Основные формы военно исторической работы. Активизация военно-исторической работы в частях и подразделениях вс рф. II. Организация военно-исторической работы, задачи органов военного управления и организаций Вооруженных Сил в области военно-исторической р

Составная часть научной работы, проводимой в РВСН; представляет собой деятельность командиров и штабов всех уровней, направленную на изучение опыта войн, создания РВСН, боевой подготовки и боевого дежурства, его использование в современной практике строительства и подготовки РВСН, воспитания личного состава.

В.-и.р. реализует две функции: познавательную (направлена на приобретение военнослужащими профессиональных знаний, развитие кругозора и творческого мышления) и воспитательную (способствует формированию объективных взглядов на современные события и перспективу развития военного дела).

Основными задачами В.-и.р. являются изучение истории войн, боевого опыта Вооруженных Сил и РВСН, истории РВСН, объединений, соединений, воинских частей, военно-учебных заведений и других учреждений; истории военного искусства РВСН, разработка истории создания и развития вооружения и военной техники РВСН; ведение исторических формуляров; создание и организация функционирования военных музеев; увековечивание памяти погибших воинов; воспитание личного состава в духе патриотизма и другие. Задачи В.-и.р. в РВСН определяются приказами и директивами Министра обороны РФ, Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, Командующего и Штаба Ракетных войск стратегического назначения. Руководство военно-исторической работой является прямой служебной обязанностью командиров и начальников всех степеней и осуществляется ими через свои штабы. Организатором В.-и.р. в РВСН является Штаб РВСН. Непосредственное планирование и проведение мероприятий по В.-и.р. осуществляют: Штаб РВСН, Военно-научный комитет Ракетных войск стратегического назначения, Управление боевой подготовки Ракетных войск стратегического назначения, Управление кадров и военного образования РВСН, Управление воспитательной работы Ракетных войск стратегического назначения, Служба информации и общественных связей Ракетных войск стратегического назначения. Организация военно-исторической работы в управлениях, направлениях и службах РВСН, объединениях, соединениях, частях, учреждениях и вузах реализуется нештатными военными историками, назначаемыми из числа офицеров или гражданских лиц.

Формами В.-и.р. являются: учебные занятия, лекции, доклады, научные сообщения; разработка военно-исторических трудов, очерков истории, учебников, диссертаций, ведение исторических формуляров; проведение конференций, семинаров, сборов, «круглых столов»; работа в архивах по изучению боевых и других докумен¬тов; посещение музеев, мемориалов, полевые военно-исторические поездки; участие в работе ветеранских организаций и исторических обществ; публикация статей, очерков, создание кино- и видеофильмов, теле- и радиопередач на военно-исторические темы и другие.

Анализ войсковой практики системы морально-психологического обеспечения, работы с личным составом по воспитанию и обучению, подготовки войск и сил к выполнению повседневных и боевых задач, боевого дежурства показал, что одним из важнейших направлений в системе деятельности должностных лиц органов военного управления является военно-историческая работа.

В ходе исследования проведенного в интересах выявления основных путей воспитания стойкости и мужества военнослужащих ВС РФ было установлено, что именно активизация данной работы в частях и подразделениях может быть результативным путем реализации задач данного процесса в повседневной практике. Военно-историческая работа организуется в соответствии с приказом Министра обороны РФ № 265 от 10 июня 2001 года «О военно-исторической работе в Вооруженных Силах Российской Федерации», также она регламентируется такими документами как Федеральный закон от 13.03.1995 №32-ФЗ (ред. от 01.12.2014)»О днях воинской славы и памятных датах России», Приказ Минобороны РФ от 11.09.1997 №343 (ред. от 01.09.2008)»Об утверждении Положения о музеях, Приказ Министра обороны РФ от 31.08.2005 №365 «О мерах по совершенствованию взаимодействия Вооруженных Сил с общественными объединениями ветеранов» и другие.

Военно-историческая работа - это целенаправленная творческая и организаторская деятельность командиров, штабов, научно-исследовательских структур, органов воспитательной работы, ветеранских и других общественных организаций по сбору, изучению, обобщению, накоплению и распространению знаний отечественной и зарубежной истории опыта защиты государства, в интересах совершенствования строительства и подготовки ВС РФ, а также обучения и воспитания ее личного состава.

