Человек совершивший подвиг во имя родины. Классный час "подвиг во имя родины". Несломленные и непокоренные

Молодой аспирант спас старушку, которая, зазевавшись, едва не попала под электричку. Но, успев столкнуть с железнодорожных путей старушку, аспирант сам попал под поезд. И вот одно рассуждение: это не подвиг, а глупость. Старушка и так через два дня померла бы своей смертью, а аспирант, говорят, был талантлив.

· Как Вы думаете, оправдана ли такая жертва?

ЧТО ТАКОЕ СОВЕСТЬ

МАТТЕО ФАЛЬКОНЕ

(П. Мериме)

"В 18... году я посетил Корсику, дом Маттео Фальконе, который находился в полумиле от маки (маки – густые заросли). Маттео Фальконе был довольно богатый человек по тамошним местам: он жил честно на доходы от своих многочисленных стад. Он был известен в тех краях высоким искусством владения оружием. Меткость, с которой он стрелял из ружья, была необычной даже для этого края, где столько хороших стрелков.

Его считали таким же хорошим другом, как и опасным врагом; когда-то он жестоко расправился с соперником в любви. Маттео был женат. Его жена Джузеппа родила ему сначала трех дочерей (что приводило его в ярость) и, наконец, сына, которому он дал имя Фортунато, – надежду семьи и продолжателя рода. Дочери были удачно выданы замуж: в случае чего отец мог рассчитывать на кинжалы и карабины зятьев. Сыну исполнилось только десять лет, но он подавал уже большие надежды.

Однажды ранним осенним утром Маттео с женой отправились в маки поглядеть на свои стада, которые паслись на прогалине. Маленький Фортунато хотел идти с ними, но пастбище было слишком далеко, кому-нибудь надо было остаться стеречь дом, и отец не взял его с собой. Из дальнейшего будет видно, как ему пришлось в том раскаяться.

Прошло уже несколько часов, как они ушли; маленький Фортунато спокойно лежал на самом солнцепеке, как вдруг его размышления были прерваны ружейным выстрелом. На тропинке, ведущей от равнины к дому Маттео, показался человек, покрытый лохмотьями, обросший бородой. Он с трудом передвигал ноги, опираясь на ружье. Его только что ранили в бедро.

Это был бандит по имени Джаннетто, который, отправившись ночью в город за порохом, попал в засаду корсиканских вольтижеров. Он яростно отстреливался и, в конце концов, сумел спастись от погони, прячась за уступы скал. Но он не намного опередил солдат: рана не позволила ему добежать до маки.

Он подошел к Фортунато и попросил спрятать его, объяснив, что за ним гонятся солдаты. Фортунато колебался, но когда бандит пошарил в кожаной сумке, висевшей у него на поясе, и вынул оттуда пятифранковую монету, которую он, вероятно, припрятал, чтобы купить пороху, Фортунато улыбнулся, схватил серебряную монету, сказал Джаннетто:


– Не бойся ничего.

Тотчас же он сделал большое углубление в копне сена, стоявшей возле дома. Джаннетто свернулся в нем клубком, и мальчик прикрыл его сеном так, чтобы воздух проникал туда, и ему было чем дышать. Никому бы и в голову не пришло, что в копне кто-то спрятан. Кроме того, с хитростью дикаря он придумал еще одну уловку. Он притащил кошку с котятами и положил ее на сено, чтобы казалось, будто его давно уже не ворошили. Потом, заметив следы крови на тропинке у дома, он тщательно засыпал их землей и снова, как ни в чем не бывало, растянулся на солнцепеке.

Несколько минут спустя шестеро стрелков в коричневой форме с желтыми воротниками под командой сержанта уже стояли перед домом Маттео. Этот сержант приходился дальним родственником Фальконе. Его звали Теодоро Гамба. Это был очень деятельный человек, гроза бандитов, которых он переловил немало.

– Здорово, племянничек! – сказал он, подходя к Фортунато. – Как ты вырос! Не проходил ли тут кто-нибудь сейчас?

– Почем я знаю?

– Почем ты знаешь? Черт бы тебя побрал, проклятое отродье! Я уверен, что ты видел Джаннетто. Может быть, даже спрятал его. Ребята! Входите в дом, поищите там нашего беглеца. Он ковылял на одной лапе, а у этого мерзавца слишком много здравого смысла, чтобы попытаться дойти до маки хромая. Да и следы крови кончаются здесь.

Солдаты начали внимательно осматривать двор и дом.

А Фортунато продолжал посмеиваться.

Один из солдат подошел к копне сена. Он увидел кошку и, небрежно ткнув штыком в сено, пожал плечами, как бы сознавая, что такая предосторожность нелепа. Ничто не пошевелилось, лицо мальчика не выразило ни малейшего волнения.

Сержант и его отряд теряли терпение; они уже поглядывали на равнину, как бы собираясь вернуться туда, откуда пришли, но тут их начальник, убедившись, что угрозы не производят никакого впечатления на сына Фальконе, решил сделать последнюю попытку и испытать силу ласки и подкупа.

Сержант вытащил из кармана серебряные часы, которые стоили добрых десять экю, и, заметив, что глаза маленького Фортунато загорелись при виде их, сказал ему, держа часы на весу за конец стальной цепочки:

– Плутишка! Тебе бы, наверно, хотелось носить на груди такие часы, ты прогуливался бы по улицам Порто-Веккьо гордо, как павлин, и когда прохожие спрашивали бы у тебя: "Который час?" – ты отвечал бы: "Поглядите на мои часы".

– Когда я вырасту, мой дядя капрал подарит мне часы.

– Да, но у сына твоего дяди уже есть часы... правда, не такие красивые, как эти... а ведь он моложе тебя. Мальчик вздохнул.

