Что говорит Библия о дисциплине? Труд, трудолюбие Библия о труде

(19 голосов : 5.0 из 5 )
  • Библейская энциклопедия
  • цитаты из Библии
  • Энциклопедия изречений
  • мит. Филарет

Труд – 1) сознательная, целесообразная деятельность, направленная на улучшение условий жизни, физическое или духовное самосовершенствование; 2) какая-либо деятельность, работа вообще, в том числе бессмысленная; 3) усилие, направленное на достижение определенного (желаемого, предполагаемого, искомого, требуемого, заданного) результата.

Труд служит средством пропитания и материального обеспечения, милостыни, реализации творческих способностей человека, лекарством от лени и уныния, воспитателем в добродетелях.

Кроме того, уже тогда Бог поставил перед человеком и более важную, можно сказать, стратегическую цель. Реализация этой масштабной задачи подразумевала необходимость усилий со стороны представителей множества поколений. Она касалась осуществления хозяйственной деятельности людей на земле, преображения царства природы: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всей землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» ().

Разумеется, призывая первозданного человеку к труду, Бог не имел в виду лишить его радости свободного . Замыслом Божьим предполагалось, что труд, к которому был призван человек, будет ему в радость. Но главное, предусматривалось, что труд будет способствовать раскрытию творческого потенциала людей, служить средством для лучшего раскрытия в них черт .

Что Библия говорит о лени?

Первый закон движения Ньютона утверждает, что движущийся объект стремится оставаться в движении, а объект в состоянии спокойствия стремится оставаться в спокойствии. Этот закон относится и к людям. В то время как одни естественно стремятся осуществлять проекты, другие остаются апатичными, требуя мотивации, чтобы преодолеть инерцию. Лень – стиль жизни для некоторых людей – является искушением для всех. Но Библия непоколебима – так как Бог уготовил труд для человека, лень является грехом. «Лентяй! Ступай к муравью, поучись у него мудрости» (Притчи 6:6).

Библия много говорит о лени. Книга Притчи особенно наполнена мудростью относительно лени и предупреждениями ленивому человеку. Притчи говорят нам, что ленивый человек ненавидит работу: «Желания лодыря его погубят, ведь руки его не хотят работать» (21:25); он любит спать: «Как дверь на петлях болтается, так и лодырь в постели ворочается» (26:14); он ищет оправдания: «Лодырь говорит: «Лев на дороге! Зверь по улицам рыщет!»» (26:13); он растрачивает время и энергию: «Ленивый работник – все равно что разрушитель» (18:10); он считает себя мудрым, но является глупцом: «Лодырь мнит себя мудрей семерых, говорящих разумно» (26:16).

Притчи также говорят нам, какой конец ожидает ленивых: ленивый человек становится слугой (или должником): «Прилежной руке – править, ленивой руке – нести повинность» (12:24); его будущее гнетуще: «Лодырь в холода не пашет, значит, в жатву ничего не сыщет» (20:4); он может дойти к бедности: «Лентяй все ждет, да не дождется, зато прилежный насытится» (13:4).

В жизни христианина не может быть места лени. Новообращенных верующих верно учат, что: «Вы спасены – через веру – Его великой добротой! И не за ваши заслуги – это Божий дар! И не за дела, так что пусть никто этим не хвалится!» (Ефесянам 2:8–9). Но верующий может стать праздным, если ошибочно поверит, что Бог не ожидает плодов от измененной жизни. «Это Бог сделал нас теми, кто мы есть, создав нас, через единение с Христом Иисусом, для добрых дел, которые Он нам изначально предназначил совершить» (Ефесянам 2:10). Христиане не спасаются делами, но они демонстрируют ими свою веру (Иакова 2:18, 26). Бездеятельность нарушает Божью цель – добрые дела. Господь, тем не менее, дает силу христианам преодолеть склонность плоти к лени, даруя нам новую природу (2 Коринфянам 5:17).

Как христиане мы знаем, что наш труд будет вознагражден Господом, если мы будем упорными в прилежности: «Так не будем поддаваться усталости, делая добро, и тогда, если не сдадимся, в надлежащее время пожнем урожай. Так вот, пока еще есть время, будем делать всем добро, особенно тем, кого вера сделала одной семьей» (Галатам 6:9–10); «Что бы вы ни делали, трудитесь от всей души – как если бы это было для Господа, а не для людей. Ведь вы знаете, что Господь даст вам в награду наследие. Ваш Господин – Христос, вы служите Ему» (Колоссянам 3:23–24); «Бог справедлив и поэтому не может забыть ваши дела и ту любовь, которую вы проявили во Имя Его, служив и служа святому Его народу!» (Евреям 6:10).

