Произведение михалкова а у. Пять самых известных произведений сергея михалкова. Самый главный великан»

ЗАГАДКИ О ТРЁХ ПОРОСЯТАХ

ЧИТАТЕЛИ ВСЕХ ПОКОЛЕНИЙ,
ГОДОВ ЭДАК С ТРЁХ И ДО СТА,
ЕМУ ОТДАЮТ БЕЗ СОМНЕНИЯ
СВОИ ДУШИ, СЕРДЦА, ГОЛОСА

ВИКТОРИНА ДЯДИ СТЁПЫ

ПЕСЕНКА ТРЁХ ПОРОСЯТ

13 марта - день рождения известного поэта, писателя, баснописца Михалкова Сергея Владимировича, подарившего всем нам знаменитого героя Дядю Стёпу.

При оформлении страницы использованы материалы журналов "НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА" № 3, 2003, "Отчего и почему" № 11-12, 2000, № 5-6, 2002, Российская детская энциклопедия загадок.

СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ МИХАЛКОВ

(13 марта 1913 - 27 августа 2009)

Мы стихов немало знаем,
Дядю Стёпу уважаем.
И прививок не боимся -
Быть здоровыми стремимся,
Песенку друзей поём.
Замечательно живём!

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ

***
Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек - копытца.
Трое их - и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои, что за сказка?

***
Хрю-хрю-хрю -
Каких три братца
Больше волка не боятся,
Потому что зверь тот хищный
Не разрушит дом кирпичный

Как зовут братцев-поросят?

СПИСОК СЦЕНАРИЕВ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

1.[Стихи детей, посвящённые С.В. Михалкову] // Детская литература. - 1998. - № 3. - С. 96-97.
2.Адонина Е.В. Поэт из страны детства: [урок-путешествие по произведениям С.В. Михалкова] / Е. В. Адонина // Начальная школа. - 2003. - № 3. - С. 28-31.
3.Алексеева И. В. По страницам произведений С.В. Михалкова: [сценарий занятия с элементами театрализации] / И. В. Алексеева // Начальная школа. - 2003. - № 3. - С. 53-54.
4.Бирюкова Л.П. Любимых детских книг творец: [сценарий библиотечного праздника, посвящённого С.В. Михалкову] / Л. П. Бирюкова // Начальная школа. - 2003. - № 3. - С. 39-44, 46-47.
5.Бразюль Г.В. Театрализованное представление "Вот компания какая!" : [литературные игры по творчеству С. В. Михалкова] / Г. В. Бразюль // Педсовет. - 2003. - № 8. - С. 3-5.
6.Весёлый день с Сергеем Михалковым : [литературный праздник для уч-ся 1 кл.] // Читаем, учимся, играем. - 1998. - № 8. - С. 123-124.
7.Дырина С. Кроссворд "Профессии" (по произведениям С.В. Михалкова). Кроссворд "Животные (по произведениям С.В. Михалкова) / С. Дырина // Начальная школа. - 2003. - март (№ 9). - С. 4, 13.
8.Зурабова К. Дело было вечером: [утренник, в основу которого легли стихи С. Михалкова] / К. Зурабова // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 3. - С. 70-74.
9.Казанцева С. В. Сильный, смелый дядя Стёпа и другие персонажи: [литературный утренник о С.В. Михалкове и его произведениях] / С.В. Казанцева // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2009 . - № 8.- С. 10-12.
10.Коромыслова С.П. Добрый и весёлый Сергей Михалков: [библиотечный урок в 3 классе] / С. П. Коромыслова // Начальная школа. - 2003. - № 3. - С. 32-34.
11.Кроссворды по произведениям С.В. Михалкова // Начальная школа. - 2003. - № 3. - С. 48-50.
12.Лежнева О.С. Талант добрый и весёлый: [литературное мероприятие по творчеству С.В. Михалкова] / О. С. Лежнева // Досуг в школе. - 2002. - № 4. - С. 9-10.
13.Мартемьянова Т.Г. Воспитание искусством слова: [материал для бесед о произведениях С.В. Михалкова, викторина] / Т. Г. Мартемьянова // Начальная школа. - 2003. - № 3. - С. 22-27.
14.Мартынова В.С. Мы едем, едем, едем... : [сценарий праздника, посвящённого С.В. Михалкову] / В. С. Мартынова // Начальная школа. - 2003. - № 3. - С. 35-36.
15.Насибова Б.А. Лучший друг ребят: [сценарий праздника, посвящённого С.В. Михалкову] / Б. А. Насибова // Начальная школа. - 2003. - № 3. - С. 37-38.
16.Овсянникова И.Н. Праздник непослушания: [методическая разработка урока внеклассного чтения по повести-сказке С.В. Михалкова "Праздник непослушания"] / И. Н. Овсянникова // Начальная школа. - 2003. - № 3. - С. 50-51.
17.Самкова Н.С. Читаем стихотворение С.В. Михалкова "Фома" / Н. С. Самкова // Начальная школа. - 2003. - № 3. - С. 52.
18.Соколова О. Жизнь и творчество Сергея Владимировича Михалкова: [методическая разработка урока, посвящённого С.В. Михалкову] / О. Соколова // Начальная школа. - 2002. - ноябрь (№ 47). - Вкладка. - С. 12-13.
19.Тухватулина В.М. В гостях у Михалкова: [сценарий занятия с участием родителей и детей] / В. М. Тухватулина // Начальная школа. - 2003. - № 3. - С. 55-57.
20.Царенко Л. Три поросёнка: [сценарий театрализованной постановки по сказке С. В. Михалкова] / Л. Царенко // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 8. - С. 14-17.
21.Царенко Л. Три поросёнка: по мотивам сказки С. В. Михалкова: [спектакль] / Л. Царенко // Я вхожу в мир искусств. - 2002. - № 2. - С. 75-80.
22.Шиповская Н. "Дяде Стёпе - 68, Михалкову - 90!" : [вопросы для игр, головоломка, конкурсы] / Н. Шиповская // Начальная школа. - 2003. - март (№ 9). - С. 4, 13.

Библиотечный плакат на полку

Размер плаката 1024х723.

Размер файла - 227 кб.

Кликните по эскизу, чтобы увеличит и скачать

МОЗАИКИ

"Дядя Стёпа" (архив - 695 кб)

"Три поросёнка"
(архив - 747 кб.)

ВИКТОРИНЫ

"Стихи Сергея Михалкова" : викторина для младших школьников. Программа считает количество правильных ответов и затраченнное на игру время.
Архив - 2 мб.

"Весёлая компания Сергея Михалкова": викторина PowerPoint-2003 по стихам и поэме "Дядя Степа". Архив - 4,1 мб.

"Викторина дяди Стёпы": викторина PowerPoint-2007 по поэме "Дядя Степа". Архив - 2,3 мб.

