно ездил. А потом уже- гонял!!!
а если бы Я его на коньки ставила...то это бы длилось, как у вас в саду- полгода, наверное. А то вдруг упадет. Тут муж был прав, не допустив меня на лед.

Плавать учили его в детском бассейне. Отдала тренеру, 5 минут посмотрела и ушла. На втором занятии ребенок плавал уже самостоятельно. (Под страховкой тренера).
А если бы стояла там и охала, то ребенок бы отвлекался на меня, а то бы и раскапризничался.


Японская методика?

Ну вот я не согласна с Выготским в этом - и что? Я согласна с современными методиками, с уважительным отношением к ребенку как к личности, с отсутствием давления на ребенка, с мягкой адаптацией. И я воспитываю ребенка опираясь на эти принципы.
А плавать ребенка вы наверное также учили - сразу в море бросили, авось выплывет как-нибудь? Dark Angel
Дети в 2 года не помнят, почему они плакали 5 минут назад. Я прекрасно знала, что мой ребенок плачет только для меня и при расставании со мной, и как только за мной закроется дверь- он успокоится и все в саду будет замечательно. Как у любой мамы у меня временами сердце, конечно, трепетало, но не до такой степени, чтоб сидеть с ребенком по полдня в саду. Я считала, что этот период просто надо пройти и пережить. И этот период очень быстро действительно прошел.

Причем, когда ребенок шел с ПАПОЙ в сад, он вообще практически не плакал. Но даже когда плакал, папа наш также не сидел, он даже гораздо быстрее расставался с ним, чем я. Привел-раздел- без разговоров завел в группу- ушел.

А я вам советую почитать не современных горе-педагогов-"новаторов", а классиков. Например, психологию Выготского---раздел о памяти.
И вы поймете, что в этом возрасте преобладает кратковременная память, и ребенок, плачущий с ТАКИМИ Эмоциями!!! через 10 минут вообще не помнит, что было.
Тем более это он не вспомнит в более старшем возрасте.

Не точно выразилась..не то, что я бы нервировала своим присутствием СВОЕГО ребенка (а вот остальных детей- 100%), просто ребенок в присутствии мамы ведет себя иначе..не соблюдает режим, капризничает, не вливается в детский коллектив.
Зачем это провоцировать? Не понимаю.
Мне важно было, чтобы мой ребенок как можно скорее адаптировался к саду, поэтому экспериментов, ("Мягкая адаптация") навязываемых коммерческими садами (да они за ТАКИЕ деньги вам еще и не то позволят, лишь бы выгоду не упустить...) я не проводила над своим ребенком.

Ну если вы нервируете своего ребенка своим присутствием, то это не значит, что что остальных детей нервирует присутствие их родителей. Вообще-то это называется мягкая адаптация. Советую почитать, так, для общего развития.

Добавлено спустя 3 минуты 48 секунд:


Т.е. искренние чувства ребенка, которые выражаются слезами от страха остаться одному в незнакомом месте - для вас это концерт? Ну тут мне даже нечего вам ответить, сочувствую вашему ребенку.

Психологи считают приемлемым возрастом для начала посещения детского сада 3,5-4 лет, это связано с тем, что в это время ребенок освоил навыки самообслуживание, хорошо пользуется речью, он многое понимает и с ним легче объяснятся. Сегодня мы поговорим о том, как помочь ребенку привыкнуть к детскому саду.

С какого возраста водить ребенка в сад?

Но есть и другие моменты – ребенок уже имеет устоявшиеся привычки и сформированный характер, поэтому к режиму детского учреждения ему будет привыкать очень сложно. Да и не каждый родитель может так долго сидеть дома с ребенком. В итоге большая часть детей отправляется в детский сад примерно в 2 года.