– Ну что ж, хочешь ты получить эти часы, племянничек? Фортунато не протянул руки за ними, но сказал ему с горькой усмешкой:

– Зачем вы смеетесь надо мной?

– Ей-богу, не смеюсь. Скажи только, где Джаннетто, и часы твои.

Говоря так, он все ближе и ближе подносил часы к Фортунато, почти касаясь ими бледной щеки мальчика. Лицо Фортунато явно отражало вспыхнувшую в его душе борьбу между страстным желанием получить часы и долгом гостеприимства. А часы покачивались перед ним, вертелись, то и дело задевая кончик его носа. Искушение было слишком велико.

Фортунато поднял левую руку и указал большим пальцем через плечо на копну сена, к которой он прислонился. Сержант сразу понял его. Он отпустил конец цепочки, и Фортунато почувствовал себя единственным обладателем часов. Он вскочил стремительнее лани и отбежал на десять шагов от копны, которую вольтижеры принялись тотчас же раскидывать.

Сено зашевелилось, и окровавленный человек с кинжалом в руке вылез из копны: он попытался стать на ноги, но запекшаяся рана не позволила ему этого. Он упал. Сержант бросился на него и вырвал кинжал. Его сейчас же связали по рукам и ногам, несмотря на сопротивление.

Лежа на земле, скрученный, как вязанка хвороста, Джаннетто повернул голову к Фортунато, который подошел к нему.

– Предатель! – сказал он скорее презрительно, чем гневно.

Мальчик бросил ему серебряную монету, которую получил от него, – он сознавал, что уже не имеет на нее права, – но преступник, казалось, не обратил на это никакого внимания. С полным хладнокровием он сказал сержанту:

– Дорогой Гамба! Я не могу идти: вам придется нести меня до города.

Пока вольтижеры были заняты – кто приготовлением носилок из ветвей каштана, кто перевязкой раны Джаннетто, – на повороте тропинки, ведшей в маки, вдруг появились Маттео Фальконе и его жена.

При виде солдат Маттео прежде всего подумал, что они пришли его арестовать. Откуда такая мысль? Совесть Маттео была чище, чем у кого-либо, ибо вот уже десять лет, как он не направлял дула своего ружья на человека, но все же он был настороже и приготовился стойко защищаться, если это понадобится.

Сержанту стало как-то не по себе, когда он увидел медленно приближавшегося Маттео с ружьем наготове и пальцем на курке, но он принял смелое решение – пойти ему навстречу и, как старому знакомому, рассказать ему обо всем случившемся:

– Я зашел мимоходом поздороваться с тобой и сестрицей Пеппой. Сегодня мы сделали изрядный конец, но у нас слишком знатная добыча, и мы не можем жаловаться на усталость. Мы только что накрыли Джаннетто Санпьеро.

– Этот негодяй защищался, как лев, – продолжал сержант, слегка раздосадованный. – Он убил одного моего стрелка и раздробил руку капралу Шардону; ну да это беда невелика: ведь Шардон – француз... А потом он так хорошо спрятался, что сам дьявол не сыскал бы его. Если бы не мой племянник Фортунато, я никогда бы его не нашел.

– Фортунато? – вскричал Маттео.

– Да! Джаннетто спрятался вон в той копне сена, но племянник раскрыл его хитрость. Я расскажу об этом его дяде капралу, и тот пришлет ему в награду хороший подарок. А я упомяну и его, и тебя в донесении на имя прокурора.

– Проклятье! – чуть слышно произнес Маттео.

Они подошли к отряду. Джаннетто лежал на носилках, его собирались унести. Увидев Маттео рядом с Гамбой, он как-то странно усмехнулся, а потом, повернувшись лицом к дому, плюнул на порог и сказал:

– Дом предателя!

Только человек, обреченный на смерть, мог осмелиться назвать Фальконе предателем. Удар кинжала немедленно отплатил бы за оскорбление, и такой удар не пришлось бы повторять.

Однако Маттео поднес только руку ко лбу, как человек, убитый горем.

Фортунато, увидев отца, ушел в дом. Вскоре он снова появился с миской молока в руках и, опустив глаза, протянул ее Джаннетто.

Сержант подал знак к выступлению, простился с Маттео и, не получив ответа, быстрым шагом двинулся к равнине.

Прошло около десяти минут, а Маттео все молчал. Мальчик тревожно поглядывал то на мать, то на отца, который, опираясь на ружье, смотрел на сына с выражением сдержанного гнева. – Хорошо начинаешь! – сказал наконец Маттео голосом спокойным, но страшным для тех, кто знал этого человека.

– Отец! – вскричал мальчик; глаза его наполнились слезами, он сделал шаг вперед, как бы собираясь упасть перед ним на колени. Но Маттео закричал:

И мальчик, рыдая, остановился неподвижно в нескольких шагах от отца.

Подошла Джузеппа. Ей бросилась в глаза цепочка от часов, конец которой торчал из-под рубашки Фортунато.

– Кто дал тебе эти часы? – спросила она строго.

– Дядя сержант.

Фальконе выхватил часы и, с силой швырнув о камень, разбил их вдребезги.

– Жена! – сказал он. – Мой ли это ребенок? Смуглые щеки Джузеппы стали краснее кирпича.

– Опомнись, Маттео! Подумай, кому ты это говоришь!

– Значит, этот ребенок первый в нашем роду стал предателем. Джузеппа бросилась к Маттео и схватила его за руку.

– Ведь это твой сын! – вскрикнула она дрожащим голосом, впиваясь черными глазами в глаза мужа и словно пытаясь прочесть то, что творилось в его душе.

– Оставь меня, – сказал Маттео. – Я его отец! Джузеппа поцеловала сына и, плача, вернулась в дом. Она бросилась на колени перед образом богоматери и стала горячо молиться. Между тем Фальконе, пройдя шагов двести по тропинке, спустился в небольшой овраг. Место показалось ему пригодным для исполнения своего замысла.

