Когда человек начинает ощущать себя целостным. Что такое целостность человека — исследование Академии. В такой ситуации теряется связь с душой, и ум берет на себя контроль и дополнительные функции, чтобы компенсировать этот дисбаланс

ДИПЛОМНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ Академии «Человек-Творец» на тему «ЦЕЛОСТНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА»

1. Что такое целостность, как человек это чувствует и проявляет

Целостность человека – полное слияние с миром, свободное пропускание через себя различных энергий для опыта, познания, исследования без оценок этих энергий (и это не разрушает человека), гармоничное взаимодействие аспектов (душа, дух, тело, Высшее Я, эго, ум, сознание), состояние Человека-Творца .

Дипломное слушание по теме целостности

Кто такой целостный человек?

Целостный человек берет на себя ответственность за свою жизнь, идет по пути души, живет в согласии с ней, воспринимает все происходящее как опыты и уроки, живет в «здесь и сейчас», принимает себя таким, какой он есть, принимает все свои теневые аспекты, все свои части, позволяет себе проживать эмоции, какими бы они ни были, и не осуждает себя за это.


Все энергии находятся в балансе, они свободно текут внутри физического тела и в тонких телах. Такой человек понимает себя, ясно видит свой путь, принимает мир и других людей такими, какие они есть. Есть состояние внутренней гармонии.

Человек вливается в мир, сливается с ним, открывается миру, и мир принимает такого человека и открывает для него потоки изобилия и процветания. У целостного человека нет внутренних противоречий, нет сомнения в себе и в том, что дает ему мир, в своих истинных желаниях, состояниях, поступках, нет страхов, нет границ.

Целостный человек познает, принимает и ценит любой опыт, чувствует внутреннюю свободу, смотрит на мир с позиции Творца, пребывает 100% в каждом моменте, умеет его ценить и наслаждаться, поэтому у такого человека нет проблем, препятствий, волнений и переживаний.

Уравновешены духовный и материальный потоки. Когда человек целостен, то он чувствует свой путь и не колеблется. Целостность проявляется во всех сферах жизни. Истина чувствуется как внутренний компас. Человек как часть целостности, единства мира, Вселенной, а не сам по себе целостный. Весь мир внутри него и он внутри мира как одна энергия.

Целостный человек умеет проявлять, реализовывать свои таланты и желания в мире, обществе. Проявляя таланты, человек активирует свои внутренние ресурсы. Включаются энергетические каналы, человек наполнен жизненной энергией. Человек проявляет интерес к миру.

Он познает и проявляется в нем. Целостность – это постоянное познание, раскрытие и реализация все больших возможностей, потенциала. Жизнь воспринимается как большое путешествие, приключение.

Целостный человек хочет делиться. Он излучает свет и радость, изливает эти энергии во внешний мир. Если где-то чувствуется дисгармония, то он может заполнить это пространство гармоничными энергиями, которые он проводит через себя. Он может посылать световые, положительные вибрации другим людям.

2. Как взаимодействуют аспекты человека при состоянии целостности

Целостность человека – гармоничное сочетание, взаимодействие всех аспектов и структур: души, духа, тела, эго, сознания, ума, Высшего Я.

Каждый аспект принят и уважаем, ему отведено свое место, он выполняет свою роль, свое предназначение.
И его к этому не принуждают, а он сам рад это делать. Аспекты поддерживают друг друга, когда это необходимо. Это налаженный механизм — взаимодействие аспектов. Один аспект без другого не может.
Целостность проявляется в том, что все аспекты действуют однонаправлено. Появилась у человека идея, он взял и реализовал ее. И не возникает при этом сомнений. Аспекты не тянут его в разные стороны (например, душа откликается на идею, ум говорит, что ее невозможно реализовать, эго считает, что она глупа и пуста и т.д.).
Человек чувствует и осознает, чего он хочет, куда ему двигаться дальше.
Ум расслаблен, не участвует во всем напряженно. Настроен на высшие частоты.
Дух проявлен, сильный.
Душа целостна.
Дух и душа поддерживают личность, когда она формируется в детстве.
Сознание спокойно и расширено, воспринимает мир как себя и себя как мир.
Тело здорово и хорошо проводит энергию.
Эго спокойно, сбалансировано. Оно проявляется в стремлениях. Эго проявляет себя – и это импульс для новых исследований. Эго – стимулятор.
Высшее Я расширено, нет предела, границ. Высшее Я изначально целостно. Оно не может утратить целостность.

3. Причины разбалансировки и утраты целостности

Множество факторов могут нарушить состояние целостности человека.


Это может быть воспитание, ограничивающие убеждения и страхи, навязанные социумом, травмирующие ситуации, при которых, например, может появиться самозапрет на чувствование, чтобы не чувствовать боли никогда больше.
В такой ситуации теряется связь с душой, и ум берет на себя контроль и дополнительные функции, чтобы компенсировать этот дисбаланс.
Человек может родиться целостным, а может в любой момент жизни утратить целостность.
Целостность может утрачиваться уже в утробе матери.
Материнские программы влияют на ребенка и являются мощным толчком к утрате целостности.

Целостность утрачивается, когда какие-либо аспекты признаются плохими, негативными.

Тогда такой аспект выпячивается еще больше.
Это реакция сопротивления аспекта на его отрицание, непризнание.
Он как бы показывает: обрати на меня внимание, я существую, у меня есть свои функции, я хочу их выполнять во благо.
Если аспект атрофируется, то до него не доходят импульсы, он не выполняет свои задачи. Другие аспекты должны выполнять и свою роль, и брать на себя функции атрофированных аспектов.
Если душа покидает тело, то целостность человека нарушается.

Причина утраты целостности может быть еще и в том, что личность не воспринимает жизнь как запланированное душой, как опыт. Поэтому личность реагирует негативно на ситуации, страдает. Если человек не доволен собой, своей жизнью, пребывает в состоянии жертвы, то все меньше энергии остается для создания целостности. Она тратится на поддержание негативных мыслей и эмоций.

Причиной утраты целостности могут быть засоренные негативными эмоциями, ограничивающими убеждениями эмоциональное и ментальное тела. Потом это идет на уровень эфирного тела и как блок в физическое тело.
Влияние эгрегора может нарушить целостность. Эгрегор засасывает человека, возникает дисбаланс. Энергия, внимание человека утекает в эгрегор. Тогда не хватает энергии на создание целостности.

Нарушение целостности приводит к потере «опоры под ногами», к ощущению враждебности мира, желанию пассивно закрыться, спрятаться или активно бороться, защищаться. Если человек закрывается от мира, то он оказывается в созданной им самим скорлупе.

Тогда эмоции, мысли и др. не могут выйти наружу, они давят, начинается процесс «гниения». Энергия перестает течь, возникает ее застой. Ей нет выхода. Такой человек как отмирающая клетка организма. Запускается процесс самоуничтожения. Целостность также утрачивается, когда человек не обращает внимания на внутренний мир, а направляет внимание только во внешний мир, начиная с ним бороться. Он не берет на себя ответственность за свою жизнь, а считает, что мир влияет на него.

4. Как утрата целостности связана с тонкими телами

Дисбаланс в тонких телах влияет на утрату целостности. Энергия идет на негативные мысли и эмоции. Если человек не работает с убеждением о том, что нельзя измениться, что ничего не изменить, то создается еще больше программ. Нарушается целостность.

Если эмоциональное тело не проработано, есть блоки, непрожитые состояния, если есть ограничивающие убеждения в ментальном теле, то это не позволяет прийти к целостности. Эфирное тело засоряется негативной энергией.

Тогда энергия не течет свободно по тонким телам по телам, соответственно нет состояния целостности. Если прорабатывать блоки, убеждения, то человек больше открывается, становится свободным от ограничений, реализует себя, становится целостным.

5. Есть ли связь состояния целостности с прошлыми жизнями

Целостность не переносится из жизни в жизнь. Структур нашей личности в текущей жизни (эго, сознания, ума) не было в наших прошлых жизнях. Эти аспекты являются разными в каждой жизни.

Можно прийти к состоянию целостности в одной жизни, если у души есть такая задача.

А в следующей жизни будут другие задачи, и состояние целостности, возможно, там будет не нужно, не актуально.
Человек может родиться целостным, а может в любой момент жизни утратить целостность. Это зависит от того, что запланировала душа на воплощение.

