Perfekt - это самое употребляемое прошедшее время в немецком языке. Его образование нужно выучить в первую очередь. Ведь оно используется в разговорной речи и повседневной жизни. Это то время, которое вы будете использовать практически всегда, говоря о прошлом на немецком.
Для того, чтобы образовать перфект, используются вспомогательные глаголы haben или sein + причастие II (Partizip ll, 3-я форма глагола) смыслового глагола.
Вспомогательные глаголы haben или sein не переводятся, они являются лишь изменяемой частью сказуемого. Значение всего сказуемого зависит от значения глагола, выступающего в форме причастия (Partizip ll, 3-я форма глагола) , которое является его неизменяемой частью и стоит в конце предложения.
Ich habe dieses Buch gelesen . — Я прочитал эту книгу.
Er ist nach Berlin gefahren . — Он приехал в Берлин.
Не забывайте, Partizip ll стоит в конце предложения , картинка для запоминания:
Итак, чтобы образовать Perfekt, вам нужно проспрягать вспомогательный глагол haben или sein (он идёт на второе место в предложении), правильно образовать причастие II (Partizip ll, 3-я форма глагола) и поставить его в конец предложения.
Первая сложность: какой вспомогательный глагол выбрать? haben или sein ? Давайте разберёмся!
Сперва давайте повторим спряжения глаголов sein и haben . Эти две таблички нужно знать наизусть.
Глаголы с " sein "
Со вспомогательным глаголом sein употребляются:
1. все непереходные глаголы,
обозначающие передвижение в пространстве
:
aufstehen, begegnen, fahren, fallen, fliegen, gehen, kommen, reisen, и др.
2. все непереходные глаголы, обозначающие изменение состояния, переход в новую фазу процесса, например: aufblühen, aufwachen, einschlafen, entstehen, werden, wachsen или sterben, ertrinken, ersticken, umkommen, vergehen, и др.
3. глаголы sein, werden, bleiben, geschehen, passieren (случаться, происходить), gelingen (удаваться)
Примечания
1. Глаголы fahren
и fliegen
могут употребляться также и как переходные. В этом случае они спрягаются с глаголом haben:
Ich habe das Auto selbst in die Garage gefahren.
Der Pilot hat das Flugzeug nach New York geflogen.
2. Глагол schwimmen
:
Er ist über den Kanal geschwommen. (= движение к определенной цели)
Er hat zehn Minuten im Fluss geschwommen. (= движение в ограниченном пространстве, без указания на цель передвижения)
Глаголы с "
haben
"
Остальные глаголы образуют перфект с
haben
:
1. все глаголы,
управляющие винительным падежом
(= переходные глаголы):
bauen, fragen, essen, hören, lieben, machen, öffnen и др.
2. все
возвратные глаголы
:
sich beschäftigen, sich bemühen, sich rasieren и др.
3. все
модальные глаголы
:
dürfen, können, mögen, müssen, sollen, wollen.
4. Непереходные глаголы,
обозначающие продолжительные действия или состояния
. К ним относятся:
a) глаголы, сочетающиеся с обстоятельствами места и времени, но не предполагающие перемену места, состояния или передвижение в пространстве:
hängen (= сильный глагол), liegen, sitzen, stehen, stecken, arbeiten, leben, schlafen, wachen, и др.
b) глаголы, управляющие дательным падежом, не обозначающие движения: antworten, danken, drohen, gefallen, glauben, nützen, schaden, vertrauen, и др.
c) глаголы anfangen, aufhören, beginnen, обозначающие начало и конец действия.
На юге Германии глаголы liegen, sitzen, stehen употребляют в перфекте с sein.
Составные части перфекта имеют единое значение и отдельно не переводятся. Поэтому, увидев в предложении вспомогательный глагол haben или sein, необходимо отыскать в конце предложения вторую часть сложной формы (причастие II) и перевести их одним словом — глаголом в прошедшем времени. При переводе необходимо следить за порядком слов.
