Основные направления способствующие развитию педагогического мастерства. Пути формирования и реализации педагогического мастерства. Педагогическая техника, ее компоненты

Доклад по теме «Пути формирования педагогического мастерства»

За последние несколько лет система российского образования претерпела кардинальные изменения. В жизнь всего образовательного процесса прочно вошёлФедеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. Он четко определил, каким государство хочет видеть выпускника общеобразовательного учреждения, и какова роль педагога в этом. Стоит отметить, что требования, предъявляемые ФГОС второго поколения к педагогу достаточно высоки. Чтобы соответствовать необходимым качествам, учитель должен постоянно совершенствовать своё педагогическое мастерство.

Актуальность выбранной темы связана с недостаточной информированностью педагогов, особенно молодых специалистов, о способахформирования педагогического мастерства и заключается в необходимости обобщения опыта специалистов.

Важное место, внынешних реалиях образовательного процесса, занимает вопрос формирования педагогического мастерства. Становление учащегося как всесторонне развитой личности -процесс сложный и требующий от учителя не только глубоких знаний, разнообразных способностей, творческого подхода, но и постоянного самосовершенствования.Педагогическое творчество предполагает наличие у педагога наличие определённых качеств -эрудиции, креативности, способности предвидеть и проектировать,характеризующих его как творческую личность. Педагогическое мастерство предполагает формирование и использование педагогом индивидуально-оригинального стиля деятельности, отличающегося целесообразностью.

Основными характеристиками мастерства педагогов принято считать также умение в доступной форме излагать сложные проблемы, своим предметом увлечь каждого, направить активную деятельность учащихся на творческий поиск знаний. В современных реалиях, образовательному учреждению нужны педагоги-мастера, высококвалифицированные учителя и воспитатели.

Известный педагог Антон Семёнович Макаренко утверждал, что педагогическое мастерство не является свойством лишь талантливых людей. Педагог достигает мастерства через несколько лет работы. 1 Ускорить процесс достижения педагогического мастерства возможно лишь при правильном выборе будущего педагога своей профессии, а также при овладении системой необходимых знаний, навыков, умений, формирование профессионально важных качеств, способностей и, самое главное, готовности к педагогической деятельности.Всё это и есть пути формирования педагогического мастерства.Но,для начала, рассмотрим этапы его становления:

I этап - профессиональное просвещение. Начинается в старших классах, когда учащиеся уже всерьёз задумываются о будущей профессии.На этом этапе благодаря информации, получаемой от учителей, родителей, из средств массовой информации, формируется отношение к той или иной специальности, и учащиесяначинают готовиться к поступлению в соответствующие учебные заведения.

II этап– профессиональный отбор. Начинается с обучением в средних и высших учебных заведениях, где студенты овладевают профессионально необходимыми знаниями, умениями, навыками.

III этап - профессиональная адаптация.Связан с педагогической практикой студентов, в ходе которой они проверяют верность теоретических знаний на практике и укрепляют свои умения и навыки. Можно сказать, происходит своеобразная «примерка» выбранной профессии к себе со стороны студентов, в результате которой они делают вывод о правильности или неправильности своего выбора.

IV этап - профессиональный рост. Начинается вместе с самостоятельной деятельностью молодых специалистов. В ходе своей самостоятельной профессиональной работы они применяют полученные ранее знания, навыкии умения, постепенно развивают своё педагогическое мастерство. Этот этап длительный и его успешность зависит от множества факторов. Молодой специалист должен понять, что его профессиональное развитиеистановление, как учителя не заканчивается в стенах педагогического учебного заведения, оно продолжается на протяжении всего периода профессиональной деятельности. Для формирования педагогического мастерства ему будет необходимо овладеть суммой знаний, навыков, умений, развить свои личностные качества.

Таким образом, познакомившись с этапами становления педагогического мастерства, можно отметить, что его формирование начинается уже на 1 стадии, когда молодой человек только определяется с выбором профессии и происходит на протяжении всей педагогической деятельности учителя.

На основании проанализированного опыта выдающегося педагога Макаренко, педагогов Азарова, Хозяинова выделим следующие пути формирования педагогического мастерства:

1. Профессиональное самообразование и самовоспитание. Стоит отметить, что не самообразование, не самовоспитание невозможно, пока сам педагог не увидит пробелы в общепедагогических знаниях, пока не поймёт недостаточность своего педагогического мастерства. Перед тем как приступить к работе над собой, педагог должен проанализировать свою работу за определённый период времени, собрать рекомендации коллег по улучшению своей деятельности. Это, ещё раз, доказывает опыт выдающихся педагогов – Сухомлинского, Макаренко, Амонашвилли, добившихся заметных успехов в профессиональной деятельности путем непрерывной систематической работы над собой, и начинавших работу по самосовершенствованию с углубленного анализа собственной педагогической практики, с установления причин, как успехов, так и неудач. Анализируя результаты и процесс собственной деятельности, преподаватель совершает рефлексию, без которой не сможет приблизиться к педагогическому мастерству. Выявив свои педагогические недочёты и упущения, рекомендуется составить план работы над собой: план-максимум на большой отрезок времени и план-минимум на день, неделю или месяц.

На мой взгляд, в самообразовании и саморазвитии педагогу помогут несколько принципов, которые выделил основоположник научной педагогики в России - Константин Дмитриевич Ушинский: спокойствие, прямота, обдуманность действий, решительность, не говорить о себе без нужды ни одного слова, не проводить время бессознательно, каждый вечер добросовестно давать себе отчет в своих поступках, не хвастаться. 2

2. Повышение квалификации и переподготовка в учреждениях последипломного образования.Повышение квалификации понимается как вид дополнительного профессионального образования, направленного на формирование готовности работника к выполнению более сложных задач. Повышение квалификации одновременно является одной из форм освоения лучшего опыта, направленной на совершенствование профессионального труда. Основная цель повышения квалификации учителей состоит в том, чтобы установить соответствие между уровнем их готовности к реализации задач, стоящих перед школой, постоянно растущими социальными требованиями к его личности и деятельности, и уровнем современных научных знаний, составляющих основу управленческих процессов в системе образования.

Непрерывность профессионального образования педагога является необходимой предпосылкой развития его творческих способностей и условием постоянного развития индивидуального педагогического опыта. Если учитель занимает активную позицию и стремится к дополнительному образованию, то рост его профессионального мастерства идёт более интенсивно.

3. Работа в методических объединениях, творческих группах.Одним из важных условий формирования профессионального мастерства учителя является хорошо организованная в школе система методической работы, как части системы непрерывного образования.