Душа может запланировать утрату целостности, чтобы ее потом в текущей же жизни восстановить.
До какого-то времени люди были целостными, и сейчас идет к тому, чтобы люди становились все более целостными. Это этап развития душ на земле – обрести целостность в течение одной конкретной жизни. У многих душ это одна из задач воплощения в текущий период существования и развития планеты и жизни на ней.

6. Как восстанавливать и сохранять целостность

Человеку, который не находится в состоянии целостности, тяжело увидеть себя, свое истинное состояние. Нужно заглянуть в душу, установить с ней связь, открыться свету, миру, энергиям. Нужна трещина в скорлупе человека.

Жил человек в скорлупе, потом, когда настает нужное время, приходят возможности, события, светлые души. Главное – увидеть их. Возможно, кому-то нужен земной наставник, учитель, который помог бы человеку повысить уровень осознанности. Когда скорлупа трескается со всех сторон, то энергии начинают проходить свободнее.

Чтобы восстановить целостность нужно почистить тонкие тела, проработать блоки.

Если воспринимать все, как опыт, как запланированное душой, как игру и относиться легко к жизни, то это восстанавливает целостность.

Высшее Я с помощью своих мощных вибраций может гармонизировать все аспекты между собой.

Высшее Я собирает все аспекты в целостность, если у человека есть желание, намерение это сделать, и есть связь с Высшим Я. Можно входить в состояние Высшего Я, и аспекты запоминают это состояние и поднастраиваются. Как одну гитару настраивают на основе уже настроенной. Процесс происходит постепенно.

Аспекты можно гармонизировать через проявление себя в творчестве, т.к. аспекты будут устремлены в одном направлении.

Сохранять состояние целостности можно с помощью знания и прочувствования того, что я изначально целостна и совершенна, во мне все гармонично и идеально, что я есть свет. Внутри изначально есть свет и радость, но возникает еще чувство радости, вызванное отношением к внешним событиям. И эта радость подпитывает то изначальное состояние, и это ведет к целостности. Нужно, чтобы все аспекты личности, были подключены к внутреннему свету, гармонии.

Поможет восстановить целостность обращение внимания внутрь себя, принятие на себя ответственности за свою жизнь, осознание и проживание в моменте «здесь и сейчас», доверие миру, принятие и признание всех аспектов и их функций в равной мере.

Должна быть готовность, желание ощущать именно это состояние целостности. Не противопоставлять себя никому и ничему. Это состояние может быть достигнуто через дыхание, через медитации. Медитации нужны на первоначальном этапе. Потом человек может сам сонастраиваться с высшими энергиями, поток будет протекать свободно.

Будет происходить процесс слияния со всеми энергиями, с природой, Вселенной. Это вход в состоянии целостности. Нет границ. Я во всем и все во мне.

Автор — Анжелика Батт, студентка 2 курса Академии «Человек-Творец»

Руководитель курса — Марианна Володина

Всем привет! Как вы думаете, что такое целостность человека? Это умение принимать себя таким, какой ты есть. Не игнорируя какие-то особенности, черты характера, потребности и желания. Много ли таких людей, на самом деле? К сожалению, нет. Но те, кто сумел её достичь, ощущают себя независимыми, гармоничными и счастливыми. И сегодня я поделюсь способами, которые помогут вам пополнить ряды личностей, что смогли приручить своих «драконов» и жить свободно.

Проявления целостности

Личность, принявшая свою идентичность:

  • Строит отношения с другими людьми, потому что ощущает к ним интерес, нежность, азарт, удовольствие и прочее. А никак не потому, что не способна какие-то потребности удовлетворить самостоятельно. Отчего она избирательна в выборе людей, с которыми проводит время. И если остаётся рядом с человеком, причиняющим ей боль – то только потому, что сделала осознанный выбор, лишенный иллюзий и фантазий о том, что он изменится и оценит её страдания.
  • Терпима к недостаткам других, так как понимает, что у всех разная жизненная история, ограничения и возможности. Отчего не в праве кого-то осуждать, критиковать.
  • Умеет ценить и благодарить. Даже незначительное проявление заботы не останется незамеченным. Она не обесценивает и не ожидает, что кто-то вместо неё решит проблемы.
  • Принимает не только позитивные, но и негативные черты и . Она ценит и любит себя. А также позволяет проявлять различные чувства, не пряча их глубоко внутри, только лишь потому, что кому-то это не понравится. Не боится быть неудобной, так как ценит жизнь, делая выбор в сторону качества.
  • Знает, какими возможностями и ресурсами обладает. И не просто знает, но и умеет их применять. А также, над какими пробелами и недостатками стоит поработать, если хочет перемен.

Получить более подробную информацию о том, какие ещё существуют характеристики человека, который обладает внутренней свободой, вы можете, нажав на ссылку.

Основные причины не целостности

Каждый человек индивидуален, нет абсолютно похожих и одинаковых. Поэтому и причины возникновения несвободы могут быть совершенно разными. Сейчас же мы рассмотрим те, которые наиболее часто встречаются, и мешают нам проявляться такими, какие мы есть.

Детские травмы

Критика взрослых, столь близких и любимых травмирует достаточно сильно. Появляется страх потерять их любовь, отчего ребёнок порой выбирает скрывать свои чувства и желания, стараясь угодить им, быть послушным, удобным, и самым лучшим.

Ребёнок не имеет чёткого мнения о том, какой он есть, он только формируется и постепенно исследует каждую свою часть. А пока собственных знаний и опыта нет, он опирается на то, что ему говорят окружающие. И верит, особенно тем, кто для него является примером и авторитетом. Ведь каждое случайно брошенное слово, особенно в порыве чувств, может сказаться на его самооценке.

Кстати, вот здесь можно пройти тест на самооценку.

Обесценивание

Даже во взрослой жизни мы склонны верить тем, кого любим. Но не всегда в партнёры, друзья выбираем людей, способных давать признание и вообще, строить здоровые отношения. Поэтому ранимся о слова, подвергаемся манипуляции и пытаемся соответствовать их ожиданиям. Попросту быть «хорошими».

Избегание травм

А иногда происходит наоборот, желая избежать боли, получив неприятный опыт в прошлом, человек закрывается. То есть, перестаёт доверять миру, считая, что таким образом он сохраняет свою целостность. Но на самом деле, столь рьяно беспокоясь о безопасности, он много теряет, находясь в лично организованной внутренней «тюрьме».

Следование стереотипам


Чтобы не было хаоса, общество придумывает различные стереотипы поведения. Так удобнее управлять. И тогда приходится лезть из кожи вон, чтобы им соответствовать. Игнорируя истинные потребности. Вот тогда люди работают на работах, не приносящих радость и удовлетворение, строят браки, потому что так надо, тратят деньги на то, чтобы поддерживать образ успешности. А также всячески стараются избавиться от ярлыков, таких как, «недостойный мужчина», «плохая мать» и прочее.

Перекладывание ответственности

Когда возникает конфликт, редкий человек, прежде всего, пытается разобраться в том, какую лепту он внёс, чтобы возникла ссора. Проще ведь обвинить другого. Вот так и с недостатками. Отчаянно порой не хочется принимать, что мы не совершенны, допускаем ошибки. Особенно это сложно личностям, у которых «комплекс отличника».

Среда

Случается так, что люди, очень ценные и важные, категорически не хотят принимать нашу инаковость. Кто-то по личным причинам не справляется со злостью. И тогда запрещает её испытывать партнёру. И чтобы остаться с ним в отношениях, приходится подстраиваться и учиться свою злость удерживать. Со временем происходит утрата свободы предъявления. Как бы исчезает право чувствовать то, что чувствуется.

Упражнения


Медитация для осознания и принятия себя

Первый этап

Непосредственно сама релаксация. Позаботьтесь о пространстве, чтобы минут 20 вас никто не смог побеспокоить. Расположитесь так, чтобы было удобно, закройте глаза и попробуйте расслабиться. Следите за своим дыханием, оно должно быть ровным и глубоким. Мысленно понаблюдайте за тем, как вы делаете вдох и выдох.

Когда будете готовы, представьте коридор, по которому идете. С разных сторон вы видите двери с надписями о каждом годе жизни. Откройте ту, которая наиболее вам интересна. Пусть то будет подростковый период, или ранее детство, важно пойти за своим импульсом и желанием. Когда зайдёте, вы увидите себя. Рассмотрите внимательней, что происходит в этот момент, чем вы занимаетесь, какие чувства испытываете? Оглянитесь вокруг.

