Зарплаты врачей в россии. Кто проедает деньги врачей Оклады в здравоохранении с года

Повышение заработных плат различным группам бюджетников – крайне волнительная проблема для многих. Проблема из-за того, что большая часть сотрудников не уверена, что оно состоится. Причем вопросы индексации окладов занимают специалистов различных сфер и ведомств. Сегодня одной из таких животрепещущих тем является увеличение зарплаты медикам в 2016 году в России.

Какова специфика врачебной работы

Медики работают круглосуточно, если речь идет о специалистах стационарных служб и скорой помощи. Конечно же, не ежедневно, но по сменно. При этом сутки работы довольно сложны и очень интенсивны. Если же врач берет еще подработку или дополнительное дежурство, его нагрузка увеличивается в разы – выдержать такое довольно тяжело.

Особую драматичность ситуации являет собой тот факт, что врачи постоянно борются за человеческие жизни. И часто случаются ситуации, когда добиться этого просто невозможно. А это психологические перегрузки, сломы и многое другое.

Медики, обслуживающие поликлиники, тоже не прохлаждаются. В числе их обязанностей не только прием пациентов амбулаторно, но и посещение их на дому. При этом жить разные пациенты могут в разных концах района, а врачу приходится много ходить.

Поэтому, что будет с зарплатой медиков – вопрос далеко не последний. Ведь такой труд должен оплачиваться достойно.

Что известно про заработные платы врачей в стране

Считается, и на официальном уровне об этом очень часто говорят, что медицинские сотрудники получают довольно высокие заработные платы. Ряд мер, который помог провести индексацию окладов работников медицинской сферы был осуществлен еще пару лет назад.

Согласно официальной статистике, заработная плата медиков находится на достаточно конкурентоспособном уровне и оценивается в 60 000 рублей.

Что можно узнать из альтернативных источников

Если тщательно изучить различные форумы и специализированные сайты общения врачей между собой, можно понять, что есть существенные проблемы в данной отрасли. Также становится ясно, что официальная заработная плата многих врачей далеко от озвученной. Согласно таким источникам, можно вывести среднюю цифру в 25 – 30 000 рублей. Причем многим, чтобы получать и такие деньги, приходится работать в несколько смен, брать подработки и дежурства. Конечно же, на такие деньги жить достойно довольно трудно. Конечно же, поднятие зарплаты медиков могло бы существенно переломить ситуацию.

Какими документами регулируется увеличение зарплат медиков

Индексация заработных плат медиков, как и иных специалистов бюджетной сферы, регулируется указами президента. Еще при вступлении в должность глава государства издал ряд постановлений, согласно которым все бюджетники должны получать к 2018-му году зарплату в 1,5-2 раза превышающую ту, которая была у них на тот момент.

К достижению этой цели шли достаточно успешно, начав регулярно индексировать оклады сотрудников. Но тут произошел масштабный кризис и случились проблемы в международной обстановке. Доходы россиян существенно упали, начались массовые сокращения, пополнение казны приостановилось. Естественно, в таких условиях брать деньги на пополнение бюджета и исполнение социальных обязательств государству совершенно негде. Поэтому повышение зарплат в здравоохранительной системе в 2016 году в РФ, как впрочем и в других системах, встало под большой вопрос.

Какие служи сегодня есть на тему зарплат бюджетников

Сегодня уже начали поговаривать, даже в официальных кулуарах, что в 2015-м придется заморозить индексации окладов сотрудников бюджетной сферы. Такое известие сложно назвать приятным, особенно на фоне выросшей в разы инфляции и прочих экономических неурядиц.

Правда, это значит, что в 2016-м индексация обязательно должна состояться. Но большой она вряд ли будет – ведь взять денег на это неоткуда. Хотя даже небольшая прибавка к окладу позволит медикам сократить разрыв между существующим окладом и изменением цен на все подряд.

Что считают эксперты по данному вопросу

Каким будет повышение зарплаты медикам в 2016 году пока еще неизвестно – официальные органы молчат и не озвучивают никакой информации по данному вопросу. Но эксперты и аналитики стараются представить свои прогнозы.

