Земные поклоны на литургии в воскресенье. Насколько обоснованы запреты земных поклонов в выходные и праздники? Когда по уставу не положено совершать поклонов

Земные поклоны в воскресенье

Не положены уставом земные поклоны в дни воскресные (20-е правило 1-го и 90-е правило 6-го Вселенских Соборов).

Стояние на коленях не православный обычай, распространившийся у нас лишь недавно и заимствованный с Запада. Поклон есть выражение наших благоговейных чувств к Богу, нашей любви и смирения перед Ним (архим. Киприан Керн).

Вопрос:

Хотя существует общее правило, что земные поклоны в воскресные и праздничные дни отменяются, но многие считают необходимым совершать на литургии земные поклоны в следующие моменты:

а) при освящении Св. Даров, в конце пения «Тебе поем»;

б) при вынесении Св. Даров для причастия (в особенности для тех, кто приступает к ним); и

в) при последнем явлении Св. Даров в конце литургии.

Допустимы ли эти земные поклоны?

Ответ архиепископа Аверкия (Таушева): Недопустимы.

Нельзя ставить своё собственное мудрование выше разума Церкви, выше авторитета Святых Отцев.

Первый Вселенский Собор, своим 20-м правилом, и Шестой Вселенский Собор, своим 90-м правилом, ясно и определённо запрещают «преклонять колена» в «день Господень» (воскресенье) и «во дни Пятидесятницы» (от Пасхи до праздника Пятидесятницы в течение всего этого периода времени ежедневно), а такой высокий авторитет для нас, как великий вселенский учитель и святитель Василий Великий, Архиепископ Кесарии Каппадомйской, в своём 91-м каноническом правиле ясно и вразумительно объясняет причину этого, относя это к «таинствам церковным», а принятое всею Церковью каноническое правило священномученика Петра, Архиепископа Александрийского, прямо свидетельствует, что в воскресный день «и колена преклоняти мы не прияли».

Какое же мы имеем право поступать вопреки голосу Вселенской Церкви? Или мы хотим быть благочестивее самой Церкви и великих Отцев Её?

О непреклонении колен в дни воскресные и Господских праздников учил и основатель нашей Русской Зарубежной Церкви Блаженнейший Митрополит Антоний, который еще в бытность свою Архиепископом Волынским и Житомирским издал об этом послание к своей пастве, не преклоняет колен в дни воскресные и Господские праздники и наш теперешний Первоиерарх Высокопреосвященнейший Митрополит Анастасий.

Вопрос: Если преклонение колен во время молитвы приближает к Богу больше, чем молитва стоя, и более стяжает милосердие Божие, почему же тогда не преклоняют колен те, кто молятся в день Господень и в период от Пасхи до Пятидесятницы? И откуда происходит этот обычай в церквах?

Ответ: Потому что нам надлежит всегда помнить о двух вещах: о нашем грехопадении, и о милосердии Христа нашего, благодаря которому мы были подняты со дна нашего падения, и потому наше коленопреклонение в течение шести дней (недели) – это символ нашего грехопадения. Но то, что в день Господень мы не преклоняем колен – это символ Воскресения, благодаря которому мы – милосердием Христовым – были освобождены от нашей греховности, как и от смерти, умерщвленной через Него.

Этот обычай ведет свое происхождение от времен апостольских, как говорит о том блаженный Ириней, епископ Лионский и мученик, в своем сочинении «О Пасхе» (но), где упоминается и Пятидесятница, о которой сказано, что мы не преклоняем колен в этот день, потому что он по своему значению и по тем же самым основаниям, что и день Господень, равен ему.

Обычай не преклонять колена в воскресенье и в течение всего пасхального времени вплоть до Пятидесятницы – «одно из первоначальных апостольских преданий», общих как Востоку, так и Западу, но ныне сохранившийся только на Востоке.

Мы же (как для нас установлено) в один лишь день Господня Воскресения должны воздерживаться не только от этого, но и от всякого рода беспокойства и обязанности, отлагая будничные дела, чтобы не дать места дьяволу. Также поступаем и во время Пятидесятницы, которая отличается той же торжественностью настроения. Как бы то ни было, кто усомнится ежедневно преклониться перед Богом, по крайней мере, при первой молитве, которой встречаем день? В пост же и в бдении никакая молитва не может быть совершаема без коленопреклонения и прочих обрядов, выражающих смирение. Ибо мы не только молимся, но и просим о помиловании, и воздаем (хвалу) Господу Богу.

Хотя причина запрета на коленопреклонение в разные времена может несколько меняться от одного отца к другому, основная концепция всегда остается одной и той же: единство тела и души таково, что положение первого должно находиться в полном согласии с внутренним состоянием души, меняющимся в различные моменты.

В день Господень мы молимся стоя, выражая (тем) определенность будущего века. В другие дни, мы, напротив, преклоняем колена, памятуя тем самым о грехопадении человеческого рода.

Поднимаясь с колен, мы возвещаем всем о воскресении, дарованном нам Христом, которое празднуется в день Господень.

Поклоны при молитве являются внешним выражением чувств кающегося человека. Поклоны помогают молящемуся настроится на молитву, они пробуждают дух покаяния, смирения, душевного сокрушения, укорения себя и покорности воле Божией, как благой и совершенной.

Поклоны бывают земными, - когда молящийся становится на колени и касается головой земли, и поясные, наклоняются так, чтобы голова была на уровне пояса.

Архиепископ Аверкий (Таушев) пишет о видах поклонов:

«Устав и исконные обычаи нашей Восточной Православной Церкви вообще не знают таких «коленопреклонений», как они теперь у нас в большинстве случаев практикуются, а только - поклоны, великие и малые, или иначе - земные и поясные. Земной поклон это – не стояние на коленях с поднятой кверху головой, а «падение ниц» с головой, прикасающейся к земле. Такие земные поклоны совершенно отменяются каноническими правилами нашей Святой Православной Церкви в воскресные дни, Господские праздники, в период между Рождеством Христовым и Богоявлением и от праздника Пасхи до Пятидесятницы, а при входе в храм и прикладывании к святыням отменяются также и во все остальные праздничные дни, когда бывает всенощное бдение, полиелей или хотя бы одно великое славословие на утрени, в дни предпразднеств и заменяются поясными.

Земные поклоны за Божественной литургией, когда они допускаются по уставу, положены: при окончании пения «Тебе поем» (в момент пресуществления Святых Даров), при окончании пения «Достойно есть», в самом начале пения «Отче наш», во время явления Св. Даров при возгласе «Со страхом Божиим и верою приступите» и во время вторичного явления Св. Даров перед отнесением их на жертвенник при возгласе «Всегда, ныне и присно и во веки веков».

