Что делать если нет идей для творчества. Как вернуть утраченное вдохновение? Как люди реагируют на творческий тупик

Что делать, если нет вдохновения:

Совет первый. Очень хорошо, если вы оптимист и всё прекрасное в этом мире не ускользает от вашего взора. Но чаще бывает так, что идешь по улице и видишь серый привычный район, переполненную помойку, разбитую дорогу и спешащих куда-то неулыбчивых людей. А вы приобретите привычку смотреть на мир с интересом! Вспомните маленьких детишек! Что они видят, шагая за ручку с мамой? Они видят травку, цветочки, птичек, интересную тётю в яркой кофте, жучка на дорожке, быструю машину, вытянутые тени на асфальте и не перестают удивляться шаг за шагом. Каждая прогулка – это целое путешествие для них. Дорога до магазина в пяти минутах ходьбы затягивается для малышей на полчаса. С возрастом, к сожалению, мы перестаем замечать всю красоту вокруг. Превратите поход в магазин в увлекательную игру, где вы будете искать как можно больше интересного на пути. Во-первых, дорога будет не скучной, во-вторых, поднимите себе настроение. Обращайте внимание на всё. На небо, на солнце, на деревья, на животных.

Совет второй. Не многие любят гулять. Просто пройтись вечерком вокруг дома кажется пустой тратой времени. Если вы относитесь к числу таких людей, самое время пересмотреть свою позицию. Прогулка – это свежий воздух, солнечный свет и расслабление. Гуляя, отключайтесь от негативных мыслей, не пускайте их в свою голову. Вы непременно почувствуете прилив жизненных сил. Неважно, будете ли вы ходить во время прогулки или просто сидеть на скамейке. Выделите на прогулку хотя бы 30 минут в день. Когда человек перестает торопиться, мысли в голове начинают упорядочиваться, т.е. освобождается место для фантазий, положительных эмоций, а это и есть вдохновение.

Совет третий. На протяжении дня мы сталкиваемся с большим количеством информации. Увидев что-то необычное, интересное, мы вскоре забываем об этом. А при отсутствии вдохновения, это что-то необычное и интересное нам могло бы здорово пригодиться, навеять идей, расшевелить фантазию. Давайте заведем коробочку, в которую будем складывать то, что радует глаз, что связано с каким-либо памятным событием, что на подсознательном уровне придает оптимизма. Не хотите коробочку? Тогда можно папку на рабочем столе компьютера с чудесными, завораживающими, идеальными картинками. Что это будет – решать вам. Узоры, текстуры, животные, природа, а может просто фотографии. Заглядывайте туда в творческие кризисы и ловите вдохновение.

Совет четвертый. Носите с собой фотоаппарат. Не обязательно быть фотографом, да и не обязательно фотоаппарат иметь профессиональный. Фотографируйте всё, что вам нравится, что радует глаз. Пусть яркие события, интересные детали остаются в памяти надолго. Вы будете знать, где искать позитивные мысли, возвращаясь к снимкам тогда, когда захотите.

Совет пятый. Представьте себе свою музу. Опишите ее, как она выглядит, что думает. Представьте, что она рядом с вами. Спросите мысленно у нее совета, скажите ей всё, что вас беспокоит, всё о чем думаете. Обращайтесь к ней чаще, просите ее оценить ваше творчество объективно со стороны. Это отлично развивает фантазию и воображение.

Совет шестой. Этот последний совет включает перечисление сразу нескольких способов, на которых мы не будем останавливаться подробнее. Воспользуйтесь ими тогда, когда вышеперечисленные способы окажутся безнадежными, или просто, если они вам не понравились. Медитация на свежем воздухе; музыка, создающая нужное настроение; рисование ручкой на листочке бумаги под диктовку вашего подсознания; чаепитие в спокойной обстановке; встреча с другом, положительно влияющим на вас; вышивание, вязание, шитьё; чтение стихов; полноценный сон; расслабление в сауне, спа-салоне; плавание в бассейне; алкоголь в умеренных дозах и с большой осторожностью (а лучше всё-таки не надо); любовь; дети; животные; аквариум; цветы; просмотр фильмов; шопинг, танцы. А еще, ничто так не вдохновляет на дальнейшую работу, как

Кто из вас хотя бы раз в жизни испытывал на себе «волшебную силу» творческого тупика? Основной признак: как только вы садитесь за монитор (или любой другой рабочий инструмент), все мысли куда-то улетучиваются . Пялитесь в экран, как баран на новые ворота, а они все не приходят. Ждете день-два-три, а вдохновение все не возвращается. Знакомо?