4. Аттестация педагогического работника. Аттестация учителей проводится один раз в пять лет по личному заявлению педагога. Учитель сам определяет категорию и форму аттестации: демонстрация внеклассных занятий с учащимися,серии уроков,творческий отчет, «экзамен» по определенной программе, защита опытно-экспериментальной илинаучно-методическойразработки. Аттестация даёт учителю дополнительную мотивацию совершенствоваться в своём педагогическом мастерстве. Ведь известно, что именно мотивация призвана повышать качество работы, результативность, уровень предоставляемых услуг, улучшать микроклимат в учреждении, а также помогать в достижении профессиональных целей, давать положительную перспективу, подготавливать педагогические кадры для инноваций, повышать самоуважение и, в конечном счете, предотвращать отток специалистов.

5. Инновационно-педагогическая деятельность,освоение новых педагогических технологий. Инновационная педагогическая деятельность - основана на осмыслении практического педагогического опыта и ориентирована на изменение и развитие учебно-воспитательного процесса с целью достижения высших результатов, получение нового знания, формирование качественно иной педагогической практики. 3 Инновационная деятельность помогает педагогу не застаиваться на месте. Искать новые пути и решения старых вопросов и проблем. Знакомство с инновационной деятельностью помогает педагогу сделать проводимые занятия более разнообразными и интересными.

6. Участие в научно-педагогических исследованиях (обучение в магистратуре и аспирантуре, работа в составе экспериментальной группе под руководством ученого-педагога).Научно-исследовательская деятельность является ведущим фактором повышения педагогического мастерства учителя, так как она выводит профессиональную деятельность на уровень научного творчества и влияет на развитие устойчивой мотивации к постоянному профессиональному совершенствованию. Совершенствование педагогического мастерства осуществляется в процессе развития исследовательских умений и навыков: от творческого использования достижений современной психолого-педагогической науки к разработке и внедрению собственных приемов, методик, технологий в педагогическую деятельность.

Участие в профессиональных конкурсах дает учителювозможность: изучить опыт коллег, реализовать свой творческий потенциал, развить собственные способности, установить новые контакты на профессиональном уровне,повысить авторитет в педагогическом коллективе.

8. Трансляция собственного педагогического опыта. Передача накопленных знаний это своеобразный момент рефлексии. Учитель систематизирует свой опыт и знания, выделяет главные аспекты, в результате чего получается качественно новый продукт – статья, разработка, программа. Таким образом, передавая свой педагогический опыт, учитель не только зарабатывает педагогический авторитет, но и обновляет имеющиеся знания.

Все эти пути взаимосвязаны, ими нужно пользоваться регулярно, непрерывно, целенаправленно. Не стоит забывать, что не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Азаров, Ю.П. Тайны педагогического мастерства / Ю.П. Азаров. - М.: МПСИ, 2010. - 432 с.

    Беляев, В. И. Педагогика А.С.Макаренко: традиции и новаторство / В.И. Беляев. - М.: МИУПУ, 2006. - 516с.

    Котова, И. Б. Педагогическое взаимодействие / И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. - 298с.

    Неудахина, Н.А. Основы педагогического мастерства / Н.А. Неудахина. - Барнаул: АлтГТУ, 2012. - 152 с.

    Сластенин, В.А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - М.: Академия, 2009. - 510с.

    Хозяинов, Г.И. Педагогическое мастерство преподавателя / Г.И. Хозяинов.- М.: Высш. шк.,2010. - 201с.

1 Беляев В. И. «Педагогика А.С.Макаренко: традиции и новаторство». - М.: МИУПУ. 2006. С.312.

2 Неудахина Н.А. «Основы педагогического мастерства». - Барнаул: АлтГТУ. 2012. С. 64.

3 Азаров Ю.П. «Тайны педагогического мастерства». - М.: МПСИ. 2010. С. 211.

  • 5. Музыкальные способности, их структура, факторы формирования и развития.
  • 6.Формирование и развитие музыкальных способностей
  • 7.Креативность-
  • 8.Социально-педагогическая хар-ка художественной деятельности человека.
  • 9. Диагностика музыкальных способностей: приемы, способы, методика.
  • 10. Тесты креативности как метод диагностики творческих способностей
  • 11. Идеи музыкально-эстетического воспитания в древние времена (до 5 в.)
  • 12. Музыкальное воспитание в эпоху Средневековья
  • 13. Музыкальное воспитание на территории Европы в эпоху Возрождения
  • 14. Музыкальное воспитание на территории Европы в эпоху Просвещения
  • 15. Музыкально-эстетическое воспитание в западно-европейских государствах и России в 19-20вв
  • 16. Музыкально-эстетическое воспитание на белорусских землях в эпоху Возрождения и Просвещения
  • 17. Современные системы профессионального музыкального образования и музыкального воспитания в Белоруссии.
  • 5)Система повышения квалификации (Бел. Ипк).
  • 18. Современные мировые системы музыкального воспитания и образования.
  • 19. Закономерности и принципы музыкального образования и воспитания.
  • 20. Цели и задачи музыкального образования и воспитания.
  • 21. Содержание музыкального образования, его структура
  • 22. Методы музыкального обучения, их классификация и использование в профессиональной деятельности педагога-музыканта.
  • 23. Метод проблемного обучения.
  • 24. Средства музыкального обучения и их классификация.
  • 25. Формы организации изучения музыкальных дисциплин. Типы и виды уроков музыки.
  • 26. Типовая структура традиционного урока музыки на начальной ступени обучения и мотивация ее изменения.
  • 27. Контроль и оценка специальных художественных знаний, умений и навыков учеников на начальной ступени обучения.
  • 28. Основные требования к современному уроку музыки. Реализация межпредметных связей в процессе музыкального обучения на начальной ступени образования.
  • 30. Содержание, структура и пути формирования педагогического мастерства педагога-музыканта.
  • 31. Реализация общепедагогических и специальных способностей педагога-музыканта в различных видах профессиональной деятельности.
  • 32. Педагогическая техника, как форма организации поведения педагога-музыканта в учебно-воспитательном процессе.
  • 33. Понятие и эффективность педагогического взаимодействия на уроках музыки.
  • 2.Монологический
  • 34. Педагогический такт педагога-музыканта и условия его развития.
  • 35. Убеждение как способ коммуникативного воздействия педагога-музыканта на обучающихся
  • 36. Педагогическое общение, его функции и стили
  • 37. Внушение как способ коммуникативного воздействия педагога
  • 38 Сущность и структура музыкальности
  • 39. Специфика музыкально-педагогической деятельности
  • 40. Принципы педагогики сотрудничества в профессиональной деятельности педагога-музыканта.
  • 41. Научная организация труда педагога-музыканта и культура педагогического труда
  • 43. Воплощение педагогического мастерства педагога-музыканта.
  • 44. Пути формирования педагогического мастерства педагога-музыкантата (пм)
  • 45.Техника речи педагога-музыканта
  • 47. План анализа урока по музыкальным дисциплинам
  • 48. Типы моно-уроков в музыкальном обучении
  • 49. Принципы музыкального обучения, их классификация
  • 50. Музыкальное обучение и его функции
  • К объективным относятся: технология отношения, личность воспитанника.