Например: Mein Bruder ist nach Moskau gefahren . — Мой брат поехал в Москву. - За переводом нужно "идти" в конец предложения, а "ist" не переводится.
В словарях и списках основных форм глаголы, которые образуют перфект при помощи sein, обычно сопровождаются специальной пометкой (s) .
Примеры спряжения глаголов в перфекте:
arbeiten — работать
ich habe gearbeitet
du hast gearbeitet
er hat gearbeitet
wir haben gearbeitet
ihr habt gearbeitet
Немецкий перфект (Perfekt), иначе именуемый еще завершенным настоящим (vollendete Gegenwart), имеет очень широкое распространение в основном в разговорной речи. Перфект в немецком языке описывает завершенное действие в прошлом, имеющее привязку к настоящему времени, или же какое-либо достигнутое состояние. Немецкий перфект широко используется в обыденной устной диалогической речи и в частных письмах, когда повествование идет о чем-то уже пережитом.
Перфект в немецком языке состоит из двух частей: глаголов (вспомогательных) «haben» или «sein» и причастия «Partizip II», образованного от смыслового глагола:
Вспомогательные глаголы при этом спрягаются и приобретают личные окончания, а причастие II остается в неизменной форме и завершает рамочную конструкцию. Расстановка членов предложения в немецких перфектных конструкциях выглядит следующим образом:
Немецкий перфект с прямым порядком слов
1-е место (субъект) |
2- е место (вспомогат . глагол.) |
Средняя часть (второстепенные члены) |
|
Unsere Tochter | hat | gestern einen leckeren Kuchen | gemacht . |
Наша дочь вчера испекла вкусный пирог. | |||
Die Schadinsekten | haben | alle Blätter auf dem Apfelbaum | aufgefressen . |
Садовые вредители сожрали все листья на яблоне. | |||
Der Säugling | ist | letztendlich | eingeschlafen . |
Младенец в конце концов заснул. | |||
Unsere hohen Gäste | sind | gegen Mittag wohlbehalten in das Hotel | zurückgekehrt . |
Наши важные гости в районе полудня благополучно вернулись в отель. |
Немецкий перфект с обратным порядком слов
1-е место (дополнение или обстоят.) |
2- е место (вспомогат . глагол.) |
Средняя часть (субъект + остальные второстепенные члены) |
последнее место (смысловой глагол) |
Gestern | hat | unsere Tochter einen leckeren Kuchen | gemacht . |
Вчера наша дочь испекла вкусный пирог. | |||
Alle Blätter auf dem Apfelbaum | haben | die Schadinsekten | aufgefressen . |
Все листья на яблоне сожрали садовые вредители. | |||
Letztendlich | ist | der Säugling | eingeschlafen . |
В конце концов младенец заснул. | |||
Gegen Mittag | sind | unsere hohen Gäste wohlbehalten in das Hotel | zur ü ckgekehrt . |
В районе полудня наши важные гости благополучно вернулись в отель. |
Спряжение вспомогательных глаголов полностью совпадает с изменением грамматических форм аналогичных им смысловых глаголов. Разные глаголы образуют немецкий перфект с использованием разных вспомогательных глаголов.