Бесспорно, в любом возрасте посещение садика является для ребенка стрессом. Все дети, начиная ходить в детский сад, должны постепенно привыкать к новым условиям. Это время называют адаптацией – это процесс перестройки организма под изменяющиеся внешние обстоятельства. Такие перемены сопровождаются большим психофизическим напряжением, ведь необходимо изменить привычный образ жизни, а для ребенка с пока неокрепшей психикой это совсем нелегко. Эти изменения связаны с такими моментами как:

  • установленный режим дня;
  • разлука с близкими;
  • нахождение длительное время в кругу ровесников;
  • на смену маме приходит абсолютно посторонний человек, которого нужно слушаться и выполнять его задания;
  • ребенку уделяется не так много внимания, как прежде.
  • В среднем дети адаптируются к детскому саду от одной до трех недель. Кому-то нужно около двух месяцев, но в итоге негативные эмоции, связанные с необходимостью его посещения, все же проходят.
  • Бывают случаи, что ребенок и за три месяца не смог привыкнуть, в этом случае можно говорить о тяжелой адаптации, и тут необходимо обратиться к психологу.

Как избежать долгой и тяжелой адаптации к детскому саду.


Не стоит оставлять ребенка в первый день более чем на час. Очень часто придя в новую обстановку ребенок чувствует себя хорошо и не торопится уйти, ведь здесь так много интересного, но уже на следующий день он не будет в таком же восторге. Поэтому рекомендуется понемногу увеличивать время нахождения в садике. Так, Как помочь ребенку привыкнуть к детскому саду?

В это время маме лучше находиться поблизости, чтобы в случае сильного плача забрать ребенка. Не нужно быстро убегать, важно уделить прощанию какое-то время, нежно обнять кроху, поцеловать. Сказать, что мама обязательно скоро заберет его домой, лучше обозначить событие, после которого это произойдет, после сна, обеда, прогулки.

Может ребенок «недетсадовский»?

Многие мамы очень переживают, когда наблюдают изменения в ребенке, связанные с началом посещения детского сада. Некоторые начинают думать, что ребенок не сможет к нему привыкнуть и возникает страх навредить его психики. Ниже представлены типичные перемены в характере и поведении ребенка во время адаптации:

В первые несколько дней нахождения ребенка в детском саду преобладают негативные проявления: малыш капризничает, плачет время от времени либо длительный промежуток. Он испытывает страх перед садиком, воспитателем, а больше всего, что мама его оставит.

Проявление агрессии и злости, как этап адаптации.

Так же наблюдаться злость, это может проявляться в нежелании переодеваться, ребенок может даже ударить члена семьи, который его привел.

На какое-то время ребенок может вести себя равнодушно, не проявляя никаких эмоций, быть пассивным и вялым. Это вполне естественно, ребенок скучает по маме и прежнему образу жизни. Здесь нужно терпеливо ждать, когда это пройдет и период адаптации завершится. При этом, плачь при расставании может продолжаться еще длительное время, и это не значит, что процесс адаптации сложен и будет долгим. Если через несколько минут, после ухода мамы, ребенок перестает плакать, то все идет хорошо.

Первое время ребенок не будет стремиться общаться со сверстниками, всегда дружелюбный и открытый ребенок может на время превратиться в замкнутого и напряженного. Следует учитывать, что дети в возрасте 2-3 лет не умеют играть вместе, только рядом. В этом случае, о хорошей адаптации можно говорить, когда ребенок с удовольствием общается с воспитателем, выполняет его задания, а также придерживается распорядка.

В стрессовой ситуации ребенок может на какой-то момент перестать пользоваться определенными навыками, которые уже вошли в его жизнь. Если адаптация проходит успешно, то отмечается, что ребенок вскоре не только вспоминает забытое, но и активно использует новые знания, полученные в детском саду.

Стресс, активность, плохой сон.

Некоторые дети начинают хуже говорить, из их речи исчезают какие-то слова либо они меняются. Это тоже временное явление, как только ребенок адаптируется, речь восстановится и расширится словарный запас.

Активность ребенка также может измениться, кто-то становится малоподвижным, а кто-то ведет себя через чур возбужденно. Это касается и поведения дома. Хорошо, когда возвращается нормальное поведение дома, а потом в садике.

