Ссср в годы коллективного руководства. Тест по Истории России тест по истории (9 класс) на тему. Управление сельским хозяйством

Тестовая работа по истории России для 9 класса по тем

I – вариант.

1) После смерти Сталина партию возглавил :

а) Н.С.Хрущёв; б) Г.М.Маленков; в) К.Е.Ворошилов.

2)Заговор против Берии возглавил:

а) Г.М.Маленков; б) Н.С.Хрущёв; в) Н.А.Булганин.

3) К программе развития сельского хозяйства Г.М.Маленкова относится:

а) повышение закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию;

б) повышение налога на подсобное хозяйство; в) создание фермерских хозяйств.

4) Установите соответствие

А) Председатель Совета Министров 1) Г.М.Маленков

Б) Первый секретарь ЦК КПСС 2) Л.П.Берия

В) Председатель Президиума Верховного Совета 3) К.Е.Ворошилов

Г) министр внутренних дел и гос. безопасности 4) Н.С.Хрущёв

5) Термин «оттепель» связан:

а) с цитатой из выступления Н.С.Хрущева; б) с названием повести И.Г.Эренбурга;

в) со временем смерти И.В.Сталина.

6) Одним из наиболее популярных литературно – художественных журналов стал в период «оттепели»:

а) «Крокодил»; б) «Новый мир»; в) «Ленинград».

7) К кинематографу «оттепели» относится фильм:

а) «Кубанские казаки»; б) «Молодая гвардия»; в) «Летят журавли».

8) К последствиям XX съезда КПСС НЕ относится:

а) всенародное обсуждение сталинской политики;

б) проведение масштабной реабилитации; в) уход в отставку правительства.

9) Первый советский искусственный спутник был запущен:

а) в 1955 г.; б) в 1957 г.; в) в 1960 г.

10) Социальную политику 1953 – 1964 г.г. характеризует:

а) широкое жилищное строительство;

б) отсутствие дефицита товаров и продуктов питания;

в) поддержка фермерских хозяйств.

11) В итоге реформы управления промышленностью 1957 г. появились:

а) совнархозы; б) наркоматы; в) министерства.

12) Реформы в области сельского хозяйства потерпели крах из – за:

а) саботажа их местными властями; б) стихийных бедствий в стране;

в) непродуманности и непоследовательности.

13) Ядерный ракетный кризис 1962 года называется:

а) Карибский; б) Египетский; в) Берлинский.

14)Ухудшение отношений СССР с Китаем началось:

а) в 1953 г.; б) в 1956 г.; в) в 1961 г.

15) Важнейшей целью оказания помощи СССР странам «третьего мира» являлось:

а) усиление идеологического влияния СССР на развивающиеся страны;

б) получение стратегического сырья из развивающихся стран;

в) образование советских колоний на территории развивающихся стран.

16) Массовое освобождение политических заключенных и пересмотр дел погибших узников лагерей и тюрем называется:

а) реабилитацией; б) реорганизацией; в) реставрацией.

17) Понятие «шестидесятники» обозначает:

а) интеллигенцию, выступающую за десталинизацию общества;

б) людей, достигших 60 лет и получивших право на пенсию;

в) советских граждан, получивших приусадебные участки в 60-е годы.

Тестовая работа по истории России для 9 класса по теме

«СССР в 1953 – середине 60-х г.г. XX века».

II – вариант.

1 ) 1953 – 1955 г.г. называются периодом:

а) правления Хрущева; б) правления Берия; в) «коллективного руководства».

2 ) Арест и расстрел Берии состоялся:

а) в 1953 г.; б) в 1955 г.; в) в 1966 г.

3 ) В 1955 году Г.М.Маленков:

а) ушел в отставку с поста главы государства; б) был арестован и репрессирован;

в) получил единоличное руководство партией и правительством.

4 ) К политике «коллективного руководства» относится:

а) прекращение «холодной войны»;

б) прекращение «дела врачей»;

в) роспуск колхозов.