После чего подойдите к себе, поговорите. Узнайте, что вам прошлому хочется, что делает счастливым, или наоборот, печалит. В общем, задайте те вопросы, которые посчитаете нужными. Поделитесь чем-то, опытом, советом, поддержите, или успокойте. По завершению попрощайтесь и выходите в коридор, чтобы вернуться в настоящее.

Глаза сразу не открывайте, почувствуйте, что изменилось в ваших ощущениях, мыслях, теле. Как в общем ваш организм отреагировал на данное приключение. И когда будете готовы, медленно открывайте глаза, после чего вставайте.

Второй этап

Возьмите лист и выпишите всё, что увидели и поняли. Если не сможете подобрать слов, чтобы описать своё состояние, не держите эмоции внутри, выплесните их на бумаге с помощью рисунка. Он не обязательно должен быть красивым и правильным. Позвольте руке двигаться свободно, рисовать без анализа и осмысления. И только тогда, когда закончите, попробуйте понять, что случилось и что всё это значит для вас. Какой ресурс вынесли, что приобрели, или наоборот, осознали, но получить не смогли.

Если выписываете мысли, позвольте им литься потоком, структурируете их уже потом. полезен тем, что позволяет из недр подсознания получить ценную информацию. Которую обычно отрицали или не хотели замечать.

Полярности

Смысл этого метода заключается в том, чтобы показать, насколько каждый из нас многогранен, и не может быть просто плохим или хорошим. Даже у серийных убийц есть принципы или черты характера, которые вызывают уважение. Хоть и не особо в это верится. Человек как батарейка, если есть плюс, то обязательно будет и минус, только тогда он будет полноценно и качественно функционировать.

Итак, приступим. Выпишите как минимум 10 качеств, которыми вы обладаете, и которые являются наиболее характерными для вас. После этого, напротив каждого пункта, попробуйте написать противоположную характеристику. Например, добродушный – жестокий, непосредственный – серьёзный и т.д. Пересмотрите, какой образ получился из полярных черт характера. Теперь вам придётся вжиться в него, и хоть полчаса побыть в новой роли.

Это не просто игра, и оттачивание актёрского мастерства. Это то, что вы не позволяете себе проявлять. Например, потому, что если покажете кому-то, что бываете жестоки, вас осудят или разлюбят. А если будете всегда весёлым, то одиночество обойдёт вас стороной. Но на самом деле, получается так, что неприятное и неприемлемое таится глубоко внутри, создавая внутренний конфликт. Как же добродушный человек посмеет жестко отстоять свои границы? Нет, он будет молча терпеть, ощущая неудовлетворённость. Зато останется милым для окружающих. Пусть и несчастным.

Самопознание


Чтобы лучше познать себя, важно разобраться с тем, что именно вызывает у вас чувства. Каждое из тех, что существуют. Можете воспользоваться таблицей, что указана выше. Просто выбираете одну эмоцию, и составляете список из моментов, в какие она у вас возникает.

Рекомендуется, чтобы не произошла путаница, иначе осознания или ассимиляции не достичь, не хвататься за все сразу. Разграничьте. Например, две эмоции в сутки. Или лучше, если выбрать одну. Когда определитесь, закройте глаза и попробуйте её прочувствовать. Потом на листе выпустите весь поток мыслей, которые возникают. Не стоит осуждать себя за них, или пытаться что-то скрыть, быстренько забыть. Это и есть вы, просто истинный, а не красиво упакованный. И не обязательно показывать кому-то результат. Вы это делаете для себя.

Проекции

Подумайте о человеке, которым вы восхищаетесь, или хотите быть похожим. Создайте список, хотя бы из 5 качеств, которые вас так привлекают. И если вы их замечаете в другом, значит, вы также ими обладаете. Просто примите это как факт. То же самое проделать, только с той личностью, что вызывает неприязнь.

Теперь немного углубимся. Попробуйте мысленно, а может, и вслух произнести фразу, адресованную человеку из первой части упражнения: «Мне не нравится в тебе…», и наоборот, тому, кто не вызывает симпатии, мысленно говорим о том, что нравится в нём.

Поищите с каждым из них отличия и схожести. Они в любом случае есть. Преодолевайте своё сопротивление, это поможет посмотреть на мир немного под другим углом, что позволит стать более свободным и идентичным себе.

Не всегда уместно предъявляться таким, какой есть, чтобы доказать своё право быть собой. Важно это учитывать. Просто замечайте, что с вами происходит в какие-то моменты, и выбирайте наиболее подходящую форму, чтобы выразиться. Допустим, заявить руководителю о гневе, обвинив или обозвав, признав свою грубую часть – будет не совсем целесообразно. А вот отследить злость, и выпустить её в безопасных условиях – значит, позаботиться о себе. Не испытывая вину за мысли и эмоции.

Берегите себя, познавайте, цените и любите! И помните, вы особенны и уникальны! Просто, возможно, не совсем хорошо себя знаете. Так что интересного вам познания собственной личности.

А вот получить информацию о том, насколько вы внутренне свободны, можете, пройдя онлайн тест. Его вы найдёте , вместе с рекомендациями, соответствующими полученным результатам.

Материал подготовила психолог, гештальт-терапевт, Журавина Алина

0

Тельнова Н.А. 2005

H.A. Тельнова, 2005

ЦЕЛОСТНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА:

СПЕЦИФИКА МОДАЛЬНОСТИ И СПОСОБЫ ИЗМЕРЕНИЯ

НА. Тельнова

Проблема целостности человека приобретает особый интерес в связи с ускоряющимся и усложняющимся ходом общественного развития, требующим пересмотра всего ряда нормативно-ценностных структур социальной системы, выработки новой парадигмы человека. Человек как родовое существо нуждается в поиске равновесного положения в мире, гармоничного существования, в новом типе самоопределения. Такая потребность связана с расщеплением онтологической структуры человеческого бытия, следствием которой становится утрата позитивной основы жизнедеятельности человека. Создавая новое пространство для реализации личностного потенциала, целостность выступает как ключевая категория осмысления человеком всех возможных форм самореализации и способов измерения социальных процессов, как одна из оценочных и прогностических характеристик человеческого бытия.

Отсутствие целостной теории человека затрудняет постановку и решение более конкретных вопросов, связанных с познанием и освоением человеком своего существования. Настоятельная потребность в интеграции познавательного и практического опыта людей, в создании целостного образа человека, выступающего смысловым и целевым центром универсума, способствует развитию различных подходов к постижению специфики человеческого бытия. Онтологический подход направлен на исследование его глубинных законов, основных принципов и базисной струк-туг*ьт способных объяснить специфические характеристики и свойства человека: на изу-чение сложной связи всеобщего характера между различными пластами его бытия; на конституирование нового качества целостности человека. Целостность при этом рассматривается сквозь призму его бытийной уникальности, выступает как фундаментальное, конструктивное и результативное состояние развивающейся человеческой реальности.

Проблема человеческого бытия - это вопрос о наиболее общей связи между всеми формами существования человека в мире. Развитие человека есть становление полифонической целостности как взаимодействия телесно-природной, социокультурной, духовно-индивидуальной форм его бытия, имеющих функциональное и самоценное значение. Трехуровневая структура человеческого бытия выделена на основе различий внутренних процессов, структур сознания и характера жизнедеятельности человека, одновременно принадлежащего к разным мирам, а также различия форм активности и отношения человека с действительностью, в которых он проявляется как телесный организм, как личность или как неповторимая индивидуальность. Взаимосвязанные пласты в сконцентрированном «стяженном» состоянии внедрены в глубинную сущностную структуру человека, который в единстве всех своих характеристик предстает как целостное существо, как homo totus. Эти характеристики являются ведущими параметрами становления и развития человека в связи с тем, что они лежат в основе моделей саморегуляции сложных системных образований.

Осмысление человеческого бытия как системного образования предполагает наличие внутренней сложноорганизованной структуры гетерогенного и полиморфного характера. Прогресс системы зависит от необходимой меры сложности и разнообразия ее элементов; и человеческое бытие в данном аспекте рассмотрения представляет собой совокупность и процесс соединения непосредственных и опосредованных фактов и событий жизни, включает в себя полноту субъективных и объективных отношений и связей, интенциональных мотивационных актов и внешних детерминант, выступает как противоречивое самоутверждение человека через развертывание его сущностных сил и потенциальных возможностей. Человек яштяется тем

единственным существом, которое в органической целостности сочетает в себе основные проявления бытия и обретает аподиктические очертания через согласование различных релевантных форм.

