Транссибирская магистраль характеристика кратко. Транссиб – история, интересные факты, рекорды. Современный маршрут Транссиба

Транссибирская магистраль называлась её современниками, как одно из великих и значимых достижений человеческого разума, ставя это построенное сооружение на один уровень с проложенным Суэцким каналом или открытием Американского континента Христофором Колумбом.

Наш современник, историк Александр Горянин утверждает, что россияне гордятся построенным Транссибом в той же мере, как и первым запущенным искусственным спутником нашей планеты Земля.

Длина всей Транссибирской железнодорожной магистрали составляет 9288.2 километров, которая соединила, при этом, столицу нашей России с крупными городами Сибири и Дальневосточного региона. Она считается одной из длинных дорог в мировом масштабе. Самая высокая точка путей находится на Яблоновом перевале с высотой над уровнем моря, равной одной тысяче сорока метрам. Необходимо также отметить, что полное завершение электрификации всей трассы завершилось только в двадцать первом веке, в 2002 году.

История строительства

История транссибирской магистрали начинается с конца восемнадцатого столетия, 29.03.1891 году российским императором Александром Третьим был подписан указ о начале ведения строительных работ, по созданию Великого Сибирского Пути. Именно такое название в документах изначально носила Транссибирская магистраль.

Пышных празднований на столетний юбилей дороги не производилось. Причины могут быть разные, если вспомнить, то в 1991 году, сто лет спустя после начала эксплуатационного периода Транссиба, перестала существовать такая страна, как СССР. Не лучшими годами было и последующее время. Страна пыталась строить теперь капитализм, правда, для основной массы людей, такая экономическая система, в основном, показывала свой звериный оскал.

В обществе к существованию этой железной дороги относились с философским мировоззрением: она есть, работает – значит, уже всё хорошо, при этом, люди не проявляли никаких эмоций.

Официальным рождением Транссибирской железнодорожной магистрали считается дата 01.07.1903 года по Юлианскому календарю. На летоисчисление по Григорианскому календарю Россия перешла с 1918 года. Что же касается движения поездных составов по Транссибу, то первые из них пошли ещё в середине девяностых годов девятнадцатого столетия.

Томск на карте Транссиба

Во всей истории Транссибирской магистрали есть немало различных анекдотичных и не очень смешных случаев. Где-то, вдалеке, июльским днём 1896 года горожане Томска услышали прозвучавшие паровозные гудки. Но они прозвучали не на томском железнодорожном вокзале, которого ещё и не было, а раздались на трассе, проходившей южнее Томска. Всё это могло означать, что из города губернского значения, Томск мог превратиться в провинциальный городок, а барышни стали бы обычными провинциалками. На самом деле, причиной того, что основной путь Транссиба проложили южнее губернского города, заключался в экономических проблемах.

Если пути были бы проложены через Томск, то железная дорога становилась длиннее на целых восемьдесят шесть вёрст, а это, 91.744 километр. Учитывая сложность местного рельефа, и тот факт, что есть возможность доставки любого груза непосредственно к железной дороге, то, на том и порешили правители, что прокладка путей будет осуществлена южнее Томска, хотя общественность города и купечество активно противились такому постановлению. В 1910 году горожане обращались с челобитной к тогдашнему премьер-министру Петру Столыпину. Было несколько прожектов решения этой проблемы, начиная с соединения с алтайской железной дорогой, затем появился другое предложение, вести пути с Уральского региона, от Красноуфимска через город Тобольск. В период, когда на всей территории Росси полыхала гражданская война, данный вопрос не снимался с повестки дня правительства молодой социалистической республики.

Несмотря на то, что горожане Томска имели обиду на власть российскую, были и те, кто внакладе не остался, согласно распространенного мифа – это были местные извозчики. Легенда гласила, что проектанты дороги были подкуплены представителями конного транспорта, и железную дорогу стали прокладывать южнее Томска. В те времена конюшни извозчиков насчитывали 5000 лошадей. По сути дела, на конец девятнадцатого столетия, каждый пятый житель Томской губернии занимался транспортным извозом. Люди тогда утверждали, что кормит их не пашня, а тяжкий труд извозчиков на транспортном тракте. Если железные пути изначально были бы проложены через Томск, то гужевой транспорт в этой губернии, попросту, перестал считаться основным видом осуществляемых перевозок, а томская городская казна потеряла бы значительную часть своих прибылей. Правда, учёные мужи исторических наук свидетельствуют об отсутствии подобных реальных событий, связанных с подкупом проектировщиков дороги, как и миф о томском старце Фёдоре Кузьмиче, который, якобы, на самом деле являлся Александром Первым, остаётся только придуманным мифом. Ведь основная миссия всех существующих легенд – это ничто иное, как попытка представить реальность в другом цвете или ракурсе, тем самым приукрасив действительность.

Начало работы Транссибирской магистрали позволило экономике сибирского региона рвануть вперёд. Народ Томской губернии стал активно заниматься маслоделием. Крестьянам стало выгодно производить сдачу молока, полученного на своих подворьях, доставляя его на приёмные пункты, взамен получая живые денежные средства. Появились и небольшие маслодельные заводики. Ценность сибирского масла была ничуть не ниже вологодской продукции данного вида, но теперь появилась возможность перевозить свои лучшие товары на более длинные дистанции в другие российские регионы, где они пользовались большим спросом. Масляная продукция экспортировалась и в западные европейские страны. Всё это стало возможным, благодаря, всё-таки, появлению той самой тупиковой железнодорожной ветки, соединившейся с основной магистралью. И основная часть людей осталась довольной тем, что их град Томск не утерял своего губернского статуса.

