Разница староверов и православных. Разница между староверами и православными христианами. Религиозная община как политическая угроза

Кто такие староверы, и во что они верят? Иногда можно услышать это слово в разговорах и прочитать в литературных источниках. Оказывается, это тоже православные, только верят они в бога по старому образцу. В этой статье мы рассмотрим отличия старообрядцев от обычных христиан. Что произошло в XVII веке нашей эры, и почему православная церковь раскололась?

Итак, в XVII веке патриарх Никон принял решение ввести единый образец богослужебной практики по всей России. Однако благие намерения не всеми были восприняты единодушно, часть населения вместе со священнослужителями расценили эти меры как порчу верования. Они посчитали, что отступать от древних обычаев смерти подобно, поэтому решили сохранить обрядовость без изменений.

Каким был новый образец богослужений? Патриарх Никон настоял на византийском стиле отправления служб, чтобы не было противоречий между греческой и русской православной церковью. Именно из-за этого и произошел раскол в русской православной общине. Против патриарха Никона выступил протопоп Аввакум, за что был осужден на выселение. Он 15 лет провел в земляной тюрьме, так и не поколебавшись в своем твердом решении сохранить старую обрядовость. В 1681 г. протопоп Аввакум был сожжен по распоряжению царя Федора Алексеевича.

Однако и у патриарха Никона судьба сложилась тоже не благополучно. Он был отстранен от патриаршества в 1667 году за попытку поставить власть патриарха выше царской. Умер Никон тоже в 1681 году.

Староверы восприняли реформы Никона как соблазн лукавого, поэтому стойко сопротивлялись любым переменам.

Раскол в православной церкви многие верующие пережили как личную трагедию, потому что реформа круто меняла весь жизненный уклад и подрывала основу веры. Недовольные реформой образовали движение староверов, скрывшись ото всех в глубоких лесах и недоступных местах. Трагедия выражалась в том, что староверы шли на самосожжение, лишь бы ничего не менять в своем укладе жизни. Иногда сгорали целые поселки, если царские власти проявляли попытку внедрить реформы в действие.

Только в 1971 году была отменена анафема на староверов русской православной церковью.

Десятки людей добровольно сгорали в огне, распевая во весь голос псалмы. Это было жуткое зрелище, непонятное разуму. Этот вопрос глубоко изучали историки бывшего СССР, пытаясь найти разумное объяснение случившемуся. Ситников в 80-е годы специально посетил отдаленные поселки Сибири, где проживали потомки староверов. Профессор вместе со студентами собрали много уникального и интересного материала из первых уст.

Основные различия

Чем же старообрядческая церковь отличается от православной? Оказывается, этих отличий довольно много. Они касаются:

  • толкований святых текстов;
  • формы проведения церковной службы;
  • поведения в быту;
  • особенности внешнего вида.

Историки насчитали десятки отличий, которые были довольно существенными. Разрозненность староверов и отсутствие коммуникаций привела к дополнительным отличиям между ними.

Церковные отличия следующие:

  • крестное знамение тремя перстами вместо двух;
  • троекратное пение «аллилуйя» вместо двукратного;
  • крестный ход проводить против хода солнца;
  • поясные поклоны вместо земных;
  • писать и говорить Христос вместо Исуса Христа;
  • вместо девица говорить — дева.

Самое страшное для староверов было уничтожение святых книг, написанных не по греческому образцу. Это была великая трагедия некогда единого русского народа.

Почему старообрядцы не приняли троеперстное крестное знамение? Они узрели в нем «кукиш» и отнесли к проделкам сатаны. Люди на полном серьезе отдавали свои жизни, лишь бы не креститься кукишем.

Внешние отличия староверов:

  • Нательный крестик староверов тоже отличается от православного — на нем не изображен распятый Спасителя.
  • Во время службы староверы перекрещивают руки, тогда как православные держат их вдоль тела.
  • Староверы не курят сигареты и категорически отказываются от спиртного.

Одежда староверов тоже отличается от православных. Платки на головах у женщин заколоты под подбородком. Мужчины надевают косоворотки навыпуск, подпоясанные ремнем. Также мужчины не бреют бороду и не носят галстук.

В хозяйстве староверов всегда было два столовых комплекта — для своих и для гостей. Гостями назывались люди иной веры, в том числе, и православные христиане нового образца веры.

