Реабилитация психиатрических больных. Кроме того, внимание медицинских практиков и исследователей было больше сосредоточено на разно­образии болезненных проявлений, чем на проявлениях здоровья. Реабилитация психических больных

Реабилитация психически больных имеет свои особенности, которые связаны в первую очередь с тем обстоятельством, что при психических заболеваниях, как ни при каких других, серьезно нарушаются социальные связи и отношения. Реабилитация психических больных понимается как восстановление сохранение индивидуальной и общественной ценности больных, их личного и социального статуса. Основой всех реабилитационных мероприятий, всех методов воздействия является апелляция к личности больного. Реабилитация представляет собой одновременно цель - восстановление или сохранение статуса личности, процесс и метод подхода к больному человеку.

Социальная реабилитация представляет собой систему мероприятий, направленных на возвращение больных к общественно полезной жизни.

Все реабилитационные мероприятия должны быть нацелены на вовлечение самого больного в лечебно-восстановительный процесс. Реабилитовать больного без его активного участия в этом процессе невозможно. Этот принцип реабилитации психически больных назван принципом партнерства по Кабанову.

Реабилитационные воздействия должны быть разноплановыми разносторонними - это второй принцип реабилитации. Различают психологическую, профессиональную, семейно-бытовую, культурно-просветительную и другие сферы реабилитации.

Диалектическое единство социально-психологических и биологических методов в преодолении болезни - третий принцип реабилитации: биологические методы лечения, социо- и психотерапия, реабилитация должны проводится в комплексе.

Четвертый принцип реабилитации - принцип ступенчатости переходности - сводится к тому, что все реабилитационные воздействия должны постепенно нарастать и нередко переключаться с одного на другое.

Главной задачей лечебно-активирующих режимов является предупреждение развития госпитализма и создание возможностей для успешной реадаптации больных в амбулаторных условиях. Выделяют четыре основных режима: охранительный постоянное пребывание больного в постели и требует от медицинского персонала постоянного наблюдения за ним, щадящий полная свобода в отделении, но запрещается выход на территорию больницы без сопровождения персонала, активирующий обеспечение больным максимальногонестеснения в отделении, организация полной занятости, больным предоставляется право самостоятельно выходить из отделения больницы и режим частичной госпитализации лечение их в одних случаях в условиях дневного стационара, в других - ночного профилактория.

Социореабилитационные мероприятия должны осуществляться поэтапно.

Первый этап - восстановительная терапия предотвращение формирования дефекта личности.

Второй этап - реадаптация различные психосоциальные воздействия на больного.

Третий этап - возможно более полное восстановление прав больного в обществе, создание оптимальных отношений его с окружающими, оказание помощи в бытовом и трудовом устройстве.

53. Реабилитация после соматического заболевания.

Психологическая реабилитация призвана решать широкий круг задач психологической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, и, прежде всего, таких как:

1. Нормализация психического состояния.

2. Восстановление нарушенных утраченных психических функций.

3. Гармонизация Я-образа со сложившейся социально-личностной ситуацией ранение, инвалидизация и др..

4. Оказание помощи в установлении конструктивных отношений с референтными личностями и группами и др.

Таким образом, цель психологической реабилитации заключается в восстановлении психического здоровья и эффективного социального поведения

Восстановление психологической и социальной адаптации после инсульта

Здесь наблюдается выраженный двигательный и речевой дефицит, болевой синдром, потеря социального статуса. Такие больные нуждаются в теплом психологическом климате, созданию которого во многом должны способствовать разъяснительные беседы, проводимые с родными и близкими психологом.

В процессе работе происходит психологическая коррекция следующих нарушений высших психических функций: когнитивных нарушений; эмоционально-волевые расстройства; счета; гнозиса, чаще пространственного дезориентация в пространстве.

Психологическая реабилитация после прерывания беременности

Прерывание беременности - это не только большой физический, но и психологический стресс для любой женщины. Курс психологической реабилитации после аборта показан всем женщинам, без исключения.

Основным методом лечения является психотерапевтические сеансы, которые женщине желательно посещать не менее 1-2 месяцев. Как правило, они дают достаточно быстрые позитивные результаты: женщина избавляется от тяжелых мыслей, становится более общительной, открытой окружающему миру, перестает избегать сексуальных контактов со своим партером, начинает строить планы на будущее.

Психологическая реабилитация при лечении рака

В мире бытует мнение, что рак неизлечим. Именно поэтому многие люди, услышав данный диагноз, впадают в панику. Именно поэтому психологическая реабилитация больных раком, прежде всего, направлена на перелом общественного мнения.

Первое правило психологической реабилитации больных раком заключается в том, чтобы заставить человека хотеть с ним бороться.

Психологическая реабилитация человека с данным заболеванием во многом зависит и от близких людей, которые его или ее окружают. Родственники должны обсуждать имеющуюся проблему, приводить примеры других людей, которые в итоге исцелились от рака. Болеющий человек должен общаться с такими людьми как можно чаще.

Если человек стремится к своему выздоровлению и делает все необходимое, чтобы его добиться, тогда и положительный результат не заставит себя долго ждать.

Реабилитация после инфаркта.

Целью использования психотерапии при лечении инфаркта миокарда становится психологическая адаптация пациентов и ориентация на активный образ жизни.

В реабилитационную программу входят такие компоненты, как психорегуляция, основанная на рассеянном гипнозе, идеомоторные тренировки, адаптационный тренинг, используется также обучение аутотренингу и технике саморегуляции.

Значимый аспект - социальная реабилитация. Реабилитация в социальном плане - это восстановление социальной деятельности человека как субъекта общественной жизни; в медицинском плане - это ликвидация нарушений здоровья как причины нарушений дееспособности.

Реабилитация психически больных имеет свои особенности, которые связаны в первую очередь с тем обстоятельством, что при психических заболеваниях, как ни при каких других, серьезно нарушаются социальные связи и отношения. Основой всех реабилитационных мероприятий, всех методов воздействия является апелляция к личности больного. Реабилитация имеет свои основные принципы (партнерство, разносторонность усилий, единство психосоциальных и биологических методов воздействия, ступенчатость прилагаемых усилий, проводимых воздействий и мероприятий) и этапы (восстановительная терапия, реадаптация, реабилитация в собственном смысле этого слова) . Задачи реабилитации перечислены в "Заявлении о психосоциальной реабилитации", разработанном Всемирной Организацией Здравоохранения в 1996 г.: 1) уменьшение выраженности психопатологических симптомов с помощью лекарственных препаратов, психотерапевтических методов лечения и психосоциальных вмешательств; 2) повышение социальной компетентности психически больных людей путем развития навыков общения, умения преодолевать стрессы, а также трудовой деятельности; 3) уменьшение дискриминации; 4) поддержка семей; 5) удовлетворение по меньшей мере базовых потребностей психически больных людей; 6) повышение автономии (независимости) психически больных, улучшение их самодостаточности и самозащиты .