Составными частями военно-исторической работы является:

1) Исследовательская работа по изучению истории

2) Военно-историческое образование

3) Военно-патриотическое воспитание

4) Музейное и архивное дело

5) Военно-мемориальная и военно-ритуальная работа

Названные выше составляющие имеют свои особенности и признаки. Так,

военно-историческое образование и военно-патриотическое воспитание как составные части военно-исторической работы неразрывно связаны. Без пропаганды исторического прошлого, героического наследия и боевых традиций Вооруженных сил, трудового и ратного подвига народа по укреплению обороноспособности государства и его защите невозможно воспитывать патриотизм. Военная история России имеет тысячи примеров героического и мужественного поведения военнослужащих и народа.

В апреле 2010 года Ставропольским региональным отделением Российского общества социологов (РОС) совместно с Центром социологических исследований СГУ был проведен опрос студенческой молодежи Ставропольского края «Великая Победа глазами студенческой молодёжи». Было опрошено 828 студентов 1-5 курсов 8-ми вузов края: ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет», ГОУ ВПО «Северо - Кавказский государственный технический университет», ГОУ ВПО Ставропольская государственная медицинская академия, ГОУ ВПО Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт, Филиал ФГОУ ВПО «Северо-Кавказская академия государственной службы» в г. Ставрополе, Кавмиводский институт сервиса (г. Пятигорск), Северо - Кавказский социальный институт, Ставропольский институт экономики и управления имени О.В. Казначеева (филиал ФГОУ ВПО «Пятигорский государственный технологический университет»). Студентам был задан вопрос: «Каких героев Великой Отечественной Войны вы знаете?». Ответы на данный вопрос свидетельствуют о том, что таких героев нынешняя молодежь практически не знает. Были единично названы З. Космодемьянская, А. Мересьев, А. Матросов, И. Кожедуб, А. Покрышкин, Н. Гастелло. Данное исследование наглядно нам показывает, что знания молодежи о героях и их подвигах находится на очень низком уровне. Не зная своих героев и их подвигов, военнослужащие просто не будут иметь ту модель героического поведения военнослужащих. Именно поэтому очень важно рассказывать военнослужащим о военной истории, а также героях и их подвигах в системе общественно-государственной подготовки, при просмотре исторических и документальных фильмов, при организации вечеров-чествований, художественно оформлении комнат боевой славы, плакатов и стенгазет. Все это позволит не только дать военнослужащим знания о военной истории России, но и даст ту самую модель стойкого и мужественного поведения, которая присуща всем героям.

Целью же военно-патриотического воспитания является развитие у военнослужащих гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у них профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности. В Российской Федерации существует «Государственная программа патриотического воспитания молодежи на 2015-2015 гг.» которая определяет основные направления и задачи деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, органов военного управления по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации. Субъекты военно-педагогического процесса также должны опираться на основные задачи Государственной программы патриотического воспитания молодежи на 2015-2015 гг., и основными из них являются:

1) формирование позитивного отношения общества к военной службе и положительной мотивации у молодых людей относительно прохождения военной службы по контракту и призыву;

2) внедрение в деятельность организаторов и специалистов патриотического воспитания современных форм, методов и средств воспитательной работы;

3) повышение профессионализма организаторов патриотического воспитания;

4) развитие материально-технической базы патриотического воспитания в воинских коллективах и общественных объединениях.

В системе военно-исторической работы более детально я хотел рассмотреть несколько форм, а именно:

1) Ведение исторического формуляра воинской части

2) Создание комнат боевой славы

3) Организация работы ветеранских организаций

Военно-исторический формуляр воинской части является документом, в котором отражаются организационное развитие и боевая деятельность воинской части, соединения и военно-учебного заведения, важнейшие события, происшедшие в жизни воинской части, и ее боевая подготовка.

Исторический формуляр ведется в мирное время. В военное время при убытии воинской части на фронт исторический формуляр сдается на временное хранение в штаб военного округа, отдельной армии по месту дислокации, а вместо исторического формуляра в воинской части ведется журнал боевых действий, выписки из которого при переходе части на мирное время заносятся в исторический формуляр. Воинские части, не входящие в состав действующей армии, продолжают ведение исторического формуляра и в военное время.