Христиане должны трудиться с Божьей силой, чтобы евангелизировать и приводить людей ко Христу. Апостол Павел является нашим примером: «Это Его мы возвещаем, увещевая и наставляя людей со всей доступной нам мудростью, чтобы поставить их перед Богом совершенными в единении с Христом. Ради этой цели я тружусь не щадя сил, ведя битву всей мощной силой Христа, которая мощно действует во мне» (Колоссянам 1:28–29). Даже на небесах служение христиан Богу продолжится, хотя уже не будет обременено проклятием греха (Откровение 22:3). Свободные от болезней, печали и греха – даже лени – святые будут вечно прославлять Господа. «Так вот, братья мои любимые, будьте стойки, будьте неколебимы. Отдавайте себя без остатка работе для Господа, ведь вы знаете: ваш труд для Господа не будет напрасен» (1 Коринфянам 15:58).

Папаян Р. А

Важный вопрос ветхозаветного законодательного урегулирования, - указания о вознаграждении за труд. Справедливое вознаграждение и своевременная оплата - основное требование к работодателю. Это положение также неоднократно повторяется в законодательной части Ветхого Завета: "Не грабительствуй. Плата наемнику не должна оставаться у тебя до утра" (Лев. 19. 13); "В тот же день отдай плату его, чтобы солнце не зашло прежде того" (Втор. 24. 15). Важность этого положения подчеркивается его периодическим напоминанием в других книгах Библии: "Приду к вам для суда и буду скорым обличителем [...] тех, которые [...] удерживают плату у наемника" (Мал. 3. 5); "Плата наемника, который будет работать у тебя, да не переночует у тебя, а отдавай ее тотчас" (Тов. 4. 14). Здесь также нет определенных санкций за нарушение закона, однако есть ряд указаний на неотвратимость Божьего наказания: "Горе тому, кто строит дом свой неправдою и горницы свои - беззаконием, кто заставляет ближнего своего работать даром и не отдает ему платы его" (Иер. 22. 13). Предельно строгая оценка подобным беззаконным действиям дается в назидательных книгах Библии: "Убивает ближнего, кто отнимает у него пропитание, и проливает кровь, кто лишает наемника платы" (Сир. 34. 22). Евангельский подход к этой

проблеме идентичен ветхозаветному, однако формулировки более строги, и если Ветхий Завет неуплату наемнику приравнивал убиению ближнего, Новый Завет тот же поступок приравнивает убиению Господа: "Плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет; и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа. Вы роскошествовали на земле и наслаждались, напитали сердца ваши, как бы на день заклания. Вы осудили, убили Праведника" (Иаков 5. 4-6).

Отметим и другое положение, связанное с оплатой. Рядом с установлениями о вознаграждении за труд мы видим в Ветхом Завете и идею компенсации за потерю работоспособности: "Когда ссорятся (двое), и один человек ударит другого камнем, или кулаком, и тот не умрет, но сляжет в постель, то, если он встанет и будет выходить из дома с помощью палки, ударивший (его) не будет повинен смерти; только пусть заплатит за остановку в его работе и даст на лечение его" (Исх. 20. 18-19).

Приравнивание раба, наемника и поселенца, которое видим в заповеди о субботе, позволяет считать, что требования, касающиеся оплаты труда, также являются универсальными. Так, относительно раба, которого хозяин обязан был на седьмой год отпустить на свободу, Господь говорит: "Когда же будешь отпускать его от себя на свободу, не отпусти его с пустыми руками, но снабди его от стад твоих, от гумна твоего и от точила твоего: дай ему, чем благословил тебя Господь, Бог твой" (Втор. 15. 13-14). Обосно-вание этого требования - в фактическом заработке отпущенного на сво-боду: "Не считай этого для себя тяжким, [...] ибо он в шесть лет заработал тебе вдвое против платы наемника" (Втор. 15. 18).