– Фортунато! Стань у того большого камня. Исполнив его приказание, Фортунато упал на колени.

– Молись!

– Отец! Отец! Не убивай меня!

– Молись! – повторил Маттео грозно. Запинаясь и плача, мальчик прочитал "Отче наш" и "Верую".

– Ты кончил?

– Отец, пощади! Прости меня! Я никогда больше не буду! Я попрошу дядю капрала, чтобы Джаннетто помиловали!

Он лепетал еще что-то. Маттео вскинул ружье и, прицелившись, сказал:

– Да простит тебя бог!

Фортунато сделал отчаянное усилие, чтобы встать и припасть к ногам отца, но не успел. Маттео выстрелил, и мальчик упал мертвый.

Даже не взглянув на труп, Маттео пошел по тропинке к дому за лопатой, чтобы закопать сына. Не успел он пройти и несколько шагов, как увидел Джузеппу: она бежала, встревоженная выстрелом.

– Что ты сделал? – воскликнула она.

– Свершил правосудие.

– Где он?

– В овраге. Я сейчас похороню его. Он умер христианином. Я закажу по нему панихиду. Надо сказать зятю, Теодору Бьянки, чтобы он переехал к нам жить".

· Какие качества личности проявились у Фортунатто?

УМЕНИЕ ДЕРЖАТЬ СЛОВО

В семье Эшби росло два сына. Мальчишки выросли, пришло время ехать учиться в колледж, но родители, небогатые люди, могли оплатить учебу только одного сына. Братья решили, что сначала учиться поедет Флин – старший брат, а когда он закончит обучение, то поможет получить образование и младшему брату.

Флин учился. Младший брат помогал родителям по хозяйству, а родители оплачивали учебу Флина. Прошли годы, Флин закончил учиться, женился, а о своем обещании помочь младшему брату и не вспоминал. Так и не выучился младший брат, остался без образования.

· Дайте оценку поступка старшего брата.

ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ

В 8 "б" классе было два друга. Они вместе ходили в походы, играли в разные игры, гуляли.

Однажды с компанией они пошли играть в футбол на задний двор школы. Дима, один из друзей, нечаянно пнул мяч в окно и разбил стекло.

Директор, конечно, вызвал мальчиков. Дима сознался во всем. Сережа, друг Димы, ничего не сказал, промолчал, испугался, хотя он мог бы сказать слово в защиту товарища. Друг, когда случилось несчастье, бросил своего друга.

· Как можно оценить поступок Сергея?

· Есть ли у него совесть?

Полету Ю. А. Гагарина в космос предшествовала напряженнейшая работа всего советского народа после разгрома гитлеровской Германии по сохранению независимости страны перед лицом нового противника — США. Известно, что после атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки (где погибло около 200 тысяч мирных жителей) США, рассчитывая на свою монополию в области ядерного оружия, хотели поставить СССР на колени и рассматривали вопрос о бомбёжке 10-20-ю атомными бомбами СССР, оценивая наши людские потери в 2 млн. человек.

Благодаря научно-техническим успехам физиков во главе с И. В. Курчатовым, создавших более мощное ядерное оружие, благодаря созданию мощной атомной промышленности, планы США потерпели фиаско. Стало ясно, что доставка ядерного оружия для бомбёжки важнейших объектов авиацией неэффективна.

В начале 1946 года И. В. Сталин проводит заседание Совета Министров по вопросу создания ракетного вооружения в СССР. На нем он задает вопрос министру авиационной промышленности П. В. Дементьеву, не готово ли министерство взять на себя эту задачу. Тот ответил, что если этот вопрос Сталина — не прямое указание, он хотел бы сосредоточиться на развитии авиационной промышленности, а не развивать новое направление. На вопрос Сталина, кто из министров готов взять на себя эту задачу, сразу дал согласие Дмитрий Федорович Устинов (назначенный министром вооружения в 33-летнем возрасте, за 2 недели до начала Великой Отечественной войны, а до того 3 года проработавший директором Ленинградского завода «Большевик», на котором за эти годы производство военной продукции увеличилось в 2,3 раза).

Уже в мае 1946 года выходит постановление правительства, инициирующее создание ракетной промышленности в СССР. В подмосковном Калининграде формируется Головной институт по ракетной технике, в котором, наряду с научно-исследовательскими отделами баллистики, прочности, аэродинамики, материаловедения, создаются конструкторские бюро С. П. Королева (которому было 40 лет) и А. М. Исаева.

Следует отметить заботливое отношение советского государства к науке и образованию. Несмотря на тяжёлое послевоенное время студенты имели стипендии, позволявшие не только полностью посвятить себя учёбе, но и посещать кино, театры (галёрку), стадионы. Один пример: если кто-то из студентов МГУ им. М. В. Ломоносова, который я заканчивал, заходил в столовую без денег, он мог бесплатно взять хлеб, квашенную и свежую капусту, морковь, свеклу, чай с сахаром. Молодые инженеры ежегодно, в течение 3 лет, проходили аттестации, на которых давалась оценка их работы, часто с предложениями о повышении зарплаты и направлении в резерв на более высокую должность. Многие из них до конца трехлетнего периода становились старшими инженерами, начальниками групп, стендов, бригад.

Конечно, необходимо отметить выдающуюся роль Сергея Павловича Королева и как организатора коллективной работы Главных конструкторов (через Совет Главных конструкторов, который он возглавлял), и как Главного конструктора первых баллистических ракет (в том числе межконтинентальной) и космических аппаратов. Предложенный им переход на схему так называемого «поперечного» разделения ступеней (до этого использовалась схема «продольного», поочередного отделения ступеней), когда все боковые блоки ракеты отделялись сразу после использования топлива, повысил надежность системы разделения и, главное, значительно «укоротил» ракету, сделав ее гораздо жестче. Во многом благодаря этой идее в 1957 году в газете «Правда» было сообщено о запуске первой межконтинентальной баллистической ракеты в СССР.