Так, например, они уверены, что размер такого повышения, которое обязательно состоится, будет равен официальному уровню инфляции в стране. Сегодня этот уровень озвучивают на уровне 6%. Хотя реальная инфляция, которая в несколько раз больше этой цифры, заставила официальных представителей пересмотреть свой взгляд на официальную информацию, и уже заговорили об официальной инфляции в 12, а то и 17%. По факту же, она, конечно, существенно выше. Но и прибавка на такую сумму позволит медикам хотя бы немного выровняться и улучшить свое благосостояние.

Какие меры предприняты для пополнения казны и последующего выполнения соцобязательств

Для того чтобы можно было в полной мере исполнять различные соцобязательства, в т.ч. и повышать зарплаты врачам, было принято решение о реформировании системы здравоохранения. Оптимизация предполагает сокращение числа сотрудников – в одной только столице были уволены 7,5 тысяч сотрудников. Многие были переведены на другие должности, к сожалению, предполагались и понижения.

Будет ли сокращение медиков в 2016 году в России на этом фоне вопрос совсем не пустой. На официальном уровне заявляют, что массовых увольнений не будет. Если численность сотрудников и сократиться, то это будут вполне естественные причины: одни уйдут на отдых по возрасту, другие поменяют направление и сферу деятельности и т.д.

Оптимизация в сфере здравоохранения должна, по замыслу реформаторов, оздоровить медицинскую сферу. Сегодня наблюдается дефицит сотрудников узкого профиля, например, врачей-неврологов, нейрохирургов и т.д. На их фоне количество медиков общей практики представляет существенный переизбыток. Поэтому врачам предложили пройти курсы повышения квалификации и сменить профиль.

Кроме того, в рамках данной оптимизации было предусмотрено и избавление от лишней недвижимости, находящейся на балансе ведомства. Так, например, начали уплотнять больницы, объединяя несколько лечебных учреждений в одно. Допустим, был стационар, роддом и поликлиника. Их объединили и создали лечебный комплекс, где пациент может получить все услуги разом. Появилась возможность оснастить такие центры функциональным оборудованием. Ведь раньше требовалось всего в тройном размере, а тут в одном. Поэтому освободились средства на закупку более дорогостоящего оборудования.

Правда, на этом фоне многие заговорили о том, что пустующие помещения больниц попросту продадут коммерческим медицинским организациям, и население будет лишено бесплатной медицины в достаточно существенном объеме.

Не так давно федеральная власть ввела стимулирующие выплаты медработникам в 2019 году. Целью такой помощи государства является поощрение сотрудников здравоохранения, чтобы они были заинтересованы в своей работе. Какие условия и порядок получения материальной поддержки?

Нормативные акты, регулирующие предоставление льгот

Регулирование стимулирующих выплат медработникам в 2019 году осуществляется на основании нескольких нормативных актов. Первым из них является , а именно статья 129. В ней указано понятие заработной платы и типы выплат сотрудникам организаций.

Другим регулирующим правовым актом является , которое устанавливает системы оплаты труда людей, работающих в бюджетных, автономных и казенных предприятиях. Также имеется , закрепляющий список стимулирующих поощрений, факторы, по которым определяют возможность предоставления добавки к заработной плате.

В ином приказе перечисляется перечень показателей эффективности, которые необходимы для решения вопроса о стимулировании рабочих.

Локальный документ о выплатах для стимуляции

Каждая больница должна разрабатывать собственный документ, который регулирует выплаты сотрудникам. Называется он «Положение о выплате стимулирующих надбавок медицинским работникам» и считается дополнением к соглашению коллектива, который оформляется на один год.

В данном документе должны содержаться следующие данные:

  • источник, из которого выделяются денежные средства на оплату поощрений медработникам;
  • список сотрудников, имеющих право претендовать на дополнительные выплаты;
  • процедура начисления денег;
  • величина ежемесячной доплаты;
  • перечень критериев, которые применяются для проверки качества работы персонала медицинского учреждения.

Образец Положения о стимулирующих выплатах медицинским работникам в каждой больнице практически одинаковый.

Кто вправе претендовать на материальное поощрение?

Чтобы получать выплаты стимулирующего характера медицинским работникам, специалисту необходимо обязательно иметь сертификацию по специальности. Также сотруднику требуется показать хорошую работу. Ведь при принятии решения о поощрении учитывается производительность каждого работника медицинского учреждения.