Таким образом, реабилитация представляет собой одновременно цель - восстановление или сохранение статуса личности, процесс (имеющий нейрофизиологические и психологические механизмы) и метод подхода к больному человеку .

Также социальная реабилитация психически больных тесно связана с клиническими показаниями, поэтому ее содержание различно на различных стадиях заболевания. При этом, важно знать, что самым главным принципом работы должен быть принцип автономии больного. Чем больной будет сам будет проявлять интерес к своему лечению и к тому, чтобы вернуться к нормальной жизнедеятельности, тем у него больше шансов адаптироваться после периода лечения. Ведь именно с обострением проблемы интеграции психически больных людей в общество повышается значимость социальных аспектов оказания психиатрической помощи. Говоря об общем подходе к охране психического здоровья, оказанию психиатрической помощи, нужно отметить, что использование только одной медицинской модели психических расстройств означает лишь одностороннюю оценку явления. Постепенно эта модель уступает место более свободному подходу к проблеме, который включает психосоциальную ориентацию . Именно психосоциальная помощь является тем понятием, которое включает пограничную область между психотерапией и социальной работой.

Как направление социальной работы психосоциальная работа - оказание первичной психологической помощи, социальной поддержки и содействия людям, находящимся в трудной жизненной ситуации, как организация комплекса условий для продуктивной адаптации человека в постоянно меняющихся условиях жизнедеятельности. Также можно понимать как деятельность специалиста по социальной работе, направленная на восстановление утраченного психосоциального равновесия, на поиск ресурсов личности и ресурсов социальной среды для преодоления трудностей в жизненной ситуации .

Источниками этих трудностей могут быть: потеря работы, близких, инвалидность, хроническая болезнь, смена места жительства и привычных условий жизни, адаптация после травм, возвращение из мест лишения свободы, психологические последствия военных конфликтов и т.п. Особенно беззащитны люди с ограниченными возможностями, пожилые, безработные, люди, находящиеся в кризисе, подвергшиеся насилию, получившие психическую травму.

Вес эти факторы могут наложить серьёзную травму психике, самосознанию человека как части общества, отчего социореабилитационные мероприятия должны осуществляться поэтапно.

Первый этап - восстановительная терапия, включающая в себя предотвращение формирования дефекта личности, развития госпитализма, восстановление нарушенных болезнью функций и социальных связей.

То есть основной задачей социального работника на этом этапе является предотвращение привыкания пациента к своему статусу. Все реабилитационные мероприятия должны быть нацелены на вовлечение самого больного в лечебно-восстановительный процесс. Реабилитировать больного без его активного участия в этом процессе невозможно. Этот принцип реабилитации психически больных можно назвать принципом партнерства. Для его претворения в психиатрическую при лечении больных необходимо добиться у них взаимопонимания, доверия и сотрудничества.

Второй этап - реадаптация. Этот этап предусматривает различные психосоциальные воздействия на больного. Важное место здесь отводится трудовой терапии с приобретением новых социальных навыков, психотерапевтическим мероприятиями, проводимым не только с больным, но и с его родственниками.

Здесь задачей социального работника будет являться вовлечение бывшего окружения пациента в помощь. Это сделает реабилитацию разноплановой, что является третьим принципов социальной реабилитации.

Третий этап - возможно более полное восстановление прав больного в обществе, создание оптимальных отношений его с окружающими, оказание помощи в бытовом и трудовом устройстве.

Здесь задачей социального работника будет являться активация внутренних возможностей и желания вернуться к нормальной жизни. Это должно происходить посредством трудовой реабилитации, а также продолжением налаживания связей с родными, близкими и друзьями .

В рамках психосоциальной реабилитации получили развитие следующие виды психосоциальных вмешательств: 1) образовательные программы по психиатрии для пациентов; 2) образовательные программы по психиатрии для родственников больных; 3) тренинги по выработке навыков ежедневной независимой жизни; 4) тренинги по развитию социальных навыков; 5) тренинги по развитию навыков управления психическим состоянием; 6) группы само- и взаимопомощи пациентов и их родственников; 7) терапия, направленная на улучшение памяти, внимания, речи, поведения; 8) семейная терапия, другие виды индивидуальной и групповой психотерапии .

Можно выделить два вида групповых методов реабилитации психически больных.

  • 1. Терапевтические процедуры, направленные на социальное поведение больного, его коммуникабельность, способности к самореализации, разрешению и преодолению социальных конфликтов. Они проводятся, во-первых, в психотерапевтических группах. Это группы, фокусированные на конфликтной проблематике больного. Во-вторых, терапевтические группы, в которых взаимодействия между пациентами опосредованы совместной деятельностью и переживанием (занятия художественным творчеством, совместное прослушивание музыки и т. п.). В-третьих, здесь должен быть упомянут терапевтический подход, при котором объектом психокоррекционной работы наряду с больным становятся члены его семьи (семейная психотерапия).
  • 2. Оптимальная организация социальной структуры коллектива пациентов, имеющая в основе так называемые средовые группы: совет и собрания больных, функциональные группы, коллективные экскурсии, клуб пациентов и т. п. Эти социально-терапевтические группы способствуют тренировке общения и прививают пациентам навыки адекватного поведения в семье и на работе. Они обеспечивают корригирующий социальный климат, позволяющий заново пережить межличностные связи. В данном случае реабилитация будет проходить за счёт активации и восстановления нарушенного общения больных. В таких группах происходят тренировки преодоления неуверенности в себе, а также выявление и разрешение личностной проблематики, затрудняющей эффективную реализацию функции общения .

В функции специалиста по социальной работе наряду со многими другими входит и оказание первичной психологической (кризисной) помощи и социальной поддержки человека, находящегося в трудной жизненной ситуации. Особое значение придаётся построению помогающих отношений, среди которых выделяют несколько уровней взаимодействия. Наиболее важные из них:

1) обращение к себе; 2) приобретение умений, навыков и техник, которые позволяли бы без оценки личности направлять её к осознанию чувственных и духовных сторон, содействуя развитию способностей, их свободному проявлению в различных ситуациях.

Психологическое воздействие специалиста подчинено определённой цели - изменение психологического состояния клиента при проявлении у него признаков социальной дезадаптации. Суть психосоциального подхода в социальной работе заключается в том, чтобы понимать личность человека целостно, в многообразии взаимоотношений его с миром .

Также было проведено исследование, в котором были проанализированы показатели эффективности реабилитации психически больных в пожилом и старческом возрасте. Определены критерии степени восстановления когнитивно-мнестических функций и социального функционирования пациентов.

Целью нашего исследования являлось определение динамики работы мультидисциплинарной бригады (МДБ, Таблица 1) в реабилитации психически больных пациентов пожилого и старческого возраста и определение необходимости внедрения разработанной реабилитационной программы при работе с пожилыми психически больными.