5 ) К причинам провала курса внутренней политики Г.М.Маленкова не относится:

а) саботаж партийных и государственных органов;

б) сохранение основ сталинской системы;

в) противоречивость и непродуманность курса.

6) Доклад Н.С. Хрущёва о культе личности Сталина и репрессиях прозвучал:

а) на XIX съезде партии;

б) на XX съезде партии;

в) на XXII съезде партии.

7 ) Найдите лишнюю фамилию среди писателей и поэтов «оттепели»:

а) Р.Рождественский; б) А.Вознесенский; в) А.Солженицын; г) О.Мандельштам.

8 ) Заговор против Н.С.Хрущёва в 1957 году возглавили:

а) Г.М.Маленков, Л.М.Каганович, В.М.Молотов;

б) К.Е.Ворошилов, Н.А.Булганин, А.И.Микоян;

в) Л.П.Берия, Г.К.Жуков, Л.И.Брежнев.

9 ) «Оттепель» в области литературы характеризует:

а) отмена цензуры на художественные произведения;

б) появление прогрессивных литературно – художественных журналов;

в) массовое издание поэтов и писателей начала XX века.

10 ) Соотнесите фамилии деятелей культуры и их произведения:

А) М.К. Калатозов 1) роман «Не хлебом единым»

Б) Г.М. Козинцев 2) фильм «Летят журавли»

В) М.И. Ромм 3) повесть «Один день Ивана Денисовича»

Г) Б.Л.Пастернак 4) фильм «Девять дней одного года»

Д) В.Д. Дудинцев 5) роман «Доктор Живаго»

Е) А.И. Солженицын 6) фильм «Гамлет»

11 ) Попытка смещения Н.С.Хрущёва с партийного руководства в 1957 году была обусловлена:

а) неприятием процессов реформирования общества частью руководства страны;

б) отказом Хрущёва от реформаторского курса;

в) новымимассовыми репрессиями против старого руководства страны.

12 ) К развитию системы образования в 1953 – 1964 г.г. НЕ относится:

а) введение 8 – летнего обязательного образования;

б) усиление связи школы и производства;

в) введение альтернативных лицеев и гимназий;

13) Социально – экономические реформы Н.С.Хрущёва проводились:

а) постепенно и по заранее намеченному плану; б) быстрыми темпами и без общего плана; в) только в области сельского хозяйства.

14) Программа жилищного строительства Н.С.Хрущёва:

а) полностью решила жилищную проблему в СССР;

б) частично решила жилищную проблему в СССР;

в) не принесла никаких результатов.

15) В начале 60 – х г.г. колхозники:

а) получили право вести индустриальное хозяйство; б) получили паспорта;

в) перестали платить налоги.

16) Вторжение советских войск в Венгрию произошло:

а) в 1956 г.; б) в 1958 г.; в) в 1959 г.

17) Внешнеполитический курс «мирного сосуществования» был выдвинут:

а) Берией на июньском пленуме 1953 г.;

б) Маленковым на февральском пленуме 1955г.

в) Хрущёвым на XXсъезде партии 1956 г.

18) Международные отношения 1953 – 1964 г.г. характеризуется:

а) налаживанием личных контактов политических лидеров противоборствующих блоков;

б) ликвидацией военно – политических блоков в мире;

в) распадом социалистической системы.

19) «Коллективное руководство» обозначает:

а) решение всех важных вопросов промышленных предприятий на общем собрании рабочих;

б) временное совместное управление страной ближайщими соратниками Сталина после его смерти;

в) новый орган управления ООН, включивший в себя государственных лидеров ведущих стран Европы.

20) Термин «волюнтаризм» обозначает:

в) новое направление в литературе 60 – х г.г.

Тестовая работа по истории России для 9 класса по теме: «СССР в 1953 – середине 60-х г.г. XX века».

III – вариант.