Но без минусов в таких ситуациях не бывает. В первую очередь на экономику губернского града влияла его удалённость от основной магистральной линии путей. Томск перестал быть значимым перевалочным пунктом сибирского региона. Пальма первенства перешла к вновь образованному граду Новосибирску, построенного на месте богом забытого поселения Кривощёково. Современный город быстро разрастался, став огромным мегаполисом, благодаря железнодорожной магистрали Транссиба.

Произошло то, что должно было произойти, за период второго десятилетия, двадцатого века город Томск перестаёт считаться губернским центром. Исчезла с карты и томская губерния, и только с наступлением 1944 года произошло образование Томской области.

По истечению целого века транссибирский транзит по-прежнему оказывает негативные влияния на томскую областную экономику. Наличие удалённости от основной трассы ведёт к удорожанию поступающей различной продукции. Большим оптовым компаниям нет, практически, никакой выгоды заниматься перевалкой мелких грузовых партий, следующих в двух или трёх вагонах. На общих объёмах грузов – это никак не отражается, а сроки поставок значительно увеличиваются. Порой, даже предсказать дату окончания подобной сделки никто не брался.

Станционный пункт Белого Яра является посёлком рабочего типа, но проложенная к нему рельсовая колея только усугубляет аналогичные томские проблемы экономического характера.

Один из главных минусов томской железнодорожной ветки – это наличие всего одного пути. В летние месяцы, в большинстве своём, активизируется проведение ремонтных работ на дороге. Суточный размер временного периода ремонта путей, заставляет стоять без движения поездные составы точно такое же количество времени, что ведёт к значительным прямым убыткам.

Ограничение по транспортной доступности в томский град оказывает влияние в социальном плане и на студенческие оттоки. По различным причинам их количество в региональных ВУЗах продолжает сокращаться.

Историческое направление


Исторической частью Транссиба считается только его восточная ветвь трассы, которая начинается в Миассе, на южном Урале, в Челябинской области, и заканчивается во Владивостоке. Протяжённость этой трассы равна семи тысячам километров, строительство её велось с 1891 года по 1916 год.

Над сооружением Транссибирской магистрали, с начала стройки трудилось девять тысяч шестьсот человек. В пиковый период строительства с 1895 года по 1896 год, к работе были привлечены уже восемьдесят девять тысяч человек. При завершении создания такого типа сооружения в масштабном плане осталось только пять тысяч триста человек. Практически все проводимые строительные работы осуществлялись «врукопашную», где основным инструментом были: примитивные деревянные тачки, кайло, лопаты, пилы и топоры. Несмотря на подобную техническую оснащённость строителей, ежегодная прокладка железнодорожных путей достигла шестисоткилометровой отметки.

Транссибирская железнодорожная магистраль позволила осуществить движение поездных составов из европейских городов, находящимся на океаническом побережье Атлантики, по рельсовым дорогам, исключая паромные переправы, в российский град Владивосток, стоящий на Тихоокеанском побережье России.

В общей сложности, железнодорожные ветки Транссиба соединили Дальневосточный район с Сибирью, Уралом и Европейской частью земли. В единую транспортную систему вошли российские порты на западе: Санкт-Петербург и Калининград, на севере: Архангельск и Мурманск и на юге: Новороссийск, в Дальневосточном регионе порты: Находка и Владивосток, приграничный посёлок городского типа Забайкальск.

История строительства Транссибирской магистрали свидетельствует о главных вехах укладки железнодорожных путей, начавшейся в Куперовской пади, рядом с Владивостоком 31.05.1891 года. По этому торжественному случаю в церемонии начала строительства трассы принял участие будущий российский император Николай Второй, тогда ещё пребывавший в статуе цесаревича. Молодой человек императорских кровей своими руками заполнил земляным грунтом целую тачку и отвёз её на насыпь будущего полотна железной дороги. Фактическая дата строительства отсчитывается от марта месяца 1891 года, когда началось создание дороги в городе Миассе, Челябинской губернии.

Сумма предварительной сметы столь грандиозного строительства равнялась трёмстам пятидесяти миллионам золотых рублей. Фактический же расход денежных средств был многократно увеличен.

Имя одного из руководителей инженера Николая Сергеевича Свиягина носит станционный пункт Свиягино, Некоторая часть груза, предназначенного для ведения строительства Транссиба, доставлялись по Северному морскому пути, с заходом в устье реки Енисей. В обеспечении проводки двадцати двух пароходов принимал участие Н.В Морозов, будучи учёным-гидрологом.

Примечателен и тот факт, что цесаревича Николая Александровича назначают на должность председателя госкомитета, в обязанности которого входил обязательный надзор за ходом ведения строительных работ на Транссибирской магистрали. Когда российский самодержец того времени Александр Третий заметил это назначение, то высказал своё удивление по поводу столь раннего возраста председателя госкомитета, назвав своего сына мальчиком. Цесаревич к тому времени только разменял третий десяток лет своего возраста.