Эмпирическую базу исследования составили результаты 3-х завершенных групп (32 человека). В состав групп входили больные с деменцией в связи со смешанным заболеванием (F02) - 40,7%; органическим расстройством личности в связи со смешанным заболеванием (F07) - 28%; сосудистой деменцией (F01) - 27%; деменцией при болезни Альцгеймера (F00) - 4,3%. Средний возраст пациентов равен 68,7 лет (53-86 лет).

Таблица 1. Состав мультидисциплинарной бригады.

Эффективность реабилитации оценивалась по следующим показателям: степень восстановления конгитивно-мнестических навыков, речи, способность поддержания беседы, ориентации во времени и окружающей обстановке, степень бытового и социального функционирования, психоэмоциональное состояние.

Нарушение и степень восстановления интеллектуально-мнестических процессов оценивалась по результатам следующих тестов: 10 слов, таблицы Шульте, "Рисование часов", тест на речевую активность, MMSE. Для обработки данных результатов использовались математико-статистические методы: t-критерий Стьюдента - для определения значимости различий, коэффициент корреляции r-Пирсона - для установления взаимосвязей отдельных параметров предмета исследования.

Значимыми факторами при оценке реабилитационного процесса МДБ являются: улучшение процессов памяти, внимания, быстрота возникновения ассоциативных образов. Анализ критерия результатов реабилитации обнаруживает тесную взаимосвязь с особенностями эмоционального состояния.

Полученные результаты достоверны на высоком уровне значимости, но это не дает нам основание утверждать то, что введение реабилитационных программ действительно оказывает существенное влияние на восстановление психических процессов без анализа корреляционных зависимостей.

Согласно результатам анализа, степень восстановления пациентов в ходе проведения комплексного подхода лечения и реабилитации составила у больных с деменцией в связи со смешанным заболеванием - 18,2%, органическим расстройством в связи со смешанным заболеванием - 19,5%, сосудистой деменцией - 16%, деменцией при болезни Альцгеймера - 3,6% (табл. 2).

Таблица 2 Распределение психически больных пациентов пожилого и старческого возраста по степени восстановления через 2 месяца после проведения реабилитационного лечения.


Участие в реабилитационном процессе МДБ существенно влияет на бытовую адаптацию пациентов: 72,1% стали независимы при использовании туалета, независимы при умывании - 69,8%, появилась также независимость при принятии ванны - 31,2%, независимость при одевании - 58,9%, при приеме пищи - 78,9%.

Согласно результатам исследования наблюдается существенная разница в восстановлении интеллектуально-мнестических процессов, в достижении бытовой независимости и повседневной жизненной активности между группами больных в зависимости от нозологической картины болезни.

Результаты исследования убедительно свидетельствуют о том, что успех реабилитационного лечения в значительной степени определяется участием больного в МДБ. Мультидисциплинарный принцип реабилитации больных пожилого и старческого возраста благоприятно влияет как на степень восстановления различных функций пациентов, так и на их бытовую адаптацию и повседневную жизненную активность и согласуется с данными других авторов. Кроме того, использование данного принципа положительно сказывается и на психоэмоциональном состоянии человека .

Можно сделать вывод, что в процессе осуществления своих обязанностей такая технология социальной работы как реабилитация является наиболее сложной из тех, что осуществляются социальным работником в учреждениях социальной помощи. В её процессе на разных этапах возникают разные проблемы которые предстоит решать, для этого есть 2 основных метода - индивидуальный и групповой, у которых также есть особенности проведения. Наиболее разумным предполагается психосоциальный подход реабилитации. Он заключается в том, что бы уравновесить отношения между внутренним миром и общественными связями, а также их сохранение. В результате качественно проделанной работы наблюдается более успешная социализация, адаптация в учреждении психиатрической помощи, а также после выписки.

Общая психиатрия Тиганов А.С. (под. ред.)

В ее непосредственные задачи входят: медицинская реабилитация, направленная на достижение максимально возможной клинической компенсации, купирования проявлений болезни и профилактику ее нежелательных последствий или их уменьшение; профессионально-трудовая реабилитация - возвращение больному способности к участию в общественно полезном труде, самостоятельному жизнеобеспечению; социальная реабилитация - восстановление индивидуальной и общественной ценности больного.

Краткий исторический очерк. Необходимость гуманного отношения к душевнобольным и поддержания их социального статуса осознавалась учеными еще в глубокой древности. Так, Целий Аврелиан (IV - V вв. н.э.)1 в своих наставлениях рекомендовал доброжелательное, щадящее обращение с душевнобольными, а выздоравливающим предписывал прогулки, приятные беседы, чтение, театр и упражнения в риторике. Но реальный сдвиг в соответствующих психиатрических воззрениях произошел позднее, лишь в XVIII в. У истоков движения за "нестеснение" (no-restraint) душевнобольных и создание достойных человека условий их содержания стоял французский врач Филипп Пинель (P.Pinel). В Англии идеи гуманного отношения к душевнобольным пропагандировал W.Tuke, впервые организовавший для них приют со свободным содержанием (1792 г.). Фактической же отмене мер стеснения психиатрия обязана J. Conolly (1839). При активном участии J. Esquirol в 1838 г. во Франции появился первый законодательный акт, охраняющий права и интересы душевнобольных. Аналогичные законы к середине XVIII в. были приняты и в других европейских странах.

В России на протяжении столетий юродивые, убогие и лишившиеся рассудка находили пристанище при монастырях. Лишь при Петре I появились первые специальные дома для душевнобольных (доллгаузы). Позднее, в правление Екатерины II был издан Устав Приказов общественного призрения, включавших в свой состав и дома для умалишенных, в котором предписывалось человеколюбивое отношение к их обитателям.

В конце XVIII - начале XIX в. существенное место в призрении душевнобольных стал занимать семейный патронаж (особенно развитый в прилегающих к крупным больницам местностях), в котором уже более явно выступали элементы реабилитации больных в современном ее содержании. Наконец, в 1900 г. В.М. Бехтерев впервые в России открывает в Петербургской клинике душевных болезней нервно-психиатрическое отделение со свободным выходом для выздоравливающих, что расширяло возможности их приобщения к обычной жизни. В новых больницах начинают предусматриваться специально оборудованные помещения для различных ремесел. Последние служили как целям излечения (трудовая терапия), так и отчасти развлечения больных. Для хронически больных организовывались колонии, которые располагались преимущественно в сельской местности, с тем, чтобы сохранившие способность к труду больные могли заниматься сельскохозяйственным трудом (садоводством, полевыми работами, скотоводством и т.д.). Так, в 1873 г. большая колония открылась под Новгородом, а в 1881 г. - в селе Покровско-Мещерское под Москвой. В некоторых колониях начала практиковаться система "открытых дверей". Уже в тот период В.И. Яковенко, наблюдая отрицательные последствия длительного пребывания больного в лечебнице и изоляции от общества, одним из первых русских психиатров высказал идею о необходимости децентрализации психиатрической помощи. Он предложил проект устройства сети небольших больниц, "выдвинутых в самую гущу повседневной жизни". Позднее П.П.Кащенко, заведуя больницей в Нижнем Новгороде (1898-1920), превратил ее в образцовое лечебное учреждение. Наличие при больнице мастерских и огородов позволяло больным посильно участвовать в трудовом процессе. Он по западному образцу организовал также колонию для душевнобольных, где широко практиковал систему семейного патронажа.