При помощи глагола «HABEN» всегда образуют перфект в немецком языке следующие глаголы:
HABEN »
Тип глагола |
Пример |
Все глаголы с прямыми дополнениями (переходные) | Für den Gemüsesalat hat sie Äpfel, Zwiebeln und Rüben geschnitten . – Для салата она нарезала яблоки, лук и свеклу (переходный глагол «schneiden»). |
Все глаголы с модальным значением, употребленные в качестве смысловых (их перфект употребляется редко) | Das haben unsere Nachbarn überhaupt nicht gewollt . – Этого наши соседи вовсе не хотели (модальный глагол «wollen»). |
Все возвратные глаголы (с частицей «sich») | Heute hat sie sich nicht geduscht . – Сегодня она под душем не мылась (возвратный глагол «sich duschen»). |
Все глаголы с безличным значением (в первую очередь имеющие отношение к погодным явлениям) | Vorgestern hat
es geregnet
, und gestern hat
es schon geschneit
. – Позавчера шел дождь, а вчера уже пошел снег (безличные глаголы
«regnen» и «schneien»). |
При помощи глагола «SEIN» всегда образуют перфект в немецком языке следующие глаголы:
Перфект в немецком языке с глаголом « SEIN »
Тип глагола |
Пример |
Все глаголы, в значении которых заложено передвижение и изменение местоположения |
|
Все глаголы, в семантике которых заложено изменение состояния |
|
Сюда также относятся глаголы «быть – sein», «удаваться — gelingen», «происходить — passieren», «становиться — werden»,«случаться — geschehen», «оставаться — bleiben» |
|
Перфект в немецком языке имеет в своем составе, кроме вспомогательного глагола, причастие II – Partizip II. Правильные и неправильные глаголы образуют причастие II по-разному.
Partizip II правильных глаголов
Правильные глаголы образуют его чаще всего по следующей схеме:
GE + глагольный корень + T
Например: «моросить – nieseln — genieselt », «мастерить – basteln — gebastelt », «склеивать – kleben — geklebt », «сушить – trocknen — getrocknet » . Однако существует немалое количество глаголов, в конце основы (корня) которых имеются такие согласные, как «n» — «d» — «m» или «t». Чтобы избежать проблемы с произношением, между этими согласными и окончанием причастия «t» добавляется гласный «е»:
GE + глагольный корень + Е + T
Например: «купаться – baden — gebadet », «сушить – trocknen — getrocknet », «руководить – leiten — geleitet », «посвящать – widmen — gewidmet ».
Причастие II от правильных глаголов, у которых имеются отделяемые приставки, образуется следующим образом:
отделяемая приставка + GE + глагольный корень + (E ) T
Например: «улаживать, осуществлять – abwickeln — abgewickelt », «выплачивать – auszahlen — ausgezahlt », «поставлять дополнительно – nachliefern — nachgeliefert », «собрать, составить – zusammenstellen — zusammengestellt ».
Причастие II от правильных глаголов с неотделяемыми приставками всегда образуется без приставки «ge-»:
глагольный корень с неотделяемой приставкой + T
Например: «охранять – bewachen — bewacht », «рассчитать, засчитать, поставить в счет – verrechnen — verrechnet », «уменьшать, сокращать, демонтировать – abbauen — abgebaut », «нежить, ублажать, баловать – verwöhnen — verwöhnt ».
Заимствованные глаголы, оканчивающиеся на –ieren, также образуют форму причастия II без приставки «ge-»:
глагольный корень + Т
Например: «калибровать, регулировать – kalibrieren — kalibriert », «варьировать, разнообразить, изменять – variieren — variiert », «маршировать, двигаться строем – marschieren — marschiert », «связываться, контактировать – kontaktieren — kontaktiert ».
Partizip II неправильных глаголов
У неправильных глаголов окончание причастия II – «-en». В дополнение к этому во многих случаях происходит изменение корневых гласных, а зачастую и корневых согласных, что делает необходимым самое обыкновенное заучивание основных форм неправильных глаголов. Например: «просить, ходатайствовать – bitten — gebeten », «покинуть, оставить – lassen — gelassen », «обрезать, постричь – schneiden — geschnitten », «страдать, печалиться, терпеть – leiden — gelitten ».
Неправильные глаголы с отделяемыми и неотделяемыми приставками образуют данную форму по точно такому же принципу, как и глаголы правильные. Единственным отличием является то, что у них наблюдаются соответствующие изменения в корне, которых не демонстрируют правильные глаголы. Например: «отпустить, освободить, разблокировать, разъединить – loslassen — losgelassen », «обучать, прививать знания, разъяснять – beibringen — beigebracht », «переносить, выдерживать – vertragen — vertragen », «приводить доводы, доказывать, аргументировать – beweisen — bewiesen ».