БАСНИ И СТИХИ ЕГО
ЗНАЮТ ВСЕ ДО ОДНОГО.
НЕ ПРОЧТЁШЬ НИГДЕ ТАКОГО,
ТОЛЬКО В КНИЖКАХ
МИХАЛКОВА.

Сергею Владимировичу Михалкову
Вячеслав Дуликов

Идет по Москве волшебник
Весенним солнечным утром,
Высокий и несогбенный,
Как все волшебники, мудрый.

Идет, а ему навстречу -
Прохожих добрые лица...
Улыбкой, журчащей речью
Встречает его столица...

Поэта и баснописца,
Сатирика-летописца,
Создателя сказок и гимна,
Что в душах звучал призывно...

Идет от Дома Ростовых,
По переулкам к Арбату,
По виду чуть-чуть суровый,
Ершистый и угловатый.

А кто-то промолвит тихо: -
Да это же дядя Степа,
Такому лихо -не лихо,
Такому мала Европа...

Он родом, как мы, из детства,
Куда нам от детства деться...
Для всех дорогой собеседник,
Недаром ведь он - волшебник!

Хоть полсвета обойдёшь,
Обойдёшь, обойдёшь,
Лучше дома не найдёшь,
Не найдёшь, не найдёшь!

У меня хороший дом.
Новый дом, прочный дом,
Мне не страшен дождь и гром,
Дождь и гром, дождь и гром!

Я, конечно, всех умней,
Всех умней, всех умней!
Дом я строю из камней,
Из камней, из камней!

Никакой на свете зверь,
Не ворвётся в эту дверь,
В эту дверь, в эту дверь!

Нам не страшен серый волк,
Серый волк, серый волк!
Где ты ходишь, глупый волк,
Старый волк, страшный волк?

Никакой на свете зверь,
Хитрый зверь, страшный зверь,
Не откроет эту дверь,
Эту дверь, эту дверь!

Волк из леса никогда,
Никогда, никогда
Не вернётся к нам сюда,
К нам сюда, к нам сюда!

1 . Из районных великанов
Самый главный великан,
По фамилии _______ (?),
И по имени Степан.

Какая фамилия была у дяди Стёпы?

2. Шёл с работы дядя Стёпа -
Видно было за версту.
Уважали дядю Стёпу
За такую высоту.

Какие прозвища дяде Стёпе дали дети за его высокий рост?

3. Лихо мерили шаги
Две огромные ноги...

Обувь какого размера покупал себе дядя Стёпа?

4. Я скажу вам по секрету,
Что в милиции служу,
Потому что службу эту
Очень важной нахожу!

Кем служил в милиции дядя Стёпа?

5. Он шагает по району
От двора и до двора.
И опять на нём погоны,
С пистолетом кобура.

В каком воинском звании служил дядя Стёпа?

6. Сильный смелый и серьёзный,
Он достиг своей мечты
В изученье дали звёздной,
В покоренье высоты.
Чтобы выполнить заданье
На ракетном корабле,
Неземные испытанья
Проходил он на Земле.

Кто из семейства Степановых стал космонавтом?

***
- Я строить из камней решил,
Хочу, чтоб дом мой крепким был.

Да это долго - из камней,
Сплетём из веток, так быстрей!

А я избушку из соломы
За три часа сложу любому.

Определи, кому принадлежат эти слова.

РАССКАЖЕТ КАЖДЫЙ ИЗ РЕБЯТ
ПРО ТРЁХ ВЕСЁЛЫХ ПОРОСЯТ:
КАК ЖИЛИ - НЕ ТУЖИЛИ
И ВОЛКА ОБХИТРИЛИ.
ДАВАЙ-КА МЫ В ГОСТЯХ У НИХ
СЕГОДНЯ ПОБЫВАЕМ,
УВИДИМ БРАТЦЕВ ОЗОРНЫХ,
И ИХ ЗАГАДКИ ОТГАДАЕМ


***
Волк с лисой до крика спорил
На опушке под сосной:
"Первым дом Наф-Наф построил,
А потом Нуф-Нуф - второй".
Но в ответ лисица нервно:
"Слушай, Серый, ты не прав.
Дом Ниф-Ниф построил первым,
А вторым - как раз Наф-Наф!".

Молвил филин: "В спор мудрёный
Мне бы не хотелось лесть,
Но у вас определённо
По одной ошибке есть".
Разобраться в споре том
Помоги скорее им:
Кто построил первым дом,
Третьим кто и кто вторым?

Четыре года назад, 27 августа 2009 года, умер российский и советский писатель Сергей Михалков. В этом году автор многочисленных стихов для детей и басен мог бы отметить свое столетие.

Несмотря на то, что творчество поэта часто подвергалась критике, вклад Михалкова в отечественную литературу неоспорим. Сегодня "Российская газета” решила вспомнить самые значимые и известные произведения Сергея Михалкова. Многим они знакомы с детства.

Гимн

Текст российского гимна написан Михалковым в 2000 году. Не секрет, что в его основе лежит гимн Советского Союза. Всего же Сергей Владимирович трижды приложил руку к государственному гимну: первый раз в 1943 году, когда руководство страны решило отказаться от "Интернацинала”; второй раз в 1977 году, когда появилась новая Конституция страны; и третий раз в 2000 году уже в новой России.

Дядя Степа

Поэма про Степанова Степана, отличающегося огромным ростом, впервые была опубликована в 1936 году. Стихи "Дядя Степа” рассказывают о советском человеке с положительным характером. Дядя Степа стал героем еще трех поэм-продолжений: "Дядя Степа - милиционер”, "Дядя Степа и Егор” и "Дядя Степа - ветеран”. Стихи про дядю Степу стали настолько популярными, что появились конфеты "Дядя Степа”, а в Москве и Кемеровской области персонажу поставили памятники.

В доме восемь дробь один
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин,
По прозванью Каланча,
По фамилии Степанов
И по имени Степан,
Из районных великанов
Самый главный великан.

Шел трамвай десятый номер (Одна рифма)

Еще одно известное стихотворение Михалкова рассказывает о событиях в трамвае N10, который некогда ходил по Бульварному кольцу столицы. Это сатирическая история про пассажиров заканчивается поучительно: "Старость нужно уважать!” Стихотворение было экранизировано.

Фома

Еще одна сатира, на этот раз о том, что старших надо не только уважать, но слушать и доверять. Пионер Фома не верил на слово тому, что слышал, делал все наперекор советам окружающих. Так продолжалось пока упрямому Фоме не приснился сон, где его съел крокодил. Также как и стихи о трамвае эта история была экранизирована.

Мороз.
Надевают ребята коньки.
Прохожие подняли воротники.
Фоме говорят:
"Наступила зима".
В трусах
На прогулку выходит Фома.