Когда наступает необходимость остаться на сон час, ребенок не сможет сразу заснуть, сон будет чутким, малыш может просыпаться с плачем. Дома сон ребенка может стать беспокойным. Но все придет в норму, когда адаптация благополучно завершится.

Так же сначала может быть плохой аппетит. Это можно объяснить тем, что ребенок переживает стресс, а так же ему просто непривычна такая еда. Со временем ребенок начнет кушать, а это значит, что адаптация проходит нормально.

Еще одно последствие стресса – снижение защитных функций организма, что приводит к тому, что ребенок может заболеть в первый же месяц пребывания в детском саду.

Таким образом, многие появившиеся отрицательные черты характера, возникающие в период адаптации к детскому саду – обыкновенное и временное явление. Сегодня мы обсудили важную для любого родителя тему, как помочь ребенку привыкнуть к детскому саду. Спустя определенное время, малыш привыкнет к нему и начнет усваивать новые знания и умения.

Вхождение в детсад - очень резкое изменение жизни. И, конечно, вдумчивые родители к этому готовятся заранее.

Как помочь ребенку привыкнуть к детскому саду.

Возможно советы психолога облегчат родителям и детям период привыкания к детскому саду.

· Хотя в детский сад теперь принимают детей и более младшего возраста, наиболее благоприятным является возраст между 3 и 5 годами.

· Заранее подготовьте ребенка к мысли о детском саде, к необходимости посещать его. И первое, что нужно сделать, - примерно за месяц до того, как он начнет ходить туда, - поменьше, чем обычно, будьте рядом с ним. Второе - подробно расскажите ему о детском саде, сводите его туда, чтобы он узнал, что это такое, и у него сложилось собственное представление о нем. Скажите ребенку, что вы очень гордитесь им - ведь он уже такой большой, что может сам ходить в детский сад. Но и не делайте из этого со­бытия проблему, не говорите каждый день о предстоящей перемене в его жизни.

· Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми: посещайте с ним детские парки и площадки, приучайте к игре в песочницах, на качелях. Ходите с ним на праздники, на дни рождения друзей, наблюдайте, как он себя ведет: стесняется, уединяется, конфликтует, дерется или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован.

· Когда вы подбираете детский сад, самое главное не в его внешнем виде, удобствах и красоте интерьера, а в воспитателях и ребятах. Придите в детский сад и понаблюдайте за детьми: довольны ли они, нравится ли им там. Хороший детский сад - место очень шумное. Если в течение получаса вы не услышите шума и гама, а также взрывов смеха, поищите другой садик для вашего ребенка.

· Познакомьтесь с воспитателем группы заранее, расскажите об индивидуальных особенностях вашего ребенка, что ему нравится, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается, определите, какие методы поощрения и наказания приемлемы для вашего ребенка.

· С самого начала помогите ребенку легко войти в детский сад. Ведь он впервые в жизни расстается с домом, с вами, отдаляется от вас, хотя и всего на несколько часов. В первые дни посещения садика не оставляйте ребенка одного сразу, лучше всего, чтобы он сам отпустил вас. А, расставаясь, не забудьте заверить, что непременно вернетесь за ним.

· Когда вы уходите - расставайтесь с ребенком легко и быстро. Конечно же, вы беспокоитесь о том, как будет вашему ребенку в детском саду, но долгие прощания с обеспокоенным выражением лица, у ребенка вызовут тревогу, что с ним здесь может что-то случится, и он долго не будет вас отпускать.

· Если ребенок с трудом расстается с матерью, то желательно первые несколько недель пусть отводит в детский сад его отец.

· Дайте ребенку в садик его любимую игрушку, постарайтесь уговорить оставить ее переночевать в садике и на утро снова с нею встретиться. Если ребенок на это не согласится, пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно и знакомится там с другими, расспрашивайте что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно. Таким образом, вы узнаете многое о том, как вашему малышу удается привыкнуть к садику.