Perfekt глаголов с модальным значением
Данный вариант используется в немецкой речи крайне редко и образуется по следующей схеме:
haben + причастие II модального глагола
Немецкий перфект модальных глаголов
Глагол |
Пример |
Das kleine Kind hat es nicht gedurft . – Маленькому ребенку это было нельзя. | |
Alle Studenten haben die Testarbeiten gekonnt . – Все студенты смогли справиться с тестовыми заданиями. | |
Er hat die Frau seines Schulfreundes nie gemocht . – Он никогда терпеть не мог жену своего школьного друга. | |
Wegen aufgegessenen Salzgurken hat er jede fünf Minuten zum Glas Wasser gemusst . – Из-за съеденных соленых огурцов он каждые пять минут должен был (хвататься) за стакан воды. | |
Данный глагол вообще не имеет этой формы. | |
Der Autofahrer hat es nicht gewollt . – Водитель автомобиля этого не хотел. |
Если немецкий модальный глагол употребляется с другим смысловым глаголом, то перфект образуется следующим образом:
haben + Infinitiv смыслового глагола + Infinitiv модального глагола
Немецкий перфект модальных глаголов, употребляющихся в паре со смысловым глаголом
Глагол |
Пример |
Das kleine Kind hat es nicht machen dürfen . – Маленькому ребенку этого было делать нельзя. | |
Alle Studenten haben die Testarbeiten erfüllen können . – Все студенты смогли выполнить тестовые задания. | |
Er hat die Frau seines Schulfreundes nicht hören mögen . – Он никогда не мог слышать жену своего школьного друга. | |
Wegen der aufgegessenen Salzgurken hat er jede fünf Minuten trinken müssen . – Из-за съеденных соленых огурцов он каждые пять минут должен был пить. | |
Er hat das Auto seiner Freundin reparieren sollen . – Он должен был отремонтировать автомобиль своей подружки. | |
Der Autofahrer hat es nicht machen wollen . – Водитель автомобиля этого делать не хотел. |
Перфект является одним из самых общеупотребительных времен в немецком. Как правило, он используется в разговорной речи наряду с претеритом. Чтобы пользоваться перфектом грамотно, необходимо помнить основные правила его применения.
Использование данного времени
Перфект в немецком языке употребляется вне зависимости от того, является ли действие завершенным или незавершенным, в отличие, к примеру, от времени Past Perfect в английском. Как правило, данное время применяется в разговорной речи. Это еще одна существенная деталь, о которой стоит помнить школьникам и студентам. В повествовании используется не перфект, а претерит. Перфект в немецком языке всегда образуется при помощи одного из вспомогательных глаголов: haben или sein. Также используется форма Partizip II основного глагола. Необходимо помнить, что при спряжении изменяется только лишь вспомогательный глагол, в то время как основной остается неизменным.
Как образуется Partizip II
Невозможно освоить перфект в немецком языке без умения образовывать Partizip II смыслового глагола. Данная форма у слабых глаголов образуется с помощью прибавления характерной приставки ge- , а также окончания -(е)t к основной части. Например: kaufen - gekauft, lieben - geliebt. Что касается сильных глаголов, то Partizip II для данной группы необходимо запомнить.
Однако в образовании формы Partizip II есть и некоторые особенности, о которых также следует помнить. Если у глагола основа оканчивается на следующие буквы: t, d, m или n, между основной частью слова и окончанием необходимо добавить букву е . Например: antworten - geantwortet. Если же необходима форма Partizip II тех глаголов, которые не относятся к группе сильных и которые имеют отделяемые приставки, тогда требуется соблюдать определенный порядок в словообразовании. Сначала пишется приставка, затем частица ge- , затем основа глагола и только после этого окончание t . Например: mitspielen - mitgespielt.
Если же глагол не относится к группе сильных и имеет неотделяемую приставку, то Partizip II образуется без ge- . Например: entdecken - entdeckt. Помимо этого, без ge- строится и Partizip II у тех глаголов, которые имеют окончание -ieren : studieren - studiert.
