Новая военная доктрина Китая: какой быть третьей мировой войне? Общая характеристика военных доктрин китайской народной республики, соединенных штатов америки Доктринальные документы кнр

«Замаскировать амбиции и спрятать когти»

Дэн Сяопин,

китайский государственный деятель, национальный лидер, идеолог экономических реформ (1978-1997)

За последние 30 лет Китай совершил стратегический рывок во всех сферах жизнедеятельности. Реформы в Китае не могли не коснуться военной сферы. Рассматривать основные положения военной доктрины такого государства правильнее на фоне некоторых объективных данных о развитии КНР. Что же представляет собой эта самая многонаселенная и динамично развивающаяся страна мира?

По площади территории Китай уступает лишь России и Канаде. При этом плотность населения в 1 млрд 322 млн человек относительно невелика - 76-е место в мире (США - 172, РФ - 213). Кроме демографических у КНР есть ряд проблем в ресурсной области.

Китай входит в число 13 государств мира, испытывающих дефицит пресной воды в пересчете на душу населения (25% потребления от среднемирового на одного человека - 109-е место в мире). При этом 70-80% водных ресурсов используют для орошения. По доле орошаемых земель Китай на 2-м месте (1-е - Индия, 3-е - США, ..., 12-е - Россия). Доля пригодных для сельскохозяйственного использования земель достаточна мала - Китай на 77-м месте в мире по соотношению пахотных земель к общей площади (Индия - 7-е место, 49%; США - 60-е, Россия - 128-е, 7,17%).

Китай обладает самыми большими в мире трудовыми (а значит и военными мобилизационными) ресурсами - 804 млн человек. У Китая самые большие золотовалютные запасы в мире - 1 трлн 495 млрд долл. (2-е место Япония - 881 млрд долл., 3-е место Россия - 470 млрд долл.,..., США на 21-м месте, 65 млрд долл.).

Рост ВВП в Китае 14,2% в 2007 г. и 7,6% в 2014 г. - это 6-е место в мире (Россия с 3,2% в 2013 г. и 1,3% в 2014 г.).

По объему добываемой нефти Китай вышел на 6-е место в мире, а по экспорту нефтепродуктов на 4-е место. В 2007 г. Китай впервые за 100 лет обогнал ЮАР в золотодобыче - 276 т в год. По уровню грамотности Китай занимает 50-е место в мире (90,9% китайцев грамотны). По уровню инвестиций в науку Китай 6-й в мире.

Динамично развивается культура Китая. Сегодня в Китае 40% самых «дорогих» художников мира (15 из 35). К 2010 г. открыто 1200 новых музеев (всего их более 3500, из них более 500 - бесплатные).

Вместе с тем в Китае достаточно глубоких проблем эколого-ресурсных, демографических, социально-экономического характера.

Вот такой мощный в экономическом и военном отношении южный сосед у России на юго-востоке страны. Протяженность государственной границы РФ с Китаем 4209,3 км (при этом у РФ с Казахстаном у нас почти 7500 км фактически «открытой» границы).

В конце 1970-х годов КНР придерживалась стратегической концепции «народной войны» (идеи Мао Цзэдуна: «весь народ - солдаты», «сегодня дети - завтра народ»). Характер стратегии был оборонительный и континентальный. В основе - обобщенный опыт антияпонских и гражданских войн. Предполагалось иметь многочисленную армию и резерв. Решающее значение отдавалось численному превосходству над противником в живой силе, которое должно было компенсировать отставание в военно-технической сфере.

На смену этой доктрине пришла новая стратегия «активной обороны». Это стратегия XXI века, которая заключается в осуществлении превентивных (упреждающих) мер политического, дипломатического, экономического и военного характера, направленных на создание благоприятных внешних условий и минимизации факторов нестабильности. Китай взял курс на совершенствование качественных параметров оборонного потенциала на базе достижений науки и передовых технологий.

Согласно новой стратегии, Китай должен обладать сравнительно компактными, хорошо сбалансированными по видам и родам вооруженными силами, готовыми как к оборонительным, так и к наступательным действиям в соответствии с формулой: «Китай не собирается ни на кого нападать, но в случае агрессии ответит контрударом».

Ядерная стратегия Китая, обязавшегося не применять ядерное оружие первым, отвечает концепции «ядерного сдерживания»: «КНР не стремится достичь ядерного паритета с развитыми странами, но его ядерные силы при любом развитии военно-политической обстановки должны быть способны нанести неприемлемый ущерб противнику, что заставит последнего отказаться от применения ядерного оружия».

При этом надо понимать, что по своим боевым возможностям стратегические ядерные силы Китая являются наступательным оружием.

Анализируя изменения в военно-политической обстановке мира китайское руководство, рассматривает будущую войну как согласованные действия разнородных сил, сочетающиеся с широким применением высокоточного оружия. Войсковые операции увязываются с операциями специального назначения, психологическими операциями, «информационной войной».

В XXI веке Китай имеет развитую структуру ВС и систему органов управления. ВС КНР состоят из Народно-освободительной армии Китая (НОАК), народной вооруженной полиции и народного ополчения.

В НОАК входят стратегические ракетные войска (81 пусковая установка мобильного типа для запуска межконтинентальных баллистических ракет), сухопутные войска - 20 пехотных дивизий, девять танковых, 24 мотопехотных и три воздушно-десантных дивизии (ВДВ); военно-воздушные силы включают в себя 20 самолетов стратегической авиации типа Ту-16 и 2600 самолетов и вертолетов различных классов; военно-морские силы - две подводные лодки атомных ракетного базирования (морская составляющая ядерной триады КНР), 134 корабля, 58 многоцелевых дизель-электрических подводных лодок, 28 эскадренных миноносцев и 800 самолетов морской авиации, кроме того две бригады морской пехоты и три пехотных дивизии амфибийных сил. Общая численность НОАК - 2,3 млн человек, а резерв сухопутных войск - 800 тыс. человек.