А что у вас?

Стихотворение о хвастовстве в вечернюю пору. Ребята рассказывают друг другу о том, что у них есть: а у нас в квартире газ, а у нас - водопровод, у меня в кармане гвоздь, у кого- то кошка родила котят. Но главный вывод, о чем бы не спорили ребята, - мамы разные нужны, и неважно, кем они работают.

А из нашего окна
Площадь Красная видна!
А из вашего окошка
Только улица немножко.

Михалков С.В. - писатель, поэт, баснописец, драматург, автор двух гимнов Советского Союза и одного Российской Федерации, во время Великой Отечественной войны работал военным корреспондентом. Список произведений для детей включает сказки, рассказы, басни, загадки, былины. Творчество Михалкова учит подрастающее поколение добру, справедливости, честности, заботе об окружающем мире и людях, его произведения проходят в 1-2-3-4 классах. Легкая стихотворная форма привлекает детей, произведения подходят для первого самостоятельного чтения.

А что у вас?

Стихотворение «А что у вас?» рассказывает о важности различных профессий. Вечером во дворе ребята обсуждают специальности родителей: поваров, портных, летчиков, инженеров, вагоновожатых, учителей, докторов, пилотов, милиционеров. Произведение учит ценить и уважать любые профессии, в том числе рабочие.

Барсуки

Стихотворение рассказывает о жизни семьи барсуков. Мать прячет их в норе и не разрешает днем выбираться из нее, опасаясь охотников, которым нужен пушной зверь. Семья выходит гулять на заре, барсучиха несет малышей в зубах. До полудня они греются на солнце, а когда оно начинает припекать, мать возвращает детенышей в прохладную нору.

Беглянка

Произведение «Беглянка» рассказывает о декоративной собачке Чебурашке с надменным характером, проживающей с чрезмерно заботливой хозяйкой. Животное ни в чем не знает нужды, но ей не разрешают общаться с другими представителями ее рода и повсюду носят в корзинке. Однажды Чебурашка встречает бездомного пса и убегает с ним на свалку. С тех пор ее жизнь и характер меняются, но беглянка возвращаться домой не желает, свобода ей нравится больше.

Быль для детей

Произведение Михалкова «Быль для детей» рассказывает о тяжелом времени в истории страны - Великой Отечественной войне. Строки стихотворения пронизаны патриотизмом, восхищением русским народом, вставшим на защиту Родины и освободившим мир от фашистских захватчиков. Автор рассказывает детям как Урал, Москва, Кузбасс, Баку, Алтай, Казахстан, Узбекистан и прочие объединились для борьбы с неприятелем. Стихотворение описывает сражения, победу и восстановление страны.

Веселый турист

Произведение рассказывает о четырнадцатилетнем туристе, путешествующем налегке. Он любознателен, и мир открыт ему: волки и медведи на мальчика не нападают, быки приветствуют, туча служит крышей, гром -будильником. Турист записывает увиденное в тетрадь и заряжает окружающих своей энергией. Люди, услышав веселую песню мальчика, покидают дом и отправляются следом за ним.

Данила Кузьмич

Произведение «Данила Кузьмич» рассказывает о мальчике, который вместе со взрослыми трудится на заводе. Автор с восхищением повествует о способностях юного мастерового, наблюдая за его работой. Данила Кузьмич в свои 14 лет висит на доске почета, люди гордятся им и призывают брать с него пример.

Дядя Степа

Любимое произведение многих поколений «Дядя Степа» рассказывает о добродушном человеке высокого роста по прозванию «Каланча». Дети сопереживают великану: одежду подобрать сложно, собаки принимают за вора, когда он смотрит во двор, в кровать не помещается. Однако дядя Степа - настоящий герой и объект для подражания у ребят, он всем приходит на помощь: вытаскивает из реки тонущего мальчика, предотвращает крушение поезда, спасает птиц от пожара. Великан отправляется служить в морской флот, а после возвращения рассказывает детворе множество историй.

Дядя Степа-милиционер

Продолжение известной истории про дядю Степу повествует о его работе милиционером. Как и прежде, добрый великан спешит на помощь людям: чинит светофор и восстанавливает дорожное движение, помогает потерявшемуся на вокзале мальчику найти маму, ловит хулигана, спасает из реки бабушку. Дядя Степа рассказывает детям о важности и ответственности профессии милиционера.

Дядя Степа и Егор

Произведение повествует о рождении у дяди Степы сына Егора. Он не так высок, как отец, но очень силен. Егор - штангист, он выигрывает сразу 2 золотые медали и завоевывает титул олимпийского чемпиона. Сын дяди Степы мечтает изучать звездную даль. Он становится майором, военным летчиком и однажды обязательно полетит на Марс и передаст оттуда привет Луне.

Дядя Степа-ветеран

Произведение повествует о том, как дядя Степа становится пенсионером. Но великан по-прежнему любимец детворы, и без него не проходит ни одно мероприятие: он участвует в играх, ходит с ребятами в зоопарк, помогает Пете Рыбкину бросить курить. Дядя Степа едет в Париж, посещает музей, ресторан, общается с населением, которое зовет его «русским великаном». Вернувшись обратно, он говорит, что лучше дома места на земле нет. В конце произведения дядя Степа встречается с сыном-космонавтом и узнает, что у него родилась внучка.

Заяц во хмелю

Басня рассказывает о пьяном зайце, который хвалится перед гостями, что не боится даже льва и отправляется один по темному лесу. Однако попав в лапы хищника, косой трезвеет от страха. Благодаря подхалимству, зайцу удается избежать гибели. Басня высмеивает пьяных храбрецов, трусливых угодников, самовлюбленных личностей.

Как бы жили мы без книг?

В стихотворении автор рассуждает о невозможности жизни без литературы. Он предлагает читателю представить, что все книги вдруг исчезли: учебники, добрые сказки, Букварь. Как стало бы скучно, если бы ребят покинули их любимые герои: Чиполлино, Гулливер, Гаврош, Робинзон, Тимур, Крош. Михалков восхищается и прославляет литературу разных стран мира, проходящую через века.

Как скворец летел домой

Произведение рассказывает о скворце, который 4 дня летел домой в колхоз. Но птица не узнает прежние места: вместо луга видит разлившуюся реку. В растерянности скворец летает над водой, утки подсказывают ему, что колхоз теперь располагается дальше. Птица отправляется в путь и находит родную деревню, где дома стали еще лучше и больше, а вместо скворечника у нее дворец.

Как старик корову продавал

Произведение повествует о старике, продающем на рынке корову. Но никто не хочет ее покупать: дед честно рассказывает, что она больная, молока не дает. Молодой торговец хочет помочь старику и расхваливает животное перед людьми. Наслушавшись продавца, дед решает, что такая корова нужна самому, и он не отдаст ее никому.

