Южно сахалинская и курильская епархия. Южно-сахалинская и курильская епархия

Образована 23 февраля 1993 года определением приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II и решением Священного Синода Русской Православной Церкви.

Епархиальная статистика (по данным на 2009 год)

Благочиний — 8. Приходов — 52. Богослужения совершаются в 45 храмах, 8 молитвенных домах и 6 часовнях, из них 6 находятся на территории больниц, воинских частей и в местах заключения. Строящихся храмов — 4. Монастырь мужской — 1.

В штате епархии 57 клириков: священников — 49 (из них в трехлетней командировке — 4), диаконов — 8 (из них в трехлетней командировке — 1).

Деятельность монастырей

В г. Корсакове действует мужской монастырь в честь Покрова Божией Матери, братии — 3 человека.

Религиозное образование

Действует епархиальный отдел религиозного образования и катехизации. На 20 приходах открыты воскресные школы для детей и взрослых, на 29 приходах — православные библиотеки. В г. Южно-Сахалинске начал работать духовно-просветительский центр, на базе которого проводятся встречи и беседы с молодежью, организуются различные мероприятия для детей и взрослых.

Ведется сотрудничество отдела с двумя высшими учебными заведениями и учебным центром при УВД Сахалинской области.

Отделом было организовано проведение православного молодежного лагеря в п. Дэу и конференция православных педагогов Сахалина. Представители отдела принимали участие в Дальневосточном молодежном форуме «СелиСах — 2009» и областной конференции «Формирование толерантности в молодежной среде».

Работа с молодежью

Действует региональная общественная организация «Братство Александра Невского». Члены организации регулярно совершают поездки по районам области, принимая участие в акциях епархиального миссионерского отдела. В г. Южно-Сахалинске открыт православный исторический клуб, встречи участников которого совершаются в формате круглых столов, лекций, диспутов, семинаров и конференций. С 2008 г. в епархии работает молодежная организация «Православный корпус на Сахалине».

Миссионерская деятельность

При епархиальном управлении работает епархиальный миссионерский отдел. При содействии членов организации «Братство Александра Невского» в июле 2009 года состоялась миссионерская поездка по двум отдаленным районам области, в ходе которой проводились богослужения, встречи и концерты с местными жителями, посещались государственные социальные учреждения. Организацией «Православный корпус на Сахалине» регулярно проводятся общественно значимые мероприятия и акции, адресованные современной молодежи.

Представители миссионерского отдела принимали участие во всех значимых образовательных конференциях проводимых в г. Южно-Сахалинске и выезжали в г. Хабаровск на Свято-Димитриевские образовательные чтения.

Работа с силовыми структурами

Действует епархиальный отдел по взаимодействию с Вооруженными силами. Духовенство регулярно посещает личный состав воинских частей и органов внутренних дел, проводит катехизаторские лекции, совершает богослужения и требы, освящает военные объекты, принимает участие в торжественных и праздничных мероприятиях. В период призывных компаний священнослужители проводят встречи и напутственные беседы с призывниками, совершают молебны.

На территории Южно-Сахалинской области находятся три исправительно-трудовых учреждения, в двух из них открыты домовые храмы, в одном — часовня. Дважды в месяц заключенных посещают священнослужители.

Подготовлено Управлением делами Московской Патриархии

Сахали́нская о́бласть - субъект Российской Федерации. Область находится в Азиатско-Тихоокеанском регионе, это одна из самых восточных территорий России и единственная область, полностью расположенная на островах (остров Сахалин и Курильские острова). Входит в состав Дальневосточного федерального округа. Административный центр - г. Южно-Сахалинск .

Православие в Сахалинской области

Православие стало распространяться среди айнов в пределах современной Сахалинской епархии в первой половине XVIII века из Камчатки. Попечение об этом крае осуществлялось Иркутской, а с 1840 года - Камчатской епархией. При разделении этой территории между Россией и Японией, ставшие японскими Курилы вошли в ведение Русской духовной миссии в Японии. Остров Сахалин в 1899 году был переподчинен Владивостокской епархии. После сдачи южной части Сахалина Японии по итогам Русско-Японской войны эта земля также перешла к Японской миссии.

После водворения безбожного строя на Севере Сахалина в 1925 году здесь пошла повсеместная в СССР борьба властей с Церковью. Последним действовавшим храмом здесь оставался Александровск-Сахалинский, изъятый у верующих в 1930 году. На Курилах, под японской властью, Шикотанский православный молитвенный дом продолжал действовать до присоединения к СССР в 1945 году. Возрождение церковной жизни в пределах Сахалинской области началось в составе Хабаровской епархии, первым новооткрытым приходом стал Южно-Сахалинский во имя Ксении Петербургской в 1989 году. С 1991 года Сахалинская область относилась к Магаданской епархии.

Самостоятельная Южно-Сахалинская епархия была учреждена постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви 23 февраля 1993 года будучи выделена из Магаданской в пределах Сахалинской области.