На что министр путей сообщения Российской империи господин Сергей Витте позволил возразить императору: «Если сегодня наследнику не давать подобных ответственных поручений, то он уже никогда не научится их выполнять». При таком ответе подданного самодержцу Александру Третьему возразить было нечем.

В третьем десятилетии, двадцатого столетия дипломаты из Японии просиживали дни и ночи напролёт у вагонных проёмов, ведя подсчёт встречных воинских эшелонов. В связи с чем по дороге следовали замаскированные поездные составы, представляющие собой обыкновенные муляжи.

Современный показатель пропускной способности данной дороги, по экспертной оценке, сможет достичь уровня, равного ста миллионам тонн годового грузооборота.

Показатель временного фактора контейнерных перевозок равен десятисуточному периоду, что в три раза быстрее по сравнению с морскими маршрутами. Несмотря на такие убедительные показатели, Транссибирская магистраль производит обслуживание только двух процентов от всей суммы международного товарооборота, осуществляемого в данном направлении. Причина кроется в отсутствии крупных и мощных морских гаваней в Дальневосточном регионе.

Транссиб в районе Дальнего Востока имеет ряд железнодорожных ветвей, соединяющихся со станционными пунктами Восточного и Находкинского портов и мыса Астафьева.

Самые дальние маршруты Транссибирской магистрали начинались в Харькове и в Киеве. Протяжённость первого маршрута равнялась девяти тысячам семистам четырнадцати километрам. Показатель временного фактора достигал значения, равного семи суткам шести часам и десяти минутам. 15.05.2010 года данный маршрут сокращается, и названные составы следуют только до Уфы. Беспересадочный вагонный состав продолжал следовать до конечного пункта прежнего маршрута. Спустя год, этот поездной состав был окончательно аннулирован. Длина второго пути из украинской столицы составляла десять тысяч двести пятьдесят девять километров, путевое время равнялось семи суткам девятнадцати часам и пятидесяти минутам. Аннулирован в тоже время, что маршрут из Харькова.

По октябрьским итогам 2014 года одним из длинных путей стал маршрут из Пекина до Москвы и из Владивостока до Москвы.

Поездной состав «Россия» признан самым комфортабельным и скоростным, преодолевает свой путь из Москвы до Владивостока за шесть суток один час и пятьдесят девять минут. Показатель средней скорости равен шестидесяти четырём километрам в час. Ярославский вокзал российского столичного града может похвалиться смонтированными историческими столбами, на которых указан километраж всего маршрута. Такие же столбы установлены во Владивостоке и в Новосибирске.

Транссибирская железнодорожная магистраль (сокращенно Трансси́б, историческое название Великий Сибирский путь) - железная дорога через Евразию, соединяющая Москву и крупнейшие восточно-сибирские и дальневосточные промышленные города России. Длина магистрали 9288,2 км. Это самая длинная железная дорога в мире. Высшая точка пути - Яблоновый перевал (1019 м над уровнем моря) . В 2002 завершена её полная электрификация . Исторически Транссибом является лишь восточная часть магистрали, от Челябинска (Южный Урал) до Владивостока. Её длина - около 7 тыс. км. Именно этот участок был построен с 1891 по 1916. В настоящее время Транссиб соединяет Европейскую часть, Урал, Сибирь и Дальний Восток России, а говоря шире - российские западные, северные и южные порты, а также железнодорожные выходы в Европу (Санкт-Петербург, Мурманск, Новороссийск), с одной стороны, с тихоокеанскими портами и железнодорожными выходами в Азию (Владивосток, Находка, Забайкальск). Осенью 2010 министр транспорта Российской Федерации Игорь Левитин заявил, что пропускные возможности Транссибирской магистрали полностью исчерпаны .

Этапы строительства Великого Сибирского пути

Официально строительство началось 19 (31) мая 1891 в районе близ Владивостока (Куперовская падь), на закладке присутствовал цесаревич Николай Александрович, будущий император Николай II. Фактически же строительство началось раньше, в начале марта 1891 , когда началось строительство участка Миасс - Челябинск.

Одним из видных руководителей строительства одного из участков был инженер Николай Сергеевич Свиягин, в честь которого названа станция Свиягино.

Часть необходимых грузов для строительства магистрали были доставлены Северным морским путём, учёный-гидролог Н. В. Морозов провёл 22 парохода из Мурманска к устью Енисея.

Рабочее движение поездов по Транссибу началось 21 октября (3 ноября) 1901, после того, как было уложено «золотое звено» на последнем участке строительства Китайско-Восточной железной дороги.

Регулярное сообщение между столицей империи - Санкт-Петербургом и тихоокеанскими портами России - Владивостоком и Дальним по железной дороге было установлено в июле 1903, когда Китайско-Восточная железная дорога, проходящая через Маньчжурию, была принята в постоянную («правильную») эксплуатацию. Дата 1 (14) июля 1903 ознаменовала собой также ввод Великого Сибирского Пути в строй на всём его протяжении, хотя в рельсовом пути был перерыв: через Байкал приходилось переправлять поезда на специальном пароме.

