Сырная седмица (Масленица). Масленица: церковные и народные традиции праздника имеют кардинальные отличия Можно кушать рыбу на масленицу

Мясопуст, Звончаты, Свадьба с сосной, Карнавал - все это название одного праздника у разных народов. Мы привыкли называть его просто Масленица. Это граница между зимой и весной. По окончании Масленицы наступает Великий пост. Основная задача которого - подготовить людей к празднику Пасхи.

Немного из истории

Масленица - это привычное народное название, которое мы обычно используем, но в действительности этот период называется Сырная седмица. Истоки этого торжества уходит корнями в глубь языческих времен. В дохристианской Руси этот праздник был приурочен ко дню Веселье длилось целых 14 дней. В те времена Масленица отличалась особым раздольем: устраивались балаганы, вместе собирались жители деревни для того, чтобы поприветствовать друг друга и шумно провести время. Женщины, дети, подростки выбирали высокие горки и организовывали катание на санках, все это сопровождалось веселым смехом. Мужчины же предпочитали померяться силами со своими родственниками и соседями, устраивали спортивные соревнования и бои на кулаках.

Каждая хозяйка считала своей обязанностью приготовить как можно больше вкусной еды. Особое внимание уделялось блинам, их готовили с разными начинками. Символом праздника не зря было выбрано именно это блюдо.

В ожидании весны люди хотели привлечь к себе как можно больше солнечного света. Блин подходит на роль небесного светила - такой же желтый и горячий. С принятием христианства многие языческие праздники были отменены. Но Масленицу все же решили оставить, хотя время веселья сместилось и стало меньше. Это сделали для того, чтобы не нарушать правил Великого поста.

По церковным канонам

Отвечая на вопрос: «Сырная седмица - что это?» - можно сказать, что это большой христианский праздник, который считается предвестником Великого поста. Отмечается он за семь недель до Пасхи. В народе этот период называли - Мясопуст. Все потому, что нельзя было употреблять мясные продукты. В этот период рацион состоял из яиц, масла и молочных продуктов. Для верующих и служителей церкви Сырная седмица особенно важна, она является отправной точкой к приготовлению к Великому посту. Христиане, помимо отказа от мяса, должны соблюдать особую строгость в своем поведении. Нельзя поддаваться веселью, развлечениям и разгулу.

Современное празднование

Сегодня многие не придерживаются церковных канонов. считают, что Седмица сырная (Масленица) - всего лишь очередной повод для веселья и отдыха от рабочих будней.

Неделя Масленицы

Полагалось, что Масленицу нужно проводить весело и с размахом. Считалось, что таким образом можно привлечь к себе удачу на последующий год. Стоит отметить, что каждому дню Сырной седмицы отводят свою роль. В течение недели нужно было выполнять особые ритуалы.

Семь дней делятся на узкую Масленицу и широкую.

Первая половина

Понедельник. В этот день с утра все хозяйки приступали к также он был особенным и для молодых девушек, готовящихся выйти замуж. Встречали сватов, обсуждали свадебное меню и составляли список гостей. Женщины, состоящие в браке, уходили к своим родителям, а на следующее утро муж приходил к ним в гости вместе с родней.

Блины, которые испекли первыми, раздавали бедным и бездомным, а те в свою очередь должны были помолиться за умерших родственников. Встречались жители нескольких поселений, выбирали особенно снежные места, приносили с собой блины и чай. Во время гулянья сооружали чучело, которое олицетворяло собой уходящую зиму. Его наряжали в старую одежду и катали на санях. Таким образом отдавали дань зимним месяцам. Ближе к ночи чучело устанавливали на видном месте - возле деревни или в центре города. Этот день называется Встреча.

Вторник. В этот день устраивались ярмарки и походы в гости. Среди молодежи проходили смотрины, а уже после Великого поста можно было и свадьбу сыграть. Будущие муж и жена все это время должны были провести вместе. Парни веселили своих девушек, катали по снежным горкам и пели восхваляющие песни. Те же старались показать свое мастерство в приготовлении разных блюд, которыми угощали будущих женихов.

Среда. Этот день недели был посвящен семье. Хозяйки накрывали большой стол. Если в гости приходил зять, за ним нужно было тщательно ухаживать, проявлять знаки особого внимания, чтобы он почувствовал себя дорогим гостем. Если раньше возникали размолвки, это был лучший день, чтобы помириться. Большие столы накрывали и на улице, это объединяло жителей деревень и помогало уладить прежние размолвки.

Вторая половина Масленицы

Четверг. Это был самый шумный и веселый Масленицы. Хозяйки завершали всю работу по дому. Сырная седмица была показателем того, каким веселым и дружным был славянский народ. Какие только игры и затеи они не придумывали: головокружительные катания с горки, качели, карусели. Соревнования в поедании блинов. Мужчины могли проявить свою силу отвагу и находчивость - во время шуточных оборон и взятий снежных замков. Люди верили, что, прыгая через костер, они помогают солнцу набрать силу и поскорее прогнать холодную зиму.

В четверг устраивали кулачные бои и почитали Велеса - это бог, защищающий домашних животных. Именно поэтому первые блины этого дня скармливали лошадям и коровам.