Калеки в библиотеке

Стихотворение повествует о книгах-калеках, которые находятся в библиотеке в специальном больничном зале. Эти произведения «оскорблены» людьми: у одних удалены таблицы, иллюстрации, другие - изрисованы и измяты. Автор осуждает читателей, которые на книгу «как хищники глядят». Несмотря на свои звания и должности, таким людям никогда не оправдаться перед искалеченными произведениями.

Карта

Стихотворение рассказывает о солдате, забравшем из опустевшего класса карту, с которой он не расстается и во время сражений. На привале он разворачивает изображение Родины, и бойцы ищут и разглядывают свой дом: Казань, Рязань, Калугу, Баку, Алма-Ату. Однажды карта возвращается в класс: порванная осколком, со следами крови. Но ученики весят ее на почетное место.

Комар-Комарец

Произведение «Комар-Комарец» рассказывает о Медведе, работающем в аптеке. Всем он готов помочь: Пете-Петушку, Козлу, Гусю, Барбосу. Но Комар нарушает правила поведения и влетает в окно. На возмущение Топтыгина насекомое скандалит и не желает пользоваться дверью, как все звери. Злобного комара останавливает Утка, раскрыв свой клюв.

Лев и Ярлык

Басня рассказывает о Льве, на хвост которому прицепили ярлык, определяющий царя зверей Ослом. Он не решился сорвать документ самостоятельно и созвал собрание. Однако ни одно животное не посмело снять ярлык и юридически признать хищника Львом. С тех пор царь зверей начал чахнуть и однажды из его логова донеслось протяжное: «Иа».

Лесная академия

Произведение рассказывает о Майском Жуке, открывшем Академию Наук для насекомых. Стихотворение позволяет в игровой форме научить ребенка буквам. Веселое содержание и простой слог вызывают интерес у маленьких читателей и способствуют быстрому запоминанию алфавита. Произведение подходит для первого самостоятельного чтения.

Лифт и Карандаш

Стихотворение рассказывает о мальчике Саше, который пишет карандашом на стенах лифта. После этого кабина отказывается возить хулигана. Стоит Саше войти в нее, лифт застревает и не едет. Автор отмечает, что есть много ребят, у которых не по делу пишут карандаши.

Миллионер

Произведение рассказывает о богатой старухе, оставившей наследство своему псу - Бульдогу. Автор повествует о жизни собаки-миллионера: слуга возит ее на гонки, регби, бега, шеф-повар готовит разнообразные блюда. Пес живет в квартире в центре города, ездит на курорты, ходит в парикмахерскую, дает интервью, посещает клуб богачей и прочее.

Миша Корольков

Произведение рассказывает об отважном мальчике Мише Королькове, который плывет на пароходе и попадает в чужие японские воды. Корабль вынужден пристать к земле. Японцы пытаются выведать у мальчика информацию о Сахалине, предлагая сладости и угрожая избиением. Но Миша сохраняет верность Родине и не разглашает сведения. Пароход возвращают из плена, отважного мальчика встречают мама и папа.

Модное платье

Произведение рассказывает о платье, которое подарили Кате. На нем написаны десятки слов-названий городов: Лондона, Москвы, Токио, Тегерана, Марселя, Копенгагена, Парижа и других. Однако к девочке постоянно пристают с просьбой прочитать написанное, мальчишки называют ее учебником, подружки просят поносить платье.

Мой щенок

Произведение рассказывает о девочке, у которой пропал щенок. С утра он еще проказничал: перевернул жбан с медом, порвал стихи, упал с лестницы, залез в клей. А потом потерялся. Девочка очень переживает: не ест, не читает, не рисует, ждет свою собаку. И вот возвращается щенок: с опухшим носом, глазом, на хвосте жужжит пчела. Приходится девочке лечить непослушного малыша.

Находка

Стихотворение повествует о мальчике, нашедшем кошелек с пятаками. В это время по мостовой идет грустная девочка с поникшей головой. Мальчик догадывается, что он нашел ее кошелек. Но вдруг замечает, что у него из кармана пропал перочинный нож. Девочка нашла потерю мальчика и отдала ему. В ответ он возвращает кошелек.

Недотепа

В произведении «Недотепа» мама стыдит сына за отсутствие талантов: другие дети танцуют и поют, имеют награды, их рисунки публикуют на выставках. Мальчик молчит, поджав губы. Он знает, что вырастет и поедет в тайгу строить железную дорогу и по рельсам к океану помчатся поезда. И мама будет довольна и горда сыном!

Непьющий воробей

Басня повествует о воробье-трезвеннике, который попадает под влияние дурной компании и проявляет слабость, уступая приятелям. В результате опьяневшая птица оказывается под столом. С тех пор все припоминают воробью конфуз, шепчутся и не дают проходу.

От кареты до ракеты

Произведение рассказывает о стремительном развитии техники. Еще недавно люди передвигались в каретах, на воздушных шарах. А теперь города заполонили автомобили, по рельсам ездят электровозы. По воде передвигаются великаны-пароходы, по воздуху - самолеты.

Песенка друзей

Задорное стихотворение популярно у многих поколений взрослых и юных читателей. Произведение рассказывает о путешествии веселой компании друзей, в число которых входят: кот, чижик, собака, Петька-забияка, обезьяна, попугай. Стихотворение привлекает детей легким слогом, повторяющимся рефреном видов животных, что делает его легко запоминаемым. Произведение подходит для первого самостоятельного чтения.

Поиграем-Угадаем

Произведение Михалкова «Поиграем-Угадаем» представлено в форме забавных загадок. Автор предлагает детям угадать слова, спрятанные в стихотворных строках: индюка, собаку, грибы-поганки, доктора, кошку. Произведение рекомендовано для чтения взрослыми детям дошкольного возраста.

Про девочку, которая плохо кушала

Стихотворение повествует про девочку, которая отказывалась от любой еды. Тогда к Юле вызвали врача, рассказавшего ей, как питаются животные: Конь жует овес, Пес грызет кость, Слон обожает фрукты, Воробьи клюют зерно, Мишка лижет мед, Мышь любит сыр. После визита доктора девочка попросила маму ее накормить.

Про мимозу

Стихотворение рассказывает о мальчике Вите, который ничего не хочет делать сам. Его обувают, одевают, подают все, что он попросит. Автор сравнивает мальчика с мимозой в ботаническом саду, считает, что он не сможет стать пилотом, моряком, солдатом.

Слон-живописец

Басня повествует о Слоне, нарисовавшем картину и пригласившем друзей для ее оценки. Крокодила не устроило, что на пейзаже нет Нила, Тюленю не хватило снега и льда, Кроту понадобился огород, Свинье - желуди. Тогда Слон снова взялся за кисть, пытаясь угодить всем советчикам. В результате у него получилась не картина, а ералаш. Автор призывает следовать советам с умом.