Отличия в храмовой архитектуре

Как отличить новообрядческий храм от церкви старого образца? Внешне храмы различить невозможно, так как все они строятся по единому образцу. Отличия могут быть внутри у безпоповских храмов — там нет алтаря. Подобные церкви можно встретить в Украине, Белоруси и Литве. Российские беспоповцы строят церкви с алтарями, придерживаясь старинной традиции.

Кресты на куполах старообрядческих церквей выполнены безо всяких украшений. Это просто перекладины. Там не будет полумесяца и ажурных рисунков, как на новообрядческих церквях.

Во время службы в старообрядческих храмах не включают электрическое освещение, за исключением клироса. Паникадило в церквях старого образца предназначено только для восковых свечей, тогда как паникадило церквей нового образца делают со светильниками в форме свечей. Также вы никогда не увидите окрашенные свечи — только натуральные восковые.

Особое значение имеют иконы. Если в современных церквях можно встретить иконы в стиле эпохи ренессанса или итальянском стиле, то в храмах старого образца — только рукописные либо меднолитые. В старообрядческих церквях вы никогда не увидите иконы Серафима Саровского и Матронушки.

Подручники — еще одно отличие старообрядческих церквей. Это коврики для земных поклонов, которые лежат стопочкой на лавках.

В безпоповских церквях старообрядцев Литвы можно увидеть даже лавочки, на которых сидят верующие во время службы.

И последний момент — пение. В старообрядческих храмах строго одноголосное пение, так как любая многоголосица и сопровождение аккордами запрещены.

Современные дни

Сегодня староверы не гонимы, как в прежние времена, и могут спокойно жить среди людей. Православная церковь не придает особого значения, как человек кладет крестное знамение — двумя или тремя перстами. Оба варианта признаны равночестными.

Сегодня даже можно выбрать крестного родителя из староверов, но только одного. Второй крестный родитель обязательно должен быть православным. Также с крестного-старовера берется обет, что он не будет склонять крестника к старообрядству.

На самом деле, , их обычаи и традиции далеки от ложных представлений о том, что «староверы – это те, кто до сих пор приносит жертвы Зевсу и Перуну». Причиной раскола в свое время послужила реформа, которую решили провести царь Алексей Романов и патриарх Никон (Минин). Староверы и их отличие от православных началось с разницы в осенении крестным знамением. Реформа предлагала изменить двуперстие на трехперстие, упразднить земные поклоны, позднее реформа затронула все формы устава Церкви и порядка богослужения. Вплоть до эпохи правления Петра I в церковной жизни происходили изменения, которые староверы, ценившие старые обычаи и традиции восприняли как посягательство на традиционный и правильный, с их точки зрения, религиозный уклад.

Протопоп Аввакум призывал сохранить старую веру, в том числе, старообрядческий крест, и пострадать за «старую веру», если потребуется. Не принимали реформу патриарха Никона и в Соловецком монастыре, насельники монастыря обратились к царю Алексею Романову с челобитной в защиту старой веры. Староверы в России сегодня — это последователи тех, кто в XVII веке не принял реформу.

Кто же такие староверы и, в чем их отличие от православных, в чем разница между двумя традициями?

Староверы сохранили позицию древней Церкви по поводу исповедания святой Троицы, воплощения Бога Слова, а также двух ипостасей Иисуса Христа. Старообрядческий крест представляет собой восьмиконечный крест внутри четырехконечного. Такие кресты встречаются и в Русской Православной Церкви, наряду с Сербской Церковью, поэтому считать старообрядческий крест исключительно старообрядческим все же нельзя. При этом на старообрядческом кресте нет изображения Распятия.

Староверы, их обычаи и традиции во многом пересекаются с традициями тех, кто отнесся к реформе благосклонно и принял ее. Староверы — это те, кто признает крещение погружением, каноническую иконопись… При этом для Богослужения используются лишь церковные книги, изданные до 1652 года, при патриархе Иосифе или ранее. Имя Христа в этих книгах пишется, как Исус, а не Иисус.

Образ жизни

Считается, что в быту староверы очень скромны и даже аскетичны, а их культура полна архаики. Многие староверы носят бороды, не употребляют спиртных напитков, учат старославянский язык, а некоторые носят в повседневной жизни традиционную одежду.

«Поповцы» и «Безпоповцы»

Чтобы узнать о староверах больше и понять, кто они надо знать также и то, что сами староверы делят себя на «поповцев» и «безпоповцев». И, если «поповцы» признают трехчинную старообрядческую иерархию и таинства древней Церкви, то «безпоповцы» уверены — после реформы благочестивая церковная иерархия была утеряна, а потому многие таинства упразднились. Староверы-«безпоповцы» признают только два таинства и их главное отличие от православных заключается в том, что таинствами для них являются только Крещение и Исповедь, а разница между староверами-«безпоповцами» и староверами часовенного согласия заключается в том, что вторые также признают таинствами Евхаристию и Большое освящение воды.