Перфект в немецком языке: правила выбора вспомогательного глагола
Выбор того или иного вспомогательного глагола всегда зависит от лексического значения основного, который и указывается в форме Partizip II. В большинстве случаев применяется haben.
Во-первых, данный глагол употребляется со всеми переходными формами. Они, как известно, требуют дополнения без предлога в аккузативе даже в том случае, если данное дополнение в высказывании отсутствует. Например:
Sie hat mich fotografiert. - Она меня сфотографировала.
Исключение составляют следующие глаголы:
- loswerden (в значении «освобождаться», «избавиться», а в разговорной речи - «потерять»);
- eingehen (взять на себя какое-либо обязательство, связать себя обещанием);
- durchgehen (в значении «проходить материал, просматривать»).
Например:
Er hat sein Brief losgeworden. - Он потерял свое письмо.
Во-вторых, haben употребляется с непереходными глаголами, которые обозначают какое-либо действие, состояние или же процесс. При этом у данного процесса не предусматривается четкий момент окончания, предела в его протекании нет. Глаголы подобного типа называются непредельными или же дуративными:
- arbeite hängen;
- lachen;
- leben;
- liegen;
- schlafen;
- sitzen;
- stehen;
- wachen;
- wohnen.
Например:
Er hat gestern gearbeitet. - Вчера он работал.
Исключения составляют глаголы bleiben и sein. Например:
Sie ist den ganzen Tag hier geblieben. - Она целый день оставалась здесь.
Также haben используется с переходными глаголами. Например:
Sie hat sich nicht ausgeruht. - Она не отдохнула.
С безличными глаголами необходимо употреблять haben.
Es hat gedämmert. - Светало.
Когда нужно употреблять sein
Данный вспомогательный глагол при образовании перфекта в немецком языке применяется в следующих случаях:
Порядок слов
Также при образовании предложения необходимо помнить и о порядке слов. В повествовательном на втором месте используется вспомогательный глагол haben или sein, а смысловой глагол находится в самом конце. Рассмотрим несколько предложений с примерами перфекта в немецком языке:
Ich habe ihn nicht gefragt. - Я его не спрашивал.
Sie hat das gemacht. - Она это сделала.
Die Studentin ist geblieben. - Студентка осталась.
Что касается вопросительных предложений, то здесь вопросительное слово ставится на первое место. В данном случае можно привести следующие примеры перфекта в немецком:
Wie hast du das gemacht? - Как ты это сделал?
Wer ist auf ihn gewartet? - Кто его ждал?
В предложениях отрицательного характера перед смысловым глаголом должна стоять частица nicht.
Ich habe sie nicht gesehen.- Я ее не видел.
Территориальные особенности
Необходимо также отметить, что речь жителей южных и северных районов Германии обладает существенными различиями. Например, в северных территориях страны даже в разговорной речи нередко можно услышать претерит в тех случаях, где, казалось бы, необходимо применять перфект. А на юге Германии предпочитается перфект. Считается, что претерит всегда придает речи некоторый оттенок возвышенности, поэтому данная форма является скорее книжной. Если употреблять это время в разговорной речи, то носителю немецкого языка такая речь может показаться неестественной.
Если вы хотите рассказать о чем-то, что уже было, произошло, мы, не задумываясь, пользуемся двумя формами:
1. совершенной (все уже совершилось и закончено)я КУПИЛ машину (сделал- и забыл)
2. несовершенной: действие длилось:я покупал машину (несовершенное)
Сравните:
- я бывал в Берлине или я уже БЫЛ в Берлине
- каждую пятницу я ПОКУПАЛ газету или в пятнцу я КУПИЛ газету.
Präteritum (или Imperfekt) и Perfek t. Хотя по смыслув емецком языке между ними нет такой разницы, как в русском.
Так как у нас облегченный курс немецкого, сразу скажу, что упор нам следует делать на Perfekt : это время и легче учится, и чаще употребляется в повседневной жизни. Ведь оно рассказывает о том, что выУЖЕ СДЕЛАЛИ. Präteritum (или Imperfekt) чаще всего можно встретить по телевидению, радио, в книгах..Его мы рассмотрим позже.