    К субъективным: педагогическая техника, культура чувств, влияние личности и авторитета педагога. Основные компоненты пед. мастерства :

    1.гумманистическая направленность личности педагога будет проявляться в идеалах, интересах, ценностных ориентациях, которые будут обеспечивать гуманистическую направленность всей деят-сти педагога. Гуманизм проявляется в следующих положениях: - опора на все доброе, что есть в воспитаннике; - недопустимость оскорбления или унижения личности; - отсутствие унижающей критики, иронии, грубых оценочных суждений.

    2.Профессиональные знания выступают как фундамент пед. мастерства и должны переплетаться со знаниями в смежных областях. Выступают в виде осн. звеньев: - спец. знания; - знания педагогики и психологии; - знание методики изложения материала.

    3.Педагогические способности указывают на особенности протекания психологических процессов, которые содействуют успешности пед. деят-сти, умение чувствовать ученика, интуиция и т.д.

    4.Педагогическая техника – учение управлять своим поведением, мимика, пантомимика, настроение, культура речи, постановка голоса, красота языка, умение воздействовать на личность и коллектив. Пед. такт позволяет регулировать взаимоотношения людей, мера целесообразности воздействия педагога на своих воспитанников. Стиль общения: демократический, авторитарный, либеральный.

    Пути формирования: 1. самообразование, развитие, воспитание. 2. регулярное повышение квалификации.

    31. Реализация общепедагогических и специальных способностей педагога-музыканта в различных видах профессиональной деятельности.

    Успешность процесса обучения зависит от педагогических способностей педагога. В отличие oт любой деятельности, где человек имеет дело с неживыми объектами, каждый педагог находятся в большой зависимости от объекта своего труда, т.е. обучающихся. Преподавание - сложный психический акт творческого характера. Поэтому во всякой педагогической деятельности всегда можно выделить прямые, непосредственные результаты - то, что усвоил ученик, и отдаленные результаты - то, как процесс обучения и воспитания сказался на формировании личности, ее убеждениях, выборе профессии, самом профессиональном уровне, личной жизни. Виды муз.-пед. деятельности : 1.Педагогическая. 2.Исполнительская. 3.Исследовательская. 4.Музыковедческая. 5.Методическая. 6.Просветительская.

    Все эти виды деятельности должны ориентироваться на творческий хар-р осуществления, что связано с пед. одаренностью. Структура пед.одаренности :

    1 .Дидактические способности – способность выражающаяся в потребности передать знания другим лицам и нахождения способов их усвоения. Педагогич. одаренность не всегда сочетается с большим исполнительским дарованием и мастерством. Вместе с тем, осмысление своих умений – причина и залог совершенствования собственного исполнительского мастерства. Дидактические способности в муз. педагогике выступают: - в последовательном обобщении теории и практики; - в сложном комплексе педагогических качеств педагога, в который входит умение сочетать в своей речи, показ и объяснении доступность с занимательностью, убедительность с увлеченностью музыкой. 2 .Перцептивные способности – способность педагога воспринимать и понимать психологию уч-ка, которая помогает определить познавательные, эмоциональные, технические и эстрадные его качества. Основой перцептивной способности является: педагогическая наблюдательность – необходимый компонент пед. одаренности. 3 .Конструктивные способности – это способность предвидеть и проектировать развитие уч-ка. Они позволяют планировать и направлять муз.-исполнит. развитие уч-ка. Конструктивные способности сочетаются с такими чертами личности, как самостоятельность и независимость мышления. как и во всех видах творчества в пед. процессе исключительную роль играет интуиция.

    4 .Экспресс способности – это способность убеждать и вести за собой уч-ков. С накоплением пед. опыта возникает уверенность в своих действиях, вкус к поискам новых методов обучения и смелость в их осуществлениях. Личные качества педагога, его авторитет – это основа психологического воздействия на уч-ка. почвой, необходимым условием функционирования суттестивных способностей педагога является восприимчивость и внушаемость тех, на кого они направлены. 5 .коммуникативные способности – это способность к общению. Пед. процесс – это процесс двусторонний. Его продуктивность тем выше, чем лучший контакт образуется у педагога с уч-ся. В структуру личности педагога входят и такие противоположные качества как пед. воля и комформизм (уступчивость). При отсутствии педагогической воли самые талантливые замыслы остаются нереализованными. важным компонентом коммуникативный способностей является пед. такт (прикосновения). К пед. способностям относятся и организаторские способности и артистизм педагога. Для успехов в пед. деят-сти необходимо кроме одаренности владеть определенными умениями и навыками. Пассивный путь их приобретения – это накопление пед. опыта.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    хорошую работу на сайт">

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Педагогическое мастерство и пути его формирования

    Москва 2010

    педагогический преподаватель учебный воспитательный

    Список литературы

    1. Педагогическое мастерство и его значение. Особенности педагогического мастерства

    Педагогическое мастерство -- это высокий уровень профессиональной деятельности преподавателя. Внешне оно проявляется в успешном творческом решении самых разнообразных педагогических задач, в эффективном достижении способов и целей учебно-воспитательной работы.

    Его более конкретными внешними показателями являются: высокий уровень исполнения, качество работы преподавателя; целесообразные, адекватные педагогическим ситуациям действия преподавателя; достижение результатов обучения, воспитания, самостоятельной работы студентов; развитие у них способности самостоятельно учиться, добывать знания, привлечение к самостоятельному проведению научных исследований.

    С внутренней стороны педагогическое мастерство -- это функционирующая система знаний, навыков, умений, психических процессов, свойств личности, обеспечивающая выполнение педагогических задач. В этом плане педагогическое мастерство -- выражение личности преподавателя, его возможностей самостоятельно, творчески, квалифицированно заниматься педагогической деятельностью.