Но наиболее активное распространение и реализация идей "нестеснения" в России связаны с именем С.С.Корсакова и представителей его школы, которым отечественная психиатрия обязана тем, что основные подходы к внутрибольничной реабилитации психически больных, актуальные и до настоящего времени, были сформированы в России еще в начале нашего столетия. С.С.Корсаков, будучи инициатором и руководителем земского и городского строительства психиатрических учреждений, упразднил все меры физического стеснения больных (смирительные рубашки, изоляторы, решетки на окнах и т.д.). В круг его интересов входили также вопросы защиты гражданских прав психически больных, проведение судебно-психиатрической экспертизы, распространение психиатрических знаний среди населения и профилактика психических расстройств.

Последователи С.С.Корсакова В.П.Сербский и П.Б.Ганнушкин много сделали для разработки законодательства о душевнобольных, решения вопросов права на призрение и обеспечение, вменяемости, дееспособности и трудоспособности, т.е. комплекса юридических проблем, без рассмотрения которых невозможна настоящая ресоциализация психически больных. В дальнейшем земский психиатр Т.А.Гейер (один из инициаторов создания Института экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов) создал клинические основы врачебно-трудовой экспертизы, трудоустройства психически больных, внебольничной помощи, психотерапии и трудовой терапии - всего того, что впоследствии вошло в понятие "социально-трудовая реабилитация".

Хотя основы отечественной социальной психиатрии были заложены еще в земский период, их реализация в государственном масштабе произошла лишь в 20-30-е годы XX столетия, ознаменовавшись не только реконструкцией уже имевшихся психиатрических больниц, но и организацией в нашей стране внебольничной психиатрической службы (психоневрологических кабинетов, диспансеров) и формированием системы социального и трудового устройства больных.

Благодаря развитию сети психоневрологических диспансеров появилась возможность амбулаторного лечения психически больных, сокращения сроков их пребывания в стационаре. Стало реальным оказание им квалифицированной медико-социальной помощи на протяжении всей жизни с соблюдением преемственности лечебных и реабилитационных мероприятий между больницей и диспансером. Исчезла необходимость социальной изоляции больных, отрыва их от повседневной жизни. Наблюдение за амбулаторными контингентами внесло коррективы в научные представления о динамике психических болезней, показав, что на большем их протяжении многие больные не нуждаются в госпитализации, остаются в обществе и при наличии благоприятных условий могут длительно сохранять трудоспособность.

Базой для социально-трудовой реабилитации психически больных стали дневные стационары при ПНД, кабинеты трудовой терапии и лечебно-трудовые мастерские. Трудовая терапия широко осуществляется и в самих психиатрических больницах, где практически в каждом отделении в предусмотренные внутренним распорядком часы больные выполняют простейшую работу (собирают мелкие детали разных приборов, делают искусственные цветы, игрушки, склеивают упаковочные коробки и т.п.). Часть больных выполняют наружные работы на территории больницы. В больницах с хорошо поставленным лечебно-реабилитационным процессом организация таких занятий занимает достаточно большое место наряду с культуротера-пией (просмотры кинофильмов, пользование библиотекой и т.п.). Однако эта "внутрибольничная" реабилитация на современном этапе развития общества не могла удовлетворять ни психиатров, ни пациентов, и практически во всех странах реабилитационные мероприятия стали осуществляться и вне лечебных психиатрических учреждений на более высокой технической основе.

Важным стимулом к введению такой трудовой терапии послужило распространение идей социотерапии. У истоков последней стоял немецкий психиатр Н. Simon (1927), считавший включение психически больного в коллективную трудовую деятельность мощным фактором стимуляции его социальной активности и преодоления явлений патологической психосоциальной адаптации к неблагоприятной внутрибольничной среде. Предложенная им система в несколько измененном виде получила широкую известность в послевоенные годы под названиями "терапия занятостью" (occupational therapy); "промышленная терапия", или "промышленная реабилитация" (industrial therapy, industrial rehabilitation). Отправной ее точкой явилась групповая работа в лечебных мастерских в условиях, приближенных к реально производственным, но затем такая терапия была перенесена на сельскохозяйственные и промышленные предприятия. Эта тенденция стала особенно характерной для послевоенной психиатрии.

Возможности такой реабилитации существенно возросли после введения в клиническую практику эффективных антипсихотических средств, которые позволили добиваться не только улучшения состояния многих больных, но и выписки их из стационара с переводом на поддерживающую терапию. Поэтому развитие промышленной реабилитации в нашей стране достигло наибольшего "расцвета" в 70-80-е годы. В психиатрической литературе тех лет широко освещались ее различные организационные формы и приводились убедительные данные о ее высокой эффективности [Мелехов Д.Е., 1974; Кабанов М.М., 1978; Красик Е.Д., 1981]. Были разработаны не только различные формы трудовой реадаптации, но и соответствующие медико-психологические воздействия на больного во время ее проведения.

В нашей стране в крупных сельскохозяйственных и промышленных регионах этими вопросами занимались специальные реабилитационные центры. Кратко остановимся на характеристике наиболее типичных из них.

В 1973 г. в Одесской области был создан постгоспитальный реабилитационный центр, функционировавший на базе сельскохозяйственного предприятия. Строившиеся на принципе хозрасчета взаимоотношения с совхозом предусматривали обеспечение больных благоустроенным общежитием (где они находились на полном самообслуживании), питанием в столовой и работой. Квалифицированная медицинская помощь оказывалась больным реабилитационной службой Одесской психиатрической больницы. Таким образом, в реабилитационном процессе комплексно использовались психосоциальные (социотерапевтические) и биологические методы воздействия. Больные выполняли полевые работы, были заняты на животноводческой ферме, в специализированных цехах по обработке сельскохозяйственной продукции. Процесс реабилитации осуществлялся поэтапно, начиная с формирования профессиональных навыков и кончая рациональным трудоустройством в совхозе. Центр рассчитывался преимущественно на больных с хроническими и непрерывно текущими формами психических заболеваний, а также страдающих частыми рецидивами. Среди них преобладали лица с большой давностью болезни (от 10 до 25 лет), длительным (более 5-10 лет) непрерывным пребыванием в психиатрическом стационаре либо частыми регоспитализациями. Наблюдения за больными в этом центре показали, что в результате реабилитационных мероприятий значительно снижалась частота обострений, возрастала длительность межприступных промежутков, смягчалась продуктивная симптоматика, компенсировались проявления дефекта. Около 60 % больных полностью овладевали производственными навыками, остальные осваивали их в частичном объеме [Марьянчик Р.Я., 1977].