Человеческое бытие предстает в качестве целостной самоорганизующейся системы, что предполагает существование человека в динамически деятельном режиме, его принципиальную открытость миру, отсутствие между ними непроницаемых границ. Самоорганизация системы означает ее переход в когерентное состояние, при котором причина перемещается во внутреннюю сферу и обнаруживается в саморазвертывании формы, имманентной системе. Процесс воздействия общества на человека наиболее эффективно протекает не через внешнее давление и принуждение, а в форме самовоспитания, самосовершенствования, свободного са-моосуществления. Это приводит к раскрытию в человеке скрытых потенциальных возможностей, к образованию новых состояний и структур, удовлетворению его индивидуальных целей и потребностей.

Характер реакции человека на внешнее воздействие определяется в основном спецификой его внутренней самодетерминации, которую можно рассматривать как естественную предпосылку человеческой свободы (это во многом объясняет различное поведение людей в стандартной ситуации, создаваемой одними и теми же внешними обстоятельствами и причинными условиями). Феномен самодетерминации организма объясняется наличием в нем свободной энергии и информации, которую он получает из внешней среды, кодирует в собственной структуре и осознанно использует для организации своей жизнедеятельности. Свободу в данном случае можно определить как высшую форму самоорганизации и самодетерминации материи, проявляющуюся на социальном уровне бытия; как способ самоопределения и самоосуществления субъекта, который в трудовой деятельности преобразует условия своего существования и внутренние основания своего поведения в соответствии с определенными ценностями.

Специфика саморазвивающейся системы не позволяет отыскать то достаточное причинное условие (или неразложимый простейший «элемент», «категорию», «отношение»), которое определенным образом детерминирует ее поведение, и знание которого позволяет однозначно предсказать динамику ее развития. Речь идет об отсутствии некоторой

универсальной системы отсчета, абсолютных критериев и оценок поведения «человеческой системы», поскольку человек имеет свою собственную судьбу, уникальную историю развития и является «непрозрачным» для детального рассмотрения и анализа. Научные методы оказываются недостаточными при раскрытии «тайны» человека, потому что заранее элиминируют его специфическую природу, индивидуальность и оставляют социальную детерминированность, всеобщие законы природы, которые «безразличны» к существованию человека.

Выявление структуры, внутренней упорядоченности системной целостности человеческой формы существования придает ей историческое видение, позволяет провести через идею развития, выявить единство в многообразии, различие в конкретной реально живой целостности. Исторический и логический характер становления человеческого бытия включает в себя анализ его прошлых состояний, оказывающих детерминирующее влияние на текущие формы бытия и определяющих пространство их возможных изменений. «Сущность человеческой личности находит свое завершающее выражение в том, что она не только развивается как всякий организм, но и имеет свою историю»". Знание истории развития человеческого бытия поможет процессу его упорядочения, выступающему как часть бытийной стратегии самоорганизующихся систем.

Специфика человеческого бытия проявляется в том, что его эволюция осуществляется не столько через приспособительное отношение к миру, сколько через преобразование, активное освоение окружающей среды, постоянное отклонение от норм при взаимодействии с ней. Благодаря отклонению и возникают процессы отражения, информации, принципиально новый тип энергии и обратная связь как способ обмена энергией и веществом, необходимый для самоорганизации. Эволюционное развитие системы обеспечивается за счет ассимиляции внутрисистемного целого различных инноваций и рассматривается как поиск человеком адекватных ответов на вызовы среды, как нахождение оптимального режима существования в обществе, природе, среди «других». Это приводит к изменению целей, характера поведения «человеческой системы», к интеграции и кооперации ее с другими системами. Направление развития человека выступает не в форме однозначно и определенно направлен-

ного вектора, по типу жестких причинно-следственных зависимостей, а как результат пересечения различных событийных потоков, усиливающих друг друга, изменяющих или сохраняющих определенные тенденции, как сложное переплетение внешних непреложностей и внутреннее преломление их в уникаль-но-индивидуальном бытии человека. Человек осуществляет сложные виды активности (творчество, свобода, совесть, трансценди-рование), детерминация которых выходит за рамки наглядно-чувственных и заранее заданных соотношений, но благодаря которым он обретает духовные качества, осуществляет самопознание и самоопределение.

Полифункциональность человеческого бытия, его включенность в различные системные связи предполагают неоднозначность и известную неопределенность поведения человека. Чем сложнее организация целостного образования, тем большее количество детерминант влияет на поддержание стабильности его существования. Предсказать и просчитать действия человека, как это считали оптимистично настроенные рационалисты, невозможно. В каждом конкретном «срезе» системы человеческого бытия обнаруживается какая-то одна сторона единого целого, момент движения ее сущности. Одними гранями человеческая реальность проявляет себя в гносеологическом аспекте, другими - в коммуникативном и так далее, но все эти «грани» взаимно дополняют друг друга, раскрывая многоярусную структуру единого целого - бытия человека.

Устойчивое существование целостной системы предполагает динамическое равновесие и взаимозамыкаемость актов расширения какого-то элемента и расчленение исходной целостности другого элемента (как обратной стороны дополнения). Эти акты расширения (через формирование дополнений к себе) должны переходить в акты расчленения, и наоборот: в процессе взаимодействия индивидов происходит «размножение» их внутренних миров. Любой акт общения «расщепляет» их духовное пространство на множество частей (ролей) и каждый из индивидов выступает как совокупность проекций своей единой сущности. Индивидуальный элемент «присоединяет» к себе в качестве дополнения разнообразные элементы социокультурной реальности (ценности, нормы, схемы, стереотипы), расширяя за счет этого свое внутреннее пространство и реализуя стремление к полноте бытия и самоопределению.

Бытие человека есть соотнесенность и взаимопроникновение всех уровней: не существует отдельно друг от друга взятых пластов, которые только потом вступают в отношения между собой. Само бытие можно определить как отношение составляющих его элементов: всякая отдельная реальность во всей своей определенности находится в отношении к чему-то другому, а в конечном счете, ко всему целому. Процесс изменения системы обусловлен изменениями отношений между ее элементами. Сам характер отношений между элементами формирует инвариантный модуль как структурное основание смысло- и формообразования целого.

Сущность единства элементов целого заключается в том, что оно имеет внутренний характер; это единство «изнутри», поэтому провести жесткую границу, отделить их друг от друга в абсолютном смысле, невозможно. В силу существования внутренних причин развития человека ничто внешнее не может насильно навязывать ему свои законы, диктовать правила жизнедеятельности. Правильная топологическая конфигурация бытия, расширение поля его свободного самоопределения строятся, исходя из выявления скрытых потенциальных возможностей человека, стимулирования таких внутренних состояний и структур, которые отвечают целям его саморазвития. Эффективность самоорганизации происходит в естественном режиме телесно-духовного организма, в «открытом» пространстве предметного мира и транс-цендирования при когерентном протекании всех процессов развития.

Системную целостность человеческого бытия можно представить как форму интегрированности, компенсации и единства отношений его структурных элементов; как исходную парадигму их адекватного осмысления, обеспечивающую экстенсиональное измерение человека. Системно-функциональный подход к исследованию целостности человека предполагает анализ двух типов отношений между пластами его бытия: отношения соподчинения (субординации, иерархичности) и отношения коинциденции, при котором эти пласты рассматриваются как паритетные и однопорядковые, находящиеся в сингулярной, нелинейной связи друг с другом.

Целостность, традиционно рассматриваемая в диахронно-триадическом аспекте, связывается с последовательностью иерархических ступеней процессуального, проективноцелевого построения, в котором высшие слои

открывают значение и смысл системного образования, а низшие показывают механизм его развития. Взаимоотношения между сторонами бытия при таком подходе подчинены принципам уровневой организации системы. Каждый из уровней, составляющих органическую целостность, является необходимым условием для существования и, в определенной степени, развития последующего. Природный организм выступает в качестве важной предпосылки функционирования человека как полноценного существа (болезнь ограничивает его свободу, права, возможности самореализации и т. п.). Социализация человека является необходимым условием формирования его творчески-неповторимой индивидуальности. Уникальное значение каждого из пластов бытия обнаруживается не через субституцию других пластов или их игнорирование, а через способность вмещать эти пласты в себя и предоставлять им возможность обнаружить и проявить свою конструктивную роль, специфику и опыт. Это кардинальные, а не просто феноменальные уровни, образующие логическую, а не производную, многомерность человеческого бытия.