Есть ещё обычай (который не всеми принимается) полагать земной поклон в начале евхаристического канона - тотчас по возгласе «Благодарим Господа» и при возгласе «Святая Святым».

Всякие другие поклоны, а тем более несвойственное духу Святого Православия стояние на коленях во время Божественной литургии является произволом, не имеющим для себя основания в предании и священных установлениях нашей св. Церкви».

Церковная служба совершается со многими великими и малыми поклонами. Поклоны следует совершать с внутренним благоговением и с внешним благообразием, не спеша и не торопясь, и, если вы в храме, - одновременно с другими молящимися. Перед совершением поклона нужно осенить себя крестным знамением, а потом делать поклон.

Поклоны в храме следует совершать тогда, когда это указано Церковным Уставом. Самочинные и несвоевременные поклоны в храме обличают нашу духовную неопытность, мешают молящимся возле нас и служат нашему тщеславию. И напротив, поклоны, сотворённые нами по мудро установленным Церковью правилам, окрыляют нашу молитву.

Св. Филарет, митр. Московский по этому поводу говорит:

«Если стоя в церкви, ты делаешь поклоны тогда, когда велит это Церковный Устав, то стараешься удерживать себя от поклонов тогда, когда этого не положено уставом, чтобы не обратить на себя внимание молящихся, или сдерживаешь воздыхания, готовые исторгнуться из сердца, или слезы, готовые пролиться из очей твоих, - в таком расположении ты и среди многочисленного собрания сокровенно предстоишь Отцу Твоему Небесному, Иже в тайне, исполняя заповедь Спасителя (Мф. 6, 6)».

Уставом Церкви не положены земные поклоны в воскресные дни, в дни великих двунадесятых праздников, от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы.

Архиепископ Аверкий (Таушев) пишет о том, что христианам следует соблюдать Правила Святой Церкви:

«К сожалению, в наше время действительно мало кто знает о церковных правилах, касающихся коленопреклонений, а также и о том, что в воскресные дни (так же как и во дни великих Господских праздников и во всю Пятидесятницу - от праздника св. Пасхи до дня св. Троицы) - коленопреклонения отменяются. Об этой отмене коленопреклонений говорит целый ряд церковно-канонических правил. Так 20-ое правило Первого Вселенского Собора гласит:

«Понеже суть некоторые, преклоняющие колена в день Господень (т. е. воскресение), и во дни Пятидесятницы, то дабы во всех епархиях всё одинаково было, угодно Святому Собору, да стояще приносят молитвы Богу».

Шестой Вселенский Собор в своём 90-м правиле нашёл нужным ещё раз решительно подтвердить это запрещение преклонять колена в воскресные дни, причём обосновал это запрещение тем, что этого требует «честь воскресения Христова» то-есть, что поклоны, как выражение чувства покаянной скорби, несовместимы с праздничным торжеством в честь такого радостного события, как воскресение Господа нашего Иисуса Христа из мертвых. Вот это правило:

«От Богоносных Отец наших канонически предано нам, не преклоните колен во дни воскресные, ради чести Воскресения Христова. Посему да не пребываем в неведении, како соблюдати сие, мы явственно показуем верным, яко в субботу, по вечернем входе священнослужителей в алтарь, по принятому обычаю, никто не преклоняет колен до следующего в воскресный день вечера, в который по входе в светильничное время, паки колена преклоняя, сим образом возсылаем молитвы ко Господу. Ибо нощь по субботе приемля предтечею Воскресения Спасителя нашего, отселе духовно начинаем песни, и праздник из тьмы во свет приводим, так что с сего времени всецелую нощь и день торжествуем Воскресение».

В этом правиле особенно характерно выражение: «Да не пребываем в неведении». Очевидно Св. Богоносные Отцы наши не считали вопрос преклонения или непреклонения колен в день воскресный несущественным или маловажным, как это ныне многие, к сожалению, считают, игнорируя это правило: они сочли нужным особым каноническим правилом совершенно точно указать, с какого именно момента богослужения недопустимо преклонение колен и с какого оно вновь разрешается. Согласно этому правилу коленопреклонения отменяются с так называемого «вечернего входа» на вечерне в субботу и до вечернего входа на вечерне в воскресение. Вот почему нет ничего удивительного в том, что на вечерне в первый день Св. Троицы, хотя он всегда бывает в воскресение, читаются три молитвы Св. Василия Великого с коленопреклонением. Эти молитвы и читаются, как раз после вечернего входа на вечерне, что вполне согласно с требованием вышеизложенного 90-го правила VI Вселенского Собора.

Св. Пётр, Архиепископ Александрийский и мученик, пострадавший за Христа в 311 г. по Р. Хр., правила которого включены в общеобязательный для всех верующих церковный канон и содержатся в «Книге Правил», наряду с другими правилами св. отцев, в своём 15-м правиле, объясняя, почему христиане постятся в среду и пяток, в заключение говорит:

«Воскресный же день провождаем, яко день радости, ради Воскресшего в оный: в сей день и колена преклоняти мы не прияли».

А великий вселенский учитель и святитель Василий, Архиепископ Кесарии Каппадокийской , живший в IV веке по Р. Хр., правила которого в количестве 92-х также включены в Книгу Правил и пользовались всегда особенным авторитетом и уважением, в 91-ом правиле , заимствованном из 27-ой главы его книги о Св. Духе, «К Амфилехию», весьма глубоко и, можно сказать, исчерпывающе объясняет всё значение отмены коленопреклонений в дни, когда мы празднуем воскресение Христово. Вот полностью его глубоко-назидательное разъяснение этого древнего церковного обычая:

«Стоя молитвы творим во едину от суббот (то-есть в воскресение), но причину сего не все знаем. Ибо не токмо, яко совоскресшие Христу и долженствующие искати горнего, стоянием во время молитвы, в день воскресения, напоминаем себе о благодати нам дарованной, но и потому сие творим, яко день сей мнится быти неким образом чаемого века. Почему яко начало дней, и у Моисея наречен он не первым, но единым. И бысть, глаголет, вечер, и бысть утро, день един (Быт. 1, 5): аки бы един и тот же день многократно круговращался. И так единый, который есть купно и осмый, означает оный существенно единый и истинный осьмый день, о котором и Псалмопевец упоминает в некоторых написаниях псалмов, назнаменует собою по сем веке грядущее состояние, день непрестающий, невечерний, безпреемственный, нескончаемый, оный и нестареющий век. Итак основательно Церковь научает питомцев своих бывающие в оный день молитвы в стоянии совершати дабы, при частом напоминании о нескончаемой жизни, мы не оставили в небрежении напутствия к оному преставлению. Но и вся пятьдесятница есть напоминание Воскресения, ожидаемого в будущем веке. Ибо единый и первый день, будучи седмикратно уседмеричен, составляет седмь недель святыя пятьдесятницы. Пятьдесятница, начинаясь первым днем седмицы, им же и оканчивается. Пятьдесят крат обращаясь чрез подобные промежуточные дни, сим подобием подражает веку, как бы в круговом движении начинаясь от тех же знаков, на тех же и оканчиваясь. Церковные уставы научают нас предпочитати в сии дни прямое положение тела во время молитвы, ясным напоминанием как бы переселяя мысль нашу от настоящего в будущее. При всяком же коленопреклонении и востании, мы действием показуем и то, яко грехом низпали на землю, и то, яко человеколюбием Создавшего нас, паки воззваны на небо. Но не достанет мне времени повествовати о неписаных Таинствах Церковных».