Реабилитационные центры давали существенную финансовую выгоду здравоохранению за счет сокращения сроков пребывания больных в стационаре, стоимости произведенной ими продукции, прибыли, полученной при ее реализации. Но такая трудовая реабилитация преследовала и более важную цель - сделать возможной выписку, внебольничное существование и самообеспечение больных-инвалидов, длительно находившихся в психиатрических стационарах, в том числе колониального типа. При этом ставились задачи восстановления утраченных связей с родственниками и знакомыми, оживления забытых навыков правильного поведения и самообслуживания, а также эмоциональности пациентов (при дополнительном использовании культтерапии, лечебной физкультуры и т.п.). Промышленная реабилитация получила широкое распространение в Калуге [Лифшиц А.Е., Арзамасцев Ю.Н., 1978] и Томске [Красик Е.Д. и др., 1981].

Следует отметить, что организация промышленной реабилитации давала существенные преимущества больным по сравнению с работой в традиционных лечебно-трудовых мастерских. Такие мастерские считались промежуточным звеном на пути трудоустройства больных в спеццехе или на обычном производстве. Но труд в лечебно-трудовых мастерских не являлся работой в юридическом смысле, поскольку больным не начислялся трудовой стаж, не заводились трудовые книжки, вместо зарплаты они получали денежное вознаграждение. Им не выдавался листок нетрудоспособности ("больничный листок"), не предоставлялись оплачиваемые отпуска. Они оставались, таким образом, на положении больных лечебного учреждения и говорить об их истинной компенсации не представлялось возможным. Социальный статус больных в условиях работы на обычном промышленном предприятии коренным образом менялся.

В Калужской областной психиатрической больнице № 1 в 1973 г. на базе лечебно-трудовых мастерских был открыт специальный цех турбинного завода, который стал не только центром трудовой и социальной реабилитации, но и местом производственного обучения больных в условиях промышленного предприятия.

В цехе работали инвалиды I и II групп по психическому заболеванию, а также больные, которые не имели инвалидности, но не могли по своему состоянию работать в условиях обычного производства. Больные зачислялись в штат спеццеха и выполняли соответствующие производственные операции. Соблюдение условий труда, правильность использования труда больных, выполнение санитарно-гигиени-ческих мероприятий и наблюдение за психическим состоянием пациентов осуществлялись специалистами психиатрической больницы. Все это позволяло во многих случаях достичь повышения уровня социальной адаптации. Производственные задания подбирались для больных в строгом соответствии с задачами реабилитации. Администрация завода предоставляла больным одноразовое питание и оплату лечения, обеспечивала их различными по сложности видами труда от простых картонажных работ до сборки электросхем радиоаппаратуры. Поскольку цех располагался на территории больницы, возможность работать в нем больные получали еще будучи в стационаре. В свою очередь больные, занятые в цехе, при ухудшении состояния или временной нетрудоспособности могли быть переведены в больницу на режим дневного или полного стационирования. Трудоустроенные в цехе больные приравнивались в своих правах к рабочим завода (получали зарплату, надбавки за выполнение плана, имели весь комплекс социальных услуг, предоставляемых заводом). Более того, входя в состав профсоюзной организации, больные иногда активно привлекались к общественной работе, что способствовало восстановлению реальных социальных навыков и связей. При отсутствии необходимости в повседневном психиатрическом наблюдении больные могли переводиться на обычное производство.

Подобная организация промышленной реабилитации, но в большем объеме была осуществлена в Томском регионе при активном участии сотрудников кафедры психиатрии Томского медицинского института и Томской областной психиатрической больницы. В специальных помещениях были развернуты цеха некоторых томских промышленных предприятий, где больным предоставлялись различные по своей сложности виды труда (вплоть до работы на станках). Это позволяло пациентам не только получать достаточно хорошую оплату за произведенную продукцию, но и вносить существенный вклад в общую эффективность работы соответствующего производства. Последнее имело огромное психотерапевтическое значение для больных, не говоря уже о том, что длительно болевшие, с выраженным психическим дефектом пациенты, многие годы являвшиеся "обузой" для семьи, превращались в активных ее членов и в какой-то мере в "кормильцев". Некоторые больные трудоустраивались в индивидуально созданных условиях непосредственно на промышленных предприятиях Томска или в пригородных совхозах. Промышленная реабилитация осуществлялась в несколько этапов. Первый из них длительностью от 2 мес до 2 лет был периодом временного трудоустройства, когда больные, находясь на режиме частичной госпитализации, имели возможность постепенно расширять свою социальную и профессиональную активность. Им оказывалась систематическая комплексная помощь медицинскими и социальными работниками, психологами специальных реабилитационных бригад. Общий благоприятный эффект реабилитации достигался у 70 % больных, которые до этого были почти полностью социально и профессионально дезадаптированы.

Большой опыт реабилитации психически больных имелся в Санкт-Петербурге, где организаторами этого дела выступили специалисты Психоневрологического института им. В.М.Бехтерева МЗ РФ [Кабанов М.М., 1978].

Развитие реабилитационных программ сделало необходимым и создание некоторых новых организационных структур. Так, для больных, не имевших семьи или утративших ее, организовывались специальные общежития, уклад жизни в которых максимально приближался к обычному. Здесь больные, находившиеся ранее длительное время в условиях психиатрического стационара для хроников, могли постепенно восстанавливать утраченные навыки повседневной жизни. Такие общежития играли роль промежуточного звена между больницей и реальной жизнью и нередко организовывались при психиатрической больнице. Пребывание в таких общежитиях являлось одним из важнейших этапов в процессе ресоциализации больных. Однако эта форма пока не получила адекватного ее значению развития.

Несмотря на то что промышленная реабилитация представляла собой оптимальную форму возвращения больных к общественно полезному труду, она не получила повсеместного распространения в стране. Даже в период 70-80-х годов ею была охвачена только незначительная часть нуждавшихся (около 8-10 % от общего числа инвалидов). В спеццехах не хватало мест. Предлагаемые в них виды труда, в основном малоквалифицированного, далеко не всегда учитывали прежнюю профессиональную занятость и практически исключали участие в реабилитационных программах лиц, в прошлом занимавшихся умственной деятельностью. Показатели снятия группы инвалидности и возвращения на обычное производство оставались невысокими. Большая часть больных имели инвалидность пожизненно и в лучшем случае могли работать лишь в специально созданных производственных условиях и под медицинским наблюдением. Учитывая нестабильную работоспособность психически больных, необходимость щадящего индивидуального к ним подхода, предубежденное отношение трудовых коллективов, администрация предприятий в свою очередь не проявляла заинтересованности в расширении сети специальных цехов или приеме психически больных на обычное производство.

В зарубежных странах проблема ресоциализации психически больных, также вставшая остро в конце 70-х - начале 80-х годов, была в определенной степени связана с антипсихиатрическим движением, когда начался процесс так называемой деинституционализации - выведения пациентов за стены психиатрических стационаров с их закрытием. Выписанные больные, будучи неспособными вести самостоятельную жизнь и обеспечивать себя экономически, пополнили ряды бездомных и безработных. Они нуждались не только в психиатрической помощи, но и в социальной защите и финансовой поддержке, тренинге утраченных трудовых и коммуникативных навыков.