    Внутренняя сторона педагогического мастерства включает знания, навыки, умения, профессионально важные качества преподавателя, положительное отношение к педагогическому труду, интерес и любовь к нему, педагогические и организаторские способности, адекватные требованиям профессии черты характера, проявления темперамента, особенности психических процессов, психологическую готовность (длительную и ситуативную) к деятельности.

    Поскольку воспитание, обучение, руководство выступают в деятельности преподавателя в единстве, педагогическое мастерство имеет своей психологической основой систему знаний, навыков, умений, профессионально важных качеств, необходимую для успешного и творческого решения задач воспитания, обучения, управления умственной деятельностью студентов и организации их самостоятельной работы.

    Знания, нужные преподавателю вуза, можно подразделить на две группы.

    В одну из них можно отнести:

    1. Знания основ марксистско-ленинской теории;

    2. Знания по своему предмету;

    Психологические знания (знания сути и условий формирования у студентов психических процессов, свойств личности, социально-психологических явлений, психологических особенностей деятельности студентов и педагогов);

    Педагогические знания (знания целей, законов, закономерностей, принципов, методов воспитания и обучения студентов, знания по методике преподавания своего предмета).

    В третьем номере «Вестника высшей школы» за 1974 г. была помещена статья М.В. Потоцкого «О психологических основах математического курса», в которой он пишет, что умение преподавателя пользоваться знаниями психологии становится проблемой номер один вузовского обучения. Естественно, психология должна выступать не вместо математики, а в помощь ей. Знакомство математика с характером мышления студента, с возможностями его памяти и т. д. поможет понять, какой способ изложения окажется для студента более приемлемым, какой уровень требований будет ему доступен, какие разъяснения ему дать, какие примеры привести, чем заинтересовать и т. д., т. е. это позволит выбрать из многих путей изложения математики наилучший. Другую группу знаний составляют:

    Знания по вопросам теории управления и руководства учебным процессом в вузе;

    Знания по смежным научным дисциплинам (для преподавателя педагогики смежными дисциплинами будут психология, физиология; для преподавателя философии -- психология, логика, этика и др.);

    Знания основных достижений науки и техники, литературы и искусства.

    Первая группа знаний необходима в постоянной деятельности преподавателя, вместе с тем она обеспечивает эффективность применения второй группы, которая, в свою очередь, способствует более творческому и глубокому использованию, особенно в воспитательных целях, первой группы знаний.

    Каждое занятие, выступление преподавателя требуй ют от него не просто воспроизведения знаний, но их известной трансформации, обобщения, переработки, использования с учетом конкретных условий (темы, аудитории, достижения проблемности в обучении и т. д.), что невозможно без творческого мышления, воображения, внимательности и наблюдательности.

    «Мастер педагогического дела,-- пишет В.А. Сухомлинский,-- настолько хорошо знает азбуку своей науки, что на уроке, в ходе изучения материала, в центре его внимания не само содержание того, что изучается, а ученики, их умственный труд, их мышление, трудности их умственного труда».

    Навыки преподавателя -- это автоматизированные компоненты его педагогической деятельности, действия; достигшие высокой степени совершенства и не требующие особых усилий и сосредоточения внимания при их осуществлении.

    Важнейшими навыками преподавателя являются:

    Навыки изучения студентов, их деятельности, состояний и качеств, взаимоотношений в коллективах, успехов, достижений, трудностей, ошибок в учебе и т. д. Сюда относятся навыки наблюдения за поведением аудитории и отдельных студентов, за внешним выражением внимания, усталости, заинтересованности и т. п.;

    Навыки подготовки и проведения различных форм занятий (навыки изучения литературы, составления и использования конспектов, навыки распределения внимания, оценки времени и т. д.);

    Речевые навыки (построение фраз, свободное использование выразительных средств языка, произношения, ударений);

    Навыки управления коллективной и индивидуальной деятельностью студентов (управление вниманием, мышлением, психическими состояниями), навыки организаторские (поддержание дисциплины, распределение заданий и т. д.);

    Навыки высококультурного внешнего поведения (владение позой, жестом, мимикой, выражением глаз, педагогическим тактом в обучении и т. д.).

    Навыки преподавателя -- это одно из условий его творчества. При недостатке навыков, например, у начинающих преподавателей во время выступлений может возникать психическая напряженность, скованность или неупорядоченная активность. Навыки изложения, по заключениям опытных профессоров, очень близки к навыкам артиста.

    Умения преподавателя (прежде всего сложные, а не начальные) проявляются в правильном использовании знаний и навыков, особенно в новых и сложных педагогических ситуациях. Умения позволяют на основе приобретенных знаний и навыков выполнять определенные виды деятельности в изменяющихся условиях. Чем совершеннее умения преподавателя, тем свободнее он владеет различными действиями, из которых складывается его педагогическая деятельность.

    К числу основных умений преподавателя следует отнести следующие:

    умение передавать знания, доходчиво излагать материал, контролировать и оценивать результаты труда обучаемых и своего собственного труда;

    умение формировать навыки, качества студентов, учитывать индивидуальные и другие их особенности;

    Умение управлять умственной деятельностью студентов, организовывать их самостоятельную работу и самовоспитание;

    Умение владеть собой, своим психическим состоянием, внешним выражением эмоций и чувств, проявлять педагогический такт и другие.

    Преподавателю приходится оказываться в сложных ситуациях и решать на занятиях нелегкие педагогические вопросы. Возникают они неожиданно, и от того, как быстро они будут решены, зависит очень многое.

    Как-то раз молодой преподаватель в начале занятия раздал проверенные контрольные работы и стал отвечать на вопросы студентов. К его столу подошла студентка и спросила, почему у нее за контрольную работу стоит двойка. Преподаватель ответил ей и стал беседовать со второй студенткой. Вдруг первая громко заявила, что она не согласна с двойкой и не уйдет от стола, пока не получит положительную оценку. Студенты засмеялись и стали ожидать ответа преподавателя, а он взглянул на нее мельком и... вернулся к прерванной беседе. Трудно сказать, почему студентка села на место. Возможно, подействовал смех или повлияла реакция преподавателя, вернее, ее заметное внешнее отсутствие, во всяком случае инцидент был исчерпан. Видимо, в данной ситуации преподаватель нашел правильное решение.