Пятница. Этот день был посвящен теще. Зятья приглашали их к себе в гости, угощали и проявляли все свое уважение. Накануне пятницы теща передавала продукты и посуду, чтобы можно было приготовить блины. Это было коровье масло, половник и сковорода. Если одна из сторон не выполняла свою часть обязанностей, это вызывало вражду и ссоры.

Суббота. Этот день называли Золовкины посиделки. Невеста собирала у себя всех родственников мужа, но особое внимание уделялось золовке, сестре мужа. Она должна была подготовиться и преподнести подарок хозяйке. Молодая жена угощала гостей разными яствами, в очередной раз доказывая свое мастерство. Если девушка была незамужняя, она приглашала в гости подруг. Представительницы прекрасного пола, которые были помолвлены, делали подарки своим родственникам.

Последний день Сырной седмицы

Воскресенье. В этот день заканчивалась Сырная седмица. Подходили к концу празднования и гостины. Одной из традицией этого дня считается свист. Для этого использовали свистульки, выполненные в виде птиц. Таким образом люди призывали пернатых вернуться в родные края.

При встрече люди низко кланялись друг другу и за все обиды и недомолвки. Разжигали костры, прогоняя зиму и приглашая весну. Центральным событием дня становилось сжигание чучела. К нему бросали остатки праздничной еды. После огня оставался лишь пепел, который люди собирали и разбрасывали на своих полях или реках. Они считали, что это поможет пробудить спящую землю.

Убирали в домах и готовились к главному празднику - Пасхе. За весь вечер можно было семь раз подойти к столу. А напоследок собраться за ним всей семьей, чтобы жить в согласии следующий год.

Затем его не убирали, он покрывался скатертью и мехом овцы. До заката солнца нужно было посетить кладбище, чтобы отдать дань умершим. На могилах оставляли блины. В воскресенье пили очень мало и ложились спать до наступления полуночи.

Соблюдение поста

Сырная седмица: что можно есть? В христианской церкви эту неделю называют еще Мясопустной. По той причине, что присутствие в пище мяса полностью исключено. Употребление блинов с сыром во время этого поста приветствуется, и поэтому его называют Сырная седмица. Питание в эти дни простое: молочная продукция, рыба, яйца.

Супружеский долг во время Масленицы

У многих семейных пар, которые соблюдают пост, возникает вопрос о том, дозволены ли церковью в Сырную седмицу. Сама по себе неделя Масленицы не является строгим постом. С одной стороны, мяса нельзя, а с другой - можно рыбу, яйца, молоко, сыр, масло. Тогда следует, что отсутствие венчания супружеской пары в церкви не подразумевает потребности воздержания в эти дни. В случае если мужчина и женщина являются православными христианами, то здесь принимать решение они могут посоветовавшись с духовным наставником.

Масленица в 2015 году

Сырная седмица в 2015 году выпала с 16 по 22 февраля. Подготовку к Масленице надо начать заранее. Делают уборку во всех комнатах.

Если в доме есть печь, ее необходимо полностью привести в порядок, почистить, побелить. Также каждая хозяйка должна на время праздника запастись мукой, маслом, яйцами и различными сладостями.

Масленица — последняя неделя перед Великим постом. Что можно делать на этой неделе, чего нельзя? Что можно православным, а что — пережиток язычества? На вопросы о масленице отвечают православные священники.

Верующим людям начало Сырной седмицы, или Масленицы, напоминает о том, что уже прошло заговенье на мясо, однако впереди еще есть время, когда на трапезе дозволяется вкушать молоко, сметану, яйца, т.е. все, кроме мяса.

Поскольку эта неделя – подготовительная перед , хотелось бы напомнить о том, что обычно сопутствующее ей веселье не должно превышать допустимых пределов, и само празднование не должно превращаться в злоупотребление, служить поводом для греха.

В языческих представлениях наших далеких-далеких предков была праздником проводов зимы и встречи весны. Зима уходила безвозвратно, навстречу шла весна, новое время года, время обновления природы, обновления чувств.

В языческом мире славян этот праздник особенно ярко отмечался в народной среде: проводились широкие гуляния, водили хороводы, сжигали чучело «масленицы», совершались обряды, имеющие прямое отношение к язычеству. После христианизации Руси с X -го века Церковь непрестанно боролась с этими проявлениями. С тех пор прошли века, но народные представления о Масленице сохранили некоторые элементы дохристианских верований.

Во многих местах по-прежнему на Масленицу жгут соломенное чучело. Хотя участники этого действа и не относятся к нему как к языческому обряду, я хотел бы предостеречь православных людей от участия в подобном «веселье».

Необходимо помнить о том, что готовит нас к Великому посту – времени покаяния, размышлений о жизни человека, о том, что нам еще предстоит сделать для своего духовного совершенствования, чтобы омолодиться душой… Великий пост – время напряжения духовных сил, стяжания добродетелей. Поэтому во время широких гуляний на Масленицу нужно опасаться того, как бы они не помешали подготовке к посту. Всякое злоупотребление отдаляет человека от Бога и от приобретения тех качеств души, к которым стремится христианин.