Евангельские коррекции к этим ветхозаветным нормам, в русле их переведения в соответствие со свободной волей человека, основанной на любви, по-новому подчеркивают достоинство человека. Разумеется, рядом с призывом к освобождению от рабского отношения к вещам и к раздаче имущества нуждающимся и просящим, не остается места для отказа человеку в отдаче заработанного им. Но Новый Завет, вместе с естественным положением о том, что "трудящийся достоин пропитания" (Матф. 10. 10), с новой силой утверждает: "Трудящийся достоин награды за труды свои" (Лука 10. 7; 1 Тим. 5. 18). Это положение значительно шире, чем проблема оплаты. Здесь говорится о признании человеческого достоинства, о награде земной и небесной, предусмотренной одним только этим достоинством, а вовсе не чьей-либо "благосклонностью": "Будьте и вы почтительны к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся" (1 Кор. 16. 16); "Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас" (1 Фес. 5. 12). Хотя здесь речь идет о тех, кто трудится на духовном поприще, во всеохватности этого призыва вряд ли можно усомниться, тем более если учесть, с чего мы начали: божественное требование одухотворенности любого труда.

В Новом Завете можно видеть еще один нюанс в трудовых отношениях - фиксацию существующих договорных начал. О них говорится не в законодательном порядке (вообще "закон" как правовой документ представлен лишь в Ветхом Завете, в Пятикнижии Моисея; Новый Завет говорит на совершенно ином языке, адресованном человеку не как субъекту права, а как носителю духовных начал), они попросту упоминаются совершенно по другому поводу, в одной из притч - о работниках в винограднике. "И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию. Пришедшие же первыми думали, что они получат больше; но получили и они по динарию; и получивши стали роптать на хозяина дома. [...] Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? возьми свое, и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе" (Матф. 20. 9-14).

Аллегорический смысл притчи в том, что Господь воздает всем независимо от времени их обращения к Богу. В проекции же на земные реалии смысл притчи - в приведенной выше формулировке: "Трудящийся достоин награды". Через призму этой притчи, слова апостола "каждый получит свою награду по своему труду" (1 Кор. 3.8) получают дополнительный смысл: награда не только в абсолютном объеме труда, но в устремленности к труду, в самой причастности к процессу созидания, то есть в активизации того, в чем сокрыт смысл подобия человека Богу: это и есть содержание понятия "человеческое достоинство". Реализуется оно в том, что человек, кому бы ни служил, на самом деле не служит никому, кроме себя, ибо он свободен по высшему предначертанию: "Труды твои не были для чужого дома" (Пр. 5. 10); "Трудящийся трудится для себя" (Пр. 16. 26). Новый Завет добавляет: "Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов" (2 Тим. 2. 6). И в то же время, служа себе и

другим, человек служит Богу, ибо он - раб Божий. И сторонами этого "договора" являются Бог и человек. Договорные обязательства - всего лишь минимум для обеих сторон. В трудовых отношениях людей минимум обязателен: он - от договора; что сверх того - это от Бога: желание отдать больше продиктовано уже не обязательством, а любовью к ближнему. В отношениях между Богом и человеком - то же самое: так поступает и Господь, давая не только "сокровище на небесах" (Матф. 19. 21), но и на земле. Когда у Господа, обещавшего дать Соломону все, что он попросит, царь попросил лишь то, что нужно было для служения Богу - "сердце разумное, чтобы [...] различать, что добро и что зло" (3 Цар. 3. 9), - Господь пошел дальше договоренности: "За то, что ты просил этого и не просил себе долгой жизни, не просил себе богатства, не просил себе душ врагов твоих, но просил себе ра-зума, чтоб уметь судить, - вот, Я сделаю по слову твоему: вот, Я даю тебе сердце мудрое и разумное [...]; и то, чего ты не просил, Я даю тебе, и богатство и славу" (3 Цар. 3. 11 -13).

Так еще раз утверждается параллелизм богатства материального и богатства духовного. При этом связующим звеном становится труд (физический и духовный), пользование правом на труд для реализации созидательной способности человека - в оправдание своего подобия Богу.

Папаян Р. А. Христианские корни современного права.

Дисциплина – это то, что касается абсолютно всех сфер нашей жизни. Начиная от учебы в школе и заканчивая распоряжением финансами, временем, воспитанием детей и т.д. Но самое главное, дисциплина очень важна и в духовной жизни христианина.

Что такое дисциплина?

Сток Пек в своей книге «Забытая дорога» даёт следующее определение дисциплине:

«Дисциплина – это отложенное вознаграждение. Это процесс планирования боли и удовольствий жизни, который позволил бы усилить удовольствие за счет того, что вы прежде сталкиваетесь и переживаете боль, преодолевая ее. И это единственный подходящий способ жизни.»