Исторический формуляр ведется:

каждой отдельной воинской частью (от отдельного батальона и выше), которой положено иметь Знамя части;

каждым военно-учебным заведением;

каждым воинским соединением;

Генералы и офицеры знакомятся с историей части (соединения) путем личного изучения исторического формуляра части, а остальной личный состав ознакомляется с важнейшими событиями в истории части командиром части и командирами подразделений на специальных собраниях. И наша задача, как заместителей по работе с личным составом, организовывать данные собрания.

Исторический формуляр является очень мощным средством воспитания личного состава, так как каждая часть имеет свою уникальную историю, свой боевой путь, своих героев и знакомясь с этим, у военнослужащего возникает чувство гордости за свою воинскую часть (соединение). На таких собраниях и мероприятиях целесообразно использовать все средства наглядности, начиная от демонстрации самого формуляра и заканчивая фильмами (которые на тематику конкретного времени), приглашения ветеранов того времени и героев.

Создание музеев и комнат боевой славы регламентируется отдельно Приказом Минобороны РФ от 11.09.1997 №343 (ред. от 01.09.2008)»Об утверждении Положения о музеях».

Комната воинской (воинской и трудовой; воинской и спортивной) славы, комната (каюта) военно-морской (военно-морской и трудовой; военно-морской и спортивной) славы - помещение в воинской части (на корабле), специально оборудованное в целях популяризации истории русской армии и флота, боевого пути, пройденного воинской частью (кораблем), и героики мирных будней воинов и гражданского персонала Вооруженных Сил.

Особенностью данной формы является то, что при организации комнаты боевой славы необходимо делать упоры на личные вещи героя и наглядность. Например, форма военнослужащего, боевые награды, какие-либо грамоты со школы, отзывы учителей, обращение матери или друзей, личные фотографии с гражданской жизни - все это делает героя как можно реальнее и ближе к военнослужащим. В следствие этого возникает тот самый притяжательный компонент (о котором мы говорили выше), который позволяет задуматься военнослужащему о том, что такой же «простой» парень совершил героический поступок, проявил стойкость и мужество, и военнослужащий однозначно задаст себе вопрос «А чем я хуже? Разве я не могу также?». И нам очень важно добиться этого.

Третья форма военно-исторической работы - это работа с ветеранскими организациями. Она регламентируется приказом Министра обороны РФ от 31.08.2005 №365 «О мерах по совершенствованию взаимодействия Вооруженных Сил с общественными объединениями ветеранов»

Работа с ветеранскими организациями это очень мощный инструмент военно-педагогического процесса. Организуя работу с ветеранами и встречи с ними, мы добиваемся преемственности поколений, традиций и опыта, что очень важно для военнослужащих. Ветераны могут не только рассказать о боевом опыте, который у них был, но также и о том самом чувстве долга, который они исполнили перед Отечеством. Работа с ветеранскими организациями также может включать такие формы как посещение музея организации, выезд на места боевых действий, организация вечеров-встреч в честь памятных дат. Опять же, очень важно осуществлять это в совокупности с другими формами и методами военно-исторической работы.

Таким образом, военно-историческая работа является мощным инструментом воспитания военнослужащих. Активизация и грамотная реализация основных формы военно-исторической работы позволит значительно улучшить качество обучения и воспитания личного состава. Основными условиями реализации данного пути будут являться:

1) создание притяжательного компонента при пропаганде героического поведения сослуживцев;

2) широкое использование средств наглядной агитации, создание стенгазет и стендов с героями;

3) участие родственников героя в проведении вечера-чествования данного военнослужащего;

4) использование личных вещей героя при пропаганде;

Выводы по главе

Подводя общий итог хотелось бы сказать, что воспитание стойкости и мужества у военнослужащих ВС РФ является первичной задачей помощника командира по работе с личным составом. Основными формами реализации данного процесса являются:

1) Пропаганда среди военнослужащих примеров героического поведения сослуживцев при выполнении служебных и боевых задач и основной спецификой данной формы является создание притяжательного компонента для ассоциации военнослужащего с героем.