С. П. Королев поддержал предложение специалистов-баллистиков (по-моему, во главе с М. К. Тихонравовым), вывести на орбиту искусственный спутник Земли, передававший на весь мир сигналы, говорящие о достижениях СССР в космосе. Решающую роль для полета человека в космос сыграло предложение Королева использовать в качестве формы первого спускаемого аппарата «Восток» — сферу. При использовании такой формы аппарат совершал так называемый баллистический спуск в атмосфере. Перегрузки на космонавта при прохождении плотных слоев атмосферы (порядка 5 минут), превышали 10g. Если бы тело космонавта было расположено вдоль траектории, подобные перегрузки привели бы к отрыву внутренних органов.

Сотрудники С. П. Королева предложили расположить космонавта поперек действия таких перегрузок, чтобы органы защищали ребра. За счет использования сферической формы отпадала надобность в разработке сложной системы управления аппаратом, в многолетней аэродинамической и прочностной отработках (возникавших для спускаемых аппаратов с аэродинамическим качеством, какими позднее были аппараты «Меркурий» и «Союз»).

Невозможно передать словами всеобщую радость нашего народа от сообщения о полете и успешном приземлении аппарата «Восток» с Ю. А. Гагариным, всеобщую радость москвичей от встречи с ним. Утром, в день прилета Гагарина в Москву, я неожиданно был приглашен директором НИИ-88 Георгием Александровичем Тюлиным (заместителем которого по специальности — начальником аэрогазодинамиского комплекса стал в 1960 году в 29-летнем возрасте), который вручил мне билеты на трибуны Красной площади и на прием в Кремль (на фото). Наши места были за столами в Грановитой палате (где было много сотрудников организаций С. П. Королева и А. М. Исаева). Более высокие гости (члены правительства, Верховного Совета, ЦК КПСС, известные ученые и деятели искусств) находились в Георгиевском зале. Был фуршет, все приглашенные, кроме членов Политбюро ЦК КПСС и семьи Ю. А. Гагарина, стояли.

После основных приветственных тостов, когда члены Политбюро начали покидать прием, открылись двери Георгиевского зала, и в нашем помещении появился С. П. Королев с женой. Неожиданно он взял со стола салфетку и предложил жене игру в жмурки, постоянно натыкаясь при этом на многочисленные колонны Грановитой палаты. По-видимому, он таким способом пытался сбросить с себя груз ответственности и напряжение, лежавшие на нём много лет. А уже через пару часов, уходя с приема, я увидел С. П. Королева с М. В. Келдышем, сидящих на скамейке около гардероба и обсуждающих какие-то новые проблемы…

Выход человека в открытый Космос, орбитальные станции на земной орбите, знакомство с Луной, Марсом, Венерой, дальними планетами Солнечной системы и других галактик — неполный перечень разделов увлекательной летописи под названием «Освоение космического пространства», создаваемой человечеством, которая началась с главы «Первый полет человека в Космос».

Управление по СМИ
и связям с общественностью,
Интернет Центр

История Великой Отечественной войны состоит из миллионов подвигов, совершенных бесстрашными советскими людьми. Они на протяжении 4 лет круглосуточно ковали Победу, находясь на передовой и в тылу. Им не была свойственна в моменты, когда нужно было защищать Родину, идеалы, дом. В списке, содержащем имена героев ВОВ, находятся и данные о двух девушках из Казахстана - Маншук Маметовой и Алие Молдагуловой.

Некоторые факты из жизни Алии Молдагуловой

Чтобы полностью понять, насколько характерным для нее самой был подвиг Алии Молдагуловой, кратко нужно упомянуть ее биографию. Родиной девушки является аул Булак, находящийся в Хобдинском районе Актюбинской области. Именно здесь 15 июля 1925 года родилась девочка. Когда ей было 8 лет, умерла ее мать, и отец остался один с двумя детьми на руках. Те времена были чрезвычайно тяжелыми, и он был вынужден отдать дочку на воспитание бабушке. Таким образом, Алия оказалась в семье дяди, где и проходило ее детство вместе с ровесницей Сапурой.

В 1935 году семья Молдагуловых переезжает в Москву, а несколько позже, за некоторое время до начала войны, - в Санкт-Петербург. В связи с семейными обстоятельствами дядя устраивает девочку в городской детский дом №46. Во времена блокады Ленинграда вместе с подругами ходила в госпитали и Алия Молдагулова. Подвиг, совершенный ею, берет свои корни именно в те далекие годы.

Военная карьера Алии

1 октября 1942 года девушка становится студенткой Рыбинского авиатехникума. Она хотела как можно быстрее начать летать, но для этого нужно было слишком долго учиться. Поэтому нетерпеливость взяла верх, и Алия подала заявление в военкомат. В нем была просьба о приеме в Красную армию.

21 декабря 1942 года Алия стала ученицей снайперской школы, где 23 февраля 1943 года она приняла воинскую присягу. После окончания обучения было принято решение оставить девушку в школе для того, чтобы она обучала курсантов. Но она все-таки добилась своего и поехала на фронт.

14 января 1944 года Алия Молдагулова, подвиг которой остался в памяти миллионов, была убита во время обороны Насва. Несколько позже ее удостоили звания Героя Советского Союза.

Начало последнего боя девушки

В то время велись наступательные бои на территории, расположенной немного севернее Новосокольников. Алия Молдагулова, подвиг которой помнит весь мир, служила в 4-м особом стрелковом батальоне 54-й стрелковой бригады. Именно ему был отдан приказ о взятии деревни Казачки. Таким образом, солдаты должны были перерезать линию железной дороги, ведущую из Новосокольников в Дно.