    После занятия преподаватель поделился с коллегами своими впечатлениями. Один из них сразу сказал, что отчитал бы студентку как следует. Неизвестно, чем бы это кончилось, возразил другой, такая студентка в долгу бы не осталась, и добавил, что он разрешил бы ей стоять, но обратил бы ее внимание, что, стоя у стола, она будет заслонять доску, а вот если отойдет к стенке или пройдет в угол, то там она никому мешать не будет и может стоять сколько угодно. Третий выразил недовольство тем, что осуждают только студентку: преподаватель, по его мнению, сам создал условия для срыва, раздав контрольные работы в начале занятия, а не в конце; кроме того, своим предыдущим поведением он, очевидно, дал повод к такой выходке.

    Этот пример является иллюстрацией различных путей решения педагогической задачи. Знания, навыки, умения преподавателя составляют систему и проявляются в зависимости от его индивидуальных особенностей. Причем эта зависимость настолько велика, что качества и черты личности могут определять уровень мастерства. В чем конкретнее обнаруживается эта зависимость?

    Прежде всего, в том, что без коммунистической направленности, марксистско-ленинского мировоззрения преподавателя немыслим его успех как воспитателя, учителя, наставника. Интересно вспомнить, что А.В. Луначарский в 1919 г. говорил, что он не представляет себе педагога, который бы не был социалистом.

    Мастерство достижимо только при положительной мотивации деятельности преподавателя: интерес, чувство ответственности и др. Большое значение имеют такие черты характера, как самостоятельность, организованность, честность, трудолюбие, наблюдательность, внимательность, находчивость, выдержка.

    Мастерство невозможно без способностей диалектически обрабатывать учебный материал, вносить в учебную работу что-то необычное, новое, интересное, доступно и выразительно объяснять и излагать учебные вопросы, адекватно педагогической цели пользоваться экспрессией, правильно воспринимать и оценивать поведение учащихся, уметь убеждать, внушать и требовать. А.М. Данченко показал в своем исследовании педагогических способностей, что педагогу для успеха нужны: педагогическое воображение, мышление, такт, требовательность, чуткость, самокритичность.

    Как связаны между собой уровень мастерства и темперамент преподавателя?

    Исследования советских психологов позволяют утверждать, что темперамент влияет на способы, стиль деятельности педагога, но это не является препятствием для достижения им мастерства 30. Другими словами, преподаватели с разными темпераментами могут стать мастерами педагогического труда.

    Таким образом, педагогическое мастерство -- это своеобразное выражение не только знаний, навыков, умений, но и развитых в соответствии с требованиями профессии психологических процессов, состояний и свойств личности.

    Следует особо выделить и несколько подробнее охарактеризовать такую существенную часть педагогического мастерства, какой является владение педагогической техникой и педагогическим тактом.

    Педагогическая техника -- это совокупность способов и приемов, повышающих эффективность применяемых принципов, средств и методов воспитания и обучения. К.С. Станиславский говорил, что мало таланта -- нужна техника. Преподаватель обязан обладать безупречной техникой речи. Помимо широкого диапазона как по высоте, так и по силе используемых в разговоре звуков, преподаватель должен иметь четкую дикцию, приятный тембр и выразительность речи. Во время проведения занятий преподаватель, как правило, говорит громче обычного. Интенсивность голоса здорового педагога обычно находится в пределах 65--74 децибел.

    Речь преподавателя должна отличаться четкостью, выразительностью, ясностью и доступностью изложения. Слишком громкая, крикливая речь не способствует мобилизации внимания учащихся, студенты начинают вести посторонние разговоры, вообще внимание их больше отвлекается.

    Негромкая речь создает более деловую обстановку, заставляет студентов лучше слушать преподавателя. Кроме того, она дает возможность в отдельных случаях повышать тон, и получающийся контраст привлекает внимание учащихся. Такая речь дает богатую возможность различных интонаций, что делает ее более выразительной.

    Индивидуальные границы выносливости голоса весьма различны. Некоторые лица выдерживают без утомления разговор в течение многих часов ежедневно. У других через 2--3 часа непрерывного разговора появляется охриплость, болевые ощущения в области горла и спазмы. Причиной этого может являться врожденная неполноценность органов речи или общее ослабление организма. Но нельзя думать, что голос преподавателя остается неизменным, что его нельзя тренировать и развивать. Задача каждого преподавателя состоит в тренировке голоса, правильной постановке его.

    Большое значение педагогической технике придавал А.С. Макаренко. Он писал: «Не может быть хорошим воспитателем тот, который не владеет мимикой, который не может придать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение. Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент и чего не хочет».

    Педагогический такт преподавателя -- это целесообразность его действий и поступков во взаимоотношениях со студентами. Проявляется он в правильном подходе к аудитории, к отдельным студентам, в умелом учете их состояния, в соблюдении меры требовательности. Такт несовместим с высокомерием, барством, зазнайством, черствостью, формализмом, недоброжелательностью. Для педагогического такта нужны гуманизм, уважение другого, чуткость, справедливость, оптимизм, естественность, искренность, внимательное отношение к студентам.

    К.Д. Ушинский говорил, что педагогический такт, без которого воспитатель, как бы он ни изучал теорию педагогики, никогда не будет хорошим воспитателем-практиком, есть, в сущности, не более как такт психологический.

    Преподавателю следует считаться с тем, что студенты высоко ценят не только новую и глубоко научную мысль, но и смелое, правдивое, острое слово, порою касающееся и самих студентов, их научного роста, морального облика, отношения к учебной и общественной работе, производственной практике и другим своим обязанностям. Они с большим вниманием выслушивают справедливую, даже резкую критику в свой адрес, особенно если она исходит от уважаемого ими преподавателя.

    Таким образом, педагогическое мастерство основано на системе знаний, навыков, умений, тесно связанных с профессионально важными качествами преподавателя, позволяющими ему осуществлять свою деятельность на высоком уровне исполнения и эффективно достигать целей воспитания и обучения студентов.

    2. Пути формирования педагогического мастерства

    А.С. Макаренко утверждал, что педагогическое мастерство не является свойством лишь талантливых людей. Педагог достигает мастерства через несколько лет работы. Как ускорить процесс достижения педагогического мастерства, как его формировать у будущих преподавателей, начавших педагогическую деятельность в вузе?

    Предпосылками этого является профориентация, правильный выбор будущим преподавателем своей профессии, научно обоснованный отбор претендентов на педагогическую работу, а также, и это надо подчеркнуть, овладение системой необходимых знаний, навыков, умений, формирование профессионально важных качеств, способностей и готовности к труду в вузе.