2) Формирование у военнослужащих готовности к мужественному преодолению трудностей военной службы в ходе боевой подготовки частей и подразделений ВС РФ. Основной спецификой является создание максимально приближенной обстановки к реальным боевым действиям путем создания трудных и сложно решаемых психологических и физических задач.

3) Активизация военно-исторической работы в частях и подразделениях ВС РФ. Основной спецификой данной формы является преемственность традиций и боевого опыта у старшего поколения.

Таким образом, грамотная реализация данных форм, хорошая организация и всесторонняя подготовка позволят проводить эти мероприятия на очень высоком уровне. Применяя средства наглядности и творческий подход эти мероприятия станут для военнослужащих действительно интересным и ожидаемым событием, что позволит вывести формирование таких важных качеств как «стойкость» и «мужество» на абсолютно новый уровень.

Документ по состоянию на август 2014 г.


В 1994 году Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации изучено выполнение Приказа министра обороны Российской Федерации 1993 г. N 207 "О совершенствовании военно-исторической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации" в главных штабах видов Вооруженных Сил Российской Федерации, некоторых округах, на флотах, в военно-учебных заведениях, главных и центральных управлениях Министерства обороны Российской Федерации.

Не все командующие, командиры (начальники) проявляют требовательность, а штабы - необходимую настойчивость и распорядительность при проведении военно-исторической работы.

Военно-историческая подготовка офицеров и военно-учебных заведениях все еще остается на низком уровне, продолжается сокращение количества учебного времени, отводимого на изучение истории войн и военного искусства (Военная академия бронетанковых войск, Военная артиллерийская академия и другие).

В войсках и на флотах военно-историческая работа проводится недостаточно целеустремленно. Комнаты информирования и досуга личного состава во многих частях не соответствуют предъявляемым требованиям, жизнь подразделений в них не отражается.

Документы по истории видов Вооруженных Сил, объединении, соединений и вузов, изданные 20 - 30 лет назад, не обновляются. Исторические справки, формуляры ведутся нерегулярно.

При организации и проведении мероприятии оперативной и боевой подготовки войск (сил) и штабов не в полной мере учитывается военно-исторический опыт.

В целях дальнейшего совершенствования военно-исторической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации приказываю:

1. Заместителям министра обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками округов, группой войск и флотами, командующим (начальникам) родами войск, начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации, Начальникам военно-учебных заведений, учреждений и научно-исследовательских организаций Министерства обороны Российской Федерации глубоко проанализировать состояние дел по этому вопросу, рассмотреть на заседаниях военных советов округов, флотов, армий, флотилий и принять необходимые меры по улучшению военно-исторической работы в подчиненных органах военного управления и войсках (силах).

Активизировать военно-исторические исследования теории и практики военного строительства в интересах научного обоснования реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации. Шире проводить теоретические изыскания в области искусства применения сил и средств видов Вооруженных Сил и родов войск в прошлых войнах и военных конфликтах. Смелее и аргументированнее давать отпор разного рода фальсификаторам истории России и второй мировой войны.

Военно-историческую подготовку в военно-учебных заведениях, войсках и на флотах проводить в интересах патриотического воспитания военнослужащих, расширения оперативно-тактического кругозора и развития творческого мышления командиров всех степеней. Не допускать сокращения количества учебного времени, отводимого на изучение истории войн и военного искусства.

Улучшить подготовку военных историков на базе военных академий, Института военной истории Министерства обороны Российской Федерации в соответствующих группах, адъюнктурах, докторантурах. Больше внимания уделять подготовке военных ученых историков.

Создать до 1 июня 1995 г. в составе оперативных управлении (отделов) штабов за счет существующей численности видов Вооруженных Сил Российской Федерации, родов войск следующие органы: в главных штабах видов Вооруженных Сил Российской Федерации и штабе Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации - военно-исторические группы численностью 4 человека, в штабах округов, флотов, родов войск - военно-исторические группы численностью 2 человека, в армиях (на флотилиях), в корпусах (эскадрах), в главных и центральных управлениях Министерства обороны Российской Федерации ввести штатные должности офицера - историка. В соединениях и воинских частях, в управлениях и отделах штабов, в самостоятельных управлениях и отделах Министерства обороны Российской Федерации, научно-исследовательских организациях, учреждениях Министерства обороны Российской Федерации иметь нештатных офицеров - историков, предварительно прошедших необходимую подготовку.