Но, несмотря на приложенные огромные усилия, батальон так и не сумел полностью овладеть деревней. Его встретил ураганный огонь противника, заставивший советских бойцов отойти. Когда же батальон снова начал атаковать, девушка в числе первых бросилась вперед и увлекла за собой других союзников в немецкие траншеи.

Это сражение длилось два дня, на протяжении которых уничтожены приблизительно 20 гитлеровских солдат.

Алия в ночной разведке

С наступлением ночи отважной Алией было изъявлено желание пойти в разведку. Несмотря на очень усталый внешний вид девушки, командир не смог ей отказать. Упорство и настойчивость в очередной раз победили, и она вместе с несколькими бойцами направилась во вражеское расположение.

Во время этого броска разведки Алия заметила вражеский миномет, который обстреливал наши боевые порядки. Девушка ловко с помощью гранат ликвидировала расчет. Она также привела пленника - уцелевшего немецкого офицера.

Последний день отважной комсомолки

Утром, после удачного разведывательного похода, начался новый бой. Ротой были отражены девять атак противника. Алия беспрерывно вела обстрел врага, уничтожив при этом приблизительно 30 фашистских солдат. Не бросила она свое оружие и в тот момент, когда её рука была ранена осколком вражеской мины. винтовки был разрушен, но девушка продолжала.

Она самостоятельно сделала перевязку раны, заменила винтовку автоматом и продолжала стрелять по врагам. Поступил приказ о штурмовом захвате опорного пункта немцев. И под громкий голос молодой казашки, звавшей солдат вперед, бойцы вошли в опорный пункт. Алия находилась впереди всех и продолжала стремительно продвигаться вперед. Еще 8 гитлеровцев убил автомат, находящийся в ее руках.

Смерть все же догнала…

Но вдруг произошла фатальная неожиданность - вражеский офицер схватил ее за рукав фуфайки. Девушка успела только вырваться и направить в его грудь оружие. Но вражеская пуля оказалась в этот раз быстрее. Несмотря на смертельное ранение, она все же смогла выстрелить в своего последнего уничтоженного гитлеровца.

Раненая девушка была вынесена с поля боя своими сослуживцами и доставлена в сарай, где размещали больных солдат. Но она не сумела уйти от смерти в этот раз - бомба, которая попала в крышу этого сооружения, убила Алию.

Глазами очевидцев

Сослуживцы девушки-солдата писали казахским трудящимся о том, что в их роте не было ни одного солдата, который не помнил бы, как и где совершила подвиг Алия Молдагулова. Все они до последнего мстили за ее смерть. Перед их глазами постоянно стоял ее облик: серьезный, нежный, бесстрашный в бою и заботливый в повседневном быту солдат.

Алия очень любила казахский народ и мечтала о его большом будущем. Главной ее целью было посвятить свою жизнь процветанию родного и любимого края. В своих письмах солдаты просили рассказать всем жителям Казахстана о том, какой была эта замечательная девушка, верная дочь своего народа, которая отдала свою жизнь за его счастье. Они хотели, чтобы люди знали все: как Алия Молдагулова родилась, училась, подвиг совершила, жила и умерла…

Бывший командир бригады гвардии полковник в отставке Н. Уральский, который был очевидцем всего происходящего, рассказывает, что точно указать число уничтоженных бойцом Молдагуловой врагов невозможно. Несмотря на то что в большинстве документов присутствует цифра 78, реальное их количество гораздо больше. Оно достигает приблизительно двухсот. Именно в последнем бою проявила невиданную храбрость Алия Молдагулова. Подвиг стал последним шагом к ее смерти.

Память об Алие Молдагуловой

На том месте в Новосокольниках, где погибла девушка, состоялось возведение Стелла в честь героев-артековцев, размещенная на территории международного детского лагеря «Артек», также содержит высеченное имя Алии.

Ей посвящен балет, имеющий аналогичное название, поэмы и множество разных песен. После смерти девушки, в 1944 году, поэт Яков Хелемский опубликовал сборник стихов, рассказывающих о том, какой подвиг совершила Алия Молдагулова.

Розой Рымбаевой была исполнена песня «Алия», которая довольно быстро стала очень популярной. Это очень редко происходило с музыкальными произведениями, написанными не на русском языке. Подвиг Алии Молдагуловой на русском языке был воссоздан в документальном фильме «Алия» и художественном фильме «Снайперы».

Подвиг казахских военных в Великой Отечественной войне

С самого начала боевых действий казахскими военными были проявлены патриотизм и мужество. Значительное их количество приняло на себя первые удары Второй мировой войны, которые пришлись на Брестскую крепость. Она держалась на протяжении месяца. У ее стен похоронено приблизительно 1500 фашистских солдат.

Навеки останется в памяти подвиг, который совершила генерала И.В. Панфилова. Ее формирование происходило на территории Казахстана и Киргизии. 16 ноября 1941 года 28 солдат на протяжении 4 часов отражали наступление 50 вражеских танков, не допустив их прорыва на территорию Москвы. Они все погибли и названы Героями Советского Союза посмертно.

Но имена двух славных представительниц казахского народа стали золотой летописью Великой Отечественной войны. Алия Молдагулова - первая девушка-казашка, ставшая Героем Советского Союза после смерти. Маншук Маметовая совершила свой подвиг в двадцать один год. Оставшись на поле бое наедине с тремя пулеметами, она на протяжении нескольких часов смогла сдерживать яростные атаки немецких солдат. Звание Героя она также получила посмертно. Подвиг Алии Молдагуловой и Маншук Маметовой - это то, что никогда не сотрется из памяти народа Казахстана, бесконечно благодарного своим защитникам за спасение мира от фашизма.