В конце XX века «староверами» стали называть себя неоязычники, поэтому староверы в России сегодня — это не только противники реформы, но и сторонники различных религиозных объединений и сект. Тем не менее, неправильно полагать, что настоящие староверы, их обычаи и традиции каким-то образом связаны с язычеством.

Во что верят староверы и откуда они взялись? Историческая справка

В последние годы все большее количество наших сограждан интересуются вопросами здорового образа жизни, экологически чистых способов хозяйствования, выживания в экстремальных условиях, умения жить в гармонии с природой, духовного совершенствования. В этой связи многие обращаются к тысячелетнему опыту наших предков, сумевших освоить огромные территории нынешней России и создавших сельскохозяйственные, торговые и военные форпосты во всех отдаленных уголках нашей Родины.

Не в последнюю очередь в этом случае речь идет о староверах - людях, заселивших в свое время не только территории Российской империи, но и принесших русских язык, русскую культуру и русскую веру на берега Нила, в джунгли Боливии, пустоши Австралии и на заснеженные сопки Аляски. Опыт староверов поистине уникален : они смогли в самых сложных природных и политических условиях сохранить свою религиозную и культурную идентичность, не растерять язык и обычаи. Не случайно поэтому во всем мире так хорошо известна знаменитая отшельница из семьи староверов Лыковых.

Однако о самих староверах известно не так много. Кто-то считает, что староверы -это люди с примитивным образованием, придерживающиеся устаревших способов хозяйства. Другие думают, что староверы -это люди, исповедующие язычество и поклоняющиеся древнерусским богам - Перуну, Велесу, Даждьбогу и другим. Третьи задаются вопросом: если есть староверы, то должна быть и какая-то старая вера ? Ответ на эти и другие вопросы, касающиеся староверов, читайте в нашей статье.

Старая и новая вера

Одним из самых трагических событий в истории России XVII века стал раскол Русской Церкви . Царь Алексей Михайлович Романов и его ближайший духовный сподвижник патриарх Никон (Минин) решили провести глобальную церковную реформу. Начавшись с незначительных, на первый взгляд, изменений - перемены в сложении перстов при крестном знамении с двуперстия на трехперстие и отмены земных поклонов, реформа в скором времени затронула все стороны Богослужения и Устава. Продолжаясь и развиваясь в той или иной мере вплоть до царствования императора Петра I , эта реформа изменила многие канонические правила, духовные установления, обычаи церковного управления, писаные и неписаные традиции. Изменениям подверглись практически все стороны религиозной, а затем и культурно-бытовой жизни русского народа.

Однако с началом реформ выяснилось, что значительное число русских христиан увидело в них попытку измены самого вероучения, разрушения религиозного и культурного уклада, который веками складывался на Руси после её Крещения. Против замыслов царя и патриарха выступило множество священников, иноков и мирян. Они писали челобитные, письма и воззвания, обличая нововведения и защищая веру, хранимую сотни лет. В своих сочинениях апологеты указывали, что реформы не просто насильно, под страхом казней и гонений, перекраивают традиции и предания, но и затрагивают самое главное - разрушают и меняют саму христианскую веру. О том, что реформа Никона является отступнической и изменяет саму веру, писали практически все защитники древлецерковного предания. Так, священномученик указывал:

Заб­лудили и отступили от истинныя веры с Никоном отступником злокозненным пагубником еретиком. Огнем, да кнутом, да висилицею хотят веру утвердить!

Он также призывал не бояться мучителей и пострадать за «старую христианскую Веру ». В том же духе выражался известный писатель того времени, защитник Православия Спиридон Потёмкин :

Тщаться веру истинную повредит прилогами (прибавлениями) еретическими, чтобы не поняли верные христиане, но да прельстились на обман.

Потемкин осуждал Богослужение и обряды, совершаемые по новым книгам и новым чинам, которые называл «злой верой»:

Еретицы суть крещающии во злую свою веру, крестят хуляще Бога во Святой Троицы единаго.