Надо вникнуть в смысл этого постановления церковного, чтобы понять, сколько в нем глубочайшего значения и назидания, коим в наше время многие не хотят пользоваться, предпочитая свое собственное мудрование голосу Св. Церкви. Общий упадок религиозного и церковного сознания в наши дни повёл к тому, что современные христиане как-то перестали, в большинстве своём, ощущать воскресный день, как день радости, как Пасху, которую мы празднуем еженедельно, а потому и не чувствуют, какой несообразностью, каким диссонансом с ликующими песнопениями этого дня является преклонение колен».

На вопрос: «Допустимы ли не установленные Уставом земные поклоны?» архиепископ Аверкий отвечает:

«Недопустимы. Нельзя ставить своё собственное мудрование выше разума Церкви, выше авторитета Святых Отцев. …Какое же мы имеем право поступать вопреки голосу Вселенской Церкви? Или мы хотим быть благочестивее самой Церкви и великих Отцев Её?»

При прикладывании ко Святому Евангелию, Кресту, честным мощам и иконам следует подходить в должном порядке, не спеша и не теснясь, класть два поклона перед целованием и один после целования святыни, поклоны надо совершать по дню - земные или глубокие поясные, касаясь рукой земли. Прикладываясь к иконам Спасителя, целуем ногу, а при поясном изображении – руку, или ризу, к иконам Божией Матери и святых - руку или ризу; к иконе Нерукотворенного образа Спасителя и к иконе Усекновения главы святого Иоанна Крестителя - целуем власы.

На иконе может быть изображено несколько священных лиц, но при стечении молящихся целовать икону полагается один раз, дабы не задерживать других и тем не нарушать благочиния в храме.

Перед образом Спасителя можно произносить про себя Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (грешную)», или: «Без числа согреших, Господи, помилуй мя».

Перед иконой Пресвятой Богородицы можно произносить следующую молитву: «Пресвятая Богородице, спаси нас».

Перед Честным Животворящим Крестом Христовым читают молитву «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим» с последующим поклоном.

Строка поиска: поклоны

Найдено записей : 50

Здравствуйте, меньше года назад я согрешила, в чем очень раскаиваюсь. Я ходила в церковь и исповедалась, батюшка принял мою исповедь и отпустил мне грехи. После я сама 40 дней с молитвой делала земные поклоны утром и вечером. Но время идет, а я себя так и не простила. Могу ли я быть прощенной, забыть свой поступок? Как мне быть?

Наташа

Здравствуйте, Наташа. Не ищите успокоения и забвения, оно невозможно. Вы можете получить лишь облегчение и силы для дальнейшей жизни. Сами посудите - грех наносит повреждение самой природе нашей, подобно телесной ране, оставляющей след, шрам а порой подобно потере руки, ноги, глаза. Наивно ждать, что новая рука отрастет. Христианство дает нам костыли и протезы вместо утраченных конечностей, и надежду вернуть их вновь, если не в этой жизни, то хотя бы в вечности. Удержите небольшое покаянное правило, так, чтобы оно не было видимо никому, но всегда напоминало Вам не сам грех, но тяжесть его последствий. Это правило научит Вас смирению. В то время как стремление во что бы то ни стало избавиться от угрызений совести направлено на приобретение совсем другого свойства, которое нам не полезно. Помоги Вам Бог.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте. Получилось так, что я приняла Причастие, а потом после службы захотелось остаться и помочь в Храме Божием. Помощь моя была в очищении подсвечников и мытье полов. Делала это с удовольствием. Но позже я узнала, что в этот день нельзя даже земные поклоны ко Господу совершать, выплевывать слюну, а также мыться в душе, принимать ванну... Не то, что полы мыть! Несколько огорчилась и хотела бы узнать, на самом ли деле всего этого нельзя делать после Причастия? Или же это все предрассудки? Благодарю за ответ. Спаси Вас Господь.

р.б. Татьяна

Здравствуйте, Татьяна! День Причащения – это особый день для христианской души, когда она особым, таинственным образом соединяется со Христом. Как для приема наиболее почетных гостей, мы убираем и приводим в порядок весь дом, и оставляем все обычные дела, так и день Причащения следует проводить как великие праздники, посвящая их, насколько это возможно, уединению, молитве, сосредоточенности и духовному чтению. Не смущайтесь, что Вы помогли в храме в этот день: дело все-таки благое, но впредь старайтесь провести день причастия в молчании и тишине. Что касается обычая не делать земных поклонов после Причастия и не целовать рук священника, то его несоблюдение не является грехом. Схиигумен Парфений указывает: «Следует здесь упомянуть и о преувеличенной у некоторых осторожности после Причащения. Они стараются не только не плевать целый день после причащения, что, конечно, похвально, но и отходы пищи, если они побывали во рту, считать священными, и потому даже стараются проглотить несъедобное, а что никак нельзя проглотить (рыбьи кости и др.) стараются сжечь на огне. Такой чрезвычайной строгости мы нигде не встречаем в Церковном Уставе. Требуется только запить после причащения и, прополоскав запивкой рот, проглотить, чтобы какая-либо малая крупица не осталась во рту – и только! Придуманные по этому вопросу "надстройки" не имеют совершенно отзвука в Церковном Уставе».

иерей Владимир Шлыков

Христос Воскресе! Скажите, пожалуйста, в период от Пасхи до Троицы не кладутся земные поклоны, а когда читаешь молитвы, после прочтения кафизмы в Псалтири, там есть молитва Ефрема Сирина, как ее читать в этот период?

Любовь

Любовь, Воистину Воскресе! Молитву прп. Ефрема Сирина мы читаем только в период Великого Поста, и сейчас ее не нужно читать. Земные поклоны от Пасхи до Святой Троицы не делают. Обычно земные поклоны мы не делаем в церкви, а дома, чтобы никого не смущать, если есть желание, - то можете делать земные поклоны после прочтения кафизм, сколько захотите.

иеромонах Викторин (Асеев)

Нужно ли делать земной поклон при выносе Чаши для причастия в воскресные и праздничные дни на Пасхальной неделе?