А сегодня- изучаем Perfekt .
1. Как отличить Perfekt?
PERFEKT -Это всегда действие, состоящее из двух слов:
глагола HABEN или SEIN (они склоняются)и PARTIZIPа (остается неизменным)
Фраза строится так:
Ich habe gelesen. я прочитал
Du hast gelesen . ты прочитал
Er hat gelesen он прочитал
Wir haben gelesen
Ihr habt gelesen
Sie/sie haben gelesen
Порядок слов в предложении обычный.
Сравните 2 предложения: настоящее время и прошедшее Perfekt
Я строю дом- я построил дом. Порядок прежний: Субъект - глагол- дополнения - глагол2.
Вот табличка, в которой видно, как образуются глаголы в немецком языке (прошедшее время):
То сеть все легко. Глагол HABEN мы уже давно выучили. Поэтому все, чему нам нужно научится на этом уроке- как образовывать второе слово. ПАРТИЦИП. для него есть таблицы. Но мы можем выучить некоторые правила:
ПРАВИЛО 1:
правильные глаголы (regelmäßig)
Большинство глаголов (около 80%)образуют Perfekt таким образом:
К основе
глагола добавляется суффикс ge-
, а вместо окончания -en добавляется -t
.
sagen - gesagt
fragen - gefragt
verlieben- verliebt
wohnen - gewohnt
kennen lernen - kennen gelernt bauen- gebaut
arbeiten- gearbeitet machen- gemacht
kochen- gekocht malen - gemalt
spielen - gespielt kaufen- gekauft
lernen- gelernt
wechseln- gewechselt
haben - gehabt
Скажите:
1. Я готовлю завтрак. Ich mache
Frühstück -я приготовил завтрак- ich habe
Frühstück gemacht
2.Я говорю тебе.Ich sage
dich - я сказал тебе- Ich habe
dich gesagt
.
3.Я работаю в Испании. Ich arbeite in Spanien. я работал 2 года в Испании.
4. Я крашу стену. Ich male die Wand. Я покрасил стену вчера.
5. Я спрашиваю Марию.Ich frage Maria. Я уже спросил Марию.
essen - gegessen kommen - gekommen
sehen - gesehen schlafen- geschlafen
fahren - gefahren
3.Trennbare Verben -ge
in der Mitte
если у глагола отделяемая приставка, то глагол в
Perfekt выглядит так: приставка + партицип основного глагола
То есть мы изменяем основной глагол, а приставку приклеиваем снова в начало.:например:
1.anrufen -приставка вначале, изменили глагол- снова приставку приклеили: an
ge
rufen
Приставка
an
, основной глагол
rufen , Партицип
gerufen получаем
AN+gerufen
2.ausgehen - aus
ge
gangen -
Партицип глагола
gehen .
gegangen.
прочему
gegangen? Потому что именно так склоняется основа глагола
gehen в
Perfekt.
Добавляем приставку:
AUS+ gegangen
Это неправильный глагол.
3. Посмотрим еще один приме
р:
zumachen. закрывать. aufmachen - открывать. Глагол состоит из двух частей: отделяемой приставки и основы machen.
1. Смотрим какой партицип у machen. Это gemacht.
2.Какая приставка: zu
3. Составляем новый партицип с приставкой:
zu+gemacht= zu
gemacht
Например:
Я закрываю дверь: Ich mache Die Tür zu.- я закрыл дверь: Ich habe die Tür zugemacht.
Задание:
скажи:
1. я открыл дверь. я открыл окно. мария закрыла окно.
2.Anrufen. Ich rufe dich an- Скажи: .я тебе вчера звонил
4. Неправильные глаголы изменяются неправильно.