О необходимости защиты отеческого предания и старой русской веры писал исповедник и священномученик диакон Феодор, приводя многочисленные примеры из истории Церкви:

Еретик, благочестивых людей, страждущих от него за старую веру, в ссылках морил гладом…И аще старую веру оправит Бог единым попом пред всем царством, всем властями срам бу­дет и поношение от всего мира.

Иноки-исповедники Соловецкого монастыря, отказавшиеся принять реформу патриарха Никона, писали царю Алексею Михайловичу в своей четвертой челобитной:

Повели, государь, нам быти в той же нашей Старой Вере, в которой отец твой государев и все благоверные цари и великие князи и отцы наши скончались, и преподобные отцы Зосима и Саватий, и Герман, и Филипп митрополит и все святии отцы угодили Богу.

Так постепенно и стало говориться, что до реформ патриарха Никона и царя Алексея Михайловича, до церковного раскола была одна вера, а после раскола - уже другая вера. Дораскольное исповедание стали называть старой верой , а послераскольное реформированное исповедание - новой верой .

Такое мнение не отрицали и сами сторонники реформ патриарха Никона. Так, патриарх Иоаким на известном диспуте в Грановитой палате говорил:

Прежде мене заведена новая вера; по совету и благословению святейших вселенских патриархов.

Еще будучи архимандритом он утверждал:

Не знаю я ни старой веры, ни новой веры, но что начальники велят то и творю.

Так постепенно и появилось понятие «старая вера », а людей, исповедующих её, стали называть «староверы », «староверцы ». Таким образом, староверами стали называть людей, отказавшихся принять церковные реформы патриарха Никона и придерживающихся церковных установлений древней Руси, то есть старой веры . Принявших же реформу стали называть «нововеры» или «новолюбцы ». Впрочем, термин «нововеры» надолго не прижился, а термин «староверы» существует и поныне.

Староверы или старообрядцы?

Долгое время в правительственных и церковных документах православных христиан, сохраняющих древние Богослужебные чины, старопечатные книги и обычаи, называли «раскольниками ». В вину им ставилась верность церковному преданию, которая якобы повлекла церковный раскол . Долгие годы раскольников подвергали репрессиям, гонениям, ущемлению в гражданских правах.

Однако во времена правления Екатерины Великой отношение к староверам стало меняться. Императрица посчитала, что староверы могут быть весьма полезны для заселения необжитых районов расширяющейся Российской Империи.

По предложению князя Потемкина Екатерина подписала ряд документов, предоставляющих им права и льготы на проживание в особых районах страны. В этих документах староверы были поименованы не как «раскольники », а как « », что если и не было знаком благорасположения, то, несомненно, указывало на ослабление отрицательного отношения государства к староверам. Древлеправославные христиане, староверы , однако, не вдруг согласились на употребление этого названия. В апологетической литературе, постановлениях некоторых Соборов указывалось, что термин «старообрядцы» не вполне приемлем.

Писалось, что наименование «старообрядцы» подразумевает, что причины церковного разделения XVII века заключаются в одних церковных обрядах, а сама вера осталась совершенно неповрежденной. Так Иргизский староверческий собор 1805 года назвал «старообрядцами» единоверцев, т. е. христиан, употребляющих старые обряды и старопечатные книги, но подчиняющихся Синодальной Церкви. Постановление Иргизского собора гласило:

Иные отступили от нас к отщепенцам, называемым старообрядцами, которые, якоже и мы содержат старопечатныя книги, и по них службу отправляют, но со всеми сообщение во всем имеют незазорно, как в молитве, так и в ястии и питии.

В исторических же и апологетических сочинениях древлеправославных христиан XVIII - первой половины XIX века продолжали использоваться термины «староверы» и «староверцы». Они используются, например, в «Истории Выговской пустыни » Ивана Филиппова, апологетическом сочинении «Диаконовы ответы » и других. Этот термин употреблялся и многочисленными новообрядческими авторами, такими как Н. И. Костомаров, С. Князьков. П. Знаменский, например, в «Руководстве к русской истории » издания 1870 года говорит:

Петр сделался гораздо строже к староверцам.

Вместе с тем с годами часть староверов все же стали употреблять термин «старообрядцы ». Причем, как указывает известный староверческий писатель Павел Любопытный (1772–1848) в своем историческом словаре, наименование староверцы более присуще безпоповским согласиям, а «старообрядцы » - лицам, принадлежащим к согласиям, приемлющим бегствующее священство.