Светлана

Светлана, есть земные поклоны не только покаянные, но и благодарственные. Перед Чашей мы делаем земной поклон, даже если мы не причащаемся. На Пасху земные поклоны не делают, до праздника Святой Троицы, но перед Чашей можно сделать благодарственный земной поклон. Хотя сложилась традиция не делать вообще на Пасхальные дни земных поклонов, даже перед Святыми дарами. Я думаю, Вам не нужно себя особо выделять, так как вы можете ввести в заблуждение остальных. Если очень хочется - сделайте земной поклон мысленно, Господь все равно Вас увидит.

иеромонах Викторин (Асеев)

Христос Воскресе! Скажите, пожалуйста, с какого числа можно делать земные поклоны?

Влад

Влад, Воистину Воскресе! В праздник Святой Троицы на коленях читаются три большие молитвы. С этого момента начинаются земные поклоны. Но хочу вам сказать, что дома можно и сейчас делать земные поклоны, если душа просит, ниего страшного в этом нет.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте отец Викторин! Большое спасибо Вам за ответ. Хочу еще Вас спросить о Псалтири. Когда нужно совершать земные поклоны при чтении Псалтири? Совершаются ли они при чтении молитв после "Славы"? Объясните мне, пожалуйста, все поподробнее. Большое спасибо. Храни Вас Господь.

Валентина

Валентина, земные поклоны при чтении Псалтири не совершаются. Их можно делать после окончания чтения всех кафизм этого дня, т. е. Вы, например, сегодня прочитали одну или две кафизмы, и по окончании всего чтения можно сделать земные поклоны, сколько хотите, сколько Вам по силу. Лучше всего определить себе меру на каждый день, не очень много, но и не мало, чтобы каждый день делать одинаковое количество поклонов. Я думаю, можно назначить себе 5- 10 поклонов ежедневно, а больше не нужно.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! 1. Скажите, в утреннем и вечернем правиле сколько поклонов надо давать, и после каждой молитвы,или после определенных? 2 . Можно ли читать Псалтырь и пить дома святую воду с просфорой в дни женской нечистоты, или этого делать нельзя?

Фотиния

Фотиния, поклоны можно делать дома по желанию, сколько захотите, но практика показывает, что лучше делать не более 10 в день для начала. Лучше делать немного, но регулярно. Утром делайте не более 10, а вечером, на ночь достаточно 3 поклонов. Во время женской нечистоты молиться, читать Псалтирь можно, но пить Святую воду и есть просфору не нужно - это Святыня, и к ней нужно относиться благоговейно.

иеромонах Викторин (Асеев)

Добрый день, батюшки, подскажите, пожалуйста, во время литургии земные поклоны когда делаются? Святые дары выносятся два раза, первый раз показывают и уносят, а второй раз для причащения. Янаблюдала за прихожанами и так ничего и не поняла. Я так понимаю, если сама причащаюсь, то земной поклон делаю, а если нет, то поясной?

Наталья

Наталья, хорошо делать земные поклоны, но они должны быть своевременны. Первый раз Чаша выносится на Литургии во время Великого входа - поклон земной не делается, можно сделать поясной. Во второй раз чашу выносят уже освященную, перед причастием, и в чаше присутствует Сам Христос, и конечно, сделать земной поклон перед Самим Христом нужно, даже если мы и не причащаемся.

иеромонах Викторин (Асеев)

Вы полностью правы, спасибо Вам большое, именно это мне надо было услышать. У меня есть еще один вопрос. Я слышала, что в воскресенье и субботу вечерои нельзя бить поклоны. Так ли это? И почему? Заранее благодарю.

Под словом "бить" подразумевается 100-600 поклонов, мы сейчас так не говорим, да и в таком количестве их сейчас редко кто делает. Представьте себе, что Вы будете делать столько поклонов каждый день, как это делали христиане до нас – думаю, в таком случае, суббота и воскресенье Вам покажутся настоящими выходными! Подобный устав был именно с этим и связан. Будни - это дни покаяния, дни трудов, а воскресение и суббота -это дни праздников, когда даются послабления и телесно, и духовно, поэтому в эти дни отменят поклоны. Но так как мы этих правил не соблюдаем, то дома даже в праздничные и воскресные дни сделать десяток земных поклонов не грех. К тому же есть поклоны покаянные, а есть поклоны благодарственные. Если есть желание, то можно в качестве благодарственного выражения сделать не более десятка поклонов.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте. У меня такой вопрос. Я хочу венчаться, обязательно ли должен венчать священник, у которого я исповедалась? И еще один вопрос. У меня есть страшный грех, я пошла первый раз на исповедь, рассказала в слезах, взахлеб, очень я восприимчивая, и священник очень давил не меня моим поступком. Я понимаю, что он прав. Но после исповеди он на меня наложил епитимию: месяц читать молитву и делать поклоны, вот уже 3 месяца не могу выполнить, работа никак не позволяет каждый день делать поклоны, даже ночью, так как график такой. Что делать? И еще, после исповеди я долго не могла придти в себя, долгое время была в депрессии. Боюсь опять идти, хотя надо после выполнения епитимии. Боюсь этого эмоционального упадка. Жду ответы на вопросы. За ранее спасибо.

Анна

Нет, Анна, венчать Вас может любой священник. А насчет епитимии Вам нужно вновь встретиться в тем священником и попросить о смягчении ее, у Вас, действительно, непростые обстоятельства.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, на Литургии, когда священник говорит, чтобы преклонили головы оглашенные и чтобы они помолились, что в этот момент делать крещеным? Надо ли преклонять голову (конечно, это хочется сделать, но вроде это предлагается сделать оглашенным)? И я не понимаю, когда же нужно делать земные поклоны? Говорят, что в воскресные дни их не делают и не делают после Великого поста. Словом я запутался, потому как в храме кто стоит на коленях во время Евхаристического канона, кто стоит прямо, кто делает земной поклон при словах "Святая Святым", кто нет... Подскажите, как поступать правильно? С большим уважением!

Андрей

На ектенье об оглашенных крещенным не нужно преклонять голову. В период от Пасхи до Троицы и в воскресные дни действительно не положено класть земные поклоны, они заменяются поясными.