Полицейские формирования, обеспечивающие внутреннюю безопасность и общественный порядок, насчитывают в своем составе около 1,5 млн человек.

Народное ополчение в мирное время выполняет задачи по поддержанию общественного порядка, а в военное - выполняет задачи оборонительного характера и различные вспомогательные, обеспечивающие функции. Руководство ВС осуществляет Центральный военный совет (ЦВС) КНР. При этом в ЦВС и в Военный Совет Коммунистической партии Китая входят одни и те же лица. Свои управленческие функции ЦВС осуществляет через входящие в него структуры: Генеральный штаб НОАК, Главное политическое управление, Главное управление тыла и Главное управление вооружений. Министерство обороны выполняет функции по реализации установок военно-политического руководства страны по техническому обеспечению строительства ВС, их комплектованию, планированию, распределению, расходованию военного бюджета, поддерживает межгосударственные военные связи. Вопросами военной науки и техники занимается управление, созданное в самом новом министерстве КНР - Министерстве промышленности и информатизации. Здесь есть принципиальное отличие от принципов военного строительства в РФ.

Наиболее боеспособными считаются мобильные силы (силы быстрого развертывания и силы быстрого реагирования) НОАК, которые предназначены для действий в локальных войнах по периметру государственной границы, а также для поддержки полицейских формирований в операциях по обеспечению внутренней безопасности общественного порядка. Силы быстрого реагирования НОАК - это морская пехота, корпус ВДВ, шесть пехотных дивизий, семь батальонов спецназа окружного подчинения. Время прибытия в любую точку границы до 10-ти часов. Силы быстрого развертывания - это две общевойсковых армии. Время развертывания от 2 до 7 суток.

Современное состояние мобильных сил НОАК нашло отражение в формулировке военной доктрины КНР: «...Китай должен занять доминирующее положение в регионе на основе эффективной системы внутренней безопасности, способной решать внутренние и внешние проблемы. К 2050 г. ВС КНР должны быть готовыми побеждать в военных конфликтах любой интенсивности, любого противника».

Военно-политическое руководство РФ и каждый гражданин должны осознавать, на перспективу, сложный и противоречивый характер взглядов руководства Китая на лидерство в Азии и в мире в целом. В заключении предлагаю обучающимся еще раз прочитать эпиграф к прочитанной главе.

В течение последних десятилетий принципиально изменилась военная доктрина Китая – вместо оборонительной тактики, ориентированной на изнурение потенциальных агрессоров, она стала наступательной, с более мобильными армейскими соединениями, ориентированной на мелкие, локальные войны. Самая большая армия в мире - НОАК (Народно-освободительная Армия Китая) была сокращена с 5 до 2.5 млн. человек. Полным ходом идёт переоснащение армии Китая, которая на 80% вооружена российским оружием.

Идущая вот уже несколько лет, реформа китайской армии нацелена главным образом на большую боеспособность и повышение уровня технического оснащения. Сокращается также количество офицеров, а их функции передаются тем, кто ниже по званию. По закону в Китае в любом армейском подразделении должно быть около 30% солдат-членов Коммунистической армии Китая (КПК). В некоторых элитных частях число коммунистов составляет 40 %. В целом НОАК остается верна заветам великого коммунистического диктатора вождя Мао Цзедуна, который в 1969 году заявил в передовице главной китайской газеты «Женьминь Жибао»: «Эта армия всегда бесстрашно идет вперед. Она полна решимости одолеть любого врага, сама же она никогда не покорится врагу. Народно-освободительная армия всегда была и будет боевым отрядом. Даже после победы во всей стране она будет оставаться боевым отрядом в течение целого исторического периода, до тех пор, пока в стране не будут уничтожены классы, а в мире будет существовать империалистическая система. Тут не должно быть никаких недоразумений и колебаний. Не бояться трудностей, не бояться смерти! Мы непременно освободим Тайвань!».

По оценкам американских военных экспертов, технологическое отставание китайской армии от американской составляет от 15 до 20 лет. Очевидно, что обогнать Америку в военном отношении Китаю не удастся, не удастся даже догнать, тогда как по отношению к России армия Китая уже имеет серьёзные преимущества: высокую боеспособность, большую численность, а также, как это уже признали российские официальные лица, даже вооружениями российского производства китайская армия оснащена лучше и больше, чем армия России, так как почти все военные новинки у России покупает Китай, тратя на это по официальным данным 30 млрд. долл. в год, а по неофициальным все 40-45 млрд.

По сравнению со странами-соседями Китай усиливается в военном отношении уже достаточно сильно, что стало поводом для озабоченности во многих странах. Парламент Японии, страны – традиционного геополитического противника Китая на Дальнем Востоке, в минувшем году внес поправки в Конституцию, позволяющие значительно усилить оборонное строительство перед лицом растущей "китайской угрозы".

Китай имеет претензии на территории по всему периметру своей границы и ведёт мудрую экспансионистскую политику. Если в отношении Тайваня позиция китайских руководителей за 40 лет так и не изменилась (Тайвань в Пекине считают территорией принадлежащей Китаю), то в отношении других прилегающих территорий ведутся разные по интенсивности и тактике специальные мероприятия. В 35-миллионном государстве Непал, расположенном в Гималаях, успешно действуют вооружённые маоистские повстанцы, которые уже несколько раз приводили страну на порог гражданской войны.

Монголия не представляет никакой угрозы Китаю, но эта степная и пустынная территория совершенно непривлекательна в материальном смысле и может являться только плацдармом для развёртывания наступления на российскую Восточную Сибирь и Дальний Восток. Территория КНДР может быть захвачена Китаем после свержения тамошнего хрупкого коммунистического режима или в случае угрозы применения северокорейцами ядерного оружия. Китай может аннексировать Северную Корею под предлогом того, что эта страна обладает ядерным оружием и поэтому в состоянии анархии является опасной для мирового сообщества.

