Биография. Латышские стрелки Стучка петр иванович основные научные труды

Родился в Кокнесской волости Рижского уезда Лифляндской губернии в семье крестьянина. Учился на юридическом факультете С.-Петербургского университета, который окончил в 1888. В последующие 9 лет был присяжным поверенным.

С образованием РСДРП примкнул в большевикам. В 1904 являлся одним из создателей Латышской социал-демократической партии, которая вскоре объединилась с РСДРП. Активный участник Великой Октябрьской социалистической революции. После ее свершения П. И. Стучка стал одним из создателей органов советской юстиции, участвовавшим в подготовке всех важнейших законопроектов, в том числе Декрета о суде. С декабря 1917 по март 1918 он занимал должность народного комиссара юстиции РСФСР. В марте-августе 1918 - член коллегии, затем заместитель народного комиссара иностранных дел РСФСР. В июле возглавлял Следственную комиссию по делу о левоэсеровском мятеже в Москве. С декабря 1918 по январь 1920 - председатель Советского правительства Латвии и одновременно с марта 1919 председатель ЦК Компартии Латвии.

С 1921 П. И. Стучка вновь на ответственной работе в органах советской юстиции - заместитель Наркома. С момента образования Верховного Суда РСФСР, в 1923, Стучка был бессменным его руководителем до конца жизни.

Наряду с большой практической работой по становлению органов юстиции и суда молодого Советского государства, Петр Иванович Стучка много внимания уделял научной и творческой деятельности. В 1925-1927 был главным редактором 1-й советской Энциклопедии государства и права, автором множества статей на правовые темы, одним из виднейших теоретиков советского законодательства.

П. И. Стучка скончался 25 января 1932; урна с прахом захоронена в Кремлевской стене на Красной площади в Москве.

В апреле 1918 года в Москве состоялся 1-й Всероссийский съезд областных и губернских комиссаров юстиции. Его работой руководил заместитель наркома юстиции Д. И. Курский. Это было одно из первых крупных мероприятий по становлению пролетарского суда. На съезде Курский выступил с большим докладом, аргументировано обосновав необходимость установления системы единого народного суда без ограничения подсудности. Свою идею он начал проводить в жизнь осенью того же года, когда в ранге Народного комиссара юстиции произнес на заседании ВЦИКа довольно убедительную речь. 30 ноября 1918 года декретом ВЦИК было утверждено «Положение о народном суде РСФСР».

Портрет члена Всероссийского Учредительного собрания П.И.Стучка работы Ю.К.Арцыбушева

Пётр Ива́нович (Петерис Янович) Сту́чка (латыш. Pēteris Stučka, 14 (26) июля 1865 14 - 25 января 1932) - юрист, советский государственный деятель.

Биография

Латыш. Из крестьян Рижского уезда, сын учителя. В 1888 году окончил юридический факультет Петербургского университета. Учился и жил вместе с Я. Плиекшансом (Райнисом). С ним совместно был главным редактором латышской демократической газеты «Dienas Lapa», также они являлись виднейшими деятелями латышского общественно-политического движения «Jaunā Strāva» (Новое течение).

С 1888 по 1897 работал помощником присяжного поверенного в Риге.

В 1895 году после десятилетнего романа в письмах женой Стучки стала Дора Христофоровна Плекшан , сестра Райниса. Именно она вовлекла жениха и брата (будущих символов латышской революции) в социалистическую революционную деятельность.

В 1897 году Стучка и Райнис арестованы за революционную пропаганду. После 7-месячного тюремного заключения семья Стучек жила в Витебске (1897-1899), позднее он был сослан в Вятскую губернию. Вначале жил в городе Слободском, но вскоре перевелся в Вятку где служил в земстве, а жена забросив медицину организовала светский музыкальный салон .

С 1903 по 1906 гг. вновь в Витебске под надзором полиции. Кроме того ему было запрещено проживание в Латвии и университетских городах, а в состав Витебской губернии входила Латгалия, населенная в основном (67%) латгальцами-латышами. Здесь Стучка получает место юрисконсульта у местных мануфактурщиков и не бедствует.

Под руководством П. Стучка в июне 1904 года в Риге нелегально был проведен 1й съезд социал-демократических организаций Латвии. На съезде была образована Латышская социал-демократическая рабочая партия (ЛСДРП).

В 1906 году вернулся в Ригу, где председательствовал на объединительном съезде Латышской с.-д. партии, которая получила название Социал-демократическая партия Латышского края и стала территориальной частью РСДРП.