Населённые пункты

Святыни Сахалинской области

  • Чудотворный список Казанской иконы Божией Матери - благословение, переданное патриархом Алексием II в 1995 году, когда произошло землетрясение в Нефтегорске.
  • Частицы святых мощей святого апостола Андрея Первозванного, святителя Николая Чудотворца, святого великомученика Пантелеимона, святого благоверного князя Александра Невского, священномученика Филиппа, митрополита Московского, преподобного Саввы Сторожевского, святой мученицы Анастасии Узоразрешительницы. Специально для мощей был изготовлен киот, в котором они хранятся и ныне.
  • Ковчег с частицами мощей святителя Николая Японского, переданного в дар от Японской Православной Церкви. Хранится в алтаре собора.
  • Икона с мощами святителя Иннокентия Московского
  • Икона с частицей гроба святой блаженной Матроны Московской
  • икона Св. старцев Оптинских с частицами их мощей, доставленая из Свято-Введенской Оптиной пустыни; Память 24 (11с.с.) Октября
  • икона с частицей его облачения. Иконописная мастерская ТСЛ; Память 02 января (20декабря с.с.); и 14 июня (01 июня с.с.)
  • икона Св.Преп.сестер Дивеевских Александры, Марфы, Елены с частицами их мощей; Память в день празднования Дивеевских святых 27 июня (14 июня с.с.)
  • икона Пресвятой Богородицы «Казанская», предположительно XVII-XVIII веков
  • икона Пресвятой Богородицы «Казанская» с Афона, работы иконописной мастерской Свято-Пантелеимонова русского монастыря на Афоне, с клеймами, работы белорусских иконописцев в киоте из дуба, вырезанного белорусскими мастерами, переданная в дар по благословению Митрополита Минского и Слуцкого Филарета Патриаршего Экзарха всея Беларуси; Память 21 июля (08 июля с.с.) и 04 ноября (22 октября с.с.)
  • икона Пресвятой Богородицы «Киккская» в серебряном с позолотой окладе, доставленная с о. Кипр; В России известна как «Милостивая», память 25 ноября (12 ноября с.с.)
  • Богослужебное напрестольное Евангелие с серебряным окладом. Дар Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в память о посещении обители в 2010 году
  • икона св. праведного Федора Санаксарского с частичкой мощей святого. Благословение Архиепископа Южно-Сахалинского и Курильского Тихона

Монастыри Сахалинской области

Корсаковский Покровский монастырь

Стоит обитель на южной стороне крутого склона, откуда открывается вид на море.

В 1947 году началось строительство на этом месте матросского клуба.

Настоятель городской православной общины в честь Покрова Пресвятой Богородицы был назначен уже в 1992 году. В 1995 году в ходе оргштатных мероприятий «Военный городок – 13» по просьбе Русской Православной Церкви был передан в её ведение с комплексом зданий, износ которых тогда составлял 75%. С этого времени жизнь православной общины продолжилась на месте бывшего базового матросского клуба.

1 апреля 1999 года решением патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви, согласно рапорту епископа Южно-Сахалинского Ионафана, было преподано благословение на преобразование Покровского прихода в мужской монастырь. Несмотря на неустроенный быт и отсутствие коммуникаций, поскольку часть зданий представляет из себя руины, насельники монастыря, немногочисленные паломники и прихожане монастырского храма понемногу обустраевают обитель. На территории монастыря работает детская воскресная школа, библиотека, проводятся различные мероприятия для корсаковского детского реабилитационного центра.

Адрес: 694020, Сахалинская обл., г. Корсаков, ул. Окружная, 138

Храмы Сахалинской области

Воскресенский Кафедральный Собор (Южно-Сахалинск)

Воскресенский собор

Место под строительство храма в честь Воскресения Христова освятил митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев), посетивший Южно-Сахалинск в августе 1990 года.

Из-за нехватки финансовых средств, к строительству приступили только в 1992 году. 23 февраля 1993 года была создана Южно-Сахалинская и Курильская епархия. Строящийся храм становится главным в епархии.

Освящение построенного собора состоялось 7 января 1995 года в праздник Рождества Христова. Собор располагался на пересечении улицы Комсомольской и Коммунистического проспекта.

Адрес: б-р Святителя Иннокентия, 3к1, Южно-Сахалинск, Сахалинская обл., 693010

Храм святителя Иннокентия Московского (Южно-Сахалинск)

Храм свт. Иннокентия Московского в Южно-Сахалинске

До 1993 года это был обычный жилой дом. После образования Южно‐Сахалинской и Курильской епархии, в 1993 году, администрация Южно‐Сахалинска передала здание Русской Православной Церкви, после чего здесь был сделан капитальный ремонт. Сначала в помещении размещалось епархиальное Управление. В 1994 году Управление переехало в другое здание, а на улице Пограничной образовался самостоятельный приход.

За годы храм стал духовным и культурным центром для жителей города. Несколько лет назад в приходе святителя Иннокентия была образована городская воскресная школа, многие годы проводится лекторий для всех желающих. Многие тысячи горожан и гостей областной столицы, в основном проживающих в районах Сахалинской области, принимали в храме святое крещение.

Адрес: 693000, г. Южно‐Сахалинск, ул. Пограничная 38.

Телефон: тел. 8 (4242) 43–61–28

Храм святителя Николая Чудотворца (Южно-Сахалинск)

Первые шаги по строительству храма были предприняты в 1996 г. Мэрия города Южно‐Сахалинска предоставила Южно‐Сахалинской и Курильской епархии участок земли для проектирования храмового комплекса. Построенный храм планировалось назвать в честь Рождества Христова. На месте строительства храма был установлен и освящен крест. Однако приступить к строительству не удавалось еще несколько лет.

Храм свт. Николая Чудотворца в Южно-Сахалинске

Первый этап подготовительных работ начался осенью 2003 г. Были проведены работы нулевого цикла: планировка грунта, выборка котлована и отливка фундамента. Одновременно велись работы по доработке и согласованию проекта храма.

К осени 2004 г. было определено строить на этом месте деревянный храм в честь святителя Николая архиепископа Мир Ликийских Чудотворца. 19 декабря в день памяти святителя Николая был отслужен молебен, а затем состоялось освящение строительства. Этот день можно считать рождением нового прихода.

Работа по возведению храма продвигалась быстро. Храм собирали из деревянного бруса, при строительстве храма применен оригинальный способ крепления бруса с помощью березовых шконтов (клиньев), которые заменили металлические гвозди.

Первого апреля 2005 г., в недостроенном храме была отслужена первая Божественная литургия.

Во второй половине апреля основная часть работ была завершена и в храм был направлен священник.

Адрес: 693000 г. Южно‐Сахалинск, пр. Мира, 379 «а».