Как люди реагируют на творческий тупик?

Что обычно делают люди, когда Муза уходит в отпуск и бросает их наедине со своими творениями? Вариантов три:

  • Первый скажет, что нужно дождаться вдохновения и на время переключиться на другие дела: «Стоит отвлечься от работы, и тогда вдохновение тут же нагрянет. Да еще и с лихвой компенсирует упущенное время».
  • Второй тип решит, что длительный творческий тупик - знак того, что дело не его и стоит его бросить. Как скажут некоторые знатоки: «значит, мотивации не хватает».
  • И только третий (кстати, самый малочисленный) плюнет на Музу и продолжит пахать в одиночку - безо всяких перерывов, переключений и самокопаний. Именно он и дойдет до конца - допишет книгу, закончит картину, сдаст проект. Достигнет целей, если хотите.

Первые два типа, в конце концов, перегорят и возьмутся за новое дело (а там перегорят снова). Потому как невозможно надеяться на одно вдохновение. Даже если у вас врожденный дар, талантище, море желания - все равно будут моменты, когда ни-че-го не захочется делать и ни-че-го не будет получаться.

А единственный способ быстро преодолевать такие периоды - плевать на Музу и двигаться дальше, через «не могу» . Отдохнуть, переключиться можно будет позже, когда войдете в обычный ритм. Но ни в коем случае в такие дни не поддавайтесь искушению (а также советам доброжелателей) сделать перерыв.

Кто согласен, поднимите руки:) А я пока перейду к практической части:)

Как вернуть вдохновение?

Работать, работать и еще раз работать. «Это понятно, - скажете вы. - А что конкретно? Приемы, методы - что?» Предлагаю начать с того, чего делать не стоит.

Чего не стоит делать, если нет вдохновения:

  • Не стоит отвлекаться на соц.сети , почту, интернет-серфинг.
  • Не стоит отвечать на предложения приятелей выпить «по кружечке» . Выпивка почти никому не помогала, зато вредила - многим.

Эдгар По творил, напившись в стельку. Но не будем забывать, что он мочился под себя и умер в сорок лет полной развалиной. (Джеймс Н. Фрэй)

  • Не стоит звонить другу-подруге, маме-папе, жене-мужу, бабушке-дедушке, старому знакомому, которому забыл вчера перезвонить и т.д. Как сказал А. Мазин, «не нужно устраивать из своей проблемы шоу!»

А ведь из этого, действительно, получается настоящее шоу с нами в главной роли. Все друзья нас жалеют, поддерживают, дают советы. А мы наслаждаемся минутами славы. Подозреваю, что для многих творческих (читай: демонстративных) личностей это - лучшие моменты того самого «творчества».

Как думаете?

Пишите, а я пока перейду к основной части - приемам, помогающим преодолеть творческий тупик. Способам, не раз выручившим лично меня.

4 главных способа вернуть вдохновение:

  1. Перепечатайте или прочтите вслух уже написанное (в случае работы не с текстом - сделайте копию уже готового, пробегитесь по заготовкам, планам).
  2. Включите музыку , ранее вас вдохновлявшую - связанные с ней ассоциации помогут вернуться в творческий процесс.
  3. Возьмите 3 листа А4, ручку и начните писать все, что есть в голове , пусть и не касающееся работы. Если там совсем тишина, так и пишите: «В голове тишина». И так хоть 20 раз. Испишите все 3 листа с двух сторон, но ничего не перечитывайте. Это поможет расслабиться, а также выкинуть весь «мусор», вас тормозящий. То же самое можно делать и на компьютере, желательно с выключенным монитором.
  4. Пока работаете над черновиком, ничего не правьте . Иначе закопаетесь так, что загоните себя в тупик еще дальше. Кстати, писать черновик также лучше с выключенным монитором, причем в первые дни даже не пересматривая написанное.