1) Весной 1953 года по инициативе Берии была проведена:

а)амнистия; б) реформа сельского хозяйства; в) партийная конференция.

2) Экономическая программа Г.М.Маленкова не включала в себя:

а) ускоренное развитие легкой и пищевой промышленности;

б) повышение эффективности сельского хозяйства;

в) ускоренное развитие тяжелой промышленности.

3) Л.П.Берия был устранен из – за:

а) проведении им крупномаштабных демократических реформ;

б) боязни устранения его диктатуры в стране;

в) раскрытия его связи с американскими спецслужбами.

4) Политика Г.М.Маленкова в целом была направлена:

а) на усиление тоталитарного режима в стране;

б) на либерализацию всех сторон жизни общества;

в) на сохранение прежнего режима в стране.

5) Г.М.Маленков был снят с должности главы правительства:

а) по состоянию здоровья; б) в итоге политической борьбы за власть;

в) из – за перевода на пост главы партии.

6) В период «оттепели» не были реабилитированы:

а) участники «ленинградского дела»; б) калмыки, чеченцы, ингуши; в) власовцы.

7) В 1958 году Нобелевскую премию получил роман:

а) «Доктор Живаго» Б. пастернака; б) «Русский лес» Л.Леонова;

в) «Теркин на том свете» А.Твардовского.

8) В итоге докладе Н.С.Хрущёва на XXсъезде КПСС:

а) начался процесс десталинизацииобщества; б) усилился тоталитарный режим в стране;

в) установился демократический режим в стране.

9) К процессу демократизации в области культуры нельзя отнести:

а) деятельность театра «Современник»;

б) литературные чтения в Политехническом музее;

в) исключение Б.Л.Пастернака из Союза писателей.

10) К последствиям события 1957 года не относится:

а) удаление из руководства страны Г.М.Маленкова, В.М.Молотова и Л.М.Кагановича;

б) отстранение от должности министра обороны Г.К.Жукова;

в) укрепление позиций главы правительства Н.А.Булгарина.

11) Первый советский космонавт, совершивший полет вокруг земли 12 апреля 1961 года:

а)А.А.Леонов; б) Г.С.Титов; в) Ю.А.Гагарин.

12 ) Нобелевским лауреатом середины 50 – х - середины 60 – х г.г. не является:

а) Л.Д.Ландау; б) Н.Н.Семенов; В) П.Н.Лебедев; Г) И.Е.Тамм.

13) лозунг «Догоним и перегоним» обозначал:

а) достижение более высокого уровня развития по сравнению с США;

б) достижение болеее высокого уровня развития по сравнению с социалистическими странами;

в) восстановление равновесия в развитии сельского хозяйства и промышленности.

14) Объедините в логические пары:

А) Ю.А.Гагарин 1) первый выход в открытый космос;

Б) А.Н.Туполев 2) создание самолета ТУ – 114;

В) С.П.Королев 3) руководство созданием спутников Земли и полетами;

Г) А.А.Леонов 4) первы полет в космос.

15 ) Цель политехнизации школы состояла:

а) в обеспечении народного хозяйства грамотными специалистами;

б) в подготовке руководителей для промышленности и сельского хозяйства;

в) в подготовке специалистов для экономической помощи социалистическим странам.

16) Политика «холодной войны» в 1953 – 1964 г.г.:

а) получила дальнейшее развитие, б) оставалась неизменной;

в) постепенно заменялась политикой «мирного сосуществования».

17) Западноберлинский кризис 1061 года завершился:

а) восоединением двух частей Берлина;

б) возведением стены между двумя частями Берлина;

в) локальным вооружение конфликтов между ГДР и западным Берлином.

18) В 1953 – 1964 г.г. СССР:

а) оказывал странам «третьего мира» экономическую помощь;

б) выступил за восстановление колониальной системы;

в) проводил политику невмешательства в дела стран «третьего мира».