Иными словами, сначала нам приходится чем-то жертвовать, доставляя себе тем самым боль и неудобства, но зато в конечном итоге мы получаем желаемый результат – награду за усилия. Без боли не может быть и вознаграждения.

Дисциплина в Библии

Несмотря на то, что в Библии нет прямого упоминания слова «дисциплина», при внимательном изучении мы можем видеть, что Бог говорит на эту тему. Для этого нужно обратить внимание на такие синонимы дисциплины, как «воздержание» (самоконтроль), «старание», «прилежность» и др.

1) В книге притчей царя Соломона, самого мудрого человека из людей, написано:

«Помышления прилежного стремятся к изобилию, а всякий торопливый терпит лишение».

Притчи 21:5:

«Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает».

Притчи 10:4

«Рука прилежных будет господствовать, а ленивая будет под данью».

Притчи 12:24

Тот, кто прилежно и усердно выполняет свою работу, уделяет время подготовке, планирует и следует плану, в результате будет успешен. Такой человек обязательно получит награду за труд: изобилие, богатство, право управлять. Тот же, кто ленится и относится к своему делу небрежно и торопливо, сам и пострадает от этого, не получив желаемого результата.

2) В Евангелии от Матфея 25:14-30 Иисус рассказывает нам притчу о талантах:

«…человек, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение своё: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.»

По возвращении же, господин потребовал отчета об использовании талантов. Двое из рабов хорошо потрудились, отдали господину вдвое больше талантов и получили поощрение. А про того раба, кто ничего не делал и вернул столько же, сколько и получил, господин сказал: «Возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет.» (Мф. 25:28,29 )

В каждого из нас Бог заложил свои ресурсы, и Он хочет видеть, как мы ими распоряжаемся. Но для того, чтобы быть эффективными в распоряжении тем, что Господь дал нам, нужно прилагать усилия. Нужно развиваться, умножать свои «таланты», направлять их в правильное русло. А для этого необходимо дисциплинировать себя.

3) И, наконец, в Послании к Галатам 5:22-23 Апостол Павел перечисляет воздержание (или самоконтроль) как составляющее плода духа:

«Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона.»

Плод духа – это результат деятельности Духа Святого в новой жизни христианина. В этом отрывке указан набор качеств, которые должны проявиться в каждом верующем человеке под действием Божьей работы в сердце. То, что в числе этих качеств, мы видим и самоконтроль, означает, что Сам Бог дает нам способность контролировать потребности своей плоти, быть умеренными в пище, одежде, стиле жизни. Это способность подавлять в себе лень, а также всякое плотское желание, которое может завладеть человеком и стать похотью, которая управляла бы им.

Важность дисциплины в духовной жизни христианина

Как известно, духовная жизнь христианина основывается на двух важных практиках: чтении Библии и молитве. И от того, насколько мы постоянны и старательны в этом, зависит наше духовное здоровье.

В Библии неоднократно говорится о том, что от верующих требуется постоянное усердие, старание, целенаправленные усилия к тому, чтобы созидать свою веру.

«То вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь»

2-е послание Петра 1:5-7

«Забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе.»

Послание к Филиппийцам 3:13,14

«Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя.»

1-е послание Тимофею 4:16

Здесь приведены лишь несколько Библейских текстов, но все они о внутренней дисциплине. Дисциплина нужна, чтобы быть постоянным и внимательным в изучении Слова Божьего, быть регулярным и посвященным в молитве, отдавать своё время и силы для служения другим.

Господь хочет, чтобы Его дети были способны поработить своё тело и прилагать направленные усилия к тому, чтобы возрастать в вере и взращивать учеников.

Наш Бог – Бог порядка, и Он желает навести порядок и в жизни Своих детей. Об этом писал Павел в первом послании к Коринфянам 14:33: «Бог не есть Бог неустройства, но мира. Так бывает во всех церквах у святых.»

Дисциплина в труде

Томас Алва Эдисон – американский изобретатель-самоучка и бизнесмен – говорил, что в гениальности 1% принадлежит таланту, а 99% – труду. Все успешные люди обладают дисциплиной, а в корне большинства неудач – недостаток этого качества.

Каким бы не было занятие, без дисциплины не обойтись. Она нужна как для того, чтобы овладевать новыми навыками, так и для того, чтобы применять и развивать уже имеющиеся. Очень важно быть верным и последовательным в тех шагах, которые необходимо выполнить для достижения цели.