диакон Илия Кокин

Здравствуйте, батюшка. Если можете, разъясните, пожалуйста, такой вопрос. Причастие Святых Христовых Тайн - это награда или это лекарство и подмога христианину? Для меня даже утреннее и вечернее правило - это невероятно тяжкий труд, что уж говорить о сложнейшей подготовке ко Причастию, очень бывает тяжело молиться со вниманием, и если этого не получается, приходит раздражение, негодование, ропот и вся молитва идет насмарку, так что приходится оставлять, чтобы она не была осквернена. Понимаю, что молитва важна и что она - корень всего, а молиться не получается, и от этого большое расстройство. А холодно и отрешенно вычитать текст совесть не позволяет, и понятно, что это будет не молитва. В итоге получается, что молитва словно муштра или каторга, и если это все-таки преодолеть, то, значит, Причастие - это как награда. Но, может быть, все-таки это не награда, а наоборот, Тело и Кровь Христовы даны нам в помощь для преодоления трудностей, но тогда тут получается противоречие, чтобы получить эту спасительную помощь, человеку надо выполнить тяжелый труд без всякой помощи, чтобы только потом ее получить, когда труд уже преодолен. Что же тогда первично, труд ради Причастия или Причастие ради помощи в труде? Подскажите, как об этом думать, что Вам придет на сердце по этому вопросу? Спаси Господи!

Алексей

Уважаемый Алексей, Вы заблудились в трех соснах, потому что имеете неправильное понятие о причастии, ибо оно не лекарство и не награда. Корень этого слова – "часть", и мы все члены церкви отдельные части одного целого, то есть – Тела Христова, а Он есть глава Церкви. Таким образом, через причастие Святых Христовых Таин мы соединяемся с Богом и со всей полнотой Церкви. Самое главное – Причастие является основой нашей будущей жизни и поэтому не может рассматриваться как лекарственное средство или награда. В давние времена люди были в основном неграмотными и не имели книг, но, тем не менее, готовились к причастию, совершая простые молитвы и поклоны. Расскажите о своей проблеме духовнику и определите с ним свое молитвенное правило, которое Вам по силам.

иерей Александр Бабушкин

Добрый вечер. Спаси Господи Вас. 1. Год в храме, исповедаюсь, причащаюсь. Есть желание и нужда в духовном отце, как его найти (выбрать)? 2. Сильно болен сын с детства, на группе. Ему 21 год, как его вразумить о вере? Палкой ведь не погонишь? 3. Почему не платят 10 в церквях? 4. Отношение православия к биометрическим паспортам? 5. Отец после инсульта полностью потерял память, чем могу максимально помочь? 6. Кроме исповеди чем можно и как правильно за молить грех о убиенных в утробе? Очень признателен.

Николай.

Николай, о выборе духовного отца неоднократно и даже пространно писалось на нашем сайте, просто полюбопытствуйте. Основной смысл - надо, чтобы Вы почувствовали отклик и понимание от того священника, а также его дар утешения по отношению к себе.
В отношении сына - а можно и палкой погонять. Вы - отец, используйте свой авторитет, превосходство, силу воли и убеждения. С сыном можно вести себя и потверже.
Третий вопрос касается десятины, насколько я понял? Ну, почему же, есть люди и сейчас, и их немало, которые отдают в храм десятую часть доходов.
Биометрические паспорта и прочие электронные средства учета, согласно церковному пониманию проблемы, сами по себе не несут какого-то мистического содержания. Но они приближают нас к тотальному контролю, который на руку любому мировому диктатору, и, естественно, диктатору из диктаторов - Антихристу.
По пятому вопросу надо обращаться к медикам, насколько я знаю, в современной медицине есть эффективные методики восстановления памяти, но они требуют постоянных занятий и упражнений.
А в грехах, в том числе упомянутых Вами, нужно, прежде всего, каяться. Впрочем, ничто не мешает принять на себя с благословения священника какой-нибудь небольшой подвиг - молитвы или поклоны, или пост - в память об этих грехах, как епитимия, чтобы их никогда не забывать.

игумен Никон (Головко)

Живу в миру. Молюсь по четкам. И как воздерживаюсь, то одолевает бес блудной страсти. Какие молитвы читать против этого беса?

Сергий

Здравствуйте, Сергий! Чтобы молиться по четкам, нужно благословение священника. Если таковое у Вас имеется, то во время молитвы полагайте земные поклоны. А также в борьбе с этой страстью необходимо исповедоваться. Вот одна из молитв против блудной страсти (молитва Макария Оптинского): "О Мати Господа, моего Творца, Ты корень девства и неувядаемый цвет чистоты. О Богородительнице! Ты ми помози, немощствующему плотскою страстию и болезненну сущу, едино бо Твое и с Тобою Твоего Сына и Бога имею заступление. Аминь".
Помоги Вам Господи!

иерей Владимир Шлыков

На выходных ездила в Верхотурье, в Свято-Николаевский монастырь, где и причастилась. А потом заехали в Свято-Покровский монастырь, там поклонились чудесной иконе Богородицы "Умиление" и мощам Косьмы Верхотурского. И только потом вспомнила, что после причащения нельзя делать земные поклоны. Как быть?

Надежда

Здравствуйте, Надежда! Советую Вам принести покаяние на исповеди.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, мне 13 лет, уже как 2, а может и меньше, года очень сильно каюсь перед иконой, дело в том, что у меня ОЧЕНЬ ОЧЕНЬ ОЧЕНЬ плохие мысли приходят, Вы даже не представляете, и все время, когда эти мысли приходят, я бегу к иконе и целую ее, и рукой касаюсь ее, и молюсь, чтоб Господь меня простил за все за то, что я про Него и про других так говорю (про себя, в уме) и обзываю всех, и так по минут 5 -10, я даже в школе так делаю, только не при иконе, а просто на потолок или вперед смотрю, и уже некоторые начали меня в этом подозревать. Пожалуйста, помогите, я даже когда на остановку иду, и то 3 раза молюсь, я больше не могу, устала, я даже хотела отказаться от христианства, чтоб плохого никому не причинять, но боюсь, Господь разозлится и заберет моих родителей и семью, помогите, что мне делать? Заранее спасибо.

В 2001 году проходил Всероссийский регентский съезд, восстановивший традицию, прерванную в 1916 г. Наряду с важными клиросными и уставными проблемами, рассматривался вопрос и о поклонах в храме за богослужением.
В храме все должно быть "по чину и благообразно", где самовольным ошибочным мнениям не место.
Начну краткий обзор этой темы.
Поклоны существуют трех видов:
МАЛЫЕ (метания) с крестным знамением и без оного
ПОЯСНЫЕ
ЗЕМНЫЕ

МАЛЫЙ ПОКЛОН С КРЕСТНЫМ ЗНАМЕНИЕМ
-применяются во всех случаях выражения молитвенного чувства и обращения. Например, при прохождении мимо алтаря, храма, на прошении ектиний, при пении "Аллилуиа", "Святый Боже", когда слова молитвословий побуждают к этому ("поклонимся", "припадем", "Помолимся").