Телефон: 8 (4242)75–32–28

Протоиерей Виктор Горбач

Южно-Сахалинская и Курильская епархия была образована определением Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и решением Священного Синода 23 февраля 1993 года. За это время управляющими епархией были епископ Аркадий Афонин, епископ Ионафан Цветков, архиепископ Хабаровский и Приамурский Марк, а с 2001 года Южно-Сахалинской и Курильскойепархией управляет епископ Даниил

Сахалинская область в советское время была известна не только как единственная в стране область на островах, но как атеистическая зона, где еще в тридцатые годы двадцатого столетия закрыли все храмы, а в пятидесятые здесь не было уже ни одной зарегистрированной религиозной общины.

Началом возрождения православия на Сахалине стало открытие в 1989 году в областном центре первого православного прихода в память святой блаженной Ксении Петербургской. В небольшое приспособленное помещение на окраине города потянулись тысячи сахалинцев с различных районов области. В 1991 году открылисьприходы в г.г. Холмск, Корсаков,Оха. Они входили в состав Дальневосточной епархии.

После образования в 1993 году самостоятельной епархии церковно-приходская жизнь стала качественно иной, началось духовное возрастание , приоритетным направлением деятельности стало открытие новых приходов и строительство храмов. Возведение же кафедрального собора - главного храма области, в котором бы проводились архиерейские богослужения, стало насущной необходимостью.

В 1995 году в Южно-Сахалинске был открыт кафедральный собор Воскресения Христова. Большую помощь в возведении храма оказали администрация области и мэр города, впоследствии губернатор И.П. Фархутдинов. Средства на строительство храма были собраны за счет пожертвований граждан.

В день Рождества Христова 7 января 1995 года в новом храме прошло первое богослужение. Но работы еще продолжались - внутреннее убранство, наружные отделочные и кровельные работы, благоустройство территории вокруг собора. В 1996 году «Газпром» привез и установил вокруг храма красивую металлическую ограду. В этом же году закончилось устройство и украшение алтаря и ризницы.

В первоначальном варианте собор существовал до конца 2002 года. Он становился все более тесным для увеличивающегося числа прихожан, и было принято решение о реконструкции. В 2001 году Епархию возглавил Преосвященнейший епископ Даниил (Доровских). По его благословению и начались строительные работы. 11 сентября 2002 года состоялась закладка камня на начало строительства колокольни собора. Чин освящения совершил владыка Даниил, а на закладке присутствовали губернатор, председатель областной Думы Владимир Ефремов и мэр областного центра Федор Сидоренко. Строительные работы вела Балтийская строительная компания.

Обновленный собор приобрел совершенно иной вид - появились просторные хоры для архиерейских певчих, почти в два раза увеличились, площадь трапезной части храма, притвор, появилась увенчанная золотым куполом колокольня.

Середина 90-х годов ознаменовалась для Сахалинской области возведением храмов в Александровске, Невельске и Южно-Курильске. Корсаковский приход был преобразован в первый на острове мужской монастырь в честь Покрова Божией Матери. В последние годы были построены 3 храма на Курилах. В настоящее время в области действует 43 православных приходов.

Православная миссия начинается с образованного духовенства. В 2001 году из 39 священнослужителей Южно-Сахалинской и Курильской епархии лишь 4 имели семинарское образование. К сожалению, удаленность от Москвы и финансовые трудности не позволяли духовенству получать духовное образование на заочном секторе обучения, а выпускники семинарий практически не приезжали служить на Сахалин.

В 2002 году в Епархии были организованы епархиальные курсы по подготовке псаломщиков, руководителей церковных хоров и преподавателей воскресных школ. Работа курсов проходила по следующим предметам Катехизис, Литургика, Церковный Устав, Священное Писание Ветхого и Нового Завета, Священная Библейская история, Общецерковная история, Сектоведение, Теория музыки, Церковное пение, Церковно-славянский язык по программам разработанным епархией и утвержденным правящим епископом.

Следующим этапом развития религиозного образования стало открытие в 2004 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Центра Дистанционного обучения Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. Университет имеет государственную аккредитацию по трем образовательным направлениям - Теологии, Религиоведению и Педагогике, а также по 4 специальностям - Истории, Филологии, Искусствоведению и Религиоведению.

Для нас является очень важным, что впервые за последние 80 лет духовная школа Русской Православной Церкви может выдавать государственные дипломы своим выпускникам, что открывает широкие возможности для работы, православных специалистов в государственных учреждениях.

В настоящее время в Центре обучаются 52 человека (это второкурсники и те кто поступил в прошлом году). В этом году заявления в Университет подали еще 16 абитуриентов При центре организованы подготовительные одногодичные курсы для желающих поступить в Университет и мы, таким образом решаем проблему духовного образования в Епархии.

Понятно, что кроме получения знаний процесс религиозного образования имеет также нравственное и миссионерское значение.Студенты привлекаются к миссионерским и образовательным программам Епархии, участвуют в работе воскресных школ действующих при приходах и воинских частях, принимают участие в различных церковных мероприятиях.

Прошедшим летом наши студенты совместно с группой Миссионерского факультета ПСТГУ совершили поездку по центральным районам Сахалинской области организованную Фондом Андрея Первозванного.За шесть дней пребывания миссионеры посетили школы, лицеи, колледжи, где рассказывали о православии, о жизни воцерковленных людей, пели церковные песнопения и просто хорошие популярные песни, показывали фильмы, беседовали с молодежью, раздавали иконы. Многие дети проявили большой интерес к этим беседам, обменивались телефонами и адресами со студентами Университета.

В Южно-Сахалинской и Курильской епархии проводится большая работа по привлечению молодежи к православию. Три года при миссионерском отделе епархии действует Сахалинская региональная общественная организация «Братство Александра Невского» Еженедельно для членов организации проводятся собрания, на которых обсуждаются текущие вопросы деятельности организации, заслушиваются отчеты о проделанной работе иопределяются планы на будущее.

Проходят регулярные занятия по Закону Божию, истории Сахалинского края, истории Россиииее вооруженных сил, военно-прикладным видам спорта.