Концепция иерархического устройства бытия (анализ «по вертикали») имеет существенные недостатки: предполагается, что в развертывании последующих уровней из предшествующих состояний есть некая заложенная программа, лишь вызревающая во времени; отдается приоритет прямой связи; допускается существование отношений использования, господства и власти, противопоставления и подчинения, ущемления значимости низших уровней. Судьба гуманистического идеала связана с отказом от идеи овладения, подавления, насилия. Причинно-следственные связи в рамках изоморфных структур заменяются связью когерентной, а традиционная идея иерархической субординации социального и биологического - идеей комплементарное™, связанной с эволюционным принципом системной целостности.

Взаимодействие между различными уровнями бытия можно рассматривать по принципу взаимообогащающих и взаимодополняющих друг друга сущностей. Это предполагает установление между ними отношений паритетности и координации, что открывает широкие перспективы для решения важных проблем человеческого бытия. Например, через осознание взаимодействия социального и природного как равноправных и равнозначных начал бытия происходит снятие чи-

сто потребительской установки общества по отношению к природе, корректировка идеи доминирующего значения общественного интереса над индивидуальными склонностями, восстановление в правах роли и значимости телесности в развитии целостного человека.

Таким образом, единство уровней бытия человека целесообразно исследовать в синхронно-системном аспекте: целостность здесь выступает как совокупность паритетных, равноправных «ипостастей», которые «неслиянны», сохраняют самостояние и «нераздельны», взаимопроницаемы. Человек существует как система паритетных и уравновешенных образований, разнонаправленных тенденций, которые составляют единое смысловое поле его духовных поисков. Речь идет о таком типе отношения человека к миру и к себе, который содержит идею глубокой сопричастности, со-единения, со-действеннос-ти различных пластов человеческого бытия. На уровне подобного глубинного взаимодействия теряется противопоставление различного, происходит синхронизация темпа их эволюции, устраняются отношения насилия и подавления, все резонирует друг на друга.

Целостный человек выступает резонатором Вселенной. В идее онтологического резонанса выражается совпадение, единосухцность человека с миром, укорененность его в бытии. Когда приходит понимание мира как «своего» и рождается чувство бытия, которое одновременно объективно и самоочевидно, имеет место резонанс. В процессе творческого воздействия на мир человек приближает свое бытие к миру. Исследование человеческого бытия в рамках синергетического подхода рассматривается как процесс его самодостраива-ния до целостных форм проявления, которое осуществляется в творческих актах.

Целостность системы означает рост взаимозависимостей между ее компонентами: действия каждого из них в возрастающей степени отражаются на положении и возможных действиях других частей. Свойство целостности проявляется в том, что устранение какой-либо, даже самой «незначительной» ее части, делает невозможным функционирование всей системы. Такая система строится не по частям, а создается сразу и целиком, что не вписывается в концепцию иерархического восхождения от простого к сложному. Части целого взаимно обусловливают, модулируют и дополняют друг друга; выступают как различные проекции единой целостности; не связаны друг с другом каузальной зависимостью, предполагающей

отношения порождения; обнаруживают свои свойства, только включаясь в единое целое. Признание равноправия различных уровней ведет к подлинному единству на основе проявления разнообразных форм. Гибкость отношений элементов структуры человеческого бытия, проявляющаяся в их внутренней противоположности и подвижности границ, оставляет человеку свободное пространство для действий и выбора, а их взаимодополнитель-ность дает ему возможность преодолевать собственную ограниченность и неполноценность, расширять рамки своего сознания.

Движение целостности совершается в пространстве, создаваемом отношениями между ее компонентами и ими замыкается. Взаимозависимость различных аспектов носит ротационный характер, она выступает не в виде линейного причинного ряда, а в виде своеобразного замкнутого круга, внутри которого каждый уровень связи, является условием другого, обусловлен им, и наоборот. Когда человеческое бытие как объект исследования берется в постоянно изменяющемся состоянии, когда оно одновременно и «одно», и «другое», можно выявить его сущностные принципиальные характеристики, а не искусственно связывать формы проявления человеческого универсума как раз и навсегда определенные, неизменные, однозначно зафиксированные. Основные элементы человеческого бытия не подчинены друг другу, а находятся в системе взаимных влияний, так что его структура не «развернута» в одном направлении, а имеет круговой характер. Такая круговая детерминация позволяет человеку избежать онтологической маргинальности.

В «горизонтальном» аспекте измерения (горизонталь - шкала степеней присвоеннос-ти смыслов и содержаний) целостность рассматривается как взаимодействие однопорядковых паритетных начал, образующих подвижную изоморфную структуру. Исходя из принципа структурного изоморфизма, единство уровней понимается как пространство смыслов, которое рассматривается как самоорганизующееся целое. Пересечение различных пространств делает возможным «прирост смысла», что приводит к появлению качественно нового образования. Система смыслов выступает как творчески организованный мир, «метаполе». В коинцидентальном отношении последовательный тип связи, где одно вытекает из другого, сменяется на одновременный, сингулярный характер связи, в результате чего возникает некоторое единое поле (в ценностном смыс-

ле), пронизывающее каждый из пластов бытия, не сводясь ни к одному из них. Динамика глубинных процессов бытия приобретает все более нарастающую плотность, при которой противоположно направленные интенции и выражающие их события, все более тяготеют к синхронизации и взаимопроникновению (вытесняя последовательное чередование).

В силу сложности системных зависимостей, в рамках которых существует и развивается человек, взаимосвязь между различными аспектами его бытия не может быть дана непосредственным и очевидным образом. К решению проблемы целостности человека можно подойти только при помощи исследования опосредованных отношений или символических структур, поиска общего знаменателя или всеобщего эквивалента, - словом, всего того, что может выступать в качестве сверхчувственного интервала, пронизывающего пласты человеческого бытия, обеспечивающего их связность и придающего им определенную форму единства. Целостность содержит некое образующееся внутри нее смысловое поле, которое собирает и удерживает различные элементы в единых границах, обеспечивает их своеобразие и качественную определенность, регулирует «метаболические» процессы между ними.

Чем сложнее объект, тем больше у него параметров. Параметризация человека может придавать его бытию противоречивый характер, который снимается в символе, формирующем концептуальное поле, где сопоставляется и сосредоточивается совокупность всех смыслов и субстанциально значимых качеств человека. Символ есть ментальное средство родовой, а позже личностной, самоидентификации, что порождает ее безграничное семантическое многообразие. А.Ф. Лосев усматривал в символе не просто знак, а идею, определенным образом упорядоченный образ, выразительную структуру вещи, смысл2. Всякий символ в свойственных ему тональностях есть отражение определенного целого, которое спроецировано в нем и является хранилищем информации о том, что он изображает.

Т Та плл"Г"ттла’гг пт!г»"Т"\ггто£»"Т" т-чсю». ,’тти Ч"ОТ"ОЪ лтх-

и1>1Л-> 1 у 11С11< I У/ШН"

волически опосредованного взаимодействия пластов бытия. Смысл целостности бытия заключается в интегративном эффекте взаимопроникновения его компонентов, которые, со-изменяя друг друга, образуют внутри своего множества единую и незримую опосредующую реальность, пронизывающую частично каждого из них через выявляющееся содержание, в то же время качественно от этих ком-

понентов отличаясь. Опосредующая реальность - это то символическое место, где происходит совмещение разделенных функций, способов, со-единение различных начал, состояние разных сторон, со-бытие различных пластов человеческих проявлений; где преодолевается взаимное ограничение и происходит взаимное дополнение, расширение, преобразование, извлечение опытов. Символическое пространство - гомогенное поле изоморфных коррелятивных элементов. Ценностно-смысло-вое поле («метаполе») понимается как матрица всех био-социо-духовных значений и символически установленная связь всех кругов человеческого бытия; оно содержит в себе все возможные состояния человеческой реальности, которые в его контексте приобретают глубинное и возвышенное значение.