Региональная власть сама устанавливает перечень должностей, которые вправе пользоваться денежными пособиями. Не попадают в льготную категорию следующие работники здравоохранения:

  • администрация учреждения. Рассчитывать на материальное поощрение могут заведующие, но только в том случае, если они непосредственно предоставляют медицинские услуги;
  • медработники, которые принимают участие в программе «Здоровье», а именно оказывают помощь в процессе родов, ухода за грудничками, а также другие врачи, работающие вместе с ними;
  • сотрудники медучреждений, осуществляющим помощь по высоким технологиям.

Критерии, по которым оценивается труд медицинского персонала

Стимулирующие выплаты врачам назначаются после оценки качества их работы. В ходе проверки учитываются следующие факторы:

  1. Качество выполненной работы за месяц.
  2. Объем предоставленных мед. услуг.
  3. Длительность работы в учреждении.
  4. Количество непрерывного трудового стажа.
  5. Уровень квалификации.
  6. Работа по совместительству.
  7. Индивидуальный повышающий коэффициент.

В связи с наличием данных факторов становится понятно, что осуществление материального поощрения работникам больниц полностью зависит от того, как будет произведена работа. Это является оптимальной мотивацией для работников здравоохранения.

Процедура начисления

Порядок того, как начисляются стимулирующие выплаты медработникам, регулируется локальным документом, в котором закрепляются правила оплаты труда в больнице. В конце каждого месяца начальник подготавливает приказ, в соответствии с которым медицинским работникам выплачиваются материальные поощрения.

Также руководство должно в конце месяца создать перечень сотрудников с указанием сведений о проделанной ими работе. Если врач не справился со своими должностными обязанностями, то надбавку могут не выдать. Решение о вручении поощрения принимает специальная комиссия, в состав которой входят:

  1. Председатель профсоюза.
  2. Старшая медсестра.
  3. Заведующий отделением.

Медперсонал оповещают о том, какие оценки они получили за работу. Комиссия оценивает деятельность по бальной системе. Для отказа в предоставлении президентских выплат медработникам в 2019 году необходимы серьезные основания. К примеру, доктор не выполнял свои обязанности или грубо нарушил дисциплину труда.

Если в бухгалтерии сотруднику не выдали премию, то нужно потребовать предоставление приказа, на основании которого действует бухгалтер. В нем обязательно указываются причины отрицательного решения. Если работник не согласен с решением руководства, то он вправе его обжаловать.

Кроме стимулирующих выплат, врачам и всем остальным работникам в медицинской сфере положен ряд других государственных преференций. К ним относятся:

  • года и другие ;
  • льготные потребительские .

Примерный расчет размера надбавки

Расчет стимулирующих выплат медработникам производится в зависимости от проделанной работы. К примеру, заработная плата доктора равна 20 тысячам рублей. Повышающий коэффициент после оценки работы по установленным критериям составляет 0, 2. В результате материальное поощрение будет равняться 4 тысячам рублей. Этот пример расчета приблизительный, он зависит от многих факторов.

Получают ли выплаты при совмещении и замещении?

Согласно Положению о стимулирующих выплатах медицинским работникам людям, замещающим других сотрудников, также предоставляют дополнительные денежные компенсации. Но при этом должен быть соблюден документальный порядок оформления совместительства.

Стимулирующие выплаты медработникам в 2017-2018 годах обсуждались на самом высоком уровне во многих регионах страны. Принятые решения должны способствовать если не существенному увеличению оплаты труда медиков, то хотя бы созданию более спокойной рабочей обстановки в коллективах медучреждений. О том, что такое стимулирующие выплаты, какими законодательными и локальными документами они определяются и какие изменения в законодательстве коснулись этих доплат за последнее время, пойдет речь в данной статье.

Что такое Положение о стимулирующих выплатах медицинским работникам?

Система оплаты труда медработников регулируется федеральным законодательством и включает в себя базовые, компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты (ст. 129 Трудового кодекса РФ). Базовая часть зарплаты выплачивается медикам в обязательном порядке, компенсационная часть зависит от условий труда работников, стимулирующая — от эффективности их трудовой деятельности.