Случай на зимовке

Произведение рассказывает о маленьком медвежонке, сбежавшем из берлоги, когда мама-медведица ушла на охоту. Малыш познакомился с собакой, и они весело играли. Но другие псы учуяли медведя и бросились в нападение. Малыш забрался на небольшую скалу. Мимо проходящий охотник отогнал собак и спас медвежонка.

Трезор

Произведение рассказывает о проказах щенка, который остался дома один. Он разорвал платье на кукле, зайцу выдрал шерсти клок, загнал под кровать кота, залез в уголь и улегся спать. Вернувшиеся хозяева отмыли пса и решили, что больше не оставят его одного.

Три поросенка

Сказка повествует о 3 поросятах, строивших себе дома на зиму. Ниф-Ниф сделал жилище из соломы, Нуф-Нуф - из веток и тонких палок. И только Наф-Наф построил надежный дом из камней и глины. Братья смеялись, подшучивали над ним и так расшумелись, что разбудили волка. Разбежались они по своим домам. Волк подошел к жилищу Ниф-Нифа, дунул, и солома разлетелась. Поросенок прибежал к Нуф-Нуфу, но и этот дом разрушил хищник. Тогда Братья заперлись в надежном жилище Наф-Нафа. У волка не вышло разрушить дом, и он полез в трубу, но упал в кипяток, обжегся и убежал в лес. А 3 поросенка стали веселиться и петь песню.

Финтифлюшкин

Произведение повествует о семье с необычной фамилией. Финтифлюшкины имели в роду редких талантливых кондитеров. Но Федя не признает свою фамилию и считает ее трагедией семьи. Ребята дразнят мальчика финтифлюшкой. Автор призывает детей с достоинством относиться к своей фамилии и самим делать ее великой.

Фома

Стихотворение рассказывает про мальчика Фому, который никому не верит. Ему говорят на улице дождь, но он не надевает галоши, зимой идет гулять в трусах, в зоопарке спорит с экскурсоводом. Однажды он не поверил, что в реке Нил водятся крокодилы и пошел купаться. Хищники съедают мальчика, но оказывается, что это только сон. Фома просыпается, но теперь он не верит, что аллигатор его проглотил не наяву.

Хорошие товарищи

Произведение рассказывает о настоящей дружбе. Мальчик Миша заикается, ему тяжело выговаривать слова на букву «К». Но его друзья не смеются над ним, они помогают, показывают пример и терпеливо ждут.

Хрустальная ваза

Произведение повествует о покупке 3 школьницами хрустальной вазы на день рождения учительнице. Девочки по очереди несут дорогую им вещь, но случайно разбивают. Школьницы плачут, собирается толпа, всем становится жаль Зину, Тамару и Женю. Люди покупают девочкам новую вазу, и они едут на грузовой машине, чтобы вручить подарок учительнице.

Популярные стихотворения

  • Автографы
  • Азбука
  • Андрюшка
  • Анна-Ванна бригадир
  • Аркадий Гайдар
  • Бараны
  • Беглец
  • Бедный Костя
  • Белые стихи
  • Будь готов
  • Будь человеком
  • Булка
  • Бумажный змей
  • Бюрократ и Смерть
  • В парикмахерской
  • Важный день
  • Важный совет
  • Велосипедист
  • Веселое звено
  • Веселый жук
  • Всадник
  • Где очки?
  • Герой
  • Гора моя
  • Горнист
  • Граница
  • Грипп
  • День Родины
  • Детский ботинок
  • Джинсы
  • Дятлы
  • Заяц и Черепаха
  • Зенитчики
  • Злопамятный пес
  • Зяблик
  • Казнь
  • Как из мухи сделали слона
  • Как у нашей Любы
  • Корабельная сосна
  • Кораблики
  • Котята (Считалочка)
  • Круглый год
  • Лапуся
  • Лист бумаги
  • Лыжня и пень
  • Любимые вещи
  • Людоед
  • Мальчик с девочкой дружили
  • Метеор
  • Мой боец
  • Мой друг
  • Море и туча
  • Моя тень
  • Моя улица
  • Мы с приятелем
  • Не спать!
  • Неврученная награда
  • Несбывшиеся мечты
  • О тех, кто лает
  • Облака
  • Овощи
  • Одна рифма
  • Откуда ты?
  • Охотник
  • Печальная история
  • Письмо ко всем детям по одному очень важному делу
  • Под Новый год
  • Подушечка
  • Поломанное крыло
  • Постирушка
  • Прививка
  • Про девочку, которая сама себя вылечила
  • Про Янека
  • Прогулка
  • Происшествие в горах
  • Птичий двор
  • Птичье радио
  • Пути-дороги
  • Разговор с сыном
  • Речка
  • Рисунок
  • С нами смех
  • Сашина каша
  • Светлана
  • Скворец
  • Слова и буквы
  • Служу Советскому Союзу!
  • Смена
  • Событие
  • Солдат
  • Сосна и елочка
  • Старый клоун
  • Стойкий Андрей
  • Стужа
  • Телефон
  • Товарищ
  • Толстый жук
  • Три ветра
  • Три товарища
  • Тридцать шесть и пять
  • Уточка
  • Фантазер
  • Хижина Дяди Тома
  • Холодный сапожник
  • Хороший человек
  • Храбрый Костя
  • Чемодан
  • Чепушинки
  • Чистописание
  • Чудесные таблетки
  • Школа




























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: способствовать формированию читательского интереса и раскрытию творческого потенциала младших школьников.

Задачи:

  • Расширить знания детей о жизни и творчестве С.В. Михалкова
  • Развивать память, внимание, творческое мышление, умение анализировать литературные произведения.
  • Развивать навыки сознательного чтения.
  • Воспитывать интерес к творчеству С. В. Михалкова, к его произведениям.

Деятельность учащихся:

  • Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.
  • Читать вслух целымисловами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующие темп и тон речи.

Подготовительная работа:

  • Заранее познакомить учащихся с перечнем произведений для самостоятельного чтения по теме мероприятия
  • Организовать конкурс рисунков.
  • Подготовить презентацию (вопросы и задания), дипломы и призы;

Оборудование: портрет С. В. Михалкова; выставка книг; проектор, интернет, компьютерная презентация, детские иллюстрации к произведениям.

Ход мероприятия

1. Организационный момент

(Перед началом мероприятия класс делится на две команды)

На уроках литературного чтения и самостоятельно во внеурочное время вы знакомились с жизнью и творчеством С. В. Михалкова. Сегодня мы проведем интеллектуально-познавательную игру-викторину и поговорим об удивительном человеке, отправимся в путешествие в поэтический мир Сергея Михалкова в компании веселых друзей – героев его произведений.