Непрерывный рельсовый путь между Санкт-Петербургом и Владивостоком появился после начала рабочего движения по Кругобайкальской железной дороге 18 сентября (1 октября) 1904; а спустя год, 16 (29) октября 1905, как отрезок Великого Сибирского пути, была принята в постоянную эксплуатацию; и регулярные пассажирские поезда впервые в истории получили возможность следовать только по рельсам, без использования паромных переправ, от берегов Атлантического океана (из Западной Европы) до берегов Тихого океана (до Владивостока).

После поражения России в русско-японской войне 1904-1905 возникла угроза того, что Россия будет вынуждена уйти из Манчжурии и таким образом лишиться контроля над Китайско-Восточной железной дорогой, тем самым потеряв восточную часть Транссиба. Необходимо было продолжить строительство так, чтобы магистраль проходила только по территории Российской империи.

Конец строительства на территории Российской империи: 5 (18) октября 1916, с пуском моста через Амур близ Хабаровска и началом движения поездов по этому мосту.

Стоимость строительства Транссиба с 1891 по 1913 составила 1 455 413 000 рублей (в ценах 1913 года).

Модернизация Транссибирской магистрали

В 1990-2000-х был проведён ряд мероприятий по модернизации Транссиба, призванных увеличить пропускную способность магистрали. В частности, был реконструирован железнодорожный мост через Амур у Хабаровска, в результате чего был ликвидирован последний однопутный участок Транссиба . В 2002 завершена полная электрификация магистрали.

Предполагается дальнейшая модернизация дороги из-за морального устаревания инфраструктуры и подвижного состава.

11 января 2008 Китай, Монголия, Россия, Белоруссия, Польша и Германия заключили соглашение о проекте оптимизации грузового сообщения Пекин-Гамбург .

Направления Транссиба

Северный Москва - Ярославль - Киров - Пермь - Екатеринбург - Тюмень - Омск - Новосибирск - Красноярск - - Владивосток. Новый Москва - Нижний Новгород - Киров - Пермь - Екатеринбург - Тюмень - Омск - Новосибирск - Красноярск - - Владивосток. Южный Москва - Муром - Арзамас - Канаш - Казань - Екатеринбург - Тюмень (или Петропавловск) - Омск - Барнаул - Новокузнецк - Абакан - - - Владивосток. Исторический Москва - Рязань - Рузаевка - Самара - Уфа - Челябинск - Курган - Петропавловск - Омск - Новосибирск - Красноярск - - Владивосток.

Соседи Транссибирской магистрали

Линиями Западно-Сибирской железной дороги от Омска и Татарска (через Карасук и Кулунду) Транссиб соединяется с Северным Казахстаном. Из Новосибирска на юг, через Барнаул, в Среднюю Азию ведёт Турксиб. В конце XX века на Дальнем Востоке севернее Транссиба проложена .

Населённые пункты по Транссибирской магистрали

Населённые пункты и железнодорожные станции, расположенные вдоль Транссибирской магистрали (весь список по алфавиту):

  1. Абрамцево
  2. Аксеново-Зиловское/Зилово
  3. Александров
  4. Алзамай
  5. Амазар
  6. Ангарск
  7. Анжеро-Судженск/Анжерская
  8. Антропово
  9. Архара
  10. Ачинск
  11. Бабушкин/Мысовая
  12. Балезино
  13. Барабинск
  14. Белогорск
  15. Белоярский/Баженово
  16. Бикин
  17. Биробиджан
  18. Бирюсинск
  19. Богданович
  20. Боготол
  21. Болотное/Болотная
  22. Бурея
  23. Верещагино
  24. Владивосток
  25. Волочаевка
  26. Вольно-Надеждинское/Надеждинская
  27. Вяземский/Вяземская
  28. Галич
  29. Глазов
  30. Голышманово
  31. Дальнереченск
  32. Данилов
  33. Дарасун
  34. Екатеринбург
  35. Екатеринославка
  36. Ерофей Павлович
  37. Жирекен
  38. Завитая
  39. Заводоуковск
  40. Заиграево
  41. Залари
  42. Заозерная
  43. Зима
  44. Зуевка
  45. Ижморская
  46. Иланская
  47. Калачинская
  48. Камышлов
  49. Канск/Канск-Енисейский
  50. Каргат
  51. Карымское/Карымская
  52. Киров
  53. Козулька
  54. Кормиловка
  55. Котельнич
  56. Коченево
  57. Красноярск
  58. Ксеньевка/Ксеньевская
  59. Куйтун
  60. Култук
  61. Кунгур
  62. Кутулик
  63. Ленинское/Шабалино
  64. Лесозаводск
  65. Лучегорск
  66. Любим
  67. Любинский/Любинская
  68. Магдагачи
  69. Майский/Чайковская
  70. Мантурово
  71. Мариинск
  72. Михайловка/Дубининский
  73. Могзон
  74. Могоча
  75. Москва
  76. Мошково
  77. Мытищи
  78. Называевск/Называевская
  79. Нижнеудинск
  80. Нижний Ингаш/Ингашская
  81. Нижний Новгород
  82. Нижняя Пойма/Решоты
  83. Новопавловка
  84. Новосибирск
  85. Новочернореченский/Чернореченская
  86. Облучье
  87. Омутинский/Омутинская
  88. Оричи
  89. Переяславка/Верино
  90. Первоуральск
  91. Пермь
  92. Петровск-Забайкальский/Петровский Завод
  93. Поназырево
  94. Приисковый/Приисковая
  95. Пушкино
  96. Пышма/Ощепково
  97. Радонеж
  98. Ростов-Ярославский/Ростов
  99. Сергиев Посад
  100. Свеча
  101. Свободный
  102. Серышево
  103. Сибирцево
  104. Сковородино
  105. Слюдянка
  106. Смидович/Ин
  107. Софрино
  108. Спасск-Дальний
  109. Станционно-Ояшинский/Ояш]]
  110. Струнино
  111. Тайга
  112. Тайшет
  113. Танхой
  114. Татарск/Татарская
  115. Тахтамыгда
  116. Тугулым
  117. Тулун
  118. Тюмень
  119. Тяжинский/Тяжин
  120. Убинское/Убинская
  121. Улан-Удэ
  122. Усолье-Сибирское
  123. Уссурийск
  124. Усть-Кишерть/Кишерть
  125. Ушумун
  126. Фаленки
  127. Хабаровск
  128. Хилок
  129. Хотьково
  130. Черемхово
  131. Черниговка/Мучная
  132. Чернышевск/Чернышевск-Забайкальский
  133. Чулым/Чулымская
  134. Шарья
  135. Шелехов /Гончарово
  136. Шилка
  137. Шимановск/Шимановская
  138. Ялуторовск
  139. Ярославль
  140. Яшкино