    З.Ф. Есарева приводит интересные данные, связанные с педагогическим мастерством преподавателей. У профессоров и доцентов на самом высоком уровне находятся умения планировать свой курс с учетом специальности студентов и устанавливать связи между ним и смежными науками. Оба умения являются результатом глубокого и всестороннего знания своего предмета и смежных научных дисциплин. У профессоров на более высоком уровне, чем у доцентов и ассистентов, находится умение соотнести преподаваемый материал с развитием личности студентов, менее всего оно сформировано у ассистентов, и это свидетельствует о том, что они менее успешно реализуют государственную цель воспитания будущих специалистов. С низким уровнем этого умения соотносится и низкий уровень умения ассистентов определять наиболее рациональные виды деятельности студентов и руководить их самостоятельной работой.

    Сравнительный анализ степени сформированности различных проектировочных умений у преподавателей разного уровня опытности показал, что труднее других формируются умения постоянно соотносить свою педагогическую деятельность с конечной целью обучения и воспитания в вузе. В восприятии реакции студентов на свое преподавание профессора уступают доцентам и ассистентам. Возможно, сказывается некоторый стереотип в педагогической деятельности, все труднее преодолеваемый с ростом стажа и увеличением возраста преподавателя.

    Собственно конструктивная деятельность вузовского преподавателя связана с предварительным обдумыванием будущего педагогического процесса, а также с осуществлением конкретной задачи на каждом занятии.

    Данные исследований показывают, что профессора больше внимания уделяют отбору и композиции теоретического материала, выделяют в нем узловые понятия и закономерности и меньше внимания -- методике преподнесения материала, не всегда предвидят наступление утомления у студентов.

    Развитие педагогического мастерства, его рост зависит от особенностей личности и характеризуется переходом от простого приложения знаний в ходе решения педагогических задач (начальный уровень) к активному и инициативному их воплощению на основе глубокого изучения конкретных условий преподавания своего предмета, состояний, опыта и качеств студентов (второй уровень). И далее обычно наступает педагогическое творчество, самостоятельность, оригинальность, наиболее оптимальное использование своих возможностей и возможностей студентов (третий уровень).

    Формирование педагогического мастерства вузовского педагога связано с постоянным совершенствованием научного содержания и методики лекций, накоплением опыта проведения семинаров, практических занятий и т. д. Немалую роль играет глубокое понимание потребностей студентов, умение вызвать к себе доверие и расположение.

    Мастерство преподавателя вуза формируется успешнее, если овладение теоретическим арсеналом советского педагога, необходимыми навыками, умениями, педагогической техникой, тактом сопровождается созданием в сознании из наглядных и понятийных элементов целостного образа мастера педагогического труда. «Я часто спрашиваю себя, оставаясь наедине со своей совестью,-- пишет А.А. Космодемьянский,-- имею ли я право называться педагогом высшей школы в великом научно-нравственном смысле, именуемом кратко Учитель? И я воскрешаю в своем воображении моих лучших наставников, отбирая и синтезируя их педагогические находки и открытия, рисую мысленно облик настоящего Учителя.

    Я уверен, что для Учителя обязательно новаторство. Эта новь может возникать и вырастать из глубины понимания данной науки, из творческого вклада и большого интеллектуального содержания личности ученого-педагога, из умения увлечь к вершинам науки и показать те «белые пятна», исследование которых Учитель доверяет и поручает своим ученикам. Я думаю, что, поднимаясь на кафедру и общаясь с молодой студенческой аудиторией, Учитель должен искренне верить, что среди его слушателей есть высокоодаренные личности, более способные к данной науке, чем он сам. Учитель должен внести в аудиторию страстность и взволнованность подлинного творческого вдохновения, теплоту и любовь своего сердца. Нужно уметь увидеть задатки и способности учеников, подаренные им природой, и пробудить их желание к самостоятельным действиям (т. е. конкретному научному размышлению), вызывающим быстрый рост и совершенствование талантливой человеческой личности. Учитель должен знать, что среди студенческой молодежи всегда есть и «Платоны» и «быстрые разумом Ньютоны», рожденные на земле российской, и его наиважнейшая задача состоит в том, чтобы разбудить их интеллект, убедить поверить в свои таланты и призвание, а также постараться сделать для них ежедневный, систематический труд высшим наслаждением. Учитель -- человек развитого, тренированного размышлениями ума, большой любви к человечеству, и в частности к своему студенту -- одному (но со своими специфическими чертами) из миллионов нашей учащейся молодежи».

    Сравнение себя и своих реальных действий с таким образцом, установление сходства и различия, внесение поправок в свою деятельность -- одна из предпосылок самосовершенствования и формирования педагогического мастерства. Таким образцом может быть пример авторитетных преподавателей -- мастеров педагогического труда, выдающихся педагогов -- А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др.

    Для развития речи преподавателя требуется анализ образцов речи выдающихся ораторов и записей на магнитофоне своих выступлений, увеличение активного запаса слов, совершенствование произношения, внимание к языку своего предмета. Особо важным фактором формирования педагогического мастерства является активная деятельность как будущего преподавателя, так и самого преподавателя, изучение ими психологической, педагогической, методической литературы, знакомство с трудами К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева и др.

    Сравнение работы опытных преподавателей с работой молодых показывает, что становление личности вузовского педагога и повышение эффективности его деятельности теснейшим образом связано с ростом его знаний в области педагогики и психологии, психолого-педагогическим осмыслением личного опыта преподавания и опыта других преподавателей.

    Вполне обоснованно в приказе министра высшего и среднего специального образования СССР «Об улучшении подготовки кадров с университетским образованием и о повышении роли университетов в системе высшей школы» в целях повышения теоретического уровня преподавания общественных, гуманитарных, естественных и других наук в вузах, независимо от их ведомственной подчиненности, комплектование кафедр предлагается производить, как правило, из числа лиц, имеющих университетское образование или ученую степень по соответствующей специальности. Это значит, что следует обратить самое серьезное внимание на теоретическую подготовку будущих преподавателей, которые должны хорошо знать психологию, педагогику, владеть методикой преподавания соответствующих дисциплин в вузе.

    Много дает для роста преподавателей работа кафедрального коллектива по совершенствованию педагогического мастерства. А.С. Макаренко отмечал, что настоящим мастером своего дела воспитатель, как правило, становится только в хорошем педагогическом коллективе.

    В коллективе происходит взаимное обогащение педагогическим опытом, уточнение способов решения педагогических задач. Этому способствуют заседания кафедры, методических комиссий, посещение и разбор лекций, методические конференции, семинары и т. д.