И действительно, согласия, приемлющие священство (белокриницкое и беглопоповское), к началу XX века вместо термина «староверы , «староверцы » всё чаще стали употреблять «старообрядцы ». Вскоре наименование старообрядцы было закреплено на законодательном уровне известным указом императора Николая II «Об укреплении начал веротерпимости ». Седьмой пункт этого документа гласит:

Присвоить наименование старообрядцев , взамен ныне употребляемого названия раскольников, всем последователям толков и согласий, которые приемлют основные догматы Церкви Православной, но не признают некоторых принятых ею обрядов и отправляют свое богослужение по старопечатным книгам.

Однако и после этого многие старообрядцы продолжали называться староверами . Особенно тщательно сохраняли это название безпоповские согласия. Д. Михайлов, автор журнала «Родная старина », издаваемого староверческим кружком ревнителей русской старины в Риге (1927 г.), писал:

О «старой христианской вере» говорит протопоп Аввакум, а не об «обрядах». Вот почему нигде во всех исторических постановлениях и посланиях первых ревнителей древлего православия - нигде не встречается наименования «старообрядец .

Во что верят староверы?

Староверы, как наследники дораскольной, дореформенной Руси, стараются сохранять все догматы, канонические положения, чины и последования древнерусской Церкви.

В первую очередь, конечно, это касается главных церковных догматов: исповедания св. Троицы, воплощения Бога Слова, двух ипостасей Исуса Христа, искупительной его Крестной Жертвы и Воскресения. Главным же отличием исповедания староверов от других христианских исповеданий является употребление форм богопочитания и церковного благочестия, характерных для древней Церкви.

Среди них - , погружательное крещение, унисонное пение, каноническая иконопись, специальная молитвенная одежда. Для Богослужения староверы используют старопечатные богослужебные книги, изданные до 1652 года (главным образом изданные при последнем благочестивом патриархе Иосифе. Староверы , однако, не представляют собой единого сообщества или церкви - в течение сотен лет они разделились на два основных направления: поповцы и безпоповцы.

Староверы поповцы

Староверы поповцы, помимо прочих церковных установлений, признают трехчинную старообрядческую иерархию (священство) и все церковные таинства древней Церкви, среди которых наиболее известны: Крещение, Миропомазание, Евхаристия, Священство, Брак, Исповедь (Покаяние), Елеосвящение. Помимо этих семи таинств в староверии есть и другие, несколько менее известные таинства и священнодействия, а именно: пострижение в иноки (равночестное таинству Брака), большое и малое Освящение воды, освящение масла на Полиелеосе, священническое благословение.

Староверы-безпоповцы

Староверы-безпоповцы считают, что после церковного раскола, учиненного царем Алексеем Михайловичем, благочестивая церковная иерархия (епископы, священники, диаконы) исчезла. А потому часть церковных таинств в той форме, в которой они существовали до раскола Церкви, упразднилась. Сегодня все староверы-безпоповцы определенно признают только два таинства: Крещение и Исповедь (покаяние). Некоторые безпоповцы (Древлеправославная Поморская Церковь) признают еще и таинство Брака. Староверы часовенного согласия также допускают Евхаристию (Причащение) с помощью св. даров, освященных в старину и сохранившихся до наших дней. Также часовенные признают Большое освящение воды, которую в день Богоявления получают путем вливания в новую воду воды, освященной в старину, когда, по их мнению, еще оставались благочестивые священники.

Староверы или старообрядцы?

Периодически среди староверов всех согласий возникает дискуссия: «А можно ли им именоваться староверами ?» Некоторые доказывают, что необходимо наименоваться исключительно христианами потому, что никакой старой веры и старых обрядов не существует, равно как и новой веры и новых обрядов. По мнению таковых, есть только одна истинная, одна правая вера и одни истинные православные обряды, а все остальное - это еретическое, неправославное, кривославное исповедание и мудрование.

Другие, как уже говорилось выше, считают непременно обязательным именоваться староверами, исповедующими старую веру, поскольку считают, что разница между древлеправославными христианами и последователями патриарха Никона не только в обрядах, но и в самой вере.

Третьи считают, что слово староверы нужно заменить на термин «старообрядцы ». По их мнению, никакой разницы в вере между староверами и последователями патриарха Никона (никонианами) нет. Разница лишь есть в обрядах, которые у старообрядцев правильные, а у никониан - поврежденные или вовсе неправильные.