19 ) Концепция «освобождения стран Восточной Европы» Эйзенхауэра не включал в себя:

а) экономического давления США на социалистические страны;

б) идеологического давления США на социалистические страны;

в) начала военных действий против социалистических стран.

20 ) Совместите даты и события:

А) 1956 г. 1) Карибский кризис;

Б) 1961 г. 2) ввод советских войск в Венгрию;

В) 1962 г. 3) Берлинский кризис.

21 ) Итогом Карибского кризиса является:

а) компромисс между СССР и США и взаимные уступки в вопросе размещения ракет;

б) начало войны между СССР и США; в) полный разрыв отношений СССР и США.

22 ) Термин «оттепель» обозначает:

а) потепление климата на территории СССР в итоге парникового эффекта;

б) перемены в политическом развитии страны и общественном сознании;

в) новый метод проведения посевной, разработанный в 60 – е годы.

23 ) Экономическое, политическое и идеологическое давление на социалистические страны со стороны развитых капиталистических стран называется:

а) доктриной освобождения; б) доктриной сдерживания; в) доктриной противостояния.

24 ) Термин «волюнтаризм» обозначает:

а) политический курс, основанный на волевых, часто непродуманных решениях руководства;

б) проведение всенародного обсуждения важных политических документов;

в) новое направление в литературе 60 – х годов.

Ответы:

Вариант – I.

1) а; 2) б; 3) а; 4) а1, б4, в3, г2; 5) б; 6) б; 7) в; 8) в;

9) б; 10) а; 11) а; 12) в; 13) а; 14) б; 15) а; 16) а; 17) а;

Вариант - II.

  1. В; 2) а; 3) а; 4) б; 5) а; 6) б; 7) г; 8) а; 9) б); 10) а2,б6,в4,г5,д1,е3;

11) а; 12) в; 13) б; 14) б; 15) б; 16)а; 17) в; 18) а; 19) б; 20) а.

Вариант – III.

  1. а; 2) в; 3) б; 4) б; 5) б; 6) в; 7) а; 8) а; 9) в; 10) в; 11) в; 12) в; 13) а;

14) а4,б2,в3,г4; 15) а; 16) в; 17) б; 18) а; 19) в; 20) а2,б3,в1; 21) а; 22) б; 23) а; 24) а.


Тест по истории СССР в годы коллективного руководства для учащихся 11 класса с ответами. Тест содержит 10 заданий.

1. Что из названного произошло в 1964-1980-е гг.?

1) «Ленинградское дело»
2) создание научного центра в Новосибирске
3) травля Б. Пастернака за присуждение ему Нобелевской премии
4) высылка из страны Г. Вишневской и М. Ростроповича

2. Какие три из перечисленных событий, явлений научно-технического развития относятся к 1964-1985 гг.?

1) создание атомной бомбы
2) создание первой в мире ядерной установки
3) создание ракетоносителей «Протон» и орбитальной станции «Салют»
4) появление новой науки — генетики
5) осуществление первой стыковки советского и амери­канского космических кораблей
6) запуск первого искусственного спутника Земли

3. Прочтите отрывок из речи Л.И. Брежнева и напишите год, к которому она относится.

«Чтобы в полной мере использовать все возможности социалистического способа производства, предлагается усилить экономический метод управления хозяйством. С помощью системы экономических стимулов нужно соз­дать прямую заинтересованность каждого рабочего, масте­ра, техника, инженера и служащего предприятия во вне­дрении новой техники, в совершенствовании технологии, повышении производительности труда и качества продук­ции. Этим же целям будет служить расширение прав ка­ждого отдельного предприятия… На первый план партия ставит такие вопросы, как социалистический хозяйствен­ный расчет, использование в плановом управлении эконо­микой прибыли, цены, кредита, хозяйственных договоров и т.д., разработка учения об организации и управлении социалистической промышленностью в условиях развер­тывающейся научно-технической революции, сочетание централизованного планирования с экономической само­стоятельностью предприятий и другие…»

4. Какие три события из перечисленных относятся к культурной жизни СССР в 1964-1980-е гг.?