2. Актуализация знаний

Сергей Михалков - один из самых знаменитых детских писателей, стихи его читали в детстве ваши мамы и папы, бабушки, дедушки, а может быть и прабабушки.

Впрочем, только ли поэт С.В. Михалков?. (высказывания детей)

За долгую литературную жизнь Сергей Владимирович выпустил множество ярких, талантливых книг для детей и взрослых.

Это: стихи, басни, сказки, песни, пьесы для театра и кино. Даже сказку “Три поросенка” первым на русский язык пересказал Михалков.

3.Биография писателя.

Ребята расскажут, что же они узнали о жизни и творчестве писателя.

1 ученик: 13 марта 1913 г. - в Москве, в семье потомственных дворян Владимира Александровича Михалкова (1886-1932) и Ольги Михайловны Михалковой, урожденной Глебовой (1883-1943), родился мальчик, которого назвали в честь прадеда Сергеем.

2 ученик: Стихи Сережа начал писать с девяти лет, прятал их в заветную шкатулку со своими мальчишескими сокровищами. Однажды в дом Михалковых залезли беспризорные воришки и стащили эту шкатулку вместе с первыми поэтическими опытами. Сережа очень переживал утрату.

3 ученик: Он издавал домашний "литературно-художественный" журнал, сам он был и автором, и редактором, и художником. Читали журнал родственники и друзья.

4 ученик: Однажды отец, ничего не говоря сыну, послал несколько стихотворений известному поэту Александру Безыменскому. "У мальчика есть способности. Однако трудно сказать, будет ли он поэтом. Могу только посоветовать: пусть больше читает и продолжает писать стихи", – ответил тот. Уже в 15 лет у Михалкова вышли первые публикации.

Слайд 5

1 ученик: Школьные годы провел в Пятигорске, окончив в 1930 среднюю школу.

Работал разнорабочим на Москворецкой ткацко-отделочной фабрике, младшим наблюдателем геологоразведочной экспедиции Ленинградского Геодезического института на Алтае, внештатным сотрудником отдела писем газеты "Известия"

2 ученик: Первое стихотворение Михалкова "Дорога" было напечатано в журнале "На подъеме" (Ростов-на-Дону) в 1928г.

3 ученик: Знакомство, дружеская критика, а потом и творческая дружба с писателями Фадеевым, Маршаком и Чуковским окончательно определили литературную судьбу Михалкова.

Слайд 6

4 ученик: В 1935 в журнале "Пионер" Михалков опубликовал стихотворение для детей "Три гражданина". За ним последовали другие детские стихи: "Веселый турист", "Упрямый Фома", "Мы с приятелем", "Дядя Степа", вошедшие в первую книгу стихов С.В. Михалкова (1936).

Слайд 7

Басни и стихи его
Знают все до одного
Не прочтёшь нигде такого,
Только в книжках Михалкова.

А вы, ребята, внимательно читали произведения Сергея Владимировича? Сейчас узнаем.

(команды получают задание в бумажном варианте)

4. Викторина.

1 конкурс. Вспомните названии произведения:

  • “А........у вас?”
  • “Дядя..................”
  • “Три.................”
  • “Мой.......................”
  • “Зайка.....................”
  • “Тридцать шесть и....................”
  • “Про..............”
  • “Песенка...................”
  • “Как старик.................продавал”
  • “Мы с.......................”

2 конкурс. Кто не знает Дядю Степу?

В доме восемь дробь один
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин,
По прозванью “каланча”...

Узнали произведение? Кто помнит отрывки из этого произведения?

И в Америке,
И в Европе,
И в Нью-Йорке,
И в Конотопе
Твердо знают люди одно –
Если шлешь письмо
Дяде Степе –
К Михалкову придет оно.

“Почему?” (ответы детей)

Да потому, что именно Сергей Владимирович Михалков придумал этот стихотворный рассказ о Дяде Степе. Он сам очень похож на своего героя Дядю Степу, добродушного, сильного, заботливого.

(Молодой Сергей Михалков читает поэму "Дядя Степа")

Поэма “Дядя Стёпа” стала классикой русской и советской детской литературы.

Это сказка-быль. А есть ли продолжение истории о дяде Стёпе? (ответы детей)

“Дядя Степа – милиционер”, “Дядя Степа и Егор”, “Дядя Степа – ветеран”

С.В. Михалков прожил долгую жизнь и вместе с советским народом участвовал в разгроме фашистов.

Во время Великой Отечественной Войны Михалков был военным корреспондентом. Ему приходилось писать очерки, заметки, стихи и юмористические рассказы для взрослых. А для детей Михалков в это время не писал.

В первый год войны у Михалкова родились такие строки:

Но никогда такой народ,
Как русский наш народ,
Не упадет и не умрёт
И в рабство не пойдет

После войны Михалков продолжает литературную деятельность, работает в разных жанрах детской литературы, создаёт пьесы для детских театров, сценарии для мультфильмов.

К 2008 году суммарный тираж книг Сергея Михалкова насчитывает около 300 миллионов экземпляров.

Физминутка.

Михалкова знают дети
Самый лучший он на свете!
Все стихи его чудесны-
Озорны и веселы,
А на них сложили песни,
Слушайте же, вот они.

Вместе с героями мультфильмов послушаем “Песенку друзей” слова, которой написал С.В. Михалков

http://www.youtube.com/watch?v=rqceEodDe5Q

3 конкурс. Угадай произведение

Кто на лавочке сидел,
Кто на улицу глядел,
Толя пел,
Борис молчал,
Николай ногой качал

“А что у вас?”

И про наших двух ужей,
Двух ежей и двух чижей
Знают в нашем новом доме
Все двенадцать этажей

“Мы с приятелем”

День лежу, второй лежу,
Третий в школу не хожу.
И друзей не подпускают,-
Говорят, что заражу!...

“Грипп”

Нет, я не спорю, не сержусь –
Я не спеша на стул сажусь
И начинаю кое-как
С одной ноги снимать башмак.

“Не спать!”

“Да-ет ко-ро-ва мо-ло-ко”.
Перо цепляется за “ко”
И клякса черная, как жук,
С конца пера сползает вдруг.

“Чистописание”

4 конкурс. Узнай произведение по предмету

(Ведущий показывает предмет или рисунок, дети должны назвать стихотворение, которому соответствует этот предмет.)