Есть и четвертое мнение относительно понятия староверов и старой веры. Его разделяют главным образом чада синодальной церкви. По их мнению, между староверами (старообрядцами) и нововерами (новообрядцами) нет не только разницы в вере, но и в обрядах. И старые, и новые обряды они называют одинаково равночестными и равноспасительными. Употребление тех или иных является лишь делом вкуса и историко-культурной традиции. Об этом гласит постановление Поместного собора Московской Патриархии от 1971 года.

Староверы и язычники

В конце XX века в России стали появляться религиозные и квазирелигиозные культурные объединения, исповедующие религиозные воззрения, не имеющие отношения к христианству и вообще к авраамическим, библейским религиям. Сторонники некоторых подобных объединений и сект провозглашают возрождение религиозных традиций дохристианской, языческой Руси. Чтобы выделиться, отделить свои воззрения от христианства, полученного на Руси во времена князя Владимира, некоторые неоязычники начали называть себя «староверами ».

И хотя употребление этого термина в данном контексте неправильно и ошибочно, в обществе стали распространяться воззрения, что староверы - это действительно язычники, которые возрождают старую веру в древних славянских богов - Перуна, Сварога, Дажьбога, Велеса и прочих. Не случайно поэтому, например, появилось религиозное объединение «Древнерусская инглиистическая церковь православных староверов-инглингов ». Ее глава, Патер Дий (А. Ю. Хиневич), именовавшийся «патриархом Древнерусской Православной церкви староверов », даже заявлял:

Старообрядцы - это сторонники старого христианского обряда, а староверы - это старая дохристианская вера.

Существуют и другие неоязыческие общины и родноверческие культы, которые могут ошибочно восприниматься обществом как староверческие и православные. Среди них «Велесов круг», «Союз славянских общин славянской родной веры», «Русский Православный Круг» и другие. Большинство этих объединений возникли на почве псевдоисторической реконструкции и фальсификации исторических источников. На самом деле, кроме фольклорных народных поверий, никаких достоверных сведений о язычниках дохристианской Руси не сохранилось.

В какой-то момент, в начале 2000-х годов, термин «староверы » стал весьма широко восприниматься как синоним язычников. Однако благодаря широкой разъяснительной работе, а также ряду серьезных судебных процессов против «староверов-инглингов» и других экстремистских неоязыческих группировок, популярность этого лингвистического феномена сегодня пошла на спад. В последние годы подавляющее большинство неоязчников предпочитают все же называться «родноверами ».

Г. С. Чистяков

Староверы, они же старообрядцы, - адепты православного течения в России. Движение староверов было вынужденным, так как патриарх Никон во второй половине XVII века приказал провести церковную реформу Русской Православной Церкви. Цель реформы: привести в соответствие с византийскими (греческими) все обряды, службы и церковные книги. В середине 50-х годов XVII века патриарх Тихон имел мощную поддержку царя Алексея Михайловича, который претворял в жизнь концепцию: Москва - Третий Рим. Поэтому церковные реформы Никона должны были идеально вписаться в данную идею. Но, де-факто, в Русской Православной Церкви произошел раскол.

Это была истинная трагедия, так как часть верующих не захотели принять церковную реформу, которая меняла их уклад жизни и представление о вере. Так зародилось движение староверов. Люди, не согласные с Никоном, бежали в отдаленные уголки страны: горы, леса, таежную глухомань - лишь бы жить по своим канонам. Часто происходили случаи самосожжения верующих старого обряда. Иногда это случалось с целыми деревнями при попытках официальной и церковной властей претворить в жизнь новые идеи Никона. Картины по записям некоторых летописцев представали страшные: большой амбар, объятый пламенем, из него несутся псалмы, которые поют в огне десятки людей. Такова была сила воли и стойкость духа староверов, которые не хотели перемен, считая их от лукавого. Староверы: отличие от православных - очень серьезная тема, которую исследовали некоторые ученые-историки в СССР.

Одним из таких исследователей в 80-е годы прошлого века был профессор Борис Ситников, который преподавал в Новосибирском педагогическом институте. Каждое лето он и его студенты выезжали в старообрядческие поселки Сибири и собирали интереснейший материал.

Староверы России: отличие от православных (основные моменты)

Специалисты по церковной истории насчитывают десятки отличий староверов от православных в вопросах чтения и толкования Библии, проведении церковной службы, других обрядах, быту и внешнем виде. А также отметим, что староверы неоднородны. Среди них выделяются различные течения, которые еще добавляют отличий, но уже между самими почитателями старой веры. Поморцы, федосеевцы, беглопоповцы, беспоповцы, поповцы, спасовский толк, нетовщина и многие другие. Не будем рассказывать все подробно, так как не хватит места в одной статье. Кратко взглянем на основные отличия и разночтения между староверами и православными.