Интересно также и то, что США в отношении Тайваня откровенно умыли руки, сделав недавно заявление примерно в том смысле, что «спасение утопающих – дело рук самих утопающих» и предложив Тайваню купить вооружений у американских компаний на 15 млрд. долларов. Америка делает ту же ошибку, что и европейские демократии, которые позволили Гитлеру до 1941 года по кусочкам захватить всю Центральную Европу, а когда аппетиты военной машины Германии были разогреты, её уже невозможно было остановить. Очевидно, что сколько бы вооружений Тайвань не закупил, этому маленькому острову никак не остановить военную машину огромного Китая. Захват Тайваня уже предрешён и неизбежен, так как Китай не может не рассчитывать на огромные и передовые высокотехнологические производственные мощности этой страны.

Америке очень выгодно втянуть Китай в любую масштабную войну, чтобы ослабить эту страну, мощь которой угрожающе растёт и американцы понимают, что Тайванем придётся пожертвовать с благой целью: лёгкость, с которой падёт остров Формоза, будет фактором, который усилит аппетиты китайских военных и они не задумываясь начнут новую, уже более серьёзную, войну. Тайванское вторжение не есть конечная стратегическая цель американской внешней политики, цель США – столкнуть Китай с Индией или Россией в крупном конфликте, который, наконец, сможет несколько ослабить военную мощь китайского «дракона».

Для нападения на Тайвань у Китая уже есть все юридические основания. В начале 2005 года Всекитайское собрание народных представителей (парламент КНР) приняло закон, в котором говорится о возможности применения военной силы против "мятежного острова". Закон был принят единогласно. Заседание завершилось бурными овациями. В документе есть оговорка, в каком именно случае КНР начнет вооруженных конфликт с островом, - "если все условия для мирного объединения будут исчерпаны". Единственный сдерживающий фактор – существование договора Организации Государств Юго-Восточной Азии (СЕАТО) , подписанный в 1951 году США, Австралией и Новой Зеландией, по которому в случае китайской агрессии в Азии страны-участники договора должны предпринять совместные действия против Китай, в том числе военные. Данный договор был заключен во времена полной разрухи в Китае, когда страна не обладала ядерным оружием, и вряд ли в настоящее время союзники решатся на войну против могучего современного Китая.

Качественный рост мощи армии Китая является главной военной угрозой для России в ближайшее десятилетие. Очевидно, что за несколько лет Китай решит все вопросы с территориями по своему периметру и вопрос вторжения в Россию будет лишь вопросом времени. Китай не остановится даже перед угрозой применения Россией ядерного оружия, ибо уже не раз китайская армия делала небольшие вылазки против СССР во времена когда Советский Союз уже обладал боевым ядерным потенциалом, тем более, что, по последним данным, Китай сам обладает большим запасом ядерных зарядов.

Кроме того, Китай не просто так претендует на российский Дальний Восток. Эти «исконно-российские» земли на самом деле стали таковыми только во время второй опиумной войны 1856-1860 гг., в которой Англия и Франция совместно разбили Китай, а царская Россия хитроумно поучаствовала в дележе добычи, разжившись огромными дальневосточными территориями, где в 1861 году и был основан морской порт Владивосток.

После урегулирования внутренних проблем и изгнания гоминьдановцев на Тайвань в конце 40-ых годов XX-го века, Китай начал крепить свою мощь под руководством коммунистического правительства, и пограничные конфликты случались у Китая практически со всеми странами, с которыми он граничит. В 1969 году произошли советско-китайские пограничные конфликты на острове Даманском (на реке Уссури) и в Казахстане (озеро Жаланашколь). Также в 70-ых годах Китай воевал с Индией и Вьетнамом за приграничные территории. Постоянные экспедиции китайской армии времён гражданской войны в Бирму и Корею подтвердили репутацию Китая как страны агрессивной и опасной для своих соседей.

Проходящие в данное время российско-китайские военные манёвры на полуострове Шаньдунь послужили причиной радостных реляций российских правительственных СМИ, и хотя сценарий учений носит якобы анти-террористический характер, совершенно очевидно, что эти учения есть репетиция вторжения и захвата острова Тайвань. Китайцам интересно изучить силу и возможности российского оружия перед его закупкой и применением. Все уверения российских военных в том, что Китай – наш вечный партнёр и союзник смешны, ибо только очень недальновидные люди могут считать такое партнёрство равным: армия Россия совершенно небоеспособна и наша страна фактически безоружна перед лицом воинственного восточного соседа. У России есть несколько лет, чтобы перевооружить и обучить свою армию - и если мы этого не сделаем, уже через несколько лет мы можем потерять до одной трети своей территории.

Совместные учения, как разведывательная операция

В мировой истории есть много примеров, когда совместные военные учения, воспринимаемые одной стороной как союзническое взаимодействие, рассматривались другой стороной как разведывательная операция. Такой циничный прагматизм вошёл в практику в XX-ом веке, когда политические отношения между стран освободились от средневекового благородства. Хрестоматийным примером учений как разведки стали предвоенные учения СССР и фашистской Германии, в ходе которых немцы хорошо ознакомились с техникой и боеспособностью Красной Армии. За послеперестроечные годы Россия провела уже около 6 учений с США под кодовым названием «Торгау». Учения проводились в Германии и даже в Подмосковье. Их можно рассматривать как вялую разведывательную операцию. Нельзя не отметить, что классическая военная разведка всегда есть мероприятие долговременное и системное и совместные учения могут быть не более чем эпизодом.

Сценарий победы Китая в ядерной войне с Россией

1) Китайское руководство скрывается в неизвестном направлении (предположительно в подземный бункер).