Основным нормативным актом, устанавливающим схему оплаты труда медиков, является Постановление Правительства РФ № 583 «О введении новых систем оплаты труда…» от 05.08.2008. Согласно пп. 3, 4, 5 утвержденного постановлением № 583 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений (далее — Положение), базовые, компенсационные и социальные выплаты в составе ежемесячной оплаты труда медработников — величины, строго регламентированные федеральным и региональным законодательством; в определении же размеров стимулирующих доплат своим сотрудникам медучреждение обладает некоторой самостоятельностью.

В соответствии с п. 6 постановления № 583 Минздравсоцразвития России разработаны и утверждены профессиональные квалификационные группы, критерии и рекомендации по разработке примерных положений об оплате труда работников учреждений.

Ориентируясь на эти рекомендации, а также принятые на их основании рекомендации единой трехсторонней комиссии (в составе Правительства РФ, профсоюзов и работодателей) по регулированию трудовых отношений в бюджетной сфере и региональных властей, каждое медучреждение разрабатывает систему стимулирования медработников. В итоге данная система получает отражение во внутреннем документе организации — положении о стимулирующих выплатах.

Утверждается это положение в каждой конкретной медорганизации лишь на 1 год, так как дающая рекомендации по установлению систем оплат труда трехсторонняя комиссия делает это, согласно ст. 135 Трудового кодекса, ежегодно. Согласно рекомендациям Положения, в документе должны быть определены:

  • источники финансирования стимулирующих выплат;
  • категории сотрудников, имеющих право на такого рода доплаты;
  • схема начисления указанных выплат;
  • размер ежемесячной надбавки за счет средств обязательного медстрахования и предпринимательской деятельности по каждой группе работников;
  • условия, по которым будет оцениваться работа врачей и прочих медработников.

Порядок определения размера стимулирующих выплат медработникам

В соответствии с приказом Минздравсоцразвития «Об утверждении перечня видов выплат стимулирующего характера…» от 29.12.2007 № 818 поощряющие доплаты могут платиться:

Не знаете свои права?

  • за непрерывный стаж и выслугу лет;
  • результаты трудовой деятельности;
  • напряженность труда и достижения в работе;
  • качество трудовой деятельности.

При этом первые два пункта особенных вопросов не вызывают, так как являются количественными критериями и не требуют специальной оценки. Два же последних пункта — показатели качественные и потому нуждаются в разработке специальной системы, привязывающей качественные характеристики к числовым значениям.

Приказом Министерства здравоохранения РФ от 28.06.2013 № 421 утверждены Методические рекомендации по разработке органами государственной власти и местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных учреждений. В этих рекомендациях предложен перечень показателей, зависящий от должности и специализации работника, причем каждому показателю присваивается балл в зависимости от уровня выполнения или невыполнения.

К примеру, отсутствие жалоб оценивается как +1 балл, наличие хотя бы одной жалобы — 0 баллов, то есть при суммировании общая оценка не увеличивается. Оценивается также и эффективность выполнения. Например, выполнение планов по достижению соотношений заработной платы по всем категориям медицинских работников и средней заработной платы в субъекте на уровне 110% и более оценивается как +2 балла, от 100 до 110% — как +1 балл, менее 100% — как -1 балл.

В оценке эффективности труда медицинского работника имеют значение следующие факторы:

  • количество обнаруженных заболеваний;
  • случаи несвоевременной госпитализации;
  • количество возникших осложнений;
  • неверные диагнозы;
  • наличие жалоб от пациентов;
  • нарушение санитарных норм;
  • оформление документов;
  • профилактика заболеваний и т. п.

Нюансы начисления стимулирующих доплат медработникам в 2017-2018 годах

Согласно положениям абз. 3 ст. 135 Трудового кодекса РФ, Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно разрабатывает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений. При этом до недавнего времени комиссия рекомендаций по соотношению базовой, компенсационной и стимулирующих частей в оплате труда медиков не давала.

В связи с этим доля базовой части составляла 25-30%, компенсационной — 15-20%, стимулирующей — около 50% (по данным СМИ, в некоторых регионах доля стимулирующих выплат в оплате труда медработника доходила и до 70%). Таким образом, особенности расчета стимулирующей доплаты не всегда давали возможность оставлять зарплату медика на должном уровне.