Ниже приводится основной маршрут Транссиба, действующий начиная с 1958 (через дробь приводится название железнодорожной станции, если оно не совпадает с названием соответствующего населённого пункта):

Москва-Ярославская - Ярославль-Главный - Данилов - Буй - Шарья - Киров - Балезино - Верещагино - Пермь-2 - Екатеринбург-Пассажирский - [Тюмень - Называевск/Называевская - Омск-Пассажирский - Барабинск - Новосибирск-Главный - Юрга-I - Тайга - Анжеро-Судженск/Анжерская - Мариинск - Боготол - Ачинск-1 - Красноярск-Пассажирский - Иланский/Иланская - Тайшет - Нижнеудинск - - Иркутск-пассажирский - -1 - Улан-Удэ - Петровск-Забайкальский/Петровский Завод - Чита-2 - Карымское/Карымская - Чернышевск/Чернышевск-Забайкальский - Могоча - Сковородино - Белогорск - Архара - Биробиджан-1 - Хабаровск-1 - Вяземский (город)|Вяземский/Вяземская - Лесозаводск/Ружино - Уссурийск - Владивосток

Транссибирская магистраль в литературе

Мажит Гафури путь в литературе начал с книги Себер тимер юлы йәки әхүәле милләт («Сибирская железная дорога, или положение нации») (Оренбург, 1904).

Интересные факты о Транссибирской магистрали

  1. Хотя Владивосток является конечной станцией Транссиба, на ветке на Находку есть более удалённые от Москвы станции - мыс Астафьева и Восточный порт.
  2. По Транссибу до недавнего времени курсировал самый дальний в мире поезд № 53/54 Харьков - Владивосток, преодолевавший 9714 км пути за 174 часа 10 минут. С 15 мая 2010 этот поезд «обрезан» до станции Уфа, однако курсирование беспересадочных вагонов сохранено. Самым дальним в мире вагоном беспересадочного сообщения на данный момент является Киев - Владивосток, расстояние 10259 км, время проезда 187 часов 50 минут.
  3. Самый «быстрый» поезд Транссиба - № 1/2 «Россия», сообщением Москва - Владивосток. Он проходит Транссиб за 6 суток 2 часа.
  4. На Ярославском вокзале Москвы, а также во Владивостоке установлены специальные километровые столбы с указанием протяжённости магистрали - «0 км» на одной грани и «9298 км» на другой грани (причём во Владивостоке на знаке написано «9288»).

Планы на реконструкцию

О необходимости реконструкции Транссиба и БАМа было заявлено на совещании у президента РФ Владимира Путина по вопросам модернизации железных дорог в июле прошлого года. На реконструкцию БАМа и Транссиба ОАО "Российские железные дороги" и правительство РФ намерены направить до 2018 года 562 млрд руб., из них 150 млрд руб. выделяется из ФНБ, 110 млрд руб. - в виде прямых бюджетных инвестиций, еще около 300 млрд руб. планируется привлечь через инвестпрограмму РЖД. В целом, по минимальным подсчетам, реализация проекта требует 900 млрд руб. вложений. Однако, по заявлению президента ОАО "РЖД" Владимира Якунина, реальный объем необходимых инвестиций достигает 1,5 трлн руб. При выполнении проекта к 2020 году предполагается обеспечить пропуск грузопотоков до 55 млн тонн в год при сегодняшних 16 млн тонн. Как показали предварительные результаты ТЦА, экономический эффект от реализации проектов реконструкции БАМа и Транссиба оценивается инвесторами в размере 100 млрд руб.

Постановление правительства РФ, которое позволяет использовать средства Фонда национального благосостояния на модернизацию Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей, подписал премьер-министр Дмитрий Медведев.