Если творческий тупик настиг вас в конце работы, скорее всего, дело в страхе неудачи : вы боитесь, что работу не примут, не оценят, а вас раскритикуют. В этом случае помогут следующие приемы:

2 способа вернуть вдохновение в конце работы:

  1. Вернитесь к листам А4 и запишите следующее: «Я талантливый … (писатель/художник/дизайнер - вставьте свое)», «У меня все прекрасно получается», Мою работу примут» и т.п. в зависимости от того, чего боитесь. Пишите, пока сами не поверите. Знаю-знаю, что на первый взгляд все это кажется глупым и даже нелепым. Но помогает реально - я пробовала.
  2. Еще вариант - кричите , что есть мочи - на компьютер, бумагу, которые не хотят вас слушаться. Кричите, что не боитесь реакции начальства (издателя/заказчика) и вам плевать, если они не примут работу - найдете других, лучших, и т.д. Отличный способ сбросить напряжение и очистить нервы:-)

Все перечисленное отлично помогает в случае страха неудачи. Однако нередко творческие люди сталкиваются с противоположной причиной - боязнью успеха . В такой ситуации рекомендация следующая (особенно актуальна для писателей, блоггеров, авторов статей в СМИ).

С потерей интереса сталкивались, наверно, все писатели. Вчера от истории дух захватывало, сегодня ею живешь, но проходит неделя, месяц, два, и она тускнеет, теряет краски, не вызывает прежнего эмоционального отклика. Только удивление – чем зацепила-то? И сожаление с недоумением и раздражением – ведь нравилась же, почему интерес пропал? И книга перестает писаться, и вдохновение пропадает, и начатая история откладывается в сторону. Или меняется на новую. И постепенно собирается эдакое кладбище недописанных историй – сплошные начала без конца.

Почему пропадает интерес? Почему истории «остывают» и перестают нравиться? Давайте разбираться.

Причина первая: «Я все знаю, все придумал, и мне скучно»

Скуку называют причиной довольно часто. придуманы и обдуманы, самые животрепещущие сцены мысленно выстроены и со всех сторон изучены, зацепившие эпизоды (это, как правило, начало) записаны. Все. И мысленно возвращаешься к истории все реже, и писать скучно.

Что делать?

Прежде всего, понять, что в истории зацепило. У нас есть книги и фильмы, которые мы смотрим десятки раз, знаем наизусть сюжетные ходы и любимые фразы. Но все равно пересматриваем и перечитываем. Так почему же? Нам ведь все известно, но по-прежнему интересно. А если мы приезжаем из путешествия, то рассказываем свои приключения в подробностях близким и друзьям. Почему? Мы ведь все знаем. 😉 Помним каждый шаг и каждое ощущение. Помним истории и байки, рассказанные местными или экскурсоводом, и с удовольствием ими делимся. А как же «скучно, потому что все знаю»?

А теперь проводим аналогии с придуманной историей. Что в ней зацепило? , сюжет, мир, эмоции или же просто возможность уйти с головой в выдумку, подальше от реальности? Именно это «зацепившее» и должно стать двигателем интереса – первым. Вторым – ваше «хочу сказать». Для чего вы пишете? Какую тему поднимаете, о каких проблемах говорите? (О чем вы беседуете с друзьями за рюмочкой чая, что вас волнует и беспокоит? Какие ситуации вы готовы переживать и обсуждать бесконечно, хотя давно все знаете? Почему?)

Скука появляется не тогда, когда вы все знаете. А тогда, когда вам и нечего хотеть. Когда вы ничего не ждете от истории. Вам просто понравился образ или мир, захватили эмоции от придуманного, увиденного или прочитанного. А вашего в истории нет. Нет того, что именно вы хотите сказать, – сугубо личного и болезненно-интересного.

Выхода из этой ситуации два. Или ищите потерянный интерес – разбираясь в себе и перекладывая свои проблемы и желания на «книжные» плечи, или оставьте в покое и себя, и историю. Отложите ее в сторону и займитесь другим. Насильно, как говорится, мил не будешь. А кладбище недописанных историй есть у всех. И пусть будет. Ничего страшного в этом нет. К тому же, кто знает, может быть, лет через пять-десять эта история попадется на глаза, и вы наконец найдете потерянный интерес, поймете, зачем когда-то начали ее писать.

Причина вторая: «Вчера замечательно писалось, но сегодня сходил на «Хоббита»…»

Это так называемый перебитый аппетит. Вчера еще все нравилось и все было интересно, но фильм/книга/ситуация… И все. Появился и захватил так, что старая история отошла на второй план. И уже руки чешутся взяться за новую – она свежее и интереснее прежней.

Что делать?

Лучше всего – переждать порыв. Но не начинать писать. Если прежняя история шла хорошо и вам хочется ее закончить, то новую лучше не начинать. Пока она крутится в голове – обдумать, записать важные моменты и зарисовки эпизодов. Порывы имеют свойство сходить на нет без подпитки. А подпитка – это интерес. В новой истории интерес временный и, как правило, быстро проходящий.