С 1907 года жил в Петербурге. С 1915 обеспечивал связь руководства СДЛК с ЦК и ПК РСДРП.

После Февральской революции был членом большевистской фракции исполкома Петроградского совета.

Активный участник Октябрьской революции. Связующее звено между Смольным и латышскими стрелками. Член Всероссийского Учредительного собрания от большевиков.

Председатель следственной комиссии Петроградского ВРК.

В марте 1918 - комиссар юстиции Петроградской трудовой коммуны. С 18 марта 1918 года - нарком юстиции РСФСР. Под руководством Стучки закладывались основы советского правосудия. Он был одним из авторов декрета о суде № 1. «Наш проект Декрета № 1 о суде, - вспоминал впоследствии Стучка, - встретил во Владимире Ильиче восторженного сторонника. Суть декрета заключалась в двух положениях: 1) разогнать старый суд и 2) отменить все старые законы ». Декрет устанавливал два вида судов: народные суды и революционные трибуналы. Народные суды создавались как общегражданские, а ревтрибуналы - для наиболее важных дел, главным образом, о контрреволюционных преступлениях. Декрет упразднял институты судебных следователей, прокурорского надзора, присяжной и частной адвокатуры.

Именно дипломированный юрист Стучка стоял у истоков новой судебной системы где основой права провозглашалась революционная целесообразность.

В марте - августе 1918 Стучка - член коллегии, затем заместитель наркома иностранных дел.

С 1923 года председатель Верховного суда РСФСР.

Главный редактор 1-й советской «Энциклопедии государства и права» (1925-1927).

Один из создателей и директор (с 1931) Института советского права.

Кандидат в члены ЦК РКП(б) (1918-1919, 1920-1921), член ЦК РКП(б) (1919-1920).

Умер 25 января 1932 года в Москве. Был кремирован, прах помещён в урне в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.

На Старосеменовском кладбище похоронена (умерла 18 апреля 1899) теща Стучки и мать Райниса Дарта Плиекшане , которая жила в Витебске у своей дочери Доры. На гранитном валуне, лежащем недалеко от ворот кладбища укреплена плита с надписью на белорусском и латышском языках: «1828-1899. На этом кладбище похоронена мать латышского поэта Райниса Дарта Плиекшане. » Памятный знак был установлен в 1991 году, его автор - скульптор Вильнис Титанс.

Стучка, Петр Иванович

Стучка П. И.

(1865-1932; автобиография ) - род. 14 июля (ст. ст.) 1865 г. в Лифляндской губ., в крестьянской латышской семье. После окончания юридического факультета в петербургском университете возвращается в Ригу; практически работал в качестве присяжного поверенного. С 1888 г. по 1897 г. с некоторым перерывом состоит главным редактором газеты "Диенас Лапа", являвшейся идейным центром так называемого "нового течения", объединяющего все наиболее радикальные и марксистски настроенные элементы латышской крестьянской интеллигенции и также некоторую часть городского пролетариата. - После закрытия газеты "Диенас Лапа" и ареста в 1897 г. С. высылается на 5 лет в Вятскую губ. Из ссылки появляются в латышском марксистск. журн. "Социалдемократс" (издававш. в Берне под ред. Розыня-Азиса) работы об аграрных отношениях в Прибалтийском крае, о политич. свободе и др. После ссылки работает в витебской организации, принимая непосредственное участие во всех съездах латышск. соц.-дем. В партии большевиков с 1903 г. В 1906 г. работает в гор. Риге, принимая самое активное участие в партийной работе, ведя определенную борьбу как с появившимися в латышск. партии меньшевиками, так и с анархистами. В 1906-07 гг. был избран председат. Центр. комит. латышской с.-д. рабочей партии. Латышскими батраками и крестьянами была выставлена его кандидатура во II Госуд. Думу, но правительство позаботилось о ее снятии. В 1907 г. уезжает в Петербург, выступая и в следующие годы в латыш. партийной и рабочей печати, то в полемике против латыш. меньшевиков, то со статьями по аграрному, национальному и др. вопросам. В то же время появляются его статьи (под псевдон. "Ветеран") в большев. журн. "Просвещение". После Февральской революции - член большев. фракции петрогр. совета рабочих депутатов. После Октябрьской революции -