С 2016 года в большинстве регионов страны ситуация начала меняться. Стремясь к выполнению указа Президента России «О мероприятиях по реализации социальной политики» № 597 от 07.05.2012, согласно которому средняя заработная плата медработников к 2018 году должна дойти до 200% средней оплаты труда в соответствующем регионе, и исполняя Решение трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений № 12 от 25.12.2015 (п. «б» ст. 37), руководство субъектов Федерации снизило размер стимулирующих выплат в составе зарплаты медработника.

В результате доля окладной части стала доходить до 55-60%, а стимулирующие выплаты снизились до 30%. Таким образом, гарантированная часть заработной платы, которая не зависит от оценок и ситуаций, увеличилась почти в 2 раза. На долю стимулирующих выплат теперь приходится лишь треть оплаты труда, что выглядит более логично, чем система, существовавшая до 2016 года.

Начавшаяся в 2011 году Программа модернизации здравоохранения, имела целью, в том числе, повысить заработок медицинских работников до 200% от среднего по соответствующему региону. Для этого было введено понятие «стимулирующие выплаты медработникам».

Кому положены стимулирующие выплаты в 2019 году

Указанная выше программа принципиально изменила систему начисления заработной платы как врачам, так и медсёстрам.

Однако под ее действие попали далеко не все работники здравоохранения.

  1. Не положены стимулирующие:
    Администрации предприятия. Заведующие могут стать исключением из правила, если занимаются медицинской практикой.
  2. Медикам, попадающим под действие программы «Здоровье», а конкретнее:
    занимающимся оказанием помощи при родах, во время ухода за младенцами;
    педиатрам, участковым терапевтам, семейным врачам, младшему персоналу, работающему с ними в тандеме.
  3. Специалистам, оказывающим высокотехнологичную помощь.

Выплата стимулирующих медикам должна способствовать активизации их деятельности, повышению уровня обслуживания населения. Больше денег тому, кто лучше помогает людям!

Стимулирующие выплаты начисляются только тем работникам, которые имеют сертификат установленного образца по основной рабочей специальности.

Документальная база Программы

Федеральное законодательство в целом регулирует оплату труда бюджетников, в том числе и медработников.

В ст. 129 ТК РФ указаны следующие виды начислений:

  • основные, иначе именуемые базовыми;
  • компенсации, зависящие от специфики региона;
  • стимулирующие;
  • социальные.


Первая, основная часть выплачивается обязательно всем без исключения. Вторым пунктом обозначены начисления, зависящие от конкретных условий работы. Они различаются по регионам. Стимулирующие выплаты медикам, интересующие нас, насчитываются исходя из оценки эффективности работы врачей и медсестер.

Базовым нормативно-правовым актом, на который опирается администрация медучреждения, является Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 (далее - Положение).

В этой бумаге сказано, что все части дохода, кроме стимулирующей, тружеников медицины строго регламентируется центральными и региональными законодательными актами. А вот стимулирующие отдаются на откуп медучреждению.

Администрация предприятия обязана издать документ, регламентирующий стимулирующие выплаты труженикам здравоохранения, затем, ознакомить тружеников с его содержанием!

Где разрабатываются критерии поощрения

На основании п. 6 указанного выше постановления Минздравсоцразвития разработаны и направлены во все учреждения рекомендации, обязательные к исполнению при разработке внутренних документов. Руководствуясь этой бумагой, каждая организация утверждает собственное Положение о стимулирующих выплатах медицинским работникам.

Поинтересуйтесь у администрации медучреждения содержанием вышеуказанного документа, для того чтобы понимать, как именно производятся начисления.

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Контроль профсоюза

При разработке и утверждении рекомендаций медучреждениям, Правительство РФ советуется с профсоюзами.

Это формат называется трехсторонней комиссией, в которой еще принимают участие работодатели. Заседает она ежегодно, следовательно, рекомендациями снабжает администрации медучреждений тоже раз в год.

А это означает, что Положение о стимуляции труда деньгами тоже должно утверждаться на местах только на указанный период.

В нем отражаются отражены следующие моменты:

  • источники финансирования, из которых станут выплачивать стимулирующие (создается специальный фонд на предприятии);
  • категории специалистов, подпадающих под действие Положения;
  • конкретная схема начисления с разделением на финансирование из: средство обязательного страхования и денег, полученных от предпринимательской деятельности;
  • критерии эффективности труда медиков.