– Власти обещают многочисленные гуляния на масленицу. Можно ли участвовать в них православным?

Никто не говорит, что надо вообще не посещать эти гуляния, или идти туда, но с постным лицом. Для христианина допустимо веселие. Другое дело, чтобы предлагаемая индустрия увеселений не навредила душе человека. Мы же знаем, каким бывает развлечение, выходящее за всякие рамки: употребляется большое количество алкоголя, что влечет к неблаговидным, а часто и безнравственным поступкам, греху.

–В «Сибирском цирюльнике» Никиты Михалкова нарисована запоминающаяся сцена народного масленичного гуляния, сразу вспоминается и русская поговорка «не согрешишь, не покаешься». Нужно ли русскому человеку дойти до крайности, чтобы только после этого покаяться?

Если у человека отсутствуютудерживающие его духовные и нравственные скрепы, то он легко впадает в такие недопустимые крайности, о которых впоследствии начинает каяться и сожалеть.

Однако люди меняются, и ментальность наших соотечественников, как мне кажется, отличается от той, что имела место даже сто лет назад. Раньше люди работали до седьмого пота, и в гуляниях не знали устали. Сегодня многие горожане прагматичнее относятся ко всему, и особенно сейчас, во время финансового кризиса, несколько раз подумают, прежде чем решиться спустить часть семейного бюджета на праздник.

Наше общество теряет элементы народной традиционности. В этом есть свои отрицательные и положительные стороны, ведь народная культура и духовность – это не одно и то же. Церковь всячески противостоит потере или ослаблению традиционной духовности, но если в прошлое уходят языческие пережитки – совсем другое дело.

– А что в современном праздновании Масленицы напоминает о язычестве? Выпечка блинов?

– Отношение к блину в языческие времена было, безусловно, отражением языческого мировоззрения. Блин даже внешне, своим золотистым цветом и формой напоминал солнце, поэтому на праздник встречи солнца, на Масленицу, и пекли блины.

Другое дело в христианский период - этот обычай тщательно воцерковлялся, можно сказать, «переваривался» Церковью с тем, чтобы придать ему новый христианский импульс. Со временем употребление блинов, пирогов и всего того, что связано с угощением на Масленицу, потеряло языческую подоплеку. Сегодня мы уже не можем сказать, что православному христианину недопустимо кушать блины только потому, что первоначально такого рода угощения были языческими.

– Что можно сказать про обычай прыгать через костер?

– Такой обычай сохранился далеко не во всех уголках нашей страны, но и он, безусловно, имеет непосредственное отношение к язычеству. Дело в том, что в языческом мире считалось, что прыжки через костер способствуют очищению огнем от каких-то беззаконий, прегрешений, проступков. Язычнику, для того чтобы очиститься, достаточно прыгнуть через костер, который символически опаляет грехи. Но мы прекрасно знаем, что покаяние возможно только в Боге, что только Бог может прощать грехи. Поэтому Церковь настаивает на необходимости прибегать к Таинству покаяния.

Церковь призывала людей идти в храмы и приносить покаяние Богу, а не прыгать через костры, чтобы получить прощение своих грехов и очиститься. То обстоятельство, что этот обычай почти исчез, говорит об успехе церковной проповеди.

Сегодня эта традиция встречается далеко не повсеместно и сохраняется лишь в качестве какой-то народной забавы, демонстрации удали, лихости молодецкой.

– Но соломенное чучело по-прежнему жгут с удовольствием?

– Да, это наиболее сохранившаяся традиция, но сегодня она не опасна для Церкви, потому что для наших современников она также потеряла свою привязку к язычеству. Церковь просит православных людей не участвовать в сжигании чучела Масленицы, чтобы не поддерживать дальнейшего развития этого языческого по своему глубинному содержанию обряда. Впрочем, и среди тех, кто присутствует при этом действии, никто не считает, что он участвует в языческом ритуале. Это дань традиции, прошлому, которая сегодня не имеет отношения к религии и к духовности. Русь пережила это много столетий назад.

Сжигание чучела притягательно своей необычностью. В реальной жизни мы ни с чем подобным не встречаемся, и вдруг, раз в год, на площадях начинают сжигать какое-то соломенное чучело. Людей вообще привлекает все необычное. Ведь и блины можно кушать в другое время года, но в память о наших народных традициях мы совершаем это именно на Масленицу.

– Наверное, эту традицию можно воцерковить и как бы перевести в русло милосердия?

– Конечно. Более того, было бы замечательно, если бы наши власти задумались о том, чтобы этот праздник посвятить помощи неимущим.

Вспомним пример святого князя Владимира, прозванного в народе «Красным солнышком». Он специально посылал по Киеву повозки со снедью и угощениями для раздачи их бедным людям. Почему бы сегодня властям, прежде всего муниципальным, не устроить на протяжении всей Масляной недели выпечку блинов для раздачи их в первую очередь там, где люди элементарно нуждаются в пище – на вокзалах, у теплопунктов, у переходов метро. Там, где всегда много лиц без определенного места жительства, бродяг.