в 1917-18 гг. народный комиссар юстиции; затем член коллегии Нар. ком. иностр. дел; в 1918-19 гг., когда в Латвии была власть Советов, - председатель советского правительства Латвии и в то же время член ЦК ВКП(б). В 1921 г. замест. нар. комисс. юстиции. С 1923 г. - председ. Верховного Суда РСФСР и представитель компартии Латвии в Коминтерне. Со времени Октябрьской революции С. выпущен ряд брошюр на латышск. языке, в связи с событиями в Латвии, исследование об аграрной революции, перев. 1 т. "Капитала" К. Маркса; на русском языке - "Революц. роль права и госуд." (1921), "Учение о госуд. и конституции РСФСР", "Конституция СССР в вопросах и ответах" и др. (См. "Кал. Комм. ", 1926 г.).

[С 1924 председатель Интернациональной контрольной комиссии Коминтерна. В 20-е годы Главный редактор первой советской Энциклопедии государства и права.]


. 2009 .

Смотреть что такое "Стучка, Петр Иванович" в других словарях:

    Советский государственный и партийный деятель, один из основателей Коммунистической партии Латвии. Член Коммунистической партии с 1895. Родился в… … Большая советская энциклопедия

    СТУЧКА (Stucka) Петр Иванович (Петерис) (1865 1932), латышский политический деятель, писатель, юрист. Один из организаторов КП Латвии. С 1918 нарком юстиции. В 1918 20 председатель Советского правительства Латвии. С 1919 заместитель наркома… … Энциклопедический словарь

    - … Википедия

    - … Википедия

    СТУЧКА Петр Иванович - (Петерис Янович) (14(26).07. 1865, Кокнесская волость, Латвия 25.01.1932, Москва) теоретик права, советский государственный и партийный деятель. После окончания юридического ф та Петербургского ун та (1888) активно включился в революционную… … Русская Философия. Энциклопедия

    Юрист, парт. и гос. деятель, писатель. Род. в Кокнесской волости Латвии. Окончил юрид. ф т Петерб. ун та. В РСДРП с 1895, участник обеих рус. революций, один из организаторов ком. движения в Латвии. Занимал ряд… … Большая биографическая энциклопедия

    - (Петерис) (1865 1932) политический деятель, писатель, юрист. Один из организаторов КП Латвии. С 1918 нарком юстиции. В 1918 20 председатель Советского правительства Латвии. С 1919 заместитель наркома юстиции, с 1923 председатель Верховного суда… … Большой Энциклопедический словарь

    Пётр Иванович Стучка Пётр Иванович (Янович) Стучка (лтш. Pēteris Stučka, 26 июля 1865 25 января 1932) писатель, юрист, политический деятель Латвии и Советского Союза. Один из организаторов КП Латвии. Главный редактор 1 й советской Энциклопедии… … Википедия

    Петр Иванович (26 июля 186 – 25 янв. 1932) – один из основателей Коммунистич. партии Латвии и Советского Социалистич. государства в Латвии. В 1888 окончил юридич. ф т Петерб. ун та. Революц. деятельность начал в студенч. годы. С. принадлежал к… … Философская энциклопедия

    Петр Иванович (парт. псевд. Ветеран) (14(26).VII.1865 25.I.1932) сов. гос. и парт. деятель, один из основателей Коммунистич. партии Латвии. Чл. Коммунистич. партии с 1895. Род. в семье крестьянина под Ригой. В 1888 окончил юридич. ф т Петерб. ун… … Советская историческая энциклопедия


Источник: Электронный каталог библиотеки юридического факультета СПбГУ

Алексеева, Л. Б.
Шаров, А. Н.

П. И. Стучка о государстве и праве

Всякая наука на определенном этапе развития обращается к своей истории. То внимание, которое в последнее время уделяется советской юридической наукой ее истокам, свидетельствует, что этот момент на-ступил и для нее. Одной из самых ярких фигур на теоретическом фронте первых лет Советской власти является, несомненно, П. И. Стучка — революционер, государственный деятель, ученый. Жизнь и деятель-ность этого человека непосредственно связаны с историей социалистической революции в России, с историей становления и развития первого в мире социалистического государства, с историей развития марксист-ско-ленинской науки о государстве и праве.

Теоретическое наследие П. И. Стучки весьма значительно. Авторы данной статьи не ставят своей целью дать исчерпывающий анализ всей его теоретической деятельности, они ограничиваются задачей сделать краткий обзор его общего учения о государстве и праве.