По теме:

Старуха Изергиль").

Цели:

1) обучающие:

· расширить знания учащихся о литературных направлениях;

· показать особенности романтизма на примере легенды о Данко;

· проанализировать легенду о Данко с точки зрения её идейного своеобразия;

2) развивающие:

· развивать логическое мышление и связную речь учащихся;

· совершенствовать навыки работы учащихся с художественным текстом;

3) воспитывающие:

· через анализ легенды воспитывать в учащихся уважение к высоким нравственным качествам: бескорыстию , гордости, добру, способности к самопожертвованию.

Оборудование: медиапроектор, презентация к уроку, портрет М. Горького, иллюстрации к произведению.

Ход урока.

1.Создание психологической атмосферы урока.

Придумано кем-то просто и мудро

С улыбкой здороваться: “Доброе утро!”

Доброе утро! – солнцу и птицам.

Доброе утро! – улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым...

Доброе утро пусть длится до вечера!

С предвкушения доброго дня, приятного общения друг с другом, успехов в совместной работе начнем наш трудовой день.

2. Актуализация знаний учащихся.

Ю. Левитанский в одном из стихотворений сказал:

Каждый выбирает для себя
женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку -
каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе
слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе.
Щит и латы. Посох и заплаты.
Меру окончательной расплаты.
Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже - как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя.


О чём это стихотворение?

Жизнь не тающая свеча. Это что-то вроде

чудесного факела, который попал человеку

в руки на мгновение, и его нужно заставить

пылать как можно ярче, прежде чем передать

грядущим поколениям.

Как вы понимаете слова Бернарда Шоу о жизни?

(Жизнь человека должна быть яркой, интересной и

принести пользу другим поколениям).

II. Целеполагание

Сегодня мы продолжаем разговор о творчестве Максима Горького, который в своих произведениях создал немало образов сильных смелых людей. Мы продолжим знакомство с «Легендой о Данко» из рассказа «Старуха Изергиль», рассказом о его короткой, но яркой жизни.

Главная героиня этого рассказа произнесла очень важные слова:

«…… когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, - те просто лентяи или трусы, или не понимают жизни…

Попытайтесь определить тему, цели и задачи урока.

Тема урока «Подвиг во имя людей»

ž Выявить основную идею «Легенды о Данко».

ž Дать характеристику образу Данко.

ž Доказать, что в жизни всегда есть место подвигу.

Вспомните, что такое подвиг.

(Подвиг – это героический поступок, совершённый в опасных условиях,

связанный с риском).

В каких пределах разумен подвиг и когда человеку необходимо его совершать?

(Когда человек понимает, что другим людям грозит смертельная опасность и без помощи им не выжить).

3.Проверка домашней работы.

Проблема: какие события легли в основу героического образа Данко?

Эссе по ключевым словам.
Данко.
1. Болото и тьма.
2. Две дороги.
3. Страх сковал людей.
4. В очах Данко – сила и свет.
5. Трудный путь.
6. Факел великой любви к людям.

Самостоятельная работа, обсуждение в группах, презентация – 3-5 минут.

Да - Нет
1. Помог людям, спас им жизни. 1. Лишил себя жизни.
2. Совершил героический поступок. 2. Никто не оценил его поступка.
3. Растоптали сердце.
Дебаты.

III. Защита проектов

Рассказ «Старуха Изергиль» написан в 1895году. Тема рассказа – о смысле человеческой жизни, о том, что такое человеческое счастье.

Старуха-молдаванка по имени Изергиль рассказывает легенду о юноше Данко. В основе этой легенды – библейская история о том, как Моисей выводил израильский народ из Египта.

1. Сопоставление Легенды о Данко с библейской легендой о Моисее.

Старуха-молдаванка по имени Изергиль рассказывает легенду о юноше Данко. В основе этой легенды – библейская история о том, как Моисей выводил израильский народ из Египта.

Чтение Библейского сюжета в презентации.

Сопоставительный анализ.

1) В чём сходство сюжетов библейской истории и легенды о Данко?

Моисей и Данко действуют в сходных обстоятельствах - выводят людей из опасных для дальнейшего проживания мест. В том и в другом случае путь оказывается трудным, а отношения Моисея и Данко с толпой осложняются с потерей веры людей в своё спасение.


2) Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории?

2. «Легенда о Данко» – романтическое произведение?

Работа с литературными терминами.

Рассказ «Старуха Изергиль» написан в духе романтизма.

Чтение материала по учебнику (с. 89). Запись основных пунктов.

Работа по таблице (презентации)

Как можно охарактеризовать романтического героя?

Данко сильный, гордый, свободолюбивый. Но такие люди одиноки, они разрушители обыденности, пошлости, сонного прозябания большинства.

В основе композиции произведения – антитеза.

!!!Физминутка

Почему Горький выбирает романтический тип героя?

1) Время начала творчества М. Горького приходится на рубеж веков, период, который в истории принято называть сложным временем.

2) Это период, когда происходит разрушение прежнего и появление нового.

3) Это обновление происходит во всех сферах жизни, в том числе меняется взгляд и представление об общечеловеческих ценностях.

4) Это момент, когда привычное кажется ненужным, устаревшим, возникает необходимость найти «нравственный идеал».

5) Таким идеалом для писателя Горького становится герой, обладающий всеми лучшими человеческими качествами: красивый, сильный, бесстрашный, признающий лишь личную свободу и ищущий применение своим силам в трудных ситуациях.

3. Сопоставительный анализ «Легенды о Ларре» и «Легенды о Данко».

2 легенды – 2 жизненные позиции.

4. Миф о Прометее. Что общего в подвиге Данко и Прометея?