1) издание книг «Малая земля» и «Целина»
2) публикация романа И. Эренбурга «Оттепель»
3) появление самиздата
4) создание театра «Современник»
5) публикация романа «Молодая гвардия»
6) выход на экраны фильма «Гараж»

5. Установите соответствие между датами и событиями. К каждой позиции первого столбца подберите соответст­вующую позицию второго.

А) 1969 г.
Б) 1975 г.
В) 1979 г.
Г) 1983 г.

1) ввод советских войск в Афгани­стан
2) обострение отношений между СССР и странами НАТО из-за сби­того южнокорейского самолета
3) конфликт между СССР и Китаем из-за полуострова Даманский
4) Совещание по безопасности и со­трудничеству в Европе
5) визит Президента США Р. Никсо­на в СССР

6. Установите соответствие между произведениями культуры и их создателями. К каждой позиции первого столбца под­берите соответствующую позицию второго.

Произведения

А) художественный фильм «Андрей Рублев»
Б) памятник советскому вои­ну-освободителю в Берлине
В) «Архипелаг ГУЛАГ»
Г) роман «Доктор Живаго»

1) Е. Вучетич
2) А. Солженицын
3) А. Тарковский
4) К. Симонов
5) В. Пастернак

7. Что из названного стало следствием «холодной войны»?

1) расширение НАТО на восток
2) укрепление международного авторитета СССР в Европе
3) усиление идеологического противостояния между капиталистическими и социалистическими государ­ствами
4) введение моратория на испытания ядерного оружия

8. Прочтите отрывок из документа и укажите, о каком событии в нем идет речь.

«…Не подлежит сомнению, что … события кардиналь­но изменили политическое положение в мире. Они поста­вили под удар разрядку, создали прямую угрозу миру не только в этом районе, но и везде. Они затруднили (а может, сделали вообще невозможной) ратификацию до­говора ОСВ-2, жизненно важного для всего мира… Совет­ские действия способствовали … увеличению военных бюджетов и принятию новых военно-технических про­грамм во всех крупнейших странах, что будет сказываться еще долгие годы, усиливая опасность гонки вооружений. На Генеральной Ассамблее ООН советские действия … осу­дили 104 государства, в том числе многие, ранее безоговорочно поддерживавшие любые действия СССР. Внутри СССР усиливается разорительная сверхмилитаризация страны…»

1) о вводе советских войск в Северную Корею
2) о вводе советских войск в Венгрию
3) о вводе советских войск в Афганистан
4) о вводе советских войск в Чехословакию

9. Какое положение из названных характеризует обществен­но-политическую жизнь в 1960-е — начале 1980-х гг.?

1) развитие диссидентского движения
2) разработка концепции гражданского общества
3) принятие Конституции «победившего социализма»
4) окончательное стирание границ между городом и де­ревней

10. Сравните политику десталинизации и неосталинизма. Укажите, что было общим (не менее двух характеристик), а что — различным (не менее трех различий). Подтверди­те ответы примерами.

Ответы на тест по истории СССР в годы коллективного руководства
1-4
2-235
3-1965
4-136
5-3412
6-3125
7-3
8-3
9-1
10. общие характеристики
— признание тезиса о том, что И.В. Сталин внес крупный вклад в построение социализма в СССР
— оправдание репрессий 30-40-х гг.
— сохранение политической цензуры
— влияние на общественную жизнь социалистической идеологии

коллективность руководства

метод руководящей деятельности, опирающийся на совместное обсуждениеи решение вопросов. Коллективность позволяет находить наиболееправильные решения, эффективно сочетать общую ответственность сперсональной. Коллективность руководства - важнейшая сторонадемократического централизма.

Руководство коммунистической партии, деятельность выборныхгосударственных органов, профсоюзов, комсомола, других общественныхорганизаций основаны в социалистическом обществе на началахколлективности. Управление производством, транспортом, связью,руководство вооруженными силами, а также рядом других областейдеятельности государства в силу их специфических особенностейосуществляется исходя из принципа единоначалия, опирающегося наразличные формы участия общественности.