Оценка теоретических взглядов П. И. Стучки и определение его ме-ста в истории советской юридической науки предполагают прежде всего знание и учет тех условий, в которых он создавал свои работы, и тех це-лей, которые он перед собой ставил. Первые шаги советская юридиче-ская наука делала в трудный период осуществления революции, граж-данской войны, создания основ социалистической государственности. В. это время формируется теоретическое кредо П. И. Стучки. Его взгляды в области общей теории государства и права развиваются в не-посредственной связи с практикой социалистической революции, совет-ского строительства, и эта практика положена в основу его методологического подхода к изучению сущности государства и права.

Создание нового государственного аппарата, новой системы права на обломках разрушенной государственности самодержавной России требовало переосмысления всех категорий юридической науки в соответствии с требованиями времени. Социалистическая революция не только выдвигает задачу дальнейшей разработки проблем государства и права, но и предоставляет широчайшие возможности для развития юридической науки на базе практики социалистического строительства.

Философской основой учения П. И. Стучки является марксизм-ленинизм. Рассматривая вопросы сущности государства, он часто отсылает читателя к соответствующим произведениям классиков марксизма, а его статья «Государство и революция» непосредственно основана на одноименном произведении В. И. Ленина. Обоснование понятия права П. И. Стучка находит в работах К. Маркса, в частности в «К критике политической экономии», «Капитале» и др. П. И. Стучка «подверг критическому анализу на базе широкого исторического материала все важ-нейшие юридические категории, понятия, институты, он показал, какое наследие в области права достается рабочему классу и как он должен им распоряжаться: что он должен решительно отбросить и что в какой-то мере использовать».

Однако теоретические взгляды П. И. Стучки нельзя сводить к рецепции и переосмыслению отдельных положений буржуазной юридиче-ской науки. Его творчество — постоянная борьба за обоснование материалистического понимания государства и права, против юридического позитивизма, нормативизма, социологической и психологической школ права. Естественно, эта борьба не могла не сказаться на окончательных выводах П. И. Стучки, ибо, противопоставляя свою позицию буржуаз-ным теориям, он должен был делать упор на противоположном понима-нии явления. Е. Б. Пашуканис впоследствии указывал, что «в то время, когда П. И. Стучка выступал со своими работами, основной удар при-ходилось наносить по нормативным и идеологическим теориям. Это был главный враг, и поэтому естественно, что у П. И. на первое место была выпячена материально-объективная сторона права, неразрывная связь с экономикой, с базисом». И в таком сложном переплетении фактиче-ских и теоретических обстоятельств выкристаллизовывается основа его понятий государства и права.

Основная задача работ П. И. Стучки в области общей теории государства заключалась в обобщении взглядов К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина по этому вопросу и систематизированном их изложении. Большая работа проделана им по дальнейшему развитию марксистской теории государства на основе опыта социалистической революции в Рос-сии и советского строительства. Впервые в социалистической юридиче-ской науке П. И. Стучкой было дано общее определение понятия социалистического государства и сделано теоретическое обоснование его Конституции. В предисловии к работе «Учение о государстве пролета-риата и крестьянства и его Конституции СССР и РСФСР» он пишет: «Я старался всюду вместо лишнего теоретического балласта давать на первом месте сведения, практически необходимые. Но основная моя цель была дать для всего этого материала правильную марксистскую точку зрения».

П. И. Стучка выделяет следующие характерные черты марксистского учения о государстве: революционно-диалектический метод иссле-дования, классовый подход к сущности всякого государства и, следова-тельно, признание временного характера всякого государства, новое по-нимание классов и классовой борьбы как движущей силы истории, соотношения государства и масс, роли партии, самоопределения наций, наконец, реализацию теоретических выводов на практике при построе-нии социалистического государства.

Основное положение П. И. Стучки в теории государства — соответ-ствие реального порядка общественных отношений интересам господ-ствующего класса, защищенным его организованной силой. В свете этой концепции государство является организацией господствующего класса для закрепления и охраны тех общественных отношений, в которых данный класс заинтересован: «. . .если самый общественный класс в своем существе определяется его ролью в производстве, то, встав у власти, класс в государстве, или, вернее, в государственной власти, в первую голову создает аппарат завоевания, упрочения, развития своей роли в производстве».

Свое общее определение понятия государства П. И. Стучка основывает на известном положении «Манифеста Коммунистической партии» о государстве как организации господствующего класса. Он пишет: «Мы Всякое государство называем классовою организацией человеческого общества, или, что в действительности то же самое, организацией господствующего класса, имеющею основной своей задачей или целью — господство этого класса». В этом определении сконцентрирован опыт всей марксистско-ленинской теории государства, имевшийся в то время.