    В некоторых вузах функционирует семинар психолого-педагогических знаний, рассчитанный на 72 часа в год. В настоящее время возросла роль курсов переподготовки преподавателей вузов. В передовой статье «Вестника высшей школы» (1974, № 4) подчеркивается, что в условиях бурного научно-технического прогресса непрерывно возрастает значение периодической переподготовки научно-педагогических кадров. Государственная система повышения их квалификации стала сегодня непременным элементом жизни высшей школы. Новым звеном в этой системе стали семинары руководящего состава вузов -- ректоров и проректоров, а также заведующих кафедрами.

    В заключение надо подчеркнуть значение индивидуального подхода, учета индивидуальных особенностей будущего преподавателя (самим преподавателем) для повышения его педагогического мастерства, ускоренного формирования положительных черт, от которых зависит компенсация недостатков в педагогическом труде.

    Таким образом, для формирования педагогического мастерства необходимо овладение суммой знаний, навыков, умений, развитие профессионально важных качеств личности, что достигается в процессе активной деятельности, самостоятельной работы, накопления преподавательского опыта, проведения специальных мероприятий в масштабе кафедры, вуза и т. д.

    Список литературы

    1. Педагогика и психология высшей школы. Серия “Учебники, учебные пособия”. Ростов-на-Дону: “Феникс”, 1998.

    2. В.М. Рогинский. Азбука педагогического труда. М.: Высшая школа, 1990.

    3. Слагаемые педагогического мастерства. М.И. Станкин, 1996.

    4. Основы педагогического мастерства. Под ред. И.А. Зязюна. Киев: Вища школа, 1987.

    5. «Вестника высшей школы», № 3, 1974 г.

    6. Сухомлинский В.А. «О воспитании», 1973 г.

    7. Макаренко А.С. «Методика организации воспитательного процесса».

    Размещено на Allbest.ru

    ...

    Подобные документы

      Педмастерство учителя как комплекс свойств личности педагога. Педагогическое общение и приемы его оптимизации. Речь как основное средство педагогического взаимодействия. Мастерство и коммуникативность учителя в управлении учебно-воспитательным процессом.

      учебное пособие , добавлен 03.07.2011

      Проблема формирования педагогического мастерства преподавателя вуза, типы преподавателей. Особенность педагогической деятельности, связанной со спецификой её объекта, которым является человек. Проблема соотношения творчества педагога и алгоритма действий.

      статья , добавлен 08.10.2009

      Система работы К.Д. Ушинского. Педагогическое мастерство в понимании А.С. Макаренко. Особенности современной школы и ее влияние на формирование педагогического мастерства учителя. Типы профессиональных знаний. Роль женщины в воспитании и обучении детей.

      курсовая работа , добавлен 28.04.2014

      Понятие педагогического мастерства. Личные качества учителя-мастера. Речь педагога и его роль в профессиональной деятельности. Секреты педагогического мастерства. Ориентирование на календарно-тематические и поурочные планы при подготовке к занятиям.

      доклад , добавлен 27.08.2011

      Формирование артистизма как основа профессионального педагогического мастерства. Специфика педагогической работы. Быстрое и гибкое реагирование на возникающие педагогические задачи. Сопоставительная характеристика педагогического и актерского мастерства.

      реферат , добавлен 22.06.2012

      Специфика психолого-педагогического развития дошкольников. Классификация методов, применяемых в детской психологии. Методические рекомендации исследования уровня развития ребенка в ДОУ, их педагогическое значение для учебно-воспитательной работы.

      дипломная работа , добавлен 17.08.2015

      Даны сравнительные характеристики понимания педагогического мастерства тренера педагогов разного времени. Обозначена структура педагогического мастерства тренера. Широко представлена информация о педагогическом общении тренера-преподавателя.

      реферат , добавлен 22.06.2004

      Понятие оценки знаний, умений и навыков, дидактические цели и задачи данного процесса. Использование практических заданий при проверке знаний. Значение контрольно-оценочной самостоятельности младшего школьника. Особенности организации контроля достижений.

      курсовая работа , добавлен 16.12.2012

      Педагогическое общение в профессиональной школе, его условия. Влияние педагогического общения на уровень образования и воспитания обучающихся профессиональной школы. Применение моделей и технологий педагогического общения в учебно-воспитательном процессе.

      курсовая работа , добавлен 15.12.2010

      Этико-эстетические принципы организации взаимоотношений с детьми. Основные компоненты педагогического искусства. Сущность и сферы проявления педагогического мастерства. Воздействие, взаимодействие, стимулирование и торможение деятельности школьников.

    Развитие педагогического мастерства педагога

    А ннотация. В статье рассмотрены понятие «педагогического мастерства» и возможности развития педагогического мастерства учителя музыки в условиях внедрения образовательного стандарта.

    Ключевые слова: педагогическое мастерство, умение педагога, профессионализм, внедрение нового образовательного стандарта.

    Мастерство – это то, чего можно добиться, и как может быть известным мастер-токарь, прекрасным мастер-врач, так должен и может быть известным мастер-педагог, а насколько он овладеет мастерством – зависит от собственного напора и целеустремленности…

    А.С. Макаренко

    Быстрота происходящих в обществе изменений связана с высоким уровнем инновационных процессов в различных социально-экономических сферах, в том числе и в образовании. Введение Государственного образовательного стандарта основного общего образования предъявляет новые требования к личности учителя и уровню его мастерства. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, повышать профессиональный уровень, мастерство, т.к. от его профессионализма, компетентности зависит не только успешное обучение учащихся в школе, но и успешность в жизни.

    Феномен педагогического мастерства является одним из тех феноменов, без исследования которых невозможно говорить о таких важнейших категориях педагогики как педагогическая деятельность, профессионально-педагогическая компетентность. В разное время понятие педагогическое мастерство рассматривали в своих работах Ю. П. Азаров, Р. А. Валеева, И. А. Зимняя, И. Ф. Исаев, В. А. Кан-Калик, Я. Корчак, Л. И. Маленкова, А. С. Макаренко, А. И. Мищенко, В. А. Сластенин, В. А. Сухомлинский, Е. Н. Шиянов и др. Исследуя понятие «педагогическое мастерство», каждый из учёных акцентирует внимание на той или иной грани этого сложного феномена. С. И. Ожегов в словаре русского языка определяет «мастерство» как «высокое искусство в какой-либо области, а мастер - это специалист, достигший высокого искусства в своём деле».

    Цель статьи - предложить варианты развития педагогического мастерства учителя музыки в условиях внедрения образовательного стандарта.