Рано или поздно эмоции порыва иссякнут, и тогда можно спокойно . А новая либо останется заначкой – следующим этапом работы, либо вообще забудется.

Еще хорош такой вариант: приладить новую идею к старой. Подумать, переделать и подстроить. Тогда и «хвост» не будет мешать, и история на волне эмоционального всплеска обретет второе дыхание.

А некоторые практикуют работу над двумя-тремя проектами сразу. Пока пишется одно – пишут его, интерес иссяк – переключаются на вторую историю. А потом вспоминается старое – и следует возврат. Вспыхивает новая идея – берутся за нее, а потом возвращаются ко второй. Или к первой. Кому-то такой вариант работы подходит, кому-то – нет, но чтобы это понять, нужно попробовать. 🙂

В любом случае оценивать важность истории нужно с точки зрения интереса. Где он сильнее – там и ваше вдохновение. А где вдохновение – там и работа в удовольствие.

Причина третья: «Роман – это же такой объем…»

Потеря интереса – тоже явление частое. Выдумывать нравится, мир сочинять нравится, отношения между героями выстраивать тоже нравится, но как только доходит до дела, то есть до написания – все. История уже не интересует настолько, чтобы ее записывать.

В таком случае стоит начать с малого – с рассказов, зарисовок. Не бросаться писать сразу, а обдумывать, вынашивать, узнавать. И набивать руку на мелочах – писать зарисовки о прошлом героя, об истории мира. И если интерес не иссякнет, он переборет страх объема. И заодно – страх труда и долгой работы.

Причина четвертая: «Мне некогда!»

Да, житейские неурядицы и вечная занятость также могут заглушить интерес. Вернее, как бы ни интересовала история, мы сами отодвигаем ее в сторону, сами запрещаем себе о ней думать и загораться, потому что «работа, семья, проблемы…». И интерес тускнеет. Тут ничего не посоветуешь, кроме одного: , пусть даже это будет два часа в неделю. Это трудно, но возможно.

Кроме вышесказанного, конечно, есть и специфические – личные причины потери интереса. И в них надобно разбираться. Если, конечно, вы хотите писать и, что немаловажно, – заканчивать начатое. А заканчивать нужно. Хотя бы одну историю из двадцати, иногда – через силу, преодолевая лень и вечную нехватку времени.

Подводим итоги: Как писать с вдохновением

1. «Кладбища» и «холодильники» идей и начатых историй есть у всех.

Некоторые истории останутся ненаписанными и недописанными – это нужно принять как данность. Они не были важны насколько, чтобы вы взялись копать и развивать тему, вот и все. А ко второму типу историй – замороженных – еще можно вернуться. Бывает, что проходит год (а иногда больше – пять-десять лет), и история вдруг всплывает – снятся сны, находятся зарисовки. И неинтересная прежде тема становится жизненно важной.

Исходя из собственного опыта, могу сказать следующее: иногда полезно забросить идею и не мучить историю, чтобы спустя годы она «вдруг» всплыла. За время ее молчания вы накопите необходимый объем информации и опыта. И напишите заброшенное иначе – интереснее, глубже, чем планировали. История только выиграет.

2. Идея должна стать занозой.

Не бросайтесь писать сразу, особенно роман или повесть. Обдумайте, найдите интерес. А найдя, поддерживайте. Мысленно. Если история не зачахнет без написания, если будет обрастать новыми подробностями, если засядет занозой, постоянно напоминая о себе, – тогда садитесь писать. Если же через месяц-два идея потускнеет – забудьте о ней. Это был порыв, который прилетел ненадолго развеять скуку. Поблагодарите его за это, отпустите и забудьте.

Это важно, чтобы не копить в «холодильнике» замороженные «хвосты».

Если же идею жаль, если она интересна – запишите рассказом или зарисовкой. Иногда из порыва – случайного рассказа – спустя годы вырастает роман.

3. Поддерживайте интерес самостоятельно и постоянно.

У многих авторов есть такая причуда: начиная писать свое, они закрываются от любой информации – перестают читать книги, смотреть фильмы. Боятся, что новое собьет с толку. И в этом есть разумное зерно. Действительно, новое чревато порывами и случайными идеями. Но также новое способствует и развитию темы. И очень полезно во время написания читать и смотреть фильмы. Тогда новая информация будет дополнять вашу. Позволит взглянуть на тему с другой стороны, покажет ее изнанку, углубит. И, соответственно, поддержит интерес.