При тесном сотрудничестве психиатрических и социальных служб, существующих за счет государственного финансирования, общественных и благотворительных фондов, во многих европейских странах сформировалась разветвленная социореабилитационная система, нацеленная на поэтапную реинтеграцию психически больных в общество. Задачами входящих в нее учреждений являются предоставление психически больным временного места проживания, обучение и привитие им навыков, необходимых в повседневной жизни, улучшение их социальной и трудовой приспособляемости. С этой целью были созданы специальные общежития, гостиницы, так называемые дома на полпути (halfway houses), в которых больные не только проживают, обеспечиваются психиатрическим наблюдением, но и получают помощь в профессионально-трудовом продвижении.

Выписанные из стационара пациенты в некоторых странах имеют возможность поступать во внебольничные учреждения (out-patient clinic) и реабилитационные центры с ограниченным сроком пребывания в них. Так, во Франции он не превышает 18 мес. К концу этого периода оцениваются полученные больным навыки и определяется его возможность вернуться к работе на общих основаниях или же ограничиться уровнем лечебно-трудовых учреждений. Все большее распространение получает трудоустройство больных в обычных условиях производства, но при сохранении постоянного наблюдения психиатров и социальных работников. К сожалению, эта форма во многом зависит от работодателей.

По единодушному мнению психиатров, подавляющее большинство пациентов, нуждающихся в реабилитации, составляют больные щизофренией. Для них использовались специальные тренинговые программы (social skill training, communication training; occupational training), направленные на достижение автономности в стиле жизни больного, улучшение его социальных связей и профилактику полной изоляции (что наиболее важно для больных шизофренией). В реабилитации особенное значение имеет индивидуализированный подход, учитывающий вид и степень выраженности имеющейся у больного дисфункции (недостаточность инициативы и эмоций, социальный и когнитивный дефект). Сравнительно недавно появились специальные компьютерные программы, построенные по типу диалога. Они предназначены для тренировки концентрации внимания и других когнитивных функций и могут использоваться больными самостоятельно. Наиболее распространенные тренинговые методики, ориентированные на коррекцию социального поведения больного (token economy programmes; social skill training strategies) используют стратегию копирования правильного поведения в повседневной жизни: помимо коррекции присущих больным шизофренией эмоционально-волевых и когнитивных нарушений они помогают выработать необходимые для решения повседневных проблем и ведения самостоятельной жизни навыки, включая использование социальных льгот, финансовых ресурсов.

Таким образом, современные реабилитационные подходы нацелены прежде всего на личность больного, развитие утраченных навыков и активацию компенсаторных механизмов. Если же степень несостоятельности больного не позволяет ему функционировать без посторонней помощи, то заботу о нем берут на себя государство и общество. В отношении выполнения реабилитационных программ даже экономически развитые страны с высоким уровнем жизни испытывают значительные трудности, связанные с финансовым обеспечением. Вслед за периодом оптимизма и не оправдавшихся надежд на быструю реализацию реабилитационных программ пришло более взвешенное понимание реального положения вещей. Стало ясно, что реабилитация психически больных - это не ограниченная тем или иным временем программа, а процесс, который должен начинаться в стадии инициальных проявлений болезни и продолжаться практически всю жизнь, что требует большого напряжения усилий со стороны общества в целом и органов здравоохранения в частности. Недостаточное финансовое обеспечение, отчасти обусловленное и отвлечением материальных средств на решение более насущных вопросов (в частности, борьбу со СПИДом), привело к сворачиванию во многих странах реабилитационных программ, в результате чего многие психически больные стали возвращаться в психиатрические стационары.

В России в последние годы в связи с общим ухудшением экономической ситуации, закрытием некоторых государственных предприятий и появлением безработицы реабилитация психически больных также стала трудноразрешимой задачей. Пришли в упадок обеспечивавшиеся ранее государством учреждения реабилитационной направленности - лечебно-трудовые 362

мастерские, артели и производства, использовавшие труд инвалидов. Из-за недостаточности материальной базы сворачиваются программы профессионального обучения умственно отсталых во вспомогательных школах и интернатах, закрываются принимавшие их выпускников профессиональные училища. Медико-социальная служба, ориентированная на ресоциализацию психически больных, до сих пор не получила своего развития. Вместе с тем в стране возникли функционирующие на коммерческой основе, вне всякой связи с государственными учреждениями (больницами и диспансерами), предприятия и организации психосоциальной помощи. Но они в связи с дороговизной предоставляемых ими услуг остаются практически недоступными для большинства малоимущих психически больных.

В создавшихся условиях выявилась необходимость поиска новых путей организации социально-трудовой адаптации психически больных и умственно отсталых. Одним из наиболее перспективных направлений представляется образование внегосударственных благотворительных фондов, клубов социальной поддержки психически больных, ассоциаций их родственников и других общественных организаций, заинтересованных в их социальной реинтеграции. Созданный одним из первых в 1991 г. при активном участии группы психотерапевтов, самих больных и их родственников благотворительный фонд "Душа человека" осуществляет комплекс программ, направленных на повышение социальной компетентности и социальную реабилитацию психически больных инвалидов. В рамках одной из них- "Московский клубный фонд" больные имеют возможность повысить свои профессиональные навыки и получить опыт работы в области делопроизводства, организации питания и досуга, трудоустройства и налаживания контактов с работодателями, необходимый им для последующего трудоустройства на обычных рабочих местах. Фонд предоставляет больным материальную поддержку, бесплатное питание в благотворительном кафетерии. Специальная программа, посвященная дальнейшему развитию системы негосударственных организаций, предусматривает обучение региональных представителей этого движения в России.

1. Принципы и этапы реабилитации психически больных в психиатрии и наркологии.

Реабилитация (лат. rehabilitatio - восстановление в правах) - система медицинских, психологических и социальных мер, пре­дупреждающих дальнейшее развитие болезни, потерю работоспо­собности и направленных на возможно более раннее и эффектив­ное возвращение больных и инвалидов к общественно полезному труду и активной социальной жизни.

Важнейшей задачей реабилитации является восстановление личного (в собственных глазах) и социального (в глазах окружаю­щих) статуса больного - семейного, трудового, общественного.

М.М.Кабановым (1978) были выделены основные принципы и этапы реабилитации психически больных.

Принцип партнерства подразумевает постоянную апелляцию к личности больного, совместные и согласованные усилия врача и больного в постановке задач и выборе способов их решения. Принцип разносторонности воздействий указывает на необходи­мость использования системы разнообразных средств и мер - от биологического лечения до разных видов психотерапии и социо-терапии, причем объектом воздействий становятся и сам боль­ной, и его близкие, и окружение. Принцип единства психосоци­альных и биологических методов воздействий отражает единство лечения болезни, воздействия на организм больного и реабилита­ции самого больного. Принцип ступенчатости включает поэтап­ный переход от одних реабилитационных мер к другим.