П. И. Стучка несколько расширяет это определение, вводя в него в качестве внешних признаков государства такие элементы, как населе-ние, территория и государственная власть: «Мы можем одновременно принять и общепризнанные внешние признаки этой организации: тер-риторию, население и государственную власть, на которых мы должны подробнее остановиться уже просто по практическим соображениям. Мы таким путем можем прийти к пояснению, что государство является клас-совой организацией общества, охватывающей определенную территорию и относящееся к этой территории население в его совокупности и фор-мально объединенную под суверенной государственной властью».

В этом развернутом определении проявляется понимание П. И. Стучкой государства как классовой организации управления об-ществом, с одной стороны, и как определенным образом организованного на определенной территории населения, подчиненного суверенной государственной власти, — с другой, что, несомненно, расширяет содер-жание понятия государства. Из трех элементов государства, признавае-мых Стучкой, решающее значение, бесспорно, принадлежит государ-ственной власти. Согласно его общей концепции, «первоначальной го-сударственной властью была фактическая сила», и только впоследст-вии, с окончательным формированием классов, она приобретает харак-тер нормированного принуждения с использованием публичной власти и ее вещественных придатков: армии, полиции и т. д. «Государствен-ная власть от отдельных „целевых" мероприятий переходит к организо-ванным методам общих приказов —закон и применение этих законов — в отдельных случаях непосредственно или через особые судебные органы».

П. И. Стучка всегда подчеркивает классовый характер государственной власти: «. . .государственная власть является властью одного класса над другим классом или другими классами». Он категорически отвергает принцип «разделения властей» как совершенно устаревший и к советской системе неприменимый, неоднократно подчеркивая, что со-ветский государственный аппарат должен не только исполнять декреты и указы, он должен управлять государством.

В общей связи с понятием государственной власти П. И. Стучка раскрывает и сущность формы и функций государства. Исходя из понятия государственных отношений как властеотношений, он предста-вляет формы и функции государства как формы и функции государственной власти. Характерно, что завершающая (XV) глава «Учения о государстве пролетариата и крестьянства» названа весьма примечательно: «Последнее действие: государство отмирает». Это логическое завершение концепции П. И. Стучки, согласно которой государство как орга-низация господствующего класса для защиты его собственных интере-сов, отражающих угодный ему порядок общественных отношений, отми-рает. Для него государство не вечный, а находящийся в движении институт, для которого он намечает «только твердую тенденцию, а не готовую схему». Теоретическое обоснование процесса отмирания госу-дарства П. И. Стучка находит в работах К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина. Конкретные его черты он видит в постепенном сужении роли принуждения, последовательном развитии экономической функции государства, возрастании роли хозяйственных органов, «управляющих экономическим оркестром» до того момента, когда для осуществления этой функции уже не нужна будет государственная машина.

Несомненный интерес представляют и взгляды П. И. Стучки в области общей теории права. Основные теоретические работы его посвя-щены именно этой проблеме. И если в вопросе о государстве П. И. Стучка мог опереться на значительное количество марксистской литературы, то с правом дело обстояло значительно сложнее, ибо, как указывал он сам, «марксизм не излагал новой философии права, не дал сразу нового понимания права, но он дал метод и материал для такого понимания». При выработке платформы, на которой возможно эффективное исследование вопросов теории права, П. И. Стучка предлагает три основных принципа: материалистическое понимание права, диалектический метод исследования права, классовый интерес как определяющий фактор в праве.

Он отмечает, что, несмотря на то, что само «производство права» приняло форму крупного фабричного производства, а для применения и истолкования его созданы настоящие храмы, «где священнодействия жрецов этого права протекают по всем методам крупного производ-ства», право оставалось таинством, чем-то непонятным для простого смертного. Материалистическое понимание права П. И. Стучки формируется в борьбе с юридическим позитивизмом, волюнтаризмом и дру-гими буржуазными теориями права. Прежние учения о праве дали об-щее его понятие, составленное, по характеристике Ф. Энгельса, идеоло-гически, априорно: «Сперва из предмета делают себе понятие предмета; затем переворачивают все вверх ногами и превращают отражение пред-мета, его понятие в мерку для самого предмета». В норме права П. И. Стучка видел лишь форму права, его субъективный элемент, и чтобы окончательно отмежеваться от буржуазного юридического миро-воззрения, он предлагает раз и навсегда порвать с идеалистической фи-лософией права.