Возложить на созданные органы планирование и организацию проведения в порядке, установленном Приказом министра обороны Российской Федерации 1993 г. N 207, мероприятий по военно - исторической работе в соответствующих органах военного управления и войсках (силах) Вооруженных Сил Российской Федерации.

Состояние военно-исторической работы проверять в ходе плановых проверок войск (сил) и штабов. Результаты военно-исторической работы отражать в отчетах оперативной и боевой подготовки.

2. Военному издательству Министерства обороны Российской Федерации активизировать работу по изданию и опубликованию в 1995 - 1996 годах серии учебников и учебных пособий по военной истории Российского государства.

3. Последнее предложение абзаца шестого пункта 1 Приказа министра обороны Российской Федерации 1993 г. N 207, слова: "являясь частью научной работы..," первой строки пункта 1 и абзацы седьмой и восьмой пункта 5 Инструкции (приложение к вышеназванному Приказу) исключить.


Первый заместитель
Министра обороны
Российской Федерации,
генерал-полковник
М.КОЛЕСНИКОВ

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ ВОЕННЫХ НАУК

2(23)/2008

ЗАСЕДАНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО СОВЕТА ПО ДЕЛАМ ВЕТЕРАНОВ

ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Доклад заместителя начальника

Генерального штаба ВС РФ

генерал-полковника А.С. Скворцова

« О перспективах развития военно-исторической работы в свете решений о подготовке и проведении празднования 65-летия памятных дат Великой Отечественной войны 1941-1945 годов »

Военно-историческая работа в ВС РФ занимает одно из ведущих мест в деятельности главнокомандующих видами, командующих родами войск Вооруженных Сил, начальников главных и центральных управлений МО РФ. Организацией и проведением этой работы занимаются штатные и нештатные органы и должностные лица соответствующих органов военного управления.

Справочно:

военно-исторической работой занимаются

ВСЕГО военнослужащих - 333

гражданский персонал -318

в том числе НЕШТАТНЫХ

военнослужащих - 101

гражданский персонал -48

без учета нештатных специалистов соединений и воинских частей (кораблей)

Одной из важнейших задач, имеющих важное значение на современном этапе развития нашего государства является патриотическое и воинское воспитание, пропаганда военно-исторических знаний, истории и традиций Вооруженных Сил, героических подвигов советского народа, а также выполнение Плана реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» и формирование позитивного общественного мнения по основным проблемам военного строительства и защиты Отечества.

При этом, в современных условиях в связи с активными попытками исказить отечественную историю, принизить роль нашей страны в Великой Отечественной войне, переписать, а чаще - исказить многие страницы нашей истории - роль этого направления существенно возрастает.

В этой работе трудно переоценить вклад ветеранских организаций, которые проводят масштабную работу по пропаганде памятных событий и дат отечественной истории, увековечению памяти и вклада в отечественную историю видных государственных, военных и общественных деятелей. Кроме того, мы активно взаимодействуем со многими общественными, молодежными организациями и объединениями.

Другой не менее важной из основных задач военно-исторической работы в ВС РФ является исследование и обобщение опыта прошлых войн и вооруженных конфликтов, творческое его преломление применительно к задачам современного этапа строительства Вооруженных Сил, развития форм и способов их применения. К числу приоритетных направлений исследований, безусловно следует отнести изучение опыта Великой Отечественной войны, локальных войн и вооруженных конфликтов не только в прилегающих границам России регионах, но и в других «горячих точках» планеты. На сегодня особое значение приобретает, в частности, обобщение опыта борьбы с терроризмом.

При проведении военно-исторической работы важное место, наряду с проведением исследований и разработкой военно-исторических трудов, (на выставке представлены некоторые из них) занимает организация военно-исторических конференций, посвященных памятным датам отечественной истории. Так в 2006 - 2008 гг. центральными органами военного управления, Институтом военной истории МО и военными академиями ВС РФ совместно с ветеранскими организациями было проведено более 150 военно-исторических конференций по проблемам Великой Отечественной войны, в том числе посвященных 65-летию битвы под Москвой, Сталинградской битвы и битвы на Дону.