Нравственный эффект и общественный резонанс от такого рода помощи был бы намного выше, чем от всех усилий по организации широкой Масленицы и гуляний. Участники этих гуляний и так способны купить себе не только блины, но и более серьезные вещи. А вот помочь нуждающимся…

Передвижная блинопекарня не является чем-то безумно дорогим, она не требует громадных капитальных вложений. А если бы такую блинопекарню привезли в детский дом и угостили бы детей блинами с вкусной начинкой, какой бы след в душах ребят оставило это угощение и внимание!

Рецепты блинов на Масленицу 2013

Не сжигать чучело

Масленица, которая в церковном календаре называется Сырной седмицей, говорит нам, что Великий пост совсем близко, вводит нас в него. Уже – запрет на мясную пищу, уже не совершается таинство Венчания. В храмах читается с коленопреклонением.

В воскресенье вечером совершается в храмах , чтобы войти в пост, примирившись со всеми. К стоит готовиться всю неделю. Ведь традиция ходить к родственникам на блины (с которыми, может быть, и особенно не общались) – это возможность сблизиться, забыть обиды и недовольства, накопившиеся за год.

На праздник Масленицы, который организуется нашим приходом, приезжают не только жители Усад, но и гости из других городов и даже регионов. Думаю, что людей привлекает не только весёлый концерт, угощение с блинами, сладостями, с кашей на полевой кухне, но и нечто другое: возможность стать ближе друг к другу…

Протоиерей Федор Кречетов

Запастись кальцием и примириться

, настоятель храма вмч. Георгия Победоносца Патриаршего подворья в Грузинах:

Масленица для православного христианина – премудрое установление святых отцов, подготовка к посту, в том числе и в телесном плане. Например, тот момент, что последнюю неделю перед постом человек употребляет много молочной и рыбной пищи, даёт возможность его организму «запастись» необходимыми ему кальцием и фосфором, чтобы без вреда для здоровья перенести предстоящий подвиг.

А если говорить в духовном контексте: в семье моих родителей была традиция в завершении Масленицы встречаться с родственниками и просить друг у друга прощения, кланяясь до земли. Сейчас это не всегда удаётся: служим в разных храмах… Но если не получается сделать это в само Прощеное воскресение (хотя это очень желательно), то можно встретиться чуть пораньше – помириться перед постом.

Т.е. смысл Масленицы в примирении с людьми, для чего и существовал обычай навещать друг друга в этот период, чтобы потом в течение поста принести покаяние и примириться с Богом.

Священник Сергий Звонарев

Не злоупотреблять

Клирик храма Живоначальной Троицы в Хорошеве, сотрудник Секретариата по взаимоотношениям Церкви и общества ОВЦС:

Поскольку эта неделя – подготовительная перед Великим постом, хотелось бы напомнить, что обычно сопутствующее ей веселье не должно превышать допустимых пределов и само празднование не должно превращаться в злоупотребление, служить поводом для греха.

Во время широких гуляний на нужно опасаться, как бы они не помешали подготовке к посту. Всякое злоупотребление отдаляет человека от Бога и от приобретения тех качеств души, к которым стремится христианин.

Никто не говорит, что надо вообще не посещать гуляния, или идти туда, но с постным лицом. Для христианина допустимо веселие. Важно, чтобы предлагаемая индустрия увеселений не навредила душе человека.

Икона «Страшный суд». Новгород,
XV век, Третьяковская галерея

Тре-тье вос-кре-се-нье под-го-то-ви-тель-но-го пе-ри-о-да к Ве-ли-ко-му по-сту име-ну-ет-ся в Пра-во-слав-ном ка-лен-да-ре Неде-лей о Страш-ном су-де, или Неде-лей мя-со-пуст-ной. Пер-вое на-зва-ние про-дик-то-ва-но те-мой еван-гель-ско-го чте-ния за Ли-тур-ги-ей - о бу-ду-щем Страш-ном су-де жи-вых и мёрт-вых; вто-рое - пред-пи-са-ни-ем Цер-ков-но-го уста-ва: не упо-треб-лять по-сле это-го вос-кре-се-нья мя-са.

Что зна-чит «мя-со-пуст»?

Сла-вян-ский тер-мин «мя-сопу ст» (греч. апо кр-эос , лат. carnis privium - ли-ше-ние мя-са ) озна-ча-ет пре-кра-ще-ние вку-ше-ния мя-са. Неде-ля мя-со-пуст-ная - это вос-кре-се-нье за 56 дней до Пас-хи. За ним сле-ду-ет ещё од-на - по-след-няя пе-ред Ве-ли-ким по-стом седми ца - «сыр-ная», или, в про-сто-ре-чии, - «мас-ле-ни-ца» (в на-род-ном ка-лен-да-ре она вклю-ча-ет в се-бя ещё и Про-щё-ное вос-кре-се-нье в ка-че-стве за-вер-ша-ю-ще-го ак-кор-да ли-хих на-род-ных гу-ля-ний). Стро-го со-блю-да-ю-щие ди-е-ти-че-скую сто-ро-ну по-ста от-ка-зы-ва-ют-ся на этой неде-ле от мя-са и едят толь-ко яй-ца и мо-лоч-ные про-дук-ты (от-ку-да и на-зва-ние этой неде-ли). В этом - по-след-няя сту-пень под-го-то-ви-тель-но-го воз-дер-жа-ния.