Рефлексия.

v Я считаю, что урок был полезен для меня, потому что…

v Я думаю, мне удалось…

Выберите 1 фразу для соседа по парте:

v Ты молодец.

v Я доволен твоей работой на уроке.

v Ты мог бы поработать лучше.

· Какие цели и задачи мы определили в начале урока? Все ли из них мы достигли?

· Выявить основную идею «Легенды о Данко».

· Дать характеристику образу Данко.

· Доказать, что в жизни всегда есть место подвигу.

Оценивание.

А. де Сент - Экзюпери говорил: «Суди себя сам. Это самое трудное. Если ты сможешь правильно судить себя, значит, мы поистине мудр». Поэтому я предлагаю оценить каждому из вас свою работу на уроке.

Домашнее задание (по выбору)

1. Написать сочинение-рассуждение, выбрав одну из тем

2). «Ради чего стоит жить и бороться?»

3). «Подвиг во имя…»

2. Рассказ «Герои сегодняшнего дня».

Почему эти люди так поступили? Была ли необходимость в их героизме?

Чем они похожи на Данко.

3.Легенды и наше время. Напишите рассуждение (5 - 6 предложений по одному из вопросов)

Можете ли вы привести факты, свидетельствующие о том, что такие индивидуалисты, как Ларра, были во все времена?

Уверены ли вы, что в нашем обществе оценили бы подвиг Данко?

Кого сегодня можно назвать героем?

Литература.

1. , Поурочные разработки по литературе, 7 класс. Программы 68 и 102 часа. 2-е издание исправленное и дополненное. М.: «ВАКО», 2005, 368 с. - (В помощь школьному учителю).

2. Груздев и его время. 1868- 1896: 3-е изд. М., 1962.

Беззаветная и самоотверженная деятельность партизан и подпольщиков получала всенародное признание и высокую оценку. Более 127 тысяч человек были награждены медалью "Партизану Отечественной войны" I и II степени. Подвиги свыше 184 тысяч партизан и подпольщиков отмечены орденами и медалями, а 248 человек удостоены звания Героя Советского Союза.

Значение и сила боевого единства народов СССР, социального единства армии и народа глубоко осознавались всеми советскими людьми. Трудящиеся республик и областей, отправляя своих сынов на фронт, напутствовали их на самоотверженную борьбу за свободу и независимость Родины - Союза ССР. Они вдохновляли их на ратные подвиги, вселяли уверенность в победе.

Убедительным доказательством чувства семьи единой, слитности народа и армии и одновременно мощным фактором сплочения личного состава Вооруженных Сил, мобилизации бойцов на образцовое выполнение воинского долга были письма-наказы, с которыми трудящиеся братских республик обращались к своим сынам-воинам. Вот что, например, писали в 1943 году труженики Москвы воинам частей ПВО столицы; "Товарищи красноармейцы, командиры и политработники! Народ поставил вас на самый важный рубеж противовоздушной обороны. Вам доверена защита штаба и крупного арсенала Великой Отечественной войны. Трудящиеся столицы уверены, что вы с честью и до конца выполните свой воинский долг, как подобает славным сынам нашей Родины!".

Это письмо обсуждалось во всех частях и подразделениях особой московской армии ПВО, а также на совместном митинге воинов и трудящихся столицы. В принятом на митинге решении было сказано: "Ваш наказ, товарищи москвичи, будет выполнен. Сделаем так, чтобы ни одна бомба не упала на фабрики и заводы, на школы и жилые дома Москвы. Сделаем так, чтобы бесперебойно и ритмично бился пульс жизни великого города, кующего победу над фашистскими разбойниками."

Жители Казахстана напутствовали воинов; "Будьте стойкими и храбрыми в бою. Будьте мужественными и смелыми до конца. Вы защищаете нашу Родину, ее честь, ее славу. В час грозной опасности Родина призвала вас на защиту священной советской земли от коварных полчищ германского фашизма. Так будьте же достойны выполнить с честью свой великий долг. Идя в бой с врагом, помните, что в вашу часть Казахстан послал лучших своих людей, что, беспощадно громя врага, защищая родную землю, вы отстаиваете честь и славу своей республики".

С письмами-наказами к землякам-фронтовикам обращались трудящиеся Узбекистана, Армении, Таджикистана, Туркменистана, Киргизии, Грузии, Азербайджана, автономных республик и областей, национальных округов Российской Федерации.

Наказы, письма и обращения к воинам-землякам предварительно обсуждались в трудовых коллективах и выражали волю и пожелания всего населения братских республик. Письма-наказы, которые ныне стали достоянием музеев, скрепляли своими подписями многие миллионы людей.

Тексты писем доводились до каждого бойца и командира. Их обсуждение в воинских частях и подразделениях проходило на митингах и собраниях, демонстрировало дружбу народов, боевого братства воинов различных национальностей. Наказы трудящихся способствовали сплочению подразделений, укреплению в них войскового товарищества, повышению боевой активности защитников Родины.

А каким источником радости для фронтовиков являлись письма, которые советские люди непрерывным потоком направляли в действующую армию! "Дорогой боец нашей родной армии, - писали в одном из них. - Пусть тепло этих рукавичек согревает твои руки и твое сердце. У тебя миллионы и миллионы верных друзей и помощников. Мы верим в тебя и знаем, что враг будет разбит".

Такие письма по-особому согревали солдатское сердце. Воин знал; его любят, о нем помнят, о нем заботятся. И он шел в бой с новыми силами, совершая подвиги во имя тех, кто доверил ему защищать честь и независимость Родины. В одном из фронтовых "Писем товарищу" писатель Борис Горбатов отмечал: "Здесь каждый дерется за себя и за Родину! За свою семью и за Родину! За свою судьбу и за судьбу Родины! Не отдерешь, слышишь, не отдерешь нас от Родины: кровью, сердцем, мясом приросли мы к ней. Ее судьба - наша судьба, ее гибель - наша гибель, ее победа - наша победа".