И напоследок. Каждой истории – свое время и свой писатель. Да, идеи – как грибы, каждая ждет своего грибника. И если идея ваша, если история – личностное переживание, вы всегда найдете свой к ней интерес. И чтобы начать, и, конечно же, чтобы закончить.

С проблемой "ухода музы" знакомы, наверное, все. Буду рада, если мои советы кому-то будут полезны.

1. Слушать музыку, лучше классическую и обязательно без слов, чтобы не сбивали. Или просто звуки природы: шум прибоя или щебет птиц в лесу.
Например: каждому своему герою я подобрала музыкальные композиции, которые включала время от времени, погружаясь в образы.

2. Писать от руки, не пользоваться компом. Компьютер, конечно, хорош, но, используя руку, мы активируем часть коры головного мозга. А мозг вообще полезно держать в тонусе.
Вдобавок, когда начинаешь перепечатывать, обязательно редактируешь и добавляешь что-то. Что всегда полезно.
Блокнотик и карандаш всегда надо носить с собой. Мелькнула идея. «Ах, запишу потом!» - думаете вы, и эта идея канет в Лету. Или появится в произведении другого автора и вы думаете: «а ведь это могло быть у меня!», но уже поздно. Природа (Космос, Высший Разум, Ноосфера – не знаю, как вы называете то, откуда течет вдохновение) не терпит пустоты.

3. Писать каждый день (по два часа или определенное количество листов), не делать поблажек и «выходных». Приучить себя к труду.

4. Послушать чужое мнение. Не надо зачитывать отрывки знакомым и незнакомым людям, полезнее обсудить «околосюжетные» темы. Например, если пишете о морских приключениях, поговорить с настоящими яхтсменами или моряками. Послушать их истории.

5. Рабочий стол и пространство около него не должно отвлекать вас от работы. Если рабочий стол стоит у окна – передвиньте его к стене. Никаких окон, никаких телефонов-планшетов и сопливых детей. Объявите домашним, чтобы два часа вас не отвлекали.

6. Очень помогает физическая активность и взаимодействие с природой. Пройти вокруг парка, прокатиться на велосипеде, полюбоваться закатом (рассветом, ночным небом, падающими снежинками).

7. Смеяться. Пребывать в хорошем настроении. Смех активизирует работу мозга. Посмеявшись от души, мы чувствуем прилив сил.

8. Цветотерапия. Помогает смотреть на синее и зеленое. Это могут быть шторы, обои, потолок. Или можно закрыть глаза и представить глубокое синее море, или листву деревьев, подсвеченную солнцем, с капельками только что прошедшего дождя на кончиках листьев… (простите, увлеклась)

9. Начать писать первое, что приходит в голову, пусть даже это кажется вам ерундой. Пустить поток сознания на бумагу. (Помните, что мы пишем на бумаге) И вдруг – мысль. И вы цепляетесь за неё и начинаете вытягивать. И вот уже само пишется и этот поток не остановить. Потом, конечно, надо всё это перечитать и половину выбросить (или опубликовать на Прозе, как миниатюру. Шутка.) Но будут и жемчужинки, которые хорошо лягут в ваше повествование.

10. Почитать свои старые дневники, письма. Открыть любимую книгу на любой странице и прочесть вслух. Почувствовать «вкус» фразы. Начать писать, подражая автору, потом (тоже можно опубликовать на Прозе) выкинуть, но творческий «запал» останется.

Это всё проверено и работает. Конечно, у каждого автора свои «фишечки» и многие ни за что не поделятся, но мне не жалко. В комментариях можете добавить свои способы, если вам не жалко.

В заключение, перефразируя Стругацких, напишу: «Вдохновения всем! Даром! И пусть никто не уйдет обиженным!»

Вот уже в который раз босс говорит, что ваши идеи утратили актуальность, а вы сами недостаточно стараетесь. Вы, в свою очередь, расстраиваетесь, уходите с головой в работу, отказываетесь от сна, читаете необходимую литературу и изучаете работу конкурентов. Однако по-прежнему находитесь в творческом ступоре и теряете производительность, подумывая о том, правильную ли профессию выбрали. ELLE просит вас успокоиться, выдохнуть и последовать нашим советам, чтобы вернуть вдохновение.