Совместно с Фондом Андрея Первозванного (г. Москва) 3 сентября 2005 года «Братством Александра Невского» был организован концертукраинской группы «Братья Карамазовы» в рамках празднования 60-летия окончания Второй Мировой войны.

Зимой 2005 года после нескольких буранов и бездеятельности коммунальных служб города в связи с обращением ветеранов ВОВучастники «Братства Александра Невского» взяли шефство над Православным крестом, установленным на площади Славы областного центра. На площадь было направлено 15 человек, которые менее чем за два часа очистили Крест и подходы к нему от снега. Данное мероприятие освещалось средствами массовой информации.

5 апреля 2006 года на центральной площади областного центра Братство Александра Невского совместно с Сахалинским отделением движения «Наша Страна» провело, мероприятие посвященное 764 годовщине победы русского войска под командованием Александра Невского на Чудском озере, вошедшей в историю как Ледовое побоище. Целью мероприятия стало желание организаторов - напомнить подрастающему поколению о важности этих исторических событий для государства, а также пробудить в ребятах интерес к изучению истории Отечества. Представитель епархии рассказал об историческом значении достигнутой русским князем победы. После чего, представители «Братства Александра Невского» продемонстрировали приемы рукопашного боя. В мероприятии приняло участие несколько сотен человек.

В этом году Братством Александра Невского в Доме Офицеров были организованы встречи общественности города с православным историком, искусствоведом, членом Союза писателей России, Владимиром Леонидовичем Махначем иизвестным православным публицистом пресс-секретарем Союза православных граждан, заведующим отделом Украины и Крыма Института стран СНГ Кириллом Александровичем Фроловым

Накануне дня Победы на центральной площадиобластного центра участники «Братства Александра Невского» распространяли Георгиевские ленточки, предлагая всем желающим принять участие во всероссийской акции «Я помню, Я горжусь». Организаторами акции являются Российское агентство международной информации«РИА Новости» и Региональная общественная организация социальной поддержки молодежи «Студенческая община». За несколько часов, молодые люди распространили около тысячи «Георгиевских ленточек» В день праздника 9 мая, сотни сахалинцев пришли к площади Славы, прикрепив «Георгиевскуюленточку» как символ памяти о Великой Победе.

Важным этапом работы Братства стало подписание 3 августа 2005 года соглашения о сотрудничествес кадетской общеобразовательной школой г. Южно-Сахалинска. В рамках данного соглашения представители организации проводят регулярные занятия по рукопашному бою и истории Православия в течении учебного года организовано три возрастных секции. Общее количество участников 80 человек.

27 мая на базе кадетской общеобразовательной школы Братство Александра Невского провело турнир по рукопашному бою среди учащихся школы.

С 13 по 19 июля в пос. Дуэ Александровск-Сахалинского района был организован Православный лагерь участники которого, студенты ПСТГУ, ученики Кадетской школы и участники Братства Александра Невского привели в порядок памятный Крест, установленный в честь высадки на сахалинский берег святителя Иннокентия. . Во время морского путешествия из Находки на Аляску корабль«Гайдамак», на котором находился владыка Иннокентий, встал для заправки углем у поселка Дуэ. Начался сильный шторм, команда и даже капитан уже готовились к гибели. И только святитель был спокоен - без всякого страха он горячо молился в своей каюте о прекращении шторма. Видя его упование на Бога, команда перестала паниковать. Знаменитый капитан «Гайдамака», именно он в ранге специального правительственного комиссара, в 1867 году подписал в Новоархангельске протокол о передаче Америке владений Российско-Американской компании на Аляске и Алеутских островах, Алексей Алексеевич Пещуров приказал поднять паруса, корабль выбросило на мель, и вся команда смогла перебраться на берег. Несколько недель Святитель пробыл на Сахалине, а потом продолжил путешествие на другом корабле.

В 1997 году Русская Православная Церковь широко отмечала 200-летие со дня рождения Святителя Иннокентия. В честь этой даты епископ Ионафан, бывший тогда управляющим Южно-Сахалинской и Курильской епархией, и священнослужители Александровск-Сахалинского и Тымовского районов установили Памятный Крест.

Кроме того, организация регулярно оказывает помощь в проведении массовых мероприятий Южно-Сахалинской и Курильской епархии Русской Православной Церкви. Члены Братства принимали участие в Крестных ходах: посвященного принесению мощей Георгия Победоносца в Сахалинскую область 31 июля 2005 года, и состоявшегося 4 сентября Крестного хода с установкой на площади Славы Поклонного Креста в память воинов освобождавших Сахалин и Курилы

Во многих приходах области открыты лектории для всех желающий, что также помогает молодым людям узнать о православной вере.

В соответствии с соглашением между Южно-Сахалинской и Курильской епархией и Сахалинским Государственным Университетом продолжает свою деятельность Координационный Центр при Сахалинском Государственном Университете. Вся деятельность «Центра» - цели, задачи, планы, программы и отчеты согласовываются и утверждаются на «Епархиальном совете»и на «Совете по внеучебной работе» СахГу,

Весь комплекс просветительских мероприятий, осуществляемых «Центром», основан на пропаганде нравственных идеалов православной культуры, и в этой связи наиболее значимой в социальном плане на сегодняшний день является работа по укреплению института семьи, возрождению и сохранению духовно-нравственных традиций семейного воспитания.

По благословению епископа Южно-Сахалинского и Курильского Даниила, при поддержке ректора университета Мисикова Б.Р.и участии профессорско-преподавательского состава и студентов Сахалинского государственного университета, Координационным Центром совместно с Отделом религиозного образования и церковной катехизации Сахалинской епархии были организованы вечерние курсы «Православной культуры» с отделениями церковной педагогики, христианской культуры и церковно-славянского языка.

Программа курсов составлена в соответствии с образовательными программами РПЦ, рекомендованными для знакомства с православной культурой, согласована на Совете по внеучебной работе СахГу и принята Координационным Советом.