это самое трудное как в немецком, так и в англ. языках. Их просто нужно УЧИТЬ.Для того, чтобы увидеть как изменяются неправильные глаголы, нужно смотреть таблицу неправильных глаголов
берем там последнюю колонку (Partizip11)
Вот пример склонения неправильных глаголов:
gehen - gegangen
sprechen - gesprochen
verstehen - verstanden
trinken - getrunken
finden - gefunden denken - gedacht
sreiben -
geschrieben geben-
gegeben
nehmen - genommen helfen - geholfen
Задание: скажите:
1. я все понял.
2. Ты выпил 2 кофе
3.Я вчера думал..
5. ФРАНЦУЗКИЕ ГЛАГОЛЫ-verben auf -ieren
В немецком языке есть ряд глаголов, пришедших в него из французского. Их основной признак – окончание
-ieren
.
Telefoniren, akzeptieren, annullieren, studieren, reparieren, reservieren, sich rasieren, spekulieren, studieren, korrigieren, automatisieren, operieren
Правило: немецкое ge–
к французским глаголам не прилипает: окончание инфинитива en заменяем на rt, как в первом правиле. Смотрите, как легко:
Wie lange haben Sie Deutsch studiert
? – Сколько времени (как долго) Вы изучали немецкий?
Ich habe den Kühlschrank selbst repariert
. – Я сам починил (reparieren) холодильник.
Haben Sie schon das Zimmer reserviert
? – Вы уже заказали (reservieren) номер?
задание: скажите
1. Я звонил тебе вечером.
2.я починил вчера холодильник.
3.я анулировал заказ.
!-keine GE - untrennbare verben
Часть неправильныхглаголов тже склоняется без добавления суффикса прошедшего времени -ge, например:
bezahlen - bezahlt
ЗАДАНИЕ К УРОКУ
Глагол
Перфект - это преобладающее время для описания прошлого и второе по значимости время в немецком языке, которым можно также выражать действия в будущем.
В данной статье представлены спряжение слабых и сильных глаголов и соответствующие им правила, употребление этого времени и сигнальные слова, по которым можно определить, что предложение стоит в перфекте.
1. Спряжение глаголов
Слабые глаголы:
(без) | machen
(делать) |
leben
(жить) |
reisen
(путешест- вовать) |
arbeiten
(работать) |
sammeln
(собирать) |
ich | habe
ge mach t |
habe
ge leb t |
bin
ge reis t |
habe
ge arbeit et |
habe
ge sammel t |
du | hast
ge mach t |
hast
ge leb t |
bist
ge reis t |
hast
ge arbeit et |
hast
ge sammel t |
er, sie, es, man |
hat
ge mach t |
hat
ge leb t |
ist
ge reis t |
hat
ge arbeit et |
hat
ge sammel t |
wir | haben
ge mach t |
haben
ge leb t |
sind
ge reis t |
haben
ge arbeit et |
haben
ge sammel t |
ihr | habt
ge mach t |
habt
ge leb t |
seid
ge reis t |
habt
ge arbeit et |
habt
ge sammel t |
sie, Sie | haben
ge mach t |
haben
ge leb t |
sind
ge reis t |
haben
ge arbeit et |
haben
ge sammel t |
Сильные глаголы:
2. Правила спряжения
а) Общие правила:
Основой этого времени является спряжение вспомогательных глаголов
→ lieben: Ich habe
geliebt
.
→ wachsen: Ich bin
gewachsen
.
Переходные и возвратные глаголы требуют вспомогательный глагол
→ machen: Ich habe
die Hausaufgaben gemacht
.
(делать: Я сделала домашние задания.)
→ sich freuen: Er hat
sich
sehr gefreut
.
(радоваться: Он очень обрадовался.)
Непереходные глаголы, выражающие передвижение из одного места в другое, и другие непереходные глаголы, которые выражают изменение состояния, требуют вспомога-тельный глагол
→ fahren: Wir sind
nach Hause gefahren
.
(ездить: Мы ездили/поехали домой.)
→ wachsen: Sie ist
so schnell gewachsen
!
(расти: Она так быстро выросла!)