МАЛЫЙ ПОКЛОН БЕЗ КРЕСТНОГО ЗНАМЕНИЯ
1. Когда кадят молящихся (причем, поклон - ПОСЛЕ, а не во время каждения: в то время, когда дьякон или священник Вас кадит - Вы стоите прямо); осеняют их свечами; когда благословляют рукой или крестом (последнее про крест для меня - новость).
2. Когда священнослужитель совершает каждение всего храма. При этом лицом к нему поворачиваются только те молящиеся, мимо которых проходит кадящий. И тем более не поворачиваются к алтарю спиной.
3. При возглашении
- ГЛАВЫ ВАША ГОСПОДЕВИ ПРИКЛОНИТЕ
- МИР ВСЕМ
- БЛАГОСЛОВЕНИЕ ГОСПОДНЕ НА ВАС...
- БЛАГОДАТЬ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА...
4. На Херувимской песне на великом входе при возглашении: ВСЕХ ВАС ПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАН.... (при этом священник крестообразно осеняет предстоящий народ Святой Чашей). Я в этот момент молюсь в себе: Помяни мя, Господи, во Царствии Своем! Помяни мя, Владыко, во Царствии Своем! Помяни мя, Святый, во Царствии Своем!
5. Во время чтения Евангелия (стоит прямо, с наклоненной головой, как бы слушая Самого Иисуса Христа).
6. При пасхальном приветствии кадящего с крестом иерея при словах:
- ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Отвечая:
- ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!

КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ БЕЗ ПОКЛОНА
1. При чтении Символа веры на словах:
"...Бога Отца, Вседержителя...", "И во Единаго Господа Иисуса Христа...", "И в Духа Святаго...".
Здесь есть разночтения, например у свт. Игнатия Брянчанинова указано осенять себя крестом только на "Верую...".
2. При произнесении слов:
"силою Честнаго и Животворящаго Креста...".
3. В начале чтения Апостола, паремий.
4. При отпусте на словах:
"Христос истинный Бог наш...", а поклон уже после окончания отпуста, на последних словах.
5. В начале шестопсалмия 3 раза на словах "Слава в вышних Богу...".
6. При словах тропаря "Спаси, Господи, люди Твоя..." и др.

ПОЯСНОЙ ПОКЛОН
Поясные поклоны бывают глубокие (до земли - рукой) и неглубокие (в пояс).
Применяются:
1. При входе в храм и выходе из него (3 раза напротив алтаря).
2. При возгласе "Благословен Бог наш...".
3. При возгласе священнослужителя, воздающего славу Святей Троице.
4. При возгласах:
- Твоя от Твоих.
- Святая Святым (3 поклона!)
5. При произнесении слов на "Честнейшей":
- ...Сущую Богородицу Тя величаем.
6. На возглас:
- Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе!
7. В начале великого славословия на утрени ("Слава в вышних Богу").
В современной традиции все более входит обычай становиться на колени, хотя Устав предполагает метание.
8. После пения первой половины Херувимской песни, на великом входе, во время выхода священнослужителей (встречая Святую Чашу).
9. Перед чтением и по прочтении Евангелия на словах "Слава тебе, Господи, слава Тебе".
10. После "Достойно есть" - земного поклона не совершаем, из-за того, что земной поклон предшествовал Святым Тайнам.
Святым Тайнам - земной, Божией Матери - поясной

ЗЕМНОЙ ПОКЛОН
Земные поклоны – поклоны, «елико мощи главою до земли довести» (Типикон), полагают при поклонении наибольшим святыням; в дни постов и наиболее важные и таинственные моменты богослужения. А первом и последнем случаях значение календарного периода в расчет не принимается.

Так, во время пения «ТЕБЕ ПОЕМ» на Евхаристическом каноне (как ориентир для прихожан – приблизительно во время пения «и молим Ти ся Боже наш») происходит страшный и славный МОМЕНТ ПРЕЛОЖЕНИЯ Святых Даров. По учению церкви, с этого момента на Святом Престоле возлежат уже не хлеб и вино, но Самое Пречистое Тело Христово и Самая Пречистая Его Кровь, и священник повергается ниц перед этой Святынею.

«….ЭТОТ МОМЕНТ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ - ОСНОВА ВСЕЙ ЖИЗНИ МИРА, это - ось жизненного колеса…
Страшный этот момент: все существо человека, все его чувства, мысли, все его существо должно повергаться ниц перед этим явлением человеколюбия и милости Искупителя»,--

так пишет об этом великом моменте священномученик Серафим (Звездинский).
Земной поклон здесь положен в любой календарный период и, в том числе, на Пасху.
Можно только недоумевать и скорбеть, когда в столь важнейший момент народ не падает ниц, а на возгласе «Святая святым» почти все делают земной поклон, когда он здесь неуместен.
(Вот уж точно - так и происходит(((.)

Священнослужитель делает поясные поклоны (положено 3 поклона), стоя возле Престола, а народ падает ниц, стоя в храме… Это можно объяснить только незнанием, непониманием происходящего за богослужением.

Обязателен земной поклон причастнику, в том числе и на Пасху при явлении Святых Даров на возгласе «Со страхом Божиим и верою приступите…».

ЗЕМНОЙ ПОКЛОН в Великий пост.
Примеры обязательного употребления земных поклонов:
- на Великом повечерии при возглашении:
"Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас, грешных"
"Боже, очисти нас, грешных, и помилуй нас";
- на Великопостной вечерне
при пении "Богородице Дево, радуйся",
"Слава: Крестителю... Христов...", и ныне: "Молите за ны..." (на ккаждом стропаре все творят один земной поклон,
после "Под Твое благоутробие..." - один поясной;
- на изобразительных, в конце пения блаженств поется троекратное:
"Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем", Помяни нас, Владыко...", "Помяни нас, Святый...".