Мас-ле-ни-ца - хри-сти-ан-ский празд-ник?

Об-ра-зо-ван-ный хри-сти-а-нин (да и каж-дый че-ло-век) дол-жен знать, что мас-ле-ни-ца в сво-ей ос-но-ве - празд-ник со-всем не хри-сти-ан-ский! На-про-тив - это древ-ний язы-че-ский празд-ник про-во-дов зи-мы и встре-чи вес-ны, со-глас-но по-сло-ви-це: «Мас-ле-ни-цу про-во-жа-ем, све-та солн-ца ожи-да-ем». Это - свое-об-раз-ный «се-вер-ный кар-на-вал», вак-ха-на-лия, со-про-вож-да-ю-ща-я-ся необуз-дан-ным ве-се-льем, зу-бо-дро-би-тель-ны-ми дра-ка-ми, иг-ра-ми и хмель-ны-ми пи-ра-ми (это то, что у нас все-гда хо-ро-шо по-лу-ча-ет-ся). В до-хри-сти-ан-ские вре-ме-на по-доб-ные гу-ля-ния с «уми-ло-стив-ле-ни-ем» язы-че-ских бо-гов со-про-вож-да-лись да-же че-ло-ве-че-ски-ми жерт-во-при-но-ше-ни-я-ми: вспом-ним о на-ших хри-сти-ан-ских пер-во-му-че-ни-ках - ки-ев-ских ва-ря-гах Фе-о-до-ре и сыне его Иоанне (983 г.). (Пред-ста-вим, что они вос-крес-ли, ока-за-лись на на-шей мас-ле-ни-це и уви-де-ли стран-ные на-ря-ды хмель-ных гу-ляк, пры-га-ю-щих во-круг ко-ст-ра с язы-че-ским идо-лом ста-ру-хи-зи-мы и бли-на-ми в ру-ках... Му-че-ни-ки ре-ши-ли бы, что на Ру-си всё ещё тор-же-ству-ет язы-че-ство, ко-то-рое рев-ност-но на-саж-дал князь Вла-ди-мир в на-ча-ле сво-е-го прав-ле-ния, а кре-ще-ние на-шей мно-го-стра-даль-ной стра-ны так и не со-сто-я-лось!) По-это-му су-ро-вый го-лос Свя-той Пра-во-слав-ной Церк-ви, воз-ве-щая о Страш-ном Су-де, зо-вёт к по-ка-я-нию и предо-сте-ре-га-ет от язы-че-ской мен-таль-но-сти, до сих пор жи-ву-щей в на-шем со-зна-нии.

По-сле кре-ще-ния Ру-си «от-ме-нить» мас-ле-ни-цу (как и неко-то-рые дру-гие язы-че-ские иг-ри-ща, на-при-мер, «Ива-нов день») так и не смог-ли: наш на-род го-тов от-ка-зать-ся от мно-го-го, но толь-ко не от бес-ша-баш-ных гу-ля-нок и за-сто-лий с тра-ди-ци-он-ным во-про-сом: «Ты ме-ня ува-жа-ешь?» По-это-му Цер-ковь вы-нуж-ден-но сов-ме-сти-ла эту неде-лю вак-ха-на-лий с по-след-ней под-го-то-ви-тель-ной сед-ми-цей пе-ред Ве-ли-ким по-стом, чтобы хоть как-то кон-тро-ли-ро-вать про-ис-хо-дя-щее и не до-пус-кать про-дол-же-ния ко-щун-ствен-но-го раз-гу-ла во вре-мя Ве-ли-ко-го по-ста. При этом обы-чай по-ми-нать на хмель-ной тризне пред-ков бли-на-ми (это аст-ро-ло-ги-че-ский со-ляр-ный знак) был пе-ре-осмыс-лен как за го-ве-нье - празд-нич-ную тра-пе-зу на-ка-нуне по-ста. Гре-ки и дру-гие хри-сти-ане не мо-гут по-нять, по-че-му наш бо-го-слу-жеб-ный (!) - а не толь-ко «на-род-ный» - ка-лен-дарь об-зы-ва-ет пра-во-слав-ную сыр-ную сед-ми-цу, име-ю-щую по-лу-пост-ный по ра-ци-о-ну, но вполне по-ка-ян-ный по сво-е-му на-зна-че-нию ха-рак-тер, язы-че-ским тер-ми-ном «мас-ле-ни-ца» (хо-тя бы и в скоб-ках). Тем са-мым, в гла-зах про-сто-го на-ро-да, име-ну-ю-ще-го се-бя «пра-во-слав-ным», санк-ци-о-ни-ру-ет-ся как сам «кар-на-вал», так и свя-зан-ные с ним язы-че-ские об-ря-ды и зло-упо-треб-ле-ния. В хра-мах зву-чит пре-по-доб-но-го Еф-ре-ма Си-ри-на, а на ули-цах - язы-че-ские ри-ту-аль-ные за-кли-на-ния и визг-ли-вые ча-стуш-ки, осквер-ня-ю-щие слух цер-ков-но-го че-ло-ве-ка.