В поисках элемента права, не зависящего от воли и сознания лю-дей, определяющего характер и форму позитивного права, П. И. Стучка обращается к реальным общественным отношениям, которые были по-ложены в основу социологического определения права. Однако, понимая ограниченность социологической школы, он указывал, что «социологическое направление, там где оно договорилось до понятия общественных отношений и общественного порядка, столкнулось со столь же непонятным для него понятием общества или с красным призраком классовой борьбы и вновь оказалось в тупике». В этих условиях глав-ной задачей работ П. И. Стучки было выявление классовой сущности права. Он пишет: «Я ставлю на первое место вопрос о классе, чтобы подчеркнуть, что мне нет столько дела до правовых вопросов, сколько до вопросов классовых, другими словами, до основных вопросов марксистского мировоззрения, т. е. в конечном выводе — коммунизма».

Итак, что такое право в понимании П. И. Стучки? В «Руководящих началах по уголовному праву РСФСР» П. И. Стучка формулировал оп-ределение права следующим образом: «Право — это система (или по-рядок) общественных отношений, соответствующая интересам господствующего класса и охраняемая организованной силой его (т. е. этого класса)». П. И. Стучка признавал необходимость разработки более совершенного понятия права и впоследствии определял его как «форму организации общественных отношений» и, наконец, под влиянием критики— как систему норм (при обязательном условии признания классового интереса в праве) «вместе или рядом» с системой общественных отношений. Однако он неоднократно возвращался к определению пра-ва, данному в «Руководящих началах», считая его наиболее соответствующим марксистскому пониманию права.

Основным возражением П. И. Стучке в дискуссиях по вопросу об определении общего понятия права (и это возражение не снято практи-чески и сегодня) было то, что он свел право к экономике, «утопил право в базисе», на что П. И. Стучка, отвечая оппонентам, замечал, что спор по существу сводится не к взаимоотношению базиса и надстройки, а к тому, где искать основное понятие права: не в нормах, не в психиче-ском переживании, а в системе реальных общественных отношений. М. С. Строгович, давая в общем совершенно правильную оценку теоретическому наследию П. И. Стучки, отмечает в то же время, что «право-вые нормы П. И. Стучка рассматривал как определенный аспект права, но считал, что суть права в правовых отношениях. Это первый и основ-ной недостаток воззрений Стучки». При такой оценке определения права П. И. Стучки упускается из виду та положительная роль, кото-рую сыграло это определение, вскрывающее материальную и классовую сущность права.

Кроме того, анализ учения П. И. Стучки о трех основных формах права не дает оснований для такой оценки. Основным признаком той си-стемы общественных отношений, которые охватываются понятием права, согласно точке зрения П. И. Стучки, служит «ее соответствие интересам господствующего класса, что и является основанием ее охраны со стороны организованной власти этого класса». Следовательно, признаком права, по мнению П. И. Стучки, является охрана его организованной силой господствующего класса, причем главную цель этой власти он видит именно «в охране этого порядка как соответствующего интересам или обеспечивающего интерес того же господствующего класса».

Общее понятие права П. И. Стучка строит на основании практиче-ского решения вопросов, связанных с установлением нового порядка об-щественных отношений в ходе социалистической революции. Процесс революционного движения пролетариата обусловил концепцию примата классового интереса в установлении определенного порядка обществен-ных отношений. П. И. Стучка указывал, что «основной момент права за-ключается не в законе, а в правоотношении, т. е. в системе общественных, и только общественных, отношений». Однако этот порядок не может быть реализован, пока он не осознан. И в этой связи возникает одна из важнейших проблем юридической науки —проблема классового интереса и правосознания.

Как отражение в сознании людей их классового интереса система общественно-политических идей, принципов, правосознание выступает у П. И. Стучки как абстрактная форма порядка общественных отноше-ний, т. е. права в объективном смысле: «У нас, конечно, не могло быть такой абсолютной веры в закон; декреты нового правительства были обязательны, но рядом с ними — революционная совесть и революцион-ное (впоследствии социалистическое) правосознание». С другой стороны, организация пролетариата как господствующего класса требовала создания новой системы законодательства, регламентирующего статус нового общества. В этих условиях закон выступает у П. И. Стучки как конечная абстрактная форма права. «Не юридическое отношение создает право по существу; оно есть „лишь формальное осуществление" эконо-мического отношения». Однако «без этой формы экономическое отно-шение не будет правовым, а только фактическим».