ЗЕМНЫЕ ПОКЛОНЫ: РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ОШИБКИ
Самой распространенной ОШИБКОЙ является то повсеместно принятое мнение, ЧТО НЕ ПОЛОЖЕНО СОВЕРШАТЬ В ХРАМЕ ЗЕМНЫЕ ПОКЛОНЫ:
- в дни воскресные, в дни святок, от Пасхи до Пятидесятницы, в двунадесятые праздники. Поклоны в этих случаях прекращаются от вечернего входа под праздник до «Сподоби, Господи…» на вечерне в самый день праздника или его отдания;
-также и в дни Страстной седмицы после прочтения в последний раз молитвы «господи и Владыко живота моего» до Пятидесятницы, исключения составляют поклоны у Плащаницы; и в двунадесятый праздник Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста совершаются поклоны перед Крестом.
На самом деле Устав никогда не запрещал земных поклонов.
Все эти указания Устава нуждаются в подробном рассмотрении. Чаще всего опираются на выражение Правила 20-го I Вселенского Собора, которое гласит: «Понеже суть некоторые преклоняющие колена в День Господень; и во дни Пятидесятницы; то дабы во всех епархиях все одинаково соблюдаемо было, угодно святому Собору, да стояще приносят молитвы Богу». Правило 90-е VI Константинопольского Собора также говорит о непреклонении колен с субботы по входе до воскресения по входе на вечерни. Но, обращая внимание на слова «преклоняющие колена», почему-то пропускают слова «да стояще приносят молитвы Богу». Однако это важно, потому что «преклонением колен» называются НЕ ЗЕМНЫЕ поклоны, а ДЛИТЕЛЬНОЕ моление НА КОЛЕНЯХ. Во времена Соборов таковыми являлась, например, сугубая ектиния. В будние дни ее сугубость значимость проявлялась не только в троекратном повторении «Господи, помилуй!», но и в умилостивляющем, покаянном положении тела, а именно: стоя на коленях. Такая молитва действительно уменьшала праздничность дня.
Указывая на выражение Постной Триоди (Великая Среда вечера): «И абие упраждняются совершенно в церкви бываемые поклоны. В келлиях же даже и до Великаго Пятка совершаются», забывают, что по терминологии книги, составленной на Востоке, - Постной Триоди, - Церковь обозначает НЕ ХРАМ, а СОБРАНИЕ ВСЕЙ ОБЩИНЫ на молитву. Келлия же подразумевает не отдельную комнату русских монастырей, занимаемую одним лицом, а маленькую группу монахов, возглавляемую старцем или просто старшим братом, поставленным от священноначалия обители. ТАКИМ ОБРАЗОМ, здесь речь идет об отмене ОРГАНИЗОВАННЫХ поклонов во главе со священником (в храме) или старшим (в келлии).
Больше о поклонах ри Триодь, ни Типикон не упоминают. Однако все согласны, что перед Плащаницей творятся только земные поклоны. Следовательно вышеуказанное правило не касается земных поклонов вообще, а имеет отношение только к определенной их группе (организованным).
Можно привести еще три косвенных момента.
1. По свидетельству старых насельников Киево-Печерской Лавры, старцы в Лавре говорили: «А если в самый Светлый день Пасхи нам явится Господь Иисус Христос - мы упадем Ему в ноги или, отвесив поясной поклон, скажем: «Прости, Господи, по Уставу большего не положено»?
2. Старообрядцам, безусловно, в вопросах соблюдения обрядовых норм и правил нет равных. По катавасии 9-й песни положен великий поклон, что подразумевает под собой земной поклон.
3. Во время хиротонии, случившейся в период Пятидесятницы, ставленник после каждого обведения вокруг Престола кладет земной поклон рукополагающему его орхиерею.
Таким образом, единовременное падение ниц, выражающее крайнее благоговение и восторженное или покаянное состояние души, не может быть запрещено никем, ничем и никогда.
Кроме того, можно добавить, что епитимийные земные поклоны кладутся даже в Светлое Христово Воскресение.
Все это отмечается не для того, чтобы заставить всех по воскресениям бить земные поклоны, а для того, чтобы умерить пыл тех, кто проповедует мнение, что кладущие земные поклоны в вышеуказанные периоды совершают грех чуть ли не святотатства.

(Если даст Господь и живы будем – продолжение следует; делаю дайджест подробнее, ибо просили упоминать откуда, что и почему.)

ОСТАЛЬНЫЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ОШИБКИ
При каждении диакона или иерея на «Господи возвах», «Честнейшей» и др. преклоняют головы только те молящиеся, мимо которых проходит кадящий (см. выше). В данном случае ошибкой бывает «провожание» кадящего, то есть поворот как подсолнух за солнцем (бывает, что молящиеся в порыве неуместного благочестия описывают полный поворот вокруг себя, поворачиваясь к алтарю спиной).
На вечерне на входе, когда священник, приложившись к иконе Спасителя, благословляет свещеносца (этим отпуская его), - народу, предстоящему в храме, преклонять главу при этом не надо. Это же правило относится и к малому входу на Литургии.
При каждении диакона или иерея с амвона на «Господи воззвах», «Честнейшей» и др. вначале – каждение левого и правого клиросов, затем – народа. Также на полиелее - священник производит каждение предстоящих священнослужителей, затем правый и левый клиросы и только потом предстоящий народ. Здесь и необходимо преклонить главу, а не кланяться без разбору во все стороны.
НА «СВЯТАЯ СВЯТЫМ» НЕТ ЗЕМНОГО ПОКЛОНА, НО ТРИ (!) ГЛУБОКИХ ПОЯСНЫХ («Служебник»).
На великом входе (в середине Херувимской песни) креститься не надо, так как не происходит никаких побуждающих к этому действий, и только на словах священнослужителя «всех вас православных христиан», следует преклонить главу. В это время предстоящие осеняются Святой Чашей.
Об ошибках на ектиньях об оглашенных – тут, полагаю, всем понятно, говорить излишне. Слушаем и поступаем по словам.
Когда уносят Святые Дары, на возглас «Всегда, и ныне и присно…» земного поклона нет, но поясной, так как это неуместно. Предполагается, что многие (а в древние века – все) являются причастниками, а в Церкви полагается единообразие в поклонах. (Здесь личное: не смогу не совершить земной поклон перед Чашей, если, беда-беда, не причащалась. Ну, не смогу.)
В Великий пост на вечерне на возглас: «Премудрость, прости (т.е. СТАНЕМ ПРЯМО). Свет Христов просвещает всех» земного поклона нет (Это ясно из перевода), но метание без крестного знамения. (Здесь личное: ведь везде указывается на земной поклон, а из перевода «станем прости» - его, похоже, нет).
Эта традиция требует изучения, приведем цитаты обсуждения этого вопроса:
«По чинопоследованию тут исключительно вставание. То есть сам чин не предусматривает никакого поклона, ниже метания».
«По требнику - тоже никакого поклона, даже малюсенького».
«Полагаю, что и всеразличные адорации на Литургии Преждеосвященных Даров (особенно во время кафизм) есть привнесенное».
«Ни в византийской, ни в древнерусской, ни в современной греческой практике поклона тут нет. Так что, наверное, и вправду – народное творчество».
«В этом обсуждаемом моменте в других Православных Церквах поклона не делают. Конечно, в нем нет логики, тем более сейчас. Раньше свет приносил архидиакон извне. Поклон мог появиться, когда это начал делать предстоятель».
Н.Д.Успенский, профессор Петербургской Духовной академии писал: «Сам Христос Спаситель назвал Себя светом мiру (ИН. 8. 12). Тихий свет вечернего светильника напоминал им о Том, о Ком евангелист писал: « Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1, 9). Горящий в молитвенном собрании светильник живо напоминал присутствующим на нем о духовном пребывании с ними Христа, обещавшего быть там, где двое или трое собраны во имя Его (Мф. 18, 20).
И еще, из «Закона Божия для гимназий 1872г.»:
«…исторически в дни Великого поста оглашенные, готовившиеся к крещению, во время появления и осенения зажженною свечею, в знак того благодатного света, который они получат в крещении, делали поклон до земли».
«После Херувимской три поклона должны быть без молитвы св.Ефрема Сирина. У русских это как украшение (и это признал о.Михаил Желтов)».
«Хотя не всегда, но надо иметь в виду и практику других Церквей, а то – только с русской, - можно серьезно ошибиться».
«По поводу трех поклонов с молитвой св.Ефрема Сирина на Литургии Преждеосвященных Даров – вопрос ясный. Там этой молитвы нет. Однако, если священник просто делает три земных поклона, то его примеру никто не последует. Хотя и сама молитва Ефрема Сирина «глаголет в себе», а не как нынче принято – велегласно.
По вопросу «Свет Христов» все понятно. Вообще, по смыслу там поклона нет, однако следует диаконский возглас, призывающий встать. То есть особое отношение к моменту все же есть».