Однако мы понимаем, что результаты военно-исторической работы нельзя оценивать только по количеству проведенных мероприятий или подготовленных научных трудов и публикаций. Главный ее итог можно оценить лишь по степени воздействия на каждого военнослужащего, на каждого гражданина нашей страны.

Поэтому мы обращаем серьезное внимание на участие в проведении военно-исторических, военно-патриотических мероприятий в войсках, учебных заведениях, городах, небольших населенных пунктах. И как показывает практика именно те мероприятия, к которым наряду с ветеранами привлекаются школьники, суворовцы, широкий круг общественности и молодежи, приносят наибольшую пользу.

Наглядные примеры этому - конференции, прошедшие в Волгограде и Воронеже, празднование 90-летия Героя Советского Союза, Маршала Советского Союза Н.В.Огаркова на тверской земле и его родине в поселке Молоково, 110-й годовщине со дня рождения Маршала Советского Союза Г.К.Жукова в д. Стрелковка ныне г. Жуков Калужской области. Такие мероприятия с участием администрации областей, представителей Генерального штаба и ветеранских организаций стали яркой страницей патриотического воспитания. Регулярно публикуются материалы посвященные жизни и деятельности видных полководцев - маршалов Советского Союза Ивана Степановича Конева, Александра Михайловича Василевского, Матвея Васильевича Захарова и др.

Считаю, что необходимо значительно активизировать участие в пропаганде нашей героической истории в СМИ в первую очередь - электронных, причем не только военных, но и шире привлекать к этой работе общероссийские радиостанции и телеканалы.

Одним словом резервов для повышения действенности и эффективности военно-исторической работы у нас очень много и мы должны их эффективно использовать.

В настоящее время в Министерстве обороны Российской Федерации продолжается работа по выполнению Поручения Президента Российской Федерации от 27 июля 2004 г. № 1230 ГС, о разработке фундаментального многотомного военно-исторического труда «Великая Отечественная война 1941-1945 годов». К настоящему времени разработаны Концепция труда, планы-проспекты томов, подготовлен проект Положения о Главной редакционной коллегии. Организована и активно ведется работа в архивах по поиску и вводу в научный оборот ранее неизвестных документов.

Одной из особенностей исторической работы является то, что сколько бы ни было сделано, предстоит сделать еще больше.

Современный мир быстро меняется. Появляются новые угрозы и вызовы безопасности России, которые в ряде случаев пытаются увязать с различными историческими событиями. Это находит свое отражение в попытках предъявить территориальные претензии к России, обвинения в якобы не правомерных ее действиях в прошлом, в извращении существа военной помощи нашим союзникам, в переоценке роли отдельных исторических личностей.

Позволю небольшое отступление. Сейчас мы как бы по-новому открываем для себя Ф.И.Тютчева. Так вот он в стихотворении «Славянам» еще в 1867 году писал:

«А между нас, - позор немалый, -

В славянской, всем родной среде,

Лишь тот ушел от их опалы

И не подвергся их вражде,

Кто для своих всегда и всюду

Злодеем был передовым:

Они лишь нашего Иуду

Честят лобзанием своим.»

Надо отметить, что в последнее время эти попытки приобретают все более активный, и я бы даже сказал, - наступательный характер. Не случайно все чаще можно услышать использование термина «историческая экспансия». Особенно тревожно то, что в новой «официальной» истории отдельных стран СНГ, прослеживается устойчивое стремление исказить историю России, а по существу нашу общую историю. Особенно наглядно это проявляется в странах Балтии, в определенных кругах Украины и Грузии.

Исходя из этого, одной из важных задач военно-исторической работы, проводимой в Вооруженных Силах, является противодействие фальсификациям не только военной истории, но и всей нашей отечественной истории. Эта работа должна быть направлена на аргументированное отстаивание исторической правды формирование позитивного общественного мнения по основным проблемам военной истории, военного строительства и защиты Отечества.

Борьба с фальсификациями военной истории перестала быть задачей только Министерства обороны, требование времени делает ее задачей общегосударственной. «Военно-исторический журнал», газета «Красная Звезда», окружные, флотские газеты, телерадиокомпания Министерства обороны «Звезда», активно ведут эту работу. Однако взаимодействие с гражданскими СМИ (особенно, телевидение, радиовещание) по вопросам противодействия фальсификации военной истории имеет серьезные недостатки.