Таким образом, общественные отношения в качестве правовых отношений у П. И. Стучки существуют в трех формах: одной конкретной и двух абстрактных, и в соответствии с этим право как система или поря-док этих отношений существует также в трех формах: в форме системы конкретных отношений, в форме осознания этой системы (правосозна-ния) и, наконец, в форме выражения ее в системе норм права. Говоря о взаимосвязи этих форм, он указывает, что чаще всего они не совпа-дают друг с другом. Система конкретных отношений как наиболее подвижная не всегда охватывается правосознанием, а тем более не всегда отражается в нормах права, и, с другой стороны, не все законы «гласят», т. е. имеют своим основанием реальные общественные отношения. В то же время П. И. Стучка подчеркивает, что правовыми эти отноше-ния могут стать только тогда, когда они находят отражение в абстракт-ной форме закона.

Рассматривая три формы права в их взаимосвязи, П. И. Стучка отмечал взаимное влияние одной формы на другую, безусловно отдавая предпочнение первой. Подводя итог проделанной работе в области разработки общей теории советского права, П. И. Стучка писал: «Мне вы-пала доля в своей книжке впервые внести в теорию права классовую точку зрения. Я попытался вскрыть классовую подоплеку векового течения — естественного или философского права как классовой программы буржуазии. Я также показал, что наука права не могла сделаться наукой пока и потому, что она не стала и не могла стать на классовую точку зрения. Я эти вопросы поставил, и верная постановка вопроса, даже при неверном ответе, стоила бы тех листов бумаги, которые РСФСР потратила на эту книжку. Я буду очень рад, если кто-нибудь внесет серьезные поправки в наше определение».

Оставляя в стороне те критические замечания, которые были выска-заны в адрес П. И. Стучки его современниками, в основном высоко ценившими его теоретические работы, следует сказать несколько слов о той «критике» 1938 г., в результате которой работы П. И. Стучки, как и Е. Б. Пашуканиса и ряда других теоретиков, были признаны вреди-тельскими и преданы забвению, а его имя было вычеркнуто из истории советской юридической науки. П. И. Стучке было предъявлено обвине-ние в прямом или косвенном отношении к подрывной деятельности против советского государства. На 1-м совещании по вопросам науки Советского государства и права Вышинский указывал, что П. И. Стучка и его последователи «ликвидировали право как особую специфическую общественную категорию, утопили право в экономике, лишили его активной творческой роли». Вышинский не учитывал, что, будучи последовательным марксистом, отстаивая материалистическую позицию в вопросах понятия права, П. И. Стучка объективно вынужден был пере-нести центр тяжести на изучение «самого предмета», реального отноше-ния между людьми, а не производного от него — нормы, установленной или санкционированной государством. Он выступал против фетишиза-ции закона, но не отрицал активной его роли. «Мы должны избегать всяких теорий ревизионизма и экономизма, преподающих нам бессилие революционного закона над буржуазными производственными отноше-ниями. Но мы одинаково осторожно должны относиться и к революци-онным законникам, верующим во всемогущество революционного декре-та», — писал он.

Неоднократно арестовывался, был в ссылках. В 1911-1914 сотрудник большевистских газет "Звезда" и "Правда", др. изданий, юрид. консультант большевист. фракции 4-й Гос. Думы. С 1915 обеспечивал связь рук-ва СДЛК с ЦК и ПК РСДРП, один из руководителей Латышского района (парт. секции) Петроградской организации большевиков.

Участник Февр. рев-ции 1917, один из организаторов учред. собр. легального ПК большевиков, на к-ром 2 марта кооптирован в ПК от Латыш, р-на. С 3 марта член комиссии по возобновлению издания, а затем сотрудник газ. "Правда". Введён в состав исполкома Петросовета от СДЛК, член бюро исполкома. С 7 марта один из ред. органа СДЛК газ. "Циня" ("Борьба"). Участник Всерос. совещания Советов РСД (29 марта - 3 апр.) и собрания делегатов - с.-д. 4 апр., на к-ром выступил В.И. Ленин с Апр. тезисами. Был членом правления и юрисконсультом большевист. изд-ва "Рабочая печать". Один из руководителей 13-й конф. СДЛК (апр., Москва), выступал с докладами об автономии Латвии (обосновывал необходимость гос. объединения авт. Латвии с рев. Россией) и по агр. вопросу (его предложения: национализация крупной зем. собственности и конфискация помещичьих земель, создание крупных обществ. с.-х. пр-тий). Дел. 7-й (Апр.) Всерос. конф. РСДРП(б) ^24-29 апр.) от Петрогр. орг-ции. В мае участвовал в конф. Рижской орг-ции СДЛК, выступил с информацией о решениях 7-й парт. конф., с докладом о задачах СДЛК в связи с выборами рижской Гор. думы. 12-17 мая участвовал в работе 2-го съезда Объединённого Совета депутатов латыш, стрелк. полков в Риге, принявшего резолюцию в поддержку большевист. лозунга "Вся власть Советам!". 21 мая заседание ЦК СДЛК приняло решение создать в Петрограде Бюро ЦК СДПК во главе со Стучкой для координации действий с ЦК РСДРП(б)"