Даже при сильной мотивации, но при отсутствии всякой дисциплины, дело не будет иметь успеха. Ведь если нет дисциплины, нет и действий, а мотивация со временем ослабеет. И наоборот, имея дисциплину регулярно выполнять необходимые действия для достижения цели, мотивация будет сохраняться.

Что же делать?

Итак, мы уже говорили о том, что дисциплина – это отложенное вознаграждение, увидели, как Бог смотрит на дисциплину и убедились в её важности.

Ключом же к применению дисциплины является принятие упреждающего решения. Необходимо принять упреждающее решение относительно того, как вы будете практиковать дисциплину в различных сферах жизни. То есть решить, как вы будете поступать в той или иной ситуации ещё до того, как эта ситуация наступила.

А для того, чтобы остаться верным этому решению и не сдаться на полпути под давлением лени, используйте силу подотчетности. Бог не рассчитывает, что вы справитесь со всем в одиночку.

Попросите двух-трёх друзей время от времени спрашивать у вас отчет о ваших решениях. Скажите им: «Я принял эти упреждающие решения, так как правда хочу получить отдачу. Помогите мне их придерживаться.»

И, безусловно, Бог силой Духа Святого будет помогать вам в этом!

Проанализируйте, какая сфера вашей жизни более всего нуждается в дисциплине.

И примите решение, как вы собираетесь сделать первый шаг?

Евгения Антюфеева

Интересно, как об этом Павел учит Фессалоникийскую церковь. И делает это не раз (видимо они не усвоили этот призыв с первого раза), но повторяет в обеих письмах. Сперва он им пишет:

…Умоляем же вас, братия, более преуспевать и усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое дело и работать своими собственными руками, как мы заповедовали вам; чтобы вы поступали благоприлично перед внешними и ни в чем не нуждались. ()

Из текста видны следующие принципы:

  • Христианин должен преуспевать не только в духовном, но и в том, чтобы усердно делать свое дело и работать своими собственными руками
  • Работать — это заповедь Апостолов
  • Работа — это свидетельство для внешних
  • Работать нужно как минимум так, чтобы ты ни в чем не нуждался (речь идет заметьте не о всех наших желаниях, но восполнении своих нужд — чтобы «не висеть на чьей то шее»)

Так как церковь не усвоила этот урок в первом письме, Павел снова пишет им:

Ибо когда мы были у вас, то завещали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь. Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся. Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб. ()

В тексте видны следующие мысли:

  • Он повторяет, что Апостолы заповедовали христианам работать
  • Если ты не хочешь трудится — завтрак, обед и ужин НЕ для тебя!
  • Фессалоникийцы проигнорировали первый призыв Павла — не работали, а суетились
  • Павел во второй раз увещевает и убеждает, заметьте, уже не своим Апостольским авторитетом, но Самим Христом (!) — работать и молча есть свой хлеб

ПАВЕЛ ИМЕЛ ПРАВО ТАК УЧИТЬ, ПОТОМУ ЧТО САМ РАБОТАЛ и во время своего служения:

И, нашедши некоторого Иудея, именем Акилу, родом Понтянина, недавно пришедшего из Италии, и Прискиллу, жену его, — потому что Клавдий повелел всем Иудеям удалиться из Рима, — пришел к ним, и, по одинаковости ремесла, остался у них и работал; ибо ремеслом их было делание палаток. Во всякую же субботу он говорил в синагоге и убеждал Иудеев и Еллинов. ()

Заметьте, здесь сказано, что Павел в этот период времени (около 2х лет) работал всю неделю, и лишь один раз в неделю он служил в синагоге. Также и в последних стихах жизнеописания Павла мы читаем:

И жил Павел целых два года на своем иждивении и принимал всех, приходивших к нему ()


Еще аргумент — если христианин, к примеру, сам живет за счет пожертвований, может ли он из этих денег жертвовать что-то другим?
Интересно, что Павел учит о том, что нуждающемуся нужно уделять из того, что ты заработал своими руками:

Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся. ()

БОГ УЧИТ о РАБОТЕ и через ВЕТХИЙ и НОВЫЙ ЗАВЕТ

Много сказал Соломон о работе: «Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым» (), «Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает» (), «Нерадивый в работе своей — брат расточителю» (), «хорошо наблюдай за скотом твоим, имей попечение о стадах» ().