1. Медицинский градусник. (Стихотворения "Тридцать шесть и пять", "Грипп")

2. Велосипед. (Стихотворение "Несбывшиеся мечты")

3. Ружье. (Стихотворение "Андрюшка")

4. Кошелек. (Стихотворение "Находка")

5. Клетка для птиц. (Стихотворение "Зяблик")

6. Светофор. (Стихотворение "Дядя Степа – милиционер")

7. Шприц. (Стихотворение "Прививка")

5 конкурс. Вспомните название стихотворения и попробуйте продолжить его

Слайд 15-16-17

В доме восемь дробь один
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин,
По прозванью......... Каланча

Вы послушайте ребята,
Я хочу вам рассказать:
Родились у нас котята –
Их по счету...... ровно пять
- Мы гуляли по Неглинной,
Заходили на бульвар,
Нам купили синий-синий
Презеленый..................красный шар

Это только трус боится
На укол идти к врачу.
Лично я при виде шприца
................................... Улыбаюсь и шучу.

Хорошенько посмотрите -
Это просто мальчик Витя,
Мамин Витя,
Папин Витя
Из квартиры номер шесть.
Это он лежит в кровати
С одеялами на вате,
Кроме плюшек и пирожных,
......................................... Ничего не хочет есть.

Мы везем с собой кота,
Чижика, собаку,
Петьку-забияку,
Обезьяну, попугая –
................................... Вот компания какая!

Мороз.
Надевают ребята коньки.
Прохожие подняли воротники.
Фоме говорят:
- Наступила зима. -
В трусах
На прогулку....................... выходит Фома.

Старик посмотрел на корову свою:
- Зачем я, Буренка, тебя продаю? -
Корову свою не продам никому -
Такая скотина............................! нужна самому

Очень бабушку люблю,
Все равно - и ей грублю.
Очень деда обожаю,
Но и деду..................... возражаю...

Я крутился, я крутился,
А потом я “приземлился”
От кровати в двух шагах
И.........................в руках... с подушечкой

6 конкурс. Загадки

Слайд 18-19

Что вы знаете, ребятки,
Про мои стихи-загадки?
Где отгадка, там конец.
Кто подскажет - молодец!

Важно по двору ходил
С острым клювом крокодил,
Головой весь день мотал,
Что-то громко бормотал.
Только это, верно, был
Никакой не крокодил,
А индюшек лучший друг.
Угадайте - кто?...

Не зовут собаку Шавкой,
И не спит она под лавкой,
А глядит она в окошко
И мяукает как кто?...

Да! Индюк! Признаться, братцы,
Трудно было догадаться!
С индюком случилось чудо –
Превратился он в верблюда!
Стал он лаять и рычать,
По земле хвостом стучать.
Я запутался, однако,
Он верблюд или... кто?...

Верно, верно! Угадали,
Будто где ее видали!
А теперь давайте с вами
В лес поедем за грибами.
Посмотрите-ка, ребята:
Тут – лисички, там – опята.
Ну а это, на полянке,
Ядовитые... Что? ...

Что? Поганки? Неужели?
Но поганки захотели
Стать полезными грибами
И пришли на кухню сами
И сказали: - Как хотите,
Хоть зажарьте, хоть сварите. –
Обожаем поваров!
Ненавидим... Кого?...

То, что я сказал вам, - тайна!
Догадались вы случайно,
Это был большой секрет...
Но от вас секретов нет!

7 конкурс. Блиц-турнир.

Слайд 20-21

А сейчас мы проведем блиц-турнир и определим победителей.

(бумажный вариант раздается командам)

  1. Когда и где родился С.В. Михалков?
  2. Сколько лет было С.В. Михалкову, когда он впервые написал стихотворение?
  3. В каком стихотворении ребята затеяли спор о профессиях мам?
  4. Какое предложение писал герой стихотворения "Чистописание"?
  5. В каких произведениях герои проказники-щенки?
  6. Раз, Два, Три, Четыре, Пять – кто носит такие имена?
  7. Имя упрямого мальчика, который нигде и никому не верил.
  8. Какую фамилию носит Дядя Степа?
  9. Перечислите прозвища Дяди Степы.
  10. Где служил Дядя Степа? Куда пошел работать после армии?
  11. На стадион Дядю Степу пропускали бесплатно: думали, что он...
  12. Кого взяли с собой в дорогу ребята из стихотворения "Песенка друзей"?
  13. "У меня пропал щенок". Количество времени (часов), которое девочка ждала, звала своего друга.

Проверим ваши ответы. Молодцы, ребята!

Жюри подводит итог, а мы узнаем интересные факты.

Интересные факты

Читатели всех поколений
Годов этак с трех и до ста
Ему отдают без сомненья
Свои души, сердца, голоса.

В 1999 г. астрономами открыта новая малая планета Солнечной Системы и ей присвоено имя Сергея Владимировича Михалкова

Сергей Михалков - Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской (1970г.), трёх Сталинских премий второй степени (1941,1942, 1950г.) и Государственной премии СССР (1978г.), академик Российской Академии образования, кавалер ордена Святого Андрея Первозванного.

Всего Сергей Владимирович Михалков имел более 20 орденов и медалей.

5. Подведение итогов.

27 августа 2009г. С. В. Михалков ушел из жизни. Он похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. 13 марта 2013 года ему исполнилось бы 100 лет

Пером – оружием своим,
Что я в руках держу, -
Всем честным людям трудовым
Я, как солдат, служу.

“В мировой детской литературе есть сегодня хорошие книги, созданные на десятках разных языков. Есть книги-учителя, строгие и взыскательные. Есть книги-приятели. Есть книги-волшебники. Есть книги-солдаты. И каждая новая хорошая детская книга – это праздник для тысяч юных граждан планеты "Земля"”.
С.В. Михалков

Сегодня, ребята, вы показали свои знания.

(награждение победителей и вручение памятных сувениров).

Желаем вам новых интересных литературных открытий.

(можно показать детям мультфильм “Про Фому”)

Первое посещение издательства будущим писателем было очень ранним. В 7 лет, написав печатными буквами «Сказку про медведя», он сам отнес ее в детское издательство. Печататься С. Михалков стал с 14 лет. Это было стихотворение «Дорога» в июльском номере журнала «На подъеме» 1928 г. (Ростов-на-Дону). В 1928 г. Михалкова зачисляют в актив при Терской Ассоциации пролетарских писателей.

В семнадцать лет Михалков приезжает в Москву. Поступает в литературный институт, параллельно работая на Москворецкой ткацко-отделочной фабрике, летом едет помощником топографа геолого-разведочной экспедиции в Казахстан, работает в изыскательской партии московского управления воздушных линий на Волге.

Этот жизненный опыт находит отражение в его стихах, которые с 1933 г. стали появляться на страницах «Правды», «Известий», «Комсомольской правды», «Вечерней Москвы».

В 1936 г. опубликован первый сборник стихотворений Михалкова для детей. Успех его в значительной степени определил дальнейший творческий путь поэта. За короткое время он становится известен как писатель, умеющий разговаривать с детьми.