Курсы рассчитаны на два учебных года. Обучение проводится в форме аудиторных занятий - в виде лекций и семинаров; практической работы в реабилитационных центрах; самостоятельной работы с литературой и видеоматериалами на базе библиотеки «Духовного и душеполезного чтения»; а также выполнения письменных домашних заданий.

Другим направлением миссионерской деятельности у нас в области является проведение различных массовых мероприятий.

В январе у нас проходят уже ставшие традиционными Рождественские концерты. Данные мероприятия проводятся при активной поддержке Управления культуры Сахалинской области, и в них принимаютучастие творческие коллективы областного центра, а также хор Воскресенского собора.

Ежегодно мыпроводим празднование дня жен-мироносиц. Как известно, официально признанным женским днем в России является восьмое марта, но этот праздник по своим корням чужд христианскому мировоззрению и православной традиции. В Неделю Жен-мироносиц у нас также проходит праздничный концерт. Своей задачей мы считаем объяснить сахалинцам, в чем заключается разница между восьмым марта и православным женским праздником, разрушить тот стереотип «международного женского дня», который сложился за семь минувших десятилетий. В этом году концерт проходилв просторном зале на 900 мест, а каждая женщинана входе в подарок получала цветы и книгу. Кроме собственно концерта на вечере прозвучала проповедь. Такое совмещение православной проповеди и концерта очень действенно влияет на еще не воцерковленных людей.

Хорошей традицией стало проведение научно-практических конференций. В феврале 2004 года в Сахалинском государственном университете г. Южно-Сахалинска при участии администрации Сахалинской области и управления Министерства юстиции по Сахалинской области состоялась научно-практическая конференция «Вопросы духовной безопасности Сахалинской области», организованная Южно-Сахалинской и Курильской епархией Русской Православной Церкви по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия при помощи и участии Миссионерского отдела Московского Патриархата Русской Православной Церкви.

Участники научно-практической конференции обратились ко всем патриотическим слоям населения с резолюцией, в которой была выражена серьезная озабоченность практически неконтролируемым распространением на территории Сахалинской области религиозных культов, враждебным патриотизму, созидательным этнокультурным и духовно-нравственным традициям.

23 апреля 2004 года Администрация Сахалинской области, Южно-Сахалинская и Курильская Епархия, Сахалинский Государственный Университет провели региональную научно-практическую конференцию «Роль православия в духовном возрождении населения Дальневосточного региона».

В работе конференции приняли ответственные работники администрации Сахалинской области, представители Южно-Сахалинской и Курильской, Камчатской, Владивостокской, Хабаровской епархий, научной общественности Сахалинской области и Дальнего Востока, общественных объединений Сахалинской области.

Заслушав и обсудив представленные доклады, участники конференции отметили: Православию принадлежит особая роль в истории и духовном развитии российского общества. Оно и сегодня продолжает выполнять свою особую миссию в становлении и развитии духовности и культуры в нашем обществе.

2 сентября 2005 г. в городе Южно-Сахалинске прошла научно-практическая конференция «Православие в прошлом и будущем России». Соучредителями Конференции явились Южно-Сахалинская и Курильская епархия, Администрация Сахалинской области, Сахалинский государственный университет, Фонд Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного и Центр Национальной Славы России, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет.

Целями конференции являлись привлечение внимания педагогической и научной общественности, интеллигенции, руководства края к богатому духовно-нравственному и педагогическому наследию России, укрепить взаимопонимание и сотрудничество между епархией и государственной системой в сфере образования, культуры, духовного просвещения, здравоохранения, милосердия, благотворительности и других областях, объединить их усилия в деле духовного возрождения Дальневосточного края, нравственного воспитания подрастающего поколения, восстановления и укрепления института семьи, как нравственной основы общества. Укрепление самосознания населения региона в роли истинного носителя традиционной для России православной культуры и представителя своего Отечества на его восточных рубежах.

В Конференции приняли участие епископ Южно-Сахалинский и Курильский Даниил, духовенство Южно-Сахалинской епархии, руководитель аппарата администрации Сахалинской области А.Г. Романов, Председатель Сахалинской Областной Думы В.И. Ефремов, Ректор Сахалинского государственного университета Мисиков Б.Р., руководители и члены отделов религиозного образования и миссионерского отдела Южно-Сахалинской и Курильской епархии, руководители и представители комитетов и управлений по образованию, культуре, социальной защите, здравоохранению, УВД при областной администрации, УФСНК по Сахалинской области, Преосвященный Александр епископ Дмитровский, викарий Московской епархии, Председатель Комитета ГД РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций Попов С.А., Президент Фонда Святого Всехвального Андрея Первозванного и Центра Национальной Славы России Мельник А. В., профессорско-преподавательский состав Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Сахалинского государственного университета, преподаватели и студенты сахалинских ВУЗов, учителя средних школ, приходских школ, воспитатели детских садов, профессор Московской духовной академии и семинарии диакон Андрей Кураев, профессор ПСТГУ А.Б.Ефимов, протоиерей Александр Салтыков, начальник отдела Московского института региональных и социально-экономических исследований, д.э.н. Аладьин В.В., и другие известные ученые, деятели науки и культуры, подвижники христианского воспитания, патриоты своего Отечества. Всего в Конференции приняло участие около 260 человек, было заслушано около 20 докладов и сообщений.

В выступлениях участников Конференции подчеркивалась исключительная роль православной культуры во всех формах её проявления (религиозной, идеологической, научной, художественной, бытовой) на духовно-нравственное становление человека. Что давало и дает русскому человеку (по сравнению с западным, культурным человеком) возможность иного, более полного и объемного восприятия мира и своего места в нем.
Православно-христианские принципы любви, гармонии и красоты в устроении мира, человека и общества обладают неоценимыми образовательными и воспитательными возможностями. Именно на их основе возможно преодоление современного кризиса культуры, науки, образования, кризиса внутреннего мира человека.