Побудьте в одиночестве

Творческий кризис наступает в тот момент, когда вы слишком перегружены информацией, хотя вам и кажется, что в голове пустота. И вместо того, чтобы побыть в одиночестве, отложить ненадолго дела и разобраться - действительно ли у вас возникла проблема, - вы вносите в свой график новые дела, с целью заставить мозг работать с большей интенсивностью. Все, что вам нужно сделать, - провести один-два дня наедине с собой и понять, что любой кризис - это просто новый опыт.

Отложите литературу

Да, учиться никогда не поздно, а на примерах конкурентов - тем более, но, когда вы находитесь в состоянии кризиса идей, все источники бесполезны. Отложите журналы, книги и Google, абстрагируйтесь от работы, не пытайтесь найти выход здесь и сейчас: вдохновение обитает в других местах - об этом наш следующий пункт.

Оглянитесь вокруг

Если вы подверглись творческому кризису, настоятельно рекомендуем взять несколько выходных дней и отправиться на природу. Если такой возможности нет, попросите работать удаленно - из парка или любимого кафе. Как правило, нас вдохновляет непривычная обстановка и простые детали: пусть это будет цветение яблонь, прогулка по набережной с освежающим лимонадом, наблюдение за незнакомыми людьми или за повседневной жизнью вне стен вашего офиса.

Открывайте новые места

Это могут быть музеи, сады, кофейни или библиотеки. Отправляйтесь на выставку, даже если считаете, что не разбираетесь в современном искусстве, выбирайтесь на смотровые площадки и заглядывайте на открытые уроки танцев. Это не займет много времени, но наполнит вас новыми впечатлениями.

Заводите новые знакомства

Ничто так не вдохновляет, как знакомство с музыкантом, писателем или человеком любой другой профессии, который влюблен в свое дело. К тому же, он тоже может дать пару советов по поиску утраченного вдохновения - любовь к профессии не возникает без потерь.

Создайте утренний ритуал

Маленькие ритуалы, которые мы повторяем изо дня в день в одно и то же время, дают нам гарантию того, что мы можем контролировать свою жизнь, а значит, никакой кризис нам не страшен. Даже стакан воды с лимоном, 5-минутная гимнастика, пробежка или 10 прочитанных страниц книги с утра могут сделать ваш день лучше и продуктивнее.

Сделайте то, что у вас хорошо получается

Первая мысль, которая посещает нас, когда мы находимся в коллапсе: «Я же больше ничего не умею», - а это неправда. Начните с выполнения простых задач, которые не потребуют особенного подхода: приготовьте ужин, покачайте пресс, разложите вещи в шкафу по фэн-шую, начните вести блокнот с цитатами из любимых произведений. Это поможет отвлечься и понять, что все проще, чем кажется.

Не будьте перфекционистом

Это кажется недопустимым, но расслабьтесь. Не нужно стремиться к величию и неповторимости в том, что вы делаете. Часто именно мысли о собственной уникальности и нетерпимость могут тормозить процесс работы. Если вы каждый день будете выполнять намеченный план, спокойно следуя пунктам, то начнете успевать все и даже больше, постепенно двигаясь к самосовершенствованию.

Занимайтесь спортом

Один из создателей американской компании National Forest считает, что идеи скрываются за лишним весом. «Я иду бегать, или кататься на велосипеде, или гулять с собакой - в общем, делать что угодно, только не работать над проектом. По моей теории, хорошие идеи прячутся в лишнем весе; если его сжечь - они освободятся!». Спорт дает заряд адреналина и энергии, к тому же, избавляет от плохих мыслей, так что если бы все люди на Земле обожали спорт - в этом материале остался бы лишь один пункт.

Новое хобби

Любимая поговорка наших бабушек - «Клин клином вышибают» - вам пригодится. Чтобы продолжить работу над одним любимым делом, найдите другое. Возможно, именно посредством нового увлечения вы сможете понять, в какую сторону нужно двигаться. Так что отправляйтесь на курсы ювелирного мастерства, китайского языка или фешн-иллюстрации.

Отправляйтесь в путешествие

Где, если не на другом конце света открывать самому себе новые горизонты? Нет возможности и времени взять билет в один конец на Бали? Хорошо, тогда садитесь на «Сапсан» или в собственный автомобиль и отправляйтесь в северную столицу, а может, в маленькое путешествие по соседним городам. Вдохновение будет мчаться за вами по пятам и однажды все-таки составит компанию на соседнем сиденье.