В процессе реабилитации условно выделяются три этапа.

Первый этап - восстановительная терапия - осуществляется в стационарах и полустационарах. Наряду с необходимым, а при надобности и интенсивным биологическим лечением используют комплекс мер, направленных на предупреждение инвалидизации, развития психического дефекта. Широко используются психоте­рапия, включая групповую и семейную, лечение занятостью, раз­личные виды социотерапии. От щадящего режима в остром пери­оде болезни переходят к активирующему (самообслуживание, са­модеятельность, участие в больничном самоуправлении).

Второй этап - реадаптация - начинается в стационарных и полустационарных условиях и продолжается во внебольничных условиях. Наряду с поддерживающей биологической терапией применяют трудовую терапию, при надобности - обучение новой профессии. Цель семейной психотерапии - адаптация больного к семье и семьи к больному.

Третий этап - реабилитация в собственном смысле слова - включает рациональное трудоустройство и бытоустройство, во­влечение в активную социальную жизнь.

Особенности реабилитации больных при разных психических расстройствах описываются в соответствующих главах.

2. Истерическое расстройство личности, варианты, декомпенсации, терапия, прогноз.

Истерическая психопатия

Может быть диагностирована при наличии склонности к самодраматизации, театральности поведения, преувеличенном вы­ражении эмоций, внушаемости и самовнушаемости, легкой по­датливости влиянию других; поверхностной и лабильной эффек­тивности; эгоцентричности со стремлением себе все прощать и не считаться с интересами других; постоянном желании быть оце­ненным и легкой уязвимости; жажде ситуаций, где можно быть в центре внимания окружения; манипулятивном поведении (лю­бые подтасовки), чтобы добиться своих целей.

Среди перечисленных черт характера наиболее яркой являет­ся постоянное желание быть в центре внимания окружения, де-монстративность, претенциозность. С этой целью даже прибега­ют к спектаклям, изображающим суицидальные попытки. Вну­шаемость, нередко весьма подчеркиваемая, на самом деле весьма избирательна: внушить можно лишь то, что не противоречит эго­центрическим устремлениям. Зато высок уровень притязаний: претендуют на гораздо большее, чем позволяют способности и возможности.

Истерические психопаты особенно чувствительны к ситуаци­ям, представляющим их в невыгодном свете, ущемляющим честь и достоинство, к сексуальным коллизиям. У этих личностей лег­ко возникают истероневротические нарушения: ощущения кома в горле, внутреннего дрожания, «ватности» в ногах, явления афо­нии Реже бывают более грубые истерические стигмы, вплоть до парезов, параличей, блефароспазма Под влиянием тяжелых пси­хических травм могут развиваться истерические психозы - суме­речные состояния сознания, псевдодеменция.

Формирование психопатий происходит в детском, подростко­вом, юношеском возрасте (до 20-25 лет), совпадая с периодом становления характера и созревания личности. Формирование личности завершается к 23-25 годам, однако основные характе­рологические свойства, «ядро» личности определяются к 17-20-летнему возрасту.

Декомпенсация - заострение психопатических черт, сопровож­даемое обычно нарушениями поведения и социальной дезадапта­цией. Наступает чаще под действием неблагоприятных факторов среды, однако обычно вполне переносимых здоровыми личностя­ми. Иногда же декомпенсации возникают без видимых причин - в силу эндогенных механизмов, например после дисфории при эпилептоидной психопатии.

У женщин тяжелая декомпенсация психопатий, особенно ис­терической, часто возникает в период климакса

Психопаты часто сами создают стрессовую ситуацию, патоло­гически на нее реагируют и выходят из этой ситуации еще более психопатизированными личностями («психопатические циклы»,

Лечение и реабилитация

Лекарственное лечение требуется во время декомпенсаций, а при глубоких психопатиях почти постоянно в виде поддерживающей терапии. Декомпенсации при истерической психопатии рекомендуется купировать аминазином. Психотерапия должна варьировать в зависимости от типа рас­стройства личности Но всегда начинают с индивидуальной пси­хотерапии - преимущественно рациональной (разъясняющей, дискуссионной). Гипноз и другие суггестивные (основанные на внушении) методы наиболее действенны при истерической психопатии, но эффективность их обычно непродолжительна. Вслед за индивидуальной психотерапией переходят к семейной и групповой. Целью семейной психотерапии является нормализация внутрисемейных отношений, поиск компромиссов, взаимопонимания, правильной оценки мотивов поведения друг другом. Групповая психотерапия ставит различные задачи - обучение контактам при тревожном и шизоидном типах психопатий, коррекция поведения и др.

Показанием для неотложной госпитализации в психиатрическую больницу без согласия пациента служат психозы, развивающиеся на высоте декомпенсаций (сумеречные состояния при истерической психопатии), а также состояния, во время которых пациенты становятся опасными для окружающих (склон­ность к агрессии) или для самих себя (суицидальные намерения, самокалечение).

3. Электросудорожная терапия, методика, показания, побочные эффекты и осложнения.

В прошлом шоковая терапия занимала ведущее положение в лечении психозов, особенно шизофрении. В настоящее время шоковые методы применяются ограниченно. Для проведения шоковой терапии необ­ходимо наличие жизненных показаний или письменное согласие больного, а в случае его недееспособности - согласие родствен­ников. У детей и подростков шоковая терапия не используется.

Механизмы действия шоковых методов во многом остаются неясными. Наиболее убедительны представления, в соответствии с которыми лечебный эффект шоковых методов обусловлен мо­билизацией защитных механизмов, повышением сопротивляемо­сти организма болезнетворному началу под влиянием мощных повторных биологических стрессовых воздействий в ходе сеансов электросудорожной или инсулинокоматознои терапии.

Эффективность шоковых методов весьма значительна. Ремиссии нередко бывают более глубокими и стойкими, чем при психофармакотерапии. Считается, что в отличие от большинства психо­тропных средств, шоковые методы оказывают лечебное действие не только на симптоматическом, но и на патогенетическом уровне. Ограниченное применение этих методов во многом связано с час­то негативным отношением к ним больных и их родственников.

Электросудорожная терапия (ЭСТ). Сущность методики ЭСТ заключается в кратковременном воздействии на центральные мозговые структуры постоянного или переменного электрического тока, в результате которого возникает эпилептиформный припадок. Для каждого пациента подбираются напряжение элек­трического тока и его экспозиция, минимально достаточные для вызывания эпилептиформного припадка.

Используются различные модификации ЭСТ: с биполярным и униполярным наложением электродов электроконвульсатора, с применением миорелаксантов. Последний вариант более щада-щий (выключение сознания не сопровождается судорогами), но и менее действенный. Проводят от 4 до 12 сеансов ЭСТ, обычно через день

Показаниями к применению ЭСТ являются тяжелые и стой­кие эндогенные депрессии, приступы онейроиднои кататонии, гипертоксической шизофрении, злокачественный нейролептиче­ский синдром, резистентность психических расстройств к психо-фармакотерап и и.