1. Как правильно креститься.

Никон во время своей реформы церкви запретил креститься по старому обычаю двумя перстами. Всем было приказано совершать троеперстное крестное знамение. То есть креститься по-новому: тремя пальцами, сложенными в щепоть. Староверы не приняли этот постулат, увидели в нем кукиш (фигу) и напрочь отказывались креститься тремя пальцами. Старообрядцы и сейчас совершают крестное знамение двумя перстами.

2. Форма креста.

У староверов принята до сих пор дореформенная форма православного креста. Он имеет восемь концов. К нашему привычному кресту добавлены две маленькие перекладинки вверху (прямая) и внизу (косая). Правда, по мнению некоторых исследователей некоторые толки староверов признают и другие формы крестов.

3. Земные поклоны.

Староверы, в отличие от православных, признают только земные поклоны, а вторые - поясные.

4. Нательный крест.

У старообрядцев это всегда восьмиконечный крест (как описывалось выше) внутри четырехконечного. Главное отличие, что никогда на этом кресте нет изображения распятого Иисуса Христа.

5. Во время богослужения староверы держат руки скрещенными на груди, а православные опускают их по швам.

6. По-разному пишется имя Иисуса Христа. Есть разночтения в некоторых молитвах. Один ученый-историк насчитал, как минимум, 62 разночтения в молитвах.

7. Практически полный отказ от спиртного и курения. В некоторых старообрядческих толках допускалось принять три рюмки спиртного на большие праздники, но не более.

8. Внешний вид.

В старообрядческой церкви не встретите, как в наших православных, девушек и женщин с косынками на голове, в шапках или платках, завязанных узлом сзади. Женщина - строго в платке, заколотом булавкой под подбородком. Никакой яркой и цветной одежды не допускается. Мужчины - в старорусских рубашках навыпуск обязательно с поясом, разделяющим две части тела на нижнюю (грязную) и верхнюю (духовную). В повседневной жизни мужчине-староверу запрещено сбривать бороду и носить галстук (Иудина удавка).

Кстати, из всех русских царей староверы особенно ненавидели Петра Первого за то, что тот заставлял сбривать бороды, забирал староверов в армию, приучал народ к курению (была поговорка у староверов: "Табачник - в аду приказчик") и прочим, по мнению староверов, заморским дьявольским штучкам. А Петр Первый реально ценил воинов, которые попадали в армию из староверов. Известен один интересный случай. На верфи на воду должны были спускать новый фрегат. Что-то там не ладилось по технической части: то ли бревно застряло, то ли еще что. Царь, обладающий мощным здоровьем и крепостью тела, подскочил сам, схватил бревно, помог решить проблему. Тут он обратил внимание на крепкого работника, который работал за троих и, не боясь царя, помог поднять бревно.

Царь предложил сравнить силушку. Говорит: "Вот я тебя ударю в грудь, если на ногах устоишь, то разрешу меня ударить и будет тебе подарок царский". Размахнулся Петр и саданул детинушке в грудь. Кто-то другой отлетел бы, наверное, метров на пять кубарем. А тот только как дуб покачнулся. Удивился самодержец! Потребовал ответный удар. И старовер ударил! Все замерли! А парень был из староверов Причудья. Царь еле выдержал, качнулся, отошел на шаг. Государь наградил серебряным рублем и должностью капрала такого героя. Все объяснялось просто: староверы не пили водку, не курили табак, ели, как сейчас модно говорить, экологически чистые продукты и отличались завидным здоровьем. Поэтому Петр I и приказал забирать в армию молодежь из скитов.

Такими были, есть и остаются староверы, хранящие свои обычаи и традиции. Староверы: отличие от православных - действительно, интереснейшая тема, можно еще много и много писать об этом. Например, мы еще не рассказали, что в домах у староверов хранилось два комплекта посуды: для себя и для чужих (гостей). Запрещалось с иноверцами есть с одной посуды. Очень харизматичным лидером у староверов был протопоп Аввакум. Рекомендуем всем, интересующимся данной темой, посмотреть российский сериал "Раскол", который очень подробно рассказывает о церковной реформе Никона и ее последствиях.

В заключение только добавим, что Русская Православная Церковь (Московского Патриархата) только в 1971 году отменила полностью анафему со староверов, и конфессии начали делать шаги навстречу друг другу.