Символическое пространство является объединением перекрывающихся элементов, точкой их наполнения, конденсации, местом связанности, сверхчувственным интервалом как условием реализации собственно человеческих актов. Его можно дескриптировать через такие неделимые и непредикативные характеристики (творчество, свобода, долг и другие), которые нельзя однозначно привязать к какому-то конкретному пласту бытия. Проблемно-творческие концепты помогают преодолеть ограниченность человеческой реальности, разворачивают ее в открытость бытия, придают функциональным уровням экзистенциальный (а не субстанциальный) характер, устанавливают общий темп развития различных элементов, создают ценностный горизонт «пред-понимания» мира.

«Метаполе» в качестве символического образования является основополагающим кодом, играющим роль своеобразной смысловой оболочки целостности. Это непрерывно возобновляющееся единое пространство, в котором и через которое происходит реконструкция и воспроизводство человеческого феномена как целостного, совершается работа по его смыслопорождению; бытие человека предстает здесь как самоорганизующийся процесс. Смыслы также обретают свойства процесса и удерживаются в этом поле подвижного взаимодействия пластов бытия, каждый из которых несет на себе какие-то грани общего значения, вибрирующего на условных стыках между ними. Опосредующая реальность есть внутренняя сторона отношений между пластами, она придает им новый смысл, является не содержимым, а содержащим, «трансрациональным».

Целостность не локализована, не метрич-на; она виртуально (в возможности, в сущности) присутствует в своих частях в качестве единого смыслового универсума, который выступает как порождаемое и порождающее. С одной стороны, органический симбиоз не может состояться без наличия этого ценностного поля, с другой - оно порождается взаимодействием уровней. «Бытие одного с другим, действие одного на другое есть здесь бытие одного для другого; а это бытие одного- для-другого есть тем самым - несмотря на раздельность - бытие одного-в-другом»3. Его невозможно описать в терминах четко фиксированных понятий, здесь момент сверхсистемности концентрируется с наибольшей силой. Символическая нагруженность акта жизнедеятельности означает его принадлежность к всеобщим формам бытия. Целостность - символическое обозначение сущности человека, сохраняющего самотождественность в зыбкой череде оппозиций и дуальности бытия.

Проблема совмещения различного в едином целом предполагает наличие пласта механизмов, реализующих порождения смыслов. Все соотнесено с чем-то иным, лежащим глубже или выше его самого, и приобретает свою полноту только вместе с этим высшим. Если соотнесенность исчезает, теряются смысл и убедительность. Процессы совмещения представляют механизм, осуществляющий введение социального опыта в пространство бытия индивидуального сознания. Вхождение индивидов в разнообразные формы социальной целостности требует совмещения, состыковки их интересов, потребностей, результатов труда, которые осуществляются через разные акты общения и взаимодействия. Реализация процессов согласования многообразных интересов обеспечивается при помощи выработки общечеловеческой морали, международного права, элементов общепланетарного сознания, формирования образа человека будущего. Пространством соединения обособленных и разделенных во времени и пространстве позиций, функций и усилий становятся выработанные человеком абстрагированные схемы, формы сохранения и трансляции человеческого опыта в культурной традиции.

Культура выступает в качестве символической реальности, которая соединяет ступени человеческого прохождения по истории, увязывает все стороны его деятельности в единый жизненный мир, формирует и центрирует коммуникативные связи между людьми, предстает как встреча идей и со-творчество

личностей, раскрывающих и конституирующих ценностные смыслы своего бытия. Человек, подключаясь к социальной памяти, создает вокруг себя символически-смысловую сетку культуры, которую накладывает на окружающий мир и с помощью которой примеривается к социальному бытию, поэтому границы «человеческого мира» совпадают с границами культуры. Приобщаясь к символи-чески-смысловой сфере культуры, человек посредством интегрирования и внутренней «переработки» системы ее ценностей вбирает в себя весь универсум, тотальность человеческого опыта, преодолевает благодаря этому рестриктивный характер своего существования и доводит бытие до полноты самопроявления. В смысловом поле культуры симметричные и упорядоченные структуры действуют в качестве идеального принципа трансцендирования, обеспечивая полагание и группировку различных оппозиций, осуществление изоморфной корреляции эмпирически разрозненных феноменов и формирование нового смысла в результате их взаимодействия. В этой перспективе культурно-ценностные феномены являются универсальной аналогией компенсаторному механизму самоидентификации человека.

Определение целостности как определенного соизмерения различных функциональных пластов индуцирует возможность ряда проблем. Понятие целостности только частично и в определенных границах, а именно, в рамках рационального познания, связано с понятием системы; за этими рамками оно включает в себя металогические и трансфинитные свойства. Системный подход соответствует выражению формальной стороны целостности, поэтому необходимо попытаться осмыслить ее содержательные аспекты, форму воплощения единства отношения, соизмерения пластов человеческого бытия. Как возможны взаимодополнение, внутренняя сопряженность пластов бытия или, иными словами, что за событие происходит в человеческом существовании, благодаря которому осуществляется и достигается целостность человека, каким образом «имеет место» бытие человека как целостности? Целостная самоидентификация человека «имеет место» через творческий прорыв в метафизический мир ценностей, через устремленность к трансцендентным вершинам бытия. Функция самотрансфор-мации, заданная взаимодействием пластов че-

ловеческого бытия, каждый раз воспроизводит условия его становления, «самонастройки» и саморазвертывания на основе возможности трансцендирования человека.

В самом бытии человека заложена тенденция к конкатенации его различных начал, и целостность в этом контексте приобретает функцию детерминанты, задающей и организующей различные связи и отношения человеческого бытия. Эта тенденция связана со стремлением человека к самосовершенствованию, самореализации и выводит к проблеме прояснения его метафизических оснований. В метафизическом измерении целостная самоидентификация человека есть динамическая целенаправленная синергия личностных структур к трансцендентным вершинам бытия, обладающая наибольшей степенью валидности и интегрирующая различные модусы человеческого существования.

Целостность выступает как стратегический ориентир развития человека, обозначающий его метафизические притязания на самоопределение; как регулятивный принцип, который должен всегда присутствовать в мыслительном пространстве духовного бытия, охватывающем бесконечно новые возможности человека. Специфика основных метафизических идей (свобода, мораль, целостность) состоит в самоценном смысловом концепте, который содержит в себе не конечный результат, а бесконечный процесс обретения человеком свободы, целостности или добродетельности. Способность человека синтезировать внутренние структуры и слои бытия, гармонизировать внешние формы их проявления дают ему надежду на преодоление накопленной в историческом процессе глобальной самоотчужденности и расширение пределов самопроявления. Потребность в целостности - одна из фундаментальных потребностей, удовлетворение которой - условие становления в нем универсальной гармонии многообразного.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1998. С. 641.

2 Лосев АФ. Логика символа // Он же. Философия. Мифология. Культура. М., 1991. С. 272-273.

3 Франк С. Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии // Он же. Соч. М., 1990. С. 370-371.

| Мимоходом |

Именно так в большинстве случаев поступает человек, который умеет анализировать, видеть разные пути решения, способен делать выбор и реализовать его. Основа – действия не должны противоречить разуму или сознанию.

Есть еще другой вариант, когда человек действует по принципу стимул-реакция или воспроизводит совсем не разумные поступки, когда он говорит об одном, думает о другом, хочет третье, а делает четвертое. Это поступок не разумного человека. Но мы сейчас не об этом.

А как действует целостный человек?

Чтобы понять, на что опирается целостный человек, необходимо сначала разобраться – кто такой целостный человек.

Вот как описывает целостного человека Александр Мень:

«Цельный, единый человек - это человек, у которого воля, мысли и поступки находятся в гармоничном соответствии. Если этого не достигать и к этому не стремиться, то потеряют красоту, вкус, ценность и смысл очень многие вещи, наши личные отношения: любовь, семейные отношения, отношения на работе, отношения с друзьями. Мы должны будем всё время находиться в расколе с самими собой. Одно будет на языке, другое на уме, третье на сердце...

Вы скажете: «Как этого достигнуть?» Нужно, чтобы вся цепь действовала. «Цепь» в каком смысле? Как бы ни был совершенен аппарат, если где-то будет отключено «электричество», то ничего не будет действовать: цепь разомкнётся. Если у вас прекрасные, гуманные идеи в голове, но это в волю не идёт и воля, в свою очередь, не управляет поступками, то это всё равно что обесточенная машина. Без электричества самая совершенная машина будет стоять как металлолом» .