К возможным осложнениям ЭСТ относятся остановка дыха­ния, нарушения деятельности сердца, повреждения опорно-дви­гательного аппарата (костные переломы, трещины в позвонках, вывихи суставов, разрывы связок), а также расстройства памяти, обычно преходящие

Основными противопоказаниями для ЭСТ служат эпилепсия, органические поражения головного мозга, повышенная судорож­ная готовность, серьезная патология костно-суставной системы.

В прошлых статьях мы уже разобрались, что такое психические болезни, и как долго и мучительно человечество подбиралось к проблеме их лечения. Сейчас всё развивается довольно бурно - быстрее купируются психозы, более качественными становятся ремиссии, начало уделяться внимание реабилитации. Но ряд моментов всё ещё требует очень долгой и кропотливой работы, например социализация психически больных. Зачем же она нужна, эта пресловутая социализация? Для этого сначала поговорим о психологической индукции.

Влияние людей друг на друга

Все мы в той или иной мере внушаемы. Порой заимствуем чьи-то идеи либо взгляды, не задумываясь над ними. Чем авторитетнее и харизматичнее личность, которая близко к нам - тем интенсивнее будет влияние на наши мысли и убеждения. Это явление и называется психологической индукцией. Так или иначе оно присуще любой группе людей, количеством начиная с двух. Например, мы не раз слышали, что жена и муж, пожив вместе годы, «набираются» друг от друга привычек, повадок и даже закономерностей мышления. Точно так же это относится и к более широким группам населения. Особенности ментальных процессов передаются от человека к человеку, варьируется лишь интенсивность передачи.

Общаться с душевнобольными довольно тяжело. Они неспокойны, дисгармоничны и неожиданны, и это порой прилично сбивает нас с толку, ну а о людях, контактирующих с постоянно, и вовсе ходит масса анекдотов. Причина - опять же в психологической индукции. Но причина эта имеет и обратный эффект.

Представьте себе, что даже такое упорное в плане собственных заблуждений существо как душевнобольной, тоже может кем-то индуцироваться. То есть - социум может «заражать» таких пациентов «нормальностью» мышления. Нормальность взята в кавычки, потому что, как мы уже знаем, это весьма относительное понятие, но тем не менее, какой-то «стержень нормы» в обществе присутствует всегда. И чем более интегрирован душевнобольной в общество - тем более подвержен индукции со стороны нормальных, обычных людей. На этом принципе строятся все методики современной реабилитации психически больных.

Цель данной статьи - дать понятие о том, как нынче обстоят дела с оказанием медицинской помощи людям с психическими расстройствами, для правильного понимания ситуации. Это нужно, чтобы более глубоко вникнуть в проблемы психически больных и в дальнейшем знать, как надо с ними себя вести в бытовых ситуациях.

Стереотипы и предрассудки

Итак, у человека начались проблемы с психикой. Тут же появляется первый барьер стереотипов. К кому идти с этими проблемами? Ведь психиатр зачастую в нашем сознании является ужасным и страшным существом из анекдотов про сумасшедших, и поэтому пойти к нему - сказать себе прямым текстом «я сошёл с ума». Мало кто способен на подобный подвиг в самоосознании, поэтому люди ходят к терапевтам, неврологам или на худой конец к психоаналитикам, но только не к профильному специалисту. В результате без оказания надлежащей помощи болезнь прогрессирует, углубляется и появляются новые и проблемы. А если те люди, к которым обратился пациент, ещё и пытаются лечить то, что не умеют, то и вовсе может возникнуть весьма печальный ком следствий. Поэтому первое, с чем надо бороться - это снять напряжённость при появлении слова «психиатр». Если у кого-то из Ваших родных или близких наличествует повод к нему обратиться - постарайтесь мягко и тактично убрать лишнюю стыдливость, которая в этом случае однозначно вредит.

Госпитализация в стационар

Бывает ещё такой вариант. Психическое заболевание началось резко, перейдя сразу в неадекватное поведение, хотя, конечно же, резкость эта мнимая - патологические процессы шли давно, но проявились вместе в один день. Возникает вопрос о госпитализации. И вместе с данным вопросом целый ряд щекотливых моментов.

«Куда везти? В психиатрическую больницу? Да вы что, я своего сына в дурдом не отдам! Делайте что хотите, я заплачу, но только не в дурдом!» - примерно так обстоит картина в большинстве случаев.

Увы, подобные прискорбные заблуждения культивируются сплошь и рядом благодаря слабой информированности населения о реальном состоянии дел.

То, что мы в быту называем словом «дурдом» - это, не поверите, пережиток Средневековья, когда, как мы уже , приюты для душевнобольных были единственным официальным местом для их пребывания. Нынче дела обстоят немного иначе. В больнице оказывается помощь, целью пребывания больного в стационаре является достижение в кратчайший возможный срок ремиссии - того состояния, при котором душевнобольного можно вернуть к обычной жизни и полноценно интегрировать в социум. Как правило, длительность пребывания пациента в психбольнице не превышает одного месяца.

Социальная реабилитация

Для более эффективной интеграции в социум существуют реабилитационные центры, где, в зависимости от глубины проникновения патологического процесса и вызванных им последствий у конкретного пациента, есть три уровня реабилитации - полный возврат прежних профессиональных навыков, переквалификация на менее сложную деятельность или просто выработка минимальных навыков для самообслуживания.

Если же в силу различных обстоятельств либо не удаётся достичь ремиссии и больному нужно постоянное наблюдение, либо пациенту негде жить, то после выписки из стационара он идёт в психоневрологический интернат, который условно можно назвать аналогом средневекового «дурдома», потому что больные действительно там пребывают постоянно.

Как видим - госпитализация в стационар психбольницы далеко не является ни позором, ни свершившимся фактом какой-то там дальнейшей плохой судьбы. Если помощь будет оказана должным образом и пациент после выписки будет выполнять все рекомендации - то часто есть шансы не попасть в стационар больше никогда. И тут мы подходим к ещё одному, может и самому главному моменту.

Закономерности поведения душевнобольных после выписки из больницы

Увы, но даже когда больной пролечится, стереотипы общества не деваются никуда - клеймо есть клеймо. Тяжело признать даже перед самим собой, что ты лечился в психбольнице. А есть же ещё родственники, друзья, знакомые… Вот и невольно приходится десятой дорогой обходить места, где гнездятся психиатры, чтобы избежать какого-то там осуждения или презрения. Результат - больной не приходит для наблюдения за динамикой заболевания, не принимает рекомендованные после выписки препараты, игнорируя предписания врача. Естественно, в большинстве случаев из-за этого он вскоре попадает в стационар опять.

Ну и ещё много «подводных камней» - это и нежелание после больницы идти на реабилитацию, и, не будем греха таить, далеко не всегда должное внимание к реабилитационным центрам со стороны государства, и отпугивающий желающих помочь окружающих характер самой