2) Китай наносит ядерные удары по крупным городам европейской части России (Москва, СПб, Нижний Новгород, и т.д). Россия деморализована, возможно обезглавлена (частично гибнет руководство страны и армии).

3) Россия наносит ответный удар по крупным городам Китая. Гибнет много китайцев, но армия Китая остаётся боеспособной.

4) Китайская армия с помощью обычных вооружений захватывает Сибирь и Среднюю Азию.

Ярослав Греков

Вплоть до самого последнего времени технологическому превосходству противника (неважно, кто он, хотя есть смутные подозрения) предполагалось противопоставить численное превосходство. Затоптать, перебегать, забросать фуражками. Отдельных доктрин для ВМС и ВВС не предполагалось вовсе - в связи с практическим отсутствием этих родов войск. Собственно, вопроса о взаимодействии родов войск в повестке также не было. Но срочное и фундаментальное переоснащение армии, которое вынужденно начал Китай лет десять назад, потребовало и более современного (читай - европеизированного) взгляда на военные принципы и военное искусство, далеко ушедшее вперед со времен Лао Цзы. Между тем ключевая позиция «Белой книги» осталась неизменной - третья мировая война будет. Поясняется, что ее вызовут три фактора: гегемонизм и политика силы одной стороны, усиление разрыва между бедными и богатыми странами и борьба за природные ресурсы.

Наиболее существенно изменение военной доктрины скажется (и уже сказалось) на военно-морском флоте. Пекин уже перешел от стратегии «прибрежной обороны» к стратегии «обороны в прибрежных водах». В нашем понимании это всего лишь на один иероглиф больше, а на практике определило выход китайского флота на иной качественный уровень, позволяющий ему на постоянной основе присутствовать в глубине еще не Мирового океана, но в Желтом, Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях. Это результат технического и технологического прогресса - до второй половины 80-х годов Китай просто не располагал кораблями морской зоны. Кстати, единственным источником прогресса для Китая одно время была Россия, которая регулярно строила для ВМС КНР современные корабли. Причем доктрина перевооружения флота в Китае эволюционна и последовательна: на данном этапе они строят флот морской зоны, опираясь на российские эсминцы типа «Современный» и дизельные подлодки. При этом значительное количество кораблей китайцы строят по собственным проектам, и вообще их кораблестроительная программа - едва ли не самая масштабная в мире. Доктрина «народной войны» теперь устарела. Ее заменила доктрина «активной обороны». Грубо говоря, Китай оставляет за собой право наносить превентивные локальные удары, если его обороне или рубежам будет угрожать опасность. Конечно, с оговорками. Мол, прежде предполагается использовать весь арсенал дипломатических, юридических, информационных и иных «гражданских» мер. Опасностями же традиционно считаются неурегулированная ситуация на Корейском полуострове, тайваньская проблема и принадлежность острова Спратли . Дополнительной угрозой для Пекина остаетсяситуация в Синцзяне , а также пиратство южных морей, по которым Китай получает 80% всей нефти. Опасны также тибетские сепаратисты, но не в такой степени, как уйгуры. Все-таки буддисты и ламаисты исторически менее замечены в терроризме, чем мусульмане. Впрочем, все меняется, колесо Сансары тоже можно снабдить пластитом.

Лишь после формирования трех эскадр морской зоны (традиционно все военные системы Китая делятся на три географические зоны - Северную, Центральную и Южную, в чем нет никакого конфуцианского откровения) Пекин приступит к формированию океанского флота, который также будет состоять из трех эскадр, только в каждой должно быть по авианосцу . Без океанского флота нельзя решить ни проблему Тайваня, ни Спратли, ни Сенкаку . Но на данный момент китайский флот больше симулякр, чем реальная боевая сила. Кроме кораблей российской постройки многое из остального, что плавает, оснащено устаревшим вооружением и, что особенно важно, практически не имеет современного ПВО и противолодочной обороны. Поэтому-то так необходимы искусственные аэродромы на островах Спратли, без них китайские эскадры - легкая мишень для авиации и подводных лодок потенциальных противников.

В ядерном вопросе Китай также признает свое технологическое отставание и официально не собирается стремиться к паритету с мировыми лидерами. Однако стратегическим ядерным силам придается огромное значение. Здесь в китайской концепции ничего не изменилось с 70-х: стратегические ядерные силы должны нанести противнику неприемлемый для него ущерб и потому будут поддерживаться на достаточном для этого количественном и техническом уровне. По самой природе китайские ядерные силы - оружие наступательное, но международные обязательства и стратегия «тактической обороны» не предусматривают использование их первыми.

Самый главный вызов, который брошен сейчас китайской армии (и многословно описан в «Белой книге»), - быстрый переход к современным видам управления и методам гибридной войны, минуя всю вторую половину ХХ века с ее уже почти бессмысленным для Китая опытом военного искусства. Одним словом, китайская армия должна из состояния 60-х, в лучшем случае - 70-х годов сразу выбраться в ХХI век. Современные ВВС для Китая - пока лишь цель. Ускоренное переоснащение предполагает формирование новых ВВС и ПВО, более гибких и современных, обладающих большим радиусом действия. В настоящий момент современные самолеты составляют не более 15% авиапарка ВВС КНР, примерно такова и доля современных средств ПВО в общем арсенале. В большинстве своем это либо российские самолеты, либо их китайские аналоги, которые в основном хуже оригинала из-за - опять же - технологического отставания. В нынешнем виде китайские ВВС направлены на выполнение очень ограниченного круга задач, в основном - по охране границ и поддержке сухопутных войск. Средства дальнего обнаружения только сейчас начинают поступать в армию, что позволит увеличить и радиус действия китайской авиации.