Коллективный характер руководства в социалистическом обществевытекает из самой сущности социалистического строя, экономическую основукоторого составляет общественная собственность на средства производства,а политическую основу - власть трудящихся, всего народа.

Использование коллективного опыта и знаний руководства партийных,государственных, общественных организаций, учет мнения миллионовкоммунистов и беспартийных трудящихся, потребность во взвешенном ивсестороннем подходе обусловлены гигантскими масштабами и сложностьюзадач коммунистического строительства, высокой ответственностьюруководящих органов в социалистическом обществе перед народом. Какпоказывает практика реального социализма, выработка научно обоснованнойполитики и осуществление эффективного руководства возможны лишь наоснове всестороннего учета знаний и опыта широкого круга коммунистов ибеспартийных масс. Коллективное руководство позволяет правильно иреалистично подходить к любому, в том числе и сложному, делу. Обменмнениями и выявление воли большинства служат вместе с тем необходимойпредпосылкой единства действий, сознательной партийной и государственнойдисциплины. Чтобы обеспечить должный эффект К. р., необходимоне формальное, а действительное функционирование коллективного органа,активное участие в работе всех его членов. Важное значение при этомимеет характер взаимоотношений между членами этого органа, с однойстороны, и руководителем - с другой. Признание важной роли,ответственности и авторитета руководителя не имеет ничего общего сосуществлением личной власти. Руководитель выступает как организаторработы, он должен проявлять большой такт и заинтересованность в том,чтобы обеспечить свободный обмен мнениями, создать атмосферуколлективного творчества. На нем лежит большая ответственность, но прирешении вопросов он имеет такие же права, как и другие членыколлективного органа. Все они призваны вносить свою лепту в решениеобщих дел, проявлять активность, самостоятельность мышления,принципиальность. Необходимым условием К. р. служит тесная связьсовместного рассмотрения и решения вопросов с дисциплиной иответственностью за их выполнение. К. р. предполагает как общую, так иличную ответственность каждого работника за порученное ему дело, завыполнение коллективно принятых решений. Ленин подчеркивал, что «вовсяком случае и при всех без исключения обстоятельствах коллегиальностьдолжна сопровождаться самым точным установлением личной ответственностикаждого лица за точно определенное дело» (т. 39, с. 46).Серьезное значение для успеха К. р. имеют обеспечение деловитостив работе коллективных органов, устранение из их практики шумихи,парадности и заседательской суеты.

В обеспечении К. р. к партии и ее руководящим органам предъявляетсяособая требовательность. Будучи добровольным политическим союзомединомышленников-коммунистов, партия ведет всю работу на началахколлективного сотрудничества, а не администрирования. «...Все делапартии ведут, - отмечал Ленин, - прямо или через представителей, всечлены партии, на равных правах и без всякого исключения...» (т. 14,с. 252).