(историческое название) - это рельсовый путь, соединяющий европейскую часть России с ее срединными (Сибирь) и восточными (Дальний Восток) регионами.
Фактическая протяженность Транссибирской железнодорожной магистрали по главному пассажирскому ходу (от Москвы до Владивостока) составляет 9288,2 километра и по этому показателю она является самой длинной на планете. Тарифная длина (по которой исчисляются цены билетов) несколько больше — 9298 км и не совпадает с реальной.
Транссибирская магистраль проходит по территории двух частей света . На Европу приходится около 19% длины Транссиба, на Азию - около 81%. Условной границей Европы и Азии принят 1778‑й километр магистрали.

Вопрос о строительстве Транссиба назревал в стране давно. В начале XX века обширные районы Западной и Восточной Сибири и Дальнего Востока оставались оторванными от европейской части Российской империи, поэтому возникала необходимость в организации пути, по которому можно было бы добраться туда с минимальными затратами времени и средств.

В 1857 году генерал‑губернатор Восточной Сибири Николай Муравьев-Амурский официально озвучил вопрос о необходимости строительства железной дороги на сибирских окраинах России.
Однако правительство только к 1880‑м годам приступило к решению вопроса о Сибирской железной дороге. От помощи западных промышленников отказались, строить решили на свои средства и своими силами.
В 1887 году под руководством инженеров Николая Меженинова, Ореста Вяземского и Александра Урсати были организованы три экспедиции для изыскания трассы Среднесибирской, Забайкальской и Южно‑Уссурийской железных дорог, которые к 90‑м годам XIX века в основном завершили свою работу.
В феврале 1891 года комитет министров признал возможным начать работы по сооружению Великого Сибирского пути одновременно с двух сторон - от Челябинска и Владивостока.

Началу работ по постройке Уссурийского участка Сибирской железной дороги император Александр III придавал смысл чрезвычайного события в жизни империи.
Официальной датой начала строительства Транссиба считается 31 мая (19 мая по старому стилю) 1891 года, когда наследник российского престола и будущий император Николай II заложил недалеко от Владивостока первый камень Уссурийской железной дороги до Хабаровска на Амуре. Фактическое начало строительства произошло несколько раньше, в начале марта 1891 года, когда началось строительство участка Миасс - Челябинск.
Сооружение Транссибирской магистрали осуществлялось в суровых природно-климатических условиях. Почти на всем протяжении трасса прокладывалась по малозаселенной или безлюдной местности, в непроходимой тайге. Она пересекала могучие сибирские реки, многочисленные озера, районы повышенной заболоченности и вечной мерзлоты.

В годы Первой мировой и Гражданской войн техническое состояние дороги резко ухудшилось, после чего начались восстановительные работы.
В период Великой Отечественной войны Транссиб выполнял задачи эвакуации населения и предприятий из оккупированных районов, бесперебойной доставки грузов и воинских контингентов на фронт, не прекращая при этом и внутрисибирских перевозок.
В послевоенные годы Великая Сибирская магистраль активно строилась и модернизировалась . В 1956 году правительство утвердило генеральный план электрификации железных дорог, согласно которому одним из первых электрифицированных направлений должен был стать Транссиб на участке от Москвы до Иркутска. Это было осуществлено к 1961 году.

В 1990‑х - 2000‑х годах был проведен ряд мероприятий по модернизации Транссиба, призванных увеличить пропускную способность магистрали. В частности, был реконструирован железнодорожный мост через Амур у Хабаровска, в результате чего был ликвидирован последний однопутный участок
В 2002 году завершена полная электрификация магистрали .

В настоящее время Транссибирская магистраль - мощная двухпутная электрифицированная железнодорожная линия, оборудованная современными средствами информатизации и связи.
На востоке, через пограничные станции Хасан, Гродеково, Забайкальск, Наушки Транссибирская магистраль обеспечивает выход на сеть железных дорог Северной Кореи, Китая и Монголии, а на западе, через российские порты и пограничные переходы с бывшими республиками Советского Союза - в европейские страны.
Магистраль проходит по территории 20 субъектов РФ и пяти федеральных округов. В регионах, обслуживаемых магистралью, сосредоточено более 80% промышленного потенциала страны и основных природных ресурсов, включая нефть, газ, уголь, лес, руды черных и цветных металлов. На Транссибе расположено 87 городов, из которых 14 являются центрами субъектов РФ.
По Транссибу перевозится более 50% внешнеторговых и транзитных грузов.
Транссибирская магистраль включена в качестве приоритетного маршрута в сообщении между Европой и Азией в проекты международных организаций ЕЭК ООН (Европейская экономическая комиссия ООН), ЭСКАТО ООН (Экономическая и социальная комиссия ООН для Азии и Тихого океана), ОСЖД (Организация сотрудничества железных дорог).

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Транссибирская магистраль на протяжении века была основным «окном» на Дальний Восток, связывая воедино огромную Россию, он ее западных до восточных границ. Ее строительство, несмотря на то, что с момента его завершения прошло уже почти сто лет (в следующем, 2016 году, как раз будет отмечаться юбилей) - самый масштабный (в плане затраченных усилий и времени) и самый дорогой в истории императорской России проект.

Предпосылки строительства


Выход России к берегам Тихого океана произошел еще в 17 веке, но отдаленность этих мест при тогдашних средствах передвижения была просто неимоверной - достаточно вспомнить трагикомическую историю многолетнего путешествия в столицу, на коронацию императрицы Елизаветы Петровны, «пригожих камчатских девок». Только к моменту их прибытия Елизавета давно короновалась, и ехать обратно «чуть-чуть опоздавшие» девицы отказались категорически.