По порядку. Необходимо полностью компьютеризировать всю систему управления, включая стратегические ядерные силы. Это может показаться неожиданным, но «страна хакеров» до сих пор не наладила собственные современные системы взаимодействия между родами войск и не имеет возможности использовать высокоточное оружие в должной степени. В «Белой книге» указывается как раз на то, что опыт последних десятилетий показал важность использования высокоточных средств координации различных родов войск (это еще одно открытие для Пекина со времен Лао Цзы - надо координировать не только фэн-шуй, но и рода войск). Война будущего будет вестись в «трехмерном пространстве», что потребует координации еще и космических сил, систем разведки и управления операциями. Границы между фронтом и тылом в таких условиях стираются, стираются даже границы реальности, поэтому особое внимание в новой доктрине будет уделяться интернету и войне в нем. Особо подчеркивается необходимость ведения «информационных войн», даже предполагается создать отдельный род войск, который будет целиком ориентирован на ведение пропаганды.

Информатизация и компьютеризация 2,5-миллионной армии (есть еще 800 тысяч стратегического резерва и 1,5 миллиона полицейских формирований) в целом должна быть достигнута к 2020 году. К этому же году должен быть «достигнут общий прогресс по основным направлениям модернизации». А вот основная задача - «достижение в основном стратегической цели создания информатизированных вооруженных сил» - должна быть выполнена к 2050 году. Китайцев не то чтобы опять подводит пресловутое стратегическое мышление «на тысячелетия вперед», они реально не смогут модернизировать катастрофически устаревшую армию в более сжатые сроки.

Единственное в своем роде исключение - это силы быстрого реагирования, которые создает Пекин. Это около 300 тысяч человек, которые должны в течение 10 часов после получения приказа оказаться в любой точке Китая. Это укладывается в неизменную стратегию «континентальной обороны», поскольку один воздушно-десантный корпус, шесть пехотных дивизий и бригада морской пехоты не обладают средствами доставки на более значительные расстояния, а тем более - авиацией прикрытия или современными десантными кораблями. Если для островов Спратли их еще может хватить, то в случае с Тайванем и японскими силами на островах Сенкаку они уже не конкуренты. Причем батальоны спецназа, формально входящие в эти силы быстрого реагирования, на деле приданы территориальным округам, и есть большие сомнения, что за требуемые 10 часов их удастся собрать в одном месте. Правда, в «Белой книге» не даны даже общие характеристики реформирования собственно сухопутных сил, всей этой колоссальной массы пехотинцев . Есть опасение, что, поскольку основная позиция стратегии - континентальная оборона против технологически более совершенного противника - на макроуровне не изменилась, то и модернизация сухопутных сил также будет идти по остаточному принципу. Это плохая новость для российского военно-промышленного комплекса, которому куда-то надо будет продавать не только самолеты и системы ПВО, но и «Арматы» . А Китай, похоже, пока не готов идти на тотальное перевооружение сухопутных сил - даже несмотря на то, что их вооружение также отстало от мировых аналогов. Попытки КНР производить самостоятельно «позаимствованные» иностранные образцы даже в случае стрелкового оружия раз за разом проваливались - то марка стали не та (а она всегда не та), то патроны кривые.

По взглядам военно-политического руководства (ВПР) КНР, военно-морские силы НОАК представляют основу для ведения боевых действий на море и способны эффективно решать возложенные на них задачи: оборона побережья от ударов противника с моря; предотвращение высадки морских десантов; защита коммуникаций в прибрежной и ближней морских зонах, а также обеспечение защиты национальных интересов самостоятельно или совместно с другими видами вооруженных сил.


Китайские военные специалисты считают, что при строительстве национальных ВМС особое внимание должно уделяться совершенствованию оперативной и боевой подготовки органов управления и личного состава, внедрению современных информационных технологий и техническому оснащению флота.


Анализ публикаций специалистов и выступлений представителей ВПР страны показывает, что развитие ВМС НОАК на современном этапе осуществляется в соответствии с установками генеральной линии коммунистической партии Китая (КПК), основными документами по вопросам обеспечения национальной безопасности государства, концепциями применения ВС, а также с учетом возможных угроз и вызовов, с которыми КНР может столкнуться в будущем.


Согласно генеральной линии КПК развитие ВМС происходит в рамках: защиты суверенитета, безопасности и территориальной целостности государства; обеспечения мирного развития страны; достижения победы в войнах в условиях информатизации; совершенствования уровня боевой готовности; эффективного решения задач небоевого характера; углубления сотрудничества в области выполнения международных обязательств; применения вооруженных сил страны в строгом соответствии с законом, политическими установками КПК, положениями уставов и других руководящих документов.


В официальном документе КНР "Белая книга по национальной обороне" от 16 апреля 2013 года (предыдущая публикация "Белой книги" относится к 2011 году) обозначены базовые принципы диверсификации использования (разностороннего применения) вооруженных сил. Этими принципами определяется, что ВМС страны должны быть готовы к выполнению своих прямых задач по защите государственного суверенитета и территориальной целостности как в мирное, так и в военное время. Важными аспектами деятельности ВМС будут также взаимодействие с другими державами на море и выполнение международных обязательств.


Основные документы, определяющие роль и место ВМС в обеспечении национальной безопасности, задачи и ключевые направления развития, вопросы подготовки сил флота, в совокупности определили направления совершенствования национальных ВС, разрабатываемые с начала 1980-х годов и официально объявленные в 1995 году. В их основу была положена стратегия "активной обороны", предполагающая создание ВМС, способных не только отразить агрессию со стороны моря, но и нанести превентивные удары, в том числе и на океанском театре военных действий (ТВД). При этом командованием ВМС было заявлено следующее:


На первом этапе (до начала XXI века) предусматривалось создание группировок, способных поддерживать благоприятный операционный режим в пределах зоны, ограниченной "первой линией островов" - о-ва Рюкю и Филиппинские о-ва, а также в акватории Желтого, Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей;


На втором (до 2020 года) ВМС планируется усилить таким образом, чтобы они были способны осуществлять оперативные действия в пределах "второй линии островов" - Курильские о-ва, о-в Хоккайдо, о-ва Нампо, Марианские, Каролинские и Новая Гвинея, включая акватории Японского и Филиппинского морей, а также морей Индонезийского архипелага;


На третьем (до 2050 года) предполагается создать мощный флот, способный решать поставленные задачи в любом районе Мирового океана.