Человеку маловоцерковленному или мало знающему историю православия порой трудно отличить от новообрядческого (никонианского). Иногда прохожий случайно заходит в какой-то храм и пытается совершать молитвенные и обрядовые действия «по новому стилю» (например, бросается целовать все подряд иконы), а оказывается, что этот храм старообрядческий и подобные обычаи тут не одобряются . Может возникнуть некомфортная, конфузная ситуация. Конечно, о принадлежности храма можно спросить у привратника или свечницы, однако, помимо этого, надо знать и некоторые признаки, которые отличают старообрядческий храм.

Внешняя архитектура старообрядческого храма. Безпоповские храмы

Внешняя архитектура старообрядческого храма в подавляющем большинстве случаев никак не отличается от архитектуры новообрядческих, униатских и других церквей. Это может быть здание, построенное в новгородском или новорусском стилях с использованием элементов классицизма, а может быть и вовсе небольшой домик или даже импровизированный храм в деревянном вагончике.

Исключения составляют старообрядческие безпоповские храмы . У некоторых из них (главным образом в Прибалтике, Белоруссии и Украине) нет алтарной апсиды, поскольку и нет самого алтаря.

Восточная часть таких старообрядческих храмов не имеет алтарного выступа и заканчивается обычной стеной. Однако это не всегда видно. Есть алтарь или его нет - определенно можно сказать лишь оказавшись внутри храма. В России и некоторых других местах безпоповцы продолжают строить храмы с апсидами, поддерживая традицию старины.

Что касается внутреннего вида, то в безпоповских храмах, во всех без исключения, отсутствует алтарь. Иконостас закрывает стену, но не алтарь, престол вынесен на солею. В некоторых безпоповских храмах по центру солеи, напротив царских врат, установлен большой запрестольный крест.

Двери в алтарь имеют декоративную функцию и не открываются. Впрочем, в большинстве безпоповских храмов вовсе нет ни царских, ни диаконских дверей. Существует несколько безпоповских храмов, здания которых были построены в древности, в таких алтари имеются, но используются как дополнительные помещения: крестильни, малые моленные, хранилища икон и книг.

Восьмиконечный крест

На всех старообрядческих храмах установлены восьмиконечные кресты безо всяких украшений . Если на храме находится крест какой-то другой формы, в т.ч. и с «полумесяцем», «якорем», то этот храм не старообрядческий . И дело тут не в том, что старообрядцы не признают четвероконечный или иные формы крестов, а в том, что по причине гонений на восьмиконечный крест именно он и получил в старообрядчестве преимущественное положение.



Внутри старообрядческого храма. Свечи и паникадила

Оказавшись внутри старообрядческого храма, нужно осмотреться. В старообрядческих храмах во время Богослужения практически не используется электрический свет (за исключением клироса). Лампады в подсвечниках и паникадилах горят за счет натурального растительного масла.

Свечи для использования в старообрядческих храмах изготавливаются из чистого воска естественного цвета. Использование окрашенных свечей - красных, белых, зеленых и пр. - не допускается.

Внутри старообрядческого храма. Иконы

Важный признак старообрядческого храма - это особенные иконы: меднолитые или рукописные, написанные в т.н. «каноническом стиле».

Если в храме есть иконы известных новообрядческих святых - царя Николая II, Матроны, Серафима Саровского, то храм однозначно нестарообрядческий. Если же таких икон нет, то следует приглядеться к головным уборам преподобных и святителей, изображенным на иконах. Если их венчают черные или белые клобуки в форме «вёдер», то этот храм явно не старообрядческий. Такие клобуки вошли в моду после реформ патриарха Никона, в древнерусской церкви иноки и святители носили совсем иные головные уборы.

Внутри старообрядческого храма. Подручники

В старообрядческих храмах также можно встретить подручники - специальные коврики для земных поклонов. Подручники, как правило, сложены в аккуратные стопки на лавках старообрядческого храма.

Вопреки расхожему мнению, якобы в старообрядческих храмах никогда не бывает стульев или сидений (как у католиков или униатов), на самом деле подобные сиденья имеются во многих (но не всех) старообрядческих безпоповских храмах прибалтийских стран.

Унисонное пение и одежда верующих

Если в церкви происходит Богослужение, то старообрядческий храм легко отличить по характерному унисонному пению певчих . Аккорды, трезвучия и вообще любые гармонические лады на старообрядческом Богослужении запрещены. Также определенную информацию о принадлежности храма может дать одежда верующих, которая отличается своей строгостью.