ШЕСТОПСАЛМИЕ.
На Шестопсалмии КРЕСТИТЬСЯ И КЛАНЯТЬСЯ НЕ ПОЛОЖЕНО. Шестопсалмие - это шесть избранных псалмов из Псалтыри, читаемых в начале утрени. После первых трех псалмов, составляющих первую статью шестопсалмия, когда произносятся слова «Слава… и ныне… Аллилуия…» не совершаются крестные знамения и поклоны, как предусматривает это Устав в других случаях. Старец Паисий Афонский, отвечая на вопрос, почему мы не садимся на шестопсалмии, говорит: «Потому что оно СИМВОЛИЗИРУЕТ СТРАШНЫЙ СУД. Поэтому хорошо, если во время шестопсалмия ум идет на час Страшного Суда. Шестопсалмие занимает 6-7 минут (многие святые указывает, что Божий суд над нами займет ровно время чтения этих шести псалмов). После первой статьи мы даже не крестимся, потому что Христос придет сейчас не для того, чтобы распяться, но явиться миру как Судия».

ПОКЛОНЫ НА ЛИТУРГИИ (не приведенные выше, по уставным заметкам схиархимандрита Дионисия (Лукича), дореволюционного уставщика Киево-Печерской Лавры).
На возглас «Благословенно Царство…» не принято обязательного земного поклона.
На «Трисвятом» - малые поклоны, также и на «Кресту Твоему…».
У святителя Игнатия (Брянчанинова) в V томе «Приношение современному монашеству» читаем, что на ектиньях при первом прошении и при возгласе, которым служащий священник заключает ектинью, - полагается по одному поясному поклону. Имеется также мнение владыки Афанасия (Сахарова), который говорил, что на просительной ектиньи поклоняемся на каждое прошение, так как в каждом из них говорится о самом необходимом для нашей жизни.

ПОЧИТАНИЕ ИКОН
К иконам прикладываемся так: два поясных поклона, затем прикладываемся к иконе.
Если несколько икон, то после двух поясных поклонов прикладываемся к нескольким иконам (по старшинству). Начиная со второй - к каждой с крестным знамением, после чего делается третий поясной поклон.

Если мы идем на ПОМАЗЫВАНИЕ, то, приложившись к иконам, подходим к священнику, принимаем помазывание, отходим и делаем третий поясной поклон в сторону алтаря и малый поклон (наклоняем голову) без крестного знамения предстоящему священнику (повернувшись в его сторону).

*Духовно-просветительское издание "О поклонах во время богослужения", по материалам 1 Всероссийского регентского съезда (17-21 июля 2001г., Подмосковье), 4-издание, 2015 г., допущено к изданию Изд. советом Белорусского Экз. Моск.Патр.. Решение 519 от 18.10.2011. Редакцию итогового документа готовил уставщик Свято-Троицкого Ионинского монастыря архимандрит Спиридон (Письменный).

Человек - творение духовно-телесное. Положение тела в молитве влияет на душу, помогая настроиться на нужный лад. Без труда невозможно достичь Царствия Божия, очиститься от страстей и грехов. Земной поклон - это тела, которая способствует смирению, терпению и сокрушению внутреннего человека перед Создателем. Сам Господь наш Иисус Христос молился с коленопреклонением, а уж нам тем более нельзя пренебрегать таким полезным духовным упражнением. Важно знать, как делать земной поклон правильно, по канонам Церкви.

Земные поклоны не разрешаются Церковью:

  • в период от Воскресения Христова до Дня Святой Троицы;
  • от Рождества Христова до Крещения (Святые дни);
  • в дни двунадесятых праздников;
  • воскресные дни. Но есть исключения, когда благословляется земной поклон на литургии в воскресенье: после фразы священника «Преложив Духом Твоим Святым» и в момент выноса из алтаря Чаши со Святыми Тайнами Христовыми к народу со словами «Со Страхом Божиим и верою приступите»;
  • день причастия до вечернего богослужения.

Во все остальные периоды земные поклоны делают, но перечислить эти случаи не представляется возможным из-за их множества. Важно придерживаться простого правила: во время богослужения следите за священниками и повторяйте за ними. Особенно изобилуют коленопреклонениями Великопостные богослужения. Когда звонит специальный колокольчик, нужно опускаться на колени.

В домашней обстановке делать земные поклоны на молитве можно в любые дни, кроме периодов, когда это не благословляется Церковью. Главное, соблюдать меру и не переусердствовать. Качество поклонов важнее их количества. Также в православной практике недопустимо молиться, длительно стоя на коленях, это практикуется в католической церкви.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал о земных поклонах: "Господь повергался на колени во время молитвы Своей - и ты не должен пренебрегать коленопреклонениями, если имеешь достаточно сил для совершения их. Поклонением до лица земли, по объяснению отцов, изображается наше падение, а восстанием с земли - наше искупление".

Земной нужно делать не спеша, со вниманием и сосредоточенностью. Встать прямо, благоговейно перекреститься, опуститься на колени, положив ладони впереди, и коснуться лбом пола. Затем встать с колен прямо и повторить при необходимости. Творить поклон принято с краткой молитвой, например с Иисусовой, « помилуй» или своими словами. А также можно направить слово к Царице Небесной или Святым.

Важно уяснить, что земной поклон - это не самоцель, а инструмент для обретения потерянного богообщения и благотворных даров Духа Святого. Поэтому ответ на вопрос "Как делать земной поклон?" будет заключаться в правильном покаянном расположении сердца, наполненного Страхом Божиим, верой, надеждой на неизреченное милосердие Господне к нам грешным.