    Исследования отечественных ученых показали, что не только опытом и стажем работы определяется уровень педагогического мастерства учителя. Важно сформировать гуманистическую направленность и педагогическую культуру, приобрести необходимые знания и умения, развить способности и овладеть педагогической техникой, сформировать себя как творческую педагогическую индивидуальность.

    Для того чтобы повысить свой творческий уровень, уровень компетентности, необходимо не только увеличить объём получаемой информации, количество используемых форм и методов работы, но и создать вокруг себя такие условия, которые будут систематически побуждать к самоанализу, саморазвитию. Конкурсы профессионального мастерства, открытые уроки и воспитательные мероприятия, выступления с докладами и сообщениями на заседаниях педагогических сообществ и методического объединения учителей, творческие вечера, участия в экспертных комиссиях, и апробации учебников рождают уверенность в собственных силах и ведут вперёд. Участия в разнообразных мероприятиях требует мобилизации внутренних ресурсов, точного расчёта времени, огромного психологического напряжения. На мой взгляд, все перечисленное выше представляется как праздник общения, плодотворная почва для профессионального и личностного роста, формирования творческого потенциала.

    Профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности, а этому способствуют курсы повышения квалификации, участие в вебинарах, массовых открытых онлайн-курсах и т.д. Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперёд, ведь труд учителя – это великолепный источник для безграничного творчества.

    Кроме того в палитру педагогического мастерства входят несколько компонентов по формированию предметных компетенций, в частности, на уроках музыки. Изучение образовательной отрасли «Искусство» должно обеспечить развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;

    Д. Аллен и К. Раин выделяли несколько приёмов в работе со школьниками. Одним из них является варьирование стимуляции учащегося, которое может выражаться в отказе от монотонной манеры изложения учебного материала, в свободном поведении учителя в классе. Кроме того можно использовать захватывающее начало, малоизвестные факты, оригинальные или парадоксальные формулировки проблемы и многое другое для привлечения интереса школьника. Не менее важным в формировании предметных компетенций на уроках музыки является подведение итогов занятия или его отдельной части. Значительную роль играют физкультминутки, невербальные средства коммуникации (взгляд, мимика, жест).

    В комплексе со всеми приёмами формирования компетенций активно помогает искусное применение системы положительных и отрицательных подкреплений. Отрицательное подкрепление - негативное отношение к ответу ребёнка (но не к нему самому) может заключаться в недовольной интонации или нахмуренных бровях. Положительный метод подкрепления (улыбка, доброе слово, похвала) достаточно эффективен и ведёт к закреплению у ребёнка последовательности действий, хороший, правильный ответ всегда ведёт к поощрению.

    Не менее важна в процессе формирования компетенций на уроках музыки и система постановки наводящих вопросов, вопросов проверочного характера, а также вопросов, подводящих учащегося к обобщению изученного учебного материала.

    Огромное влияние на формирование предметных компетенций оказывает стимулирование творческой активности посредством использования задач дивергентного типа. Специфика дивергентных задач заключается в том, что на один поставленный вопрос может быть не один, а несколько и даже множество верных ответов. Этот вид задач обычно квалифицируется как творческий и тесно связан с воображением. В ходе выполнения задач дивергентного типа у детей развиваются такие качества как оригинальность, гибкость, продуктивность мышления, лёгкость ассоциирования, сверхувствительность и другие качества и способности, необходимые в творческой деятельности на уроках музыки.

    Для выработки предметных компетенций весьма существенное значение имеет определение сосредоточенности внимания, степени включённости ученика в умственную работу по внешним признакам его поведения: двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания, появление чувства усталости.

    Не менее важны в практике формирования предметных компетенций использование иллюстраций и примеров, а также использование приёмов повторения.

    Музыкальное обучение невозможно свести к спонтанному знакомству с произведениями, ответами на вопросы и комментариям учителя. Современный урок музыки - это всегда сплав поэзии и творческого анализа, непосредственных музыкальных впечатлений и размышлений о музыке, восхищения вокальными и инструментальными произведениями. Учитель стимулирует совместный поиск нестандартных решений, вскрывающих смысл существования музыки в жизни каждого человека и общества в целом. Восприятие музыки – один из основных и важных видов деятельности на уроках музыки. Нет ничего скучнее, чем однообразие постоянное повторяющихся традиционных вопросов или заданий. На каждом уроке нужна проблема, новизна, неожиданность, интригующая ситуация, актуальная и доступная конкретному классу.

    На уроках музыки использую разные методы и приёмы активизации творческих проявлений, способствующих формированию предметных компетенций. Формы заданий, формирующих эти компетенции, весьма разнообразны: написание мини – сочинений, размышления о музыке, эссе. Интересны в работе описания музыкального образа после слушания музыки, придумывание названия произведения. Развивает творческую фантазию школьников приём «Рисуем музыку». Очень удобен в работе приём написания тестов, кроссвордов и ребусов по творчеству композиторов, на знание нотной грамоты, музыкального произведения и т.д. Хорошо воспринимаются школьниками различные вариации игровых форм работы (проведение музыкальных викторин, составление и проведение музыкально – дидактических игр). Использование смежных видов искусств активизирует процесс формирования предметных компетенций через инсценирование песни, её театрализацию, через использование ритмопластики.

    Из всего изложенного выше можно сделать вывод, что с переходом на новые стандарты образования особое внимание уделяется развитию творческого потенциала педагога, обладающего современным мышлением, знаниями информационных технологий и личностной культурой. Именно такой специалист может обеспечить внедрение инновационных технологий в воспитательно-образовательном процессе образовательного учреждения.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Гвалдин А. Ю. Педагогическое мастерство в наследии Я.Корчака и В. А. Сухомлинского// Педагогическое мастерство: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). - М.: Буки-Веди, 2015. - С. 29-33.

    2. Муляр Н. В., Черниговских Е. В., Емельянова Л. Н. Педагогическое мастерство в современных условиях развития образования// Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). - М.: Буки-Веди, 2014. - С. 171-173.

    3. Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под. ред. Шведовой Н. Ю. - М.: Советская энциклопедия, 1973. – 928 с.

    4. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учебное пособие/ Под ред. Л.К. Гребенкиной, Л.А. Байковой. – М., 2001. – С.218.

    5. Стекленева С. Ю. Влияние конкурсов педагогического мастерства на развитие творческого потенциала личности учителя географии// Молодой ученый. - 2011. - №8. Т.2. - С. 136-138.