Можно сказать, что целостный человек – это такой человек, который совершает действия непротиворечивые ни для сердца, ни для ума, ни для тела, в отличие от разумного, для которого важно, чтобы действия не противоречили в первую очередь его разуму.

Для наглядности воспользуемся восточной аллегорией о повозке, лошади, кучере и господине. Где повозка олицетворяет наше тело, лошадь – наши эмоции, а кучер – наш разум или сознание.

Представьте себе, что Вам, как господину, вдруг захотелось в кругосветное путешествие.

Первый вариант – вы разумный человек.

Лошадь от радости заржала в нетерпении от приключения. Вы поручаете кучеру (разуму) исполнить свое желание.

Что делает кучер? Он объявляет себя главным и начинает убеждать господина, то есть вас, что это задание выполнить практически невозможно. И приводит массу доводов в пользу того, почему это сделать нельзя: «Что за глупые мечты к тебе пришли! Где ты столько денег возьмешь? У тебя вон на даче дел невпроворот, а ты о кругосветном путешествии мечтаешь! Хватит ерундой заниматься, подумай о хлебе насущном, а не о своих глупых мечтаниях». В итоге кучер везет господина туда, куда считает правильным. Что остается делать господину? Подчиниться и периодически ворчать, высказывая свое недовольство. Так по жизни все и происходит – разум решает, что нужно делать, а счастья человеку нету. А почему? Да потому что разуму лениво напрячься на выполнение желания господина, он же считает себя главным.

Второй вариант – вы целостный человек.

Все тоже самое – лошадь в радости от предстоящего приключения и вы, как господин, поручаете кучеру исполнить свое желание. Диктуете свое условие: обеспечить комфортное и безопасное путешествие, чтобы и лошадь не загнать и повозка чтобы выдержала. Кучер (разум) в данной ситуации всего лишь исполнитель вашего решения.

А вот как сделать это эффективно, не противоречиво и по правилам социума – это уже задача кучера (разума или развитого сознания).

Другими словами, у разумного человека разум – хозяин, он же делает выбор, дает оценку и принимает решения. А у целостного разум – слуга, а делает выбор, дает оценку и принимает решение сущность.

Жизнь разумного человека идет от «правильно», «положено», «принято», «должен». А у целостного человека – от «хочу», от импульса.

Но здесь есть очень важный момент, который необходимо понять, что «хочу» не потому, что так правильно хотеть, так положено хотеть или так должен хотеть каждый, «хочу» - это сущностное желание человека, которое может быть и не правильным с точки зрения социума. Сущность хочет не потому, что так положено, не потому, что так правильно хотеть, не потому, что кто-то сказал, что так должно быть и т.п. Сущность – она чувствует и знает, что если ее желание исполнится, то у человека в целом появится энергия.

Все ли наши желания мы можем исполнить? Если мы являемся человеком разумным, то не все, если же являемся целостным – то все. Потому что сущности не так-то много и надо, в основном все наши желания личностные, наведенные.

Если наш разум не в состоянии выполнить наше желание, то первое, что нам необходимо сделать, это разобраться с тем, что находится в нашем сознании:

  • какие ограничения мешают исполнить задуманное;
  • какие убеждения закрывают дверь к притоку энергии.

И разобраться с тем, чего нам не хватает:

  • каких знаний не хватает, чтобы получить желаемое;
  • каких навыков и т.п.

Давайте посмотрим, как это выглядит практически.

Предположим, нас не устраивает наша работа, она не в радость, совершенно не дает нам энергии, а только забирает ее. И мы решили сменить работу. Но мы прекрасно понимаем, что у нас нет гарантии, что новая работа нас будет устраивать. Поэтому первое, что мы делаем – работаем со своим сознанием.

  1. Выясняем, что нас конкретно не устраивает на старой работе (составьте список).
  2. Составляем список того, что устраивало.
  3. Следующий список того, что нам хотелось бы.

Составляя список того, что нам хотелось, мы обязательно натолкнемся на ограничения, почему мы не можем выбрать ту работу, которая нас устраивает.

Далее разуму под нашим руководством необходимо поработать с этими ограничениями (как показывает практика, лучше всего это делать с тренером или наставником, так как разум будет сопротивляться и доказывать, что эти ограничения разумны).

Следующий этап – определяем, какие необходимо получить знания и освоить навыки. И снова напоминаем своему разуму, что он не хозяин, а слуга, который должен удовлетворить «хочу» наиболее эффективно и качественно.

На первый взгляд работа кажется не сложной, но вспомните, сколько ваших «хочу» так и не реализовалось. Сколько доводов привел ваш разум, почему нельзя исполнить то или другое «хочу». Начиная такую работу, вы и можете определить – разумный вы человек или целостный.

Подобным образом можно проработать любое желание. У вас есть желание, чтобы вам жилось легко и радостно? Остановитесь на минутку, прислушайтесь к своему разуму. Что он сейчас говорит? Вы готовы ему подчиниться, чтобы оставить все, как есть, или готовы выйти в другое состояние?

История для понимания:

Один человек спрашивает у другого:

- Вы умеете играть на трубе?

- Нет, не умею.

- А вы пробовали?

- Нет.

- Откуда тогда вы знаете, что не умеете?

Дело в том, что когда мы делаем что-то из сущностного состояния, наша энергия вырастает, все складывается наилучшим образом для нас, мы попадаем в нужные ситуации, в нужное место, находятся нужные люди и задача разума – все это отследить и использовать. Иногда такое состояние называют «попасть в поток».

Как только мы уходим из сущностного состояния, из своей цельности, энергия начинает падать, возникают всевозможные препятствия, которые разум не в состоянии преодолеть.

Если мы не ощущаем энергии, это говорит о том, что разум взял управление над человеком в свои руки и блокирует это течение энергии установками и ограничениями, которыми руководствуется.

Если мы хотим, чтобы наша энергия не блокировалась, то нам необходимо понять и усвоить, что основное предназначение сознания или разума – это выяснить, что необходимо сделать, чтобы можно было реализовать тотальное «хочу» по социальным законам, не ущемляя других, эффективно и качественно. Не блокировать энергию запретами и объяснениями, почему нельзя, а искать пути реализации этого «хочу».

Чем шире наше сознание, тем больше путей реализации мы можем найти, чем уже сознание – тем меньше.

Но у каждого есть выбор – оставаться разумным человеком или учиться быть целостным. И что бы вы ни выбрали, это будет правильным для вас.

Так кем вы себя считаете – разумным человеком или целостным?

С уважением, Татьяна Ушакова.

Приглашаю Вас на авторский курс с обратной связью от ведущего «Развитие осознанного внимания », способный изменить Вашу жизнь. Курс проходит дистанционно. Информация о курсе и отзывы можно посмотреть по ссылке

Вы можете отправить предварительную заявку на адрес [email protected] с названием курса в заголовке письма, задать интересующие Вас вопросы.

Так же Вы можете оставить заявку на дистанционный курс «Хозяин своего настроения », где мы подробно разберем и отработаем алгоритм управления настроением.

Курс стартует по мере набора группы. Информация о курсе и отзывы по ссылке http://o-vni3.blogspot.com/2011/09/blog-post.html . Отправляйте предварительные заявки на адрес [email protected] с названием курса в заголовке письма.

//////////////////////////////////////////////////////////////////////

другие статьи автора в группе:
Самопознание
  • Самосовершенствование. Исправлять то, что создал Создатель или научиться пользоваться тем, что дано?
  • Я не знаю, что хочу или куда исчезают наши личные желания
  • Ведомый или ведущий? Или что для нас важно: высказаться или услышать?
  • «Я не могу с ним найти общего языка» или как выйти на диалог
  • Три мотива, по которым мы обращаемся к специалистам, Учителям и Мастерам
  • Власть оценок или природа чувства собственной значимости и важности - 2
  • Власть оценок или природа чувства собственной важности - 1
  • Жизнь ради целей и жизнь без цели. Совместить несовместимое - 2
  • Жизнь ради целей и жизнь без цели. Совместить несовместимое - 1

Самопознание

Во все времена идеалом человека была целостная, гармонически развитая личность. Этот идеал то относили в будущее, то обнаруживали в прошлом. В отдельные периоды истории размышления о гармоническом человеке достигали пика своей злободневности, в другие -- как бы уходили в подземные воды истории. В наше же время из-за частого, назойливого повторения это словосочетание почти утратило свой высокий смысл. Впрочем, девальвации подверглась не только идея целостной личности. Предстоит, по-видимому, провести инвентаризацию всего нашего философского багажа, очистив от конъюнктурной плесени одни понятия и справедливо оценив другие.