В этой связи участники Конференции отмечали, что традиции православной культуры и педагогики в различных аспектах: культурно-историческом (на основе примеров отечественной истории и культуры); нравственно-этическом (в контексте нравственного православно-христианского учения о человеке, цели его жизни и смысле отношений с другими людьми, Богом, миром); этнокультурном (на основе национальных православных традиций русского народа) являются основой духовно-нравственного воспитания детей и молодежи России.

Участники Конференции были единодушны в том, что подлинное величие России в мире, её признанный всеми вклад в мировую науку, культуру стали возможны только на основе традиционной духовной культуры, идеологии, элементы которых применялись и в советский период. Утрата былого величия России на рубеже XX и XXI веков - не что иное, как следствие отказа от русского традиционного мировосприятия, Православной веры, традиционных ценностей и идеалов Российского государства. Для духовного возрождения России необходимо возвращение поколению XXI века идеалов православной веры, свободы, семьи, Родины, которые в бесплодном сомнении и заблуждении пытается отвергнуть современный мир, прикрываясь секулярно-гуманистическими ценностями и идеалами.
Преемственность, взаимосвязь и координация педагогической деятельности разных социальных институтов может послужить основой для создания на региональном уровне системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. В этом отношении важным моментом должно стать формирование нормативно-правовой и организационной основы взаимодействия государственной исполнительной власти с епархиальным управлением, как структурой РПЦ в регионе.

Деятельность епархии тесно соприкасается с окормлением людей, которые нуждаются во всестороннем внимании и заботе со стороны социальных служб, благотворительных организаций и Церкви. В сфере постоянного внимания священников обездоленные, престарелые и инвалиды, детские дома и социально-реабилитационные центры.

В одном из корпусов областной больницы был оборудован домовый храм, освященный в честь Великомученика и целителя Пантелеимона. К данному храму прикреплен постоянный священник, который окормляет находящихся на излечении и сотрудников больницы.

Кроме того, регулярно организуются встречи управляющего епархией и епархиального духовенства с медиками не только в г. Южно- Сахалинск е, но и в район ах области, в частности в Центральной Районной Больнице г. Корсакова и г. Томари оборудованы молитвенные комнаты.

Традиционными стали рождественские п одаркидля детского дома в п. Красногорск, а также организованные участниками Воскресных школ концерты для воспитанниковдетских садов и Центра реабилитации для детей-инвалидов г. Южно-Сахалинска.

Созданный Епархиальный отдел по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами проводит большую работу с личным составом воинских частей и подразделений, расположенных на территории Сахалинской области.

Важным шагом в деле христианского благовестия стал новый совместный проект Издательского Совета Русской Православной Церкви и Южно-Сахалинской и Курильской епархии.

Совместными усилиями организован выпуск одного из лучших печатных изданий Русской Православной Церкви газеты «Церковный вестник» на сахалинской земле.

Не секрет, что географическая удаленность и финансовые проблемы серьезно осложняют для многих жителей Сахалинской области возможность участвовать в церковной жизни Православной России. Нам трудно совершать паломничества в те обители, которые прославлены именами великих подвижников, Средства массовой информации уделяют слишком мало внимания духовным вопросам нашей жизни.

Появление на Сахалине авторитетного церковного издания поможет объективно и непредвзято сформировать мнение о традициях и современной жизни нашей Церкви, получать достоверную информацию по самым животрепещущим вопросам, волнующим и Церковь, и наше общество.


- Владыка, уже около 5 лет Вы возглавляете самую восточную епархию Русской Православной Церкви. Помните ли Вы, с какими опасениями и надеждами прибыли на место своего служения? Насколько они оправдались?

Человек, разумеется, никогда не отправляется в новое место, не узнав всех обстоятельств, которые могут ему там встретиться. Последним местом моего послушания была Троице-Сергиева Лавра, благочинным которой я являлся. В Московской Духовной семинарии учились ребята со всех концов страны, в том числе и сахалинцы. Узнав о моем назначении, они пришли ко мне и рассказали о ситуации на острове.

Больше всего, конечно, их беспокоило, и это волнение мне передалось, что на Сахалин идет массированный натиск сект. На территории области действует 70 конфессий, а общее количество религиозных организаций - 135. Первое место среди них, по численности прихожан, занимает Русская Православная Церковь, далее следуют секты протестантского толка, в том числе корейского происхождения. Этим сектам существенно помогают их головные офисы, расположенные в сопредельных государствах, а за офисами, зачастую, стоят государственные организации, как, например, за корейской "Церковью открытого евангелия".

Россия в глазах многих наших соседей остается лакомым пирогом, а, как известно, мышки, нацелясь на пирог, начинают его обгладывать с краев. Положение усугубляется тем, что большая часть сахалинцев принадлежит к Православию скорее только по факту своего рождения. Приведу аналогию - дереву для нормального развития нужна хорошая корневая система. Так вот, у Православной Церкви на Сахалине корневая система в этом смысле почти отсутствует. И до революции положение было непростым - на весь остров насчитывалось десять приходов, они были в большинстве своем номинальными. В XX столетии все было уничтожено. Одичание сердец человеческих, их оторванность от отеческой веры была очень заметной. Ситуация, слава Богу, меняется, меняется настроение людей. Некоторые, покинувшие остров в первое перестроечное десятилетие, возвращаются.

- Что сегодня представляет собой Сахалинская епархия?

- Милостью Божией епархия развивается. За четыре с половиной года моего служения у нас прибавился 21 священник. Это, по нашим дальневосточным меркам, очень много. Всего в епархии 42 прихода и 50 клириков. Количество приходов ни о чем не говорит, если не сопоставлять его с численностью населения, а в Сахалинской области всего 500 с небольшим тысяч жителей.