Нюансы начислений

Приказ Минздравсоцразвития от 29.12.2007 № 818 «Об утверждении перечня видов выплат стимулирующего характера…» содержит ряд конкретных факторов, подлежащих поощрению, а именно:

  • продолжительность и непрерывность стажа;
  • итоги работы;
  • достижения, связанные с напряженностью деятельности;
  • качество труда.

Первые два критерия обычно понимаются однозначно, они являются количественными показателями. А вот, чтобы оценить уровень эффективности, качества, напряженности и результативности, пришлось создать специальную методику. Министерство здравоохранения приказом от 28.06.2013 № 421 предложило региональным ведомствам перечень показателей эффективности, которые следует учитывать при решении вопросов стимулирования, описанных в Методических рекомендациях.


Согласно указанному документу, факторами, характеризующими эффективность труда медиков, являются:

  • сколько недугов по своему профилю доктор выявил на ранней и запущенной стадии;
  • как много неправильных диагнозов он допустил;
  • были ли случаи несвоевременности госпитализации;
  • сколько выявлено осложнений после операций (иных манипуляций с телом);
  • жалобы и нарекания клиентов;
  • ошибки и неточности в ведении документов;
  • антисанитария;
  • прочее.

Осуществляет оценку эффективности специально созданная в организации комиссия. Ежемесячно этот орган издает специальный экспертный оценочный Акт, являющийся основанием для приказа о стимулирующих.

Вышеназванные критерии необходимо описать в Положении об оплате труда предприятия. Министерство здравоохранения региона обязано установить своим документом минимальную величину каждого из перечисленных факторов.

Если по окончании года выяснится, что у больницы образовались неиспользованные средства в рамках Программы, их можно выплатить медикам (годовая премия).

Как отражается совмещение и замещение на размере стимулирующих

Медработникам часто приходится трудиться за отсутствующего априори или временно товарища. Это далеко не всегда приводит к повышению зарплаты.

Совместителям стимулирующие начислят только в том случае, если их дополнительные обязанности оформлены должным образом, то есть трудовым договором. Врачам, которые заменяют своих коллег-отпускников, тоже могут доплатить. Но и подобный вид совмещения следует оформлять дополнительным соглашением.

Совмещение должностей в рамках основного договора не подлежит дополнительному стимулированию.

Лишение стимулирующих


Кому платить, а когда отказать, решает руководитель организации. Законом обязательность начисления стимулирующих медикам не закреплена , что предполагает гипотетическую вероятность лишения этой части зарплаты.

Для этого необходимо серьезное основание, например, минусы по всем вышеперечисленным критериям (ничего врач не делал) или грубое нарушение трудовой дисциплины.

Если столкнулись с отказом в начислении какой-либо части заработной платы, требуйте приказ руководства, на основании которого действовал бухгалтер. В этой бумаге ищите основания. Только после их изучения стоит принимать решение о подаче жалобы.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

В связи с работой по исполнению так называемых, Майских указов Президента РФ (от 2012) в 2017 году произошло серьезное перераспределение финансирования частей, из которых состоят зарплаты медиков. Наблюдается снижение стимулирующих медикам по всей России.

Уменьшение размера поощрительных выплат происходит двумя способами.

В первом случае, ссылаясь на необходимость выполнения федерального законодательства, увеличивали базовую часть оклада. При этом некоторые виды стимулирующих урезали или вовсе отменяли.

Во втором случае сокращали выплаты, которые не регулируются государственными нормативными актами. В основном это коснулось поощрений за качество и интенсивность работ.

С конца 2018 г. изменился порядок расчетов и размер страховых взносов на ОМС неработающего населения, в том числе, в части возрастания стоимости медуслуг. Увеличение таких показателей должно повлечь и соответствующее возрастание оплаты труда медработников, рассчитываемой, исходя из числа обслуживаемых граждан с данным видом ОМС. Однако изменится ли реально оплата труда медработников или эта очередная рокировка в рамках бюджета ФФОМС - покажет лишь практика.

В 2019 г. продолжится перераспределение денежных средств с целью выравнивания показателей оплаты труда бюджетников. Оплата труда медработников должна приводиться в соответствии со средней зарплатой в целом по региону.