Сыр-ная сед-ми-ца или мас-ле-ни-ца?

«Сыр-ная сед-ми-ца - пред-две-рие и на-ча-ло по-ста»

Пра-во-слав-ный Цер-ков-ный ка-лен-дарь име-ну-ет по-след-нюю седми цу (неде-лю) пе-ред Ве-ли-ким по-стом сы-ропу стно й (а на-род - мас-ле-ни-цей). Смысл этой сед-ми-цы - в по-сте-пен-ном пе-ре-хо-де от обы-ден-ной жиз-ни к ве-ли-ко-пост-ным «по-дви-гам», ко-то-рые, ко-неч-но же, у каж-до-го хри-сти-а-ни-на свои - и опре-де-ля-ют-ся его по-лом, воз-рас-том, со-сто-я-ни-ем здо-ро-вья и про-фес-си-ей. В сре-ду и пят-ни-цу да-же не со-вер-ша-ет-ся Бо-же-ствен-ная Ли-тур-гия (это в знак по-ка-ян-ной скор-би), а служ-бы су-точ-но-го цик-ла, со-дер-жа-щие и по-ка-ян-ную мо-лит-ву пре-по-доб-но-го Еф-ре-ма Си-ри-на, по-чти со-от-вет-ству-ют ве-ли-ко-пост-ным. Всё это, со-глас-но за-ме-ча-тель-но-му вы-ра-же-нию свт. Ти-хо-на За-дон-ско-го, - «свет-лые предпу тия по-ста»!

Но на-род - не толь-ко «про-стой» и «необ-ра-зо-ван-ный» (эта от-го-вор-ка ныне смеш-на) - про-во-дит это «на-ча-ло уми-ле-ния и по-ка-я-ния» вполне по-язы-че-ски - в шум-ных гу-ля-ньях и со-мни-тель-ных за-ба-вах.

Один из ино-стран-ных пу-те-ше-ствен-ни-ков, по-се-тив-ших Рос-сию в XVII ве-ке, мо-сье Одер-бон, с удо-воль-стви-ем но-си-те-ля за-пад-ной ци-ви-ли-за-ции кон-ста-ти-ро-вал (по-доб-ных сви-де-тельств мно-го): «В это вре-мя у рус-ских по-чти бес-пре-рыв-но про-дол-жа-ет-ся об-жор-ство и пьян-ство; они пе-кут паш-те-ты, то есть ола-дьи и бли-ны из мас-ла и яиц, за-зы-ва-ют к се-бе го-стей и упи-ва-ют-ся мё-дом, пи-вом и вод-кой до упа-ду и до бес-па-мят-ства. В те-че-ние всей мас-ле-ни-цы толь-ко и слыш-но, что то-го-то уби-ли, то-го-то бро-си-ли в во-ду…».


«Взя-тие снеж-но-го го-род-ка»
В. Су-ри-ков, 1891 г.

Со вре-ме-нем ма-ло что из-ме-ни-лось. Вспом-ним кар-ти-ну Ва-си-лия Су-ри-ко-ва «Взя-тие снеж-но-го го-род-ка» или хре-сто-ма-тий-ное изо-бра-же-ние боя «стен-ка на стен-ку» в филь-ме «Си-бир-ский ци-рюль-ник». Мно-гие про-сто-душ-ные лю-ди от-но-сят-ся к этим лу-боч-ным кар-тин-кам про-шло-го с но-сталь-ги-че-ским при-ды-ха-ни-ем и все-рьёз счи-та-ют, что всё это - «су-гу-бо по-пра-во-слав-но-му»; что так и сле-ду-ет «го-то-вить-ся» к Ве-ли-ко-му по-сту: на-пить-ся до без-об-ра-зия, сло-пать (про-сти-те за от-кро-вен-ный гла-гол!) как мож-но боль-ше бли-нов, ста-ра-ясь не уме-реть от за-во-ро-та ки-шок (что дей-стви-тель-но слу-ча-лось), уме-ло раз-бить ближ-не-му нос или вы-вих-нуть че-люсть, а по-том «по-ка-ять-ся» - по-па-рить-ся в Чи-стый по-не-дель-ник в бань-ке, дабы смыть с се-бя мас-ле-нич-ные из-ли-ше-ства, и с чув-ством хо-ро-шо ис-пол-нен-но-го «пра-во-слав-но-го дол-га» бу-хать зем-ные по-кло-ны.