Порой недопонимание серьезности этой задачи, приводит к тому, что в отдельных случаях в нашей печати и на телевидении появляются материалы, содержащие искажения отечественной истории.

В этих условиях назрела необходимость создания межведомственного органа по объединению и координации усилий по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России. Первые шаги в этом направлении уже сделаны, по нашей оценке, следует приветствовать создание межведомственной рабочей группы при Правительстве Российской Федерации. При этом важно, что в ее состав предлагается включить не только представителей федеральных органов исполнительной власти, но и представителей Федерального собрания Российской Федерации, авторитетных ученых, общественных деятелей, представителей культуры, руководителей государственных СМИ.

Работа данной группы должна носить долговременный и приоритетный характер в области государственной политики.

Одним из новых направлений в пропаганде углубленного изучения военной истории стало ежегодное проведение Всеармейской военно-исторической олимпиады, в котором принимают участие курсанты военно-учебных заведений. Это позволяет будущим офицерам на основе опыта Великой Отечественной войны, других войн и вооруженных конфликтов послевоенного времени расширить свой военный кругозор и использовать знания военной истории в процессе обучения и воспитания.

Сложные и ответственные задачи стоят перед нами в связи с приближающейся 65-ой годовщиной Победы в Великой Отечественной войне. В связи с этим основными перспективными направлениями дальнейшего развития военно-исторической работы в Вооруженных Силах в свете выполнения Указа Президента Российской Федерации от 16 апреля 2007 года «О проведении дней воинской славы России в ознаменование 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» на наш взгляд являются:

1. Формирование у личного состава Вооруженных Сил государственного патриотического сознания, чувства любви и верности своему Отечеству, его национальным, культурным и духовным ценностям. Воспитание сознательного отношения к исполнению воинского долга на основе лучших примеров героической истории России, традиций ее вооруженной защиты.

2. Исследование исторического опыта развития и боевого применения войск в Великой Отечественной войне1941-1945 гг., формирование на его основе выводов и рекомендаций, необходимых для решения задач строительства Вооруженных Сил на современном этапе их развития.

3. Оперативное разоблачение искажений и фальсификаций отечественной военной истории и формирование позитивного общественного мнения по основным проблемам военного строительства и защиты Отечества не только в военных, но и в общероссийских средствах массовой информации.

4. Выполнение мероприятий Плана реализации Государственной программы «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.» по вопросам военной истории.

Справочно:

почетное звание Город воинской славы получили города Белгород, Владикавказ, Воронеж, Ельня, Елец, Курск, Малгобек, Орел, Ржев;

на заседании РОК «Победа» в марте с.г. принято решение о присвоении звания Город воинской славы городам Ростов, Туапсе, Полярный, Луга.

5. Выполнение в полном объеме перечня мероприятий по проведению Дней воинской славы в ознаменование 65-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Следующим памятно-мемориальные мероприятия, посвященные Дню разгрома советскими воинами немецко-фашистских войск в Курской битве, запланированы на август 2008 года, а на январь 2009 года - посвященные Дню снятия блокады г. Ленинграда. Кроме того необходимо тщательно подготовить и провести военно-исторические «Походы памяти» по местам морских сражений и подвигов советских моряков в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

6. Внедрение в учебный процесс вузов новых учебников и учебных пособий по военной истории, активизации работы военно-научных обществ.

7. Повышение качества обеспечения военно-исторических исследований архивными, информационными и другими документами.

8. Совершенствование материальной базы военно-исторической работы (архивов, военно-исторических музеев и мемориалов, комнат боевой славы, библиотек, средств наглядной агитации, направленных на пропаганду военно-исторического наследия нашей Родины).

9. Повышение уровня подготовки специалистов военно-исторических органов Вооруженных Сил, особенно занимающихся военно-исторической работой в войсках.

Справочно:

В мае сего года будет проводиться учебно-методический сбор военных историков ВС РФ. К сбору будут привлечены штатные и нештатные военные историки центральных органов военного управления, видов и родов войск, научно-исследовательских организаций и военно-учебных заведений, отделений научной и военно-исторической работы военных округов (флотов), военных журналов, архивов и музеев. На этих сборах мы намерены провести серьезный анализ проделанной работы, определить перспективы, оценить первый опыт подготовки кадров военных историков на базе Общевойсковой академии.