Запланированное для младшего медперсонала повышение на 4,3% в 2019 г., на 3,8 в 2020-м и на 3,4% в 2021 г. фактически индексирует оплату труда на уровень инфляции.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию. Подписывайтесь на наши обновления!

Что делать при отмене стимулирующих выплат

27 января 2017, 11:39 Мар 3, 2019 13:50

Расходы на зарплаты педагогов, врачей и соцработников в бюджете снизятся на 34 млрд руб. Благодаря статистическим ухищрениям с расчетом средней зарплаты по стране это не нарушит майских указов президента

Недорост зарплат

Изменение правил расчета средней зарплаты в регионах позволило правительству в 2016 году уменьшить ассигнования на оплату труда педагогических, медицинских и социальных работников на общую сумму 34,2 млрд руб., следует из пояснительной записки к проекту федерального бюджета на 2016 год (есть у РБК). Майские указы, требующие повысить зарплаты бюджетников, при этом не будут формально нарушены.

Как уже писал РБК, правительство в сентябре утвердило постановление о «совершенствовании статистического учета», согласно которому понятие среднемесячной зарплаты в том или ином регионе заменено понятием среднемесячного дохода от трудовой деятельности. «В отличие от старого показателя, который рассчитывался только по кругу наемных работников организаций, новый показатель охватывает весь круг лиц, работающих по найму», — отмечается в документе. В результате уровень средней зарплаты в регионах России снизится.

Благодаря постановлению бюджетные ассигнования на зарплаты педагогических работников федеральных учреждений будут сокращены на 24,1 млрд руб., на зарплаты медработников — на 9,218 млрд руб., и еще 919 млн руб. правительство сэкономит на повышении оплаты труда другим работникам соцсферы (по сравнению с параметрами, пред​​усмотренными в законе о бюджете на 2015 год, где были показатели на плановый период 2016-2017 годов).

«Это распоряжение правительства — путь к «бумажному» выполнению майских указов без реального повышения зарплат врачей и учителей», — пояснял в сентябре федеральный чиновник.

Один из программных майских указов президента 2012 года требует повышения зарплат работникам соцсферы, но не в абсолютных величинах, а в привязке к уровню средней зарплаты. К 2018 году зарплаты врачей, преподавателей вузов и научных сотрудников должны вырасти до 200% от средней зарплаты в регионе, а зарплаты соцработников, медсестер, школьных учителей и некоторых других категорий должны быть доведены до 100% от этой величины. Владимир Путин не раз повторял, что майские указы пересмотру не подлежат: без оглядки на кризис и прочие обстоятельства намеченные цели должны быть достигнуты.​

Скорая помощь: минус 66%

В целом на программу «Развитие здравоохранения» в 2016 году будет выделено 332,129 млрд руб., что на 16% ниже, чем в 2015 году (уменьшение составит 62,6 млрд руб.). Ранее, правда, планировалось еще более серьезное сокращение финансирования: по сравнению с планами, заложенными в закон о бюджете-2015, финансирование программы удалось увеличить на 21,7%, но в основном благодаря передаче трансфертов из Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Одновременно по некоторым направлениям расходы уменьшились по сравнению с планом, ​​больше всего — финансирование подпрограммы развития скорой помощи (на 66%), управления развитием отрасли (на 55%), профилактики заболеваний и развития первичной помощи (на 42%).

Расходы на программу «Развитие образования» в 2016 году снизятся и по сравнению с прошлым годом, и по сравнению с плановыми показателями трехлетнего бюджета — там предполагалось небольшое повышение к прошлому году, но из новых параметров следует снижение на 9,1%, до 403,994 млрд руб. На изменение расходов, как отмечается в пояснительной записке, повлияло уменьшение ассигнований на подпрограмму дошкольного образования на 31,6 млрд руб. и подпрограмму профессионального образования на 3,454 млрд руб.

Объем бюджетных ассигнований по разделу «Социальная политика» в 2016 году по сравнению с 2015-м вырастет на 223,155 млрд руб., в том числе за счет увеличения межбюджетных трансфертов бюджету Пенсионного фонда на 198,7 млрд руб., а также выплаты пенсий бывшим военным в объеме 23,1 млрд руб.