Ко-неч-но же, это язы-че-ская раз-гуль-ная об-ряд-ность, во мно-гом ис-кус-ствен-но воз-рож-да-е-мая сей-час под ви-дом воз-вра-ще-ния к «на-род-ным тра-ди-ци-ям». Оче-вид-но, мно-гим, же-ла-ю-щим ко-щун-ствен-но смыть с Ру-си во-ды дне-пров-ской ку-пе-ли, хо-чет-ся вер-нуть-ся непре-мен-но к до-хри-сти-ан-ским «на-цио-наль-ным ис-то-кам». Неуди-ви-тель-но, что на-шу стра-ну, в ко-то-рой за де-вять сто-ле-тий не смог-ли утвер-дить-ся хо-тя бы эле-мен-тар-ные нор-мы хри-сти-ан-ской мо-ра-ли и по-ве-де-ния, по-стиг-ли столь тяж-кие на-ка-за-ния в XX сто-ле-тии. Это и был «Страш-ный суд», к сча-стью, ещё не окон-ча-тель-ный; но ра-зум-но ли ис-пы-ты-вать Бо-жие дол-го-тер-пе-ние? Ещё один «Страш-ный суд» для на-ше-го об-ще-ства, си-дя-ще-го на «по-ро-хо-вой (ядер-ной и тер-мо-ядер-ной) боч-ке» мо-жет стать в пря-мом смыс-ле Страш-ным (уже без ка-вы-чек) и по-след-ним. Всё за-ви-сит от спо-соб-но-сти по-ка-ять-ся (то есть на биб-лей-ском язы-ке - «пе-ре-ме-нить со-зна-ние») и хо-тя бы по-пы-тать-ся жить по-хри-сти-ан-ски. К со-жа-ле-нию, вме-сто то-го, чтобы «на се-бя обо-ро-тить-ся» - вспом-нить сло-ва Спа-си-те-ля о том, что Отец Небес-ный зна-ет о каж-дом из нас всё (да-же во-ло-сы на на-ших го-ло-вах со-счи-та-ны!) и что без Его по-пуще-ния ни-че-го не про-ис-хо-дит, - мно-гие на-ши «рев-ни-те-ли» от-ма-хи-ва-ют-ся от про-мыс-ла Бо-жия и ви-нят во всех на-ших бе-дах раз-ных внеш-них су-по-ста-тов (их име-на хо-ро-шо из-вест-ны). Здесь есть над чем за-ду-мать-ся, осо-бен-но в пред-две-рии Ве-ли-ко-го по-ста.

Юрий Ру-бан,
канд. ист. на-ук, канд. бо-го-сло-вия

При-ло-же-ние

Свя-ти-тель Ти-хон За-дон-ский (†1783) о мас-ле-ни-це

«Сыр-ная сед-ми-ца есть пред-две-рие и на-ча-ло по-ста. А по-то-му ис-тин-ным ча-дам Церк-ви сле-ду-ет в Сыр-ную сед-ми-цу по-сту-пать во всём го-раз-до воз-дер-жан-нее. Слу-ша-ют ли, од-на-ко, хри-сти-ане сла-дост-ных пес-ней люб-ве-обиль-ной Ма-те-ри сво-ей? Она за-ве-ща-ет в эти дни бо-лее бла-го-го-веть - а они ещё боль-ше бес-чин-ству-ют. Она за-по-ве-ду-ет воз-дер-жи-вать-ся - а они ещё боль-ше пре-да-ют-ся невоз-дер-жа-нию. Она по-веле-ва-ет очи-щать те-ло и ду-шу - а они ещё боль-ше осквер-ня-ют их. Она ве-лит се-то-вать о со-де-ян-ных гре-хах - а они при-бав-ля-ют но-вые без-за-ко-ния. Она вну-ша-ет уми-ло-стив-лять Бо-га - а они ещё боль-ше про-гнев-ля-ют Все-выш-не-го. Она на-зна-ча-ет пост - а они ещё боль-ше объ-еда-ют-ся и упи-ва-ют-ся. <…> Са-мое празд-но-ва-ние мас-ле-ни-цы - есть де-ло язы-че-ское. У языч-ни-ков был лож-ный бог Вакх (изоб-ре-та-тель хмель-но-го пи-тья), ко-то-ро-му они учре-ди-ли осо-бен-ные в го-ду празд-ни-ки (так на-зы-ва-е-мые вак-ха-на-лии ) и про-во-ди-ли эти празд-не-ства во вся-ких непо-треб-ствах и мер-зо-стях. Смот-ри-те, не так ли хри-сти-ане про-во-дят мас-ле-ни-цу, а рав-но и мно-гие празд-не-ства? <…> А я ещё раз ска-жу, что, кто про-во-дит мас-ле-ни-цу в бес-чин-ствах, тот ста-но-вит-ся яв-ным ослуш-ни-ком Церк-ви и по-ка-зы-ва-ет се-бя недо-стой-ным са-мо-го име-ни хри-сти-а-ни-на» (цит. по: Бул-га-ков С. В. На-столь-ная кни-га для свя-щен-но-цер-ков-но-слу-жи-те-лей. М., 1993. Т. 1. С. 543-544).

Масленица – это символ окончания долгой морозной зимы, символ прощания со снегом и метелями. Масленица – первый весенний праздник, и пусть еще кругом лежат сугробы, все равно солнце кажется ярче, воздух – теплее, а зима – уже чем-то далеким и прошедшим.

Какого числа масленица в 2017 году

М асленица – не только светский, но в первую очередь церковный праздник. Поэтому время празднования масленичной недели напрямую зависит от даты Пасхи. От начала Масленицы до Пасхи ровно 56 дней, то есть неделя самой Масленицы и 49 дней Великого поста. Несложно подсчитать, что дата Масленицы в 2017 году выпадает в феврале. С 20 февраля по 26 февраля вся страна будет справлять масленичную неделю перед началом Великого поста.