Проведенный анализ взглядов ВПР Китая на развитие национальных ВС позволяет сделать вывод, что первый этап программы к настоящему времени успешно выполнен. Строительство ВМС страны в ходе второго этапа осуществляется в рамках долгосрочных программ, основанных на реализации концепции "стратегических границ и жизненного пространства", согласно которой Китай должен иметь вооруженные силы, способные одержать победу в войне любой интенсивности и масштаба.


К числу факторов, способствующих активизации военно-морского строительства в государстве, зарубежные политологи и военные специалисты относят ряд событий, таких как включение территории восточного Китая и его акватории в операционную зону Тихоокеанского объединенного командования американских ВС; выход США из Договора по противоракетной обороне 1972 года; создание Соединенными Штатами в западной части Тихого океана системы ПРО с привлечением ВМС Японии, Республики Корея (РК), Австралии и Тайваня; проведение США и их союзниками воздушно-морских операций в ходе локальных конфликтов современности; наличие "тайваньской проблемы".


Приоритетные направления строительства и принципы оперативного применения ВМС КНР определены в принятых военным руководством страны концепциях "прибрежной обороны", "активного воздействия на противника на максимальных дальностях" и "ответного ядерного удара".


В основе концепции "прибрежной обороны" лежит установка на готовность ВМС к ведению боевых действий в первую очередь в акваториях прибрежных морей. "Активное воздействие на противника на максимальных дальностях" предусматривает подготовку флота к ведению боевых действий на всю глубину морских (океанских) ТВД, а "ответный ядерный удар" определяет участие флота в нанесении ядерного удара.


Значительной угрозой Китаю его руководство считает деятельность сепаратистских сил Тайваня, которые, опираясь на США, прилагают усилия по сохранению независимости от КНР. К угрозе национальной безопасности наряду с вышеназванными оно же относит интенсивное развитие крупными державами новых военных технологий.


В данных условиях ВМС НОАК будут наращивать свое присутствие в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), вести борьбу с терроризмом, всемерно противодействовать провокациям враждебных Китаю сил. Кроме того, этот вид ВС обеспечивает защиту морских торговых путей, ведет борьбу с пиратством, эвакуирует пострадавших сограждан и обеспечивает защиту национальных интересов КНР за пределами страны.


Китайские военные специалисты отмечают, что за последние 15 лет боевые возможности национальных ВМС заметно выросли, в том числе по решению задач в дальних морских зонах. В частности, ВМС НОАК постоянно участвуют в международной операции по борьбе с пиратством в Аденском заливе, все более активно реализуют политику установления национального суверенитета над спорными островными территориями в акваториях Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей, отстаивают экономические интересы государства, проводят мероприятия оперативной и боевой подготовки, участвуют в операциях по ликвидации последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф в зонах Тихого и Индийского океанов.


Военно-политическое руководство Китая планирует реализовать план развития национальных ВМС до 2020 года, который будет направлен в основном на их качественное совершенствование без существенного наращивания численности и боевого состава. Этот вид НОАК останется одним из наиболее оснащенных и многочисленных среди флотов стран АТР: около 280 тыс. военнослужащих, 270 боевых кораблей и 260 вспомогательных судов (для сравнения в ВМС Японии соответственно до 45 500 человек и около 110 единиц; в РК 63 тыс. человек и 170 единиц). Особое внимание будет уделено созданию авианосных сил, развитию подводных сил и морской авиации, увеличению продолжительности жизненного цикла корабельного состава.


Корабельный состав ВМС будет совершенствоваться за счет разработки новых проектов кораблей основных классов и их строительства, а также модернизации существующего корабельного состава путем оснащения его наиболее современным вооружением и оборудованием. Боевой потенциал родов сил ВМС намечается повысить за счет более качественного освоения вооружения и военной техники, совершенствования оперативной и боевой подготовки. Подводные силы получат приоритетное развитие в рамках строительства национальных ВМС. Сейчас завершаются работы по созданию ПЛАРБ нового поколения.


Активными темпами ведется строительство серии ПЛАРБ типа "Цзинь" (проект 094), имеющей на борту 12 ПУ БРПЛ нового поколения - "Цзюйлан-2" с дальностью стрельбы до 8000 км. Планируется, что их боевое дежурство будет организовано в районах западной части Тихого океана.


В настоящее время на вооружении подводных сил ВМС НОАК находятся пять многоцелевых атомных подводных лодок двух типов: "Хань" (проект 091) и "Шан" (проект 093). Перспективы развития таких ПЛ связаны со строительством модификации атомной подводной лодки типа "Шан". Серия данных ПЛА предназначена для замены устаревших подлодок типа "Хань", которые планируется вывести из состава флота к 2020 году.


Сейчас на вооружении подводных сил ВМС состоит около 50 дизельных подводных лодок (ДПЛ) пяти типов: "Мин" (проект 035), "Кило" (российский проект 877/633), "Ромео", "Сун" (проект 039) и "Юань". Дальнейшее развитие ДПЛ связывается с проведением работ по модернизации подлодок типа "Сун" (проект 039) и продолжением строительства серии ПЛ типа "Юань" (проект 041).


Надводные силы будут совершенствоваться в нескольких направлениях, основным из которых станет строительство серии авианосцев и создание авианосных ударных групп. Развитие авианесущих кораблей связано со строительством серии из трех авианосцев собственной разработки. Первый китайский авианосец "Ляонин" вошел в состав флота в 2012 году. Он был восстановлен и переоборудован из тяжелого авианесущего крейсера "Варяг" (пр. 1143.6) ВМС Украины. Данный корабль, степень готовности которого в 1993 году достигала 70-80 %, продали Китаю в 2001-м. Первый авианосец, полностью построенный в КНР, намечается ввести в боевой состав в 2018-2020 годах.