· Некоторые дети в первые дни очень устают в детском саду от новых впечатлений, новых друзей, новой деятельности, большого количества народа. Если ребенок приходит домой измученным и нервным, это не значит, что он не в состоянии привыкнуть к детскому саду. Возможно, необходимо такого ребенка раньше забирать с садика или же 1-2 раза в неделю оставлять его дома.

· Поиграйте с ребенком домашними игрушками в детский сад, где какая-то из них будет самим ребенком. Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что говорит, помогите вместе с ребенком найти ей друзей и порешайте проблемы вашего ребенка через нее, ориентируя игру на положительные результаты.

· Бывает, что ребенок не принимает воспитателя: "Я не пойду к ней, она кричит, злая" и т.д. Если это повторяется каждый день, то остается только посочувствовать и попытаться перевести ребенка в другую группу. Не давайте ему страдать и общаться с неприятными людьми. "Вторая мама" для вашего ребенка должна быть похожа на вас по своим воспитательным методам, обладать способностью учитывать и понимать уникальность и индивидуальность каждого ребенка.

· Не спешите, выбирая для вашего ребенка детский сад, а будьте наблюдательны и предусмотрительны. Плохо, если придется слишком часто менять садики. Лучше если ребенок посещает все время один и тот же садик. Один раз поменять его - не страшно, но шесть или семь раз - это уже вредно.

· Не отдавайте ребенка в садик только потому, что у вас родился еще один ребенок, даже если это и облегчит вам жизнь. Ваш старший сын или дочь и без того почувствует, что в доме появился напрошенный гость, и ваше решение он непременно истолкует как свое изгнание, сделав вывод, что вы предпочитаете ему новорожденного. Поэтому если вы, ожидая ребенка, все же решите отдать старшего в детский сад, сделайте это заранее, до появления малыша.

· Самое главное назначение детского сада в том, чтобы дать ребенку возможность общаться и играть со сверстниками. И каким бы ни был детский сад хорошим, не допускайте непоправимую ошибку - не считайте, что он заменяет се мью.


Трудности школьного роста

Дети по-разному привыкают к школе. Самыми сложными бывают первые 2-3 недели, а для кого-то адаптационный период растянется на месяц-два. В этот период первоклассники в два раза чаще страдают вирусными заболеваниями, чем старшеклассники. Большинство «первачков» к концу первой четверти худеют, у некоторых могут замедлиться рост и развитие. Из-за переутомления у кого-то из детей артериальное давление повышается, а у кого-то - снижается (но, конечно, все в пределах нормы). Не стоит удивляться, если первоклассник начнет часто жаловаться на головную боль, усталость, плохой сон, снижение аппетита и другие недомогания - все это случается с первоклассниками довольно часто из-за напряжения нервной системы, других систем и органов, но со временем проходит. Учеба - это, по сути, первая сознательная трудовая деятельность, которая требует от ребенка внимания, прилежания, упорства, умения завершить начатое дело.

Готовь чадо летом…

Укреплять здоровье и выносливость детей необходимо заранее, желательно не менее чем за год до поступления в школу, но и сейчас, весной, начать не поздно. Тем более что лето, которое еще только предстоит, - отличное время для закаливания и гимнастики на свежем воздухе.

Чтобы помочь ребенку справиться с повышенными умственными и физическими нагрузками, которые ждут его в школе, и по возможности облегчить его адаптацию, родителям будущих первоклассников надо помнить три важных момента:

Режим дня ребенка должен быть максимально приближен к школьному.

Особенность современных детей - быстрая утомляемость. Поэтому ребенок должен уже сейчас обязательно соблюдать такой режим дня, который у него будет, когда он пойдет в школу. Если ваш сын или дочь посещают детский сад, тогда будет проще. Если же ребенок домашний, то придется постепенно приучать его к школьному распорядку дня.

Сбалансированное питание: обязательно горячий завтрак, фрукты, овощи в течение дня. В состоянии стресса (а первые месяцы учебы будут настоящим стрессом для вчерашнего детсадовца) организм в большей степени подвержен инфекции, поэтому правильное питание снизит риск заболеть.