б) Слабые глаголы:
При образовании добавляется префикс
→ ge
+ kauf en + t
= ge
kauft
→ ge
+ sammel n + t
= ge
sammelt
<-ge->
→
ab
arbeiten: ab
ge
arbeitet (отрабатывать)
→ be
arbeiten: be
arbeitet (обрабатывать)
Одну собственную группу слабых глаголов создают глаголы, оканчивающиеся на <-ieren>. Они строят причастие II без префикса <-ge>, но окончание <-en> как обычно заменяется суффиксом <-t>.
→
studier en + t
= studiert
(учиться)
→ probier en + t
= probiert
(пробовать)
в) Сильные глаголы:
При образовании причастия II окончание <-en> у большинства глаголов остаётся.
→ singen: gesungen
→ wachsen: gewachsen
Если у глагола есть отделяемый префикс, то он ставится перед <-ge->, а если у глагола есть неотделяемый префикс, то
→
vor
sprechen:
vor
ge
sprochen (обращаться по вопросу)
→
ver
sprechen:
ver
sprochen (обещать)
3. Употребление времени
При завершённых действиях либо событиях в устной и неформальной речи:
→ Peter hat
mich letzte Woche angerufen
. Wir haben uns
lange unterhalten
.
(Петер мне на прошлой неделе позвонил. Мы долго разговаривали.)
→ Ich bin
heute um 7 Uhr aufgestanden
.
(Я сегодня встала в 7 часов.)
→ Was ist passiert
?
(Что случилось?)
При действиях, которые начались в прошедшем времени и продолжаются до настоящего момента:
→ Ich habe
ihn seit Silvester nicht gesehen
.
(Я его с Нового года не видела.)
→ Die ersten zwei Ferienwochen sind
schon vergangen
.
(Первые две недели каникул уже прошли.)
→ Sie ist
in ihrem Leben noch nie irgendwohin verreist
.
(Она в своей жизни никогда никуда не уезжала.)
При завершённых действиях с последствием на настоящее время:
→ Es hat geregnet
. (= Die Straßen sind nass.)
(Шёл дождь. = Улицы мокрые.)
→ Sie ist
mit dem falschen Fuß aufgestanden
. (= Sie hat schlechte Laune.)
(Она встала не с той ноги. = У неё плохое настроение.)
→ Ich habe
dieses Buch schon gelesen
. (= Ich kenne es.)
(Я эту книгу уже прочитала. = Я знаю её.)
При действиях либо событиях, которые будут завершёнными в будущем времени:
→ Wir haben
es bald geschafft
!
(Мы это скоро сделаем/закончим!)
→ Die Blumen sind
bis morgen verwelkt
.
(Цветы до завтра завянут.)
→ Sobald ich gegessen habe
, gehe ich schlafen.
(Как только покушаю, я иду спать.)
4. Сигнальные слова
gerade eben
- только что
gerade
- сейчас (несколько минут назад)
vorhin
- сейчас (пару часов назад)
vor Kurzem, neulich
- недавно
damals
- тогда, в то время
früher
- раньше
(noch) nie - (ещё) никогда
gestern
- вчера
vorgestern
- позавчера
letzte Woche
- на прошлой неделе
letzten Monat
- в прошлом месяце
letztes Jahr
- в прошлом году
am Montag
- в понедельник
am Dienstag
- во вторник
...
im Januar
- в январе
im Februar
- в феврале
...
im Frühling
- весной
im Sommer
- летом
...
1990
- в 1990 году
Im Jahr(e) 2000
- в 2000 году
...
um 1 Uhr
- в час
um Mitternacht
- в полночь
...
vor... - ...назад
Примечания:
Сами немцы иногда дискутируют о том, употребляется ли определённый глагол с Сигнальные слова для определения претерита и перфекта - одинаковы, т.к. оба времени выражают прошлое и чаще всего могут заменяться. Как и в английском языке, существуют специальные таблицы с сильными глаголами, которые необходимо выучить наизусть. Слово |
Есть замечания, отзывы или пожелания относительно данной статьи? Пишите!