Да, это так: никакая сила не могла убить патриотические устремления воинов, ослабить узы святого, крещенного в огне единства народа и армии. Воины всегда оставались верны своему народу, Родине. Народ всегда поддерживал воинов.

На стене Брестской крепости сохранилась безымянная надпись неизвестного героя: "Я умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина! 20.VII.41". Приводя эти слова, С. Смирнов в книге "Брестская крепость" пишет: "И не матери, родившей и выкормившей его, не любимой жене, не детям, если они у него были, посылает он свой последний привет. Умирая, он произносит то слово, что выше и шире всех других, что вмещает в себя человек, и семью, и его прошлое, настоящее, будущее, - бесконечно дорогое слово "Родина".

Но не только письма выражали связь народа с воинами-фронтовиками. Событием для бойцов и командиров являлись встречи с делегациями рабочих, колхозников, интеллигенции. Живые контакты с ними умножали силы воинов, укрепляли их веру в победу, повышали чувство личной ответственности как перед теми, кто их напутствовал, так и перед теми, кто ждал от них освобождения. Делегации трудящихся Узбекистана, Казахстана, Киргизии, Северной Осетии, Дагестана и других республик неоднократно приезжали на фронт, встречались и беседовали с воинами-земляками, передавали им подарки, теплые вещи. Так, в период битвы за Москву в 310-й стрелковой дивизии побывали представители Казахстана и Узбекистана, 50-я армия принимала делегацию из Якутии, в 16-ю приезжали трудящиеся из Горьковской области.

Делегации многих республик были гостями воинов-сталинградцев. Одну из частей Донского фронта посетили представители Башкирии. Тепло прошла эта встреча. И потом до самой победы как самую дорогую реликвию хранили воины памятный подарок башкирских трудящихся - кумачовое полотно, на котором вышита картина, символизирующая дружбу народов СССР, с надписью: "Национальностей в нашей стране много, а Родина одна, и все мы - ее сыновья. Постоим же за землю родную".

Всесторонне поддерживая армию, каждый народ сознавал, что именно она защищает его счастье и свободу. Население, оказавшееся на временно оккупированной территории, верило, что народы-братья не оставят их в беде, что Советская Армия придет вызволить их из неволи.

А когда настало время мощных наступательных операций по полному освобождению родной земли от гитлеровских захватчиков, весь мир еще раз воочию убедился, что Вооруженные Силы СССР - верный и надежный защитник всех населяющих ее народов.

И этот час пришел. В течении 1944 года советские войска обрушили на врага мощные удары на Правобережной Украине и Карельском перешейке, в Крыму и Белоруссии, под Кишиневом и в Прибалтике. Повсюду трудящиеся встречали своих освободителей с великой радостью и благодарностью. Обращаясь к освободителям, участники торжественного собрания трудящихся города Киева, посвященного освобождению Украины, заявили: "Мы благодарим вас, бойцов, сержантов, офицеров и генералов - славных сыновей нашего советского народа, наших освободителей от подлого и хищного врага".

В свою очередь Красная Армия, бойцы и командиры любой национальности глубоко понимали свою великую миссию вооруженного защитника общей Родины - Союза ССР. Перед решающими боями воины 1-го Белорусского фронта заверили народ республики в том, что "свою задачу по очищению белорусской земли от немецких захватчиков выполнят с честью".

Единство народа и его армии являлось важным социальным истоком героизма бойцов и командиров. Воины различных национальностей руководствовались одним желанием - быстрее очистить от врага свою общую Родину. Они стояли насмерть в одних окопах, ходили в атаку в одних цепях, делились последними патронами и сухарями, читали друг другу письма из дома. Вот характерные примеры. Героический экипаж белоруса Н. Гастелло составляли штурман-украинец Н. Бурденюк, стрелки-радисты русский А. Калинин и ненец Г. Скоробогатый.

"Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва!" Среди 28 героев-панфиловцев, воспринявших эти слова политрука Василия Георгиевича Клочкова (1911 - 1941) как приказ Родины, были русские И. Шадрин и Н. Трофимов, украинцы Г. Петренко и Я. Бондаренко, казахи Н. Есибулатов и А. Косаев, киргиз Д. Шопоков и другие. На подступе к Москве в смертельном бою у разъезда Дубосеково (волоколамское направление) воины - панфиловцы отбили атаку 50 вражеских танков, уничтожив 32, остановили продвижение противника. В критическую минуту боя политрук Клочков первым бросился со связкой гранат под вражеский танк, взорвал его и погиб смертью героя. Остальные бойцы последовали его примеру. За беспримерное мужество и отвагу, верность воинскому долгу, Президиум Верховного Совета СССР посмертно присвоил участникам этого легендарного боя звания Героев Советского Союза. На месте их подвига близ села Нелидово Волоколамского района Московской области сооружен мемориал. В сельском клубе создан музей, посвященный героям - панфиловцам. Именем В.Г. Клочкова названы улицы в Москве, Саратове, Вольске. Еще пример.Знаменитый Дом Павлова в Сталинграде свыше 50 дней удерживал гарнизон, в котором были 11 русских, 6 украинцев, грузин, узбек, казах, еврей, татарин и таджик. В боях за этот дом гитлеровцы потеряли больше солдат, чем при взятии Парижа.

Взводы, роты, батальоны представляли собой монолитные интернациональные коллективы, боевая сплоченность которых формировала и оттачивала замечательные боевые качества и несокрушимую волю к победе советских воинов всех национальностей. В воинские формирования вливались представители всех наций и народностей нашей великой Родины. Наглядное представление об этом дает национальный состав воинов 200 стрелковых дивизий, насчитывавших более одного миллиона человек (см. Таблицу).