Таким образом, планами ВПР страны предусматривается наличие во флоте двух авианосцев к 2020 году. Китайские военные специалисты предполагают, что в перспективе авианосцы национальной постройки будут оснащены ядерной энергетической установкой и катапультой (паровой или электромагнитной). Всего намечается сформировать три авианосные ударные группы.


Сейчас "Ляонин" не в полном объеме укомплектован авиационной техникой (палубный истребитель "Цзянь-15" завершает программу испытаний). Планируется, что авиакрыло авианосца образуют вертолеты "Чжи-8" различных модификаций (в том числе для решения задач дальнего радиолокационного обнаружения), а также "Чжи-9" для обеспечения противолодочной обороны.


В настоящее время на базе учебной авианосной группы проводятся тренировки. Отрабатываются вопросы совершения дальнего похода, тестирования бортового оборудования, организации управления, взлета (посадки) самолетов и вертолетов палубной авиации.


Надводные силы ВМС страны будут усилены за счет ввода в строй новых кораблей. Перспективы развития эсминцев УРО связаны со строительством кораблей данного класса типа "Куньмин" (проект 052D) с универсальными установками вертикального пуска (КР "Дунхай-10", ЗУР "Хунци-9", ПКР "Инцзи-62" и противолодочными ракетами). Они оснащены многофункциональной системой управления оружием, являющейся китайским аналогом американской "Иджис". В ближайшие пять лет намечается построить 10 эсминцев данного проекта, которые станут основной боевой составляющей китайских военно-морских сил.


Командование ВМС планирует вывод из боевого состава фрегатов устаревших типов и строительство на замену им кораблей новых проектов - 054А и 056.


Количество вспомогательных кораблей намечается увеличить за счет ввода в строй новых разведывательных кораблей, гидрографических судов, транспортов снабжения, плавучих баз, судов аварийно-спасательного обеспечения, обеспечения базирования кораблей и других.


Авиация ВМС располагает значительным парком самолетной техники: бомбардировщики "Хун-6"; истребители-бомбардировщики "Цзяньхун-7"; истребители Су-30, "Цзянь-7, -8 и -10"; самолеты ДРЛО "Кунцзинь-200"; транспортные самолеты "Юнь-5, -7, -8 и -12". Основой парка вертолетной техники ВМС является противолодочные вертолеты "Чжи-9" и Ка-28, а также техника вспомогательной авиации: транспортный вертолет "Чжи-8" и поисково-спасательный Ка-27.


Командование ВМС рассчитывает, что морская авиация будет усилена за счет разрабатываемой в настоящее время техники, в частности истребителей "Цзянь-15 и -15С", самолетов ДРЛО, а также модификаций вертолетов "Чжи-8 и -9". Ведутся работы и по созданию противолодочных самолетов на основе "Юнь-8", новых образцов базовой патрульной авиации и БЛА.


Возможности ПВО ВМС будут повышены за счет совершенствования средств противовоздушной обороны кораблей. В настоящее время на шести эсминцах проекта 052С установлен комплекс ПВО "Хунци-9" (дальность действия до 100 км), на 15 сторожевых кораблях проекта 054А - "Хунци-16" (40-75 км). Все они оснащаются радиолокационными станциями с фазированной антенной решеткой, характеристики которых схожи с зарубежными аналогами типов "Си Игл" и "Дрэгон Ай".


На сегодняшний день использование формирований основных родов сил флотов отрабатывается в составе оперативных эскадр (флотилий), которые относятся к категории оперативных соединений, решающих задачи в акваториях. Эскадры могут включать бригады и дивизионы подводных лодок, надводных кораблей, а также суда обеспечения.


В целом, строительство ВМС как вида ВС осуществляется в соответствии с долгосрочной программой развития НОАК, основанной на реализации концепции "стратегических границ и жизненного пространства". Согласно ей КНР должна иметь вооруженные силы, способные одержать победу над любым противником в АТР в войне любого масштаба и продолжительности с помощью всех средств и способов ведения вооруженной борьбы.


Анализ взглядов военно-политического руководства Китая на роль ВМС в обеспечении национальной безопасности показал, что строительство данного вида вооруженных сил направлено на комплексное наращивание его боевых возможностей. Командование флота оптимизирует оргштатную структуру имеющихся формирований и уделяет большое внимание их техническому переоснащению современными образцами военно-морской техники. Реализация намеченных мероприятий позволит уже в ближайшие годы существенно сократить отставание в технической оснащенности и боевых возможностях ВМС НОАК от флотов ведущих государств мира.


Зарубежное военное обозрение. 2015, №7, С.71-77

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption Новая военная стратегия Пекина вновь поднимает вопросы о возможном противостоянии в регионе и за его пределами

Михаил Смотряев: Можно ли рассматривать "Белую книгу" [имеется в виду военная доктрина КНР] как элемент долгосрочной стратегии, которую должны заметить и соседи? Кому этот сигнал предназначается в первую очередь?

Александр Габуев: Выход "Белой книги" адресован и соседям по АСЕАН, и США, и Японии. И в самом тексте, и на презентации, которая состоялась в министерстве обороны, США и Япония впервые были названы как страны, которые дестабилизируют стратегическое окружение Китая, и чьи действия могут привести к созданию угроз, помимо тех стран, с которыми у Китая территориальный конфликт.

Время китайцы выбрали великолепное. На этих выходных в Сингапуре будет проходить конференция, самый представительный форум в сфере политики безопасности в Восточной Азии, и теперь его тема точно определена. Внимание будет привлечено к тому, что скажет китайская делегация.