10. Широкое внедрение в практику войск активных форм военно-исторической работы (военно-исторических полевых поездок, круглых столов, олимпиад конкурсов).

Уважаемые товарищи! В своем выступлении я остановился на основных аспектах совершенствования организации и проведения военно-исторических работы в ВС РФ. Надеюсь, что участники Совета в своих выступлениях дополнят меня, внесут предложения по решению имеющихся проблем и повышению эффективности военно-исторической работы в ВС РФ.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

Согласовано Утверждаю

Командир в/ч Директор МБОУ «СОШ № 4»

__________ _____ __________

«___» ___________ 201 г. «___» ___________ 201 г.

План совместной работы

с войсковой частью

по военно-патриотическому воспитанию

ЦЕЛЬ: воспитание социально-активной личности обучающегося, гражданина и патриота с чувством гордости, и верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:

1.Совершенствовать формы и методы по военно-патриотическому направлению.

2.Совершенствовать традиции образовательного учреждения по военно-патриотическому воспитанию.

3. Вовлекать старшеклассников в мероприятия военно-спортивного направления.

4.Поддерживать связи с Советом , музеями, общественными организациями, семьями обучающихся с целью совершенствования работы по военно-патриотическому воспитанию.


Мероприятие

Ответственные

Экскурсии в музей Боевой Славы в/ч

январь-февраль

Классные руководители, представитель в/ч

Участие в праздничной программе, посвященной Дню рождения части

Зам. директора по ВР,

Педагог-организатор ОБЖ

Совместное проведение месячника военно-патриотического воспитания «Есть такая профессия-Родину защищать!»

Зам. директора по ВР,


День открытых дверей в в/ч

2. Конкурсно-спортивная игра «А ну-ка, парни!», посвященная празднованию «Дня защитника Отечества»

3.Проведение спортивного праздника «Папа, мама, я - спортивная семья!»

4. Военно-спортивная игра «Зарничка»

Военно-спортивная игра «Меткий стрелок»

Зам. командира по работе с ЛС -педагог-организатор ОБЖ

Проведение сборов призывников (по отдельному плану)

Зам. командира по работе с ЛС

Педагог-организатор ОБЖ

Уроки Мужества на базе музея в/ч

Зам. директора по ВР,

Зам. командира по работе с ЛС


Подготовка к празднованию Дня Победы

Зам. директора по ВР,

Зам. командира по работе с ЛС,

Педагог-организатор ОБЖ,

классные руководители, родители

Митинг, посвященный Дню Победы

Совместное проведение праздника «День защиты детей»

Зам. директора по ВР,

Зам. командира по работе с ЛС -педагог-организатор ОБЖ

Митинг к празднику День России.

Митинг в День памяти и скорби, возложение цветов в Аллее Героев

Зам. директора по ВР,

«День Знаний» - торжественная линейка.

сентябрь

Зам. директора по ВР,

Зам. командира по работе с ЛС

Совместное проведение «День независимости»

Зам. директора по ВР,

Зам. командира по работе с ЛС

Уроки мужества

День неизвестного солдата

День Героев Отечества

День Защитника Отечества


Зам. директора по ВР,

Зам. командира по работе с ЛС,

Выступление офицерского состава части перед обучающимися ОУ на уроках Мужества

в течение года

Проведение спортивных мероприятий на территории спортивного городка в/ч

Зам. командира по работе с ЛС,

Педагог-организатор ОБЖ

Методическая помощь в проведении занятий по строевой и физической подготовке

в течение года

Зам. командира по работе с ЛС, -педагог-организатор ОБЖ

Посещение юношами образовательного учреждения войсковой части, ознакомление с жизнью и бытом военнослужащих

Зам. командира по работе с ЛС, -педагог-организатор ОБЖ

Выступление курсантов военных ВУЗов перед старшеклассниками

В период стажировки

Зам. командира по работе с ЛС,

Педагог-организатор ОБЖ

Составили

Заместитель директора по ВР

Педагог-организатор ОБЖ