Открылся первый на Сахалине мужской монастырь в городе Корсакове. Там пока всего несколько человек братии. Нужно помнить, что монашество - это лакмусовая бумажка мира. Если люди оставляют мир и идут в монастырь, значит, стремление к жертвенному служению Богу еще присутствует в их сердцах и умах.

Здания монастыря, к сожалению, в ужасном состоянии. Когда его передали на баланс епархии 10 лет назад, то официально было записано, что у строений износ составляет 75%. Климат на Сахалине - особый, и строительные материалы имеют меньший срок службы, чем на материке. Нам постоянно приходиться буквально латать дыры, и братии жить в таких условиях очень сложно: даже элементарные бытовые условия, зачастую, отсутствуют. Но, мы должны молиться и трудиться по мере сил. Здание все-таки не первично, самое главное - это подлинно монашеский духовный настрой. Слава Богу, братии прибавляется. Один священник из Омска, побывав у нас на богослужении в соборе, и увидев столько братии, был по-хорошему удивлен. А ведь он сравнивал со своей Омской епархией - одной из самых старых в Сибири и более густонаселенной.

Нашей епархии в этом году исполняется всего 13 лет. Рассказывая о ней, я всегда провожу аналогию с подрастающим человеком. От 13-летнего человека можно ли ожидать больших свершений? Конечно, нет, ведь это еще далеко не возраст зрелости.

- Вы упомянули о значительном количестве сект, действующих на Сахалине. А есть ли какие-то методы противодействия их пропаганде?

- Самый главный метод дан в Евангелии словами Спасителя: "Тако да просветиться свет ваш пред человеки, чтобы они, видя ваши добрые дела, прославили Отца вашего на небесех" (Мф 5:16). Мы должны нести людям этот свет и эту подлинно христианскую любовь. Словесные аргументы не всегда убедительны. Для людей, несведущих глубины богословских вопросов, важно видеть красоту православного богослужения, пения, иконы и убранства храма, его особую атмосферу - то, чего нет у сектантов. К сожалению, у нас ни один храм пока не расписан.

-А есть на Сахалине свои иконописцы? Как вообще обстоит дело с образованием будущих церковнослужителей?

Две девушки из нашей епархии учатся в иконописной школе Московской Духовной семинарии. У нас действуют годичные духовные курсы, которые готовят кадры чтецов, регентов церковных хоров и преподавателей воскресных школ, открыт духовно-просветительский лекторий для всех желающих. При Миссионерском отделе епархии организовано братство во имя св. блгв. князя Александра Невского, при котором создан клуб спортивной подготовки молодежи. Ребята занимаются русскими единоборствами, а после этих занятий с ними проводятся беседы на духовные темы, об истории и значении Православия в жизни нашего Отечества.

Год назад в Южно-Сахалинске начал работу филиал Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Университет для нас особенно важен и привлекателен тем, что в нем могут учиться и получать богословское образование женщины. Для нас это - большое подспорье. На Сахалине уровень богословских знаний священнослужителей и мирян примерно одинаков, ведь клирики епархии - это в большинстве своем вчерашние военнослужащие, моряки, т.е. люди, имеющие только светское образование. С открытием филиала ПСТГУ мы видим, как жажда духовных знаний наших батюшек находит свое удовлетворение. Некоторые из них учились на заочном секторе в МДАиС, но это было очень сложно.

Между Москвой и Сахалином разница во времени 7 часов. Медики считают, что при перемещении человека из одного часового пояса в другой, количество дней адаптации должно соответствовать разнице часов, а сахалинцы совершали многочасовые перелеты для того, чтобы участвовать в экзаменационной сессии, которая длиться три-пять дней. У некоторых из них прямо на экзаменах шла носом кровь. Да и соображает человек в таких экстремальных для него условиях хуже.

Преподавателям ПСТГУ, которые приезжают к нам читать лекции и проводить экзамены, приходиться переживать точно такое же состояние. Я считаю, с их стороны это - подвиг, а для нашего острова - большое благо. Очень важно, что сахалинцы видят нормальных, умных, образованных христиан, не только облеченных саном.

Когда я посещал Сахалинский госуниверситет, студенты задали мне вопрос: "А что, Православие - это архаичная религия?" Я удивился, а студенты уточнили, что когда к ним приезжают с лекциями граждански состоявшиеся люди, то это, как правило, атеисты или те, кто принадлежит к протестантским деноминациям. Складывается неверное впечатление, что в Православной Церкви достойные уважения люди только священнослужители, а миряне какие-то необразованные неудачники. Эти ошибочные представления способно существенно изменить пребывание на Сахалине профессоров ПСТГУ. К нам приезжал известный историк В.Л. Махнач, выступал с лекциями перед общественностью известный миссионер диакон Андрей Кураев.

Конечно, встречами только с учеными дело не ограничивается. В 2005 году при поддержке Фонда святого апостола Андрея Первозванного мы провели большую акцию, посвященную 60-летию Победы. В составе делегации из Москвы приехали депутаты Госдумы, отечественные и иностранные журналисты. Для многих сахалинцев такое внимание высоких чиновников и современных образованных людей к церковным мероприятиям было неожиданностью.

В рамках акции на острове Итуруп состоялось открытие памятника апостолу Андрею Первозванному, а перед этим в Южно-Сахалинске прошла конференция, посвященная 60-летию окончания Второй Мировой войны. В ее организации и проведении помимо Фонда участвовала областная администрация, Сахалинский Государственный университет.

- Самый удаленный от материковой России уголок Сахалинской епархии это Курильские острова?

Самый удаленный, не только от материка, но и от епархиального центра, это остров Парамушир, являющийся частью Курильского архипелага. На этом острове в прошлом году был построен храм в честь святителя Иннокентия Московского. Проблема в том, что с этим островом нет прямого морского и воздушного сообщения. Сахалинский священник, чтобы попасть на этот остров должен долететь до Владивостока, из Владивостока до Камчатки, а с Камчатки раз в неделю до Парамушира и обратно летает вертолет, если погода позволяет. В противном случае человек сидит и ждет погоды либо на Камчатке, чтобы улететь на остров, либо на острове, чтобы вернуться.