В практическую плоскость эта проблема перешла только в веке 19-ом. «Эпоха пара» многократно сократила время, необходимое для перемещения людей и грузов на большие расстояния. Оставалась, правда, одна загвоздка - проложить рельсы и пустить по ним поезда.

Железнодорожное строительство было вызвано потребностями индустриальной эпохи и само стало ее локомотивом: ведь для строительства сотен, а то и тысяч километров рельсовых путей необходимы были и мощнейшая металлургия, и развитое машиностроение, и много чего сопутствующего - производство строительной техники и промышленность стройматериалов, системы связи, подготовка кадров и прочее.

Одновременно железнодорожное строительство стало крупнейшим в эпоху первоначального накопления источником сверхприбылей и феноменальных по наглости афер. Когда в США решили связать железной дорогой берега Атлантического и Тихого океанов, оплачивая компаниям-подрядчикам каждый километр проложенного пути, то выяснилось, что железная дорога «на местности» оказалась в два раза длиннее, чем должна была бы быть при условии нормального строительства. Транссиб, увы, этой участи тоже не избежал: при первоначальной сметной стоимости в полмиллиарда рублей он, в итоге, «потянул» на полновесных полтора. Для наглядности укажем, что миллион тогдашних рублей - это больше тонны золота.

Строительство и модернизация

Обзаведясь во второй половине 19-го века сетью железных дорог в европейской части страны, Российская империя была готова и к более масштабным проектам. После предварительных изыскательских работ, весной 1891 года, Александр II Миротворец подписал указ о начале строительства «Великого сибирского пути» (так Транссиб именовался изначально). Причем строительство началось как со стороны европейской России, так и от Владивостока.

Неимоверные трудности при сооружении магистрали - при том, что основным «механизмом» были лопата и тачка, а дорога проходила по малонаселенной, а то и вообще необжитой местности, через всевозможные, созданные природой препятствия. Приходилось строить мосты и пробивать тоннели, срывать холмы и возводить насыпи, пробиваться сквозь глухую тайгу. Однако строительство - участка за участком - заканчивалось, в основном, в проектные сроки. И этот рекорд - и продолжительности, и скорости строительства в сложнейших условиях, не побит до сих пор!

Транссибирская магистраль включает в себя такие участки:

  • Уссурийская дорога;
  • Западно-Сибирская дорога;
  • Средне-Сибирская дорога;
  • Забайкальская дорога;
  • Маньжурская дорога;
  • Кругобайкальская дорога;
  • Амурская дорога.

О ее значении для России нагляднее всего свидетельствует то, что работы по увеличению пропускной способности не прекращались даже в «лихие девяностые», а в 2002 году закончена полная электрификация магистрали. И «разворот России на Восток» будет осуществляться, как и сто лет назад, именно по рельсам Великого сибирского пути.

Транссиб, Транссибирская магистраль (современные названия) или Великий Сибирский Путь (историческое название) — это прекрасно оснащенный рельсовый путь через весь континент, соединяющий Европейскую Россию, ее крупнейшие промышленные районы и столицу страны Москву с ее срединными (Сибирь) и восточными (Дальний Восток) районами. Это дорога, скрепляющая Россию — страну, протянувшуюся на 10 часовых поясов, в единый экономический организм, а главное, в единое военно-стратегическое пространство. Если бы его не построили в свое время, то с очень большой вероятностью Россия вряд ли удержала бы за собой Дальний Восток и побережье Тихого океана — как не смогла она удержать Аляску, никак не связанную с Российской империей устойчивыми путями сообщения. Транссиб — это также дорога, давшая толчок освоению восточных районов и вовлекшая их в экономическую жизнь остальной части громадной страны.

Некоторые думают, что термин «Транссиб» надо толковать как путь, соединяющий Урал и Дальний Восток, и буквально проходящий «сквозь» Сибирь (Trans-Siberian). Но это противоречит положению дел и не отражает истинного значения этой магистрали. А название? Название это дали нам англичане, окрестившие путь не «Great Siberian Way», как должен был быть буквальный перевод с русского, а «Trans-Siberian Railway» — и оно затем привилось и укоренилось в речи.
И сейчас «Транссиб» как геополитическое понятие имеет смысл как путь, соединяющий Центр и Тихий Океан, Москву и Владивосток, а шире — как путь, соединяющий порты Запада и столицу России, а также выходы в Европу (Москва, Санкт-Петербург, Брест, Калининград) с портами Востока и выходами в Азию (Владивосток, Находка, Ванино, Забайкальск); а никак не локальный путь, соединяющий между собой Урал и Дальний Восток. Узкое толкование термина «Транссиб» предполагает, что мы говорим о главном пассажирском ходе Москва — Ярославль — Екатеринбург — Омск — Иркутск — Чита — Владивосток.