М.С.: На прошлой неделе в Китае был госсекретарь США Джон Керри. Встречался с разными людьми, включая председателя КНР Си Цзиньпина, который не первый раз произносит фразы, что в Тихом океане достаточно места для двух великих держав - Китая и США. По итогам этого визита было довольно много аналитических материалов, где рассматривался вопрос, не предлагает ли Китай США очередной биполярный мир и как к этому относиться. Спустя две недели после разговоров о "дележе планеты" странно устраивать США и их союзникам, в первую очередь Японии, демонстрацию военной мощи. Я не думаю, что залетевший в пространство над спорными островами в Южно-Китайском море самолет-разведчик США , который китайцы просили туда не посылать, но который все же не тронули, послужил тому поводом.

А.Г.: Документы такого порядка публикуются раз в год, поэтому этот документ разрабатывался весь последний год и суммировал видение того, как Китай хочет позиционировать свое военное присутствие в этом регионе. Я уверен, что текст был выверен еще несколько месяцев назад, до всех последних инцидентов, которые уже были на горизонте, и было понятно, что всё идет к росту конфликтного потенциала напряженности, когда любая ошибка может привести к столкновению с пока не очень понятными последствиями. Я не думаю, что Си Цзиньпин предлагал Джону Керри разделить мир.

Когда Барак Обама пришел в Белый дом, у его советников была концепция "Большой тройки". Ее впервые высказал политолог Збигнев Бжезинский, его поддержал Генри Киссинджер [госсекретарь США с 1973 по 1977 годы]. Смысл был в том, что Китаю и США надо устроить глобальный кондоминиум. Китайцы эту теорию отвергли, потому что это означало игру по американским правилам, а Китай делать это не намерен. Это очень опасный конфликт - непонимание сторонами друг друга.

Для Китая вопрос суверенитета в Южно-Китайском море - один из ключевых вопросов. Они сами загнали себя в эту ловушку, внушив населению идею, что это очень важный вопрос и отступать теперь нельзя. Для США это вопрос важный, но второстепенный, им можно поступиться. А вот то, что американское военное присутствие должно гарантировать их партнерам безопасность, - это факт. В этом регионе и Филиппины, и Япония, и это может привести к непредсказуемому исходу в политике США.

М.С.: Что американцам не очень нравится, потому что они диктуют обычно во внешнеполитических вопросах своим союзникам правила игры. Каковы перспективы перехода этой напряженности в другую фазу? Пару лет назад был опубликован текст "Как США проиграли военно-морскую войну Китаю в 2025 году", автора не помню. На тот момент перспективы такого развития событий казались утопическими, даже принимая во внимание, что численность вооруженных сил Китая превышает 2,5 млн человек. Каков потенциал конфликтного развития ситуации?

А.Г.: Обе стороны понимают всю нежелательность конфликта. В нем, естественно, США будут доминирующей силой, но экономические издержки для обеих стран будут неприемлемыми и разрушительными. Прежде всего, для Китая. Китайское руководство понимает это очень хорошо, поэтому последние полтора года мы наблюдаем со стороны Китая тактику легкого давления на США и их союзников.

Напряженность нарастает, потому что это довольно провокационные шаги, а от США нет никакой реакции. Поэтому здесь высока вероятность случайных инцидентов. Американцы отправляют корабли пройти в тех районах, где действуют китайцы. Китайцы в ответ тоже предпринимают какие-то действия. Какой-то командир решает открыть огонь, гибнет по десять человек с каждой стороны. И что дальше? Это самый опасный вариант, который я сейчас рассматриваю.

М.С.: Сценарий подобного рода, даже артиллерийская дуэль между кораблями, вряд ли могут привести к полномасштабному военному противостоянию. Но есть одна особенность. Китайская и внешняя, и внутренняя политика традиционно формулируется, если не на века, то на продолжительное время. Можно с большой степенью уверенности утверждать, что новое китайское правительство через пять-десять лет будет этот подход продолжать и развивать.

В США в следующем году выборы, будет новый президент, и, если это будет республиканец, ситуация может коренным образом поменяться. Даже Обама говорил, что теперь Тихоокеанский регион - приоритетное направление в американской внешней политике. Республиканцы могут вывести это на качественно новый уровень.

А.Г.: Я думаю, в политике США нет стратегического ответа, консенсуса по поводу политики Китая. Раньше морской супердержавой в регионе были только США, а теперь ситуация меняется. Нет сомнений, что при тех масштабных инвестициях, которые осуществляются сейчас Китаем, через 20 лет возможности стран, в принципе, сравняются. Нет стратегического ответа, до каких пределов можно разрешить Китаю расширять интерпретацию своих жизненных интересов. Военное доминирование Китая в западной части Тихого океана - или возможность для Китая блокировать действия США? Нормально или нет?

Есть люди, которые говорят, что Китай - огромная страна с огромным населением, у них могут быть свои интересы, давайте с ними договариваться, а другие говорят, что этого допустить нельзя, что США должны быть гарантом стабильности, и, как только у какой-то страны появляются возможности нарушить статус-кво, это должно быть пресечено. Сторонники обеих позиций есть во всех научных организациях и во всех бюрократических ведомствах США, в том числе в американском центре Карнеги. Стратегический ответ будет только формулироваться в ближайшие годы, а Китай будет наращивать возможности полностью изменить картину. Это особенность американской системы. В России мы слишком часто склонны переоценивать компетентность американцев в сфере стратегического планирования.

М.С.: Здесь у китайцев, конечно, преимущество, выработанное на протяжении тысячелетий. Но военные расходы стран пока несопоставимы. В этом году военный бюджет Китая составит всего лишь треть от американского. Другое дело, что китайские военные расходы точно подсчитать затруднительно. Кроме того, китайские расходы уже пятый или шестой год растут, а американские держатся более или менее на одном уровне.