Целостная гармонически развитая личность сочетает в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Таково расхожее у нас определение «человека будущего». Обратим внимание на словосочетание «духовное богатство». Почему именно духовное, а не разумное, интеллектуальное? Дело в том, что дух всегда рассматривался как некая целостность умственной жизни человека в сочетании (именно так!) с чувственным, нравственным компонентом. В этой целостности тайна столь загадочного сейчас для многих понятия «духовности», как, впрочем, и «душевности», которая представляет собой единство чувственно-нравственной жизни и духовной составляющей человека. Дух и душа означают слитые воедино две стороны одного процесса -- неразделимого бытия человека под главенством сердца: дух обозначает разумную, преимущественно мужскую составляющую человека, соединившуюся в сердце с чувством и желанием (а не просто разум сам по себе), а душа -- желающую, женскую составляющую человека (а не просто совокупность психических процессов). Всякая отвлеченная от этой неразделимости деятельность ума есть деятельность рассудочная, а деятельность «живота» -- хотящая, вожделенная.

Каждая историческая эпоха формирует свои ценности, которые в той или иной степени определяют поведение человека. В процессе своего самоутверждения человек опирается на те ценности, которые для него кажутся несомненными. В наше время такими несомненными ценностями являются мир, демократия, прогресс и сам человек как ценность особого рода. Указанные ценности тесным образом взаимосвязаны. Это мир в условиях демократии, служащая миру демократия, человек как высшая ценность и демократическое общество, располагающее гуманистическими социальными институтами и отношениями; демократическое общество как форма человеческого общежития, благоприятствующее решению жизненных проблем человечества.

Познание каждым человеком этих ценностей служит основанием для становления целостного человека. Отсюда образ человека предстает в единстве материального и духовного мира, когда действительно человеческой признается не одна сторона его существа, скажем разумная, духовная, в противовес телесной, биологической. Образ целостного человека основан на гуманистическом единстве духа и природы, заключенном в самом человеке.

Как духовно-душевная целостность человек по своей природе должен действовать в органичном единстве обоих аспектов. Каждое его чувство заранее должно быть одухотворено, каждый духовный порыв прочувствован. Различие между чувством одухотворенным и неодухотворенным видно из сравнения сексуального влечения с любовью. Любовь и творчество являются способами жизни в согласии с природой, в которых непосредственно соединяются истина познания, добро любви и красота искусства.

Фома Аквинский назвал человека горизонтом. Тем горизонтом, к которому каждый призван своей природой идти, чтобы стать человеком. Природа человека -- дорога, по которой должно идти, исходный пункт и условие достижения цели. Это шифр, формула кристаллизации, закон, по которому человек строит себя. Творчество и любовь -- способы превращения находящихся в окружающей среде веществ в целостное естество личности Антология мировой философии: В 4 т. М., 1969--1971..

Человек есть становление идеальной природы, и жизнь дана ему для ее превращения в реальную целостность. Человек может погубить свою природу в расщепленном существовании, а может построить на ее основе прекрасное здание. Он не приходит к себе как к тому, что было от века, а создает небывалое на почве индивидуальной природы из материалов, которые находит в жизни. В полной мере гордиться как своим достижением он может именно этим построенным зданием.

Одной из важнейших характеристик гармонически развитой личности является цельность. Ее не следует путать с последовательностью. Можно очень последовательно двигаться в ложном направлении. Понятие же «цельность> не случайно является однокоренным с понятием «целостность». Цельный человек в отличие от последовательного не тот, кто всю жизнь посвящает какому-либо одному делу, а тот, кто во все поступки, имеющие общий смысл, вкладывает все силы, достигая гармоничной внутренней связанности духа, души и тела.

Для того чтобы быть истинно цельным и целостным, надо перестать быть рабом своих отвлеченно-чувственных желаний и отвлеченно-рациональных помыслов и сознательно принять ориентацию на созидание личности. Наши поступки чаще всего не санкционируются духовно-душевной целостностью, т. е. сердцем. Конечно, рассчитываем и подсчитываем, хватит ли, скажем, денег на покупку и т. п., но расчет остается чаще всего отвлеченно-рациональным, а желание -- отвлеченно-чувственным. Истинные же желания созревают в сердце, и для того чтобы они вошли в сознание, необходима усиленная работа целостного, а не отвлеченного разума.

Неосознание человеком своих истинных желаний ведет к тому, что он становится жертвой соблазнов века: власти, денег, развлечений и т. д. Эти соблазны -- плоды отвлеченной чувственности, но обратной стороной их оказывается нечто неосознаваемо истинное. Человек, добиваясь в какой-то мере своего, испытывает неудовлетворенность и смутно ощущает, что это отнюдь не то, что он поистине хотел. Произошла подмена. В ужасе останавливается он перед страданиями, виновником которых стал. В духе и в душе растет протест. «И мальчики кровавые в глазах» у Бориса Годунова появляются не потому, что он испугался людского суда (он сам себе судья) или суда Божьего, а потому, что возмутился его дух, представление об истине и справедливости, которое пребывает в тайниках бессознательной природы и светит оттуда даже помимо человеческой воли. В каждом теплится огонек природы, божественная искра, которая делает видимым грех. Вера в эту искру -- важнейшая и последняя вера.

Расщепление человека может быть преодолено при условии, если человек будет жить по своей природе. Тогда все таящиеся и развитые в нем духовные силы, объединившиеся с душевным потенциалом, он сможет использовать творчески, направив их на созидание личности, лучшего социума, облагороженной внешней природы.

Двумя атрибутами целостной личности, адекватными природе человека, являются любовь и творчество. Труд соответствует родовой части природы человека и поэтому приносит удовлетворение; но индивидуальная часть природы может быть выражена только творческим трудом, непременно с отпечатком национального и индивидуального духа и психологического склада творца. Каждый имеет в себе ключ к тайнам Бытия и открывает им свои личные тайны. Этот ключ -- творческий, годный лишь для данного человека, и с его помощью постигается индивидуальный смысл жизни и созидается личность.

Конечно, подлинно великая роль творчества в прогрессе человечества раскроется лишь тогда, когда оно из привилегии одиночек или даже отдельных социальных групп станет способом существования каждого. Такое вселенское творчество-- высшая форма трудовых усилий. Деятельность художника, который выполняет работу ради нее самой, не несет никаких человеческих издержек -- понятие, значение которого экономисты оценили совсем недавно.

Становление личности не есть выход за собственные границы. Это поднятие самого себя на более высокий уровень. Преодолевая себя творчески, человек остается самим собой и в то же время проникает в другого и в мир. Если преодоление представляет собой бесконечное творческое становление духовно-душевной природы человека, то проникновение носит характер любви к другому и понимания его.

Подлинно любовное отношение то, при котором человек обращается своим сердцем -- средоточием духовно-душевной целостности -- к сердцу другого.

Созидание себя и единение с миром предполагают деятельность, служащую выполнению поставленной цели. Деятельность направляется волей, и чем сильнее последняя, тем лучше для осуществления цели. Настоящая воля -- воля к творению себя -- может быть только у целостного (она входит в целое в качестве компонента) человека, который не только знает, чего хочет, но и созидает себя в соответствии с приобретенным знанием.

Волевые характеристики, несомненно, связаны с верой. Когда человек уверен в себе и в правоте своего дела, его воля крепнет; когда впадает в безверие и не знает, куда идти, теряет волю Отсутствие веры подтачивает волю.

Волю и веру сближает то, что они являются инструментами становления и единения личностей. Вместе они образуют ту целостность, которая дополняет до триединства разум и чувство, любовь и творчество.

Становление целостной личности -- предпосылка и результат формирования лучшего общественного устройства. Идеальное общественное устройство возможно только в том случае, если каждый член общества станет идеальным, т. е. сотворит себя по своей идеальной природе. Путь к такому обществу -- накопление в мире любви и творчества.

Так же как расщепляющая тенденция идет через расщепление общества к расщеплению индивидуума, объединяющая тенденция через становление личности способна привести к единению всех.