Коллективный порядок рассмотрения и решения всех важнейших вопросовжизни и деятельности партии и ее организаций закреплен в Уставе КПСС как«непременное условие нормальной деятельности партийных организаций,правильного воспитания кадров, развития активности и самодеятельностикоммунистов». «Культ личности и связанные с ним нарушениявнутрипартийной демократии, - сказано в Уставе, - не могут быть терпимыв партии, они несовместимы с ленинскими принципами партийной жизни».В каждой партийной организации исключительное право рассмотрения и решениявсех наиболее важных вопросов партийной жизни и деятельности принадлежитколлективному органу: в первичной партийной организации - общемусобранию коммунистов; в районной, городской, окружной, областной,краевой организациях - соответствующей партийной конференции,в республиканской организации и партии в целом - съезду. Исполнительныеорганы партии и ее организаций - партийные комитеты и бюро всехуровней - также являются коллективными органами. Важной гарантиейсоблюдения коллективности служат твердые сроки, установленные дляпроведения как съездов, партийных конференций и собраний, так ипленарных заседаний партийных комитетов. Такую гарантию создает четкоустановленный порядок выборности и отчетности партийных комитетов и бюроснизу доверху. Дальнейшее укрепление и развитие принципа коллективногоруководства в КПСС в последние годы нашли свое выражение в повышениироли пленумов ЦК КПСС, а также пленумов местных партийных органов,собрании коммунистов, в расширении внутрипартийной информации. Органыколлективного руководства имеют также профессиональные союзы, комсомол.В Советах народных депутатов всех ступеней важнейшие вопросырассматриваются на сессиях Советов, а в период между сессиями - назаседаниях президиумов и исполкомов Советов. КПСС постоянносовершенствует деятельность этих испытанных аккумуляторов коллективноймысли. На повышение уровня К. р. направлены усилия партии по воспитаниюкоммунистов, руководящих кадров и всех трудящихся в духе идейности ипринципиальности, по улучшению их информированности.

К. р. - важное политическое достояние коммунистической партии исоциалистического общества, имеющее большое значение для использованияпреимуществ развитого социализма в интересах народа, для успешногопостроения коммунизма. Расширение и совершенствование К. р. способствуетразвитию социалистической демократии, служит предпосылкой дляпостепенного перехода к коммунистическому общественномусамоуправлению.

КОЛЛЕКТИВНОЕ РУКОВОДСТВО

КОЛЛЕКТИВНОЕ РУКОВОДСТВО

(collective leadership) Принцип коллективного руководства обычно применялся в советской партийной иерархической системе сразу же после смерти или отстранения от должности генерального секретаря. Это происходило после смерти Ленина в 1924-м, смерти Сталина в 1953-м и после снятия с поста Хрущева в 1964 г. Однако руководящая роль нового генерального секретаря очень скоро восстанавливалась.


Политика. Толковый словарь. - М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. . 2001 .


Политология. Словарь. - РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .

Смотреть что такое "КОЛЛЕКТИВНОЕ РУКОВОДСТВО" в других словарях:

    Российское социалистическое движение … Википедия

    Социалистический молодёжный фронт Socialistisk UngdomsFront Лидер: коллективное руководство Дата основания: 2001 Идеология: демократический социализм революционный социализм … Википедия

    III.7.1.1. Генеральные секретари ЦК Коммунистической партии Советского Союза (КПСС) - ⇑ III.7.1. Высшие органы партийной и государственной власти (до 6.03.1918 РСДРП (б), до 20.12.1925 РКП (б), до 12.10.1952 ВКП (б)). До 3.04.1922 коллективное руководство; фактически в 1912 22 партию возглавлял Владимир Ильич Ленин (Ульянов).… … Правители Мира

    Ая, ое. 1. Общий, совместный, производимый коллективом. Коллективная работа. Коллективное руководство. Коллективное хозяйство. Коллективный ответ. 2. Свойственный коллективу, основанный на общности труда, интересов. Коллективный дух. Коллективный … Малый академический словарь

    Акционерное общество - (Joint stock company) Понятие акционерного общества, виды акционерных обществ Информация о понятии акционерного общества, виды акционерных обществ, права и деятельность акционерных обществ Содержание Содержание Акционерная, акционерное общество… … Энциклопедия инвестора

    Danmarks Kommunistiske Parti … Википедия

    Запрос «НЭП» перенаправляется сюда; см. также другие значения. РСДРП РСДРП(б) РКП(б) ВКП(б) КПСС История партии Октябрьская революция Военный коммунизм Новая экономическая политика Ленинский призыв Сталинизм Хрущёвская оттепель… … Википедия

    Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности. У этого термина существуют и другие значения, см. СПС (значения) … Википедия