Фактическая протяженность Транссибирской железнодорожной магистрали по главному пассажирскому ходу (от Москвы до Владивостока) составляет 9288,2 км и по этому показателю она является самой длинной на планете, пересекая по суше почти всю Евразию. Тарифная длина (по которой исчисляются цены билетов) несколько больше — 9298 км и не совпадает с реальной. Имеется несколько параллельных грузовых обходов на различных участках. Ширина колеи на Транссибе — 1520 мм.Протяженность Великого Сибирского пути перед первой мировой войной от Санкт-Петербурга до Владивостока по северному пассажирскому ходу (через Вологду — Пермь — Екатеринбург — Омск — Читу — Харбин) составляла 8913 верст, или 9508 км.
Транссиб проходит по территории двух частей света: Европе (0 — 1777 км) и Азии (1778 — 9289 км). На Европу приходится 19,1% длины Транссиба, на Азию, соответственно — 80,9%.
В настоящее время начальный пункт Транссиба — это Ярославский вокзал Москвы, а конечный пункт — Владивостокский вокзал.

Но так было не всегда: примерно до середины 20-х годов воротами в Сибирь и на Дальний Восток был Казанский (тогда Рязанский) вокзал, а в самый начальный период существования Транссиба — в начале XX века — Курско-Нижегородский (ныне Курский) вокзал Москвы. Необходимо также упомянуть, что до революции 1917 года начальным пунктом Великого Сибирского Пути считался Московский вокзал Санкт-Петербурга — столицы Российской империи. Не всегда и Владивосток считался конечным пунктом: небольшое время, начиная с самого конца 90-х годов XIX века и вплоть до решающих сухопутных сражений русско-японской войны 1904-05 гг., завершением Великого Сибирского Пути современники считали военно-морскую крепость и город Порт-Артур, находящийся на побережье Восточно-Китайского моря, на арендованном у Китая полуострове Ляодун. Начало строительства: 19 (31) мая 1891 года в районе близ Владивостока (Куперовская падь), на закладке присутствовал цесаревич Николай Александрович, будущий император Николай II. Фактическое начало строительства произошло несколько раньше, в начале марта 1891 года, когда началось строительство участка Миасс — Челябинск. Смычка рельсов на всем протяжении Великого Сибирского Пути произошла 21 октября (3 ноября) 1901 года, когда строители Китайско-Восточной железной дороги, прокладывавшие рельсовую колею с запада и востока, встретились друг с другом. Но регулярного движения поездов на всем протяжении магистрали в это время не существовало.

Регулярное сообщение между столицей империи — Санкт-Петербургом и тихоокеанскими портами России — Владивостоком и Дальним по железной дороге было установлено в июле 1903 года, когда Китайско-Восточная железная дорога, проходящая через Маньчжурию, была принята в постоянную («правильную») эксплуатацию. Дата 1(14) июля 1903 года ознаменовала собой также ввод Великого Сибирского Пути в строй на всем его протяжении, хотя в рельсовом пути был перерыв: через Байкал приходилось переправлять поезда на специальном пароме. Непрерывный рельсовый путь между Санкт-Петербургом и Владивостоком появился после начала рабочего движения по Кругобайкальской железной дороге 18 сентября (1 октября) 1904 г.; а спустя год, 16 (29) октября 1905 года, Кругобайкальская дорога, как отрезок Великого Сибирского Пути, была принята в постоянную эксплуатацию; и регулярные пассажирские поезда впервые в истории получили возможность следовать только по рельсам, без использования паромных переправ, от берегов Атлантического океана (из Западной Европы) до берегов Тихого океана (до Владивостока).

Конец строительства на территории Российской империи: 5 (18) октября 1916 года, с пуском моста через Амур близ Хабаровска и началом движения поездов по этому мосту.
Стоимость строительства Транссиба с 1891 по 1913 г. составила 1.455.413 тысяч рублей.

Начиная с 1956 года, маршрут Транссиба такой: Москва-Ярославская — Ярославль-Гл. — Данилов — Буй — Шарья — Киров — Балезино — Пермь-2 — Свердловск-Пасс. (Екатеринбург) — Тюмень — Называевская — Омск-Пасс. — Барабинск — Новосибирск-Главный — Мариинск — Ачинск-1 — Красноярск — Иланская — Тайшет — Нижнеудинск — Зима — Иркутск-Пасс. — Слюдянка-1 — Улан-Удэ — Петровский Завод — Чита-2 — Карымская — Чернышевск-Забайкальский — Могоча — Сковородино — Белогорск — Архара — Хабаровск-1 — Вяземская — Ружино — Уссурийск — Владивосток. Это — главный пассажирский ход Транссиба. Он окончательно сформировался к началу 30-х годов, когда нормальная эксплуатация более короткой Китайско-Восточной железной дороги стала невозможной из-за военно-политических причин, а Южно-Уральский ход был слишком перегружен в связи с начавшейся индустриализацией СССР.
До 1949 года в районе Байкала основной ход Транссиба проходил по Кругобайкальской дороге, через Иркутск — по берегу Ангары — станцию Байкал — по берегу Байкала — до станции Слюдянка, в 1949-56 гг. действовало два маршрута — старый, вдоль берега Байкала, и новый, перевальный.

Транссиб проходит по территориям 14 областей, 3 краев, 2 республик, 1 автономной области и 1 автономного округа Российской Федерации и на нем расположено 87 городов.
На своем пути Транссиб пересекает 16 крупных рек: Волгу, Вятку, Каму, Тобол, Иртыш, Обь, Томь, Чулым, Енисей, Оку, Селенгу, Зею, Бурею, Амур, Хор, Уссури; на протяжении 207 км проходит вдоль озера Байкал и 39 км по берегу Амурского залива Японского моря.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/