Укрепление иммунитета. Если у родителей будущего первоклассника есть опасения, что ребенок будет часто болеть, лучше заранее проконсультироваться с участковым педиатром или с аллергологом-иммунологом, который поможет квалифицированным врачебным советом, а в случае необходимости порекомендует препараты, укрепляющие иммунную систему. Если у ребенка есть какое-либо серьезное хроническое заболевание, то противорецидивные препараты он должен начать принимать до того момента, как сядет за парту. Все препараты для укрепления здоровья ребенка с хроническим заболеванием необходимо начинать принимать с первого учебного дня, рекомендуют врачи.

Важно

Будущие школьники обязательно должны проходить диспансеризацию.

  • Лор-врач может выявить аденоидные разрастания (их лучше удалить), хронический тонзиллит (необходимо будет провести его тщательное лечение), снижение слуха (установить причину и устранить ее). При неполном восстановлении слуха следует предупредить об этом учителя, чтобы ребенка посадили поближе.
  • Окулист проверит остроту зрения. Если окажется, что ребенку нужны очки, приобрести их следует заранее, чтобы до начала учебы он успел к ним привыкнуть.
  • Стоматолог удалит и вылечит больные зубы, являющиеся очагом хронической инфекции.
  • Невропатолог выявит повышенную нервность ребенка, нарушение в произнесении слов, заикание.
  • Дефекты речи, если их вовремя не исправить, в дальнейшем отрицательно сказываются на контактах ученика с учителем и одноклассниками, у него могут сформироваться комплексы, часто это ведет к замкнутости ребенка, порой мешает ему хорошо учиться. Исправлять дефекты речи придется вместе с логопедом.
  • Ортопед обратит внимание на начальные формы отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата (искривление позвоночника, плоско-стопие, нарушение осанки). Их можно будет исправить с помощью лечебной физкультуры, массажа и физиотерапии. Без систематического лечения и специальных упражнений устранить нарушения опорно-двигательного аппарата невозможно.

Очень важно уделить внимание профилактике плоскостопия. Для этого необходима просторная обувь, обеспечивающая свободу движения пальцев, твердые задники, фиксирующие заднюю часть стопы, эластичные нетвердые подошвы, не препятствующие сгибанию стопы при ходьбе, запрет на ежедневное ношение кедов, чешек (эта обувь предназначена только для физкультурных занятий). Детям полезно ходить босиком по неровной поверхности, по траве, песку или мелким камням, перекатывать ногами шарик, собирать пальцами ног разбросанные по полу карандаши.

Отнеситесь очень серьезно ко всем назначениям и рекомендациям врачей. От тщательного и полного их выполнения будут зависеть здоровье первоклассника, его работоспособность и в конечном итоге - успехи в учебе.

Режим дня будущего первоклассника

  • 7.00 Подъем, утренняя гимнастика, водные процедуры, подготовка к завтраку.
  • 8.00 Завтрак.
  • 9.00 Занятия по подготовке к школе. Целесообразно проводить два занятия по 25-30 минут с перерывом между ними в полчаса.

Если у ребенка слабая мускулатура корпуса с признаками сутулости, сидение за рабочим столом необходимо часто прерывать и 4-6 раз выполнять выпрямление туловища с вытягиванием и напряженным выгибанием спины сидя. Полезен отдых, лежа на животе.

  • 10.30 Прогулка, подвижные игры на свежем воздухе.
  • 12.30 Обед.
  • 13.30 Дневной сон
  • 15.00 Свободное время, игры, затем полдник
  • 17.00 Прогулка
  • 18.30 Ужин
  • 19.30 Свободное время, игры
  • 20.30 Подготовка ко сну
  • 21.00 Сон

Подъем можно устроить на полчаса позже - в 7.30. Соответственно изменится время и всех прочих занятий. Соблюдение режима дня поможет ребенку стать более организованным и поможет воспитать у него чувство времени.