Дел. 1-го Всерос. съезда Советов РСД (июнь): вошёл во ВЦИК в составе исполкома Петросовета: член крестьянской и материально-правовой комиссий ВЦИК. В июне избран гласным выборг. районной думы и как её представитель вошёл во Врем. центр. Гор. думу Петрограда. С кон. июня тяжелобольной Стучка находился на даче, что спасло его от ареста после Июльских событий в Петрограде. Заочно избран членом ЦК на 5-м съезде СДЛ (Рига, 9-19 июля) и дел. на 6-й съезд РСДРП(б). Пребывая на даче, регулярно посылал статьи в "Циню", разъясняя обстановку в Петрограде, призывая к подготовке соц. рев-ции; написал очерк "Демократия и капитализм" (опубл. в сб. "Социал-демократ", сент., Петроград), в к-ром подчёркивал взаимосвязь борьбы за подлинную демократию с борьбой за социализм, указывал на способность рабочего класса повести за собой всех трудящихся на соц. рев-цию. 13 авг. избран заочно гласным рижской Гор. думы. 21 авг. приехал в Ригу, но в связи с занятием города герм. войсками в кон. авг. вернулся в Петроград. Продолжал возглавлять Бюро ЦК СДЛ. В сент. член большевист. фракции Демокр. совещания. В своих статьях в газетах СДЛ призывал к подготовке вооруж. восст. за власть Советов, пoдчёркивал, что будущее Латвии - в союзе с будущей рев. Россией. По заданию ЦК РСДРП(б) один из организаторов съезда Советов Северной обл. (Петроград, 11-13 окт.), избран чл. Севоблисполкома. Участвовал в подготовке созыва 2-го Всерос. съезда Советов РСД.

С 24 окт. находился в Смольном, по заданию Севоблисполкома и Петрогр. ВРК поддерживал связь с латыш, стрелками и др. рев. частями Сев. фронта, прикрывавшими Петроград. Член Президиума 2-го Всерос. съезда Советов РСД (25-27 окт.): выступил 26 окт. с заявлением о поддержке Декрета о мире (см. "2-й Всерос. съезд Советов..:, М- Л., 1928, с. 65): избран чл. ВЦИК. С 6 нояб. член Президиума ВЦИК, возглавлял Юрид. отдел ВЦИК, пред. Следств. комиссии Петрогр. ВРК. С 16 нояб. врио наркома юстиции (до 13 дек.), совм. с М.Ю. Козловским разработал проекты декрета "Об уничтожении сословий и гражд. чинов", "Декрета о суде" и др. С 13 дек. член коллегии Наркомата юстиции. 16 дек. назначен комиссаром по ликвидации старых и организации новых суд. учреждений в Петрограде.

С 31 дек. представитель трудящихся Латвии (избран ЦК СДЛ) на переговорах о мире с Германией, эксперт сов. делегации по латв. делам. На заседании ЦК РСДРП(б) 18 февр. 1918 поддержал требование Ленина о немедленном согласии на подписание мира на герм. условиях [см.: "Протоколы ЦК РСДРП(б)", с. 204] С нач. марта комиссар юстиции Петрогр. трудовой коммуны. Дел. 7-го съезда РКП(б) (6-8 марта), избран канд. в чл. ЦК. С 18 марта нарком юстиции РСФСР; участвовал в разработке первой Конституции РСФСР 1918. С авг. на др. гос. работе. Дел. 3-5-го Всерос. съездов Советов; избирался чл. ВЦИК.

Использованы материалы статьи ВН. Заботина в кн.: Политические деятели России 1917. биографический словарь. Москва, 1993