К творчеству детских писателей и поэтов предъявляются такие требования, как актуальность тематики, доступность изложения, занимательность, умение ярко передать приметы времени. Произведения Сергея Михалкова для детей отвечают этим критериям. Они остроумны и проникнуты любовью к детям.

Достаточно важной частью творчества Михалкова для детей являются юмористические и сатирические произведения. Поэтом комически изображаются хвастовство, зазнайство, упрямство, самоуверенность, избалованность и другие недостатки детей и взрослых. Авторская оценка совершенно определенна, и даже иногда декларируется напрямую, но это не лишает стихотворения естественности.

Высмеивание распространенных недостатков характеров и поведения нашло также место в баснях Михалкова, многие из которых поэт адресует детям («Заяц и Черепаха», «Полкан и Шавка», «Коты и Мыши» и др.).

Михалковым создан ряд сатирических персонажей, имена которых получили широкую известность и стали нарицательными.

Таков, например, упрямец, маловер Фома в одноименном произведении, не утратившем с годами своего места в детском чтении, сохраняющем увлекательность и воспитательный потенциал. Используя традиционный для сатирического жанра прием гиперболы, поэт высмеял зазнайку, считающего вопреки фактам, наперекор здравым и разумным суждениям свои мысли единственно правильными и непреложными.

Фома доходит в своем упрямстве до нелепости, отрицая совершенно очевидное, даже сам факт собственного существования. Попав в пасть крокодила, герой до конца не желает признавать чьего-либо мнения, кроме собственного.

При всей комичности поведения Фомы поэт с явной симпатией относится к своему юному самоуверенному герою. Понимание детской психологии, любовь к детям с их достоинствами и недостатками в основании такого отношения.

Прием гротеска применен Михалковым и в стихотворении «Про мимозу», в котором мастерски нарисован образ изнеженного, избалованного, искалеченного излишней неразумной родительской опекой мальчугана. Это стихотворение звучит несколько более жестко, потому что обращено в такой же степени к взрослым, как и к детям. Да и объектом сатиры становится не поведение, вполне объяснимое трудностями человеческого самоопределения в мире, а так сказать, приобретенный, вовсе не естественный недостаток - изнеженность, неспособность к практической жизни.

Широка среди детей популярность Михалкова - автора юмористических стихов: «Мы с приятелем», «Бараны», «Всадник», «А что у вас?» Привлекателен жизнерадостный тон стихотворений, забавны приключения двух друзей - владельцев чижей, ежей и ужей, комичны неуклюжие проделки хвастуна и чудака, незадачливого всадника.

В 1939 г. появилась комедия Сергея Михалкова «Коньки». Сюжет ее несложен». Пионер Вася Петров находит чужие деньги и возвращает их владельцу. Но небольшую часть найденных денег он истратил, чтоб купить себе коньки. Его приятели не знают об этом. Они рады, что Вася поступил так «благородно»; неожиданно на него сваливается незаслуженная слава. Конфликт обостряется, когда всем становится известно, на какие деньги куплены злополучные коньки. Герой должен принять решение, ответственное, трудное, но необходимое прежде всего для него. Вопрос о совести и правде, которую невозможно скрыть от себя, становится важнейшим в пьесе, до сих пор привлекающей внимание постановщиков детских спектаклей.

С английской литературной традицией связана и первая театральная сказка для самых маленьких «Три поросенка». Эта веселая и в меру драматичная история о добросовестности, предусмотрительности, надежности которым противостоят комически показанные лень, легкомыслие, продолжает и сегодня радовать самых маленьких детей. Лучшим произведениям С.В. Михалкова присуща широт обобщений, острота проблематики, глубина содержания и доступность формы.

Гораздо удачнее были детские стихи, из числа которых особенно выделяется поэма «Дядя Степа».

Имя веселого, доброго и мудрого героя тетралогии «Дядя Степа», «Дядя Степа - милиционер», «Дядя Степа и Егор», «Дядя Степа - ветеран» давно стало нарицательным. Михалкову удалось создать обаятельный образ взрослого человека - благородного, гуманного, отзывчивого старшего друга «всех ребят со всех дворов». Отношение дяди Степы к людям определятся по-детски естественной верой в торжество добра, утверждение справедливости.

В стихотворениях о дяде Степе проявились наиболее сильные стороны таланта Михалкова - детского писателя: оптимистический взгляд на мир, светлая вера в человека, жизнерадостная, подчас озорная выдумка, мягкий юмор.

Основной прием, которым пользуется Михалков для создания образа своего героя, - поэтическая гипербола - имеет в этом произведении особый характер. Дядя Степа - «самый главный великан» - живое воплощение спокойной, благожелательной силы, которая так пленяет ребенка в героях народной сказки. Но здесь этот исполин введен поэтом в обычную обстановку большого города, поселен и «прописан» им в Москве. Как любой обыкновенный человек, он работает, задумывается, развлекается.

Герой постепенно растет от произведения к произведению, вместе с расширением кругозора, увеличением интеллектуальных и нравственных возможностей юного читателя. Для самых маленьких поэт шутливо обыгрывает бытовые детали образа:

Брал в столовой дядя Стёпа

Для себя двойной обед.

Спать ложился дядя Стёпа -

Ноги клал на табурет.

Сидя книги брал со шкапа.

И не раз ему в кино

Говорили: - Сядьте на пол

Вам, товарищ, всё равно!

Но зато на стадион

Проходил бесплатно он:

Пропускали дядю Стёпу -

Думали, что чемпион.

От ворот и до ворот

Знал в районе весь народ,

Где работает Степанов,

Где прописан,

Как живет,

Потому что всех быстрее,

Без особенных трудов

Он снимал ребятам змея

С телеграфных проводов.

И того, кто ростом мал,

На параде поднимал,

Потому что все должны

Видеть армию страны.

Все любили дядю Стёпу,

Уважали дядю Стёпу:

Был он самым лучшим другом

Всех ребят со всех дворов.

Михалков не боится поставить своего героя и в комическое положение. Но, лишив, таким образом своего «великана» сказочной условности, сделав его «своим человеком» среди ребят-читателей, поэт изобретательно отыскивает такие обстоятельства, при которых огромный рост дяди Степы помогает ему совершать важные и гуманные поступки: он достает бумажного змея, запутавшегося в проводах, спасает от огня голубей, упавшего в реку мальчишку, унесенную на льдине бабку, предотвращает крушение поезда. Так, из сочетания в образе героя смешного и героического, обыденного и необычайного слагается его большая эмоционально-повелительная сила.

Более старшие читатели «Дяди Степы» способны уловить динамику сюжета. Характер героя раскрывается в непрерывном действии, каждый эпизод обогащает этот характер, вносит в его трактовку все новые и новые оттенки. Но при этом сохраняется главное основание доверия к персонажу - его доступность, понятность, нравственная ясность, определенность.