    В данной статье или разделе имеется избыток цитат либо слишком длинные цитаты. Излишние и чрезмерно большие цитаты следует обобщить и переписать своими словами. Возможно, эти цитаты будут более уместны в Викицитатнике или в Викитеке … Википедия

    Коллективность руководства - метод руководящей деятельности, опирающийся на совместное обсуждение и решение вопросов. Коллективность позволяет находить наиболее правильные решения, эффективно сочетать общую ответственность с персональной. Коллективность руководства … … Научный коммунизм: Словарь

Брежнев и «коллективное руководство»

Новые слова в политическом лексиконе: «волюнтаризм», «субъективизм», которые якобы преодолела партия, стали на многие годы эвфемизмами хрущевской «оттепели» и характеристиками самого Хрущева, имени которого с тех пор старались не упоминать. Он жил на даче под присмотром «органов» и, как выяснилось потом, очень беспокоил своих преемников, ибо стал сочинять мемуары. Переворот 1964 г. был осуществлен в интересах политической верхушки, задерганной непоседливым, беспокойным Хрущевым и жаждавшей покоя, размеренной, предсказуемой работы и законного, комфортабельного отдыха. По одной из версий, вначале предполагалось сделать лидером Александра Шелепина – руководителя КГБ и одного из инициаторов свержения Хрущева. Но молодой, волевой, аскетичный «железный Шурик» пугал коллег своей решимостью «закрутить гайки», «навести порядок». И его постепенно «задвинули». Первым секретарем ЦК КПСС стал Леонид Ильич Брежнев, которому в 1964 г. исполнилось 58 лет. Это был вполне ординарный партработник, без блеска, но человек исполнительный, деловой, здравый, не злой по своей природе, не лишенный обаяния и юмора, любивший жизнь и те радости (без излишеств), что она ему приносила: элегантные костюмы, охоту, рыбалку, сигареты «Мальборо». Как писал о нем один историк, «Брежнев проявил единственный талант, необходимый партийному руководителю, – умение руководить: давать общие указания по всем вопросам, не будучи специалистом ни по одному из них». Кажется, что кроме власти главной страстью Брежнева были автомобили, точнее быстрая, если не сказать сумасшедшая, езда на них. Брежнев слыл заботливым семьянином, имел множество друзей и земляков с Украины, из Днепропетровска. Он их никогда не забывал и расставлял на важные посты, куда бы ни забрасывала его жизнь номенклатурного работника: в Молдавию, Казахстан, Москву. Впоследствии благодаря этому заговорят о «днепропетровской мафии».

Брежнев устраивал многих. Он был в меру прогрессивен, но и в меру консервативен. Поначалу боялись, что с его приходом сталинисты восстановят культ и памятники своему бессмертному вождю. Но сталинизации не произошло. Брежнева устроил некий «баланс» оценок Сталина, когда скупые отрицательные характеристики генералиссимуса равномерно сочетались с положительными, но умеренными оценками его заслуг в годы войны и строительства социализма. Но все же в целом, с каждым новым изданием учебников истории партии и СССР в них все скупее и скупее говорилось о беззакониях сталинской поры. Прекратилась реабилитация жертв сталинских репрессий. О сталинском прошлом старались забыть, стремились избежать упоминаний о репрессиях, уничтоживших миллионы людей. Цензура пропускала только туманные намеки о судьбе невинно погибших в тюрьмах и лагерях ГУЛАГа. О казненном писателе и художнике в предисловии к его книге было принято писать так: «В 1938 году оборвался его творческий путь…»

Формально у власти был триумвират: Брежнев руководил партией, А. Н. Косыгин – правительством, формальным главой государства (Председателем Президиума Верховного Совета) был Н. А. Подгорный. Однако в 1970-е гг. Брежнев постепенно «съел» своих коллег по триумвирату, а заодно и тех, кто представлял для него потенциальную опасность. В 1977 г. Брежнев стал главой государства вместо Подгорного, а в 1979 г. на место Косыгина поставил «своего человека» из Днепропетровска – Н. Тихонова.