Я сам три раза делал попытки посетить этот приход, и три раза из-за нелетной погоды приходилось все отменять. Пока приходиться довольствоваться рассказами: раз в год в Южно-Сахалинск приезжает мэр Парамушира с докладом к губернатору, он бывает и у меня.

На этом острове живет две тысячи человек, и у них большая нужда в священнике. Предыдущий - москвич, прослужив некоторое время, не выдержав сложного климата, заболел и умер. На Сахалине недаром год идет за два, это не пустые слова. Не случайно среди наших священников из центральных епархий желающих ехать служить на Сахалин очень немного.

На главном острове Курильской гряды - Итурупе тоже построен деревянный храм во имя великомученика Георгия Победоносца и часовня в поселке Горячие Ключи - месте дислокации воинского гарнизона.

- Сахалинцы ощущают себя частью России?

- Не могу сказать за всех, только за свою паству. К сожалению, ощущают себя частью народа великой страны далеко не все. Людям живется очень трудно. Все продукты у нас привозные, самого посредственного качества. Один батюшка купил своим детям, а у него их трое, яблочки из Китая, хотел порадовать ребятишек витаминами. Дети, попробовав эти яблоки, покрылись сыпью.

Поскольку все товары привозные, то и цены на них очень высокие. До пресловутой потребительской корзины, в которой заложен необходимый прожиточный минимум, у наших пенсионеров не хватает 11%. Получается, они не могут самостоятельно выжить.

Я уже обращался к властям с предложением открыть бесплатные столовые, где люди смогут получить хотя бы полноценные обеды. Особенно больно смотреть на все это, когда видишь, что совсем рядом, на Аляске, правительство США выплачивает жителям массу компенсаций, чтобы они чувствовали себя так же, как их сограждане в других штатах. С другим нашим соседом - Японией - был введен безвизовый обмен, и сахалинских детей целыми классами систематически возят туда посмотреть на страну. Возвращаясь, они уже готовы любой ценой вырваться с нашего острова. Молодежь уезжает. За пятнадцать лет отток населения в Сахалинской области составил 25%.

Самое страшное, что никто не говорит, когда мы будем жить лучше. Если сравнивать первое послевоенное 15-летие, когда Россия была поднята буквально из руин народом, который понес огромные потери, а значительная часть выживших осталась инвалидами и 15 послеперестроечных лет, когда развитая страна превратилась в руины, оптимизма не прибавляется. А ведь, чтобы с воодушевлением смотреть в будущее нужна надежда.

- В нынешнем году будет отмечаться 150-летие со дня рождения А.П. Чехова. В состав юбилейной комиссии по подготовке празднования вошел губернатор Сахалинской области В. Малахов. Будет ли епархия принимать участие в этих торжествах?

- Мы готовим доклад, посвященный жизни и творчеству А.П. Чехова. Только что в областной библиотеке проводилась очередная чеховская конференция, и на ней впервые выступил представитель епархии - студент МДА, недавно приехавший потрудиться на остров. Участники конференции были приятно удивлены уровнем его владения темой и оригинальностью трактовок фактов из жизни Чехова, которые, казалось бы, давно всем хорошо известны.

В ближайшем будущем мы собираемся наладить выпуск первой на Сахалине церковной газеты. Этот проект, уже получивший благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, реализуется при помощи и поддержке Издательского Совета Русской Православной Церкви. Помочь нам взялась редакция "Церковного вестника", макет которого мы взяли за основу. Региональный выпуск "Церковный вестник - Сахалин" будет верстаться у нас, и дополняться церковными новостями нашей епархии.

Проблем с реализацией, думаю, быть не должно. Сахалин - пограничная область, здесь живет много военных, которыми очень востребована православная литература. Вероятно, это хороший ответ на возражения тех, кто считает присутствие священнослужителя в армии излишним...

Безусловно. Раньше инициатива исходила "снизу" от самих солдат. Очень часто сюда попадают нести службу люди верующие, воцерковленные. Им на первых порах очень тяжело втянуться в армейские будни, тем более в таком далеком от дома месте и тяжелом климате. Конечно, новобранцы очень нуждаются в духовной поддержке. Сейчас появление православных священников в частях - обычное явление. К нам уже обращаются сами командиры с просьбой прислать священника. Это очень положительно сказывается на моральной обстановке в части - попыток суицидов стало меньше.

Есть еще один интересный аспект. У нас служат ребята из Дагестана и других традиционно мусульманских регионов России. Характер взаимоотношений Православия и Ислама в этом случае имеет прикладное значение, поэтому наша задача понять, что именно нас объединяет, нащупать точки соприкосновения, и рассказать об этом людям. Например, священник приходит в часть и рассказывает о праотце Аврааме, образ которого присутствует и в Ветхом Завете и в Коране. Это одинаково интересно и православным и мусульманам.

У нас на Сахалине очень почитают Казанский образ Божией Матери. Мы приходим и раздаем иконки солдатам. Примечательно, что мулла, посещающий ту же воинскую часть говорит своим пасомым: "Этот образ вы можете взять. Это - наша икона". И солдаты, даже мусульмане, носят эту Богородичную икону в нагрудном кармане. Думается, это хороший пример. Убежден, главное - найти точки соприкосновения. Если мы будем говорить только о том, что нас разъединяет, то никогда не сможем жить дружно и достойно выполнить свой долг перед Богом и Отечеством.

Беседовала Елена Москвитина

Справка:

Даниил, епископ Южно-Сахалинский и Курильский

В миру - Доровских Александр Григорьевич. Родился 27 декабря 1960 г. в г. Воронеже. В 1978 г. окончил среднюю школу, в 1979-1981 гг. служил в рядах Советской Армии. В 1981-1984 гг. обучался в ОДС. В 1984 г. поступил в МДА.