Что можно есть на масленичную неделю

Масленица в православии называется Сырной, иначе Мясопустной неделей. Так масленичная неделя называлась из-за списка продуктов, которые можно есть перед длинным Великим постом. Запрещалось есть мясо – любое и в любом виде, отсюда и Мясопустная неделя. Однако разрешены были яйца, рыба, молочные продукты – сливочное масло, сыр, что и дало второе название празднику – Сырная Седмица .

Масленичная неделя сопровождается веселыми гуляньями, активными играми и щедрыми угощениями. Конечно, первое, что приходит на ум при слове «Масленица» — это блины. Круглые, золотистые, символ весеннего солнышка, блины на Масленицу принято печь каждый день и угощать ими всех друзей и знакомых. Блины с маслом, блины с припеком, с икрой, с капустой, брусникой, сметаной, джемом, творогом, картошкой – в каждой семье был свой рецепт блинов, и ходить друг к другу в гости со своими фирменными блинами было принято на Руси практически повсеместно.

Масленичная неделя, что означает каждый день

Каждый день масленичной недели имеет свое значение, смысл и свои традиции.

Понедельник – «Встреча»

Первый день веселой седмицы, первый блинный день. Первые блины было принято раздавать нищим для поминовения усопших. Понедельник был посвящен подготовке к празднованию Масленицы – сооружались ледяные крепости для боев, ставились карусели. В день «Встречи» стартовала большая масленичная ярмарка, с потешными балаганами, выступлениями скоморохов и дудошников и прочими развлечениями. Но главным действием понедельника было воздвижение чучела Зимы – соломенной фигурки в длинном сарафане, которую через семь дней торжественно сжигали.

Вторник – «Заигрыш»

Название говорит само за себя – молодежь развлекалась заигрыванием друг с другом, катанием на санках и качелях. Повсеместно угощались блинами, устраивали потешные бои и взятия ледовых крепостей.

Среда – «Лакомка» или «тещин день»

На третий день масленичной недели теща приглашала любимого зятя отведать ее фирменных блинов со сметаной. Категорически запрещалось ссориться, тещи обязаны были всячески угождать зятьям.

Четверг – день «Широкого разгула»

Начало основных Масленичных празднеств. Шумные, веселые, гуляния проводились поистине на широкую ногу. За оставшиеся четыре дня до Великого поста народ старался наесться и блинов, и всего остального «скоромного» — ведь со следующей недели будут запрещены все животные продукты.

Пятница – «Зятьевы блины»

В этот день масленичной недели уже зять звал тещу в гости отведать блиночков. Теща обычно являлась не одна, а с целой толпой подруг – и всем женщинам зять обязан был угодить.

Суббота – «Золовкины посиделки»

В гости к молодой семье приходили сестры мужа. Девушки обменивались подарками, угощались – опять-таки! – блинами, советовали по поводу замужней жизни. Мужчин на такие посиделки, как правило, не звали.

Воскресенье – настоящий Масленичный разгул

Ярмарка, кулачные бои, ледовые крепости, катания, потехи и забавы – Масленица отмечалась с полным размахом. Но самым важным в этот день, разумеется, было сжигание чучела Зимы. Соломенная фигурка, которую в понедельник торжественно водружали в площади, в этот день сжигалась с песнями и плясками. И с последними искрами сгоревшего чучела заканчивалась Масленица. В понедельник начинался суровый Великий пост.

На наиболее частые вопросы о предписаниях церковного устава и традициях в дни Масленицы (Сырной седмицы) ответил настоятель храма Александра Невского при МГИМО протоиерей Игорь ФОМИН.

Можно ли есть мясо на Масленицу?

Нет, в Сырную седмицу (Масленицу) мясо исключается из рациона человека, который готовится к Великому посту.

Что нельзя есть на Масленицу?

В Сырную седмицу (Масленицу) из рациона человека, который готовится к Великому посту, исключается мясо и мясные продукты.

Можно ли есть рыбу на Масленицу?

Да, вкушение рыбы в Сырную седмицу разрешается.

Что нельзя делать на Масленицу?

Как и в любые другие дни, в Сырную седмицу перед постом, или Масленицу, как ее называют в народе, нельзя гневаться, нельзя обижать ближних. Одним словом, наносить вред другим людям.

Есть еще и постовое, то есть гастрономическое воздержание, но оно заключается в этот период только в воздержании от мяса и мясных продуктов.

Можно ли убираться на Масленицу?

Конечно, на Масленицу можно делать уборку в доме. Для того, чтобы в первую седмицу Великого поста не отвлекаться на бытовые дела и как можно больше времени посвятить молитве, добрым делам, посещению богослужений, которые очень важны для любого христианина.

Можно ли работать на Масленицу?

Да, конечно, на Масленицу можно работать. Никаких церковных ограничений на труд в этот период не существует.

На заставке: Леонид Соломаткин. Масленица. 1878 (фрагмент)